Гражданин германии не может получать пенсию в казахстане


Пенсионеры Казахстана часто сталкиваются с такой ситуацией, когда при выезде на постоянное место жительства за пределы страны, им перестают выплачивать пенсию. И это несмотря на то, что от гражданства они еще не отказались.

С обжалованием таких действий наших организаций социального обеспечения я сталкивалась в суде, защищая интересы своего клиента, уехавшего в Германию на ПМЖ, но сохраняя при этом гражданство РК. Проживал он за границей имея вид на жительство. В Казахстане с учета снялся, но, повторюсь, гражданство не утратил. Я думаю таких людей очень много, поэтому решила рассмотреть проблему прекращения выплаты пенсии в данной статье.

« Отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа по форме согласно 37 к настоящим Правилам прекращает выплату пенсий или пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления:

сведений о смерти, в том числе из информационных систем;

запроса пенсионного дела/дела получателя пособия от уполномоченного органа страны выезда;

заявления получателя пенсии или пособия о прекращении выплаты пенсии или пособия с предоставлением документа, подтверждающего снятие его с регистрации в органах внутренних дел;

сведений о выявлении факта утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан получателей государственного специального пособия, в том числе из информационных систем;

уведомления Верховного суда Республики Казахстан о назначении (возобновлении) ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке.

А так же на п.39 Правил, согласно которым выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и вернувшимся обратно, в случае неполучения выплат в стране выезда, возобновляется со дня прекращения выплаты при представлении справки о неполучении выплат, выданных уполномоченными органами по выплате пенсий и пособий страны выезда, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Т.е. органы социального обеспечения, узнав о снятии с регистрационного учета гражданина РК, для выезда на ПМЖ прекращают выплату пенсии и возобновляют ее только про приезду обратно. В моем случае клиент не хотел возвращаться в Казахстан, проживая в Германии и получая пенсию на карточку. В связи с чем подал официальный запрос в ГЦВП и Департамент труда, социальной защиты и миграции, естественно, получил отказ на возобновление пенсии, так как у него не было подтверждения того, что он вернулся в Алматы и имеет прописку.

Мы с моим клиентом посчитали данное отказное решение незаконным так как, законодательство о пенсионном обеспечении закрепляет за всеми гражданами Республики Казахстан право пенсионного обеспечения. Основанием для прекращения начислений пенсионных выплат является утрата гражданства или смерть лица.

ГЦВП и Департамент соц.защиты утверждают, что право на получение пенсии имеют только лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан. Однако, законодательством о пенсионном обеспечении такая норма не установлена.

Наши доводы, которыми мы защищали права пенсионера, строились на нормах Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее — Закон) и Конституции Республики Казахстан.

Статьей 10 Закона РК «О пенсионном обеспечении», четко предусмотрено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти включительно, и не содержат никаких изъятий относительно места проживания пенсионера.

Несмотря на то, что конкретно п.п. 36, 49 Правил не говорят о прекращении пенсионных выплат, сопоставив их с другими пунктами Правил и иных нормативных правовых актов, считаем, что в них содержатся ограничения прав граждан в части их пенсионного обеспечения. Вместе с тем, наличие в подзаконном акте положений, фактически ограничивающих выплаты противоречат п. 1 ст. 39 Конституции РК о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Cогласно ст.11 Конституции РК, Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, конституционные права, свободы, гарантии, включая пенсионные, распространяются на граждан РК, вне зависимости от места их проживания.

Как было указано выше, мой клиент гражданства РК лишен не был и в силу п.2 ст.14 Конституции РК, не мо г подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Подводя итог, хочу сказать, что прекращение выплаты пенсии гражданам нашей страны по причине выезда их на ПМЖ в другое государство является нарушением их конституционных прав и возможно только после утраты ими гражданства Казахстана. Для получения пенсии не обязательно проживать на территории Казахстана и иметь в стране прописку.

Защищайте и отстаивайте свои права и не считайте, что суд всегда станет на сторону государства.

А как же вот это:
Статья 12. Период осуществления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту

Государственная базовая пенсионная выплата и пенсионные выплаты по возрасту назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти или выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан включительно.
Получается согласно конституции выезд из Казахстана приравнивается к кончине.



Летом нынешнего года пенсионная касса Германии потребовала от поздних переселенцев, получателей пенсии за иностранный трудовой стаж, сообщить о получаемой ими иностранной пенсии, указать срок начала ее получения и размер пенсионных выплат за прошедшие годы.

Некоторые переселенцы столкнулись с требованием представить свидетельство о неполучении ими российской пенсии. Так, недавно в мое бюро обратилась поздняя переселенка. Пожилая российская немка 15 лет работала в России (тогда в составе СССР) и 25 лет на территории Узбекистана, откуда она и переселилась в Германию. Теперь пенсионная касса требует от нее справку о том, что она не получает российскую пенсию. Весьма трудная задача для пожилой и нездоровой женщины!

Взаимосвязь немецкой пенсии за иностранный трудовой стаж и иностранной пенсии за тот же стаж регулирует §31 Закона о пенсии за иностранный трудовой стаж (Fremdrentengesetz, FRG). Важно, что этот закон не разрешает получать две пенсии за один и тот же трудовой стаж.

Те, кто получает российскую пенсию за период работы в СССР/России с 1965 по 1995 годы, не могут получать немецкую пенсию за иностранный трудовой стаж за этот же период.

Получение иностранной трудовой пенсии тормозит выплату немецкой пенсии за иностранный трудовой стаж. Разумеется, пенсионер имеет право получать в Германии заработанную российскую пенсию. В этом случае немецкая пенсия за иностранный трудовой стаж будет уменьшена на размер иностранной выплаты. Если вы получаете российскую пенсию в размере 150 евро, то из начисленных вам 650 евро немецкой пенсии за иностранный трудовой стаж будут вычтены 150 евро российской пенсии. Суммарный доход пенсионера будет тот же самый – 650 евро, но из двух источников: 150 евро из российского пенсионного фонда и 500 евро из немецкой пенсионной кассы.


Получатель немецкой пенсии за иностранный трудовой стаж обязан без промедления заявить в пенсионную кассу о получении иностранной пенсии. Если он этого не сделает, возникнет переплата, связанная с параллельным получением двух пенсий за один и тот же рабочий стаж. А значит, немецкая пенсионная касса потребует вернуть переплату, возникшую за счет неучтенной российской пенсии.

Выявлением неучтенных иностранных (российских) пенсий пенсионная касса Германии занимается уже много лет. Очередной виток такой активности пришелся на лето-осень 2017 года. Получателям информационных писем Немецкого пенсионного фонда можно посоветовать хорошо обдумать свой ответ и посоветоваться со специалистом.

Свои особенности имеет и пенсионная система Казахстана. С 1998 года Казахстанский пенсионный фонд выплачивает пенсионную компенсацию гражданам Казахской республики, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Казахстана. Эта компенсация погашает все требования выехавшего к казахстанской пенсионной кассе.

Многие немецкие переселенцы из Казахстана считают разумным получить эту не очень большую компенсацию, руководствуясь принципом: лучше что-то, чем ничего. Отрезвление приходит после знакомства с немецкими пенсионными правилами.

Немецкая пенсионная касса засчитывает в пенсионный стаж только годы работы, за которые уплачены членские взносы в казахстанскую пенсионную кассу. Изъятие взносов делает эти годы работы непригодными к зачету в немецкой пенсионной кассе.

Таково мнение немецкой страховой пенсионной кассы. Тот, кто получил пенсионную компенсацию от казахстанской пенсионной кассы за период с 1998 по 2008 годы, теряет 10 лет стажа в немецкой пенсионной кассе.

Потеря 10 лет немецкого стажа за иностранный трудовой стаж означает пожизненную ежемесячную потерю примерно 200 евро. Казахстанская пенсионная компенсация за эти десять лет, по моей информации, составляет менее 2000 евро. Счет явно не в пользу российского немца. Известны случаи, когда получение казахстанской пенсионной компенсации в размере 1000 евро лишало российского немца 20 - 30 тысяч евро немецкой пенсии за все годы выплаты немецкой пенсии.

Пример: поздний переселенец Владимир Бауэр предпочитает получить 2500 евро казахстанской пенсионной компенсации за работу в Казахстане в 1998 - 2013 годы. С моей точки зрения, было бы логичным разово вычесть эти 2500 евро из общего немецкого пенсионного расчета. Еще лучше было бы совсем не зачитывать эти деньги, которые В. Бауэр потратил на организацию переезда в Германию. По мнению пенсионной кассы Германии, В. Бауэр потерял немецкий трудовой стаж за 1998 - 2013 годы в размере, примерно, 300 евро в месяц.

Как вы видите, убытки во много раз превосходят прибыль. Это несправедливо, поэтому затронутые лица должны обдумать обжалование незачета казахстанского трудового стажа в немецкой пенсионной кассе.

Получение казахстанской пенсионной компенсации может быть интересно и правомочным жителям Германии без статуса позднего переселенца § 4 BVFG. Жители Германии без права на пенсию за иностранный трудовой стаж могут без ущерба для себя (так на сегодняшний день) получать казахстанскую пенсионную компенсацию.

Я рекомендую заинтересованным лицам, когда-либо делавшим взносы в Пенсионный фонд Республики Казахстан, узнать о своих правах на выплаты.

Пенсионная касса Германии имеет различный инструментарий воздействия на получателей пенсии. Возможно, что касса заявит в полицию о подозрении в злостном обмане и получении двойной пенсии по § 263 StGb (Уголовный кодекс). Обработку заявления осуществляет прокуратура и полиция, причем возможен и вызов на допрос в прокуратуру, невзирая на возраст подозреваемого. Если получателю пенсии неизвестно содержание § 31 FRG, то он не совершает правонарушение в смысле сокрытия дохода. Для закрытия этой лазейки пенсионная касса высылает получателю пенсии за иностранный трудовой стаж информационный листок на русском и немецком языках с объяснениями содержания этого параграфа. Лица, подписавшие такой листок, не могут ссылаться на незнание закона.

E-Mail: info@advokat-engelmann.de



График работы канцелярии:
Пон.-Пятн. с 9:00 до 18:00

Представительство в России:
г. Екатеринбург
ул. Мамина–Сибиряка 36, офис 412
Телефон: +7 (343) 388-04-30
-->

Мы рады приветствовать Вас на интернет странице адвокатской канцелярии Johannes Engelmann (Берлин, Германия)

Почему мы? Этому есть шесть веских причин:

Наше м естонахождение – город Берлин – столица Германии, мост между западной и восточной Европой.

Непосредственное представительство на всей территории Германии, России , Украине, Казахстане и др. государствах СНГ.

Язык – сотрудники нашей адвокатской канцелярии говорят на немецком, русском, английском, украинском.

Коллектив – адвокат канцелярии Johannes Engelmann имеет лицензию на право ведения адвокатской деятельности в Германии, опыт адвокатской практики в Германии - c 2003 года, в России 7 лет в качестве юриста, квалифицированные специалисты канцелярии имеют дипломы и многолетний опыт юридической работы в России.

Спектр услуг – консультации, представительство, защита, сопровождение .

Оплата - в соответствии с Федеральным законом Германии «Об оплате адвокатской деятельности» , рассрочка и индивидуальная договорённость.

Наша адвокатская канцелярия Johannes Engelmann расположена в столице Германии - городе Берлине, который является не только многонациональном городом, но и, своего рода, мостом между западной и восточной Европой. Этот город нами выбран не случайно – именно здесь проживает самая многочисленная русскоязычная диаспора. Именно в Германию стремятся многие наши соотечественники, не только для постоянного проживания, но и с целью открытия своего бизнеса , получения образования, налаживания торговых связей и многого другого.

Чем мы можем быть полезны вам?

Мы предлагаем нашим клиентам широкий спектр юридических услуг: консультации предоставляются как в личной беседе, так и по телефону, по пи сьменному запросу, направленному посредством почтовой или электронной связи. Поэтому к нам могут обратиться граждане, проживающие не только в Германии, но и во всех странах, входивших в состав бывшего СССР – в России, Украине, Прибалтике и др.: имеющиеся у нас партнёрские связи с адвокатами в странах бывшего Союза, позволяют нам решать вопросы, возникающие у наших клиентов в области права этих государств, как непосредственно, так и с помощью наших партнёров.

Мы проконсультируем вас по вопросам законодательства на русском и немецком языках. Кроме того, мы оказываем услуги русскоговорящим физическим и юридическим лицам в регистрации фирм, создании представительств и компаний, совместных предприятий, реорганизации и ликвидации юридических лиц; сопровождаем при осуществлении сделок по покупке и продаже недвижимости в Германии, заключении договоров, регистрации торговой марки, а также взыскании долгов и решения коммерческих споров в Германии, воссоединении семей, получении ВНЖ и ПМЖ Германии, представления интересов обвиняемых в совершении преступления, а также жертв преступлений, представляем интересы по делам поздних переселенцев и получении немецкого гражданства и т.д.

Основа нашей профессии - доверительность отношений с клиентом, оптимизация решения его проблемы. Клиенты адвокатской канцелярии, среди которых не только физические лица, но и немецкие и иностранные предприятия, особенно ценят компетентное и индивидуальное обслуживание. Мы придаём большое значение личным, профессиональным и предпринимательским интересам наших поручителей и стремимся находить верные решения в течение разумных сроков. Поручения наших клиентов выполняются путем тщательной юридической работы и комплексного подхода к делу с учетом временных и экономических факторов.

Правовые проблемы требуют от человека массу времени, душеных сил и нервов. В такой ситуации становится особенно важной поддержка профессионала, который может Вас по-настоящему понять и помочь. В экстренных случаях у нас работает горячая круглосуточная линия.

Наш адрес :

Schillerstraße 4-5,

D-10625 Berlin – Charlottenburg (рядом с Метро U2 Ernst-Reuter-Platz - одна остановка от Zoo);

Телефоны для звонков из-за границы: +49 30 310 13 310 ; +49 30 310 16 755 ; +49 30 310 16889 ; +49 30 310 19 625;

Телефоны для звонков из Германии: 030 310 13 310 ; 030 310 16 755 ; 030 310 16889 ; 030 310 19 625;

Fax: 030 318 04 235;

Срочная консультация по тел: 09005 10 32 55 (1,86 Евро/мин)

Контактное лицо : адвокат Йоханнес Энгельманн, член палаты адвокатов г.Берлин


Informburo.kz вместе с ЕНПФ изучил зарубежный опыт и узнал, от чего зависят пенсии "путешествующих пенсионеров" и как накопить на благополучную старость.

Начнём с того, что массовое пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в конце 19 века. Первая немецкая система предполагала обязательное страхование наёмных сотрудников работодателем. Много позже и в Германии, и в других странах начала работать солидарная пенсионная система, которая благодаря налогам работающего населения перераспределяет средства между поколениями. Кстати, солидарная пенсионная система хорошо работала в СССР на фоне всеобщей занятости. Однако демографические и экономические факторы, а также развитие медицины резко увеличили долю пожилых людей среди населения всех стран, что привело к реформированию пенсионных систем. Таким образом, доля государств, готовых повышать налоги работающим гражданам ради пенсионеров, начала стремительно сокращаться.

Давайте рассмотрим детальней, как именно формируются современные пенсии в США и некоторых странах Европы и Азии.

Шведская пенсия


Состоит из общей государственной (базовой) пенсии, пенсии, накопленной путём профессиональных взносов и собственных пенсионных сбережений. Гарантированную государственную пенсию люди получают с 65 лет. Государственная пенсионная система состоит из условно-накопительной пенсии и премиальной пенсии. В условно-накопительной системе, которая является основной, работодатель и сотрудник несут ответственность по взносам в систему: работодатель ежемесячно перечисляет 11% от заработной платы работника, работник – 7,5%. Стоит отметить, что в Швеции применяется прогрессивная шкала налогообложения, по которой ставки подоходного налога составляют от 30 до 55%.

Пенсии в Норвегии


Тоже делятся на части: государственную, накопительную профессиональную и индивидуальную (добровольную). Государственная система страхования финансируется за счет взносов работодателей, которые дифференцированы, но ставки максимально достигают 14,1% от заработка сотрудника, собственных обязательных отчислений будущих пенсионеров – 8,2% и взносов текущих пенсионеров – 5,1%. В Норвегии гибкий возраст выхода на пенсию с 62 до 75 лет (в среднем это 67 лет), гражданин вправе сам определять возраст выхода на пенсию, размер выплаты и продолжительность трудовой деятельности. Право на получение базовой государственной пенсии имеют все граждане с 67 лет. При этом стоимость жизни в Норвегии очень высока, поэтому подоходный налог (часть этих денег перераспределяется между поколениями) составляет 24%.

Пенсионная система Малайзии


Пенсионная система Малайзии состоит из государственного пенсионного плана, гарантирующего выплату пенсий государственным служащим, и обязательной накопительной пенсионной системы (EPF) с установленными взносами для всех работников частного сектора, а также государственных служащих, не являющихся участниками государственного пенсионного плана. EPF является основной системой в Малайзии и самой старейшей в Азии. Взнос в EPF представляет собой сумму денег, зачисленных на индивидуальные счета вкладчиков EPF. Сумма взноса рассчитывается исходя из месячной заработной платы и возраста работника, в среднем это 24% (работодатель 12-13% + работник 11%).

Пенсия в США


Складывается из той, что выплачивает государство (социальное обеспечение), а также добровольной накопительной части. Предоставляемая государством пенсия имеет прогрессивную формулу выплаты. Для пенсионеров с низкими доходами также доступна выплачиваемая государством доплата. Взносы в добровольную накопительную систему составляют 9%. Установленный возраст для выхода на пенсию – 66 лет и 4 месяца для людей, достигших 62 лет в 2018 году. За поздний выход на пенсию – в 70 лет ежемесячные выплаты увеличиваются на 24% (по 8% за каждый год отсрочки после наступления установленного пенсионного возраста).

Британские пенсионеры


В 2016 году в Великобритании была введена новая государственная пенсионная система для лиц, достигших пенсионного возраста. Это схема единых ставок с некоторыми переходными механизмами. Лица, вышедшие на пенсию до введения новой системы могут получать: базовую пенсию от государства и дополнительную пенсию, зависящую от размера доходов, которая направлена на финансирование беднейших пенсионеров. Возраст выхода на пенсию с октября 2020 года – 66 лет. Существует и частный пенсионный сектор, в котором все работодатели по закону обязаны зарегистрировать всех квалифицируемых работников в возрасте от 22 до государственного пенсионного возраста. Минимальный взнос составляет 8%. Трудовая пенсия формируется за счёт взносов работника и работодателя.

Пенсии в Казахстане


Пенсионное обеспечение в Казахстане по своей структуре соответствует ведущим мировым трендам и состоит из:

  • базовой (с учётом общего стажа с 1 июля 1998 года) и солидарной (от стажа до 1 января 1998 года) пенсии, – эту часть пенсии обеспечивает государство;
  • обязательной накопительной системы – 10% работодатель ежемесячно перечисляет от дохода работника на его индивидуальный пенсионный счет. Еще 5% отчисляют работодатели уже из собственных средств сотрудникам, занятым в опасных условиях труда. Эти пенсионные накопления аккумулируются в Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ), и затем пенсионный фонд осуществляет пенсионные выплаты. Планируется, что с 2023 года участие работодателей усилится и они будут перечислять 5% как обязательные пенсионные взносы работодателя уже за всех работников.
  • добровольной накопительной системы. Добровольные пенсионные отчисления осуществляются вкладчиками в настоящее время в ЕНПФ. Сумму взносов определяет сам вкладчик. Это как раз та дополнительная "финансовая подушка безопасности" на путешествия и другие цели, на размер которой будущий пенсионер может влиять и формировать её сам. Делать добровольные пенсионные отчисления в ЕНПФ могут все казахстанцы, желающие дополнительно повысить свои будущие пенсионные выплаты.

Самозанятые казахстанцы также участвуют в накопительной пенсионной системе, они ежемесячно платят единый совокупный платёж (ЕСП) в размере от 0,5 до 1 МРП (в зависимости от места проживания).

Фрилансеры делают обязательные пенсионные взносы (ОПВ) в размере 5% до 1 января 2021 года и 10% – после: обязательно, если хотя бы одна из сторон договора ГПХ – налоговый агент (он и производит выплату), и добровольно, если все участники договора – физические лица.

Пенсионные выплаты начинают получать мужчины – с 63 лет и женщины с 59,5 лет в 2020 году с поэтапным повышением пенсионного возраста до 63 лет (ежегодно плюс полгода до 2027 года).

Как ЕНПФ перенимает лучшие практики и делится ими

Мир продолжает меняться, и системы социального и пенсионного обеспечения должны регулярно адаптироваться. По этой причине ЕНПФ совершенствует свою работу и перенимает международный опыт в сфере социального обеспечения у ведущих мировых организаций.

Одна из них – ISSA (англ. International Social Security Association) или Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО). Эта глобальная структура объединяет 320 организаций из 150 стран мира. За пять лет активного участия в работе ассоциации сотрудники ЕНПФ получили доступ к международным профессиональным стандартам, практическую помощь и поддержку.

Так, в МАСО функционируют 13 технических комитетов, здесь эксперты разных стран мира делятся опытом, вносят предложения по совершенствованию социального обеспечения.

"ЕНПФ также является членом двух технических комитетов МАСО, в которых представители казахстанского фонда назначены в качестве вице-председателей – это Технический комитет по пенсионному страхованию по возрасту, инвалидности и дожития (сокр. Технический комитет по пенсионным вопросам), а также Технический комитет по статистическим, актуарным и финансовым исследованиям (сокр. Технический комитет по актуарным вопросам)", – отметили в пресс-службе ЕНПФ.

Каждый технический комитет разрабатывает трёхлетний план действий. В июне в формате онлайн был согласован такой документ на 2020-2022 годы.

"В частности, планируется подготовка актуарных отчётов с актуарными методологиями и моделями по долгосрочному уходу, проведение исследования о необходимости переоценки систем социального обеспечения во многих странах в результате пандемии Covid-19, пересмотр профессионального руководства МАСО по актуарной работе", – отметили в ЕНПФ.

Помимо МАСО, ЕНПФ с января 2014 года состоит в Международной ассоциации управляющих пенсионными фондами или FIAP. Эта организация объединяет пенсионные ассоциации и другие компании или учреждения, заинтересованные в укреплении своих пенсионных систем стран Латинской Америки, Европы и Центральной Азии.

Как ещё можно накопить на достойную пенсию: альтернативные инструменты


Путешествия после выхода на пенсию – распространённое явление на Западе. Секрет благополучной старости прост: регулярные и довольно высокие обязательные пенсионные отчисления и формирование собственной "подушки безопасности". Среди самых популярных способов обеспечения материального благополучия в пожилом возрасте – инвестиционное и накопительное страхование жизни, банковские депозиты, инвестиции в ценные бумаги, монеты и золотые слитки, недвижимость. Способов формирования личного капитала много. Главное, делать это своевременно и планомерно. А начать можно с регулярных пенсионных взносов.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Работа над документов велась с 2014 года

В Казахстане сенаторы одобрили соглашение о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС. LS подготовил материал о том, как договор будет работать для трудовых мигрантов.

Министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов, представляя законопроект, рассказал, что его главной целью является формирование единой пенсионной системы.

"К примеру, в Беларуси вообще нет накопительной системы, в Казахстане, России, Армении тоже все отличается. Разница есть и в подходах финансирования пенсионных систем, и в распределении средств. Кроме того, они различаются и структурно по возрасту, размеру, трудовому стажу, источникам и другим параметрам", – пояснил он.

При этом он отметил, что каждое государство будет выплачивать пенсию у себя по своему национальному законодательству.

"Так, в Казахстане и Кыргызстане обязательные взносы за данную категорию граждан не уплачиваются. С нашей стороны по реализации предлагаемого законопроекта уполномоченным органом является ЕНПФ", – отметил он.

Документ одобрен и направлен на подпись президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Напомним, что работа над документом велась с 2014 года, а соглашение было подписано 20 декабря 2019 года главами стран ЕАЭС. Ожидается, что оно вступит в силу после прохождения процедуры ратификации. В ЕЭК надеются, что это произойдет до конца текущего года.

В чем цель заключения соответствующего договора?

Соглашение подразумевает, что легальные трудовые мигранты будут получать пенсии от стран, где они работали не менее года. Ранее этот вопрос не регулировался, и период работы казахстанцев в других государствах ЕАЭС фактически не учитывался при расчете их пенсионных выплат. Поэтому целью документа является формирование пенсионных прав трудящихся государств – членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Для определения права на пенсию предусмотрено суммирование стажа за весь период деятельности на территории ЕАЭС.

Как будет происходить выплата пенсий?

"К примеру, гражданин Кыргызстана, работая в России, платил необходимые отчисления, при этом пенсию за период работы в России не получал. Но после вступления документа в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию за периоды работы и у себя на родине, и в других государствах ЕАЭС. Так, например, гражданин Армении, который после вступления соглашения в силу проработает пять лет в России, три года в Беларуси, один год в Казахстане и оставшееся время в Армении, будет получать пенсию от четырех стран – от каждой за конкретный период работы", – объяснили в ЕЭК.

Вместе с тем, если у человека не хватило для пенсии рабочего стажа, заработанного на территории одного государства – члена Союза, то допускается учет стажа работы, приобретенного на территориях других стран ЕАЭС.

На какие пенсии могут рассчитывать граждане ЕАЭС?

В Казахстане соглашение распространяется на пенсионные выплаты:

  • по достижении пенсионного возраста;
  • при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • единовременная выплата наследникам.

Куда граждане ЕАЭС будут обращаться за назначением и выплатой пенсий?

Получать пенсию он будет вправе на территории государства проживания либо государства – члена ЕАЭС, назначившего пенсию. Размер пенсии и перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет регулироваться национальным законодательством каждого государства-члена ЕАЭС. В Казахстане будут осуществляться пенсионные выплаты из ЕНПФ. Так как трудовые мигранты из стран ЕАЭС, работающие в Казахстане, будут делать 10%-ные отчисления в ЕНПФ наравне со всеми казахстанцами. Получить эти средства можно обратившись непосредственно в пенсионный фонд.

При переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого в случае, если было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр.

Ранее LS писал о том, что коллегия ЕЭК одобрила проект договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕЭАС. Также о том, что при определении права на пенсию будет учитываться стаж работы, приобретенный на территориях государств – членов ЕАЭС как до, так и после вступления в силу договора, а также стаж, приобретенный на территории бывшего СССР. В декабре 2019 года члены Высшего Евразийского экономического совета подписали соглашение о пенсионном обеспечении.

Также LS писал о том, что более 21 тыс. казахстанцев эмигрировали из страны за девять месяцев 2020 года.


До конца 2019 года страны Евразийского союза планируют подписать соглашение о единой пенсионной системе. По задумке документ даст гражданам возможность учитывать пенсионный стаж, экспортировать пенсионные отчисления и получать их из пенсионных систем любых стран Союза. В первую очередь эти изменения коснутся жизни трудовых мигрантов. Каких новшеств стоит ожидать, и как будет работать механизм начисления и выплат «евразийских пенсий», разобрался корреспондент «Евразия.Эксперт».

Пенсионные реалии сегодня

Трудовая миграция на постсоветском пространстве показывает стабильный рост. За счет нее ряд стран компенсирует падение доходов населения, получая приток капитала благодаря денежным переводам из других государств. Складывается ситуация, когда жители страны, в которой наблюдается профицит трудовых сил («государства-доноры» рабочей силы), переезжают трудиться в страны, где существует недостаток «рабочих рук».

Подобная ситуация достаточно благоприятна для обоих государств, однако существует и ряд проблемных аспектов. В пределах бывшего СССР трудовые мигранты в меньшей степени подвержены проблемам с оформлением документов, подтверждением знания русского языка и медицинским обслуживанием.

Единственным проблемным вопросом является пенсионное обеспечение, ведь когда многие мигранты возвращаются на родину в старости, пенсионного стажа для получения пенсии им не хватает.

Какие пенсионные права действуют в ЕАЭС в настоящее время?

В Армении функционирует трехуровневая пенсионная система. Пенсия состоит из следующих составляющих: государственное пенсионное обеспечение, обязательная накопительная пенсионная система, а также накопительная пенсионная система с добровольной составляющей.

Начисляемая пенсия складывается из основной пенсии – 16000 драмов (2180 рос. рубль) и трудовой части пенсии, которая зависит от длительности стажа, причем стоимость года в зависимости от стажа также варьируется. К примеру, при трудовом стаже до 10 лет сумма за год составляет порядка 800 драмов (107 рос. руб.), после 10 лет – 500 драмов (67 рос.руб.)). Переменный коэффициент также зависит от количества отработанных лет: 0,1 за год при стаже в 10 лет, 0,01 за год при стаже до 40 лет. Разницы в возрасте между армянскими мужчинами и женщинами нет – общий возраст выхода на пенсию составляет 63 года.

Средняя пенсия в Беларуси с 1 августа составляет 438 бел. рубля (ок. 13730 рос. рублей). Пенсия по возрасту начисляется в размере 55% от среднемесячной заработной платы, которую получал работник. Также предусмотрены различные надбавки исходя из сферы деятельности, вредности и т.д. Вместе с тем, пенсия по возрасту не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством – 54,23 бел. рубля (1700 рос. рублей). Возраст выхода на пенсию совпадает с Кыргызстаном: 63 для мужчин и 58 для женщин.

В Казахстане размер пенсии напрямую зависит от стажа и величины прожиточного минимума. Выплата казахских пенсий включает в себя 3 основных показателя: базовая пенсия (составляет 16037 тенге= 2670 рос. рублей), трудовая пенсия (актуально для граждан, трудившихся в советское время: учитываются отчисления до 1 января 1998 года), а также накопительная пенсия (отчисления после 1 января 1998 года).

Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат в 2019 году составляет 29698 тенге (4955 рос. рублей). Таким образом, минимальная пенсия составляет 36000 тенге (6000 рос. рублей), средний размер пенсии по стране составляет 101000 тенге (16900 рос. рублей). Возраст выхода на пенсию в Казахстане для мужчин составляет 63 года, для женщин – 59, однако планируется поэтапное повышение до 63 в 2027 году.

В Кыргызстане средний размер пенсии составит 5 820 сомов (5350 рос. рублей), а возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 63 для мужчин и 58 для женщин.

Средняя пенсия в России составляет 14 826 рублей, и состоит из 2 частей – фиксированной и накопительной. Пенсию имеют право получать мужчины по достижению возраста 65 лет, женщины – 60 лет.

Миграционный фактор

Как можно заметить, в настоящее время до вступления в силу соглашения, в странах ЕАЭС действуют разные пенсионные системы, и поэтому в некоторых странах пенсионные права трудовых мигрантов формируются, но не реализуются. К примеру, в России, Беларуси и Армении пенсионные взносы отчисляются в пенсионные фонды, а по законодательству Кыргызстана и Казахстана, например, такие пенсионные взносы вообще не отчисляются. В странах отличается как возраст выхода на пенсию, так и процесс формирования отчислений.

Поэтому трудящийся мигрант, работавший в Казахстане или Кыргызстане, не формирует свои пенсионные права, а гражданин, который работает в РФ, свои пенсионные права формирует, но они никак не реализуются и не экспортируются.

После вступления в силу соглашения о пенсионном обеспечении гражданин из любой страны ЕАЭС будет формировать свои права, т.е. выплачивать страховые взносы в пенсионный фонд. Эти страховые взносы впоследствии будут экспортироваться, и гражданин сможет в любой стране получать свою пенсию пропорционально той части стажа, которая была заработана в той или иной стране.

Как отметили в Евразийской экономической комиссии, сейчас соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся граждан ЕАЭС находится на финишной прямой и проходит внутригосударственные процедуры согласования, по завершении которых последует подписание документа. Ориентировочный срок вступления договоренностей в силу – 2020 г. С этого момента на экспортную пенсию будет иметь право любой трудящийся, который проработал в любой другой стране ЕАЭС не менее 1 года.

Что меняет соглашение

Важно понимать, что введение общей пенсионной системы не подразумевает уравнивания пенсионных отчислений во всех странах Союза. К примеру, если трудовой мигрант из Кыргызстана прилично зарабатывал в России, ему не будут платить пенсию, аналогичную российской. Каждое государство будет платить пенсию за тот период работы, который работник проработал в той стране по своему законодательству. Т.е. российский гражданин, который проработал в Армении 5 лет, будет получать за эти 5 лет пенсию, которая будет начисляться по законодательству Армении. Аналогично, если гражданин Армении проработал в РФ какое-либо количество лет, то ему будет начисляться пенсия за этот период по законодательству РФ.

Получается, что каждая страна платит пропорциональную часть пенсии за период отработки в своем государстве по своему законодательству.

Процесс передачи пенсионных средств из одной страны в другую будет строиться следующим образом: страховые взносы, которые пенсионер заработал в другой стране, будут перечисляться в его страну при его обращении. Например, если гражданин Армении обратился за пенсией в пенсионный фонд Армении, указав, что он какое-то количество лет работал в России, по запросу РФ начисляет ему пенсию за период работы на российской территории и перечисляет ее в компетентный орган Армении в российских рублях. Армения же переводит их по установленному курсу в армянскую валюту и доставляет гражданину пенсию за счет своего компетентного органа.

Наибольшую выгоду от данного законопроекта, безусловно, получат граждане Армении, Казахстана и Кыргызстана ввиду активности на российском трудовом рынке. Российская Федерация уже с 2015 г. начала накапливать пенсии мигрантов на отдельном счету в Пенсионном фонде. По данным на 2017 г. (самым свежим, которые имеются в открытом доступе), сумма накоплений иностранных рабочих составляет всего 5,4 млрд. рублей, что составляет около 0,01% от общей суммы. Учитывая количество трудящихся в России иностранцев, цифра выглядит достаточно небольшой. В данной ситуации не стоит забывать о наличии определенного «теневого» рынка, когда мигранты не оформлены официально для удешевления затрат. Однако, неочевидным плюсом евразийской пенсионной реформы может стать его значительное сокращение, ведь, узнав, что с 2020 г. они получат право на выплату пенсии за годы труда в России, мигранты будут выбирать работу с официальным трудоустройством.

Очевидным плюсом введения единой пенсионной системы будет учет всего трудового опыта вне зависимости от страны Союза: трудящимся не придется выбирать, где получать пенсию. Однако предлагаемая система начисления достаточно сложна. Кроме того, не учитывается рост инфляции в странах – если российский рубль является относительно устойчивой валютой, то по остальным денежным единицам может возникнуть ряд вопросов. Текущая ситуация на международной арене не раз показала, что внешние факторы имеют значительное влияние на курс валют (пример – кризис 2008 г).

В такой ситуации наиболее актуальным было бы перейти на страховую систему, когда у каждого человека есть счет, на который идут отчисления. Это служило бы дополнительной мотивацией для того, чтобы работать продуктивнее и не скрывать доходы, чтобы отчисления шли и от них тоже. Выходя на пенсию, человек имел бы представление обо всех имеющихся у него средствах. Однако неизвестно, готовы ли экономики стран Союза к переходу на данную систему и какое влияние она окажет на распределение бюджета в странах Союза.

Читайте также: