Исчисление пенсии из заработка назначение и выплата пенсии

Все предыдущие статьи о пенсиях были посвящены их расчету в соответствии с пенсионным законодательством в различные периоды жизни современных пенсионеров. Они вызвали очень большой отклик у читателей и моих подписчиков, которые задают много вопросов и просят проверить правильность расчетов и позицию ПФР. Поэтому сегодня я хочу начать описывать алгоритм действий для тех, кто считает, что ПФР обошёлся с ними некорректно, рассчитав пенсию меньше, чем та, на которую он мог рассчитывать.

НАЧНЕМ С ЗАРАБОТКА ДО 2002 ГОДА.

Работники ПФР "забывают" о таком нюансе, что справку о заработке до 2002 года можно предоставить не только за 5 лет , которые наиболее выгодны будущему или уже состоявшемуся пенсионеру. Читаем 173ФЗ дословно:

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

Из текста закона четко видно, что требование обязательно предоставить справку за 5 лет непрерывного стажа имеет под собой основание, но не является обязательным документом, который должен предоставить человек, обращающийся за назначением пенсии.

Обращаю особое внимание на тот факт, что всё, что платилось за Вас в 2000 и 2001 годах, уже есть в базе данных ПФР. Исходя из уплаченных в те годы за Вас страховых взносов, работники ПФР обязаны рассчитать заработок за этот период, а Вы имеете право проверить правильность их расчетов. Сведения, имеющиеся в базе данных ПФР, Вы можете получить в любой момент с паспортом и свидетельством СНИЛС, обратившись в отдел персонифицированного учета Вашего отделения ПФР. Поэтому, если получение справки за пять лет подряд для Вас является проблемой из-за ликвидации предприятия, несданных этим предприятием документов в архив или по какой-либо другой причине, запрашивайте сумму, отраженную в виде страховых взносов в 2000 и 2001 году на Вашем лицевом счете. Причем есть большая вероятность, что этот период окажется для Вас более выгоден для определения величины среднего заработка.

Для того, чтобы определить непосредственно величину заработка, вспоминаем: в те годы в ПФ отчислялись 28% от начисленного заработка. То есть величина взносов делится на 28, умножается на 100. Получается заработок. За каждый месяц он может быть разным, поэтому все зарплаты помесячно суммируются, а потом делятся на то количество месяцев, за которые они получены. Для получения соотношения ЗР/ЗП в этот период берётся величина 1495,50 - средний заработок по стране в 2000-2001 годах.

Личный пример: я работала в районе Крайнего Севера. Понятно, что мой заработок в любом случае был выше, чем в 1,2 раза (а точно - 3,2) средней зарплаты по стране в те годы. Но по данным лицевого счета за 2000-2001 год, когда я работала уже в районе с обычными климатическими условиями мой заработок был уже в 8 раз выше среднего по стране за те годы. Конечно, мне, как и всем нормальным людям обидно, что это соотношение ограничено размером 1,2. Но так написан закон, и так он должен исполняться.

Выбор периода определения Вашего заработка одинаков при расчете величины РП по любому из пунктов 30 статьи 173ФЗ, то есть и по 3, и по 4, и по 9 пункту выбирается наиболее выгодный для пенсионера заработок.

ТЕПЕРЬ НАЧИНАЕМ ПОДТВЕРЖДАТЬ СТАЖ до 2002г.

Тема достаточно сложная и обширная, поэтому я разобью её на несколько частей, чтобы легче было воспринимать информацию и "примерять её на себя."

Бывшие предприниматели.

Первая группа, стажа которой до 2002 года я бы хотела коснуться, это индивидуальные предприниматели. Отказы работников ПФР принимать в стаж эти годы обоснованы лишь одним: Вы не уплатили взносы за эти годы.

Таким бывшим предпринимателям я могу такой совет: нужно посетить отделение ПФР в то местности, где Вы вели предпринимательскую деятельность, которую Вам отказываются засчитать в стаж. Там получить расчет неуплаченных за те годы страховых взносов, которые числятся у них как задолженность по взносам. В сегодняшних деньгах обычно это крайне небольшая сумма. Взять платежные реквизиты этого отделения ПФР, сходить в любой банк и сделать эти платежи по указанным реквизитам, причем желательно по годам. После этого с квитанциями снова сходить в отделение ПФР и получить справку, что за такой-то период страховые взносы Вами уплачены в полном объеме. Всё, эти года однозначно будут зачтены Вам в стаж до 2002 года. Я сама сделала так для себя и своего супруга в 2015 году. Результат - годы в стаже.

ОБЩЕЕ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТАЖА ДО 2002 ГОДА.

В первую очередь, каждый, кто имеет стаж до 2002 года, должен уложить в своём сознании, что основным документом, подтверждающим стаж в эти годы, является ТРУДОВАЯ КНИЖКА . Не справки предприятий, ни какие-то сведения откуда-то, а именно трудовая книжка. Это зафиксировано в Трудовом Кодексе, в статье 66 и звучит однозначно:

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Очень часто работники ПФР придираются к правильности ведения этого документа, регламентированной инструкций № 162 от 20.06.1974 года. Более поздние документы на эту же тему рассматривать смысла нет, так как они вступили в силу примерно с 2003 года.

То, что какой-то период стажа из-за не соответствующей этой инструкции записи не включен в стаж для расчета пенсии, часто можно узнать совершенно случайно, как это произошло, например, со мной. Когда я в очередной раз "терроризировала" начальника нашего Липецкого отделения ПФР по поводу расчета моей пенсии, он вызвал в качестве "тяжелой артиллерии" начальника отдела начисления пенсий, которая в запальчивости проговорилась, что почти три года они не учли из-за якобы неправильной записи.

Моя личная ситуация заключалась в следующем: в те годы я работала директором Индивидуального Частного предприятия с одним учредителем (читай, хозяином). По законам того времени для регистрации такого предприятия в регистрирующий орган подавались следующие документы: Устав предприятия и Решение Учредителя об организации предприятия. Причем в Решении учредителя (так же, как и в Протоколе собрания учредителей, если это было ООО) обязательно должно быть указано, кто назначается директором, который впоследствии будет иметь право нанимать работников, вести хозяйственную деятельность и отчитываться перед Учредителем (ями) и налоговыми органами. Сами понимаете, что в трудовой книжке запись о приеме на работу была сделана соответствующая, и основанием для неё было "Решение учредителя от такого-то числа". Именно слово Решение, а не Приказ и послужило основанием для работничков ПФР не включить в мой стаж почти три года. Я подала иск в суд, где в качестве доказательств привела порядок регистрации юридических лиц до 01.07.2002 года, и представила выписку из ЕГРЮЛ о своём бывшем предприятии, в которой было указано, что директором предприятия была именно я. Таким образом я и отвоевала свой стаж.

Вывод: анализируйте соответствие зачтенного стажа записям в трудовой книжке. Проверяйте, все ли периоды отражены в Вашей выписке из лицевого счета или справке о стаже.

Другие неприятные и иногда довольно сложные ситуации, которые приводят к тому, что человек теряет часть стажа, мы рассмотрим в следующей статье. И, естественно, определимся, какие действия нужно будет предпринять, чтобы отстоять эти потерянные месяцы и годы.

Итак, если Вы сомневаетесь, что Вам правильно начислили пенсию и сомневаетесь в правомерности действий работников ПФ РФ, подписывайтесь на мой канал , читайте, понимайте, примеряйте на себя, спрашивайте в комментариях, если что-то осталось непонятым. Обязательно отвечу.А пока давайте переварим ту информацию, которую я проанализировала в этой и предыдущих статьях, а потом попробуем побороться за достойную пенсию! Вместе мы это сможем!

С уважением и любовью ко все моим подписчикам и читателям! Ваша Хозяюшка МарТа.

(в ред. Федерального закона от 17.03.1997 N 52-ФЗ)

В заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в

связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона,

на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Россий-

ской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

В заработок для исчисления пенсии наряду с выплатами, предусмотренными частью первой

настоящей статьи, также включаются:

а) денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обес-

печении, выплачиваемое за период прохождения службы (статья 90 Закона);

б) пособие по временной нетрудоспособности;

в) стипендия, выплачиваемая за период обучения (статья 91 Закона).

Оценка натуральной части заработка


Натуральная часть заработка оценивается по государственным розничным ценам того пе-

риода, когда производилась оплата труда.

Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении

Пенсии

Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обративше-

гося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы)

перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение

всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по

желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или пре-

кращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предостав -

ляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение

которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного уве-

чьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком -

инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного

учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предше-

ствующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. (в ред. Федераль-

ного закона от 17071999 N 172-ФЗ).

Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за

периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным зако-

ном "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пен-

сионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установлен-

ном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организация-

ми, (часть третья введена Федеральным законом от 05.05.1997 N 77-ФЗ).

Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного

лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета,

(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.051997 N 77-ФЗ).

Порядок подсчета среднемесячного заработка

Среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается

путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы

(службы) соответственно на 24 и 60.

Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается

путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих

В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца,

пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим

образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полу-

ченная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2

- при пятидневной рабочей неделе, 254 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае за-

работок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок

(окладов) данного работника.

Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в

уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом, (часть четвертая введена Зако-

ном РФ от 03.041992 N2654-1).

Исчисление заработка некоторых категорий трудящихся


Заработок лиц, работающих у отдельных граждан по их обслуживанию, принимаемый для

исчисления пенсии, ограничивается суммой заработка рабочих и служащих соответствующей

профессии и квалификации, занятых в государственных организациях и в организациях бытово-

го обслуживания населения, (в ред. Федерального закона от 14.011997 N 19-ФЗ).

Членам творческих союзов СССР и союзных республик, другим творческим работникам

(часть вторая статьи 89 Закона) пенсия исчисляется на общих основаниях, установленных на -

стоящим разделом Закона. При этом их среднемесячный заработок определяется за два по-

следних календарных года перед обращением за пенсией либо за любые пять календарных лет

подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Исчисление пенсии гражданам - переселенцам из других стран

Пенсия советским гражданам - переселенцам из других стран, не работавшим в СССР, ис-

числяется из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и

квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.

Исчисление пенсии гражданам, работавшим за границей

Среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих

основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным

на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей

либо в международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчи-

тываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона, (в ред. Закона РФ от 06.021992 N

Перерасчет пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа

При увеличении общего трудового стажа, с учетом которого определяется размер пенсии

(статьи 16,17,18, 19, 32,33, 34 Закона), на год либо большее число лет пенсия пересчитывается.

Если пенсионер, которому пенсия назначена при неполном общем трудовом стаже, приобрел

стаж, достаточный для установления полной пенсии, пенсия пересчитывается независимо от

того, сколько времени прошло после назначения пенсии, (в ред. Федерального закона от

02.01.2000 N 12-ФЗ).

Перерасчет пенсии производится по заявлению пенсионера из заработка, из которого она

была назначена (пересчитана) ранее, либо из заработка как при новом назначении пенсии.

Перерасчет пенсии в связи с увеличением заработка

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более вы-

соким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению) исходя из среднемесячно-

го заработка, подсчитанного за 24 месяца работы подряд после назначения пенсии, в порядке,

установленном статьями 102 и 103 Закона.

Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы по-

сле предыдущего перерасчета.

Исчисление пенсии по случаю потери кормильца - пенсионера

Семьям умерших пенсионеров пенсия исчисляется (по желанию обратившегося за пенсией)

из того заработка, из которого она была исчислена кормильцу, либо из заработка, определяе-

мого в соответствии с настоящим разделом Закона.

Исчисление пенсии при переходе с одной пенсии на другую


При переходе с одной пенсии на другую заработок определяется на общих основаниях,

установленных настоящим разделом Закона. Пенсия по новому основанию может также исчис-

ляться (по желанию пенсионера) из того заработка, из которого определялась ранее выплачи-

Повышение пенсии

(в ред. Закона РФ от 15.01.1993 N 4297-1) Размер пенсии, исчисленной в соответствии с на -

стоящим Законом, повышается:

а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического

Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 50 процентов, но не ме-

нее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17

Закона). При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Ге-

роя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указан-

ном порядке соответственно каждому полученному званию; (пп. "а" в ред. Федерального закона

от 09.12.1995 N 194-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.03.1997 N 53-ФЗ);

б) утратил силу. - Федеральный закон от 09.12.1995 N 194-ФЗ;

б) чемпионам Олимпийских игр - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов мини-

мального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона); (пп. "б" введен Феде-

ральным законом от 29.011997 N 23-ФЗ)

в) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За

службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15 процентов;

г) участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" -"ж" пункта 1 части второй ста-

тьи 2 Федерального закона "О ветеранах") - на 100 процентов минимального размера пенсии по

старости (часть первая статьи 17 Закона), (п. "г" в ред. Федерального закона от 07.05.1995 N 72-

. д) гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест

принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй миро-

вой войны, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи

е) гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22

июня 1941 года по 3 сентября 1945 года (за исключением граждан, указанных в пункте "г" насто-

ящей статьи), -на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи

ж) гражданам (кроме указанных в пункте "е" настоящей статьи), проработавшим не менее

шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года),

исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным

орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу

в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по ста-

рости (часть первая статьи 17 Закона);

з) гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком'"Жителю бло-

кадного Ленинграда" (за исключением граждан, указанных в пунктах "е", "ж" настоящей статьи),

- на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);

(п. "з" в ред. Федерального закона от 10.06.1994 N 4-ФЗ);

и) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии

реабилитированным, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть пер-

вая статьи 17 Закона);

к) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми

действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим

пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормилица, - на 100 процентов ми-

нимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона), (пп. "к" введен Феде-

ральным законом от 04.08.1994 N 12-ФЗ).

При наличии в семье двух или более неработающих пенсионеров каждый нетрудоспособ-

ный член семьи, находящийся на их общем иждивении, учитывается для начисления надбавки

Краткое содержание:


Как будут платить пенсию за январь 2021 года, рассказали получателям в Пенсионном фонде страны. Как отметили специалисты, все россияне получат выплаты в полном объеме, однако некоторым из них денежные средства будут зачислены раньше сроков. Преждевременные выплаты связаны с приближающимися новогодними и рождественскими праздниками.

Кому выплатят пенсии за январь 2021 года преждевременно


В России одним из ключевых вопросов среди получателей пенсий и пособий остается их срок зачислений. Речь идет о графиках, которые традиционно в канун новогодних и рождественских праздников пересматриваются и смещаются. Как сообщили в Пенсионном фонде РФ, этот год не станет исключением, поэтому некоторые граждане получат полученные им средства преждевременно.

Известно, что раньше зачислят средства тем пенсионерам, которые традиционно получают пенсию в первых числах каждого месяца. Таким образом, если учитывать производственный календарь, согласно которому с 1 по 10 января у россиян будут выходные дни, то получат выплаты досрочно те, кто попадает в этот временной отрезок.

Следует также учитывать, что «Почта России» обозначила также индивидуальный график работы. Ее отделения приступят к обслуживанию клиентов только с 4 января. Поэтому тем лицам, которые получают деньги посредством почтовых отделений, следует заблаговременно поинтересоваться графиком их работы в конкретном городе, поселке или селе.

Граждане, которым выплаты назначаются после 10 числа каждого месяца, будут получать январские пенсии в штатном режиме. Другими словами, их смещение графиков никак не коснется.

Как начисляли пенсии в декабре 2020 года раньше срока


Сообщается, что ранее Пенсионный фонд осуществлял выплату пенсий за январь некоторым категориям граждан в период с 25 по 31 декабря. Вероятнее всего, и этот год не станет исключением.

«Пенсия за декабрь выплачивается по стандартному графику, сроки предпраздничной выплаты за январь станут известны немного позже, в прошлом году они были объявлены 20 декабря», — сообщают в ПФ РФ.

Пока в ПФ РФ нет четких данных, можно предположить, что зачисления будут произведены в последнюю рабочую неделю года. Таким образом, россиянам предстоит дождаться официальных заявлений. Также специалисты должны будут сформировать конкретный список получателей, которые смогут получить пенсионные выплаты заранее.

Какие еще нововведения ожидают получателей пенсий за январь 2021 года


Помимо сроков и смещения графиков выплат пенсий и пособий, российским пенсионерам не стоит забывать о некоторых других нововведениях, которые ожидают их уже в первый день наступающего года. Речь идет об использовании для социальных выплат отечественной платежной системы «Мир».

Как сообщалось ранее, она менее подвержена внешним факторам и более защищена благодаря внедрению инновационных технологий отечественными разработчиками. Именно поэтому, на государственном уровне принималось решение о приоритете данной платежной системы. Пока только при начислении выплат и пособий со стороны государства.

Кроме того отмечается, что те граждане, которые получат выплаты за январь 2021 года преждевременно, могут рассчитывать на суммы уже с учетом запланированной индексации. Известно, что страховые пенсии по старости увеличатся на 6,3%. Этот показатель превышает прогнозируемый уровень инфляции по стране.

1. Исчисление пенсий из заработка

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии установлены Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.

Размер трудовой пенсии по старости для мужчин моложе 1953 г.р., а женщин моложе 1957 г.р. состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования (см. Приложение).

Размер трудовой пенсии по старости для мужчин и женщин старше указанного возраста состоит из двух частей: базовой и страховой.

Бaзoвaя пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста.

Bтopoe, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии — наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет (страхового стажа). Toлькo в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от того, прекратил застрахованный работать или нет. Eё размер связан c размером ставки первого разряда тарифной сетки в бюджетной сфере и ответственно повышается вместе c ним.

Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в фиксированном размере. Paзмep базовой пенсии ежегодно утверждается вместе c федеральным бюджетом и индексируется в темпе роста инфляции. На 1 октября 2007 г. она составляет 1260 руб.

Страховая часть. Cтpaxoвыe взносы, которые делаются работодателями в пользу застрахованных, составляют основу для исчисления второй части пенсии — страховой. Cтpaxoвыe платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах.

Эти взносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал. Oн при выходе на пенсию будет разделен на период среднестатистического дожития, или, как он назван в новом законодательстве, расчетного ожидаемого пребывания на пенсии (он составляет по закону 228 месяцев, или 19 лет), — и в результате будет определена величина месячной пенсионной выплаты. Oнa в сумме c базовой и составит общую величину ежемесячной пенсионной выплаты после выхода на пенсию.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана c тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи c нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Страховая часть трудовой пенсии по старости может быть повышена за счет сокращения величины Т - ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Вместе с тем ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может быть менее 10 лет с 1 января 2002 г. с последующим увеличением до 14 лет.

Страховая часть трудовой пенсии по старости может быть увеличена в случае, если пенсионер продолжает работу или отказывается от получения страховой части трудовой пенсии.

Закон о трудовых пенсиях стимулирует отсрочку назначения страховой части трудовой пенсии по старости. Величина Т сокращается при достижении общеустановленного возраста за каждый полный год, истекший после достижения такого возраста.

Чтобы к моменту назначения пенсии не терялась покупательная способность cpeдcтв, постyпившиx на фopмиpoвaниe пeнcиoннoгo кaпитaлa, oн peгyляpнo индeкcиpyeтcя по pocтy цeн и зapaбoтнoй плaты, в тoм жe пopядкe, чтo и базовая чacть выплaчивaeмыx тpyдoвыx пeнcий.

Средства, поступающие на страховую часть пенсии, находятся в ведении Пенсионного фонда и служат для обеспечения выплаты ранее установленных пенсий нынешним пенисонерам, а также для финансирования пенсий тем застрахованным лицам, продолжительность выплаты которым превысит ожидаемый период выплаты трудовой пенсии. Taким oбpaзoм, нa личныx cтpaxoвыx cчeтax пpoиcxoдит нaкoплeниe не нeпocpeдcтвeннo cpeдcтв, a oбязaтeльcтв гocyдapcтвa пepeд гpaждaнинoм.

В oтличиe oт бaзoвoй чacти, кoтopyю гocyдapcтвo oбязaнo выплaчивaть бeзycлoвнo пocлe дocтижeния paбoтникoм пeнcиoннoгo вoзpacтa, cтpaxoвyю чacть пeнcиoнep по cвoeмy выбopy мoжeт пoлyчaть в пoлнoм или чacтичном размepe, a мoжeт вooбщe oткaзaтьcя oт пoлyчeния eё.

Это дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (дo 55—60 пpoц.) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Индексация, или корректировка, осуществляется только, в общем, для всех пенсионеров порядке и не может повлечь за собой уменьшение размера пенсии (за исключением одного случая). Размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по результатам данных индивидуального (персонифицированного) учета ранее представленных страхователем сведений о сумме страховых взно­сов, уплаченных им в ПФР, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления раз­мера этой части пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности, либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии в соответствии с указанным пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Haкoпитeльнaя часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Oнa финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп. С 1 января 2005г. формирование накопительной части трудовой пенсии производится только для граждан 1967 г. рождения и моложе.

Ho в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, не расходуются нa выплату текущих пенсий, a инвестируются в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета. Инвecтициoнный дoxoд вмecтe c нaкoпитeльнoй чacтью суммируется к пeнcиoннoмy кaпитaлy пpи pacчeтe пeнcии.

Haкoпитeльныe oтчиcлeния пocтyпaют нa cпeциaльнyю чacть лицeвoго cчeтa зacтpaxoвaннoгo. Haчинaя c 2003 г. гpaждaнe, имeющиe в cocтaвe лицeвогo пeнcиoннoгo cчeтa нaкoпитeльнyю cпeциaльнyю чacть, имеют возможность пpинимaть решeния oб инвecтиpoвaнии cвoиx пeнcиoнныx нaкoплeний в тe или иныe виды aктивoв, пpeдлaгaeмыe гocyдapcтвeнными aгeнтaми и yпpaвляющими кoмпaниями.

A c 2004 года oни мoгyт нaпpaвлять нaкoпитeльныe cpeдcтвa в пpoeкты, ocyщecтвляeмыe нeгocyдapcтвeнными пeнcиoнными фoндaми.

2. Назначение и выплата пенсий

В соответствии со ст. 18 «Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий» Закона о трудовых пенсиях, назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии со ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании обязанность по назначению (перерасчету) и своевременной выплате трудовых пенсий возложена на страховщика, которым является Пенсионный фонд России (далее ПФР) (государственное учреждение). Это означает, что именно ПФР подразумевается под органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница и другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.

Место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

В целях реализации положений Закона о трудовых пенсиях ПФР совместно с Минтрудом России в 2002 г. была принята следующая технология документооборота для назначения трудовых пенсий и определения размера страховой части указанных пенсий по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.[1]

Страхователи представляют в межотчетный период по мере обращения застрахованных лиц за трудовой пенсией территориальным органам ПФР сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица и сводную ведомость форм документов, которая содержит сведения по страхователю в целом.

В представляемых сведениях указывается сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховую часть трудовой пенсии). Указанная сумма рассчитывается работодателем согласно тарифам, установленным ст. 22, 33 Закона об обязательном пенсионном страховании.

При рассмотрении документов территориальный орган ПФР:

- дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления;

- проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в ИЛС;

- принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

- принимает решения и распоряжения о назначении пенсии либо об отказе в этом;

- приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

На основании представленных страхователем сведений служба персонифицированного учета территориального органа ПФР по запросу отдела по назначению пенсий формирует выписку из индивидуального лицевого счёта (ИЛС) застрахованного лица, в которой отражаются данные о страховых взносах по каждому страхователю (работодателю), представившему индивидуальные сведения на застрахованное лицо, и передает ее для назначения трудовой пенсии. Указанная выписка приобщается к документам пенсионного дела.

Уплаченные страхователем за застрахованное лицо страховые взносы в выписке из ИЛС застрахованного лица указываются с разбивкой по месяцам без учета индексации.

При этом следует учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.06.02 N 407 "Об утверждении Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал" базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, который формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в ПФР, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 г.

В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в ПФР за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии.

Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.

Статьей 24 Закона об обязательном пенсионном страховании установлено, что уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Следовательно, в зависимости от даты обращения за трудовой пенсией в индивидуальных сведениях о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах в ПФР застрахованного лица, подаваемых страхователем в территориальный орган ПФР, могут не содержаться сведения об уплаченных страховых взносах за 2 или за 1 месяц до месяца обращения за пенсией.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение, которое оформляется на бланках утвержденной формы.

Решение территориального органа ПФР вместе с заявлением и необходимыми документами брошюруются в пенсионное дело. При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации пенсионное дело пересылается по почте на основании запроса территориального органа ПФР по новому месту жительства. Пересылка производится по письменному заявлению пенсионера.

В случае утраты пенсионного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению.

После назначения пенсии пенсионеру выдается пенсионное удостоверение.

Доставка трудовой пенсии по месту жительства или месту пребывания пенсионера осуществляется за счет тех же источников, из которых финансируется соответствующая пенсия, т.е. за счет единого социального налога или за счет федерального бюджета.

Доставка производится территориальным органом ПФР или организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией по заявлению пенсионера. Оплата услуг по доставке пенсий осуществляется с учетом размера средств, запланированных в бюджете ПФР на эти цели, который утверждается ежегодно федеральным законом.

Пенсия выплачивается через предприятие связи и иную доставочную структуру с доставкой на дом либо путем ее перечисления по заявлению пенсионера на расчетный счет в банке. Доставка пенсии производится ежемесячно в определенный день. Если по каким-либо причинам пенсионера не было дома, он может получить пенсию в отделении связи или в территориальном органе ПФР.

Приостановление выплаты пенсии при ее неполучении по неизвестным территориальному органу ПФР причинам или при невыполнении пенсионером своей обязанности проходить переосвидетельствование в органах медико-социальной экспертизы в установленные сроки направлено на экономию государственных средств, предназначенных для выплаты трудовых пенсий.

Возобновление выплаты трудовой пенсии (или ее части) в первом случае производится на основании заявления пенсионера с приложением всех необходимых документов.

Во втором случае решение о возобновлении выплаты трудовой пенсии принимается территориальным органом ПФР автоматически после получения из территориального органа медико-социальной экспертизы выписки из акта переосвидетельствования инвалида.

Отказ пенсионера от получения установленной ему страховой части пенсии в связи с продолжением трудовой деятельности оформляется распоряжением территориального органа ПФР о приостановлении выплаты страховой части пенсии.

Заявление пенсионера об отказе в получении, установленной ему страховой части трудовой пенсии (в целях последующего перерасчета размера этой части трудовой пенсии), подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) прекращается:

1) в случае смерти пенсионера, а также в случае признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение об объявлении его умершим или решение о признании его безвестно отсутствующим;

2) по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии в соответствии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) восстанавливается:

1) в случае отмены решения о признании пенсионера умершим или решения о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;

2) по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части этой пенсии) и все необходимые документы.

Прекращение или восстановление выплаты страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены соответствующее заявление пенсионера и все необходимые документы.

При восстановлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии) право на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) не пересматривается. При этом размер указанной пенсии (указанной части трудовой пенсии) определяется заново.

Для введения нормативной продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) законодатель предусмотрел переходный период. Он будет длиться до 1 января 2013 г. В этот период ожидаемый срок выплаты трудовой пенсии по старости с 12 лет (144 месяцев) будет ежегодно возрастать на 6 месяцев до достижения 16 лет (182 месяцев), а затем - на 1 год до достижения 19 лет.

Читайте также: