Группы пенсионеров по размеру пенсий

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Многократные эксперименты по «борьбе с абсолютной бедностью» пенсионеров с помощью, с одной стороны, страховых механизмов, а с другой — нестраховых выплат (пособий, целевых доплат и т.д.) привели к тому, что расслоение по доходам среди пенсионеров в России значительно меньше, чем среди трудоспособных граждан.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Это означает, в частности, что размер пенсии не адекватен вкладу работников в формирование собственных пенсионных прав (в виде продолжительности стажа и размеров внесенных в ПФР страховых взносов). В то же время низкая дифференциация пенсий является отражением вводившихся в разные годы реформы прямых и косвенных ограничений на размер взносов (регрессивная шкала, действовавшая в 2001 — 2009 гг. и ограничения на верхнюю границу дохода, на который начисляются страховые взносы, введенные с 2010 г.). Целью последних являлось именно недопущение формирования сверхвысоких пенсий, выплата которых вела бы к росту государственных пенсионных обязательств, и «излишней» нагрузке на бюджет.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Неоднозначным результатом экспериментов по борьбе с бедностью следует считать и сокращение дифференциации размеров пенсий, обусловленное тем, что все принимаемые меры направлены на поддержание минимального предела сокращения бедности. А в качестве источника финансирования «бедных» пенсионеров используются перераспределенные пенсионные страховые права «богатых» пенсионеров.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Наглядно иллюстрирует проблему расслоения пенсионеров по доходам сопоставление средних и медианных размеров пенсий и зарплат. На 1 апреля 2015 г. (дата установленного законодательством ежегодного повышения стоимости ИПК) средний размер страховой пенсии по старости составил 12862 руб., медианный- 12395 руб., т.е. 96,4% от среднего. Аналогичный показатель по заработной плате составил 73,6%. Если доход среднестатистического пенсионера по старости был в 2,6 раза ниже среднероссийской заработной платы, то медианные значения пенсии и зарплаты различаются всего в два раза.

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Рассмотрим распределение численности пенсионеров по уровню дохода (табл. 3).

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Доля лиц в первой группе, получавших страховую пенсию по старости в размере, не превышающем 4000 руб., составила 0,01% (т.е. 4 тыс. человек). Самый низкий средний размер начисленной пенсии, до 4000 руб., был в Чувашской Республике (1190 руб.), а самый высокий в последней группе — в Республике Крым (28522 руб.).

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Таблица 3. Распределение численности получателей страховой пенсии по старости по размерам пенсии

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->


p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Половина пенсионеров (48,62%) получают пенсию в размере от 10 до 14,5 тыс. руб.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Расходы на выплату пенсий 20% самых обеспеченных пенсионеров по старости в 2,5 раза выше расходов на выплату пенсий 20% самых малообеспеченных.

p, blockquote 11,1,0,0,0 -->

В качестве минимального размера страховой пенсии по старости для основной массы ее получателей может рассматриваться размер фиксированной выплаты без предусмотренных законом повышений. По состоянию на 1 апреля 2015 г. он законодательно установлен равным 3935 руб. Ниже этого размера страховую пенсию могут получать несколько категорий лиц: граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы РФ, по нормам законодательства СССР, а также получатели доли страховой части трудовой пенсии (государственные служащие) или страховой пенсии без фиксированной выплаты (военнослужащие).

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Средний размер страховой пенсии по инвалидности в целом по стране составил в 2015 г. 7959 руб., или 62% среднего размера страховой пенсии по старости. Медианный размер пенсии по инвалидности — 7449 руб. — равнялся 93,6% от среднего значения. Отношение среднего размера страховой пенсии по инвалидности к средней зарплате в стране составило 23,5% (т.е. средняя пенсия по инвалидности ниже средней зарплаты в 4,2 раза). Медианный размер пенсии по инвалидности равнялся 30% медианной зарплаты (22% средней зарплаты).

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Несмотря на значительно более низкие размеры пенсий по инвалидности по сравнению с пенсиями по старости, кривые Лоренца для них выглядят практически идентично, что свидетельствует об одинаково низкой дифференциации получателей. На долю 20% самых бедных пенсионеров по инвалидности приходится 11,4% объема выплат пенсий, на долю 20% самых обеспеченных — 31,4% (для пенсионеров по старости соответственно 11,8% и 30%).

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

В 2015 г. 1170,5 тыс., или 51,4% получателей страховой пенсии по инвалидности, формально находились за чертой абсолютной бедности. Из них 237 тыс. (20%) являлись получателями федеральной и региональной социальных доплат, остальным выплачивались единовременные денежные выплаты по инвалидности. Пенсию в размере не менее двух региональных ПМП получали всего 48,7 тыс. чел., или 2,1% от численности пенсионеров по инвалидности.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Пенсионеры по случаю потери кормильца — самая низкодоходная категория получателей страховых пенсий. Хотя средний размер их пенсий на 1 апреля 2015 г. (7976 руб.) был выше, чем пенсий по инвалидности, но они не получают социальные доплаты, которые бы позволили повысить доход до прожиточного минимума. Солидарный коэффициент замещения для этой категории пенсий равен 23,6%, отношение медианной пенсии к медианной зарплате — 32,5%. За чертой абсолютной бедности в рассматриваемый период находились 646,5 тыс., или 47,6% получателей пенсии по случаю потери кормильца. При этом у 2% пенсионеров по случаю потери кормильца (33,3 тыс. чел.) пенсия достигала двух и более региональных ПМП.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Динамика соотношения пенсий с региональным ПМП свидетельствует о снижении уровня жизни пенсионеров в последние 2 — 3 года. А планируемые долгосрочные параметры выхода из бюджетного кризиса (до 2035 г.) усиливают риски углубления бедности пенсионеров вопреки целевым ориентирам утвержденной Правительством РФ Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Все это неизбежно приведет к снижению реального содержания пенсий и ухудшению уровня жизни пенсионеров, что будет вынуждать их к продолжению трудовой деятельности после назначения страховой пенсии.

p, blockquote 17,0,0,1,0 -->

Это наглядно подтверждают следующие данные. В 2015 г. среди работающих получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, 22,2% составляли лица, чей заработок не превышает 15 тыс. руб. в месяц, еще 25,2% — лица с зарплатой 15 — 25 тыс. руб., 34,4% имели зарплату 25 — 50 тыс. руб.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

У 85% работающих пенсионеров по инвалидности пенсия не выше 11,5 тыс. руб. (менее 1,5 ПМП), в том числе у 55% ее размер не превышает 8,5 тыс. руб. (1,09 ПМП). При этом заработная плата подавляющего большинства работающих пенсионеров по инвалидности (75,5%) не превышает 25 тыс. руб./месяц (т.е. чуть выше средней заработной платы), причем у 40% не достигает и 10 тыс. руб.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Еще печальнее положение работающих пенсионеров по случаю потери кормильца. Подавляющее их число имеют крайне низкую пенсию — 82% из них получали пенсию до 10 тыс. руб. (1,3 ПМП), в том числе у 53,8% она не превышала 5,5 тыс. руб. (0,7 ПМП). Заработная плата у 87,3% работающих пенсионеров по случаю потери кормильца варьировалась в пределах 15 тыс. руб. в месяц, в том числе у 77,3% ее размер не превышал 10 тыс. руб. в месяц. Лишь у 13% пенсионеров по случаю потери кормильца, из числа получающих пенсию в размере не более 5,5 тыс. руб., заработная плата составляла 15 тыс. руб. и более. Низкую заработную плату получают и пенсионеры по инвалидности.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Отсюда следует сделать вывод, что абсолютное большинство пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца после назначения пенсии продолжают работу исключительно по причине крайне низких размеров страховой пенсии и вынуждены работать -наличие заработка позволяет повысить им уровень жизни до 2,5 — 3,0 ПМП.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Только каждый шестой работающий пенсионер получает пенсию на уровне среднего размера по стране. Но даже среди этих получателей противоположные квинтильные группы (примерно 0,14 — 0,17 млн. чел.) имеют пенсию ниже и выше средней.

p, blockquote 22,0,0,0,0 --> p, blockquote 23,0,0,0,1 -->


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

Рассматривая пенсию в России, необходимо учесть тот возраст, в котором люди выходят на заслуженный отдых. Помимо этого, принять во внимание размер средней пенсии по старости, а также ее минимальное значение.

Только так можно сориентироваться, какие категории лиц наиболее обеспеченные к старости, а кто вынужден довольствоваться минимальными суммами. К тому же можно проследить динамику роста выплат от государства и учесть прогнозные данные.


Пенсионный возраст

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

  • Для мужчин 65 лет.
  • Для женщин – 60.

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.


В современной России первые разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста начались еще в 1997 году. Инициатива исходила от Министерства экономики. В 2010 году эти разговоры и обсуждения стали регулярными. И вот, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, касающийся повышения пенсионного возраста для всех чиновников. В соответствии с ним возрастную планку установили:

  • Для мужчин на отметке 65 лет.
  • Для женщин – 63 года.

И вот в 2019 году это повышение коснулось всех категорий работников. Теперь мужчины отправятся на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это этапы введения. Так, например:

  • Мужчины 1958 года рождения выходят на пенсию в 60 лет.
  • А вот тот, кто родился в 1959, отправится на отдых только в 61 год.
  • Появившиеся на свет в 1960 смогут отдохнуть от работы только в 62 года.

Такая же поэтапность существует и у женщин. И чтобы точно узнать, когда можно собираться не работать, можно воспользоваться специальной табличкой.


Виды пенсий

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.

Численность пенсионеров

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивается как минимум на 300.000 человек.


Размер пенсии

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013- 9153,6 руб.
  • В 2014- 10029 руб.
  • В 2015- 10888 руб.
  • В 2016- 12080 руб.
  • В 2017- 17425 руб.
  • В 2018- 13323 руб.
  • В 2019- 14102 руб.


Динамика

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.

Прогноз

По прогнозным данным количество пенсионеров в стране будет расти и дальше. Выглядеть это будет следующим образом:

  • В 2025 году их будет почти 45 млн.
  • К 2030 – 46,5 млн человек.
  • В 2040 количество будет превышать 50 млн.
  • А к 2050 составит около 52 млн граждан.


Обусловлено это следующими негативными факторами:

  • Уменьшением рождаемости в стране.
  • Недостаточно качественными условиями жизни, которые вызывают миграционный отток молодой части населения. К тому же уезжают самые образованные, те, кто может найти себе применение и более высокооплачиваемую работу в другой стране.
  • Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца. В результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже.

Что же касается размера пенсии, то вот какие прогнозные данные предлагает Росстат:

  • В 2020 году ожидается сумма приблизительно в 15.800.
  • К 2025 году – 22.000 руб.
  • К 2030 году – 23.700 руб.
  • К 2035 году – она должна повыситься до 25.500 руб.


Как видно из всех данных Росстата, ситуация в стране с количеством пенсионеров является достаточно тяжелой. Их большое количество и дальнейший рост требуют немедленного решения проблемы по улучшению демографии. В противном случае в ближайшие десятилетия встанет вопрос о пенсионных выплатах, так как наряду с увеличением числа пенсионеров, число работоспособных граждан будет уменьшаться.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Читайте также: