Функция которую выполняют деньги при выплате пенсий стипендий
Денежно-кредитная политика
Денежный мультипликатор
Банковская система
Деньги и их функции
Деньги представляют собой товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента и обладающий абсолютной ликвидностью. Как товар деньги имеют два свойства, две черты: потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость денег состоит в том, что они нужны людям как средство обмена и как источник дохода. Их меновая стоимость в том, что они обладают способностью обмениваться на любой товар. Но деньги — не просто товар, это особый товар. С появлением денег весь товарный мир разделился на два лагеря: в одном — все товары, которые теперь всегда находятся только в относительной форме стоимости,ибо свою потребительную стоимость и ценность они проявляют через отношение к деньгам: в другом лагере — только деньги, которые теперь всегда находятся только в эквивалентной форме стоимости,ибо они служат мерилом ценности для всех товаров. Их потребительная стоимость стала формой выражения меновой стоимости всех товаров; конкретный, частный труд золотодобытчика стал формой выражения абстрактного общественного труда, заключенного в других товарах.
Современное рыночное хозяйство использует три основных вида денег:
• товарныеденьги, т.е. золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках;
• символическиеденьги, т.е. медные и никелевые монеты и бумажные деньги.
• кредитныеденьги, т.е. чеки и кредитные карточки.
Сущность денег и их значение в развитии товарного обмена и производства наиболее отчетливо выявляется при рассмотрении их функций.
1) Мера стоимости различных товаров. Приравнивая товар к определенному количеству денег, можно определить стоимость товара. Данную функцию деньги могут выполнять потому, что сами имеют стоимость, которая сравнивается со стоимостью товаров.
При выполнении функции меры стоимости деньги могут выступать как идеальные, то есть мысленно воображаемые. Это означает, что для определения стоимости товара не обязательно рядом с ним класть соответствующую сумму денег. Но все-таки за идеальными стоят реальные — настоящие деньги.
Определение стоимости товара через его приравнивание к определенному количеству денег означает установление цены товара. Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Установлению цены способствует соответствующий масштаб цен, под которым понимается определенное содержание товаров в денежном знаке (потребительская корзина). Изменение масштаба цен ведет к девальвации или ревальвации денег. Девальвация означает уменьшение содержания денежной единицы, а ревальвация — увеличение. Соответственно меняются цены на товары: при девальвации они растут, при ревальвации — снижаются, хотя стоимость товаров при этом не меняется.
2)Средство обращения (обмена). Выполняя эту функцию, деньги выступают в роли посредника при обмене одного товара на другой.
В качестве средства обращения необходимы не идеальные, а реальные деньги, которые могут быть наличными, передаваемыми из рук покупателя в руки продавца, и безналичными, не предполагающими такую передачу.
Использование денег в качестве средства обращения должно подчиняться требованиям закона денежного обращения. Закон требует, чтобы в данный период времени количество денег в обращении (Кд) было прямо пропорционально сумме цен товаров, направляемых товарное обращение (ЦТ), и обратно пропорционально скорости оборота денежных знаков (О):
Нарушение требований данного закона может вызвать такие отрицательные явления, как инфляция, дефляция и товарный дефицит.
3) Средство накопления и образования сокровищ. Она предполагает, что деньги выводятся из обращения и откладываются для того, чтобы накопить достаточно крупную сумму.
Выполнять данную функцию могут реальные, а не идеальные деньги. Причем для образования сокровищ наиболее подходящими являются золотые деньги, имеющие реальную стоимость и не подверженные инфляционному обесценению.
4) Средство платежа. В качестве такого средства деньги либо сразу, либо спустя какое-то время после свершения сделки купли-продажи. Подобные сделки называют кредитными, так что деньги как средство платежа отражают отношения займа, возникающие по поводу продажи товаров в долг с отсрочкой платежа.
При продаже товаров в кредит вместо денег фигурирует платежное обязательство (вексель), в соответствии с которым покупатель обязан погасить долг в определенный срок. Погашая долг, деньги выполняют функцию средства платежа.
В качестве средства платежа деньги выступают и при возвращении взятых ранее ссуд — денег, отданных в долг. Эту функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, стипендий, налогов, при оплате жилья, коммунальных услуг и т.п.
Очевидно, что функцию средства платежа выполняют реальные деньги.
Возникновение функций денег как средства накопления и средства платежа расширяет действие закона денежного обращения. Он требует учета того, что часть денег может быть не нужна, если товары продаются в кредит, зато понадобятся дополнительные деньги для оплаты ранее купленных товаров или уже предоставленных услуг. Соответственно, формула количества денег, необходимых для обращения, приобретает иной вид:
где К — сумма цен товаров, проданных в кредит;
П — сумма платежей, которым наступил срок;
В — взаимно погашающиеся платежи, не требующие денег, так как происходит взаимный зачет долгов.
5) Функция мировых денег. Свои функции деньги выполняют не только в рамках национальных хозяйств, но и на международном рынке, опосредуя товарно-денежные отношения между странами. Следует, однако, отметить, что мировыми могут быть не всякие деньги. В качестве таковых выступает золото, а также деньги тех стран, способность которых быть мировыми признана другими странами. Обычно такие деньги относят к разряду свободно конвертируемых валют. Конвертируемость означает обратимость денег либо в золото, либо в валюты других стран.
В заключение отметим, что возникновение мировых денег отражает довольно высокий уровень развития товарного производства и обмена, когда законы товарного хозяйства начинают действовать в международном масштабе.
Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 702 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сущность функции: с помощью денег измеряют стоимость товаров, т.е. измеряют общественно необходимые затраты труда на производство товаров. Использование денег как мера стоимости делает товары соизмеримыми.
Функция денег как мера стоимости проявляется в следующих случаях:
1.С помощью денег устанавливаются цены на товары.
2.При учете и оплате количества и качества затраченного труда работникам, т.е. с помощью денег устанавливается и начисляется зарплата работнику;
3.При планировании показателей производства продукции на предприятии.
Функция денег как мера стоимости осуществляется идеально (в наличии деньги не обязательны).
Для установления цены товара в каждой стране законодательно существует определенная денежная единица с установленным масштабом цен.
Цена товара - это денежное выражение стоимости товара.
Масштаб цен – способ и средство измерения, выражения стоимости товара в денежных единицах. Каждое государство имеет свой масштаб цен, например: денежная единица в России – 1 рубль = 100 копеек, в США – 1 доллар = 100 центов.
В настоящее время в нашей стране существуют следующие виды цен:
1) регулируемые цены на предметы первой необходимости и стратегически важную продукцию (энергия, газ, нефть, соль, спички, хлеб и т.д.);
2) договорные цены;
3) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
4) свободные цены, которые зависят от спроса и предложения.
Функция денег как средство обращения
Сущность функции: деньги обслуживают процесс обращения товаров и доведения товаров до потребителя. Функция денег как средство обращения осуществляется по формуле:
Т - Д - Т (т.е. Т « Д, Д « Т)
Выполнение этой функции происходит только при участии наличных денег. При этом товар и деньги присутствуют одновременно, но движутся в противоположных направлениях.
Функция денег как средство обращения проявляется в следующих случаях: 1) с помощью этой функции осуществляется розничная торговля, торговля на рынках,
2) закупка сельскохозяйственной продукции,
3) отдельных случаях приобретение материальных ценностей предприятиями.
Функция денег как средство платежа
Сущность функции: деньги обслуживают сферу финансово-кредитных отношений между государством и предприятиями, банками, страховыми компаниями, населением, т.е. в этой функции деньги погашают долговые обязательства. Функцию денег как средство платежа могут выполнять наличные и безналичные деньги.
Данная функция проявляется в следующих случаях:
1) при оплате труда, выплате пенсий, пособий, стипендий;
2) при уплате налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
3) при расчетах между предприятиями, поставщиками и потребителями продукции, за сырье, материалы, услуги и т.д.;
4) при получении и погашении кредитов;
5) при оплате коммунальных и бытовых услуг;
6) при финансировании предприятий, учреждений из бюджета;
7) при уплате страховых взносов и получении страховых сумм;
8) при оказании определенных видов услуг.
Функция денег как средство накопления
Сущность функции: накопление денег могут осуществлять как предприятия, так и население. Если рыночные отношения не развиты, то может присутствовать натуральное накопление товаров. Предприятия могут осуществлять денежные накопления за счет своего чистого дохода.
Выручка - Материальные затраты = Прибыль
Прибыль – налоги = Чистый доход
Накопления могут осуществляться на расчетном счете (счет в банке, на котором хранятся деньги предприятия), на депозитном счете (предприятие "кладет" деньги на определенный срок), на валютном счете, вложения в виде ценных бумаг и вложения в производственные мощности (строительство цеха).
Существует понятие ликвидность накопления - это способность накоплений быть быстро превращенной в товары и услуги, или ликвидность активов - это способность активов предприятия быть быстро превращенными в денежные средства.
Население средства своего личного дохода может накапливать на счетах в банке, на депозитном счете, в виде ценных бумаг, приобретать земельные участки, строения, приобретать другую недвижимость. Также
может происходить накопление населением золота – тезаврация.
Функция мировых денег
Сущность функции мировых денег заключается в том, что деньги обслуживают расчеты между государствами и их юридическими и физическими лицами по внешней торговле, культурно-техническому обмену, по дипломатическим и другим отношениям.
Функцию мировых денег выполняет свободно конвертируемая валюта.
Свободно-конвертируемая валюта - это денежная единица отдельной страны, в законодательстве которой нет валютных ограничений. Она свободно обращается в любой стране: американские доллары, английский фунт стерлингов, японская йена, европейская валюта – евро.
Может существовать частично конвертируемая валюта - это денежная единица отдельной страны, которая обращается в пределах данного региона: индийский рупий, испанское песо. Если в законодательстве страны существуют валютные ограничения, то денежная единица является неконвертируемой.
Мировые деньги одновременно выполняют те же функции, что и национальные деньги - это функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления богатства.
Для осуществления международных расчетов Центральным банком РФ определяется курс рубля по отношению к иностранным валютам.
Роль денег в современных условиях
Деньги – это величайшее изобретение человечества. Современная экономика представляет собой денежное хозяйство, поэтому деньги являются одним из главных инструментов нашей экономики.
Роль денег в современных условиях очень значительна, т.к. во всех экономических отношениях проявляются функции денег, а также существует объективная необходимость денег.
Роль денег в условиях товарного производства заключается в осуществлении ими функций денег. В современных условиях происходит дальнейшее развитие товарного производства, роль денег несомненно возрастает. Деньги превращаются в капитал или в самовозрастающую стоимость.
Деньги как мера стоимости измеряют не только стоимость товара, но и стоимость капитала. При купле-продаже различных ценностей за наличный расчет деньги выступают как средство обращения капиталов.
Деньги, как средство накопления концентрируются в банках, становятся капиталом и обеспечивают владельцу прибыль. На мировом рынке деньги обслуживают перелив капиталов между странами.
Таким образом, современные деньги - это всеобщее средство обращения, всеобщее средство платежа и являются материализацией богатства владельца капитала;
-с помощью денег учитывается и контролируется производство и оборот материальных ценностей;
-деньги являются инструментом регулирования экономики через денежно-кредитную систему;
-помощью денег осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет и внебюджетные фонды;
деньги являются капиталом- самовозрастающей стоимостью.
Типы денежных систем
Денежная система— это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.
Определение денежной системы можно дать иначе — как урегулированную нормами законодательства о денежном обращении совокупность форм и методов организации денежной эмиссии, а также механизмов денежного обращения и расчетов.
Существование в стране той или иной денежной системы предопределялось многими экономическими и социально-политическими условиями, прежде всего, уровнем развития общественного производства.
Так исторически сложились два вида денежных систем:
- система металлического обращения, использовались полноценные деньги - это монеты из денежного металла; номинальная стоимость монеты соответствует стоимости содержащегося в ней металла.
- система обращения денежных знаков неразменных на золото - кредитных и бумажных денег.
При металлическом обращении различают два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм.
При биметаллизме роль всеобщего эквивалента в законодательном порядке одновременно закреплялась и за золотом, и за серебром. Монеты из этих металлов свободно чеканились и обращались на равных основаниях. Биметаллизм как денежная система был широко распространен в эпоху первоначального накопления капитала, когда организация денежного обращения не являлась абсолютной прерогативой государства, его монопольным правом.
Существовало три разновидности биметаллизма:
1. Система параллельной валюты, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно, в процессе обращения, в соответствии с рыночной ценой металла.
2. Система двойной валюты, когда государство устанавливало твердое соотношение между золотыми и серебряными деньгами.
3. Система «хромающей» валюты. В этом случае золотые и серебряные монеты являлись законными платежными средствами в одинаковой степени. Различными были условия их эмиссии. Золотые монеты чеканились свободно, а чеканка серебряных монет осуществлялась в закрытом порядке и была ограничена. По существу, серебряные монеты становились знаком золотых денег.
Рис.2. Типы денежных систем
При монометаллизме в качестве всеобщего эквивалента выступал один металл: или золото, или серебро.
В зависимости от характера обращения и обмена денежных знаков на золото в теории денег различают три типа денежных систем;
Самой стабильной и эластичной денежной системой являлась система золотомонетного стандарта. Для нее характерно: обращение золотых монет; непосредственное выполнение золотом всех I функций денег: свободная чеканка золотых монет с фиксированным золотым содержанием; свободный размен денежных знаков на золотые монеты по нарицательной стоимости; допускалось свободное перемещение золота внутри страны и между странами.
Золотослитковый стандарт, сохраняя за золотом роль денежного товара, ограничивал его использование в обращении. В обращении находились неразменные на золото банкноты. Запрещалось свободное перемещение золота из одной страны в другую. При золотослитковом стандарте банкноты обменивались на золото в слитках только при предъявлении их на сумму не меньше установленной законом.
Золотодевизный стандарт означал свободный размен банкнот на иностранную валюту (девизы), размениваемую на золото. После первой мировой войны золотодевизный стандарт, базирующийся на золоте и валютах ведущих капиталистических стран, был положен в основу денежных систем 30 стран.
Бумажно-кредитная системахарактеризуется следующими особенностями:
■ отменой официального золотого содержания национальных валют;
■ отказом от размена кредитных денег на золото;
■ переходом к обращению неразменных на золото кредитных денег, которые по своей природе сближаются с бумажными;
■ выпуском денег в обращение в порядке кредитования хозяйства для покрытия дефицита государственного бюджета в виде эмиссии бумажных денег или выпуска ценных бумаг;
■ преобладанием безналичного денежного оборота;
■ усилением государственно регулирования денежного оборота.
Стабильность или устойчивость денежной системы означает относительное постоянство стоимости денежной массы.
Эластичность денежной системы - это способность денежного обращения расширяться или сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.
Элементы денежной системы
Развитая денежная система страны включает следующие элементы:
§ наименование денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
§ эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков ;
§ структуру денежной массы находящейся в обращении – это виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
§ порядок прогнозного планирования;
§ механизм государственного денежно-кредитного регулирования;
§ порядок установления валютного курса;
§ порядок кассовой дисциплины.
Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке.
Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и основных правил их обеспечения.
Эмиссионный механизм — это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.
Структура денежной массы, находящейся в обращении, — соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства.
Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, перечень организаций и учреждений, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.
Механизм государственного денежно-кредитного регулирования представляет собой:
во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики;
во-вторых, задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования;
в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.
Порядок установления валютного курса – это совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную.
Порядок кассовой дисциплины – правила исполнения денежных расчетов и принципы обеспечения контроля над расчетами.
Денежно-кредитная политика
Денежный мультипликатор
Банковская система
Деньги и их функции
Деньги представляют собой товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента и обладающий абсолютной ликвидностью. Как товар деньги имеют два свойства, две черты: потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость денег состоит в том, что они нужны людям как средство обмена и как источник дохода. Их меновая стоимость в том, что они обладают способностью обмениваться на любой товар. Но деньги — не просто товар, это особый товар. С появлением денег весь товарный мир разделился на два лагеря: в одном — все товары, которые теперь всегда находятся только в относительной форме стоимости,ибо свою потребительную стоимость и ценность они проявляют через отношение к деньгам: в другом лагере — только деньги, которые теперь всегда находятся только в эквивалентной форме стоимости,ибо они служат мерилом ценности для всех товаров. Их потребительная стоимость стала формой выражения меновой стоимости всех товаров; конкретный, частный труд золотодобытчика стал формой выражения абстрактного общественного труда, заключенного в других товарах.
Современное рыночное хозяйство использует три основных вида денег:
• товарныеденьги, т.е. золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках;
• символическиеденьги, т.е. медные и никелевые монеты и бумажные деньги.
• кредитныеденьги, т.е. чеки и кредитные карточки.
Сущность денег и их значение в развитии товарного обмена и производства наиболее отчетливо выявляется при рассмотрении их функций.
1) Мера стоимости различных товаров. Приравнивая товар к определенному количеству денег, можно определить стоимость товара. Данную функцию деньги могут выполнять потому, что сами имеют стоимость, которая сравнивается со стоимостью товаров.
При выполнении функции меры стоимости деньги могут выступать как идеальные, то есть мысленно воображаемые. Это означает, что для определения стоимости товара не обязательно рядом с ним класть соответствующую сумму денег. Но все-таки за идеальными стоят реальные — настоящие деньги.
Определение стоимости товара через его приравнивание к определенному количеству денег означает установление цены товара. Цена — это денежное выражение стоимости товара.
Установлению цены способствует соответствующий масштаб цен, под которым понимается определенное содержание товаров в денежном знаке (потребительская корзина). Изменение масштаба цен ведет к девальвации или ревальвации денег. Девальвация означает уменьшение содержания денежной единицы, а ревальвация — увеличение. Соответственно меняются цены на товары: при девальвации они растут, при ревальвации — снижаются, хотя стоимость товаров при этом не меняется.
2)Средство обращения (обмена). Выполняя эту функцию, деньги выступают в роли посредника при обмене одного товара на другой.
В качестве средства обращения необходимы не идеальные, а реальные деньги, которые могут быть наличными, передаваемыми из рук покупателя в руки продавца, и безналичными, не предполагающими такую передачу.
Использование денег в качестве средства обращения должно подчиняться требованиям закона денежного обращения. Закон требует, чтобы в данный период времени количество денег в обращении (Кд) было прямо пропорционально сумме цен товаров, направляемых товарное обращение (ЦТ), и обратно пропорционально скорости оборота денежных знаков (О):
Нарушение требований данного закона может вызвать такие отрицательные явления, как инфляция, дефляция и товарный дефицит.
3) Средство накопления и образования сокровищ. Она предполагает, что деньги выводятся из обращения и откладываются для того, чтобы накопить достаточно крупную сумму.
Выполнять данную функцию могут реальные, а не идеальные деньги. Причем для образования сокровищ наиболее подходящими являются золотые деньги, имеющие реальную стоимость и не подверженные инфляционному обесценению.
4) Средство платежа. В качестве такого средства деньги либо сразу, либо спустя какое-то время после свершения сделки купли-продажи. Подобные сделки называют кредитными, так что деньги как средство платежа отражают отношения займа, возникающие по поводу продажи товаров в долг с отсрочкой платежа.
При продаже товаров в кредит вместо денег фигурирует платежное обязательство (вексель), в соответствии с которым покупатель обязан погасить долг в определенный срок. Погашая долг, деньги выполняют функцию средства платежа.
В качестве средства платежа деньги выступают и при возвращении взятых ранее ссуд — денег, отданных в долг. Эту функцию деньги выполняют и при выплате заработной платы, стипендий, налогов, при оплате жилья, коммунальных услуг и т.п.
Очевидно, что функцию средства платежа выполняют реальные деньги.
Возникновение функций денег как средства накопления и средства платежа расширяет действие закона денежного обращения. Он требует учета того, что часть денег может быть не нужна, если товары продаются в кредит, зато понадобятся дополнительные деньги для оплаты ранее купленных товаров или уже предоставленных услуг. Соответственно, формула количества денег, необходимых для обращения, приобретает иной вид:
где К — сумма цен товаров, проданных в кредит;
П — сумма платежей, которым наступил срок;
В — взаимно погашающиеся платежи, не требующие денег, так как происходит взаимный зачет долгов.
5) Функция мировых денег. Свои функции деньги выполняют не только в рамках национальных хозяйств, но и на международном рынке, опосредуя товарно-денежные отношения между странами. Следует, однако, отметить, что мировыми могут быть не всякие деньги. В качестве таковых выступает золото, а также деньги тех стран, способность которых быть мировыми признана другими странами. Обычно такие деньги относят к разряду свободно конвертируемых валют. Конвертируемость означает обратимость денег либо в золото, либо в валюты других стран.
В заключение отметим, что возникновение мировых денег отражает довольно высокий уровень развития товарного производства и обмена, когда законы товарного хозяйства начинают действовать в международном масштабе.
Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 703 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
1.Помочь овладеть минимальными сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.
2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, используя уравнение обмена.
3.Воспитывать у детей культуру труда, взаимодействие, развивать взаимопомощь.
Понятия:
- уравнение обмена;
- денежная масса;
- скорость обращения денег.
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_ekonomiki_v_6_klasse_kolichestvo_deneg_neobhodimoe_dlya_ekonomiki_strany_-_zhbanova_elena_veniaminovna.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Кочуновская СОШ
Экономика (6 класс)
Подготовила: Жбанова Е.В.
Тема: Количество денег, необходимое для экономики страны.
1.Помочь овладеть минимальными сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.
2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, используя уравнение обмена.
3.Воспитывать у детей культуру труда, взаимодействие, развивать взаимопомощь.
- уравнение обмена;
- денежная масса;
- скорость обращения денег.
- Рабочая тетрадь по экономике с.98-99 ,карточки с кроссвордом, презентация, компьютер, экран, проектор.
Тип урока: комбинированный
Формы работы на уроке : фронтальная, работа в парах.
Методы и приемы: игры-упражнения(кроссворд), объяснение , создание проблемной ситуации.
- Организационный момент(2 мин.)
- 1. Приветствие учащихся:
- проверка готовности учащихся к уроку;
2. Повторение пройденного материала.(10мин.)
Давайте вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке?
Для того,чтобы хорошо понять и усвоить новую тему мы сейчас немного повторим.
Сейчас каждой паре из вас я раздам карточку с кроссвордом.
Победителем станет тот, кто быстрее и правильно отгадает все слова кроссворда. Слайд 1.
3.Функция, которую выполняют деньги при выплате пенсий, стипендий, детских пособий.
4.Первая денежная единица на Руси.
6.То, что в Древней Руси использовалось в качестве денег.
8.Одна из первых стран, где появились деньги.
12.Одно из свойств денег.
16.Товар, служивший в роли денег.
17. Страна – родина бумажных денег.
1.Они пользуются до сих пор в качестве денег в Океании и Африки.
2.Одно из свойств денег.
5.Название первых российских бумажных денег, выпущенных Екатериной 2.
7.Не существующая в наши дни русская монета.
9.Одно из свойств денег.
10.Одна из функций денег – мера…
14.Всеобщий товарный эквивалент.
Ответы:1.Ракушки, 2.Делимость.3.Платежа. 4.Деньга.5.Ассигнации. 6.Меха.7. Алтын.8.Греция.9.Ценность.
-Какие задания у вас вызвали наибольшие затруднения?
-Какие оказались самыми легкими?
После выполнения задания взаимопроверка.
- Тема урока: «Количество денег, необходимое для экономики страны».
Сегодня вы узнаете:
1.Какое количество денег необходимо для экономики страны.
2.Как различается обеспечение деньгами экономики в разных странах.
II. Изучение нового материала. (15 мин.)
1. Вводная беседа по вопросам:
- Сколько, по-вашему, денег нужно выпускать в обращение в стране? ( ответы детей)
- из предложенных вами вариантов попробуем выделить правильные.
- Единого мнения по этому вопросу нет. Многие считают, что чем больше денег в стране, тем лучше. Что увеличение общей суммы обращающихся денег в стране ведет к росту ее богатства.
- Другие считают, что много денег в государстве скорее плохо, чем хорошо. Не все так просто.
- Так как деньги предназначены прежде всего для обеспечения нужд торговли. То именно ее потребности должны определять количество денег необходимое в государстве. Давайте предположим, что все товары, поступившие в сферу обращения одновременно, сразу обмениваются на деньги, то их нужно ровно столько, сколько стоят все эти товары и услуги. Но ведь не все торговые сделки совершаются сразу, многие товары приобретаются в кредит, а что- то откладывается на будущее. Получается, что одними и теми же деньгами расплачиваются за товары, проданные и купленные в разное время. Деньги перешедшие из рук покупателя в руки продавца совершают один оборот. Чем больше оборотов совершают деньги, тем меньше их необходимо для экономики страны. ( Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому)
- Для оценки этого количества экономисты используют уравнение.
M- величина денежной массы(количество денег)
V-скорость обращения денег( среднее число оборотов денег за год)
P- средние цены товаров и услуг, продававщихся за год.
Q- объем товаров и услуг, продававшихся за год в стране.
- Правая часть уравнения отражает общий объем годовых продаж товара в денежном выражении.
-Левая часть уравнения – общее количество денег, участвующих в годовом обращении.
-Из данного уравнения следует, что если возрастает количество товаров, то увеличение денег в обращении объективно обусловлено и не нарушает сбалансированность.
Выведите из уравнения формулу величины денежной массы (M)
Ведите формулу скорости обращения денег(V)
Выведите формулу средних цен на товары и услуги,
Выведите формулу объема товаров и услуг
(данные формулы учащиеся записывают в тетради после обсуждений.)
Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.
В далекие времена, когда деньгами служило золото, его добывали и затрачивали на это много труда человека. При установлении цен на товары люди сравнивали затраты на его добычу и на изготовление товара. Так деньги были обеспечены имеющимися в стране запасами золота. С появлением бумажных денег для их изготовления стали тратить меньше труда и ресурсов,чем для добычи золота. При этом была утрачена связь между реальной стоимостью каждого товара ( в золоте) и его ценой, выраженной в условных «бумажных» единицах.
Вывод : следовательно в таких условиях, в качестве средства обеспечения денег рассматриваются не только запасы золота в стране, но и товарная масса.
Интересно сопоставить количество денег , находящихся в обращении в США и в России. В 2000 году в США наличных денег было около 250млрд. долларов, а безналичных 600 млрд, это составляет седьмую часть валового национального продукта. В то время в России наличных денег на руках было примерно 100млрд. рублей, а безналичных на счетах примерно 250 млрд. рублей., это соответствует половине валового национального продукта, который равен 700 млрд.рублей. Из сравнения следует , что относительное количество российских денег в обращении намного выше. Это говорит о низкой скорости обращения денег в России. Низкая скорость обращения денег в России объясняется замедлением расчетов между предприятиями, задержкой в оплате труда.
III. Закрепление нового материала.(15 мин.)
1.Ответьте на контрольные вопросы :
1) Почему людей интересует количество денег?
2) Как связаны между собой количество денег в обращении и характер их движения?
3) Как рассчитывается скорость обращения денег?
4)Может ли быть в стране слишком много денег?
5) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?
2.Решение задач (письменная работа по вариантам)
В тридевятом царстве за год выращено 8000 молодильных яблок, которые были проданы по цене 5 золотых монет за каждое. Определи сколько золотых монет нужно иметь в государстве, если скорость оборота равна 2?
М*V=P*Q, М=P*Q/V, М=8000*5/2=20000 золотых.
Ответ: 20000 золотых монет.
В Хоббитании за год выращено 500000 мешков зерна. Величина денежной массы 250000 сульфиров, скорость оборота денег 2.
Определи средний уровень цен на зерно в Хоббитании?
Как изменится ценыа,если величина денежной массы увеличится в 2 раза?
2) М=250000*2=500000(с.) ,Р=500000*2/500000=2с.
Ответ: 1 сульфир, цена увеличится в 2 раза (2 сульфира).
- Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки.
- Если все ответы верны, оцените работу - «5»;
- Если все задания выполнены, но допущена ошибка - «4»;
- Если допущены две ошибки, оцените работу - «3»;
В остальных случаях необходима дополнительная подготовка.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)
- что нового вы узнали на уроке;
- какие возникли проблемы или затруднения;
- что показалось вам сложным при решении задач;
- какие виды работы вам позволили лучше усвоить материал урока;
- что бы вы хотели повторить для закрепления новых знаний?
Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.
V. Домашнее задание. (1 мин.)
Для всех групп учащихся: с.98-99; далее – по выбору: с.102 зад.3(пис. в тет.)
3.Функция, которую выполняют деньги при выплате пенсий, стипендий, детских пособий.
4.Первая денежная единица на Руси.
6.То, что в Древней Руси использовалось в качестве денег.
8.Одна из первых стран, где появились деньги.
12.Одно из свойств денег.
16.Товар, служивший в роли денег.
17. Страна – родина бумажных денег.
1.Они пользуются до сих пор в качестве денег в Океании и Африки.
2.Одно из свойств денег.
5.Название первых российских бумажных денег, выпущенных Екатериной 2.
7.Не существующая в наши дни русская монета.
9.Одно из свойств денег.
10.Одна из функций денег – мера…
14.Всеобщий товарный эквивалент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект.
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до.
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт.
1.Помочь овладеть минимальными сведениями о количестве денег необходимыми для экономики страны.2.Научить применять полученные знания к решению задач практического и теоретического характера, исп.
Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·.
Тема урока «Количество денег, необходимое для экономики страны»Дата проведения: 06.09.2017.Тип урока: комбинированныйТехнология урока: исследование. Цели урока:·.
Читайте также: