Индексация пенсии при увольнении судебная практика

Правило о приостановлении индексации пенсии по-прежнему действует для тех, кто получает страховую пенсию и при этом официально трудоустроен.

Поэтому в случае увольнения такому пенсионеру полагается доплата (за счет восстановления индексации). Рассмотрим, сколько получит пенсионер, если уволится в 2020 году.

Впервые индексация страховых пенсий без участия работающих пенсионеров произошла в феврале 2016 года. И чем больше проходит времени с тех пор, тем больше они теряют — поскольку пенсии индексируются ежегодно.

Если учесть 2020 год, то всего было пропущено уже шесть индексаций:

- февраль 2016 года — на 1,04, фиксированная выплата — 4 558,93 рублей, стоимость пенсионного балла — 74,27 рублей

- февраль 2017 года — 1,054, фиксированная выплата — 4 805,11 рублей, стоимость пенсионного балла — 78,28 рублей

- апрель 2017 года — 1,004 (только пенсионные баллы), фиксированная выплата — 4 805,11 рублей, стоимость пенсионного балла — 78,58 рублей

- январь 2018 года — 1,037, фиксированная выплата — 4 982,90 рублей, стоимость пенсионного балла — 81,49 рублей

- январь 2019 года — 1,0705, фиксированная выплата — 5 334,19 рублей, стоимость пенсионного балла — 87,24 рублей

- январь 2020 года — 1,066, фиксированная выплата — 5 686,25 рублей, стоимость пенсионного балла — 93 рубля

Чтобы рассчитать, какая пенсия должна быть после увольнения, можно воспользоваться двумя вариантами:

1) Перемножаем свою пенсию на соответствующие коэффициенты индексации (не забываем, что каждый год к пенсии добавлялись баллы по итогам августовской корректировки).

Например: страховая пенсия назначена с января 2016 года в размере 11 524 рубля 59 копеек (100 пенсионных баллов по 71,41 рубля и фиксированная выплата 4 383,59 рублей).

Индексируем страховую пенсию:

- 7 141 х 1,04 х 1,054 х 1,004 х 1,037 х 1,0705 х 1,066 = 9 300 рублей

Индексируем фиксированную выплату:

- 4 383,59 х 1,04 х 1,054 х 1,037 х 1,0705 х 1,066 = 5 686,25 рублей

Индексируем корректировку (возьмем три балла ежегодно для ровного счета):

- (3 балла х 3 года) х 93 рубля (стоимость балла на 2020 год) = 837 рублей

Сложив все полученные значения, получаем новый размер пенсии с учетом индексации — это 15 823 рубля 25 копеек.

2) Если известно, сколько пенсионных баллов у гражданина по состоянию на дату увольнения, можно рассчитать прибавку намного проще .

Размер пенсии складывается из двух слагаемых: фиксированная выплата и пенсионные баллы. Какой будет величина фиксированной выплаты и стоимость пенсионного балла с 2020 года, уже известно (5 686,25 рублей и 93 рубля соответственно).

Подставив известное количество пенсионных баллов в эту формулу, можно получить новый размер пенсии с учетом всех пропущенных индексаций (по состоянию на 2020 год):

- 5 686,25 + 93 х Кол-во пенсионных баллов.

Вернемся к нашему пенсионеру, которому в январе 2016 года назначена страховая пенсия. С учетом корректировок за 3 года, к 2020 году у него накопится 109 баллов.

Значит, в случае увольнения в 2020 году он получит пенсию в размере:

- 5 686,25 + 93 х 109 = 15 823 рубля 25 копеек.

То есть в этом примере пенсия после увольнения увеличится на 3 655 рублей 97 копеек (если сравнивать с последним размером пенсии после корректировки в августе 2019 года).

В Личном кабинете пенсионера на сайте ПФР сейчас в актуальном режиме представлена информация о том, каким будет размер пенсии после увольнения. Можно сравнить его с результатами своих подсчетов.

Индексация восстанавливается с 1-го числа месяца, который следует за месяцем увольнения пенсионера.

Однако выплата повышения происходит не сразу после увольнения, а примерно через 3 месяца — когда работодатель сдаст отчет об увольнении пенсионера, а ПФР этот отчет обработает и доначислит индексацию. Пока этот механизм, увы, не меняется.

Отнюдь не все люди, которые выходят на заслуженный отдых, оставляют работу. Это бывает по разным причинам: кому-то не хватает денег, кто-то работает «от скуки», а у кого-то работа относится к категории хобби. Но как бы то ни было, работающим пенсионерам индексирование пенсии не производится. Но что будет после увольнения? В этом тексте разберемся в индексации пенсии уволившимся, а также в той помощи юриста в Москве, которая может понадобиться.

  1. Индексация работающим
  2. Как происходит индексация пенсии уволившимся пенсионерам
  3. Сроки индексации
  4. «Повторное» трудоустройство
  5. Уведомление ПФР

Индексация работающим

Повышение суммы пенсионного обеспечения в страховой системе производится ежегодно. Коэффициент индексации при этом не должен быть ниже уровня инфляции. Но это не затрагивает пенсии тех пенсионеров, которые официально продолжают трудовую деятельность. Фактическая отмена индексации произошла в 2016 году в соответствии с законом от 2015 года №388-ФЗ, который «поправил» закон о страховых пенсиях.

В частности, речь идет о «печально знаменитой» ст. 26.1, в которой указано, что при работе (и прочей деятельности, связанной с получением дохода) пенсионеру не индексируется ежемесячное содержание, получаемое по линии ПФР. Причем индексация не производится в течение всего времени официального трудоустройства. Но в этой же статье приводятся сведения о том, как будет повышаться пенсия по факту увольнения или прекращения трудовой деятельности.

Как происходит индексация пенсии уволившимся пенсионерам

Чтобы понять, как производится повышение пенсионного содержания для пенсионера, который перестал работать, стоит рассмотреть пример из практики. Это даст наглядное понятие о «механике» работы ПФР.

К юристу за помощью обратился московский пенсионер Виктор С. Мужчина вышел на пенсию в 2017 году, назначенная сумма составляла (грубо) 12 000 руб. Но Виктор решил не прекращать трудовую деятельность, поэтому пенсию ему не повышали.
В декабре 2018 года, убедившись в правдивости прогноза о «большой» индексации сразу на 7,05%, пенсионер решил проконсультироваться с юристом, будет ли надбавка к пенсии потом, если он ее пропустит при работе.

Согласно законодательству, пенсионер, который прекратил заниматься оплачиваемым трудом, будет получать проиндексированную пенсию. Причем индексация производится за все «пропущенные годы». В частности, Виктору С. положено увеличение пенсии до 13 670 руб. за счет:

  • индексации на 2018 год – прибавка 444 руб. (3,7%);
  • индексации на 2019 год – прибавка 876 руб. (7,05%);
  • корректировки ИПК за весь период работы на пенсии – прибавка 350 руб. (4,01 балла).

То есть мужчина будет получать больше на 1 670 руб. в сравнении с назначенной пенсией. Но произойдет это не сразу после увольнения.

Сроки индексации

Фактическая индексация пенсии после увольнения происходит лишь через 3 месяца, которые последуют после месяца увольнения. То есть если гражданин увольняется 15 января, то его пенсия поднимется не в апреле, а в мае. Отсчет идет с февраля.

Но это не значит, что само повышение произойдет тоже в мае. Все та же ст. 26.1 закона «О страховых пенсиях» указывает, что индексация производится с 1 числа месяца, следующего за днем увольнения. То есть при официальном расчете пенсионера на работе 15 января его пенсия повысится с 1 февраля. Вся разница, которая образуется в 3-месячный период, будет выплачена с повышенной пенсией в мае.

Если обратиться к ситуации Виктора С., рассмотренной выше, то в феврале, марте и апреле мужчина будет по-прежнему получать пенсию в 12 000 руб. А вот в мае он получит сразу и увеличенную до 13 670 руб. пенсию, и доплату за предыдущие 3 месяца в общей сумме 5 010 руб.

Конечно, рассмотренный пример максимально упрощен, поскольку всю калькуляцию приводит особенного смысла нет – «механика повышения» и сроки и без того становятся понятным. Например, намеренно опущены корректировки ИПК в 2017 и 2018 годах, чтобы не нагромождать лишних вычислений. Таковые корректировки выведены отдельной строкой и сразу на весь объем.

Но что будет, если «наш Виктор С.» из примера вновь решит трудоустроиться?

«Повторное» трудоустройство

Если работающий пенсионер увольняется – индексация пенсии производится согласно «механике», рассмотренной выше. Но при трудоустройстве после того, как индексация произошла, гражданину пенсию не убавляют до предыдущих значений. По крайней мере, никаких сведений об этом в законодательстве не имеется.

Этим, кстати, воспользовались некоторые пенсионеры, которые массово увольнялись осенью 2018 года с тем, чтобы трудоустроиться в 2019 после индексации пенсии. Причем согласно ч.8 ст. 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», выплаты производятся в размере, установленном на день, предшествующий возобновлению работы.

Казалось бы, достаточно уволиться 15 января, с 2 февраля вновь устраиваться на работу. Но так поступать нет смысла, ведь из-за небольшого перерыва в отчетности и за январь, и за февраль, пенсионер будет работающим. Следовательно, придется выжидать больший срок – не месяц и даже не 2. «Сигналом к трудоустройству» по сути становится получение первой большой пенсии. Это значит, что в ПФР никаких ошибок не произошло и, как минимум, в течение месяца он был безработным и, следовательно, получившим право на индексацию. Причем здесь не помогут даже уведомления об увольнении, поскольку ПФР смотрит именно на подаваемую работодателями отчетность.

Уведомление ПФР

Особенной необходимости уведомления ПФР в фактах увольнения и трудоустройства не имеется. Эта «почетная» обязанность возлагается на работодателя и ответственно, естественно, несут должностные лица компаний, куда устраивается работать пенсионер.

Но все-таки не лишним будет пользоваться своим правом уведомления и направлять соответствующие заявления в Фонд. Поступив таким способом, пенсионер убережет себя от:

  • отказа в индексации в случае бухгалтерской ошибки – ПФР, выявив расхождения между сдаваемой отчетностью и заявлением пенсионера, инициирует проверку, и если увольнение подтвердится, индексация будет произведена своевременно;
  • привлечения к ответственности по ст. 159.2 УК РФ – в случае бухгалтерской ошибки при трудоустройстве, в связи с которой последовала неправомерная индексация пенсии, гражданина привлекут к ответственности и, как минимум, потребуют «переплаченную» сумму.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 22.08.2017

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Ибрагимовой Э. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банных О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о перерасчете пенсии с учетом индексации,

Банных О.М. обратилась в суд к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга с требованием о перерасчете пенсии с учетом индексации.

В обосновании иска указано, что 07.08.2008 ей назначена пенсия по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учётом ранее проведённых индексаций размер пенсии на 01.02.2017 составлял 12854,96 руб., которая выплачивается по настоящее время, хотя в 2017 году была произведена индексация пенсий в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

На заявления в УПФР по Кировскому району г. Екатеринбурга от 28.04.2017, 26.05.2017 и в отделение Пенсионного Фонда по Свердловской области от 09.06.2017 о выплате пенсии с учётом произведённой в 2017г. индексации истец получила отрицательный ответ, мотивированный тем, что работающим пенсионерам пенсия с учётом индексации выплачивается после прекращения работы.

Между тем, истец считает отказ в выплате пенсии с учётом индексации не основанным на действующем законодательстве, поскольку за 2016-2017 годы истец, будучи индивидуальным предпринимателем, заплатила страховые взносы за себя, как застрахованное лицо, в фиксированном размере согласно ст. 28 ФЗ № 167-ФЗ в сумме 21118,07 руб. В связи с чем, загруженные в пенсионную базу данные индивидуального (персонифицированного) учёта, согласно которых истец числится работающей с июля 2016 года, относятся к исчислению страхового стажа для дальнейшей индексации (перерасчёта) пенсии в связи с увеличением страхового стажа и перечислением страховых взносов, но не относится к индексации пенсии в связи с инфляцией (ростом потребительских цен), так как эта индексация проводится на основании данных индивидуального персонифицированного учёта, которые должны представлять страхователи в соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ. А таких сведений в отношении истца за 2016год в Пенсионный фонд не представлялось.

В связи с чем, истец просит суд признать отказы управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области №3139/05 от 15.05.2017, №3419/05 от 30.05.2017 в выплате пенсии с учётом индексации незаконными. А также просит суд обязать ответчика выплачивать пенсию с учётом проведённых индексаций на индекс роста потребительских цен за прошедший год по состоянию на 1 февраля и 1 апреля 2017года и выплатить причитающуюся индексацию пенсии с момента установления Правительством Российской Федерации соответствующих коэффициентов индексации.

В судебном заседании истец требования и доводы искового заявления поддержала, суду пояснила, что в контексте действующего законодательства она не является работающим пенсионером, в связи с чем, оснований отказа в начислении индексации у ответчика не имеется.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ в Кировском районе г. Екатеринбурга Доос Ю.И. против иска возразила, указав, что истец относится к числу работающих пенсионеров, в связи с чем, индексация приостановлена с момента регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров также является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу п. 1 ст. 26.1 данного Закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Исходя из положений п. п. 4, 5 ст. 26.1 Закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (п. 6 ст. 26.1 Закона).

В соответствии с п. 7 ст. 26.1 Закона суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Так, судом установлено, что Банных О.М. является получателем пенсии по старости с 23.01.2008 по п. 7.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В период с 01.05.2016 по 30.04.2017 ежемесячный размер пенсии составляет 12854,96 рублей.

06.07.2016 истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно доводам истца, вопреки действующему законодательству индексация к фиксированной части пенсии в период 2016-2017 ответчиком не осуществлена. Тот факт, что истец зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя правового значения не имеет, поскольку на индивидуального предпринимателя не возложена обязанность сдавать сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Между тем, истец не учел, что если пенсионер относится к категории самозанятого населения, то есть состоит на учете в ПФР как индивидуальный предприниматель, нотариус, адвокат и т.п., такой пенсионер является работающим, если он состоял на учете в ПФР по состоянию на 31 декабря 2016 года. При этом, для самозанятого населения пенсионного возраста предусмотрен иной порядок увеличения страховой пенсии. Так, пенсионерам, которые работали в 2016 году, в августе 2017 года было произведено увеличение страховых пенсий (беззаявительный перерасчет) исходя из начисленных за 2016 год пенсионных баллов, но в денежном эквиваленте не более трех пенсионных баллов. Факт увеличения размера пенсии в порядке беззаявительного расчета истец не отрицает.

Указанное отражено в письмах от 28.06.2017 № 20-1692, от 30.05.2017 № 3419/05, от 15.05.2017 № 3139/05.

Такая дифференциация не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П; определения от 11 мая 2012 года N 743-О, от 14 мая 2013 года N 692-О и др.).

С учетом указанных правовых норм суд приходит к выводу о том, что истец фактически является самозанятым пенсионером, получающим за свои услуги денежное вознаграждение и подлежащим обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Следовательно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", истцу обоснованно не произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Таким образом, оснований для признания незаконными оспариваемых писем от 30.05.2017 № 3419/05, от 15.05.2017 № 3139/05 суд не усматривает.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истца в порядке исчисления пенсии, то производные требования Банных О.М. о возложении обязанности выплачивать пенсию с учетом индексации не имеется.

На основании изложенного и руководствуюсь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Исковые требования Банных О.М. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга о перерасчете пенсии с учетом индексации, - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Самойлова

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ:

Нежданов Д.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о признании решения незаконным, назначении пенсии по потере кормильца.

Истец Панина Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в установлении досрочной.

Что происходит с пенсией продолжающего работать гражданина

С января 2016 года введен мораторий на индексацию пенсий работающим гражданам (ст. 26.1 Федерального закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Но тот факт, что трудящимся на пенсии людям не положена индексация, не значит, что она не может увеличиваться.

Работодатель уплачивает за трудящегося страховые взносы в ПФР. Кроме того, гражданин может работать по договору гражданско-правового характера или вести предпринимательскую деятельность и вносить соответствующие отчисления. В результате, с поступлением дополнительных взносов сумма его индивидуального пенсионного коэффициента увеличивается. А следовательно, пересматриваются и пенсионные выплаты.

Однако установлено ограничение на размер увеличения коэффициента ежегодно (ч. 4 ст. 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • не более 3 – для тех, у кого не формируется накопительная часть;
  • не более 1,875 – для тех, у кого есть отчисления на накопительную часть пенсии.

До 1 августа каждого года ПФР пересчитывает страховую пенсию с учетом заработанного коэффициента в беззаявительном порядке (п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) проводят по формуле:

ИПК = (СВГОД / ПСВ) × 10

  • СВГОД – сумма страховых взносов в части финансирования страховой пенсии, фактически уплаченная за предыдущий год;
  • ПСВ – сумма доли тарифа взносов на страховую часть пенсии, уплаченная с предельной базы для их начисления (1 292 000 руб. в 2020 г.).

Согласно п. 3 ст. 18 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, пересчет страховой пенсии (СПст) в этом случае происходит по формуле:

СПст = СПстп + (ИПК / К / КН × СПК)

  • СПст – страховая пенсия по старости после пересчета;
  • СПстп – размер страховой пенсии, действующий по состоянию на 31 июля года, в котором проводят пересчет;
  • ИПК – сумма увеличения индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января года, в котором производят перерасчет, исходя из объема страховых взносов, не учтенных при назначении пенсии или при ее предыдущем пересчете;
  • К и КН – коэффициенты для пенсии по старости, принимаемые со значением 1;
  • СПК – стоимость одного ИПК в текущем году.


Гражданин Иванов В.В. – пенсионер и получает пенсию в сумме 10 200 руб. При этом он продолжает трудиться, и ему было начислено за период, прошедший с предыдущего перерасчета, с 01.08.2019 по 31.12.2019 – 116 800 руб. Какой должна стать его пенсия с 01.04.2020?

1. Посчитаем сумму неучтенного пенсионного коэффициента за 2019 год:

  • размер отчислений на страховую часть пенсии – 16%;
  • предельная база для начисления взносов в 2019 г. – 1 150 000 руб.

Тогда сумма неучтенного пенсионного коэффициента составит:

116 800 × 16% / 1 150 000 × 16% × 10 = 1,02

2. Посчитаем сумму увеличения пенсии с 01.08.2020 при стоимости 1 индивидуального пенсионного коэффициента с 01.01.2020 – 93 рубля:

10 200 + (1,02 / 1 / 1 × 93) = 10 200 + 94,86 = 10 294,84 руб.

Как отражается на работающем пенсионере отсутствие индексации

В чем же выражаются потери в пенсионном обеспечении продолжающего работать сотрудника?

Общий размер страховой пенсии считают по формуле:

СП = ИПКз × СПК + (ФВ × КвФВ)

  • ИПКз – сумма заработанных пенсионных коэффициентов;
  • СПК – стоимость 1 коэффициента на дату выхода на пенсию;
  • ФВ – фиксированная выплата к пенсии (в 2020 г. – 5686,25 руб.);
  • КвФВ – коэффициент, связанный с отсрочкой обращения за страховой пенсией.

Неработающим пенсионерам на основании абз. 3 ст. 25 Федерального закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ 1 апреля каждого года страховую пенсию ежегодно индексируют в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионеров за предыдущий год. Также индексируют и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (ст. 6 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ). Коэффициент индексации ежегодно определяет постановление Правительства РФ.


Таким образом, несмотря на проведение указанного выше пересчета, трудящийся пенсионер не получает суммы индексации страховой пенсии и фиксированной доплаты к ней. Если его доходы на работе невысоки, он, возможно, будет получать меньшую пенсию, чем его неработающий коллега.


Михаил и Евгений вышли на пенсию с января 2019 года. Сумма пенсионных коэффициентов у обоих – 130 баллов. Стоимость одного коэффициента (балла) в 2019 г. – 87,24 руб., а фиксированная выплата – 5334, 19 руб. (Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ). Михаил продолжил трудиться и за 2019 год заработал 125 000 руб. Евгений вышел на пенсию и больше не работает. Как поменяется пенсия каждого из них в 2020 году?

В 2020 году установлен коэффициент индексации страховой пенсии 1,066 (постановление Правительства РФ от 13.03.2020 № 270). Размер фиксированной выплаты – 5686,25 руб., стоимость коэффициента в 2020 г. – 93 рубля.

Михаил в 2020 году будет получать ежемесячно:

130 × 87,24 + 5334,19 + (125 000 × 16% / 1 150 000 × 16% × 10 × 93) = 11 341,2 руб. + 5334,19 руб. + 101 руб. = 16 776,39 руб.

Евгений, не работая, с 2020 года начнет получать:

130 × 87,24 × 1,066 + 5686,25 = 12 033 + 5686,25 = 17 775,97 руб.

В результате, чтобы не отставать от неработающего, трудящийся пенсионер должен получать высокий доход на своей текущей работе.

Как увольнение влияет на пересчет выплат работающему пенсионеру

Если работник решил больше не трудиться, положена индексация пенсий работающим пенсионерам после увольнения – с учетом всех коэффициентов, применяемых за все время его занятости в период пенсии.

Перерасчет делают начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем расторжения трудовых отношений (Федеральный закон № 134-ФЗ от 01.07.2017, ст. 26.1 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Процесс перерасчета пенсии при увольнении работающего пенсионера происходит следующим образом:

  1. Сотрудник увольняется из компании.
  2. Работодатель подает в Пенсионный фонд данные о том, что работник уже не числится застрахованным.
  3. Органы ПФР принимают решение о пересчете пенсии – не позднее месяца, следующего за месяцем получения сведений от страхователя о прекращения работы сотрудника.
  4. ПФР проводит индексацию положенных гражданину выплат с учетом всех коэффициентов за время его работы после выхода на пенсию.

В итоге, вся процедура принятия решения об индексации пенсий работающим пенсионерам после увольнения занимает 3 месяца. Поясним на примере.


Работник уволен 20 марта 2020 года. Когда будет произведен пересчет его пенсии?

  1. Работник уволился в марте 2020 года.
  2. Компания подает сведения о том, что работник еще работает – за март в апреле 2020 года.
  3. Компания подает отчётность с указанием того, что сотрудник уже не числится работающим в апреле – в мае 2020 года.
  4. В июне ПФР принимает решение об индексации пенсии.

При этом уволенный работник получит положенные ему дополнительно начисления в связи с индексацией в июле – за апрель, май и июнь.

Уволенному сотруднику дано право самостоятельно подать заявление о прекращении трудовой деятельности в отделение ПФР или МФЦ. Однако фактически это лишено смысла, так как ПФР принимает решение об индексации только после получения подтверждающих сведений о работодателя.


Подводим итоги

Самостоятельно рассчитать, какая будет пенсия при трудоустройстве и без него, обычному человеку сложно.

Следует помнить 2 правила:

  • пенсия работающего не индексируется (хотя и может увеличиваться в результате накопления новых пенсионных баллов);
  • чтобы работать на пенсии имело смысл, трудящийся пенсионер должен иметь хороший заработок. В противном случае он ничего особенно не выиграет за счет отсутствия индексации.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 18 августа 2016 г. N 33-31959/2016

Судья: Васильева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:

председательствующего судьи Климовой С.В.,

судей Рачиной К.А., Лобовой С.В.,

при секретаре Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе П.Н.И.

на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:

в иске П.Н.И. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, отказать,

П.Н.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании суммы невыплаченной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, в котором просит, согласно уточненным исковым требованиям обязать ГУ - ГУ ПРФ N 3 по г. Москве и Московской области произвести полный перерасчет трудовой пенсии по старости на 02 апреля 2010 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, и перерасчет после 02 апреля 2010 года с учетом всех индексаций, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию за 5 лет с момента назначения пенсии в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в размере *** руб. *** коп.

В обоснование своих исковых требований истец указывает, что он является получателем пенсии по старости, однако, размер назначенной истцу пенсии, по его мнению, произведен ответчиком неверно без учета положений п. 2 ст . 30 Федерального закона от 17 .12.2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется из общего трудового стажа. 04 февраля 2015 года истец направил ответчику письмо о перерасчете пенсии, в ответ на которое в начале марта 2015 года истцом было получено письмо ответчика N *** от 03.03.2015 года. 31 марта 2015 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о предоставлении детальной методики всех расчетов с указанием норм права, в соответствии с которыми произведен расчет. 11 мая 2015 года истцом был получен ответ N *** от 30.04.2015 года, в котором отсутствовала формула расчета размера трудовой пенсии, трудовой стаж истца был разделен на периоды до 2002 года и после 2002 года, при этом, при расчете пенсионного капитала применялся лишь стаж до 2002 года. По мнению истца, ответчиком произведен неверный расчет пенсии, в результате чего истцом понесены финансовые потери по неполучению пенсии в размере *** руб. *** коп.

В судебном заседании истец заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец П.Н.И.

Проверив материалы дела, выслушав истца П.Н.И., представителя ответчика Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55 , 59 - 61 , 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

С 01.01.2002 г. пенсии в РФ устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

На основании ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002 г.

С 01.01.2002 г. на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в пенсионном фонде РФ.

Порядок обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета ее размера урегулирован Правилами учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 407, согласно п. 2 которых расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

Судом установлено, что П.Н.И. является получателем пенсии с 02 апреля 2010 года в соответствии со ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2007 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

04 февраля 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, так как, по мнению истца, размер назначенной ему пенсии был занижен.

В ответ на указанное обращение ответчиком истцу было направлено письмо от 03 марта 2015 года N ***, в соответствии с которым, пенсия истцу исчислена с учетом общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 года - 25 лет 06 месяцев 07 дней (стажевый коэффициент 0,55), стажа работы на 01.01.1991 года - 18 лет 10 месяцев 12 дней (коэффициент валоризации - 0,28) и отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 01.01.2000 года по 31.12.2001 года к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период - 1,084. Сумма страховых взносов, поступивших на лицевой счет с 01.01.2002 года на дату назначения пенсии, составила *** руб. *** коп. Размер трудовой пенсии по старости на дату назначения составил *** руб. (фиксированный базовый размере *** руб., страховая часть пенсии - *** руб. *** коп., в том числе за счет валоризации в сумме *** руб.).

31 марта 2015 года истец повторно обратился к ответчику с заявлением о проведении проверки расчета размера назначенной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2015 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В письме от 30.04.2015 года N *** истцу было сообщено, что расчет пенсии произведен верно, страховой стаж по состоянию на 02.04.2010 года составляет 32 года 01 месяц 12 дней; при назначении трудовой пенсии не включены в общий трудовой стаж периоды работы, внесенные с нарушением Правил инструкции ведения трудовых книжек: с 14.07.1971 года по 18.08.1971 года - Барвенковский машиностроительный завод "Красный Луг", с 24.08.1971 года по 13.10.1972 года - Барвенковское отделение Изюмского смешторга, с 30.06.1975 года по 08.04.1976 года - Барвенковское р/о "Сельхозтехника".

Из материалов дела следует, что размер пенсии истца корректировался с учетом поступления страховых взносов, индексации, валоризации и по состоянию на 31.12.2014 года составил *** руб. (фиксированный размер - *** руб., страховая часть - *** руб.

Доказательств, опровергающих правильность расчета ответчиком общего трудового стажа, взятого за основу при оценке пенсионных прав, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

При установленных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что размер получаемой истцом пенсии установлен ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем правильно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы истца о том, что ответчик неверно произвел расчет страховой части пенсии, а также доводы о том, что индексация произведена не в полном объеме, суд счел необоснованными, поскольку, со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости дальнейшая индексация расчетного пенсионного капитала, учтенного в размере указанной части трудовой пенсии, не производится, при этом индексации подлежит исчисленная из указанного расчетного пенсионного капитала страховая часть указанной трудовой пенсии. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), расчетный пенсионный капитал до дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости увеличивается на те же индексы, что и страховая часть указанной трудовой пенсии.

Индексация расчетного пенсионного капитала в течение года производится путем авансирования, а подведение окончательных ее итогов осуществляется с 01.04. следующего года, в связи с чем, индекс расчетного пенсионного капитала, окончательно сформированного к концу календарного года, определяется раз в году. При этом указанный индекс складывается из коэффициентов индексации страховой части трудовой пенсии прошедшего года и коэффициента ее дополнительного увеличения (в случае принятия данного коэффициента) ( пункт 6 статьи 17 Закона "О трудовых пенсиях в РФ ").

Таким образом, индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется последовательно на коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии по старости и коэффициент дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии по старости (в случае принятия данного коэффициента), из которых в дальнейшем образуется индекс расчетного пенсионного капитала.

При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 ФЗ, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).

В соответствии со ст. 30 Закона, в связи с введением в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.4 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

На основании ч. 3 ст. 30 расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = РП x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общин трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В соответствии со ст. 30.1 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи . В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Доводы истца о том, что ответчик неверно произвел расчет, перерасчеты его пенсии, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о том, что пенсия истцу была рассчитана и назначена с учетом положений приведенных норм, а расчет, представленный истцом, нельзя признать верным, постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, требующих дополнительной проверки, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 , 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Н.И. - без удовлетворения.

Читайте также: