Доплата к пенсии на детей до 18 лет в украине

Пенсии в Украине назначаются в соответствии с Законом о пенсионном страховании.

Кроме того, есть категории лиц, которым пенсии назначаются с учетом норм отдельных статей других законов. Это — научные работники, госслужащие, прокуроры, должностные лица органов местного самоуправления и т. п. К пенсиям устанавливаются доплаты, надбавки, повышения, целевая денежная помощь, предусмотренные разными законодательными актами. Какие именно доплаты устанавливаются к пенсиям и кто имеет на них право, рассмотрим в этой статье.

Доплаты к пенсиям независимо от их вида и закона, по которому они назначены

Повышения и доплаты ко всем пенсиям независимо от закона, по которому они назначены:

  • повышения в соответствии с законами № 1584 и № 3551;
  • пенсия за особые заслуги перед Украиной (как надбавка к пенсии);
  • повышения за проживание на загрязненной вследствие Чернобыльской катастрофы территории;
  • дополнительная пенсия лицам, отнесенным к участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и пострадавшим категорий 1, 2, 3 (лицам, отнесенным к пострадавшим категории 4, эти выплаты устанавливаются к пенсиям (независимо от вида и закона, по которому пенсии назначены) только в период проживания или работы на территории усиленного радиологического контроля);
  • увеличение пенсий за проживание в горных населенных пунктах в соответствии с Законом № 56/95;
  • надбавки в соответствии c Законом о донорстве;
  • целевая денежная помощь в соответствии с Законом № 1603;
  • компенсационная выплата в соответствии со ст. 52 Закона № 796;
  • государственная социальная помощь на уход в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 1727 (органы пенсионного фонда такую помощь выплачивают инвалидам войны, органы социальной защиты населения — другим инвалидам).

Надбавки отдельным категориям пенсионеров

Есть надбавки и повышения, прямо предусмотренные отдельными пенсионными законами или постановлениями, которыми четко определено, что эти надбавки устанавливаются к пенсиям, исчисленным по конкретно указанным законам. Это, в частности, касается надбавки на уход одинокому инвалиду или пенсионеру, нуждающемуся в постоянном уходе, и надбавки на нетрудоспособного иждивенца неработающим пенсионерам и повышения репрессированным (реабилитированным) гражданам и членам их семей, принудительно переселенным.

Разделом ХV Закона о пенсионном страховании предусмотрено, что до принятия соответствующего закона к пенсиям, предусмотренным этим Законом, устанавливаются надбавки и осуществляется их повышение согласно Закону о пенсионном обеспечении. Указанные надбавки и повышения устанавливаются в размерах, фактически выплачиваемых в день вступления в силу этого Закона с дальнейшей индексацией в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения.

К пенсии за выслугу лет, назначенной согласно Закону о прокуратуре, устанавливаются надбавки на содержание нетрудоспособных членов семьи и на уход за одиноким пенсионером в установленных законодательством размерах.

Постановлением № 654 установлено, что:

  • неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении детей до 18 лет, надбавка к пенсии по возрасту, по инвалидности и за выслугу лет, предусмотренная Законом о пенсионном обеспечении, Законом № 2262, выплачивается в размере 150 грн. на каждого ребенка;
  • гражданам, необоснованно подвергшимся политическим репрессиям и со временем реабилитированным, к пенсии либо ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, выплачиваемым вместо пенсии, повышение (установленное п. «г» ст. 77 Закона о пенсионном обеспечении) проводится в размере 54,4 грн., а членам их семей, принудительно переселенным, — 43,52 грн.;
  • инвалидам I группы, одиноким инвалидам II группы, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или достигшим пенсионного возраста, одиноким инвалидам III группы, достигшим пенсионного возраста, одиноким получателям пенсий по возрасту и за выслугу лет, нуждающимся в постоянном постороннем уходе и получающим пенсию в соответствии с Законом о пенсионном страховании и Законом № 2262 (кроме лиц, получающих государственную социальную помощь на уход согласно Закону № 1727), выплачивается надбавка на уход в размере 50 грн.

Членам семей шахтеров, смерть которых наступила вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, к пенсии в связи с потерей кормильца предоставляется доплата в размере прожиточного минимума (с 01.10.2012 г. — 856 грн.), установленного для лиц, утративших трудоспособность (ст. 7 Закона № 345).

Как правило, размеры надбавок или повышений, на которые имеет право пенсионер, определены в процентах к прожиточному минимуму, установленному для лиц, утративших трудоспособность (с 01.10.2012 г. — 856 грн.). Надбавка почетным донорам устанавливается в размере 10% утвержденного прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц (с 01.10.2012 г. — 1060 грн. х 10% = 106 грн.).

Пенсии за особые заслуги перед Украиной устанавливаются соответствующими комиссиями. Размер таких надбавок определяется в зависимости от заслуг лица в процентах к прожиточному минимуму, установленному для лиц, утративших трудоспособность.

Документы, которые следует представлять для установления доплат

Пунктом 13 Порядка № 22-1 предусмотрено, что при назначении к пенсиям надбавок, помощи, дополнительной пенсии, компенсации и повышения предоставляются следующие документы:

  • о нахождении на содержании заявителя нетрудоспособных членов семьи — справки жилищно-эксплуатационных или других организаций с места жительства (регистрации) или справки органов местного самоуправления о нахождении на содержании или о совместном проживании с заявителем;
  • о признании заявителя ветераном войны, лицом, на которое распространяется действие Закона № 3551, либо лицом, имеющим особые заслуги перед Родиной (для повышения пенсий согласно статьям 12 — 16 Закона № 3551) — заверенные в установленном порядке копии удостоверений участника войны, участника боевых действий, инвалида войны, лица, на которое распространяется действие Закона № 3551, документы, подтверждающие наличие заслуг, предусмотренных ст. 11 этого Закона;

Лицами, имеющими особые заслуги перед Родиной, считаются Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы, лицо, награжденное четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Герой Социалистического Труда, удостоенные этого звания за труд в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

  • о признании лица имеющим особые заслуги перед Родиной (Герой Социалистического Труда, Герой Украины и полный кавалер ордена Трудовой Славы) — для повышения пенсии в соответствии со ст. 9 Закона № 3721;
  • о признании заявителя реабилитированным или членом семьи реабилитированного (для повышения пенсии согласно п. «г» ст. 77 Закона о пенсионном обеспечении) — заверенная в установленном порядке копия удостоверения реабилитированного (для лиц, реабилитированных согласно ст. 3 Закона № 962, принимаются справки органов внутренних дел, выданные на основании имеющихся у них соответствующих документов: постановления о ссылке, личных дел и т. п., а при отсутствии таких документов — справки районных комиссий по восстановлению прав реабилитированных, выданные на основании установленного факта переселения);
  • о предоставлении статуса лица, проживающего, работающего (учащегося) на территории населенного пункта, которому предоставлен статус горного (для повышения пенсии согласно ст. 6 Закона № 56/95), — копия соответствующего удостоверения установленного образца или справка органа местного самоуправления (органа исполнительной власти);
  • о предоставлении статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или пострадавшего от Чернобыльской катастрофы (для назначения дополнительной пенсии согласно Закону № 796) — удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и справка о периоде (периодах) участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по форме, утвержденной постановлением № 122, или справка воинской части, в составе которой лицо принимало участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, или справка архивного учреждения, или другие первичные документы, в которых указан период работы, населенный пункт или объект, где лицом проводились работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; удостоверение пострадавшего от Чернобыльской катастрофы и справка о периоде (периодах) проживания (работы) на этих территориях, выданная органами местного самоуправления;
  • экспертное заключение об установлении причинной связи смерти с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (для назначения компенсационной выплаты в соответствии со ст. 52 Закона № 796);
  • о награждении знаком «Почетный донор Украины», «Почетный донор СССР» (для установления надбавки согласно Закону о донорстве) — заверенная в установленном порядке копия удостоверения «Почетный донор Украины», «Почетный донор СССР»;
  • заключение врачебно-консультационной комиссии о необходимости постоянного постороннего ухода (для установления надбавки на уход согласно постановлению № 654).

В качестве документа, удостоверяющего родственные отношения, принимаются паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, справки о составе семьи, а также решение суда.

Документом, подтверждающим, что лицо не работает, служат трудовая книжка и справка органов ГНС произвольной формы о том, что лицо не состоит на учете в данном органе как физическое лицо — предприниматель. При отсутствии трудовой книжки — справка органов ГНС произвольной формы о том, что лицо не состоит на учете в данном органе как физическое лицо — предприниматель, и заявление лица с указанием причины отсутствия трудовой книжки. К указанным документам прилагается информация отдела персонифицированного учета.

Документы, необходимые для назначения надбавок и повышений, могут быть представлены как в оригиналах, так и копиях, удостоверенных в нотариальном порядке или администрацией предприятия, учреждения, организации, подающей документы заявителя для назначения пенсии, либо органом, назначающим пенсию.


С 1 июля 2020 года в Украине планово повысили уровень прожиточного минимума. С ростом зарплат увеличилась и сумма ряда социальных выплат.

Соответствующие нормы содержатся в законе о государственном бюджете Украины на 2020 год. Как, кому и на сколько повысили социальную помощь разбиралась МГ “Объектив” на основании статьи издания Zaxid.net.

Изменения в прожиточной минимуме для основных социальных и демографических групп населения

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн)
детей в возрасте от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн)
трудоспособных лиц – 2197 грн (2102 грн)
лиц, утративших трудоспособность -1712 грн (1638 грн).

Пособие для беременных и родившим или так называемые “декретные”

Эту помощь оказывают в размере 100% среднемесячного дохода женщины (стипендии, зарплаты, пособия по безработице и т.д.) в месяц, но она не может быть меньше 25% размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица. То есть, с 1 июля 2020 года “декретные” не могут быть меньше, чем 549,25 грн (была 525,50 грн).

Право на это пособие в органах социальной защиты населения имеют все женщины (в том числе несовершеннолетние), которые не застрахованы в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Помощь при рождении ребенка

Государственная помощь, выплачиваемая при рождении ребенка, остается без изменений и составляет 41 280 грн. 10 320 грн – единовременная выплата и 860 грн выплачиваются ежемесячно в течение 3 лет.

Помощь на детей одиноким матерям

Ее предоставляют в размере равном разнице между двумя прожиточными минимумами (ранее был один прожиточный минимум) для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным общим доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

С июля 2020 максимальный размер пособия

для детей до 6 лет – 1859 грн (был 1779 грн).

от 6 до 18 лет – 2318 грн (2218 грн),

от 18 до 23 лет (если учатся на стационаре) – 2197 грн (2102 грн).

Пример: семья состоит из матери-одиночки и семилетнего ребенка. Среднемесячный доход семьи – 4000 грн, то есть, среднемесячный доход на одного члена семьи составляет 2000 грн. Размер помощи такой семье с июля – 318 грн (2318 грн – 2000 грн).

Помощь на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство

Размер помощи равен разнице между 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи:

для детей до 6 лет – как разница между двумя прожиточными минимумами для ребенка этого возраста – 4447, 50 грн (была 3558грн) и среднемесячным размером алиментов, пособий и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

для детей от 6 до 18 лет: как разница между 5545 грн (была 4436грн) и среднемесячным размером алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев, которые предназначены ребенку;

Пример: семья взяла под опеку или попечительство семилетнего ребенка-сироту и получает на него пенсию по потере кормильца – 1712 грн. Размер пособия будет – 3833 грн (5545 грн – 1712 грн).

Если детям, над которыми установлена ​​опека или попечительство, алименты (при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать), пенсия, стипендия, государственная помощь за предыдущие шесть календарных месяцев не начислялись, данная помощь назначается в полном размере 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста: для детей до 6 лет – 4447,50грн, для детей от 6 до 18 лет – 5545 грн.

Если ребенок имеет инвалидность, то размер пособия составит 3,5 прожиточных минимумов. В частности, максимальный размер пособия для детей с инвалидностью составит для детей до 6 лет – 6226,50 грн, от 6 до 18 лет – 7763грн (без учета полученных алиментов, пенсий, пособий на ребенка).

Примечание. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц», который предусматривает увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена ​​опека или попечительство, с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, а на детей с инвалидностью – до 3,5 прожиточных минимумов для ребенка соответствующего возраста, Верховная Рада приняла 2 июня 2020, но его еще должен подписать президент. После подписания и вступления в силу органы социальной защиты населения автоматически сделают перерасчет указанной помощи.

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

Помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, а также тем, родители которых не имеют возможности содержать ребенка или их место жительства неизвестно, предоставляют в размере равной разнице между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев.

Максимальный размер пособия для детей до 6 лет составляет 929.50 грн (был 889.50 грн), от 6 до 18 лет – 1159 грн (был 1109 грн).

Помощь лицу, ухаживающему за больным ребенком

Эта помощь предоставляется в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. С 1 июля она составляет 1712 грн.

Помощь малообеспеченным семьям

Размер этой государственной социальной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом.

С 1 июля размеры прожиточных минимумов для начисления этого пособия также меняются:

для трудоспособных лиц – 549,25 грн (525,50 грн),
для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 1712 грн (1638 грн),
для детей до 6 лет -2416,70 грн (1512,15 грн),
для детей от 6 до 18 лет – 3013,40 грн (1885,50 грн),
для детей от 18 до 23 лет (при условии обучения) -2856,10 грн (1786,70 грн).

Кроме того, на каждого ребенка, который входит в состав малообеспеченной семьи, установлены следующие доплаты: на ребенка до 13 лет – 250 грн, от 13 до 18 лет – 500 грн.

Помощь инвалидам с детства

Инвалиды с детства 1 группы: (подгруппа А) – 3516,48 грн (3364,64 грн), подгруппа Б – 2568.00 грн (2457 грн).

Инвалиды с детства II группы – 1712 грн (1638 грн).

Инвалиды с детства III группы – 1712 грн (1638 грн).

Помощь малообеспеченному лицу, ухаживающему за инвалида I или II группы (психические расстройства)

Размер данного пособия рассчитывается как разница между тремя прожиточными минимумами на каждого члена семьи и среднемесячным совокупным доходом семьи за предыдущие шесть месяцев, но не может быть больше, чем минимальная заработная плата.

Эта помощь предоставляется дееспособному лицу, которое зарегистрировано или постоянно проживает с инвалидом. С 1 июля максимальный размер этой помощи составит 2118 грн (2027 грн).

Помощь многодетным семьям

Этот вид помощи назначается на третьего и всех следующих детей с того месяца, в который было подано заявление со всеми необходимыми документами. И выплачивается она ежемесячно до достижения ребенком 6-летнего возраста включительно.

На каждого третьего и следующего ребенка государство выплачивает 1700 грн.

Временная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило право на пенсионную выплату

Эта помощь назначается неработающим людям, которые достигли общего пенсионного возраста, но не получили права на пенсионную выплату. И тем, кто на момент оформления социальных выплат имеет не менее 15 лет страхового стажа. Деньги будут выплачиваться до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на пенсионную выплату.

Сумма государственной помощи определяется как разница между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Государственная социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам

Право на социальную помощь имеют лица, не имеющие права на пенсию, и инвалиды:

– мужчины, достигшие 63 лет, и женщины – 58 лет, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или те, кто признан инвалидом в установленном порядке;

– не получающие пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве;

– являются малообеспеченными лицами.

С 1 июля максимальный размер пособия составит 1712 грн (было 1638 грн).

Пособие по уходу за одинокими лицами, достигшими 80-летнего возраста

Этот вид помощи вводится впервые. Ее будут предоставлять одиноким лицам, достигшим 80-летнего возраста и по заключению врачебно-консультативной комиссии, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, которые получают пенсию в соответствии с законами Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» или «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц».

С июля размер такой помощи составит 684,80 грн

Помощь члену малообеспеченной семьи на организацию предпринимательской деятельности

Это будет одноразовая беспроцентная помощь трудоспособному члену малообеспеченной семьи для организации предпринимательской деятельности и вывода семьи из бедности, которая будет предоставляться государственной службой занятости за счет средств государственного бюджета.

Размер минимальной пенсии

С 1 июля 2020 года минимальная пенсия составит 1712 грн (на 74 грн больше).

Кроме того, с 1 июля возрастет и надбавка пенсионерам за стаж – ежемесячная доплата для тех, кто имеет стаж более 35 лет (мужчины) и 30 лет (женщины). Она составляет 1% минимальной пенсии за каждый дополнительный год (до июля это было 16,38 грн, а с 1 июля – 17,12 грн).

2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua



Ирина Шостак


Ирина Шостак

2 июня Верховная Рада приняла в повторном чтении закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц" (№ 2494). В частности, этим законопроектом усиливаются соцгарантии детям под опекой и одиноким пенсионерам 80+. Но означает ли это улучшение, если даже в сопроводительном документе к законопроекту говорится, что некоторые нововведения могут негативно восприниматься обществом? Об этом в материале 112.ua

2 июня Верховная Рада Украины проголосовала за проект закона № 2494 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", который касается детей-сирот, одиноких матерей, малообеспеченных семей и одиноких людей, достигших 80-летнего возраста. Новый закон должен изменить подход к оказанию помощи малообеспеченным. Решение поддержали 239 народных депутатов.

В частности, предусматривается:

  1. повышение социальных гарантий для детей, находящихся под опекой или попечительством, в том числе для детей с инвалидностью;
  2. унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям;
  3. адресный подход для назначения государственных социальных пособий;
  4. введение государственной социальной помощи на уход одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.

В общем, закон предлагает существенно расширить полномочия Кабинета министров Украины относительно решения вопросов, касающихся соцпомощи.

Что изменится для малоимущих семей?

Первое, что следует отметить, — теперь соцслужбы должны не только рассчитывать сумму выплат, но и стимулировать малообеспеченные семьи быстрее приобретать "экономическую самостоятельность".

"Закон декларирует, что социальной помощью теперь будет считаться не только денежная помощь социально незащищенным семьям, а и содействие их занятости и экономической самостоятельности. Такое изменение должно быть внесено в закон "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", — говорит адвокат, к. ю. н., учредитель юридического Телеграм-канала "Адвокат права" Денис Головин.

По его словам, сегодня порядок расчета среднемесячного совокупного дохода семьи прописан в законе: для расчета суммируют доходы всех членов семьи за полгода и делят на 6 (при этом не учитываются выплаты на усыновленных детей, денежное обеспечение военнослужащих, находящихся в зоне военных действий и некоторые другие доходы). А если полученная сумма меньше установленного прожиточного минимума, разницу выплачивают в виде социальной помощи.

По новому закону предполагается, что размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям будет определяться как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом (до стабилизации экономического положения в Украине размер государственной социальной помощи определяется с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума). Порядок назначения, условия выплаты и основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи, перечень документов, необходимых для назначения помощи малообеспеченным семьям и лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью, будет устанавливаться Кабинетом министров Украины (сейчас это зафиксировано в соответствующих законах) .

Еще одно из нововведений, которое и может вызвать определенные беспокойства — пока малообеспеченная семья получает деньги из госбюджета, будет проводиться проверка ее имущественного положения (порядок проведения таких проверок должен определить Кабмин).

"Проще говоря, предполагается жесткая процедура проверки социально-имущественного положения малообеспеченной семьи во время оказания соответствующей государственной социальной помощи , при этом порядок проведения такой усиленной проверки будет определяться не законом, а подзаконным актом правительства", — объясняет Денис Головин.

Соцпомощь неработающим трудоспособным лицам

Законом внесены изменения в закон Украины "О занятости населения", которыми расширен круг лиц, требующих дополнительного содействия в трудоустройстве, в частности, дополнен перечень неработающими трудоспособными лицами из числа членов малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям.

К таким относятся лица трудоспособного возраста из числа членов малообеспеченной семьи, которые по состоянию здоровья способны к активной работе и не работают, не проходят военную службу, не занимаются предпринимательской деятельностью или профессиональной независимой деятельностью, не получают образование по дневной форме в учреждениях общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования.

"Трудоспособные, но не работающие — это, например, люди, которые работают без официального трудоустройства, выпускники вузов, которые не могут устроиться на первую работу, люди предпенсионного возраста, которых чаще всего отказываются трудоустраивать официально, домохозяйки и т. п.", — отмечает адвокат Денис Головин.

Согласно принятому закону, семьи, где есть неработающие трудоспособные лица, могут обращаться за соцпомощью (ранее таким семьям государственная помощь не назначалась). Решения по таким вопросам будут принимать госадминистрации или исполкомы. Однако, как отмечает адвокат, сначала представители этих учреждений нанесут визит в такую семью и составят "Акт обследования материально-бытовых условий" — если семья будет признана нуждающейся, социальная помощь может быть назначена: "Не исключено, что в меньшем размере, чем для тех семей, где все трудоспособные члены работают, но все-таки шанс получить такую помощь появится".

Неработающим людям трудоспособного возраста, получающим соцпомощь, также будут помогать трудоустроиться или зарабатывать самостоятельно. В частности, таких людей планируется отнести к категории граждан, "имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству".

Также, с целью содействия экономической самостоятельности малообеспеченной семьи, неработающему трудоспособному лицу из числа членов такой семьи, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, по рекомендации государственной службы занятости может быть оказана помощь на обретение экономической самостоятельности малообеспеченной семьи за счет средств государственного бюджета (деньги, которые можно будет использовать как стартовый капитал для своего бизнеса).

Для получения "помощи на получение экономической самостоятельности" нужно будет получить рекомендацию службы занятости. Следует также отметить, что это будет не благотворительная помощь из бюджета, а беспроцентный кредит — после того как материальное положение семьи улучшится, деньги придется вернуть. Более подробный порядок предоставления помощи на приобретение экономической самостоятельности и возврата этих денег должен разработать Кабмин.

"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" отмечается, что сразу после введения таких новшеств неработающие трудоспособные люди могут быть недовольны такими требованиями к ним. Однако в долгосрочной перспективе, когда их материальное положение улучшится, эффект от нововведений будет положительным", — добавляет Денис Головин.

Повышение соцгарантий для детей

Поскольку увеличение выплат на программы по обеспечению детей – приоритет Министерства социальной политики в Бюджете 2020 года (об этом министр Юлия Соколовская заявила в ходе презентации проекта Бюджета-2020 ко второму чтению), законом предусматривается увеличение размера помощи на детей, над которыми установлена опека или попечительство , которая назначается согласно закону Украины "О государственной помощи семьям с детьми", с 2 до 2,5 прожиточных минимумов для детей до 6 лет (4 447,50 грн) и детей от 6 до 18 лет (5 545 грн), а на детей с инвалидностью - до 3,5 прожиточных минимумов: для детей до 6 лет – 6 226,50 грн, а от 6 до 18 лет — 7 763 грн.

В случае если на ребенка (на ребенка с инвалидностью) выплачиваются пенсия, алименты, стипендия, государственная помощь (кроме государственной социальной помощи, выплачиваемой на детей с инвалидностью, в соответствии с законодательством), размер пособия на ребенка, над которым установлена опека или попечительство, определяется как разница между 2,5 прожиточными минимумами (для ребенка с инвалидностью, над которым установлена опека или попечительство, ― 3,5 прожиточных минимума) для ребенка соответствующего возраста и размером назначенных пенсии, алиментов, стипендии, государственной помощи.

Предыдущая редакция закона предусматривала, что помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство, предоставляется в размере, который составляет два прожиточных минимума для ребенка соответствующего возраста.

"Причем, судя по тексту законодательного акта, появится еще одна возможность усыновить ребенка: кроме сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, можно усыновить ребенка, если его родители дали на это согласие (сейчас такие дети в основном воспитываются в интернатах)", — добавляет Денис Головин.

Адвокат также отмечает, что вместе с тем отменяется повышение на 10% уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка (для ребенка с инвалидностью – на 20%), также отменяется повышение размера государственной социальной помощи на каждого ребенка в возрасте до 13 лет на 250 гривен, на каждого ребенка в возрасте от 13 до 18 лет - на 500 гривен: "Отмена уровня обеспечения прожиточного минимума для каждого ребенка из малообеспеченной семьи и отмена повышения размера государственной социальной помощи — уменьшение размеров помощи, что противоречит статье 22 Конституции Украины, которой не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы".

Также определяется помощь при рождении первого и каждого следующего ребенка — 41 280 гривен. Выплата помощи осуществляется одноразово в сумме 10 320 гривен, остальная сумма помощи выплачивается в течение следующих 36 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом министров Украины.

Помощь одиноким матерям

При определении права на назначение помощи на детей одиноким матерям, согласно этому закону, будут применяться условия, установленные для назначения государственной социальной помощи малообеспеченным семьям в порядке, утвержденном Кабинетом министров Украины (происходит унификация принципов предоставления помощи на детей одиноким матерям и малообеспеченным семьям ).

По словам адвоката Дениса Головина, помощь одиноким матерям будет уменьшена: "Предлагается рассчитывать соцпомощь таким семьям на тех же условиях, что и для других малообеспеченных семей. То есть при определении среднемесячного дохода будут плюсоваться все виды соцпомощи и будет выплачиваться лишь разница между фактическим доходом и прожиточным минимумом".

Стоит заметить, что сегодня помощь на детей одиноким матерям назначается независимо от других видов помощи, предусмотренных законом "О государственной помощи семьям с детьми".

"В сопроводительном документе к законопроекту, который называется "Прогноз влияния… на ключевые интересы заинтересованных сторон" указывается, что в краткосрочной перспективе такое нововведение негативно повлияет на семьи матерей-одиночек. Однако в долгосрочной перспективе это принесет положительный эффект, считают авторы законопроекта. Каким образом — не уточняется", — добавляет адвокат.

Помощь на уход одиноким лицам 80+

Этим законом расширяется круг лиц, которым может быть оказана государственная социальная помощь на уход. Сегодня такой вид соцпомощи назначается одиноким малообеспеченным пенсионерам, одиноким лицам с инвалидностью вследствие войны II и III группы, если врачебно-консультативная комиссия вынесет заключение, что человек нуждается в постороннем уходе. А также всем лицам с инвалидностью вследствие войны I группы.

Предлагается предоставление социальной помощи (в размере 40% прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность, за счет средств Государственного бюджета Украины) одиноким лицам, которые достигли 80-летнего возраста по заключению врачебно-консультативной комиссии о необходимости в постоянном постороннем уходе.

40% прожиточного минимума – 655 грн – будут выделяться дополнительно к 500 грн доплат пенсионерам, которые граждане получают по ранее внедренной программе.

По мнению адвоката Дениса Головина, новый закон является антисоциальным и чреват дополнительными осложнениями для граждан в получении социальных выплат: " Дело в том, что фактически на Кабмин возложено регулирование размеров, условий и оснований выплат указанной социальной помощи. При этом такое регулирование возможно только законом. Функции Кабмина направлены в основном на выполнение закона, а закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" их безосновательно расширяет".

По словам адвоката, получение соцвыплат, во-первых, усложнится, а во-вторых, фактически уменьшится по некоторым видам, ведь поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой.

Также эксперт обращает внимание на вопросы оказания соцпомощи одиноким лицам 80-летнего возраста, замечая, что получить заключение ВКК (врачебно-консультативной комиссии) о нуждаемости в постоянном постороннем уходе может оказаться довольно сложной процедурой: "Интересно, что у нас в стране есть 80-летние пенсионеры, которым вообще не нужна помощь. Конечно, родителям коррупционеров и олигархов она может и не нужна. Но другие 99%? А для этого еще и ВКК пройти. А как это сделать с нашим уровнем коррупции? Я уже молчу, что это физически 80-летним будет сложно", — добавляет эксперт.




После того, как с 1 декабря 2020 выросли размеры прожиточного минимума для различных групп населения в соответствии с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год", с 4 декабря Пенсионный фонд начал выплачивать повышенные пенсии за декабрь.

Об этом сообщает пресс-центр Пенсионного фонда Украины.

Таким образом, с 1 декабря размер минимальной в Украине для разных групп населения составляет:

  • для лиц, утративших трудоспособность - 1769,00 грн;
  • на одного человека в расчете на месяц - 2189,00 грн;
  • для трудоспособных лиц - 2270 грн;
  • для детей до 6 лет - 1921 грн;
  • для детей от 6 до 18 лет - 2395 грн.

Отмечается, что прежде всего, вырос размер минимальной пенсии по возрасту для неработающих пенсионеров, которые имеют полный страховой стаж.


Кроме того, будут увеличены минимальные пенсионные выплаты шахтерам, лицам с инвалидностью вследствие войны и участникам боевых действий, лицам с инвалидностью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, а также надбавки, доплаты, повышения некоторым категориям граждан.


Пересчитан размер надбавки донорам. С 1 декабря он составляет 218,90 грн.


"Пересчет проведется органами Пенсионного фонда Украины автоматически. Выплата перечисленных пенсий начнется с 4 декабря", — отметили в ПФУ.


Таким образом, с 1 декабря минимальная пенсия повысилась до 1769 грн (+57 грн), или на 8% (с 1638 грн до 1769 грн) за год. Но кроме повышения минимальных пенсий, увеличились пенсии и другим категориям пенсионеров.


Больше всего выиграли от повышения пенсий те, у кого они и так были высокими. Например, максимальная выплачиваемая пенсия, составляющая 10 минимальных (сейчас 17 690 грн), выросла сразу на 570 грн.


Увеличились пенсии у некоторых категорий пенсионеров за счет надбавок, начисляемых в процентах от ПМ:

  • инвалиды войны – у них, в зависимости от группы инвалидности, пенсии выросли на 205-370 грн;
  • инвалиды ЧАЭС – на 128-162 грн;
  • участники боевых действий – на 93 грн. Все эти категории получили еще и дополнительные надбавки от 8,5 до 28,5 грн.
  • Шахтерам добавили по 171 грн.

Пенсии почетных доноров (40 и более бесплатных сдач крови не менее 400 г за раз), имеющих надбавку к пенсии 10% от ПМ, причем не для пенсионеров, а для трудоспособных, увеличились на 7 грн.

Пенсионеры с особыми заслугами перед Украиной (орденоносцы, имеющие звание “заслуженный” или “народный”) дополнительно получили от 11,4 до 22,8 грн.

Пенсионерам, получающим трудовые пенсии по возрасту выше, чем новая минимальная (1769 грн), не добавили ничего либо их прибавки оказались незначительными – от 57 копеек до 7-12 грн. Это доплаты за стаж – 1% от минпенсии за каждый дополнительный отработанный год свыше 35 лет для мужчин и свыше 30 лет для женщин. С 1 декабря эта доплата увеличилась на 57 копеек за каждый год. Например, мужчина, у которого 43 года стажа, получит дополнительно к пенсии около 4,5 грн (0,57х8=4,56) грн.

Не изменились пенсии у работающих пенсионеров, госслужащих, научных работников, помощников народных депутатов и тех, кому пенсии были назначены в 2019-20 годах.

Как сообщали Українські Новини, с 1 декабря в Украине повысили размер пенсии. Это связано с ростом прожиточного минимума. Предыдущее повышение было проведено с 1 июля (до 2118 грн), а с 1 декабря прожиточный минимум будет составлять 2189 гривен.


- Объясните, пожалуйста, кто из числа военнослужащих имеет право на назначение пенсии с учетом страхового стажа.
А.С Еременко.

- В соответствии со статьей 12 "б" Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", право на пенсию с учетом общего страхового стажа имеют военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые достигли на день увольнения со службы 45-летнего возраста, имеют страховой стаж 25 календарных лет, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет воинская служба или служба в органах внутренних дел, государственной пожарной охране, органах и подразделах гражданской обороны, налоговой милиции или государственной уголовно-исполнительной службы.
Таким образом, если военнослужащий уже после увольнения со службы достиг 45-летнего возраста или приобрел необходимый страховой стаж 25 лет, права на назначение пенсии по требованиям этой статьи он не имеет.
- Может ли военному пенсионеру быть назначена надбавка на иждивенца, который достиг 18 лет и учится?
А.Н. Харченко.

- В соответствии со статьей 16 Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", надбавка на иждивенцев к пенсии за выслугу лет назначается неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, относящихся к лицам, которые обеспечиваются пенсией в случае потери кормильца, в размере 50% от прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность.
К нетрудоспособным относятся: дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. Что касается воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, то они имеют право на пенсию в случае потери кормильца до окончания учебных заведений, но не больше, чем до достижения ими 23-летнего возраста, однако не имеют права на вышеупомянутую надбавку, поскольку они не относятся к нетрудоспособным.
- Как зачисляется стаж тех пенсионеров силовых структур, которые после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность? Проводятся ли им перерасчеты пенсий?
В.А. Сорока

- В соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", зачисление трудового стажа, приобретенного после увольнения со службы, к выслуге лет не предусмотрено. Доплата за сверхнормативный стаж при расчете пенсии предусмотрена лишь Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
В соответствии со статьей 5 Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", лицам, уволенным с воинской службы, другим лицам, имеющим право на пенсию по этому Закону, пенсия может назначаться по желанию пенсионера на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Учитывая изложенное, после достижения пенсионного возраста - для мужщин 60 лет и для женщин 55 лет - пенсионеры имеют право отказаться от получения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц" и обратиться в районное управление Пенсионного фонда Украины по месту проживания для получения пенсии по возрасту согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при этом периоды работы в гражданских организациях будут зачислены в общий страховой стаж, который дает право на назначение пенсии по возрасту в соответствии с вышеупомянутым Законом Украины.
Задавайте вопросы по вторникам с 11.00 до 11.30.
Валерий Захаров.

Надбавка - до 18 лет

- Объясните, пожалуйста, кто из числа военнослужащих имеет право на назначение пенсии с учетом страхового стажа.

А.С Еременко.

- В соответствии со статьей 12 "б" Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", право на пенсию с учетом общего страхового стажа имеют военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые достигли на день увольнения со службы 45-летнего возраста, имеют страховой стаж 25 календарных лет, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет воинская служба или служба в органах внутренних дел, государственной пожарной охране, органах и подразделах гражданской обороны, налоговой милиции или государственной уголовно-исполнительной службы.

Таким образом, если военнослужащий уже после увольнения со службы достиг 45-летнего возраста или приобрел необходимый страховой стаж 25 лет, права на назначение пенсии по требованиям этой статьи он не имеет.

- Может ли военному пенсионеру быть назначена надбавка на иждивенца, который достиг 18 лет и учится?

А.Н. Харченко.

- В соответствии со статьей 16 Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", надбавка на иждивенцев к пенсии за выслугу лет назначается неработающим пенсионерам, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, относящихся к лицам, которые обеспечиваются пенсией в случае потери кормильца, в размере 50% от прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность.

К нетрудоспособным относятся: дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. Что касается воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, то они имеют право на пенсию в случае потери кормильца до окончания учебных заведений, но не больше, чем до достижения ими 23-летнего возраста, однако не имеют права на вышеупомянутую надбавку, поскольку они не относятся к нетрудоспособным.

- Как зачисляется стаж тех пенсионеров силовых структур, которые после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность? Проводятся ли им перерасчеты пенсий?

В.А. Сорока

- В соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", зачисление трудового стажа, приобретенного после увольнения со службы, к выслуге лет не предусмотрено. Доплата за сверхнормативный стаж при расчете пенсии предусмотрена лишь Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

В соответствии со статьей 5 Закона Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц", лицам, уволенным с воинской службы, другим лицам, имеющим право на пенсию по этому Закону, пенсия может назначаться по желанию пенсионера на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Учитывая изложенное, после достижения пенсионного возраста - для мужщин 60 лет и для женщин 55 лет - пенсионеры имеют право отказаться от получения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц" и обратиться в районное управление Пенсионного фонда Украины по месту проживания для получения пенсии по возрасту согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при этом периоды работы в гражданских организациях будут зачислены в общий страховой стаж, который дает право на назначение пенсии по возрасту в соответствии с вышеупомянутым Законом Украины.

Задавайте вопросы по вторникам с 11.00 до 11.30.

Читайте также: