Индексация пенсий за август украина



Сергей Коробкин


Сергей Коробкин

В этом году истекает пятилетний срок полномочий действующего президента и Верховной Рады Украины. Кандидаты на пост главы государства в унисон обещают увеличить пенсии после выборов.

Мы в свою очередь можем оценить, насколько выросли пенсии за последние 5 лет и какие существенные изменения в пенсионном законодательстве произошли за это время.

Пенсии растут

Как известно, в 2014-2015 годах рост пенсий по объективным причинам был заморожен. С декабря 2013 года по сентябрь 2015 года они вообще не пересчитывались. В 2015 году даже ввели налог на пенсии. Но со временем ситуация стабилизировалась, и с конца 2015 года размер пенсий стал постепенно расти.

Традиционно минимум два раза в год пенсии увеличиваются за счет роста прожиточного минимума. В 2014 году размер прожиточного минимума и минимальной пенсии составлял 949 гривен. За пять лет этот показатель вырос почти на 60% и сейчас составляет 1497 гривен.

При этом средний размер пенсии вырос более чем на 70%: с 1526,10 гривны в 2014 году до 2645,66 гривны по состоянию на январь 2019 года. Это во многом стало возможным благодаря так называемому осовремениванию пенсий с 1 октября 2017 года.

Кроме того, с 1 января 2018 года был произведен долгожданный перерасчет пенсий военнослужащим (второй этап этого перерасчета осуществлен с 1 января 2019 года).

Итоги мартовского перерасчета

Следующий массовый перерасчет пенсий произведен с 1 марта текущего года. На него возлагались большие надежды. Предварительные расчеты показывали, что индексация удовлетворит далеко не всех пенсионеров. Кому-то могли добавить 20 гривен, а кому-то и 500.

Поэтому проект соответствующего постановления Кабинета министров был доработан так, чтобы каждый пенсионер получил прибавку не менее 100 гривен. Речь идет о постановлении от 20 февраля 2019 года № 124 "Вопрос проведения индексации пенсий в 2019 году".

По информации Пенсионного фонда Украины, из 11,47 млн пенсионеров реальное увеличение пенсий в этом месяце смогли ощутить 8,97 млн граждан.

В итоге прибавку к пенсии в марте получили:

до 100 гривен включительно – 1 991 457 человек;

от 100,01 до 400 гривен – 2 536 385 человек;

от 400,01 до 500 гривен – 798 016 человек;

от 500,01 до 700 гривен – 761 140 человек;

от 700,01 до 1000 гривен – 425 537 человек;

более 1000 гривен – 2 459 824 человека.

Кроме того, более двух миллионов граждан вместе с мартовской пенсией получили разовую доплату в размере 1205 гривен. Столько же эти люди дополнительно получат в апреле.

Речь идет о пенсионерах, имеющих полный стаж (20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, которые ушли на пенсию до 1 октября 2011 года, и 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин, ушедших на пенсию после 1 октября 2011 года), но при этом размер их пенсий на 1 марта не превышал 1669,20 гривны (это 40% минимальной зарплаты в Украине, установленной на 1 января 2019 года).

В правительстве уверяют, что это не предвыборный ход. Говорят, что это долг по индексации пенсии за предыдущие годы, который удалось погасить за счет дополнительных поступлений в бюджет.

Но возникает вопрос, почему этот долг выплатили только двум миллионам пенсионеров из одиннадцати и как быть с теми, у кого размер пенсии на 1 марта хотя бы на 1 копейку оказался выше?

По тем или иным причинам 2,5 млн пенсионеров вообще остались без прибавки. Это связано с особенностями расчета некоторых пенсий и с предыдущими этапами индексации.

При этом кто-то в марте получил на руки сразу три вида выплат: увеличенную пенсию, разовую доплату, да еще и монетизированную субсидию. Очень важно не запутаться в этих выплатах.

Растет пенсионный возраст, льготные пенсии отменяют

На фоне более-менее радужной статистки относительно повышения пенсий, нужно помнить о том, что продолжает расти пенсионный возраст для женщин (до 60 лет). Кроме того, растет количество общего стажа, которое требуется для выхода на обычную пенсию по возрасту.

Ранее, чтобы уйти на пенсию в 60 лет, было достаточно иметь 15 лет стажа. С прошлого года планку увеличили до 25 лет. В этом году требуется уже 26 лет. И так до 2028 года, когда для выхода на пенсию потребуется минимум 35 лет страхового стажа. У кого не будет необходимого стажа, тот уйдет на пенсию в 63 или даже 65 лет, и она, скорее всего, будет минимальной.

Кроме того, постепенно отменяют льготные пенсии. С 2015 года не назначают пенсии по нормам законов "О научной и научно-технической деятельности" и "О государственной службе". Бывших научных работников и государственных служащих постепенно переводят на обычные пенсии.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".


Со следующего года в Украине планируется несколько пенсионных нововведений.

Во-первых, появятся новые доплаты. Те, кто старше 75 лет, смогут получать от 400 гривен в месяц, а их пенсия должна быть не ниже 2,5 тысяч. Пенсионеры "80 плюс", которые уже сейчас получают доплаты, в 2021 году могут рассчитывать на продолжение программы. Средняя доплата - 500 гривен, но с таким расчетом, чтобы пенсия была не ниже 2,6 тысяч в месяц.

Во-вторых, дату ежегодной индексации окончательно закрепят за 1 марта. Сейчас в законе о пенсионном обеспечении указано, что ату индексации определяет Кабмин. А он, как показывает практика, выбирает временные рамки индексации как придется. В частности, в этом году пенсионеры ждали повышения выплат до мая.

Эти новации прописаны в новом законопроекте, который в среду, 16 сентября, утвердил Кабмин.

В-третьих, пересчитают пенсии для определенных категорий пенсионеров в связи с увеличением минимальной зарплаты (с 1 января 2020 года до 6 тысяч, с 1 июля — до 6,5 тысяч гривен).

Все это потребует немалых бюджетных вливаний и может увеличить дефицит Пенсионного фонда. При этом главную проблему — обеспечение украинцам пенсий, на которые можно жить, а не выживать — решить вряд ли удастся.

Доплаты для "75 плюс"

Проект по пенсионным доплатам представила на Кабмине 16 сентября глава Минсоцполитики Марина Лазебная. В повестке дня этого пункта не было, его внесли с голоса. Не удались обнаружить законопроект и на сайте Минсоцполитики, где публикуются проекты нормативно-правовых актов этого ведомства.

То есть, по всему видно, что документ готовился что называется с колес. Стоит отметить, что в проекте бюджета на 2021 год были анонсированы новые доплаты пенсионерам старше 75 лет, которые как раз попали в данный законопроект по пенсиям.

Как пояснила Марина Лазебная, пенсионеры "75 плюс" в следующем году могут расcчитывать на доплаты не ниже 400 гривен. При этом их пенсия выйдет на уровень в 2,5 тысяч гривен.

То есть, на самом деле некоторые пенсионеры будут получать и больше, чем по 400 гривен. Минимальная пенсия, в том числе и для тех, кто старше 75 лет, составит со следующего года 1769 гривен (она равна прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц).

Поэтому тем, кто сидит на минималке, будут доплачивать до 2,5 тысяч — 731 гривну. Но под конец года доплаты снизятся, так как минимальная пенсия вырастет до 1934 гривен (то есть, тогда до 2,5 тысяч будут доплачивать 566 гривен).

Всего эти выплаты будет получать порядка миллиона украинских стариков.

В следующем году сохранятся также выплаты для тех, кто старше 80 лет (они есть и сейчас). Там минимальная сумма доплат — 500 гривен, но также есть минимальная планка - пенсия для категории "80 плюс" должна быть не ниже 2,6 тысяч. То есть, те, кто получает минималку, могут рассчитывать на доплату в 831 гривну ежемесячно начала года и только на 666 гривен к концу 2021 года.

Эти доплаты рассчитаны на порядка 1,4 млн пенсионеров.

На самом деле суммы не такие уж большие. "Хотя с учетом нынешней ситуации в стране даже такие доплаты пенсионерам в радость", — говорит глава управления пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

По его словам среди пенсионеров "75 плюс" много тех, кто имеет большой стаж, но при этом получает маленькую пенсию - на уровне минимальной или чуть выше.

"Это объясняется тем, что когда эти люди выходили на пенсию, а это было еще с 90-х годов прошлого века, использовались совсем другие расчеты, да и базовые зарплаты тогда фигурировали очень скромные", — пояснил Максимчук.

"Моя мама вышла на пенсию как раз в 90-х, еще при Советском союзе. Она кандидат наук, получает спецпенсию, и даже с учетом этого сумма на руки - 2,6 тысяч гривен в месяц. А многие пенсионеры из этой категории получают еще меньше", - добавил руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Экономист Алексей Кущ считает, что власти устроили своего рода "показательное повышение пенсий".

"С учетом средней продолжительности жизни в Украине, которая ниже 70 лет, представлять эти доплаты в качестве решения вопроса низких пенсий - просто кощунство. Не все доживут до обещанных надбавок", — говорит он.

Зато пенсионные доплаты уже начали эксплуатировать в качестве предвыборных лозунгов. Именно повышение пенсий для категории "75 плюс"на презентации проекта бюджета-2021 было представлено как одна из фишек социальной части главной сметы страны.

Индексации с 1 марта

Отдельный пункт в новом законопроекте — по индексациям пенсий. Напомним: индексация проводится ежегодно по формуле — 50% увеличения средних зарплат плюс 50% инфляции за прошлый год.

"Учитывая, что инфляция в этом году небольшая, а средний зарплаты вырастут не очень существенно, индексация пенсий будет минимальной - на уровне до 5%. Что меньше, чем в этом году (на 11%). Хотя более точные цифры станут известны лишь в конце этого года (тогда появится годовая динамика средней зарплаты) или в следующем году (после уточнения показателя инфляции за 2020 год", — говорит Олег Пендзин.

С учетом того, что средняя пенсия в Украине составляет порядка 3 тысяч гривен, доплаты после индексации не превысят 150 гривен в месяц. А так как на следующий год прогнозируется уже более высокая инфляция (в проекте бюджета заложено 7,3%), эти прибавки "съест" растущая стоимость жизни.

Среди плюсов по индексации можно отметить ее четкую дату - 1 марта. До этого сроки должен был ежегодно устанавливать Кабмин своим отдельным постановлением. Что позволяло правительству достаточно свободно подходить к планированию индексаций. Скажем, в этом году индексацию провели не с 1 марта, а только с мая. Всего под программу индексации попадает порядка 8 млн пенсионеров, — отметили в Минсоцполитики.

Минимальные пенсии

Отдельно стоит отметить так называемые минимальные пенсии. Они привязаны четко к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц. На сегодняшний день это 1712 гривен, но с 1 декабря будет 1769 гривен. То есть увеличение крайне незначительное.

В следующем году, как следует из проекта бюджета, минимальные пенсии пересмотрят дважды — с 1 июля на 4,8% (до 1854 гривен) и с 1 декабря на 4,3% (до 1934 гривен). То есть, по итогу года - всего лишь на 165 гривен.

И если пенсионеры старше 75 лет, получающие минимальную пенсию, могут рассчитывать хоть на какие -то доплаты, то тем, кто этого возраста не достиг, придется выживать меньше чем на 2 тысячи гривен в месяц.

Плюс 600 гривен для пенсионеров с большим стажем

Отдельно пенсии пересчитают для тех пенсионеров, которым исполнилось 65 лет и у которых есть 30-35 лет трудового стажа (для женщин и мужчин соответственно).

"У них минимальная пенсия привязана не к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц, а к минимальной зарплате, и составляет 40% от минималки. То есть, с повышением минимальной зарплаты до 5 тысяч гривен такие пенсии выросли до 2 тысяч гривен. С 1 января 2021 года минималка вырастет до 6 тысяч, а пенсии для людей со стажем 30-35 лет — до 2,4 тысяч, то есть, на 400 гривен в месяц. С июля минималка составит 6,5 тысяч гривен, а пенсия — 2,6 тысяч. То есть, по сравнению с сегодняшними выплатами, вырастет на 600 гривен за год", - подсчитал Максимчук.

В Минфине подсчитали, что доплаты пенсионерам и индексации потянут на 4,5 млрд гривен. При этом доплаты категории "75 плюс" пойдут напрямую из бюджета, а индексации из Пенсионного фонда, В итоге его дефицит в следующем году превысит 200 млрд гривен, — подсчитал Олег Пендзин.


Еще одна «волна» повышения ожидается в декабре. Зимой планируется повысить минимальную пенсию еще на 57 гривен (152 руб.) — до 1769 гривен (4717 руб.). Надбавку получат те же категории пенсионеров, что и в июле.

Каждый пенсионер, имеющий стаж более 35 лет, получит за каждый сверхнормативный год 1% надбавки от минимальной пенсии. С июля такая надбавка составляет 17,12 грн, а с декабря — 17,69 грн.

Кому повезло

Согласно оценкам экспертов, пенсии после повышения социальных стандартов с 1 июля 2020 года увеличились лишь у 30% пенсионеров. Больше всего повезло тем, у кого выплаты с самого начала были высокими. Украина: пенсии повышают, но прожить на них невозможно


Например, люди, которые получали пенсию, равную 10 минимальным, теперь будут получать на 740 грн (1973 руб.) больше. Также увеличили пенсии инвалидам войны и ЧАЭС, участникам боевых действий, шахтерам, почетным донорам и тем, кто имеет особые заслуги перед Украиной.

По состоянию на 1 июля 2020 года общее количество пенсионеров в стране составило 11 241 834 человека. При этом пенсии в размере более 10 тысяч гривен (26,7 тыс. руб.) получают лишь 2,96% от общего числа. По данным Пенсионного фонда, средняя пенсионная выплата по стране составляет 3 394 грн (9051 руб.). Минимальная — в два раза меньше средней, а максимальная — больше средней в пять раз. При этом почти половина украинских пенсионеров получает пенсию от 2 до 3 тысяч гривен (5,33 до 8 тыс. руб.).

Помощь одиноким старикам

В конце июля правительство приняло постановление, согласно которому одинокие пенсионеры старше 80 лет получат 685 гривен (1827 руб.) ежемесячного пособия.
Сейчас эти 685 гривен будут суммироваться с карантинными 500 гривнами (1333 руб.) доплат — их до конца карантина никто не отменял. То есть, одинокие пенсионеры будут получать в общей сложности минимум 2897 гривен (7725 руб.). Надбавка получается неплохая. Но с учетом того, что фактический прожиточный минимум на Украине составляет более 4 тысяч гривен, даже этой суммы мало.

Рассчитывать на новую выплату сможет совсем небольшое количество пенсионеров, учитывая, что средний возраст жизни украинца — 72 года. По приблизительным оценкам, людей старше 80 на Украине всего полтора миллиона. А тех из них, кто подпадает под критерий одиночества, еще меньше. Если отталкиваться от того, что на новые надбавки правительство в 2020 году предусмотрело дополнительные 806 миллионов гривен (2,149 млрд руб.), то получается, что ежемесячно выплату смогут получать максимум 97 800 человек. А это меньше 1% от всех пенсионеров Украины.

Впрочем, есть надежда на то, что пенсионеры получат солидную сумму. В постановлении указано, что оно начинает работать "задним числом" — с 1 января 2020 года. Министр соцполитики Марина Лазебная подчеркнула, что будет учитываться период, который уже прошел, поскольку в постановлении идет речь о том, что правила вступают в силу "задним" числом. Но вряд ли начисления будут одномоментными. Здесь все зависит от правительства и от того, найдутся ли деньги в бюджете.

Пенсионеры уже начали обращаться в собесы за предоставлением выплаты, однако им пока отказывают. Украинские пенсии-2020: кому и сколько дадут


Кабмину уже пришлось увеличить бюджет Пенсионного фонда из-за коронавирусного секвестра почти на 33 миллиарда гривен (88 млрд руб.) из-за различных доплат. С другой стороны, власти уже сэкономили на выплатах пенсий около 60 миллиардов гривен (160 млрд руб.), когда перенесли индексацию пенсий с марта на май. Стоит обратить внимание, что о надбавке для 80-летних заявили как раз тогда, когда перенесли индексацию.

Глава Министерства социальной политики Марина Лазебная заявила, что даже в случае резкого роста дефицита Пенсионного фонда государство выделит нужные средства на финансирование пенсий. По ее словам, выплаты будут осуществляться своевременно.

Минсоциполитики оценило потенциальное недополучение поступлений от единого социального взноса в 2020 году в 17,7 млрд грн (47,2 млрд руб.) и предложило в связи с этим выделить Пенсионному фонду трансферт из Фонда борьбы с Сovid-19 в размере 15,2 млрд грн (40,5 млрд руб.).

Нет пенсионеров — нет проблем

Давно известно, что из-за хронического дефицита средств Пенсионный фонд Украины не может в полной мере обеспечивать достойные пенсионные выплаты для всех пенсионеров.

В связи с этим принято решение в рамках пенсионной реформы сократить численность пенсионеров, которые имеют право досрочного выхода на пенсию.
Это решение планируется осуществить с 2021 года вместе с запуском нового этапа пенсионной реформы.

С января 2021 года на Украине будет увеличен размер минимальной пенсии для пенсионеров, достигших возраста 65 лет и выполнивших норматив по стажу. Всем, у кого стаж составляет не менее 30 лет, пенсии увеличат в среднем на 300 гривен (800 руб.).

Начиная с 2021 года все пенсионеры в возрасте 75+ будут получать ежемесячную надбавку к пенсии в сумме 500 гривен (1333 руб.). Таких пенсионеров на Украине насчитывается более миллиона человек.

Кроме этого, как обещают в правительстве, в январе 2021 года на Украине будет увеличен размер минимальной пенсии до 2400 гривен, а начиная с июля минимальная пенсия будет составлять 2600 гривен (6933 руб.). Правда такое повышение коснется лишь тех украинцев, которые достигли возраста 65 лет и выполнили условие по стажу: для женщин это 30 лет, а для мужчин — 35 лет. Посыпала солью, чтоб не разлагался. Украинка 4 месяца прятала труп матери ради ее пенсии


В первую очередь изменения коснутся льготных категорий граждан, имеющих право на досрочный выход на пенсию, их количество сократят. Также будет прекращено назначение пенсий за выслугу лет, и оставить только ограниченный круг лиц. По мнению чиновников из Пенсионного фонда, это позволит, вместе с введением накопительной системы, покрыть дефицит бюджета ПФУ.

Параллельно будет увеличиваться возраст для выхода на пенсию для женщин, а также необходимый пенсионный стаж. Так, для получения права выхода на заслуженный отдых в 2021 году необходимо будет иметь стаж не менее 28 лет.

Таким образом ситуация для потенциальных пенсионеров меняется, причем не в лучшую сторону: страховой стаж с каждым годом увеличивается и в 2028 году достигнет 35 лет.

Не дотягивают до 40%

Несмотря на то, что уже с 1 сентября минимальная зарплата на Украине вырастет до 5 тысяч гривен, если парламент проголосует за президентский закон о повышении минималки, на пенсии это не повлияет. Величина пенсий напрямую не связана с ростом минимальной зарплаты. Минимальная пенсия вычисляется исходя из размера прожиточного минимума. А этот показатель повышать дополнительно к тому, что запланировано в госбюджете на этот год, пока не планируется. Пенсии новых пенсионеров привязаны к средней зарплате по стране.

Так что в этом году «внепланового» роста пенсий для большинства пенсионеров, скорее всего, не предвидится. Однако на следующий год в бюджете, очевидно, будет заложено повышение пенсий, как минимум соразмерное росту минимальных зарплат. Дело в том, что международные нормативы требуют обеспечивать пенсионерам выплаты на уровне не ниже 40% минимальной зарплаты.

На Украине это соотношение стараются почти соблюдать, по крайней мере не увеличивать разрыв. Так, в январе минимальная зарплата повысилась до 4723 грн (12 595 руб.), а минимальная пенсия — до 1638 грн (4367 руб.) что составляло 34,7% от минимальной зарплаты. В июле, после увеличения прожиточного минимума, минимальная пенсия выросла до 1712 грн, а это 36,2% от минимальной зарплаты. А на 1 декабря этого года запланировано очередное повышение прожиточного минимума и, соответственно, минимальных пенсий. Пенсионеры будут получать минимум 1769 грн. Если бы минимальные зарплаты не выросли, это составляло бы 37,5% от их размера. Но если законопроект, поданный президентом, будет принят, и зарплаты вырастут минимум до 5000 грн, декабрьская минимальная пенсия составит только 35,4% от минимальной зарплаты.

  • Теги
  • пенсии,
  • Украина







  • В чем заключается индексация пенсий, насколько регулярно ее проводят, все ли без исключения пенсии подлежат индексации от инфляции, какие виды индексации действовали ранее, но были отменены?

    1. В чем заключается индексация пенсий?

    Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» дает общее определение понятию индексации и подразумевает под этим механизм увеличения денежных доходов населения, который дает возможность полностью или частично возместить подорожание потребительских товаров и услуг. Пенсии, наряду с оплатой труда, стипендиями и пр. являются одним из объектов, которые подлежат индексации.

    Простыми словами, индексация пенсий — это увеличение размера пенсионных выплат в соответствии с законодательством Украины. Основанием для индексации денежных доходов населения в т.ч. пенсий является превышение индексом потребительских цен (ИПЦ) порога индексации в размере 101%. Для наглядности, приведем пример индексации пенсии. Пенсия в марте составляет 1500 грн. при ИПЦ 100%.ИПЦ в апреле вырос до 103,3%. Разница с порогом индексации составит 2,3% (103,3-101). Следовательно, с июня пенсия подлежит увеличению на 2,3% в рамках сумы прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан (который в 2014 г. составляет 949 грн.) что в денежном исчислении составляет 21,83 грн. Приведенный пример нельзя принимать за правило, поскольку индексация носит индивидуальный характер и зависит от многих факторов.

    2. Насколько регулярно проводят индексацию?

    Увеличение размера пенсионных выплат в связи с индексацией происходит с первого числа месяца, следующего за месяцем официальной публикации ИПЦ. Публикация ИПЦ осуществляется Госкомстатом не позже десятого числа каждого месяца. Например, если 5 мая Госкомстат опубликовал увеличение ИПЦ за апрель, увеличение пенсионных выплат (если по законодательству она подлежит индексации) произойдет с 1 июня текущего года.

    Однако следует понимать, что публикация Госкомстатом превышения ИПЦ порога индексации в размере 101% не означает одновременное и одинаковое увеличение всех пенсионных выплат. Как упоминалось выше, индексация пенсий носит индивидуальный характер. Превышение ИПЦ порога индексации является общим ориентиром для индексации пенсий, но конкретные даты необходимо рассматривать персонально. Таким образом, единой даты, как и системы регулярной индексации размера пенсий для всех категорий лиц не существует.

    3. Что именно учитывает индексация?

    Индексация доходов населения учитывает доходы граждан, полученные в гривнах на территории Украины, которые не имеют разовый характер. В разрезе индексации пенсий, это: пенсии с учетом надбавок, доплат, повышений к пенсиям, дополнительные пенсии, целевая денежная помощь на проживание, государственная помощь и компенсационные выплаты за исключением тех, которые предусмотрены пунктом 3 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного Постановлением Кабмина №1078 от 17.07.2003 г. Следует отметить, что пенсии (с учетом надбавок, доплат, повышений к пенсиям, дополнительные пенсии и пр.), которые определяются исходя из прожиточного минимума, не подлежат индексации.

    Кроме того, существует множество факторов, которые влияют на порядок индексации пенсий. Например, размер предыдущего увеличения пенсионных выплат, дата увеличения пенсионных выплат, статус лиц, получающих пенсионные выплаты (госслужащий, военнослужащий, инвалид, трудящийся или нетрудящийся пенсионер) и пр.

    При индексации пенсий учитываются лишь следующие доходы:

    • для не трудящихся граждан – доходы в рамках суммы прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан (в 2014 г. – 949 грн.);
    • для трудящихся граждан – доходы в рамках суммы прожиточного минимума для трудоспособных граждан (в 2014 г. – 1218 грн.);

    Учитывая то, что индексация, это, прежде всего, механизм – совокупность условий и факторов, предусмотренных законодательством, и определяют возможность индексации пенсии, ее сроки, размер и пр.

    4. Все ли без исключения пенсии подлежат индексации, или есть пенсионеры, которым ее не проводят (например, вышедшие на пенсию до какой-нибудь определенной даты)?

    Не подлежат индексации пенсии:

    • рассчитанные с учетом абз. 1 ч. 1 ст. 28 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
    • дополнительная пенсия, повышения, компенсационные выплаты, надбавки и другие доплаты к пенсии, которые определяются в зависимости прожиточного минимума.

    В первом случае речь идет о минимальной пенсии, установленной по возрасту при наличии страхового стажа для мужчин 35 лет, для женщин – 30.Минимальная пенсия по возрасту равна суме прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан (в 2014 г. – 949 грн.). Следовательно, пенсии в размере 949 грн. индексации не подлежат.

    Что касается лиц, которые вышли на пенсию до определенной даты то временные рамки (преференции), дающие право на пенсию по возрасту установлены ст. 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Кроме того, вторым обязательным условием получения данной пенсии является необходимость наличия страхового стажа не менее 15 лет. В таком случае размер пенсионных выплат производится пропорционально количеству страхового стажа. По сути, здесь идет речь о пенсиях меньше 949 грн. Однако несмотря на свой низкий уровень, пенсии указанных лиц также не подлежат индексации.

    Например, если размер пенсии лица, которое имеет 16 лет страхового стажа, составляет 800 грн., но при этом общий уровень пенсионных выплат за счет надбавок, доплат и пр. доведен до 949 грн., такая пенсия также не будет подлежать индексации.

    Также следует добавить, что дата выхода на пенсию, среди прочего, влияет на определение среднего заработка при начислении пенсии и при перерасчете пенсии. Однако эти процессы самостоятельны и не относятся к индексации пенсий.

    5. Что делать пенсионеру, если его пенсию не индексируют?

    Часто случается, что чья-то пенсия проиндексирована в большем размере, чья-то в меньшем, а у некоторых она осталась и вовсе без индексации. Естественно, что в такой ситуации пенсионер невольно думает о субъективном подходе органов Пенсионного фонда к тому или иному пенсионеру. Не исключаем, что такое тоже возможно. Однако прежде чем оспаривать вопиющую несправедливость, пенсионеру следует разобраться в нормах законодательства. Правда, сделать это нелегко. Поэтому оптимальным вариантом будет обращение к юристу специализирующегося в сфере пенсионного права.

    В целом же, ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусматривает два пути обжалования действий (бездействий) исполнительных органов Пенсионного фонда, путем подачи письменной жалобы в соответствии с законодательством про обращение граждан или обжалование действий (бездействий) судебном порядке.

    В первом случае, гражданин лично или через представителя подает вышестоящему органу Пенсионного фонда или должностному лицу письменную жалобу с приложением доказательств неправомерных действий. Общий срок рассмотрения жалобы составляет один месяц.

    Обжалование действий органа Пенсионного фонда не лишает лицо права на обжалование таких действий в суде. Следовательно, пенсионер может и не подавать письменную жалобу, а сразу обратиться с соответствующим иском в административный суд или обратиться в суд на любой стадии рассмотрения жалобы.

    Если обжалование действий органов Пенсионного фонда в соответствии с законодательством про обращения граждан пенсионеру еще можно попытаться обжаловать самостоятельно, то при обращении в суд, лучше воспользоваться услугами юриста, поскольку процедура требует строго соблюдения процессуальных норм.

    6. Какие виды индексации действовали ранее, но были отменены?

    Наиболее существенным изменением в индексации пенсий, пожалуй, является исключение из объектов индексации – пенсий, надбавок, доплат, повышений к пенсиям, дополнительных пенсий и пр., которые исчисляются исходя из прожиточного минимума. Поскольку до принятия Кабмином Постановления №170 от 12.03.2008 г. указанные доходы населения подлежали индексации.

    В соответствии со ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсии, назначенные по этому Закону, индексируются в соответствии с законодательством об индексации денежных доходов населения.

    Согласно ст. 1 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» индексация денежных доходов населения - установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг.

    Порядок проведения индексации денежных доходов населения утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2003г. №1078. В соответствии с Порядком повышения денежных доходов граждан в связи с индексацией осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором официально опубликован индекс потребительских цен. Индексация денежных доходов населения проводится в случае, когда величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, который устанавливается в размере 101 процента. Индекс потребительских цен исчисляется Госстатом, и не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, публикуется в официальных периодических изданиях.

    При этом индексации подлежат пенсии в пределах прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность.

    Кроме индексации пенсии, частью 2 статьи 42 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрен перерасчет пенсии, ежегодно, начиная с 1 марта текущего года, если средняя заработная плата в Украине, из которой уплачены страховые взносы, выросла. Перерасчет осуществляется с применением заработной платы, из которой назначена (пересчитана) пенсия, повышенной на коэффициент, который соответствует не менее чем 20% показателя возрастания средней заработной платы в Украине, в сравнении с предыдущим годом, но не менее возрастания уровня инфляции (индекса потребительских цен) за минувший год. Однако действие этого пункта было приостановлено до стабилизации экономической ситуации в Украине в соответствии с ЗУ №1166 «О предотвращении финансовой катастрофы и создании условий для экономического роста в Украине» от 27.03.2014.

    Кроме того, неработающим пенсионерам, которые получают минимальную пенсию по возрасту, размер пенсии повышается в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, которые утратили трудоспособность. Перерасчет проводится со дня установления нового размера прожиточного минимума. Работающим пенсионерам после увольнения пенсия пересчитывается с учетом прожиточного минимума на момент увольнения.

    В случае если пенсионер после назначения пенсии продолжает работать, пересчет пенсии проводится с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (предыдущего пересчета) пенсии независимо от перерывов в работе. Пересчет проводится из заработной платы, из которой начислена пенсия. По желанию пенсионера пересчет пенсии проводится из заработной платы за весь период страхового стажа, но с применением показателя средней заработной платы, который учитывался во время назначения (предыдущего пересчета) пенсии.

    При наличии после назначения (или пересчета) пенсии менее 24 месяцев страхового стажа, пересчет проводится не ранее, чем через 2 года с учетом страхового стажа после назначения (пересчета) и заработной платы, из которой назначена (предварительно пересчитана) пенсия.

    Такой пересчет не проводится пенсионерам, которым назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с ЗУ «О пенсионном обеспечении» и пенсионерам, которые не достигли пенсионного возраста, установленного ст.26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

    Читайте также: