Федеральный бюджет за счет пенсионных накоплений




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год

Принят Государственной Думой 23 сентября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 7 октября 2020 года

1. Утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2019 год:

1) общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 8 780 997 005,2 тыс. рублей, из них 8 720 193 222,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 3 308 710 623,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 322 817,8 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8 627 131 752,7 тыс. рублей, из них 8 564 312 635,6 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 153 865 252,5 тыс. рублей, сложившегося исходя из профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 155 880 586,9 тыс. рублей и дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 2 015 334,4 тыс. рублей.

2. Утвердить следующие показатели исполнения бюджета Фонда:

1) доходы бюджета Фонда по кодам классификации доходов бюджетов за 2019 год согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону;

2) структура расходов бюджета Фонда за 2019 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;

3) источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов за 2019 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Президент Российской Федерации В.Путин

15 октября 2020 года

Приложение 1к Федеральному закону"Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год"

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по кодам классификации доходов бюджетов за 2019 год

Кассовое исполнение

Налоговые и неналоговые доходы

0001 00 00000 00 0000 000

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

0001 02 00000 00 0000 000 0001 02 02000 00 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02010 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

1 02 02020 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02030 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периодыс 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02031 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02032 06 0000 160

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

1821 02 02080 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

1821 02 02100 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

1821 02 02110 06 0000 160

Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии

1821 02 02120 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02130 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

182 1 02 02131 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02132 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02140 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

1821 02 02150 06 0000 160

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации

3921 02 02041 06 0000 160

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

3921 02 02042 06 0000 160

Налоги на совокупный доход

0001 05 00000 00 0000 000

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0001 05 01000 00 0000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)

1821 05 01030 01 0000 110

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0001 09 00000 00 0000 000

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

0001 09 08000 00 0000 140

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

1821 09 08020 06 0000 140

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10000 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии(по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10010 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10020 06 0000 160

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0001 11 00000 00 0000 000

Доходы от размещения средств бюджетов

0001 11 02000 00 0000 120

Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию

3921 11 02050 06 0000 120

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

3921 11 02051 06 0000 120

Доходы от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений

3921 11 02052 06 0000 120

Доходы от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

3921 11 02053 06 0000 120

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации от инвестирования средств резерва по обязательному пенсионному страхованию

3921 11 02200 06 0000 120

Доходы от инвестирования средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию

3921 11 02210 06 0000 120

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственногои муниципального имущества(за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 05000 00 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)

0001 11 05030 00 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 11 05036 06 0000 120

Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 09000 00 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 09040 00 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 11 09046 06 0000 120

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

0001 13 00000 00 0000 000

Доходы от компенсации затрат государства

0001 13 02000 00 0000 130

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества

0001 13 02060 00 0000 130

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации

3921 13 02066 06 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат государства

0001 13 02990 00 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 13 02996 06 0000 130

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0001 14 00000 00 0000 000

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности(за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений,а также имущества государственныхи муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 14 02000 00 0000 000

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

3921 14 02060 06 0000 410

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

3921 14 02060 06 0000 440

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

000114 03000 00 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1671 14 03060 06 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1801 14 03060 06 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1881 14 03060 06 0000 410

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

0001 14 03000 00 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1671 14 03060 06 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1801 14 03060 06 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1881 14 03060 06 0000 440

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0001 16 00000 00 0000 000

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов)

0001 16 20000 00 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

1001 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

3921 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями

48 - 51 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

3921 16 20050 01 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу

0001 16 21000 00 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.


Денежные средства, которые являются государственной собственностью, никаким образом не доступные к изъятию и не входящие в число каких-либо иных бюджетов, направленные на одну цель - пенсионное обеспечение российских граждан. Это определение бюджета Пенсионного фонда. Он рассчитывается на каждый год правлением ПФР с обязательным учетом баланса доходов и расходов.

Формируется такой бюджет за счет страховых пенсионных взносов гражданского населения, денег из федерального бюджета, прибыли от размещения свободных финансов государством. По своей сути, в РФ бюджет Пенсионного фонда консолидированный. Иными словами, объединяющий в себе все местные и региональные средства.

За счет чего он образуется?

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется согласно законодательному акту - п. 1 ст. 17 ФЗ № 197 "Об обязательном пенсионном страховании". В частности, здесь сказано, что его составляет следующие компоненты:

  1. Государственные бюджетные средства.
  2. Страховые взносы, отчисляемые работодателями.
  3. Пени и иные денежные санкции, взимаемые с населения.
  4. Прибыль от инвестирования временно свободных денег ОПС.
  5. Резервные средства, направленные на выплату накопительной части пенсии.
  6. Накопленные средства, что предназначены для выплат срочных пенсий застрахованным лицам.
  7. Иные источники пополнения, допустимые согласно законодательству РФ.


Где он размещается?

Сформированные накопления бюджета Пенсионного фонда находятся на счетах территориальных подразделений Федерального казначейства, в подразделениях российского ЦБ. Это необходимо для прозрачного учета операций с денежными ресурсами в пределах ПФР.

Кто его формирует?

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируют, в основном, плательщики-страхователи. Они отправляют взнос (в денежном и натуральном эквиваленте) в пользу собственных работников, имеющих право на пенсионное государственное обеспечение.

Такими плательщиками выступают следующие лица:

  1. Организации (юридические лица), представленные как в России, так и в иных странах (филиалы компаний).
  2. Иностранные предприятия и их филиалы, подразделения, расположенные на территории РФ.
  3. ИП.
  4. Граждане, работающие на себя, занимающиеся искусством, промыслами, художеством и иными разновидностями индивидуальной деятельности.
  5. Фермеры, ведущие собственное хозяйство.
  6. Официально трудоустроенные граждане (по трудовому договору).

Страховые пенсионные взносы, таким образом, начисляются на все разновидности оплаты труда гражданина. К их числу относится и вознаграждение по гражданско-правовым договорам - авторским и подряда.


Что такое межбюджетные трансферты?

Для бюджета Пенсионного фонд Российской Федерации характерно и такое явление, как межбюджетные трансферты. Что тут имеется ввиду? Это денежная помощь бюджетам ПФР субъектов федерации.

Такие трансферты регулируются п. 2 ст. 17 ФЗ № 167 "О пенсионном обязательном страховании" (2001). Подобная помощь может быть направлена на следующее:

  1. Материальное обеспечение повышения пенсионных капиталов.
  2. Компенсация недостающих доходов бюджета Фонда пенсионного страхования.
  3. Покрытие расходов на выплаты страховых пенсий в случае зачета в трудовой стаж гражданина следующих периодов: военная служба, уход за малолетним ребенком, инвалидом, пребывание с супругом по месту его военной службы.
  4. На пенсионное обязательное страхование - в случаях назначения досрочных пенсий.
  5. На материальное обеспечение выплат социальных пособий на погребение умерших, кто при жизни получал страховую пенсию.

Средства из бюджета тут будут рассчитываться и распределяться в порядке, предусмотренном ФЗ № 18 "О средствах федерального бюджета" (2005 г.).


Рассмотрение и принятие

Бюджет ПФР предварительно согласуют в высших законодательных российских органах в следующем порядке:

  1. Предварительный проект бюджета ПФР отправляется на рассмотрение Государственной думой.
  2. Если депутаты одобряют проект, происходит его принятие. Издается закон "О бюджете ПФР на . год".
  3. Затем закон рассматривается Советом Федерации (верхней палатой российского парламента). Если он его одобрит, то бюджет Пенсионного фонда вступит в силу.

Надо отметить, что подобный закон - открытый документ. Это значит, что с его текстом, расчетами и положениями может ознакомиться каждый желающий. Его размещают на официальном сайте Госдумы и ПФР.

В том случае, когда бюджет уже принят, но в него необходимо внести какие-либо важные поправки, например, по причине изменившихся экономических обстоятельств, в Госдуму направляется проект с необходимыми изменениями. Они вносятся в утвержденный бюджет согласно тому же порядку, что представлен выше.


Доходы фонда

Разберем, что составляет доходы бюджета Пенсионного фонда РФ:

  1. Перевод работодателями страховых взносов за своих сотрудников и подрядчиков. Как показывает статистика, это более половины всех отчислений в бюджет ПФР.
  2. Денежные средства из федерального бюджета. Они направляются на конкретные цели. Первая - повышение величины страховых пенсий (за счет индексации и валоризации), финансирование группы льготных пенсий (по большей части, досрочных). Вторая - покрытие расходов, связанных с оказанием социальной поддержки населению. Это средства на пособия по инвалидности, материнский капитал, всевозможные доплаты к пенсиям и пр.
  3. Создание пенсионных накоплений гражданами самостоятельно. Путем внесения добровольных взносов, сотрудничества с управляющими компаниями, НПФ, через Центробанк.

Расходы фонда

Что касается расхода средств бюджета Пенсионного фонда, то он происходит за счет ресурсов госбюджета. Компенсируется в случае неуплаты плательщиками страховых взносов или же бюджетного дефицита на очередной финансовый год. Нужно отметить, что за нецелевое распределение и расходование бюджета ПФР установлена ответственность по российскому законодательству.

Расходы бюджета отечественного пенсионного фонда реализуются на основе сведений о получателях, установленных в РФ видов пенсий и размерах данных выплат.

Что касается расходов на выплату страховых пенсий, которые финансируются за счет страховых платежей, то это осуществляется на основании ФЗ № 400 "О страховых пенсиях" (2013 г.).


Основные статьи расходов

Рассмотрим, на что конкретно расходуются средства из сформированного бюджета ПФР:

  1. Выплаты страховых пенсий. Это самая значительная расходная статья. Выплаты занимают более 3/4 всех расходов на каждый год.
  2. Социальные пособия. Тут имеются в виду различные доплаты и надбавки льготным категориям граждан, выплата пособий по уходу за инвалидами и нетрудоспособными людьми, компенсации россиянам, проживающим на Крайнем Севере и местностях, к нему приравненных, финансирование разнообразных региональных государственных программ и пр.
  3. Выполнение функций фонда. В частности, расходы, связанные с перемещением средств. Это перевод пенсионных накоплений со счетов ПФР на балансы негосударственных ПФ, управляющих компаний и пр.
  4. Выплата государственных пенсий. Они положены определенным гражданам за выслугу лет. В первую очередь бывшим военнослужащим, летчикам-испытателям, космонавтам, чиновникам. Также сюда относится выплата компенсаций гражданам за вред, причиненный их здоровью во время исполнения служебных обязанностей.
  5. Расходы, связанные с выплатой средств по государственной программе "Материнский капитал".


Выплата пенсий

Как происходит исполнение бюджета Пенсионного фонда РФ? В соответствии со ст. 18 ФЗ № 167 "О пенсионном обязательном страховании" (2001 г.). Средства направляются на:

  1. Выплату (по российскому законодательству и международным соглашениям) страховых обеспечений по ОПС. Перевод денежных сумм в величине, равной величине пенсионных накоплений застрахованного гражданина, в выбранный им НПФ (для создания накопительной пенсионной части).
  2. Доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР.
  3. Финансовое содержание, техническое, материальное обеспечение работы страховщика.
  4. Оплату гарантированных взносов (основанием выступает ФЗ № 442, принятый в 2013-м).
  5. Другие цели, согласно российскому законодательству относящиеся к пенсионному страхованию.

Соотношение расходов и доходов

Пенсионный фонд старается строить свою деятельность так, чтобы его расходы не превышали доходы, чтобы не выходить за рамки вверенного ему бюджета.

Последний финансовый дефицит ПФР наблюдался в 2015 году. Он был связан с переводом гражданами своих накоплений с баланса ПФР на счета различных негосударственных фондов. Поэтому дефицит по своей сути был чисто техническим, не являлся признаком финансовых проблем в этом ведомстве.

Такие переводы средств осуществляются и по сей день. В чем тут суть? Перевод по факту проходит не с баланса бюджета фонда, а со счетов тех управляющих компаний, которым ПФР передает право на распоряжение некоторой частью взносов, отправляемых гражданами на накопительную часть своей будущей пенсии.

Поэтому подобные пенсионные накопления (их общая сумма превышает 2 трлн рублей), что находятся во временном пользовании управляющей организации, не отображаются в доходных статьях бюджета ПФР. В то время как средства, что передаются управляющими компаниями по заявлению граждан в НПФ, все равно вносятся в статью расходов. Такое положение дел и создает ситуацию технического дефицита бюджета. Он, конечно, никоим образом не влияет на платежеспособность Пенсионного фонда.

На случай, если будет наблюдаться реальный дефицит средств, он будет перекрыт за счет переходящих средств бюджета Пенсионного фонда РФ. Это своего рода излишки, которые откладываются как раз-таки на подобные случаи.

Если же дефицит достигнет внушительных цифр, ПФР будет вынужден обратиться к Правительству РФ для получения дополнительных денежных средств из федерального бюджета.


Бюджет ПФР формируется в основном за счет страховых взносов, направляемых работодателями, поступлений из госбюджета. Главные статьи расходов тут - страховые пенсии, социальные пособия. Принимает и утверждает этот бюджет парламент РФ.

Читайте также: