Иск о не выплате пенсии военнослужащим

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о восстановлении и признании моего права на выплату мне пенсии с 1 января 2012 года, исходя из 100% денежного довольствия, применяемого при исчислении пенсии и взыскании с ответчика недоплаченной суммы моей пенсии, относительно расчетной, за январь, февраль, март и апрель 2012 года.

Я, _______________________________________________, пенсионер Министерства обороны Российской Федерации. С __________ года мне была назначена, в соответствии с моими выслуженными данными, пожизненная пенсия за выслугу лет.
До 01 января 2012 года я получал, в соответствии с 43 статьей Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Федеральный закон от 12 февраля 1993 года № 4468-I), пенсионное обеспечение, рассчитанное исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
С 01 января 2012 года, без извещения и разъяснения причины из пенсионного отдела Военного комиссариата, я стал получать пенсию, рассчитанную исходя из 54% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии. Данный факт вынудил меня обратиться с заявлением к начальнику отдела Военного комиссариата города _____________________, с просьбой обоснования нового расчета выплачиваемой мне пенсии в 2012 году, на что получил ответ, что «вопросы назначения и перерасчета пенсии находятся в компетенции Центра социального обеспечения военного комиссариата ______________ области». На основании полученного ответа, мною было написано заявление на имя Военного Комиссара __________ области ______________ с той же просьбой - обоснования нового расчета моей пенсии. В ответе Военного Комиссара ____________ области четко указано, что перерасчет моей пенсии был сделан с 01 января 2012 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 07.11.2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат» (далее - Федеральный закон РФ от 07.11.2011 года № 306-ФЗ), Федеральным законом РФ от 08.11.2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (далее - Федеральный закон РФ от 08.11.2011 года № 309-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» (далее – Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 года № 992).
Данный ответ Военного Комиссара ____________ области основан на неправильном толковании и ненадлежащем применении указанных им же законов.
При прочтении перечисленных ответчиком законов, видно, что указание на применение 54% для исчисления пенсии присутствует только в одном законе, а именно - Федеральном законе РФ от 08.11.2011 года № 309-ФЗ, причем, данным законом указывается, что данная норма расчета вносится в Федеральный закон от 12 февраля 1993 года № 4468-I, а именно в статью 43. Цитирую часть статьи 2 Федерального закона РФ от 08.11.2011 года № 309-ФЗ:
«б) дополнить частью второй следующего содержания:
"Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.";»
В окончательном виде, после внесения всех изменений, статья 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I выглядит так:
«Статья 43. Денежное довольствие для исчисления пенсий.
Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента».
Из буквального толкования статьи 43 следует вывод, что данная норма расчета пенсий (54%) применяется (учитывается) при назначении пенсии лицам с 1 января 2012 года. Моя пенсия была назначена в момент моего увольнения с действительной военной службы 20 декабря 2000 года, повторное назначение пенсии законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а возможен только пересмотр пенсии в соответствии с действующими законами. По смыслу части первой, пункт «а» (пункт «б» регламентирует ежегодный, с 1 января каждого года, пересмотр пенсий, назначенных после 1 января 2012 года, с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона) статьи 49 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I (в редакции, действующей с 1 января 2012 года) пенсия, назначенная до 1 января 2012 года, подлежит пересмотру с 1 января 2012 года одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. На это указывает и часть 8 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ. При этом в части 9 статьи 12 названного Федерального закона указывается: «При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"…». Указания на то, что при пересмотре указанных в части 8 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ, размеров пенсий, применяются 54 процента учитываемого денежного довольствия, нет.
Часть 2 статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I не содержит прямого указания на то, что её действие распространяется на отношения, возникшие до введения её в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Хочу подчеркнуть, в доказательство своих доводов, что первоначально законопроект № 556510-5 (Федерального закона РФ от 08.11.2011 года № 309-ФЗ) содержал указание на применение части 2 статьи 43 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I, при пересмотре пенсий:
«Статья 6.
4. Размеры пенсий, назначенные гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При пересмотре указанных пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также оклад по воинской должности.
При этом в случае если оклад по воинской должности устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие при пересмотре пенсий исчисляется исходя из указанного оклада в порядке, предусмотренном частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I».
Но в дальнейшем, при работе над законопроектом № 556510-5, Законодатель исключил данное указание из утвержденного Федерального закона РФ от 08.11.2011 года № 309-ФЗ. В дальнейшем нигде в законодательных актах не упоминается размер 54% денежного довольствия для исчисления пенсии при пересмотре пенсий, назначенных до 1 января 2012 года.
Дополнительным доказательством правоты заявленной мною в исковом заявлении просьбы, служит четкое разграничение порядка применения окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, указанные в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 года № 992:
«3. Применять оклады по воинским должностям и оклады
по воинским званиям, установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящего постановления:

при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

при назначении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военнослужащим, увольняемым с военной службы, и членам семей военнослужащих в случаях, предусмотренных указанным Законом, начиная с 1 января 2012 г.»
Хочу заострить внимание на том факте, что только такое толкование статей, рассмотренных в моем заявлении Законов, вводит данные документы в правовое юридическое поле, не противоречащее Конституции Российской Федерации, Законам Российской Федерации и нормам международного права. А так, как все Законы в стадии проектов получают Заключение Правового управления Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации о том, что замечаний правового и юридико-технического характера нет, есть основания утверждать, что Законодатель именно так трактует вышеперечисленные Законы.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. ст. 3, 8, 12, 13, 15, 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ ответчиком в результате несвоевременного перерасчета пенсии нарушены мои имущественные права и нанесен материальный вред. Расчет недоплаты моей пенсии в связи с незаконным уменьшением денежного довольствия для исчисления пенсии со 100% до 54% приведен в прилагаемом расчете №1.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 131,132 гл.12 ГПК РФ,

ПРОШУ СУД:
1. Восстановить и признать мое право на выплату мне пенсии с 1 января 2012 года, исходя из 100% денежного довольствия, применяемого при исчислении пенсии.
2. Обязать ответчика выплатить мне недоплаченную сумму моей пенсии, относительно расчетной, за январь, февраль, март и апрель 2012 года в размере ______________________.
3. Освободить меня от уплаты государственной пошлины в соответствии п.5, п.2 ст. 333.36 главы 25.3 Налогового кодекса РФ «Государственная пошлина».

Приложения:
1. Копия Искового заявления на 6 листах - 1 экз.
2. Расчет недоплаченной суммы моей пенсии за январь, февраль,
март и апрель 2012 года - 2 экз.
3. Заявление (копия) Начальнику отдела Военного комиссариата
ХХХХХХХХ области города ХХХХХХ - 2 экз.
4. Ответ (копия) Начальника отдела Военного комиссариата
ХХХХХХХХ области города ХХХХХХ - 2 экз.
5. Заявление (копия) Военному Комиссару ХХХХХХХХ области - 2 экз.
6. Ответ (копия) Военного Комиссара ХХХХХХХХ области
на 2-х листах - 2 экз.

«___» _____________ 2012 года _________________


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2014 г. N 18-КГ13-146 Дело о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда направлено на новое рассмотрение, поскольку суд неправильно истолковал положения действующего законодательства, регулирующие порядок пересмотра размера пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Гуляевой Г.А., Назаровой А.М.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Санакоева В.С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Санакоева В.С.

на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2012 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения истца Санакоева B.C., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Санакоев B.C. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете назначенной и выплачиваемой ему с 1983 года пенсии, взыскании задолженности по ее выплате с учетом индексации, исходя из уровня инфляции, компенсации морального вреда в размере . рублей, ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему неправильно была определена выслуга лет, исходя из которой был произведен расчет пенсии, а именно: выслуга лет была определена в 25 лет, тогда как она составляет 26 лет, в связи с чем начисление пенсии происходило в меньшем размере, недоплата составляла 3% ежемесячно, с 1984 года он неоднократно обращался к ответчику по вопросу перерасчета назначенной и выплачиваемой ему пенсии, однако, удовлетворительного ответа не получил.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2013 г., в удовлетворении исковых требований Санакоеву B.C. отказано.

В кассационной жалобе Санакоев B.C. просит решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что при его рассмотрении судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможна защита его прав и законных интересов.

По запросу судьи Верховного Суда РФ от 4 сентября 2013 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ для проверки доводов жалобы по его материалам, и определением судьи Верховного Суда РФ от 4 декабря 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителя не направил и не сообщил о причине его неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, руководствуясь статьёй 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения.

Судом установлено, что Санакоев B.C. является пенсионером по линии Министерства обороны РФ с 3 марта 1983 г., получает пенсию за выслугу лет.

В соответствии с выпиской из приказа Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны по личному составу № 01031 от 23 декабря 1982 г. старший лейтенант технической службы, начальник продовольственной службы войсковой части . - Санакоев B.C. был уволен с действительной военной службы в запас, выслуга лет в вооруженных силах в календарном исчислении была определена - 21 год 3 месяца, в льготном исчислении - 25 лет.

Согласно выписке из личного дела Санакоева B.C., 5 октября 1960 года он был призван на военную службу и проходил ее по призыву по 1 ноября 1963 года, в последующем: 1 сентября 1964 года был призван на сверхсрочную военную службу по должности авиационного механика войсковой части . 2 сентября 1968 года - уволен в запас, 24 сентября 1968 года - призван на сверхсрочную военную службу по должности авиационного механика войсковой части . в отдаленной местности (поселок Амдерма), 9 августа 1969 года - убыл из отдаленной местности (поселок Амдерма), с 15 августа 1969 года по 6 октября 1970 года - являлся курсантом Даугавпильсского авиационно-технического училища ПВО имени Яна Фабрициуса, 6 октября 1970 года - зачислен в распоряжение командира войсковой части . 21 ноября 1970 года - проходил военную службу по должности авиационного техника самолета войсковой части . с 22 сентября 1972 года - по должности авиационного техника корабля войсковой части с 30 октября 1972 года по 5 июля 1976 года проходил службу в отдаленной местности на островах Северного Ледовитого океана, 8 июля 1976 года - прибыл в распоряжение Командующего 14 ОА ПВО г. Омск Омской области, Сиб. ВО, с 28 августа 1976 года - проходил службу по должности авиационного техника корабля войсковой части . с 19 июня 1980 года - по должности командира эксплуатационного взвода комендатуры запасного аэродрома войсковой части . с 12 мая 1982 года по 2 марта 1983 года - по должности начальника продовольственной службы войсковой части .

При увольнении с военной службы в расчет выслуги лет Санакоева B.C. были включены:

- в календарном исчислении периоды с 5 октября 1960 года по 11 сентября 1963 года, с 1 сентября 1964 года по 2 сентября 1968 года, с 24 сентября 1968 года по 2 марта 1983 года;

- в льготном исчислении (один месяц службы за два месяца) периоды с 24 сентября 1968 года по 9 августа 1969 года, с 30 октября 1972 года по 5 июля 1976 года.

В связи с неоднократным обращением Санакоева B.C. по вопросу правильности произведенного подсчета выслуги лет и расчета пенсии, в 2011 году ему было сообщено об истребовании из архива выписки из приказа командира части о его увольнении в запас 2 ноября 1963 года, после чего выслуга лет Санакоева B.C. была определена в 26 лет 00 месяцев 26 дней. Перерасчет получаемой им пенсии ответчиком был установлен с 1 июня 2012 года и произведена выплата за период с 4 апреля 2011 года по 31 мая 2012 года, то есть за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии вины Военного комиссариата Краснодарского края в выплате истцу пенсии за выслугу лет в меньшем размере. При этом суд указал, что препятствием к невыплате истцу пенсии исходя из выслуги более 26 лет явилось отсутствие в его личном деле сведений о прохождении военной службы по призыву в период с 11 октября 1960 года по 2 ноября 1963 года, которые были получены только в 2012 году.

Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете пенсии за период с 1983 года по 2011 года, суд исходил из положений статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусматривающих, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения; в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. В качестве обстоятельства, влекущего за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, суд посчитал истребованную из архива выписку из приказа командира части о его увольнении в запас 2 ноября 1963 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций не соответствующим требованиям закона и материалам дела.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей.

Как усматривается из материалов дела, несмотря на имеющиеся данные, подтверждающие, что Санакоев B.C. проходил срочную военную службу с октября 1960 года по ноябрь 1963 года (копия военного билета - л.д. 4), ответчик учитывал период для исчисления его выслуги лет с октября 1960 года по сентябрь 1963 года, в связи с чем ему неправомерно производилась выплата пенсии исходя из выслуги 25 лет.

Поскольку данная ошибка Военного комиссариата Краснодарского края была подтверждена после истребования только в 2012 году из архива выписки из приказа командира части об увольнении Санакоева B.C. в запас 2 ноября 1963 года, истцу был произведен расчет выслуги равной 26 годам 00 месяцев 26 дней. Следовательно, уменьшение размера выслуги лет истца произошло в связи с неправильным расчетом периодов срочной службы истца.

Часть вторая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, суд не учел, что признав свою вину в неправильном исчислении выслуги лет Санакоеву B.C. лишь в 2012 году, Военному комиссариату Краснодарского края в силу части второй статьи 58 названного выше Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, следовало устранить допущенное им нарушение, выплатив пенсию за все прошлое время, т.е. с момента назначения пенсии.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы суда об отказе в удовлетворении иска к Военному комиссариату Краснодарского края о взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда не соответствующими требованиям закона. Указанные нарушения норм материального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает существенными, поскольку они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных пенсионных прав истца.

Таким образом, состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии требованиями закона, определив размер недополученной суммы пенсии в полном объеме.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2013 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Горохов Б.А.
Судьи Гуляева Г.А.
Назарова А.М.

Обзор документа

Гражданин, получающий с 1983 г. пенсию за выслугу лет по линии Минобороны России, обратился с иском в суд. Он ссылался на то, что ему неправильно определили выслугу лет. На основании этого истец просил пересчитать пенсию, взыскать задолженность по ее выплате и компенсацию морального вреда.

В иске отказали. Суд исходил из того, что причиной случившегося стало отсутствие в личном деле истца сведений о прохождении им военной службы по призыву, которые были получены только в 2012 г. Отказывая в перерасчете пенсии за период с 1983 г. по 2011 г., суд руководствовался следующим. Согласно закону размеры пенсий за выслугу лет пересчитываются со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет пенсий в сторону увеличения. Если пенсионер приобрел право на перерасчет пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами выплачивается со дня приобретения права на перерасчет, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.

Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Несмотря на имеющиеся данные, подтверждающие, что истец проходил срочную военную службу с октября 1960 г. по ноябрь 1963 г. (копия военного билета), ответчик учитывал для исчисления выслуги лет период с октября 1960 г. по сентябрь 1963 г. В связи с этим пенсия неправомерно выплачивалась исходя из выслуги 25 лет. Данная ошибка подтвердилась после того, как в 2012 г. из архива была истребована выписка из приказа об увольнении истца в запас. После чего выслугу лет увеличили до 26 лет 26 дней. Следовательно, она была уменьшена в связи с неправильным расчетом периодов срочной службы истца.

По закону сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего ее, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Ответчику, признавшему свою вину в неправильном исчислении выслуги лет лишь в 2012 г., следовало устранить допущенное нарушение, выплатив пенсию за все прошлое время, т. е. с момента ее назначения.

Советский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Никишиной *.*.,

при секретаре Смирновой *.*.,

с участием истца Бордяшова *.*.,

представителя ответчика - Военного комиссариата Рязанской области по доверенности Афанасьевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по иску Бордяшова *.*. к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда,

Бордяшов *.*. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Рязанской области о взыскании недополученной пенсии и компенсации морального вреда, в котором указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ, был уволен с военной службы 28.11.2008 г. На момент его увольнения вопрос с выслугой лет был спорным. Департамент социальных гарантий МО

РФ подсчитал выслугу лет на пенсию истца лишь после второго его письменного заявления с одновременным обращением (жалобой) в Генеральную прокуратуру РФ и в администрацию Президента РФ. О подсчете выслуги лет и поступлении дела в июне 2010 г. в областной военкомат ему никто не сообщил. Он узнал об этом самостоятельно, после чего 09.11.2010 г. обратился в районный военный комиссариат за назначением пенсии, где указал причины, по которым он не мог обратиться раньше. Однако пенсию ему назначили не со дня увольнения, а с 09.11.2009 г., что считает нарушением его прав, поскольку на военный комиссариат возложена обязанность приема, оформления и представления документов, ведение карточки персонального учета пенсионера, с которой он был ознакомлен лишь 01.02.2011 г. Полагал, что имеет право на взыскание пенсии за прошлое время на основании ст.58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу … и их семей». Действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях по поводу невыплаты пенсии за 11 месяцев и 11 дней и нарушении сроков рассмотрения его обращений. В связи с чем просил взыскать с Военного комиссариата Рязанской области недополученную пенсию по выслуге лет за период с 28.11.2008 г. по 08.11.2009 г. из расчета действующих на настоящий момент окладов денежного содержания военнослужащих в размере руб. 63 коп. и взыскать компенсацию морального вреда в размере руб.

В процессе производства по делу истец неоднократно уточнял свои исковые требования и окончательно просил взыскать в его пользу с Военного комиссариата Рязанской области недополученную пенсию по выслуге лет за период с 29.10.2008 г. по 08.11.2009 г. в размере руб.

08 коп., согласно расчету, приведенному ответчиком, исходя из денежного довольствия на момент назначения пенсии; взыскать компенсацию морального вреда в размере руб.

В судебном заседании истец Бордяшов *.*. уточненные исковые требования поддержал и просил взыскать с Военного комиссариата Рязанской области недополученную пенсию по выслуге лет за период с 29.10.2008 г. по 08.11.2009 г. в размере руб. 08 коп. и компенсацию морального вреда в размере руб.

Представитель ответчика - Военного комиссариата Рязанской области - Афанасьева *.*. иск не признала и суду пояснила, что Бордяшов *.*. права на получение пенсии на момент увольнения с военной службы не имел, так как был исключен из списков состава части 28.10.2008 г. с выслугой 19 лет 5 месяцев 14 дней. При новом подсчете выслуги лет, произведенной Департаментом социальных гарантий МО РФ 25.02.2010 г. в связи с обращением Бордяшова *.*. выслуга составила 20 лет 2 месяца и 17 дней, что давало право на пенсию. 24.06.2010 г. личное дело поступило в Военный комиссариат Рязанской области, 09.11.2010 г. истец обратился в районный военкомат по Московскому и Железнодорожному району г.Рязани с заявлением о назначении пенсии, которое поступило в областной военкомат 01.12.2010 г. Истцу была назначена пенсия и доплата за год назад с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 09.11.2009 г. в соответствии со ст.55 Закона «О пенсионном обеспечении «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу … и их семей». Вины Военного комиссариата в несвоевременном назначении и выплате истцу пенсии нет, поэтому за прошлое время, как просит истец, пенсия взысканию не подлежит.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

судебном заседании бесспорно установлено, что истец проходил военную службу, приказом командира войсковой части от 04.08.2008 г. был досрочно уволен с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта по п.п. «в» п. 2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», впоследствии приказом командира войсковой части был исключен из списков личного состава части с 28.10.2008 г. и направлен на учет в Военный комиссариат Московского и Железнодорожного округов г.Рязани.

В период прохождения истцом службы на основании вступившего в законную силу решения Рязанского гарнизонного суда от 18.10.2004 г., вынесенного по иску Бордяшова *.*. к войсковой части о взыскании денежного вознаграждения за период участия в контртеррористической операции и льготном исчислении выслуги лет, истцу было засчитано 216 суток участия в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в период с 23.04.2002 г. по 25.11.2002 г. в льготную выслугу лет: один день службы за три дня, и взыскано денежное вознаграждение.

В силу п. «а» ст.13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,…и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 г. право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, проходившие военную службу, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более.

Судом установлено, что на момент увольнения истца с военной службы, право истца на получение пенсии за выслугу лет подтверждено не было, выслуга лет не определялась, а по предварительному расчету выслуги лет, составленному Департаментом социальных гарантий МО РФ, имеющемуся в материалах личного дела Бордяшова *.*., его выслуга составляла 19 лет 5 месяцев 14 дней.

27.11.2008 г. истец обратился с письменным заявлением на имя Военного

комиссара Московского и Железнодорожного округов г.Рязани, в котором просил направить его личное дело в Управление кадров ВДВ для подтверждения военной службы и дальнейшего составления расчета выслуги лет на пенсию и указал, что на момент увольнения со службы его выслуга составляла 19 лет 9 месяцев и 28 дней, на момент исключения из списков состава части она не определялась, и должна составлять, по его мнению, 20 лет.

Как следует из ответа Врио начальника отдела кадров ВДВ от 10.09.2009 г., личное дело Бордяшова *.*. вернулось в райвоенкомат Московского и Железнодорожного округов г.Рязани без расчета выслуги лет со ссылкой на то, что Рязанский гарнизонный суд при вынесении решения не рассмотрел порядок, установленный Правительством РФ о порядке оформления документов, являющихся основанием для зачета в выслугу лет на льготных условиях, в этом же письме было предложено военкомату принять меры по приведению в соответствие документов, определяющих право на льготное исчисление выслуги лет на пенсию за участие в контртеррористических операциях, согласно решению суда.

26.01.2010 г. истец повторно обратился в адрес Военного комиссара Московского и Железнодорожного округов г.Рязани с письменным заявлением, в котором просил направить его личное дело в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ для расчета выслуги лет на пенсию, указав, что Решение Рязанского гарнизонного военного суда обжаловано не было, вступило в законную силу и действовавшему порядку оно не противоречило.

25.05.2010 г. по результатам рассмотрения обращения Бордяшова *.*. Департамент социальных гарантий произвел расчет выслуги лет на пенсию Бордяшова *.*., засчитав период службы во время нахождения на территории Северо-Кавказского региона (Чечня) в льготный период выслуги лет, один месяц службы за три месяца,

в результате чего выслуга лет истца составила более 20 лет, что давало ему право на пенсию за выслугу лет.

27.05.2010 г. личное дело Бордяшова *.*. было направлено в Военный комиссариат Рязанской области, с расчетом выслуги лет с учетом решения Рязанского гарнизонного суда от 18.10.2004 г., о чем имеется сопроводительное письмо Департамента социальных гарантий от 27.05.2010 г., и поступило в Военный комиссариат Рязанской области, согласно штампу 24.06.2010 г.

09.11.2010 г. истец обратился с письменным заявлением в Военный комиссариат Рязанской области о назначении пенсии за выслугу лет, которая ему была назначена с 09.11.2009 г., с выплатой недополученной суммы пенсии за период с 09.11.2009 г. по 30.11.2010 г. в размере руб. 93 коп., что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривалось.

В соответствии со ст.53 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,…» № 4468-1 от 12.02.1993 г. при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Исходя из объяснений истца в судебных заседаниях, он обращался в районный военный комиссариат за назначением пенсии, однако ему объясняли, что без расчета выслуги лет назначение пенсии невозможно, заявление о назначении пенсии принято быть не может, в связи с чем официального заявления о назначении пенсии он подать не мог, а обращался с заявлениями о направлении дела на подсчет выслуги лет.

Данные объяснения истца стороной ответчика не оспорены, доводы истца о том, что заявление о назначении пенсии без расчета выслуги лет принято быть не могло, представителями ответчика Журавлевой *.*. и Афанасьевой *.*. в судебных заседаниях

Вместе с тем, по смыслу ст.54 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. не предполагается отказ пенсионного органа в принятии заявления о назначении пенсии.

В статье 54 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. указано, что в случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.

Судом установлено, что истец, начиная с 27.11.2008 г. обращался с заявлениями в военкомат в целях назначения пенсии, что прямо следует из содержания его обращений.

Это также подтверждается и перепиской истца с Департаментом социальных гарантий, Генеральной прокуратурой РФ по вопросу исчисления пенсии за выслугу лет, которая была начата в октябре 2009 г., то есть после получения ответа из Департамента социальных гарантий МО РФ от 10.09.2009 г. о невозможности составления расчета выслуги лет.

В итоге, как установлено в судебном заседании, право на пенсию истца на момент увольнения (исключения из списков состава части) было подтверждено, в связи с чем истец имеет право, по мнению суда, на получение пенсии за период с 29.10.2008 г. по 08.11.2009 г., то есть за период, предшествующий первому обращению истца с вопросом, связанным с назначением пенсии.

При таких обстоятельствах возражения представителя ответчика Афанасьевой *.*. о том, что истцу должна быть исчислена неполученная сумма пенсии только за год назад, предшествующий обращению истца с заявлением о назначении пенсии от 09.11.2010 г., суд

находит несостоятельными, так как в данном случае реализация права истца на получение пенсии зависела не от волеизъявления самого истца, а от действий иных лиц, в том числе и Военного комиссариата Рязанской области, поэтому нарушенное право истца на пенсионное обеспечение подлежит восстановлению в полном объеме за период с 29.10.2008 г., учитывая обращения истца по вопросу назначения пенсии до 09.11.2010 г.

Согласно расчету пенсии за период с 29.10.2008 г. по 08.11.2009 г., представленному Военным комиссариатом Рязанской области и проверенному судом, неполученная истцом пенсия составляет руб. 08 коп.

Истец с данным расчетом согласился.

В связи с чем суд, руководствуясь принципом диспозитивности и состязательности сторон в процессе, полагает, что в пользу истца с ответчика подлежит взысканию задолженность по пенсии в размере руб. 08 коп. - в пределах заявленных исковых требований.

Что касается требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, то суд полагает, что данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, которым регулируются спорные правоотношения, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в результате нарушения имущественных прав гражданина, доказательств факта причинения вреда личным неимущественным правам истца, а также наличия причинно-следственной связи между нравственными страданиями истца и действиями ответчика истцом не представлено.

Доводы истца о том, что ответчик нарушил сроки рассмотрения его заявлений не обоснованны и опровергаются материалами дела, из которых следует, что заявления истца о направлении дела для расчета выслуги лет Военным комиссариатом в лице районного отдела своевременно рассматривались, личное дело для расчета выслуги лет направлялось, нарушений предусмотренного ст.52 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. десятидневного срока рассмотрения заявления истца собственно о назначении пенсии,

которое поступило в Военный комиссариат Рязанской области 01.12.2010 г., судя по штампу на сопроводительном письме районного военкомата, не допущено; пенсия истцу рассчитана 08.12.2010 г. за период с 09.11.2009 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Бордяшова *.*. к Военному комиссариату Рязанской области удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Рязанской области в пользу Бордяшова *.*. неполученную сумму пенсии за период с 29.10.2008 г. по 08.11.2009 г. в размере рублей 08 копеек.

В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда Бордяшову *.*. к Военному комиссариату Рязанской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Советский районный суд г. Рязани.

Решение вступило в законную силу 11.05.11 г.

Читайте также: