Ежемесячная доплата к пенсии лицам осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе

ГАРАНТ:

Действие статьи 3 настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу названного Закона

Статья 3 . Дополнительное пенсионное обеспечение выборных лиц, осуществляющих полномочия на постоянной основе

Информация об изменениях:

Законом Республики Алтай от 10 июля 2012 г. N 43-РЗ часть 1 статьи 3 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

1. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при одновременном соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей.

2. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии замещения выборных муниципальных должностей не менее одного года и освобождения от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями.

Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в период до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе и имеют стаж государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных муниципальных должностей не менее 10 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы исчисляется в соответствии с федеральным законодательством, стаж муниципальной службы исчисляется в соответствии муниципальными правовыми актами. Периоды замещения должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, требующих оценки опыта и знания работы, приобретенных на этих должностях, при исчислении стажа государственной гражданской и (или) муниципальной службы не рассматриваются.

Информация об изменениях:

Законом Республики Алтай от 10 июля 2012 г. N 43-РЗ в часть 3 статьи 3 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

Абзац первый части 3 статьи 3 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

3. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии со следующими предельными размерами.

Сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных указанным лицам в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и ежемесячной доплаты к ней не может превышать при замещении выборной муниципальной должности от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов и свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного вознаграждения с учетом районного коэффициента.

Месячное денежное вознаграждение указанных лиц для исчисления размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии определяется (по выбору этих лиц) по выборной муниципальной должности, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней выборной муниципальной должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

При определении размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не учитываются:

1) суммы фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи и на увеличение указанного фиксированного базового размера в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы;

2) размер доли страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона;

3) суммы, полагающиеся в связи с валоризацией пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

4. Назначение, перерасчет размера и выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, производится в соответствии с муниципальными правовыми актами.

5. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии не назначается, а выплата назначенной доплаты прекращается лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, которым в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай, других субъектов Российской Федерации или в соответствии с муниципальными правовыми актами назначена пенсия за выслугу лет или доплата к трудовой пенсии, или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение.

6. Выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности Республики Алтай, государственной должности иного субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, на период прохождения государственной службы Российской Федерации, муниципальной службы, на период работы в органах управления иностранных государств, а также в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих.

Возобновление выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии осуществляется в соответствии с порядком, которым назначается такая доплата.

7. Размер ежемесячной доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при изменении денежного вознаграждения по соответствующей выборной муниципальной должности и при изменении размера трудовой пенсии.

8. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, установленная к трудовой пенсии по инвалидности, назначается на срок, на который установлена трудовая пенсия по инвалидности.

9. Лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, которым выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии была прекращена в связи с прекращением выплаты трудовой пенсии по инвалидности, при установлении трудовой пенсии по старости органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, производится восстановление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии со дня установления трудовой пенсии по старости. При восстановлении выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии право на нее не пересматривается. При этом размер указанной доплаты определяется в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи с учетом размера установленной трудовой пенсии по старости. По желанию указанных лиц, замещавших выборные муниципальные должности, ежемесячная доплата к трудовой пенсии им может быть установлена заново в порядке, предусмотренном настоящей статьей.


>
(утратила силу)
Содержание
Закон Республики Алтай от 14 мая 2008 г. N 52-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Лица, замещавшие на постоянной основе не менее 1 года гос. должности РФ, предусмотренные Сводным перечнем гос. должностей РФ, получавшие ден. вознаграждение за счет средств федер. бюджета и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к гос. пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ "О государственныхпенсиях в Российской Федерации" (кроме гос. пенсий за выслугу лет).

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении гос. должности РФ от 1 года до 3 лет - 55%, свыше трех лет - 75% месячного ден. вознаграждения. Месячное ден. вознаграждение определялось по выбору получателя ежемес. доплаты либо по гос. должности РФ, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на гос. пенсию по старости, либо по последней гос. должности РФ, полномочия по которой были прекращены.

Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии месячное ден. вознаграждение лиц определяется (по их выбору) по гос. должности РФ, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на пенсию по старости, либо по последней государственной должности РФ, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).

Ежемесячная доплата к пенсии при наличии стажа гос. службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 % среднемесячного ден. содержания федер.гос. служащего (ФГС).

Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 % среднемесячного ден. содержания ФГС за каждый полный год стажа гос.службы свыше 15 лет. При этом сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 % среднемесячного денежного содержания ФГС.

Лицам, замещавшим гос. должности РФ и должности федер. службы в районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты, размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется исходя из среднемесячного ден. содержания с учетом соответствующего районного коэффициента.

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается лицам, замещавшим гос. должности РФ и должности фед. службы, которым в соответствии с закон-омРФ назначены пенсия за выслугу лет, или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, или установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.

36. Ежемесячное пожизненное содержание для судей, пребывающих в отставке.

Пожизненное денежное содержание судей – один из элементов механизма социальной защиты этой категории государственных служащих и обеспечения их независимости при осуществлении правосудия в силу специфики правового статуса, определяемого Конституцией и специальными федеральными законами.

В случае прекращения отставки судья также утрачивает право на пожизненное денежное содержание, но имеет право на получение иных пенсий в соответствии с законодательством. Таким образом, пожизненное денежное содержание судей является условной выплатой, поставленной в зависимость от наличия или отсутствия статуса судьи.

1.1. Ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств федерального бюджета, назначается судьям, ушедшим (удаленным) в отставку, а также бывшим судьям, находящимся на пенсии.

1.2. Право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют:

- судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет;

- судьи, ушедшие (удаленные) в отставку, имеющие стаж работы менее 20 лет - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет);

- бывшие судьи, ушедшие на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже судейской работы не менее 20 лет - с 29 июля 1992 года;

- бывшие судьи, находящиеся на пенсии, при стаже судебной работы не менее 10 лет - с 8 июня 1993 года.

1.3. Не имеют права на получение вместо пенсии ежемесячного пожизненного содержания бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, а также те, кто был досрочно или по истечении срока полномочий освобожден от должности судьи и впоследствии осужден за совершение преступления или совершил поступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.

1.4. Ежемесячное пожизненное содержание назначается бывшим судьям независимо от того, была ли им назначена пенсия сразу после ухода с должности судьи или они до назначения пенсии продолжали заниматься другой оплачиваемой работой.1.5. Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение каких-либо видов пенсий.

По общему правилу судья имеет право только на одну пенсионную выплату по его выбору. Однако для инвалидов вследствие военной травмы из числа судей сделано исключение – они могут наряду с пожизненным денежным содержанием получать также пенсию по инвалидности (государственную или страховую).

Ежемесячные доплаты к пенсии носят социальный или профессиональный характер.

Социальная доплата к пенсии заключается в предоставлении пенсионеру определенной суммы к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте РФ по месту его жительства или месту пребывания.

Для отдельных профессий устанавливается ежемесячная доплата к пенсии - дополнительное социальное обеспечение, устанавливаемое на федеральном уровне отдельным профессиональным категориям:

  • Доплата к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации
    • Членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в связи с особым характером работы предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии за счет средств дополнительно поступающих в ПФ РФ от предприятий, использующих труд этой категории работников, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155 ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
  • Доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности
    • Доплата к пенсии работникам предприятий угольной промышленности устанавливается за счет взносов, уплачиваемых предприятиями угольной промышленности в бюджет ПФ РФ на выплату доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".

Доплата к пенсии является самостоятельной социальной выплатой, ее размер не зависит от вида и размера пенсии, к которой она установлена. Ежемесячная доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФ РФ одновременно с основной пенсией.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться и на региональном уровне. Так, в Московской области в соответствии с Законом Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" ежемесячные доплаты к пенсии устанавливаются следующим категориям граждан:

  • Инвалидам Великой Отечественной войны и участникам Великой Отечественной войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), для доведения размера пенсий с учетом компенсаций, повышений и надбавок до уровня 15000 руб.
  • Лицам в возрасте 85 лет и старше - 500 руб., если среднедушевой доход семьи ниже 2-кратной величины прожиточного минимума.
  • Лицам, имеющим звания "Заслуженный летчик-испытатель СССР" или "Заслуженный штурман-испытатель СССР» - 15500 руб., если среднедушевой доход семьи ниже 3-кратной величины прожиточного минимума.

А Социальный Кодекс Санкт-Петербурга устанавливает дополнительные меры социальной поддержки граждан в виде ежемесячной доплаты к пенсии следующим лицам, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге:

  • Военнослужащим, проходившим службу по призыву и ставшим инвалидами в результате:
    • участия в боевых действиях в Афганистане;
    • выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;
    • выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;
  • Членам семей военнослужащих, проходившим военную службу по призыву и погибшим или умершим в период прохождения военной службы или не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы либо умершим позднее этого срока вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, в том случае, если пенсия по случаю потери кормильца назначена в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
  • Членам семей лиц, указанных в пункте "а" статьи 1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", умершим или погибшим вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

Социальная поддержка в виде доплат к пенсии отдельным профессиональным категориям граждан подчеркивает значимость данных профессий для государства, а также особые заслуги и условия труда работников.

В последнее время многие пенсионеры перестали получать социальные доплаты к пенсиям, которые когда-то были назначены им соцзащитой. А в ряде случаев некоторые пожилые люди и вовсе получают иски в суд, где им вменяется «неосновательное обогащение».

Счетная палата проинформировала президента России Владимира Путина о выявленных нарушениях в системе персонифицированного учета, которую ведет Пенсионный фонд России.

Вступил в силу закон, согласно которому все нетрудоспособные члены семьи погибших военных получили право на повышенные пенсии. То есть, если при жизни у человека была повышенная пенсия, то после его смерти, её будут получать сразу несколько человек: обычно это - нетрудоспособные супруг, дети и родители.

Местным выборным лицам положен заработок или вознаграждение за проделанную работу. Кроме того, депутату нужно компенсировать расходы, которые возникают в связи с осуществлением полномочий, а при необходимости — еще и упущенную выгоду (ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления). Муниципальные образования устанавливают выплаты депутатам по-разному. Одни предусматривают вознаграждение за депутатскую деятельность в фиксированном размере за единицу времени. В этом случае депутат фактически получает зарплату за исполнение трудовой функции. В других муниципальных образованиях выплаты выборным лицам понимаются как компенсационные. Их устанавливают для возмещения расходов на депутатскую деятельность. Некоторые муниципальные образования вообще отказываются устанавливать депутатам выплаты и мотивируют это неоднозначностью их назначения.

10 процентов депутатов могут работать на постоянной основе. Если депутатов меньше 10, постоянно может работать только один из них

Если установить депутатские выплаты неправомерно, прокурор вынесет протест и добьется их отмены. Какие выплаты, каким депутатам и в каком порядке можно установить? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали положения закона и разобрали случаи, когда прокуроры добивались отмены выплат, установленных с нарушением закона.

Каким депутатам назначить денежное содержание

Если депутат исполняет полномочия на профессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Поэтому в таких случаях депутатам положено денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности, могут заниматься не только преподавательской, научной и иной творческой, но и другой оплачиваемой деятельностью (определение Конституционного суда от 11.03.2005 № 72-О). Поэтому таким депутатам денежное содержание не назначайте. Основной вид заработка этой категории выборных лиц — доход от их профессиональной деятельности. Они могут рассчитывать только на вознаграждение за проделанную работу или возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью (постановление Уставного суда Санкт- Петербурга от 29.05.2008 № 007/08-П).

Как установить депутатскую выплату

Органы местной власти могут устанавливать гарантии осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований. Одна из таких гарантий — денежная выплата. Установите только те гарантии, которые предусмотрены в федеральных и региональных законах. Закрепите их в уставе муниципального образования (ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В противном случае суд отменит выплату.

НА ЗАМЕТКУ: Региональные законодатели могут предусмотреть для депутатов ежемесячную денежную выплату. Ее размер и порядок начисления орган местной власти определяет сам и закрепляет в муниципальном правовом акте

ПРИМЕР 1. Совет депутатов района установил правила возмещения расходов, связанных с осуществлением деятельности, депутатам, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Председателю совета депутатов района можно возместить до 15 тыс. руб. в месяц, обычным депутатам — до 1 тыс. руб. Финансирование выплат предусмотрено за счет средств бюджета муниципального района.

Межрайонный прокурор обратился в суд и потребовал отметить решение, поскольку правила возмещения расходов не соответствуют уставу муниципального образования. Кроме того, возможность выплаты подобной денежной компенсации депутату выборного органа местного самоуправления, исполняющему свои полномочия на непостоянной основе, не предусмотрена законами Оренбургской области.

Суд указал, что решение совета содержит коррупциогенный фактор. Депутаты установили общеобязательные правила поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона. По сути, они создали себе и председателю совета механизм незаконного обогащения. Абдулинский районный суд Оренбургской области удовлетворил требования прокурора (решение от 08.08.2012 по делу № 2/1/-989/2012).

Если выплата денежной компенсации региональным законом предусмотрена, а уставом муниципального образования — нет, она тоже может стать предметом прокурорской проверки.

ПРИМЕР 2. Муниципальные образования Приморского края могут ежемесячно возмещать депутатам, исполняющим полномочия на непостоянной основе, расходы, связанные с депутатской деятельностью. Это сказано в статье 16 Закона Приморского края от 14.07.2008 № 288-КЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата…». Муниципальный комитет Сибирцевского городского поселения Приморского края установил своим депутатам ежемесячное возмещение расходов в размере 1 тыс. руб. Но районная прокуратура вынесла протест на это решение. Прокурор указал, что выплата, которую установил муниципальный комитет, не предусмотрена новой редакцией устава городского поселения.

Пропишите в уставе право на ежемесячное денежное содержание для постоянных депутатов и возмещение расходов для непостоянных в виде так называемой отсылочной нормы. То есть обозначьте в уставе саму возможность денежного содержания и возмещения. Укажите также, что по вопросам, касающимся реализации данного права, размера, порядка, условий выплаты, будет принято отдельное решение представительного органа. В примере ниже мы приведем возможную формулировку.

ПРИМЕР 3. По результатам протеста прокурора (см. пример 2) муниципальный комитет Сибирцевского городского поселения внес изменение в устав (утв. решением от 14.09.2010 № 35). Статью 29 дополнили частью 10 следующего содержания:

«Депутатам муниципального комитета, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, производится ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, из средств местного бюджета. Порядок, условия и размер такого возмещения устанавливаются решением муниципального комитета».

В отдельном муниципальном акте (положении) отразите порядок, условия и размер депутатских выплат. Укажите их периодичность: раз в месяц, в три месяца или в полугодие.

Должны ли депутаты отчитываться о расходах

Отчитываться ли депутатам о расходах, органы местного самоуправления решают самостоятельно. В некоторых муниципалитетах депутат может получить ежемесячную выплату, только если документально подтвердит понесенные им расходы.

ПРИМЕР 4. В Сиверском городском поселении Ленинградской области депутаты, осуществляющие полномочия на непостоянной основе, отчитываются о расходах, чтобы получить выплаты. Депутат подает на имя главы городского поселения заявление и письменный отчет по утвержденной форме о фактически затраченных средствах на осуществление расходов, связанных с депутатской деятельностью. Установлен крайний срок — до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

В других муниципалитетах расходы, связанные с депутатской деятельностью, можно не подтверждать. Но депутату выплатят возмещение не больше определенной суммы.

ПРИМЕР 5. В Сибирцевском городском поселении каждому депутату муниципального комитета один раз в месяц перечисляют 1 тыс. руб., чтобы компенсировать расходы. Доказывать понесенные расходы депутат не должен. Он может потратить деньги на что угодно: например, на покупку бензина, канцелярских товаров и даже на личные нужды.

Вопрос о необходимости документального подтверждения расходов требует законодательной проработки. Если установить правила в федеральных или региональных законах, все разногласия прекратятся.

НА ЗАМЕТКУ: Депутатская деятельность — труд физического лица. Служебные функции, выполняемые в рамках депутатской деятельности, — трудовые обязанности

Подтверждены документально расходы, связанные с депутатской деятельностью, или нет, имеет значение для целей налогообложения. Так, не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсаций, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК). Это правило касается выплат, установленных федеральным и региональным законодательством, решениями представительных органов местного самоуправления.

Освобождение от налогообложения компенсационных выплат, в том числе направленных на обеспечение условий исполнения депутатских полномочий, возможно только при наличии документального подтверждения понесенных расходов. Если депутат не подтвердил целевое использование полученной суммы, компенсационный характер выплаты теряется. На нее уже не распространяются положения пункта 3 статьи 217 НК. Поэтому доход подлежит налогообложению на общих основаниях (письмо Минфина от 29.06.2015 № 03-04-05/37279).

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, можно установить денежное содержание. Основной характер выплат тем, кто исполняет депутатские полномочия на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности, — компенсационный. Такие лица могут рассчитывать только на возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, или вознаграждение за проделанную работу.

2. Предусмотрите для депутатов, работающих на непостоянной основе, ежемесячное возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, из средств местного бюджета, только если такие выплаты предусмотрены региональным законодательством. Закрепите выплату в уставе муниципального образования. Отдельным решением утвердите порядок, условия выплаты и размер возмещения. Это поможет избежать судебных разбирательств.

3. Компенсация не облагается НДФЛ, только если депутат документально подтвердил расходы. Если документов нет, бухгалтер должен удержать налог в общем порядке.

НА ЗАМЕТКУ: Какие коды КОСГУ применять к депутатским выплатам

Выплаты тем, кто занимается депутатской деятельностью на постоянной основе, бухгалтер отражает по подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» (указания, утвержденные приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н). Для возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью, тем, для кого она не основная, используйте подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Отражайте эти расходы по КВР 123 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда государственных (муниципальных) органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий».

ПАВЕЛ ГУЛИДОВ, юрист, депутат Думы Черниговского района Приморского края

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Рассмотрим перечень льгот, положенных депутатам местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2020 году.

Законодательные основания


Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.

Это должно быть отражено в его уставе.

Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:

«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»

Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

Привилегии народных избранников


Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата


Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.
Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.
К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами


В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.
Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами


Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

  1. Льготы для государственных служащих в 2020 году
  2. Льготы для работников сельского хозяйства и фермеров
  3. Льготы, пособия и преференции депортированным крымским татарам в 2020 году
  4. Социальные льготы учителям в 2020 году


Подскажите. моя мама была депутатом сельского совета 1960-1964 годы, не освобожденная от основного места работы. Имеет ли она льготы или надбавки к пенсии, которую ей начислили?


Если Ваша мама не была освобождена от основного места работы – значит, основной трудовой стаж у нее шел по месту работы. Трудовой стаж депутата любого уровня устанавливается по учетной карточке, которая, как правило, находится в его личном деле. Таким образом, у Вашей матери при назначении ей пенсии должны были быть учтены все периоды ее работы, иной оплачиваемой деятельности, если она или работодатель предоставляли соответствующие документы при формировании пенсионного дела.


Здравствуйте! Я являюсь председателем совета депутатов местного самоуправления. Если я надумаю подать заявление на главу сельского поселения…не помешает ли мне ” председательство”


Помешает. В РФ действует Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 26.07.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Ст. 36 его гласит: глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.


Добрый день. Гражданин был депутатом сельсовета и районной Думы с 1985 по 1999 положенны ли ему сейчас надбавки какие нибудь к пенсии ?


Данный вопрос решается каждым регионом самостоятельно. Вам необходимо обратиться в ПФР по месту жительства, чтобы узнать о действующих в Вашем регионе нормах права.


Ваше председательство не мешает Вам участвовать в выборах главы поселения. Это Ваше конституционное право. После избрания Вас на должность главы, Вам придется сложить полномочия депутата поселения. Для сведения, ФЗ №131-ФЗ допускает для сельских поселений совмещение должности главы и председателя представительного органа, если это предусмотрено уставом сельского поселения.


Нет не предусмотрены федеральным законодательством.


Добрый день!
Меня выбрали в депутаты Усть Лужского сельского поселения, Ленинградская обл., Кингисеппский район. В данный момент я нахожусь на пенсии, положена ли мне надбавка к пенсии?
Какими льготами я могу пользоваться?


Доплата к пенсии устанавливается и выплачивается: для лиц, замещавших государственные должности Ленинградской области и государственные должности Ленинградской области категории “А”, – со дня подачи заявления, но не ранее дня назначения страховой пенсии, и дня освобождения от замещаемой должности (увольнения) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).
Общий статус депутата определен в ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019), согласно которой в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата.


Нет не предусмотрены. Депутатам сельских поселений, как правило, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, никаких льгот и компенсаций федеральным законодательством, а значит и законодательством субъектов РФ, не предусмотрено.


Добрый вечер! На основании какого закона председатель представительного органа и глава поселения имеют право на материальную помощь к отпуску в размере двух окладов?


Материальная помощь регламентируется локальными актами учреждения по месту работы.


Здравствуйте! Имеет ли право на отпуск б/с по основному месту работы депутат представительного органа мсу, работающий на непостоянной основе?


1. Отдельных трудовых льгот в этом плане у депутатов нет. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. См. ст. 40 ФЗ-131 от 06.10.2003 (ред. от 20.07.2020) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
2. Согласно разъяснениям Минтруда (письмо Минтруда России от 29 апреля 2019 г. № 18-1/10/ФС-638), положения ТК РФ не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, порядок, а также продолжительность предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за ненормированный служебный день и осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях законодательством Российской Федерации не урегулирован. Вместе с тем в письме отмечается, что указанные гарантии могут быть предусмотрены уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
3. Согласно ст. 128 ТК РФ, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам любому работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Читайте также: