Инструкция о порядке начисления пенсий

По просьбам подписчиков публикую Подробный расчет моей пенсии, безусловно с удалением личных данных:

Уважаемый К______ А________

На Ваше обращение, поступившее в Управление 23.07.2019г., сообщаем. Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О. страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют мужчины достигшие возраста 60 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

При этом с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, предусмотрено постепенное увеличение как необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа, так и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Необходимая продолжительность страхового стажа и величина ИПК определяется на день достижения общеустановленного возраста. В 2018г. необходимая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина ИПК 13,8.

При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву ( в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетом 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 2б дней.

При установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 01.01.2002г. осуществляется путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Согласно статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке,

  • установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке,
  • установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января . 2002 года.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, при этом исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Согласно решения о назначении пенсии, Вам назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ) с 20.04.2018г.

При принятии решения о назначении пенсии учтена следующая информация:

- Ваш страховой стаж в календарном исчислении:

  • на 01.01.1991 г. - 13 лет 8 мес. 1 дн.;
  • на 01.01.2002г. -21 год 4 мес. 25 дн.;
  • на 03.08.2018г. -21 год 4 мес. 25 дн.;

- Ваш средний заработок за период с 1983 по 1988 - 324,30 руб.

- Отношение Вашего среднего заработка к среднемесячной заработной плате по стране за указанный период - 1,587=(324,30 руб./204,30 руб.). Максимальное отношение -1.2.

Стажевый коэффициент - 0,55 (ст. 30 Закона № 173-ФЗ).

- Сведения о состоянии расчетного пенсионного капитала рассчитанного по начисленным взносам (сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР начиная с 1 января 2002 г. по данным выписки из лицевого счета застрахованного лица) - 0 руб.

- Процент валоризации -23%.

Для расчета применены следующие показатели, действовавшие на дату принятия решения о назначении пенсии:

- Ожидаемый период выплаты 228 месяцев (ст. 32 Закона .№ 173-ФЗ);

Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лица применяемый на 1 января 2002 года - 5,61481656.

Расчет размера пенсии произведен по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как более выгодный вариант, на основании следующих формул:

  • 1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Закона № 173-ФЗ), учтенного по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

  • 2. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ПК):

ПК 1 - расчетный пенсионный капитал застрахованного лица;

СВ - сумма валоризации (статья 30.1 Закона № 173-ФЗ);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

  • 3. Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.

  • 4. Расчетный размер трудовой пенсии:

СК - стажевый коэффициент

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчислении и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица х среднемесячной за-работной плахе в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

  • 5. Сумма валоризации (увеличение пенсионного капитала на 10 °/о и, сверх того, на 1 °/о за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991г) в соответствии со статьей 30.1 Закона №173 -ФЗ исчисляется по формуле:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

  • Расчетный размер трудовой пенсии:

РП = СК х (ЗР / ЗП) х СЗП

11O2,86=0,55*(786,89ру6./245,б4руб.)* 1671=0,55* 1,2* 1671.

В случае, если застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой станс, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

  • Величина расчетного пенсионного капитала при неполном стаже: (пропорция неполного стажа (факт./треб.):

21/4/25 / 25/0/0 = 0,85611111

  • Индексация расчетного пенсионного капитала

  • Сумма валоризации:

СВ = ПК 1 * (0,1+(Стаж на 01.01.1991 * 0,01))

164569,16=715518,08* (0,1+(13*0,01)= 715518,08*0,23

  • Сумма расчетного пенсионного капитала:

ПК = ПК 1 + СВ + ПК2

  • Размер страховой части трудовой пенсии по старости:

Законом М 400-ФЗ предусмотрено исчисление размера пенсии из баллов с 1 января 2015 года.

При расчете страховой пенсии учитывается сумма годовых пенсионных баллов за периоды до и после 1 января 2015г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015г подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом не учитывается фиксированный базовый размер и накопительная часть.

Страховая пенсия делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, который по состоянию на 01.01.2015г. составляет 64,10 :

ИПК до 01.01.2015г. = 3860,03/64,10 = 60,219;

ИПК с 01.01.2015г. по з 1.12.2017г. - отсутствует

Далее ИПК на 03.08.2018г. - 60,219 умножается на стоимость одного пенсионного коэффициента 81,49 = 4907,25 руб.

Таким образом, размер страховой пенсии с 03.08.2018 г. составил 9890,15 руб., в том числе фиксированная выплата 4982,90 руб., страховая часть 4907,25 руб.

С 01.01.2019г. Ваш размер пенсии с учетом индексации составил 10587,70 руб., в том числе фиксированная выплата 5334,19 руб., страховая часть 5253,51 руб.

НАДЕЮСЬ ЧТО ТЕ КОМУ ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НУЖНА, СМОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ. Или задавайте вопросы.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», далее Закон.

Указанным Законом предусмотрены три вида пенсии:

1, пенсия «за выслугу лет» (раздел 2 Закона);

2. пенсия «по инвалидности» (раздел 3 Закона);

3.пенсия «по случаю потери кормильца» (раздел 4 Закона).

Раздел 5 Закона «Исчисление пенсий».

Статьей 43 определено денежное довольствие для исчисления пенсий

Пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации:

оклад по воинской должности или должностной оклад (оклад по последней штатной должности – на момент увольнения),

оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию

(без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях)

и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 1 января 2014 года этот процент составляет 60,05,

1 октября 2014 года составит - 62,12.

Статья 44. Исчисление пенсий семьям пенсионеров

Семьям пенсионеров, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

Пенсии подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные Законом, при увеличении социальной пенсии, подлежат пересмотру.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Раздел 2 Закона пенсия «за выслугу лет».

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет определен Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «б» статьи 13 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе; состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел и других силовых структурах. Следует отметить, что в 12 лет шесть месяцев стажерский срок не входит, исчисление начинается с момента присвоения звания!

Статья 14. Размеры пенсии.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) сотрудникам, уволенным с выслугой 20 лет и более (п. «а» ст.13):

- за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый последующий «полный» год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) сотрудникам, уволенным по «общему трудовому стажу» (п. «б» ст.13):

- за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия для исчисления пенсии.

Согласно статье 15 закона минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 100 процентов социальной пенсии (расчетный размер пенсии).

С 01 апреля 2014 года размер социальной пенсии составляет 4323,74 руб.

Раздел 3 Закона пенсия «по инвалидности».

Согласно статье 19 Закона право на пенсию по инвалидности имеют, сотрудники, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Статьей 22 установлены размеры пенсии по инвалидности:

а) инвалидам вследствие военной травмы 1 и 2 групп – 85 процентов, 3 группы – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона;

б) инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, 1 и 2 групп – 75 процентов, 3 группы – 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия для исчисления пенсии, предусмотренного статьей 43 Закона.

Статьей 23 установлены минимальные размеры пенсии по инвалидности:

а) для инвалидов вследствие военной травмы

1 группы – 300 процентов (с 01.04.14 – 12971,22 руб),

2 группы – 250 процентов (с 01.04.14 – 10809,35 руб) ,

3 группы – 175 процентов (с 01.04.14 – 7566,55 руб) социальной пенсии;

б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы)

1 группы – 250 процентов (с 01.04.14 – 10809,35 руб),

2 группы – 200 процентов (с 01.04.14 – 8647,48 руб),

3 группы – 150 процентов (с 01.04.14 – 6485,61 руб) социальной пенсии.

С 1 апреля 2014 года размер социальной пенсии (расчетный размер пенсии) составляет 4323,74 руб.

Раздел 4 Закона пенсия «по случаю потери кормильца».

Согласно статье 28 Закона пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров МВД – если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Статьей 29 Закона определены члены семьи, имеющие право на пенсию.

Статья 30 определяет право на пенсию супругов, родителей погибших (умерших) сотрудников (пенсионеров) на льготных условиях.

Статьей 36 установлены размеры пенсии по случаю потери кормильца:

а) семьям, сотрудников погибших (умерших) вследствие военной травмы (при исполнении служебных обязанностей) – 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи кормильца. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причин смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери;

б) семьям сотрудников (пенсионеров МВД) умерших (погибших) от других причин пенсия устанавливается в размере 30 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Статьей 37 установлены следующие минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца:

а) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 36 Закона – 200 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 8647,48 руб.;

б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом «б» статьи 36 Закона – 150 процентов социальной пенсии, с 1 апреля 2014 года этот размер составляет 6485,61 руб.

Законом определены надбавки и повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров, такие как : инвалиды 1 группы, независимо от причины инвалидности; ветеранам боевых действий; инвалидам вследствие военной травмы; участникам ВОВ; инвалидам ВОВ; несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей; лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и в последствии реабилитированным; тыловикам в годы ВОВ; Героям.. и др.

Необходимо отметить, что при рассмотрении вопроса о назначении пенсии помимо вышеуказанного Закона следует руководствоваться:

- Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации»;

- Приказом МВД России от 27 мая 2005 года № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Читайте также: