Исчисление размеров пенсий в праве социального обеспечения

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.







ГБОУ СПО СО

Екатеринбургский экономико-технологический колледж

Контрольная работа по дисциплине

«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»

Выполнила: Сюкосева Д.В.

Проверила: Сазонова Л.А.

Екатеринбург

Содержание

1.Исчисление пенсий. Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда.

2.Обеспечение пострадавших на производстве и их семей.

Исчисление пенсий

Пенсии в Российской Федерации начисляются в соответствии с трудовым стажем гражданина. Трудовой стаж определяется в соответствии с нормами Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсия по старости может состоять из трех частей: базовой (БЧ), страховой (СЧ), накопительной (НЧ). Эти части определяются, индексируются и могут выплачиваться по разным правилам. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в твердой сумме и зависит от следующих обстоятельств: 1) возраста пенсионера (до 80 лет или старше); 2) состояния здоровья (наличия или отсутствия инвалидности соответствующей группы);

3) наличия или отсутствия иждивенцев.

Размер базовой части пенсии не зависит от продолжительности страхового стажа пенсионера, от факта его работы и от каких-либо других обстоятельств, кроме названных выше.

Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год.

Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

В 2002 г. базовая часть трудовой пенсии по старости индексировалась дважды: с 1 февраля 2002 г. коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии был утвержден в размере 1,065 (постановление Правительства РФ от 24 января 2002 г. № 42), а с августа – 1 сентября (постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 535). С февраля 2003 г. базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована в 1,06 раза (постановление Правительства РФ от 24 января 2003 г. № 47).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где:

СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т – количество месяцев определяемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Таким образом, ПК лиц, обращающихся за пенсией после вступления в силу Закона (если они продолжали после 1 января 2002 г. работать), состоит из двух частей:

1) суммы от пенсии, которая полагалась бы им по нормам прежнего законодательства по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом продолжительности их общего или специального трудового стажа и величины среднемесячного заработка;

2) суммы пенсионных страховых взносов, уплаченных за них после 1 января 2002 г.

Данная норма установлена в целях стимулирования более позднего обращения за СЧ. Это означает, что при обращении за пенсией граждане могут заявить о назначении им не всей пенсии, а лишь ее базовой части.

Указанная норма должна применяться также и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе из-за отсутствия требуемого трудового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения пенсионного возраста. При этом необходимо помнить, что при исчислении СЧ с 1 января 2002 г. Т не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная же с 1 января 2009 г. продолжительность ожидаемого периода получения пенсии такими лицами будет увеличиваться ежегодно на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года), пока не достигнет 14 лет (168 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т– количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, ожидаемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

На сегодняшний день никакой иной федеральный закон о порядке определения конкретной величины Т применительно к накопительной части пенсии не принят, поэтому можно учитывать (ориентировочно) значение Т, определенное законом о трудовых пенсиях в отношении страховой пенсии.

Накопительная часть пенсии полагается лишь тем пенсионерам, за которых уплачивались страховые взносы на ее финансирование. Такие взносы установлены для лиц определенного возраста: мужчин, родившихся в 1953 г. и позже, женщин, родившихся в 1957 г. и позже. Соответственно эти лица достигнут обычного пенсионного возраста не ранее 1 января 2013 г. мужчины и не ранее 1 января 2012 г. женщины.

Новый механизм исчисления пенсий

Размер страховой части пенсии для лиц, которые впервые будут приобретать страховой стаж после 1 января 2002 г., определяется путем деления уплаченных за них страховых взносов за весь период страхования на число месяцев, в течение которых предполагается выплата пенсии, – на так называемый ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т).

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) равен 19 годам (228 месяцам). Однако названная продолжительность этого периода вводится в действие постепенно. С 1 января 2002 г. она составляла 12 лет (144 месяца), а с 1 января каждого следующего года увеличивается на шесть месяцев до достижения 16 лет (102 месяца), а затем на 12 месяцев.

Показатель Т (ожидаемый период выплаты пенсии) может быть сокращен, если пенсия по старости назначается в более позднем возрасте.

Согласно п. 6 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях при назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60 лет, а женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев). Следовательно, при Т = 19 годам для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, Т составит 18 лет, и т. д. При достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет.

Адаптация пенсионных выплат к изменениям в уровне цен и оплате труда
Слово «адаптация» (лат. adaptatio) означает прилаживание, приспособление. Адаптировать пенсионные выплаты — значит приспосабливать их к изменяющимся условиям в жизни общества — изменившемуся уровню цен на потребительские товары и услуги, уровню других основных доходов населения, прежде всего оплаты труда наемных работников.
Хорошие системы адаптации пенсионных выплат — достижение развитых стран, они являются основным средством корректировки фиксированных выплат, в том числе наиболее распространенных выплат — пенсий, пособий, стипендий, сохранения реальной ценности этих выплат и даже их повышения.
В СССР адаптация пенсионных выплат практически не проводилась (лишь однажды в конце 40-х годов была введена небольшая надбавка к пенсии в связи с повышением цен на хлеб и некоторые другие продукты, она в народе именовалась «хлебной»). Между тем условия для нее имелись: цены на потребительские товары росли хотя и постепенно, но все же увеличивалась не только номинальная, но и реальная оплата труда занятого населения. В то же время установленные пенсии не повышались, кроме их минимальных размеров. Следовательно, снижался реальный уровень пенсионного обеспечения, увеличивался также разрыв в уровне доходов пенсионеров (а это почти исключительно пенсия) и тех, кто трудился.
Закон 1990 г. впервые предусмотрел повышение «пенсий в связи с ростом стоимости жизни и оплаты труда» (ст. 7 в первоначальной ее редакции). Адаптация пенсий с учетом этих показателей установлена не во всех даже весьма благополучных странах. Это идеальная система. В ряде стран пенсии повышаются лишь в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. В этом случае жизненный уровень пенсионеров не снижается, но и не повышается. При повышении пенсии с учетом двух названных показателей гарантируется не только сохранение достигнутого уровня жизни, но и его повышение, если возрастает реальная оплата труда работающего населения, а это происходит в большинстве развитых стран. В данном случае не усугубляется разрыв в уровне жизни тех, кто оставил общественное производство, стал пенсионером, и тех, кто продолжает трудовую деятельность.
Россия, таким образом, восприняла наиболее совершенный метод адаптации пенсионных выплат. Однако в дальнейшем от этого метода властные структуры практически полностью отказались.
Некоторое время, до ноября 1993 г., в стране проводилась индексация пенсий, т. е. повышение всей суммы пенсии или ее основной части пропорционально росту цен на потребительские товары и услуги.
В преддверии либерализации цен вводится правило, согласно которому пенсии в пределах до 1,5 их минимального размера повышаются при увеличении индекса цен на потребительские товары и услуги на 6% (Закон от 21 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»). Цель этого решения — предотвратить существенное снижение уровня жизни пенсионеров, поскольку оно уже прогнозировалось парламентом как неминуемое последствие либерализации цен.
Первые итоги введения свободных цен на потребительские товары и услуги (начало 1992 г.) без какого-либо контроля за ними государства и предварительной подготовки привели не только к обесцениванию денежных накоплений населения, в том числе хранившихся в сберегательных банках (практически был ликвидирован внутренний долг государства населению), но и к обесцениванию текущих выплат, включая пенсии. Предписание закона о повышении пенсий, если индекс цен возрос на 6%, ни в то время, ни позднее так и не было выполнено исполнительной властью. Все это потребовало срочно пересмотреть систему защиты пенсий от инфляции.
Законами вводится общее правило, согласно которому один раз в три месяца пересчитывается минимальный размер пенсии по старости (а это базовый размер) пропорционально росту цен, и на его основе в такой же степени повышаются все пенсии, включая надбавки к ним.
Введен, таким образом, достаточно ясный и четкий правовой механизм для повышения всей суммы пенсии, восстановления ее покупательной способности, подорванной инфляцией, и, следовательно, сохранения достигнутого уровня жизни пенсионеров.
Совсем не нужно принимать новые законы о повышении пенсии через каждые три месяца, поскольку должны «работать» уже принятые акты. Однако парламент принимал соответствующие постановления по данному вопросу, учитывая, что исполнительная власть без соответствующего его решения не исполняла законы. В таком порядке пенсии повышались несколько раз.
Упраздненный 21 сентября 1993 г. Верховный Совет России, находясь в осаде, принял в конце сентября решение с 1 ноября 1993 г. повысить пенсии в 1,8 раза (индекс потребительских цен за истекшие три месяца). Руководствовался он законом, а вовсе не политическими мотивами. Однако это решение не было реализовано. С 1 ноября 1993 г. индексация пенсионных выплат, предусмотренная указанным законом, не проводилась.
Идеализировать установленный законами и действующий почти два года порядок повышения пенсий в связи с инфляцией (повышение всех пенсий, включая надбавки к ним, через каждые три месяца с учетом роста цен) все же не следует. Главный его недостаток — существенное, нарастающее снижение реальной ценности пенсии в течение последующих трех месяцев, до очередной индексации. Вспомним, в 1992 — 1993 гг. за каждые три месяца цены увеличивались почти в два раза (1,9 или 1,8). Положение усугублялось почти повсеместной задержкой выплаты повышенной пенсии, главным образом из-за серьезных просчетов в организации деятельности Минсоцзащиты, недостаточного оснащения местных органов современными техническими средствами.
С 1 ноября 1993 г. был изменен порядок корректировки сумм пенсий в связи с ростом цен на потребительские товары: полная индексация всей суммы пенсии заменялась выплатой равной для всех пенсионеров одинаковой суммы — компенсацией. Такую замену осуществил Президент Указом от 27 октября 1993 г. Компенсационная выплата в небольшой сумме вводилась, как сказано в Указе, «в целях усиления социальной защищенности с учетом роста цен на потребительские товары и услуги». Причем действие названных выше законов, которые предусматривали полную индексацию, даже не приостанавливалось. Из буквального текста этих норм следовало, что необходимо провести индексацию пенсий, предусмотренную законами, и дополнительно выплачивать компенсацию согласно Указу. Только в этом случае достигалась бы поставленная цель — усилить социальную защищенность пенсионеров. При невыполнении законов, замене их Указом, достигалась противоположная цель: у всех пенсионеров, кроме тех, которые получали пенсию в минимальном размере и без надбавок, социальная защита (а это прежде всего реальный уровень пенсии) резко снизилась (зачастую в 1,5—2 раза и более).
Через три месяца, с 1 февраля 1994 г., размер компенсационной выплаты был повышен. Увеличилась пропорционально росту цен за три истекших месяца не сама пенсия вместе с надбавками и не вся сумма, выплачиваемая пенсионеру, т. е. пенсия плюс компенсация, а лишь сумма компенсации, введенная с 1 ноября 1993 .Причем решение об этом принимает даже не Президент, а Правительство.

Указанные решения, принятые и осуществленные вопреки законам и Конституции РФ, практически подорвали весь механизм адаптации (приспособления) пенсионных выплат к повышению стоимости жизни, расстроили пенсионную систему России, отбросили подавляющее большинство пенсионеров за черту бедности. Напомним, что, согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, в «Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В приведенных же случаях ухудшилось положение около 35 млн. пенсионеров на основании актов Президента и Правительства, которые противоречили законам.
В последующем, с мая 1994 г. и до февраля 1998 г., т. е. почти четыре года, компенсационные выплаты чередовались с неполной индексацией. Федеральным законом от 5 мая 1994 г. была изменена редакция ст. 7 Закона 1990 г., которая действовала до февраля 1998 г. Из текста статьи следовало лишь одно: пенсии не реже одного раза в три месяца подлежат индексации или компенсации в связи с ростом стоимости жизни. Новая редакция практически окончательно разрушила правовой механизм корректировки пенсии, заложенный в законах; вместе с тем она узаконила «компенсацию». Как в дальнейшем предполагается корректировать пенсию в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги? Когда будет проводиться индексация и в каком объеме, когда имеется в виду увеличить компенсацию? На эти вопросы ответа в Законе не содержалось.
Впоследствии индексация проводилась нерегулярно, чередуясь с «компенсацией». Перерыв в корректировке пенсий достигал 17 месяцев (с мая 1996 г. по октябрь 1997 г.), хотя по закону индексация или компенсация должна была проводиться не реже одного раза в три месяца.
В период многократного повышения цен на потребительские товары и услуги предпринимались попытки для переоценки «старого» заработка, из которого исчислены пенсии. В целом они не дали необходимого эффекта, так как коэффициенты рассчитывались практически под имеющиеся ресурсы Пенсионного фонда РФ, а не с учетом сдвигов в ценах. С 1995 г. «старые» заработки перестали пересчитываться.
Теперь это уже история.
С 1 февраля 1998 г. адаптация пенсий, назначаемых в соответствии с Законом 1990 г., кардинально изменена. Федеральным законом от 21 июля 1997 г. дана новая редакция ст. 7 Закона. Она не только установила исчисление пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера, но и ввела принципиально иную систему индексации пенсий.
По этому закону пенсии подлежат индексации с учетом роста средней заработной платы в стране, которая определяется Правительством РФ. Средняя заработная плата устанавливается четыре раза в год (за каждый квартал календарного года). Соответственно пенсия пересчитывается с учетом средней заработной платы за первый квартал — с 1 мая, второй квартал — с 1 августа, третий квартал — с 1 ноября и четвертый квартал — с 1 февраля следующего года, т. е. спустя месяц после истечения соответствующего квартала, за который подсчитана средняя заработная плата.
Увеличение пенсий осуществляется следующим образом: новый минимальный размер определяется путем умножения действующего размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы за соответствующий квартал; исходя из нового минимального размера определяется новый максимальный размер пенсии. Все пенсии, которые выше минимума (минимум пенсии по старости с 1 августа 2001 г. 185 руб. 32 коп.), повышаются на тот же индекс роста среднемесячной заработной платы, с учетом которого повышался минимальный размер пенсии, однако их размер ограничивается, естественно, новым уровнем максимального размера пенсии; после этого к пенсии прибавляется соответствующая компенсационная выплата.
Так адаптируются пенсии, которые исчислены без учета индивидуального коэффициента. Те пенсии, которые исчислены с учетом индивидуального коэффициента, заново исчисляются по индивидуальному коэффициенту исходя из новой среднемесячной заработной платы, объявленной Правительством РФ.
Нетрудно заметить, что уровень индексации всех пенсий полностью зависит теперь от того, какую среднемесячную заработную плату утвердит Правительство, т. е. от решения исполнительной, а не законодательной власти. Следует отметить, что рост заработной платы существенно отстает от роста цен на потребительские товары и услуги, главным образом в связи с резкими скачками цен в отдельные периоды. За два года (1998 — 1999) рост среднемесячной заработной платы в стране, определенной Правительством РФ для увеличения пенсий, составил 54%, а цены за тот же срок (с учетом их резкого рывка во второй половине 1998 г.) поднялись в несколько раз. Значит, уровень потребления пенсионеров резко упал — в гораздо большей степени, чем уровень потребления занятого населения. Другими словами, переориентация индексации пенсионных выплат на среднюю заработную плату в стране, определяемую Правительством РФ, не привела даже к сохранению достигнутого реального уровня пенсионного обеспечения, не говоря уже о его повышении.


Пенсионная политическая стратегия российских властей в социальной сфере направлена на поддержку и помощь людям, которым не представляется возможность самостоятельно себя обеспечивать. Данную возможность гарантирует институт соц.пенсии, назначение которого – оказывать минимальные условий для получения необходимой, для нормальных жизненных условий, суммы.

Давайте рассмотрим, какие категории граждан являются адресатами такой разновидности помощи, какой ее размер и условия оформления.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Под социальной формой обеспечения понимают комплекс государственных мероприятий, направленных на материальное обеспечение недееспособных и малоимущих граждан, которые не имеют достаточно средств для существования, вследствие независящих от них факторов.

Виды социальной помощи разделяют по:

  • типу соц.выплат;
  • субъекту;
  • органам выплат.

Одним из разновидностей социального обеспечения выступают пенсии.

В соответствии с законами РФ пенсии разделяют на два типам:

  • Трудовая (страховая) (возрастная, по инвалидности, по факту потери кормильца).
  • По гос.обеспечению (за выслугу лет, возрастная, по случаю инвалидности, по факту потери кормильца и социальная).

Для оформления, исходя из принципов назначения, субъект должен относиться к группам недееспособных лиц, а конкретно:

  1. Инвалиды (с ранних лет; 1,2,3 группы или дети-инвалиды). Чтобы подтвердить такой статус нужно предоставить справку об инвалидности или выписку из акта освидетельствования, которую выдают в медико-социальном учреждении (МСЭ).
  2. Несовершеннолетние дети и студенты дневной формы обучения 23-х лет, которые лишились одного или всех родителей, а также дети умершей одинокой мамы.
  3. Граждане народов Севера (возрастом от 55 лет – для мужчин и от 50 лет – для женщин, если они постоянно проживают на территории расселения своих предков, поддерживают их культурные обычаи и традиции).
  4. Субъекты в возрасте от 65 или 60 лет (для мужчин и женщин соответственно), которые не имеют прав на страховые выплаты. Подробнее о том, с какого возраста назначается социальная пенсия по старости и сколько нужно стажа работы для её получения, мы рассказывали тут.
  5. Семья военнослужащего в случае произведения ими уголовного нарушения, что повлекло инвалидность или смерть кормильца.
  6. Участники ВОВ и обладатели знака «Житель блокадного Ленинграда», если их инвалидность появилась по причине нарушения закона или умышленного вреда своему здоровью.

Смотрите видео о том, что такое социальная пенсия в 2017 году:

Как рассчитывается?

Соцпенсию определяет государство в установленном размере, исходя из актуального уровня прожиточного минимума, и она абсолютно не зависит от размера страховой пенсии. Индексацию соцпенсий проводят каждый год с 1 апреля, соответственно уровню инфляции в России.

Формула расчета:

Или СП = ИПК*СПК+ФВ, где:

  • СП – страховочная пенсия.
  • ИПК – это сумма всех пенсионных баллов, начисленных на момент назначения субъекту страховой пенсии.
  • СПК – цена пенсионного балла в году оформления пенсии.

В 2016 году = 71,41 руб. Каждый год увеличивается государством на уровень не ниже инфляционного. ФВ – фиксированная выплата.

На 1 января 2016 года = 4383,59 руб.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2016 году осуществляется по формуле:

О том, сколько составляет в России минимальная соцпенсия, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете, ожидается ли увеличение суммы выплат.

Индексация

В ходе индексирования, которое предназначалось для уменьшения разницы между нужным уровнем обеспечения недееспособных граждан и текущими размерами выплат, с 1 апреля 2016 года прошло увеличение размера пенсий всего лишь на 4%.

Несущественные изменения размеров пенсиона, с точки зрения возрастания потребительских цен, связаны с недостатком материальных средств в гос.бюджете, по причине экономическо-социальной и политической обстановки в России.

В этом году определили еще более низкий уровень индексации — 1.5% . Это связали с тем, что увеличение прожиточного минимума составляет всего 115 руб., что в процентном соотношении равняется 1,5% по состоянию на 2015 год.

Можно предположить, что с 1 апреля 2017 и по 1 апреля 2018 года размер соцпенсии с учетом индексации составит:

Категория граждан Сумма выплат
Претенденты на социальную возрастную пенсию, дети умершего и инвалиды 2 группы 5030 рублей
Дети, утратившие родителей и дети умершей одинокой матери, а также инвалиды 1 группы и инвалиды с детства 2 группы 10070 рублей
Инвалиды 3 группы 4280 рублей
Инвалиды детства 1 группы и дети-инвалиды 12080 рублей
к оглавлению ↑

Перерасчет

Общие особенности

Пересчет пенсии – это изменение суммы страховой выплаты по возрасту и страховой пенсии по инвалидности в связи с появлением у субъекта дополнительного заработка, с которого платятся страховые взносы, а также в связи с другими факторами.

Перерасчет размера страховой пенсии работающим пенсионерам проводится через увеличение персонального пенсионного коэффициента. Это может происходить в том случаях, если пенсионер работающий, а страховочные взносы, которые руководитель платит за него в Пенсионный фонд России после 1 января 2015 года, не учитываются:

  • при назначении возрастной страховой пенсии;
  • при оформлении пособия по факту смерти кормильца;
  • при назначении инвалидной пенсии;
  • в случае перевода с одного типа пенсии на другой;
  • при перерасчете.

В таких случаях пересчет производится Пенсионным фондом России в автоматическом порядке с 1 августа каждого года.

Поскольку при расчете страховой пенсии по случаю смерти кормильца учитывают страховочные взносы ушедшего кормильца, а не получателя пенсии, то ее размер подлежит изменению один раз: в августе года, идущего за тем годом, в котором была оформлена эта пенсия.

Законодательство установило максимальное значение персонального коэффициента пенсии, которые учитывают при беззаявочном пересчёте страхового пенсиона. Это значение зависит от того, образуются ли у пенсионера пенсионные накопления или нет: 3,0 – для субъектов, у которых в текущем году пенсионные накопления не формируются.

Беззаявительный

Беззаявительный пересчёт размера базовой выплаты к страховочной пенсии осуществляют в случае:

  1. Достижения субъектом возраста 80 лет. Этот случай применим только к страховочной возрастной пенсии. Достижение 80 лет позволяет устанавливать фиксированную сумму выплаты в увеличенном размере.
  2. Изменения инвалидной группы. Применимо, к страховой пенсии как по возрасту, так и по случаю инвалидности. При этом увеличенная базовая выплата предусматривается для инвалидов I группы.

Для страховых накоплений

Лицам, которые продолжили работу после оформления выплат в виде накопительного пенсиона или срочной выплаты пенсии, или за которых после оформления таких выплат продолжают поступать в рамках Плана государственного совместного финансирования второстепенные взносы на формировку пенсионных депозитов, пересчёт производят 1 августа каждого года в автоматическом порядке.

Пересчёт происходит исходя из:

  • результатов инвестирования пенсионных накоплений субъекта;
  • суммы поступлений, которые не учитывались при оформлении срочной пенсионной выплаты или выплаты накопительной пенсии или предыдущей коррекции.
к оглавлению ↑

По заявлению

Заявительный перерасчет объёма базовой выплаты к пенсии проводится в случае:

  1. Когда изменилось количество недееспособных членов семьи, которые находятся на иждивении. При появлении у пенсионеров недееспособных иждивенцев устанавливают повышенную выплату к страховочной возрастной пенсии и пенсии по инвалидности (учитывают не больше трех недееспособных иждивенцев).
  2. При проживании в районах Крайнего Севера и схожих, по условиям жизни, регионах. Фиксированная выплата к страхового возрастного пенсиона, по случаю инвалидности или по факту потери кормильца увеличивается на соответственный региональный коэффициент на весь срок проживания в данных регионах.
  3. Обретения необходимого календарного рабочего стажа в районах Крайнего Севера и (или) смежных с ними регионах (или)страхового стажа. Устанавливают повышенную сумму выплаты к возрастной или инвалидной пенсии.
  4. Изменения категорий адресатов страхового пенсиона по случаю смерти кормильца. Например, ребенок, получающий пенсию по смерти кормильца за одного родителя и впоследствии утративший второго родителя, имеет права на повышенные выплаты.

Заключение

Пенсии по гос.соц. обеспечению, имеет огромную значимость для современного государства и общественности, ведь выплаты данного типа полагаются не всем гражданам, а назначаются лишь определенным категориям лиц, которым крайне необходима дополнительная финансовая поддержка от государства.

А государство, в свою очередь, пытается улучшать условия и делать проще жизнь этим гражданам, при помощи материальной поддержки, ежегодных индексаций и социальных добавок к пенсии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Читайте также: