Если человек не получал пенсию в украине

В следующем году те пенсионеры, кто получал меньше всех, получат больше, а вот те, кто дожил до пенсии, но не добрал стажа, – останутся без пенсии еще три года.

Как изменятся минимальные пенсии?

Они останутся прежними. Дело в том, что соцстандарты, которые повысят с 1 декабря 2020, с 1 января 2021 года не изменятся. Поэтому минимальная пенсия сохранится равной прожиточному минимуму (ПМ) для нетрудоспособных – 1769 грн. Напомним: с 1 декабря ПМ увеличится на 57 грн, с 1712 до 1769 грн.

Как изменятся пенсии у ветеранов труда?

Их пенсии должны увеличиться. Сейчас пенсионеры старше 65 лет, имеющие 35 лет стажа и более (женщины – 30 лет), получают пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты или 2000 грн. Если с 1 января минзарплата вырастет до 6000 грн (закон о госбюджете на 2021 год, где заложена такая норма, пока не принят), то минимальные пенсии увеличатся до 2400 грн. Пенсии ветеранов, большие чем 2400 грн, пересчитывать не будут.

Кто из 60-летних не получит в 2021 году пенсию?

С 1 января 2021 года минимальный страховой стаж (стаж легальной работы, с которой работодателями уплачены взносы в Пенсионный фонд) увеличится на 1 год, до 28 лет. Те, кому исполнится 60 лет в 2021 году, получат в следующем году пенсию, если у них на 1 января будет стаж не менее 27 лет, а на 31 декабря – соответственно 28 лет. Остальным придется либо докупать пенсионный стаж (см. ниже), либо работать до 63 лет и заработать хотя бы 20 стажа.

Отберут ли социальные пенсии у тех, кто их уже получает?

Нет. Уже назначенные социальные пенсии будут выплачивать с 1 января 2021 года в том же размере, что и с 1 декабря 2020 года – 1769 грн (ПМ для нетрудоспособных). Сохранятся неизменными и пенсии по инвалидности.

Кому сейчас положена социальная пенсия?

Правильно она называется "социальная помощь". Положена 60-летним, имеющим не менее 15 лет страхового стажа и уровень доходов, меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных на каждого члена семьи (сейчас - 1712 грн, с 1 декабря 2020 года – 1769 грн).

Пример расчета:

Муж получает пенсию 2500 грн, жена находится на его иждивении, но имеет 15 лет стажа. При достижении 60-летнего возраста до конца 2020 года жена может оформить в этом году соцпомощь.

В ноябре она составит 924 грн (1712х2 – 2500 = 924), с 1 декабря 1038 грн (1769х2 – 2500 = 1038).

А вот если 60 лет ей исполнится 1 января 2021 года и позже – соцпомощь уже не положена.

Предусмотрены ряд ограничений, при которых соцпомощь не назначат. Главные – если жилплощадь превышает 21 кв. м на 1 человека +10,5 кв. м на семью, наличие в семье второго автомобиля (или мотоцикла). Есть и другие ограничения: получение в 2020 году наследства, покупка на сумму 50 тыс. грн и более.

Что делать в 2021 году 60-летнему "непенсионеру"?

Трудиться дальше. Если он уволен - встать на учет в Центр занятости.

Ему 630 дней будут выплачивать помощь по безработице, как и тем безработным, кто не достиг пенсионного возраста – 60 лет, но прожил 58 лет. Пребывание на учете засчитывается в стаж, но заработка не прибавляет.

Пособие не может быть выше четырех ПМ для трудоспособных (в январе 2021 года это 8756 грн). Но если средняя зарплата была небольшая, то госпомощь окажется меньше.

Она не может превысить 70% средней зарплаты безработного за последние 12 месяцев, и то при наличии стажа не менее 10 лет. Каждые три месяца сумма пособия уменьшается на 20%, но не будет меньше 60% первоначальной выплаты. То есть при максимальном пособии 8756 грн безработный через полгода и больше будет получать 5253 грн.

А можно докупить стаж и выйти на пенсию.

Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.

"Докупать" стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.

Стоит ли докупать стаж, чтобы выйти на пенсию в 60 лет?

Если вы рассчитываете на минимальную пенсию, то смысла в покупке нет. По разъяснению Пенсфонда, 1 месяц стажа стоит 44% минимальной зарплаты. Покупать можно помесячно, но не более чем 5 лет стажа. С 2021 года один месяц недостающего стажа будет стоить 2640 грн. (6000х0,44=2640). То есть за каждый год надо будет единоразово уплатить 31680 грн. Выходит, что есть смысл в покупке стажа, если пенсия в итоге превысит 2640 грн в месяц.

Замминистра соцполитики объяснил, какими будут выплаты для тех, кто работал "в тени" или не работал вообще, сообщает СЕГОДНЯ.ua.

Украинцы, которые не заработали достаточное количество пенсионного стажа, получат "пенсию" в размере прожиточного минимума. Об этом в интервью "Сегодня" рассказал заместитель министра социальной политики Николай Шамбир.

По его словам, ситуации, что человек останется вообще без средств к существованию, не будет.

"Кроме пенсии, у нас предусмотрена государственная социальная помощь, и, если человек не имеет минимального страхового стажа, то для него предусматривается социальная помощь по достижении 65 лет", – пояснил Шамбир.

Замминистра уточнил, что государственная социальная помощь назначается в размере прожиточного минимума. Прожиточный минимум сейчас – 1 373 гривни.

То есть, те, кто не наработал и 15 лет стажа, на пенсию не будут иметь права. Они могут получить государственную социальную помощь

Шабмир подчеркнул, что пенсионная реформа предусматривает различие в размере пенсий в зависимости от стажа.

"Если человек не работает, то он останется без пенсии. Что такое пенсия? Это не то, что дарится государствами. Пенсия – это то, что заработано человеком. У нас минимальный страховой стаж, который дает право на пенсию, – 15 лет. И это остается неизменным. Другой вопрос – какой размер пенсии будет при таком стаже. Понятно, что если один человек проработал 15 лет, а другой – 35 лет, то у них должна быть разная пенсия. И понятно, что, если человек платил больше взносов, он должен получать большую пенсию. Именно на этом построена пенсионная реформа. Так что нелегальная занятость отрицательно влияет на будущее человека", – подытожил Шамбир.

  • Социальное страхование
  • /

Узнавайте важные новости первыми!

а почему если не работал. вообще..то прожиточный минимум. должно быть 0.00 гривен..Если человек не работал..значит это его выбор. я ж не должна кормить таких..если работаю с 18 лет .

Анна, "человеки" работали, да вот, никто их не оформлял.

Анна, у нас в городе большинство работает у ФОПов не оформленные, за копейки. Фирмы на которых работают принадлежат власть имущим. На людей начхать, выживают как могут. Чем они провинились перед вами? За что обрекать их на голодную старость? Рабочих мест нет!! Устала об этом говорить. В Киеве вы не видите этого. Да кто против оформится, чтобы за него платили налоги и получать пенсию? При выборе работы давно уже как аргумент официальное трудоустройство, только где оно

пусть тех кто не работал. кормят их дети. внуки. в конце концов можно акции или бриллианты продать..или имущество..каким то образом нажитое.

Ага, а еще виллу на Канарах или домик в Испании продать, да и жить на это.

Любовь, у тех, у кого виллі и бриллианті все в порядке со стажем.

Пусть будет пенсия социльная для тех кто "не работал" и даже в размере прожиточчного минимума, Но одно плохо - кто проработал всю жизнь имеет стаж но "умники" насчитали 1500грн. - вот это возмутительно.

Кто не работает - тот не ест, я бы еще таким и запрет на пользование субсидией ставила. Это выбор человека и его ответственность за свою старость.

Справедливая, вы с комментатором по имени Анна, из параллельной вселенной, как наши депутаты.

. только забыли о тех, кто в 90-е начинал работать и была задача выжить, когда не платили ЗП и люди хоть где то пытались заработать. и условия от работадателя на 1 час в неделю официально

Марийка,я работала всегда официально, и что, стаж за 90-е по 2004 г. не учтен.

Жожоба, стаж учтут. ЗП не учтут

Жожоба, у меня аналогичная ситуация

Если будем кормить тех, кто не работал или не трудоустраивался официально, никогда не будет работодатель оформлять людей официально и платить налоги. Все-таки если законодательно закрепить, что не будут платить пенсию или пособие по старости тем, кто не работал, люди "почешутся" и будут настаивать на официальном оформлении. Другое дело село, где с работой совсем туго - здесь действительно надо что-то решать.

Хотя я бы не возражала, чтобы пенсионные взносы с моей официальной зарплаты платили мне на руки или на отдельный счет - я бы тогда уже насобирала не на одну квартиру, и спокойно в старости сдавала бы их в аренду, это реальный доход. А так, пока доработаю до старости, непонятно вообще, будут ли платить пенсию, а может сделают возраст в 80 лет, или вообще на детей возложат заботу о родителях. Зачем такое государство вообще нужно, выживаем не благодаря, а вопреки.

Елена, люди не "почешутся" требоваться официальное оформление. пообжайтесь с молодежью. никто из них не верит в свою пенсию. мне 33, я официально оформлена, но я тоже не верю в пенсию. когда я до нее доживу, то ее точно не станет с такими реформами

Парадокс в том что многие работали и работают без трудовых . Многие социально не защищены. (Я не говорю о чиновниках).Чиновники об этом хорошо знают.
И пенсии светят только им , остальные просто не доживут. Да и работать в 60 многим просто негде будет, сколько бы квот не вводили. А самое обидное что при той смертности подымать пенсионный возраст просто плевок народу.

кто не работал тот не получает даже соц. помощь.

Наталья, очень даже получают. У меня знакомая работает на базаре вместе с сыном. невестка дома с шестилетним внуком.все- официально безработные, получают субсидию на коммунальные услуги.

Обязательно нужно платить всем минимальную пенсию или соц помощь , если мы не хотим чтобы нас окружали нищие люди. А для того , чтобы все были трудоустроены есть Государство , которое должно контролировать и наказывать ( а не создать схемы для получения взяток)

Алла, а что Государство может решить . Меня поставили перед фактом , хочешь соглашайся , а хочешь нет , а мне ооооочень нужна работа, у меня дети. Не оплачивают ничего, правда на полставки оформляют. Сижу и думаю что делать. Но стала сомневаться будут ли платить то что обещали. А на Государство надежды нет.

М, Государство - это власть которая контролирует всех чтобы все ( без исключения ) жили по правилам . Есть закон будьте добры исполняйте. И не посмел бы ни один работодатель не оформить рабочего при таких драконовских штрафах

Алла,власть обязана заботиться о гражданах своей страны '

мне идти на пенсию через тридцать лет. кто знает, что будет через тридцать лет?я не знаю ,а 825 грн платить в фонд мира каждый месяц в надежде на безбедную старость,ну это как например, купить через интернет участок на луне.Ну и получается,что земля на луне и пенсия через 30 лет-вложения сомнительные..очень

зузу, у земли на Луне перспектив больше.

. нищие молятся
молятся
на
то что их нищета гарантирована. (с)

Не однократно повторяю--нельзя играть в азартные игры с государством-шуллером, меняющим правила во время игры.
Сегодня стаж 25 лет, завтра 35 лет, после завтра 45 лет. возраст 55, потом 60. уже 65.
Разве так можно? Пока пенсия замаячит, то или ишак сдохнет или падишах (вернее мы-потенциальные пенсы)

Ну и что , что я отработала 37 лет, пенсия 1552грн.(1552-1378=174), и спрашивается зачем перерабатывала 1,5 года, могла бы пойти досрочно и получала бы 1,5 г. пенсию и работала неофициально, а сейчас возвратили бы удержанные 1,5%. А в советские времена получала не очень большую зарплату (" советское государство нас обделяло" как говорил Рева) , но этой зарплаты хватало и на учебу, и на море, и на одежду и обувь, и еще сбережения были, которые потом сплыли. Ну и на фига , как моя дочь говорит работать официально на минимальную зарплату, если все равно будет пенсия, если доживет кто при такой жизни, чуть меньше минимальной. Как там Рева говорил, "ті, хто лузгав насіння і глузував з тих, хто ходе кожний день на роботу, будуть получати маленьку пенсію" , они и сейчас "глузують з тих, хто ходив кожний день на роботу від гу до гу" Тот Рева и ему подобные, хоть раз перелапатили пенсионные дела, проанализировали, кто сколько получает, сколько отработали, где работали и почему при стаже35 и более лит и при стаже15 лет пенсии практически у большинства населения почти одинаковые.А то только бла бла бла.У нас в городе есть заведения, где работают до 20-ти человек и все неоформленные, и все об этом знают( и налоговики и ПФУ)и закрывают на это глаза потому,что кормятся оттуда, и не надо говорить, что идите говорите, добивайтесь, ни фига не получится, пусть это в детском саду рассказывают, там может еще и поверят.

коллеги, мне 57, через 3 года, если Бог даст, на пенсию. Всегда работала официально. Думала, что стажа, согласно трудовой книжке, 41 год. Ан нет, сейчас в ПФ говорят, что весь стаж до 2004г.надо будет подтверждать официальными справками СО ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ МЕСТ РАБОТЫ с указанием начисленного дохода и удержаний (помесячно), причем ПФ дает запросы и ждет ответы. А если предприятия уже нет и в архив ничего не сдано, то. плакал наш стаж. вот такая петрушка, мягко говоря.

руся,прикольно получается. я приехала из Луганской области.буду жить в Украине , кто мне даст справки о работе до 2004г на той территории ? получается , моя работа с 1996 по 2004г псу под хвост. обидно

Кто не работал, тот не должен получать даже соц. помощь от государства.

У нас в городе найти работу с оформлением не реально даже молодым, а когда узнают что мне 51 год, сразу говорят вы нам не подходите. Я за то чтобы дети содержали родителей, но при условии, что их освободят от уплаты налогов, а то моя дочь сейчас платит столько, что хватит на 5-х пенсионеров. и почему ни кто не говорит об снижении подоходного налога - если на армию мы платим отдельно, медицина платно, обучение практически тоже, за что тогда 18%.

У меня такое впечатление,что на сайте не бухгалтера.Бороться с работодателем насчет оформления : "марна праця". Открываем сайт минюста-регистрируем на себя ФЛП с видом деятельности "предоставление информационно-консультационных услуг"- открываем расчетный счет в банке для ФЛП - платим ЕСВ -сдаем отчеты.Все.Как сказал-бы пан Азиров "не скиглите". Спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Получить на руки 1500-2000грн , из них заплатить 819,06, что остается? 680-1181 грн, и не рассказывайте, что платят не оформленным и в конвертах до хрена и больше

У нас в Украине Примерно 40% мужчин не доживают до 65 лет. Я вот никогда официально не работал. Женщины то конечно многие и до 80 доживут. А нам что? Если до 65 дотянешь, то социальную выплату получишь, а как иначе? Я когда в магазин иду в чеке написано, что плачу 20% налог! А работать всю жизнь только ради того чтоб выйти на 5 лет раньше? при том что ну реально не знаешь доживешь до старости или нет! Вот у меня друг месяц назад умер в 30 лет, просто от инсульта. Так что это все в первую очередь касается женщин

Виновато в том,что люди не могли устроиться официально-только государство. Государство должно защищать своих граждан, а в 90-е украинцев бросили на произвол судьбы-сбережения "сгорели" на работу после 40 официально не берут. А теперь- "кто не работал".

А где найти работу где официально оформляют. Подскажыте


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 октября 2014 10:00


Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.

Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность:

для иностранных граждан – вид на жительство,

для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,

для беженцев – удостоверение беженца;

- о нетрудоспособных членах семьи;

- об установлении инвалидности;

- о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;

- документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;

- пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР - компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.

Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:

  • инвалидам с детства I группы, детям - инвалидам - 11903,51 руб.;
  • инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) - 9919,73 руб.;
  • инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет - 4959,85 руб.;
  • инвалидам III группы - 4215,90 руб.

По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.

Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).

Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.

Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.

Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.

Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.

Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.

Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.

В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.

По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Читайте также: