Финансирование выплаты страховой части пенсии осуществляется за счет

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений и дополнений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовых пенсий), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений и дополнений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Комментарий к статье 6
1. Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях для мужчин с 1953 г.р., а женщин с 1957 г.р. трудовые пенсии по старости и инвалидности состоят из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а для лиц, родившихся ранее указанных дат, из двух частей: базовой и страховой (ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании).
Пенсии по случаю потери кормильца состоят из двух частей: базовой и страховой. Более подробно о составных частях трудовых пенсий см. коммент. к ст. 5 Закона о трудовых пенсиях.
Финансирование выплаты базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), перечисляемого работодателями в федеральный бюджет. Определение порядка его перечисления относится к компетенции Минфина России.
Так, совместным письмом Минфина России N 17н и ПФР N МЗ-03-25/2237 от 12.03.02 (зарегистрировано в Минюсте России 03.04.02 N 3343) утверждено Положение о порядке перечисления в 2002 году средств единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет и направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии .
--------------------------------
БНА. 2002. N 15.
Финансирование выплаты страховой части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ПФР в порядке, установленном Законом об обязательном пенсионном страховании (см. коммент. к этому Закону).
Размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определены в ст. 22 указанного Закона. Согласно положениям названной статьи применяется регрессивная шкала для взимания страховых взносов как для страховой части трудовой пенсии, так и накопительной (см. коммент. к ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании).
Правила учета страховых взносов на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.02 N 407 .
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2311.
ПФР письмом от 01.07.02 N КА-16-27/5835 дано разъяснение о порядке распределения по ИЛС страховых взносов в ПФР при недостаточности денежных средств для уплаты страховых взносов в полном объеме в целом по организации.
--------------------------------
Налоги. 2002. N 27.
Согласно указанному письму поступившие суммы взносов подлежат распределению по ИЛС всех работников организации, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования, пропорционально суммам страховых взносов, начисленных по каждому работнику.
Совместным письмом МНС России от 14.06.02 N БГ-6-05/835 и ПФР от 11.06.02 N МЗ-16-25/5221, согласованным с Минфином России 11.06.02 N 04-04-02/2-51 , определен порядок уплаты страховых взносов в бюджет ПФР страхователями - организациями, в состав которых входят обособленные подразделения.
--------------------------------
Налоги. 2002. N 27.
Также следует иметь в виду, что письмом ПФР от 13.05.02 N СД-09-27/4254 разъяснено, что общественным организациям инвалидов действующим законодательством предоставляются льготы лишь по уплате единого социального налога в соответствии со ст. 239 НК. Льготы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указанным организациям не предоставляются.
--------------------------------
Финансовый вестник. 2002. N 8.
По вопросам уплаты страховых взносов см. коммент. к Закону об обязательном пенсионном страховании.
Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется согласно ст. 9 указанного Закона за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ИЛС застрахованного лица в ПФР.
Пенсионными накоплениями в соответствии со ст. 3 Закона об инвестировании средств признаются суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в ПФР и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов ПФР и порядок расчета которого в целях указанного Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. В настоящее время не приняты федеральные законы, определяющие порядок возмещения средств федерального бюджета и бюджета ПФР, выделяемых на выплату пенсий согласно нормам п. 2 ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании (возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном этим Федеральным законом), по сравнению с требованиями Закона о трудовых пенсиях.
Вместе с тем следует учитывать, что вопросы, связанные с индексацией трудовых пенсий, находятся в ведении Правительства РФ. Расходы на индексацию трудовых пенсий предусматриваются в бюджете ПФР на текущий год.
О порядке индексации частей трудовой пенсии, коэффициенте индексации и ее периодичности см. коммент. к ст. 17 Закона о трудовых пенсиях.
В 2002 г. проведены две индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий: с 1 февраля 2002 г. пенсии увеличены в 1,065 раза и с 1 августа 2002 г. - в 1,09 раза.
3. На каждое застрахованное лицо в территориальном отделении ПФР заводится ИЛС, в котором отражаются все необходимые для установления пенсии сведения, в том числе о перечисленных страховых взносах.
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах установлены Законом об индивидуальном учете.
Глава II. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ


Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Перманентная «пенсионная реформа», проводимая в Российской Федерации с самого начала века и регулярно меняющееся законодательство в этой сфере усложняют понимание гражданами не только размер своей будущей пенсии, но также порядок и способы ее формирования.

Чтобы грамотно распорядиться своими страховыми взносами и накопить достаточно средств на жизнь после прекращения трудовой деятельности и выхода на заслуженный отдых, необходимо знать, из каких частей состоит пенсия по старости, о чем мы и расскажем в этой статье ниже. Разберем в статье подробно, что такое накопительная и страховая часть пенсии, их особенности и в чем разница между ними.

Бесплатно по России

Из чего состоит пенсия в России в настоящее время

Совокупное обеспечение пожилых лиц, которые достигли установленного законом пенсионного возраста (или при наличии определенных обстоятельств приобрели это право досрочно), формируется из следующих составляющих:

  1. Фиксированная часть, которая устанавливается единой для всех пенсионеров страны и варьируется в большую сторону лишь при наличии определенной категории или статуса (престарелый возраст – 80 и более лет, инвалидность, наличие иждивенцев).
  2. Страховая пенсия. Ее размер определяется индивидуально и зависит от того, сколько в совокупности страховых отчислений произвел сам гражданин или его работодатель в рамках обязательного страхования. По действующему в 2019 году законодательству ее исчисляются по количеству так называемых пенсионных баллов (по закону – величина индивидуального пенсионного коэффициента).
  3. Накопительная часть, которая формируется лишь у граждан лишь 1967 года рождения (и позднее) и только в том случае, если до 2015 года они выбрали способ формирования накоплений, подразумевающий дробление взносов на страховую и пенсионную часть.

На отчисление страховых взносов на накопительную часть с 2014 года до пока 2021 года действует так называемый мораторий, т.е. государство их заморозило, а все 22% отчислений в ПФР с заработной платы идут на страховые пенсии (фактически – на выплату пособий действующим пенсионерам).

При этом уже накопленные ранее средства никуда не исчезли и продолжают принадлежать гражданам, которые смогут воспользоваться ими при достижении ранее установленного пенсионного возраста в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно (при наличии минимально необходимого стажа и ИПК).

Как формируется накопительная часть

По действующему закону лицо имеет возможность само определить, в каком виде он получит свои накопления при наступлении соответствующего права:

  1. В виде единовременной выплаты. Такой вариант возможен лишь в тех случаях, когда процентное отношение накопительной части в общей пенсии по старости (вместе со страховой частью) составляет менее 5%.
  2. Срочная выплата, которая выплачивается из накопленных средств ежемесячно в течение того периода времени, который определило само застрахованное лицо, законодатель лишь установил минимальный порог – 120 месяцев.
  3. Накопительная пенсия, которая схожа с предыдущей выплатой, но предоставляется пожизненно, а ее размер зависит от скопленных сумм и установленного на законодательном уровне периодом дожития граждан соответствующего пола.

Ниже рассмотрим некоторые особенности данного вида обеспечения.

С какого времени введена

Первоначально на законодательном уровне возможность накопления гражданами собственных будущих пенсий была установлена еще в 2002 году. Тогда на эти цели перечисляли от 2 до 6 % (цифра менялась в разные годы) от дохода гражданина (заработной платы работника или доходов индивидуального предпринимателя). Нововведения касались всех мужчин не старше 1953 года рождения и женщин с 1957 года рождения и моложе.

Уже в 2005 году, когда стало очевидным, что уже немолодые российские граждане не смогут накопить сколько-нибудь весомой суммы на свою будущую пенсию, возрастная планка была снижена. С этого времени взносы на этот вид обеспечения перечислялись только за мужчин и женщин не старше 1967 года рождения.

В последние годы все активнее обсуждается новый этап «пенсионной реформы», которая, в числе прочего, может вовсе отменить накопительные пенсии в действующем виде и заменить их так называемым индивидуальным пенсионным планом. По состоянию на конец 2019 года, несмотря на «заморозку» отчислений на накопительную часть, этот вид обеспечения действует и предполагает возможность дальнейших накоплений после отмены моратория.

Условия назначения

Для получения такого вида обеспечения российскому гражданину необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Выбор в качестве способа формирования дохода после выхода на заслуженный отдых накопительную пенсию наряду со страховой частью. До 2015 года гражданам в течение определенного периода времени было разрешено полностью отказаться от формирования накоплений и перейти полностью на страховые пенсии.
  2. Достижение возраста, предоставляющего право на данные выплаты. Ранее он полностью совпадал с возрастом выхода на пенсию по старости, но после повышения пенсионного возраста эти показатели разминулись. В качестве своеобразной льготы законодатель наделил граждан правом получать этот вид пособия по достижении 60 и 55 лет мужчинами и женщинами соответственно.
  3. Наличие минимально необходимого страхового стажа, который законом установлен на уровне 15 лет. Но данное требование в полном объеме вступит в силу лишь в 2024 году, до тех пор эта цифра будет повышаться на 1 в течение каждого календарного года (при выходе на пенсию в 2019 году необходимо иметь 10 лет стажа).
  4. Достижение установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, который в 2025 году будет равен 30, а до это времени будет постепенно повышаться с 16,2 в 2019 году.

Соблюдение данных требований в совокупности предоставляет лицу право обратиться за назначением накопительной пенсии.

Куда отчислять: в НПФ или ПФР?

Невозможно дать однозначный ответ на этот вопрос, ибо любой и них судеб субъективен. Нельзя сказать, какой вариант приносит больше инвестиций, поскольку в разные периоды времени доходность различных фондов и управляющих организаций может быть разной. Невозможно и сказать, что какой-то из способов более надежный, поскольку все пенсионные накопления застрахованы государством (Агентство по страхования вкладов).

В связи с этим только сам гражданин в силах решить, какой вариант представляется наиболее приемлемым для него в какой НПФ направить средства, либо оставить их в ПФР. Но для этого необходимо изучить множество информации об истории конкретного фонда, его доходности и надежности, статистические данные и т.д.

Что представляет из себя страховая пенсия

Страховая пенсия есть денежное обеспечение пожилых граждан, которое, как предполагается, они заработали в течение своей трудовой деятельности. Она складывается из страховых отчислений из заработной платы работы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, дохода от предпринимательской деятельности.

Все уплаченные взносы по утвержденной правительством методике пересчитываются в так называемые баллы или коэффициент. От размера индивидуального пенсионного коэффициента и будет зависеть размер страховой пенсии. На каждый год законодательством устанавливается стоимость одного ИПК, которая увеличивается с учетом уровня роста потребительских цен (инфляции). В 2019 году его стоимость равна 87,24 руб.

Кроме того, в страховую пенсию входит фиксированная выплата, размер которой в 2019 году составляет 5334,19 руб., при наличии инвалидности или некоторых иных особых условий данная выплата установлена в большем размере.

Отличия страховой и накопительной пенсии

Различия двух указанных видов, главным образом, заключаются в том, что накопительная формируется добровольно (если гражданин сам выбрал такой способ), а отчисления на страховую часть идут в обязательном порядке.

Общий размер взносов от выбора способа не изменяется, он составляет 22% от заработной платы (или некоторых иных видов дохода) физического лица.

Кроме того, отличиями является различный возраст, по достижении которого гражданин может претендовать на пенсию, источники выплаты (если взносы направлялись в НПФ), возможность управления накоплениями и др. Взносы на накопительную часть фактически являются собственностью гражданина, а на страховую – практически эфемерны, т.е. имеются лишь в форме определенного количества баллов. В реальности все перечисленные страховые взносы направляются на выплаты содержания действующим пенсионерам.

Итак, страховая и накопительная часть – составные элементы действующего пенсионного обеспечения. При этом страховая формируется у всех граждан, а накопительная лишь лиц установленного возраста и при выборе ими соответствующего способа формирования будущего обеспечения.


Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме:

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

• компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

• компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

• предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

• работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

• работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

• иных категорий граждан.

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

109. Учет пенсий

109. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения РФ. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник –

112. Учет пенсий

112. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого пенсионера

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий:• трудовая пенсия по старости;• трудовая пенсия по инвалидности;• трудовая пенсия по

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости 4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости4.2.1. Страховая часть (СЧ)4.2.2. Накопительная часть (НЧ)4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р.4.4.

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности5.2.1. Страховая часть (СЧ)5.2.2. Накопительная часть (НЧ)5.3. Социальные

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца 6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2.1. Страховая часть (СЧ)6.3.

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий 8.1. Сроки назначения трудовой пенсии8.2. Перерасчет и индексация пенсий8.3.

8.2. Перерасчет и индексация пенсий

8.2. Перерасчет и индексация пенсий У каждого пенсионера перерасчет его пенсии носит индивидуальный характер и может измениться несколько раз в год. Обращаться за перерасчетом страховой части трудовой пенсии можно в любое время после возникновения права на него, без

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий 10.1. Право граждан на получение невыплаченных сумм пенсий10.2. Перечень документов, необходимых для получения средств пенсионных накоплений10.3. Наследники по закону и наследники по завещанию10.4.

11.4. Порядок назначения государственных пенсий

11.4. Порядок назначения государственных пенсий В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» различаются следующие виды пенсий:• пенсия по старости;• пенсия по инвалидности;• пенсия по случаю потери

11.5. Виды государственных пенсий

11.5. Виды государственных пенсий

12.5. Перерасчет и индексация пенсий

12.5. Перерасчет и индексация пенсий Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина и осуществляются в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, за исключением

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий Пенсии, назначенные военнослужащим и членам их семей, а также надбавки к пенсиям, повышение и увеличение пенсий подлежат пересмотру по следующим основаниям:• при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с

16.2. Размеры социальных пенсий

16.2. Размеры социальных пенсий Для граждан предусмотрены социальные пенсии соответствующего вида, размеры которых зависят от категории нетрудоспособных граждан: Всем категориям нетрудоспособных граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий Перерасчет ранее назначенной социальной пенсии осуществляется в связи с изменением:• группы инвалидности;• количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера;• категории нетрудоспособного

Читайте также: