Единовременная выплата при выходе на пенсию в угольной промышленности

Доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности устанавливается за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена.

Право на доплату к пенсии имеют:

Лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности).

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.

При установлении доплаты применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Как оформить доплату к пенсии

Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реализация права на доплату к пенсии осуществляется путем подачи гражданином соответствующего заявления в территориальный орган ПФР.

Документы, необходимые для установления доплаты к пенсии:

  • заявление о назначении доплаты к пенсии;
  • о периодах работы, дающей право на доплату к пенсии;
  • о среднемесячном заработке за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60месяцев подряд указанной работы.

Сроки установления доплаты к пенсии

Назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:

  • с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта;
  • с 1 августа, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 апреля по 30 июня;
  • с 1 ноября, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 июля по 30 сентября;
  • с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.

Определение размера доплаты к пенсии

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД), где

РД - размер доплаты к пенсии;

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года - на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 10мая 2010 года № 84-ФЗ.;

ЗР - среднемесячный заработок работника организации угольной промышленности, исчисленный по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности при наличии не менее 25 лет стажа работы на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт либо не менее 20 лет стажа работы в ведущих профессиях - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин, составляет 0,55.
За каждый полный год, проработанный сверх указанного стажа на таких работах, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, увеличивается на 0,01, но не может превышать 0,75;

СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;

СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.

При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка работника организации угольной промышленности, исчисленного по его выбору за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату к пенсии, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы, к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период учитывается в размере не свыше 5.

Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, за исключением расходов на организацию работы по выплате и доставке доплаты к пенсии, к сумме средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода, устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется при определении размера доплаты к пенсии и корректировке размера доплаты к пенсии.

Выплата доплаты к пенсии

Доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления работниками организаций угольной промышленности работы, дающей право на доплату к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на работу, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.

При прекращении или приостановлении выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии.

Выплата доплаты к пенсии, включая удержание из нее, приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, ее доставка производятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для страховых пенсий.

Начисленные суммы доплаты к пенсии, причитавшиеся к выплате и оставшиеся не полученными в связи со смертью пенсионера, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной доплаты к пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи, имеющих право на получение указанных сумм доплаты к пенсии, причитающиеся им суммы доплаты к пенсии делятся между ними поровну.

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии

Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией Федерального закона от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.

Обязанности пенсионеров, плательщиков взносов, пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти

Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, плательщики взносов, пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.

В случае предоставления недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, применяемые при установлении доплаты к пенсии:

  • Федеральный закон от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»;
  • Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481;
  • Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516;
  • Разъяснение Минтруда России от 15 июля 1992 года № 1 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет» - применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

С июля 2018 года в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России заработал новый сервис, который позволяет в электронном виде подать заявление на назначение и выплату доплаты шахтерам к пенсии. Поэтому в этой статье рассматриваем, как оформить эту доплату и сколько она может составить.

Источник выплат

Средства на доплату к пенсии шахтерам идут за счет взносов, которые делают предприятия угольной отрасли в бюджет Пенсионного фонда России.


Отметим, что рассматриваемая доплата – это самостоятельная социальная выплата. Её величина не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена.

Кому положена доплата

По закону право на доплату к пенсии угольной промышленности имеют:

  1. Лица, трудившиеся на угольных предприятиях полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (вкл. личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет;
  2. Либо от 20 лет в качестве работников ведущих профессий и ныне получающие пенсию:
  • горнорабочие очистного забоя;
  • проходчики;
  • забойщики на отбойных молотках;
  • машинисты горных выемочных машин.

В стаж работы, которая даёт право на доплату к пенсии, включают периоды, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (п. 11 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).


При установлении данной доплаты также действует:

  • Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, при занятости на угольных работах не менее 25 лет (утв. постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 № 481;
  • Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516).

Как шахтеру оформить доплату к пенсии

Назначает доплату к пенсии работникам угольной промышленности территориальный орган ПФР. Для этого нужно подать туда соответствующее заявление – лично, по почте или с 2018 года – через личный кабинет физлица на сайте ПФР.

Какие нужны документы

Для установления дополнительного социального обеспечения работников угольной промышленности нужны следующие бумаги:

  • заявление о назначении доплаты к пенсии;
  • о периодах работы, дающей право на доплату к пенсии;
  • о среднемесячном заработке за последние 24 месяца работы, дающей право на доплату, либо за любые 60 месяцев подряд указанной работы.

Сроки установления доплаты к пенсии

Далее в таблице показан порядок назначения и возобновления выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчета ее размера.

Когда ПФР принял заявление Срок назначения доплаты
С 1 января по 31 марта С 1 мая
С 1 апреля по 30 июня С 1 августа
С 1 июля по 30 сентября С 1 ноября
С 1 октября по 31 декабря предшествующего года С 1 февраля

Как рассчитывают доплату: формула

Так называемую путинскую доплату к пенсии шахтерам определяют по формуле (ч. 1 ст. 2 Закона № 84-ФЗ):

РД = СЗП × (ЗР / ЗП) × К × (СВ / СВД)

Условия получения доплаты

Имейте в виду, что доплата к пенсии положена при условии оставления работы в угольной сфере, дающей право на доплату к пенсии. Если пенсионер снова туда устроится, делать доплату перестанут.

Шахтеры относятся к категории рабочих, профессия которых связанна с особой сложностью, травмоопасностью и прочими условиями труда, влекущими за собой возможность получения вреда организму. В связи с этим Правительство РФ ежегодно увеличивает пенсионные пособия сотрудникам, занимается разработкой новых программ социальной поддержки. Так, например, установлена досрочная пенсия шахтера в России (угольная промышленность, горноспасательные службы), а в некоторых регионах действуют повышенный коэффициент пенсионных выплат.

Пенсионное обеспечение шахтеров

Как уже говорилось, работа на горнодобывающих предприятиях относится к труду повышенной опасности. В законодательстве Российской Федерации установлен перечень профессий с вредными, а также опасными условиями труда, и на основании него рабочие получают денежные выплаты, допльготы, пособия и социальное обеспечение.

Пенсии шахтерам выплачиваются в соответствии с нормами Постановления Правительства N 665, ФЗ N 400 и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими оплату этого вида занятости.

Основным критерием расчета служит продолжительность и условия труда. Претендовать на льготы могут физические лица в возрасте от 50 и 45 лет (мужчины и женщины соответственно). Далее будет рассмотрено, как начисляется шахтерская пенсия в России в 2018 году.

Условия назначения

Выделяют два варианта пенсионного обеспечения российских граждан, трудящихся на горных работах под землей и на ней. Согласно законодательству РФ, пенсия шахтерам выплачивается:

  • при полном трудовом дне на таких горных работах, как добыча полезных ископаемых. Вне зависимости от возраста при соблюдении обязательных критериев – стаж не менее 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент 13,8 (на 2018 г.);
  • если российские граждане проработали 10 и 7,5 лет в сложных профессиональных условиях, то при достижении пенсионного возраста предоставляются выплаты. Обязательным требованием в этом случае является наличие общего стажа страхового типа – мужчины 20 лет, женщины 15 лет.

Важно! Трудовой стаж у забойщиков, машинистов и других рабочих ведущих профессий составляет 20 лет.

Размер пенсии

Граждан волнует вопрос, какая имеется пенсия у шахтеров в России. Шахтерская выплата определяется в зависимости от множества факторов, в том числе от трудового и страхового стажа, периодов отдыха и труда, а также персональных достижений рабочего. Расчет минимальной шахтерской пенсии производится по форме, указанной в ФЗ N 400.

При этом пенсия сотрудника в обязательном порядке не должна быть меньше прожиточного минимума в регионе. Средний показатель шахтерской пенсии по России составляет 8726 рублей.

Как повлияла пенсионная реформа на выплаты шахтерам

В 2018 году был принят законопроект об увеличении пенсионного возраста в Российской Федерации. Однако данный нормативно-правовой акт не касается граждан, на которых распространяется право льготных пенсий при работе в тяжелых условиях. Под эту поправку попадают шахтеры, поэтому пенсионная реформа никак не повлияет на их выплаты.

Дополнительные льготы

Помимо раннего выхода на пенсию шахтеры вправе получать некоторые льготные выплаты. В ФЗ N 84 сказано, что данная категория рабочих может рассчитывать на добавку к сумме пенсионного обеспечения каждый месяц. Стоит отметить, что льготы могут быть как выражены в денежном эквиваленте, так и давать определенные преимущества шахтерам и членам их семей. В качестве примера можно привести льготы в сфере здравоохранения и образования.

В сфере пенсионного обеспечения

К числу льгот в сфере пенсионного обеспечения относят возможность гражданина уйти на заслуженный отдых раньше установленного срока. Для этого нужно соответствовать определенным требованиям, в частности рядовой рабочий должен иметь трудовой стаж 25 лет, а рабочий ведущей категории – 20 лет. Досрочное назначение пенсии для шахтеров в России предусмотрено еще в трех случаях:

  • если профессиональные обязанности рабочего были связаны с выемкой пород или с участием в забоях (использование отбойного молотка), то трудовой стаж для выхода на пенсию шахтеров в России составляет 12 лет;
  • при получении травмы на рабочем месте шахтер вправе выйти на пенсию на один год раньше заявленного срока (то есть трудовой стаж составит 24 или 19 лет);
  • при участии в подземных горных работах женщины могут рассчитывать на пенсионные выплаты при достижении 7,5 лет трудового стажа, а мужчины – 10 лет.

Важно! При желании пенсионер может продолжить работать в шахте, но тогда полагается доплата к пенсии шахтера (помимо заработной платы), а также предоставление всех необходимых льгот.

В сфере здравоохранения

Если пенсионер в прошлом был работником шахты, то он имеет право на получение льготной медпомощи. Сюда относятся такие привилегии, как:

  • бесплатная медицинская помощь в государственных больницах;
  • бесплатная стоматологическая помощь, в частности предоставление протезов;
  • льготная выдача лекарственных средств разного назначения.

Отдельно стоит отметить, что льготная медпомощь пенсионерам-шахтерам предполагает полное страхование, бесплатную диагностику и лечение травм, полученных при выполнении трудовых обязанностей.

Льготы для детей шахтеров

Помимо права на государственную пенсию, дополнительные выплаты и пособия, рабочие шахты получают определенные преимущества (при достижении необходимого трудового стажа), числу которых относятся льготы для детей и других членов семьи работников шахты. Дети шахтеров получают следующие привилегии:

  • первоочередное зачисление в любое образовательное учреждение;
  • школьные завтраки (два-три раза в неделю, в зависимости от учебного заведения и выделенных квот);
  • бесплатная школьная форма и учебники.

Важно! Члены семьи шахтера могут рассчитывать на помощь государства в случае гибели или инвалидности работника.
Все расходы на похороны берет на себя местная власть, а страховая компания обязуется выплатить 500 тысяч рублей.
При инвалидности бывший шахтер получает право бесплатно учиться по любой специальности.

Как оформить

Чтобы оформить льготную пенсию шахтерам, гражданин Российской Федерации должен:

  • подготовить обязательный пакет документов;
  • заполнить заявление о назначении пенсионных выплат;
  • обратиться в ПФР по месту регистрации или месту проживания (предоставить все документы, личные данные и сведения о трудовой деятельности);
  • выбрать подходящий способ получения пенсионных выплат.

Обратите внимание, что шахтер может оформить пенсию как на себя, так и на доверенное лицо. Для этого необходима нотариально заверенное разрешение работника шахты.

Куда нужно обратиться

Для получения досрочной пенсии шахтер заполняет анкету, подготовить все документы и обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда РФ. Действует онлайн-запись в ПФР, подать заявление также можно через сервис Госуслуги. В некоторых регионах эта услуга предоставляется в почтовых отделениях и в МФЦ.

Какие документы понадобятся

Чтобы бывший шахтер ежемесячно получал причитающиеся денежные выплаты, ему необходимо подготовить документы:

  • трудовая книжка;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
  • СНИЛС;
  • военный билет;
  • свидетельство о составе семьи;
  • документы, подтверждающие вредные условия труда;
  • справки и иные документы, которые отображают профессиональную деятельность физического лица.

Законодательное регулирование

Пенсии шахтерам в России предоставляются на льготных условиях, однако размер выплат во многом зависит от личных достижений работника и места работы сотрудника. В большинстве случаев процедура оформления пенсии проходит быстро и без лишних проблем. Заранее ознакомиться с бланком заявления о страховом пособии можно на официальном сайте ПФР.

Единовременное разовое пособие шахтеру при выходе на пенсию вышел на пенсию, через несколько лет узнал о положенных гробовых. Как их получить?



Обратитесь к работодателю с письменным заявлением согласно коллективному договору (ст.8 ТК РФ). Выплату произведут, если она предусмотрена коллективным договором шахты.


Срок исковой давности пропущен. Нужно восстанавливать в суде, однако, вряд ли это удастся.

Одним из случаев увольнения работников является расторжение трудового договора в связи с выходом работника на пенсию.

При этом в трудовом или коллективном договоре, локальном нормативном акте может быть предусмотрена выплата работнику, увольняющемуся в связи с выходом на пенсию, дополнительной суммы (пособия, премии, компенсации и т.п.). Данная сумма выплачивается помимо обычно начисляемых в связи с увольнением выплат.

Источник - Консультант Плюс.


Направить работодателю по почте заказным письмом с уведомление о вручении требование о выплате в установленный срок вам гробовых.


В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ ПУТЕМ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСКА В СУД К БЫВШЕМУ РАБОТОДАТЕЛЮ. СТ. 131-132 ГПК РФ.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 5 апреля 2012 г. по делу N 33-3722

Судья: Усенко А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Хейло И.Ф.,

судей: Нестеровой Е.А., Варламовой Н.В.,

при секретаре: К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А. гражданское дело по иску К.В. к ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" о взыскании недоплаты единовременного вознаграждения за стаж работы в угольной промышленности,

по апелляционной жалобе ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.01.2012 г.,

К.В. обратился в суд с иском к ОАО "Шахтоуправление "Обуховская", просил взыскать с ответчика в его пользу единовременную компенсацию за период с 1976 г. по 1988 г. в сумме руб., а также обязать ответчика выплатить единовременное пособие за период с 2006 г. по 2011 г.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что во время работы у ответчика он приобрел право на пенсионное обеспечение 14.02.2001 г. В соответствии с п. 8.3. действовавшего на тот период Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности РФ ответчик был обязан выплатить 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности. Данная выплата произведена при увольнении в декабре 2006 г. и только за 18 лет работы. За период работы с 1976 г. по 1998 г., что составляет 12 лет, пособие выплачено не было.

С 26.12.2006 г. истец возобновил трудовые отношения с ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" и работал до 30.03.2011 г., полагая, что имеет право на получение пособия и за указанный период.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил первоначально заявленные исковые требования и просил взыскать с ответчика единовременное вознаграждение за период с 2007 г. по 2011 г. в сумме руб.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 05.10.2011 г. исковые требования К.В. были удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано единовременное пособие за период с 26.12.2006 г. по 01.01.2010 г. в размере руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.11.2011 г. указанное решение отменено и дело возвращено на новое рассмотрение.

Представитель истца при новом рассмотрении дела в судебном заседании уточнил первоначально заявленные исковые требования и просил взыскать с ответчика единовременное вознаграждение за стаж работы в угольной промышленности в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в угольное промышленности также и за период с января 2007 г. по март 2011 г. в сумме руб.

16.01.2012 г. Красносулинским районным судом Ростовской области постановлено решение, которым исковые требования К.В. удовлетворены частично.

С ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" взыскана недоплата единовременного вознаграждения за стаж работы в угольной промышленности в размере 15% за каждый год работы в угольной промышленности за периоды с 18.11.1976 г. по 05.02.1988 г. и с 26.12.2006 г. по 28.03.2011 г. в размере руб.

В остальной части исковых требований К.В. отказано.

Разрешая спорное правоотношение, суд учел положения Отраслевого тарифного соглашения по угледобывающему комплексу РФ на 2004-2006 г.г. и Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности РФ на 2010-2012 г.г., которыми предусмотрено право работников, получивших право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством, на получение единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности факта приобретения истцом права выхода на пенсию в 2001 г. При этом судом были отвергнуты доводы представителя ответчика о том, что на момент приобретения истцом права на пенсию он состоял в трудовых отношениях с АО "Обуховская" и именно данное предприятие является надлежащим ответчиком по иску в части требований о взыскании вознаграждения с 1976 г. по 1988 г., а также доводы о пропуске истцом в указанной части срока исковой давности со ссылкой на наличие индивидуального трудового спора.

В части доводов относительно надлежащего ответчика суд указал, что не имеет правового значение вопрос о том, какое именно предприятие должно выплатить вознаграждение, так как данное вознаграждение выплачивается за стаж работы в угольное промышленности в целом.

В части доводов о пропуске срока исковой давности суд исходил из того, что спор между сторонами возник не ввиду разногласий относительно трудовых правоотношений, а относительно применения норм социальной защиты.

Также суд не согласился с доводами ответчика о возможности выплаты вознаграждения только один раз, указав, что Отраслевые соглашения на 2004-2006 г.г. и на 2010-2012 г.г. таких ограничений не содержат. По сути, требуемое вознаграждение является вознаграждением за выслугу лет, а право его получения связано с правом на пенсионное обеспечение. По мнению суда, приобретение работником нового стажа в угольной промышленности после получения вознаграждения в связи с возобновлением трудовой деятельности дает право на получение вознаграждения вновь, но только за вновь приобретенный стаж.

Ответчик не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в апелляционном порядке.

Апеллянт считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а решение постановлено судом при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Оспаривая выводы суда о наличии у истца права на повторное получение пособия за работу в угольной промышленности после возобновления трудовых правоотношений, апеллянт полагает, что они противоречат положениям Отраслевого тарифного соглашения на 2004-2006 г.г. и Федерального отраслевого соглашения на 2010-2012 г.г. При этом апеллянт ссылается на то, что в соответствии с абз. 4 п. 12.4 Коллективного договора по вопросам труда и социальных гарантий на 2006 г. в случае, если пенсионер отрасли, член профсоюза возобновил трудовые отношения с работодателем, ему при увольнении, кроме увольнения за виновные действия, выплачивается данное пособие за период возобновления трудовых отношений. Апеллянт полагает, что данное право было реализовано истцом при получении пособия в 2006 г., так как право на пенсионное обеспечение возникло у него с 14.02.2001 г. в период работы в АО "Обуховская", а впоследствии он трудоустроился в ОАО "Шахтоуправление "Обуховская".

Кроме того, апеллянт указывает, что на момент увольнения истца в 2011 г. действовало Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на 2010-2012 г.г., в соответствии с которым предусмотрен однократный характер выплаты пособия работникам, получившим право на пенсионное обеспечение. Положения о возможности выплаты работнику, получившему единовременное пособие, пособия за каждый последующий отработанный год работы на данном предприятии указанным отраслевым соглашением не предусмотрено.

Также апеллянт не соглашается с выводами суда относительно того, что спор не носит характер трудового, указывая, что требуемая истцом выплата производится за факт исполнения трудовых отношений, а в силу ст. 129 Трудового кодекса РФ компенсационные выплаты включены в систему оплаты труда работника, в связи с чем, спор о взыскании данной выплаты является трудовыми, следовательно, к требованиям за период с 1976 г. по 1988 г. подлежит применению установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение с иском в суд.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности от 31.12.2012 г. - Б., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца по доверенности от 11.01.2012 г. - Х., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В процессе рассмотрения дела судом достоверно установлено и подтверждено материалами дела, что 14.02.2001 г. в период работы в угольной промышленности истец приобрел право на пенсию. 25.12.2006 г. истец уволен из ОАО "ШУ "Обуховская" по собственному желанию. Действующим на тот момент Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу РФ на 2004-2006 г.г., а также последующими Федеральными отраслевыми соглашениями по угольной промышленности РФ на 2007-2009 г.г. и на 2010-2012 г.г. предусмотрена выплата работодателем работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством РФ), единовременного пособия в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности РФ (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

При увольнении из ОАО "ШУ "Обуховская" в декабре 2006 г. работодателем К.В. выплачено единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за 18 лет стажа, то есть за период с 1988 г. по 2006 г., в сумме руб.

Между тем, как видно из материалов дела, в период с 18.11.1976 г. по 05.02.1988 г. истец также непрерывно работал на предприятиях угольной промышленности, в связи с чем, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что названное выше пособие подлежит выплате также и за указанные годы работы истца.

Доводы апеллянта относительно применения к требованиям в указанной части установленного ст. 392 ТК РФ срока для обращения работника с иском в суд не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену оспариваемого решения, так как суд пришел к обоснованному выводу о том, что данный спор не носит характер индивидуального трудового спора. Кроме того, указанные доводы были изложены заявителем в отзыве на исковое заявление К.В. при первоначальном рассмотрении дела судом первой инстанции, а также в возражениях на кассационную жалобу К.В. на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 05.10.2011 г., и данному вопросу была дана надлежащая оценка судом кассационной инстанции, что отражено в определении судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 28.11.2011 г. (л.д. 99-101). Как уже ранее указала судебная коллегия, споры работников относительно получения гарантий и компенсаций, связанных с выплатой единовременного пособия за работу в угольной промышленности в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности, с учетом положений ст. 381 ТК РФ не относятся к категории индивидуальных трудовых споров.

Доводы апеллянта относительно отсутствия правовых оснований для выплаты истцу повторно пособия за работу в угольной промышленности после возобновления трудовых правоотношений не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании положений нормативных правовых актов, регулирующих спорное правоотношение.

Как видно из содержащихся в материалах дела документов, после увольнения из ОАО "ШУ "Обуховская" 26.12.2006 г. истец возобновил трудовые отношения с данным предприятием в должности начальника смены с подземными работами 50% и более рабочего времени в году, 28.30.2011 г. уволен по п. 8 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с Коллективным договором по вопросам труда и социальных гарантий на 2006 г. и Коллективным договором на 2007-2009 г.г. предусматривалась возможность выплаты работнику организации угольной отрасли, который приобрел право на пенсию и был уволен (кроме увольнения за виновные действия), после возобновления трудовых правоотношений с работодателем пособия размере не менее 15% среднемесячного заработка за период после возобновления трудовых отношений.

То обстоятельство, что в Коллективном договоре на 2010-2012 г.г. отсутствует аналогичное положение и указано на единовременность вознаграждения, не может быть истолковано как положение, дающие основание для ухудшения положения работника в части предоставления ему социальных гарантий и компенсаций и не свидетельствует об отсутствии у работника, предусмотренного нормами Федеральных отраслевых соглашений в угольной промышленности РФ на 2007-2009 г.г. и на 2010-2012 г.г. права на получение пособия за каждый год работы в угольной промышленности.

Таким образом, при разрешении спорного правоотношения судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, которым соответствуют изложенные в решении суда выводы, правильно истолкованы и применены нормы материального права.

Доводы апелляционной жалобы, в свою очередь, не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 330 ГПК РФ, в связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь изложенным и ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

Решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 16.01.2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" - без удовлетворения.

Вопрос: Предприятие работает на предприятиях угольной промышленности - оказывает услуги по проведению и креплению горных выработок, усилению крепи горных выработок на шахтах. Уголь предприятие не добывает, является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство НП СРО. ОКВЭДы предприятия - 45.11.3 "Подготовка участка для горных работ", 45.21.54 "Производство общестроительных работ по строительству таких сооружений, как шахты, плавильные печи, коксовые печи, и т.п.". Основные рабочие специальности - проходчики, подземные электрослесари, подземные горнорабочие, машинисты буровых установок.

1. Федеральным законом N 81-ФЗ от 20.06.1996 "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (с изменениями и дополнениями) установлены льготы и компенсации для работников организаций по добыче (переработке) угля. Согласно статье 21 Закона N 81 организации по добыче угля (переработке) угля (горючих сланцев) за счет собственных средств предоставляют бесплатный пайковый уголь, нормы выдачи которого не могут быть меньше норм, определенных Правительством Российской Федерации работникам организации, проживающим в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем.

Так как предприятие не добывает уголь, оно должно приобрести его на шахтах, добывающих энергетические угли. Покупка угля работникам, проживающим на севере области, где добываются коксующиеся угли, вообще экономически нецелесообразна (дороговизна доставки угля с юга области). Поэтому всем работникам уплачивается денежная компенсация за уголь согласно нормам выдачи, определенным Правительством Российской Федерации.

2. Согласно "Федеральному отраслевому соглашению по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы" (п. 5.3 главы V), при выходе на пенсию предприятие должно обеспечить работнику единовременное вознаграждение в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности РФ (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР). Работники нашего предприятия при выходе на пенсию требуют выплаты вышеуказанного единовременного вознаграждения. Однако к данному Соглашению предприятие не присоединилось. При обращении за разъяснениями в территориальный комитет Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности было указано, что мы обязаны делать такие выплаты.

Вопросы: 1. Имеет ли право ООО уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли на сумму денежной компенсации за уголь?

2. Имеет ли право ООО уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли на сумму единовременного вознаграждения при выходе работника на пенсию?

Включаются ли вышеуказанные суммы в налоговую базу работников по НДФЛ и страховым взносам?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета выплат, производимых налогоплательщиком, не являющимся организацией по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), для целей налогообложения прибыли организаций и доходов физических лиц и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ) организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) за счет собственных средств предоставляют бесплатный пайковый уголь, нормы выдачи которого не могут быть меньше норм, определенных Правительством Российской Федерации, следующим категориям лиц, проживающих в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем: работникам организации; пенсионерам, пенсии которым назначены в связи с работой в этих организациях; инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности; семьям погибших (умерших) работников этих организаций, если проживающие совместно с ними жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсию по случаю потери кормильца; вдовам (вдовцам) бывших работников этих организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пункту 4 статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включается стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Следовательно, организация по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) учитывает для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с выплатой денежного возмещения своим работникам взамен предоставления бесплатного пайкового угля в пределах норм, определенных Правительством Российской Федерации.

Если денежная компенсация бесплатного пайкового угля предоставляется организациями, отличными от организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), то, по мнению Департамента, соответствующая компенсация работникам не учитывается для целей налогообложения прибыли организаций.

В соответствии с пунктом 5.3 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы работодатель обеспечивает выплату работникам, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), единовременного вознаграждения в размере не менее 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР).

На основании пункта 25 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются в том числе расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13018/10 по делу N А19-25409/09-43 отнесение организациями к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм в виде надбавок к пенсии, единовременных пособий уходящим на пенсию работникам и иных аналогичных выплат, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, признано неправомерным в связи с тем, что указанные выплаты носят непроизводственный характер и не связаны с оплатой труда работника.

Учитывая изложенное, единовременное вознаграждение, выплачиваемое работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

В части налога на доходы физических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения.

С учетом того, что Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрено предоставление бесплатного пайкового угля только организациями по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), соответствующая компенсация, выплачиваемая иными организациями, не являющимися организациями по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), не подпадает под действие пункта 3 статьи 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса. Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения выплат работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, данная статья не содержит.

Следовательно, единовременное вознаграждение работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 5.19 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, по вопросам уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды следует обращаться в Минтруд России.

Читайте также: