Использование информационной базы персонифицированного учета для назначения перерасчета пенсий

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон - № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Персонифицированный учет представляет собой базу данных, цель которой - сохранение на отдельных счетах информации о застрахованном лице, которая понадобится для реализации его пенсионного права в дальнейшем.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве , поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС .

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Контролировать ситуацию можно как при личном посещении отделений фонда, так и посредством телекоммуникационных сетей.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС .

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.

3.1. Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы

Реформирование пенсионной системы занимает особое место среди наиболее значимых преобразований в социальной политике государства, которая затрагивает интересы людей на протяжении достаточно долгого времени. Проводимая пенсионная реформа сводится к модели, которая позволяет:

-гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка;

-обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров;

-избежать уравниловки, но при этом установить размер пенсионного обеспечения в зависимости от вклада каждого;

-обеспечить прозрачность пенсионной системы и при этом найти рациональный стимул для постепенного вывода заработной платы из тени;

-осуществить перевод пенсий, назначаемых до достижения общеустановленного пенсионного возраста за работу в особых условиях труда, в профессиональные пенсионные системы.

Основными задачами пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Принятие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» практически стало началом пенсионной реформы.

Органом, осуществляющим персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ. На каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Основными целями персонифицированного учета являются:

-создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

-обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

-создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

-развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсион¬ный фонд Российской Федерации;

-создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

-информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

-упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано большое значение, так как она обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Одной из предпосылок введения системы персонифицированного учета является обеспечение достоверности сведений, необходимых для назначения пенсии. Это было обусловлено тем, что документы, представляемые для назначения пенсии, содержали либо искаженную информацию, либо являлись необоснованно выданными, то есть фиктивными.

Персонифицированный учет содействует решению ряда проблем. Лишь при постоянно развивающейся системе персонифицированного учета возможно обеспечение информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, совершенствование пенсионного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, цели персонифицированного учета тесно переплетаются с задачами пенсионной реформы в целом. В пенсионном законодательстве персонифицированный учет определен как информационная основа для реализации всей пенсионной реформы. Не будет преувеличением сказать сейчас, что персонифицированный учет является в настоящее время технологической и информационной основой всех основных процессов в пенсионной системе:

-назначение пенсий согласно федеральному законодательству осуществляется по данным персонифицированного учета; это более 2 млн. назначений ежегодно;

-ежегодный перерасчет пенсий всем работающим пенсионерам (около 6 млн. человек) производится по данным персонифицированного учета;

-регистрация страхователей тоже ведется в подразделениях персонифицированного учета во взаимодействии с регистрирующими органами Федеральной налоговой службы. Ежеквартально страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо.

Территориальное отделение ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует застрахованных лиц о состоянии указанных лицевых счетов. Но еще существует такая проблема, как непредставление работодателями в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

К таким страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся за отчетный период платежей в ПФР в судебном порядке. Главный недостаток этой нормы в том, что она предполагает действия по принципу «все или ничего».

Следует отметить, что с 2015 года численность работников организаций, на которых должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек. То есть теперь если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью. При этом уже почти 90 % страхователей перешли на электронное взаимодействие с ПФР.

Одной из важнейших задач персонифицированного учета является назначение пенсий по данным персонифицированного учета. Отработана и успешно действует технология представления индивидуальных сведений для назначения пенсий. В настоящее время система персонифицированного учета устойчиво работает и информационная база для реализации пенсионной реформы в России практически сформирована. Обязательства государства перед гражданином по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. Новая пенсионная система предполагает заинтересованность и контроль граждан за теми сведениями, которые повлияют на размер их будущей пенсии. А система персонифицированного учета дает возможность осуществлять этот контроль. В территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованные лица могут получить отчет о состоянии заработанных ими пенсионных прав: в каком объеме перечислены взносы за них работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, в каких объемах он индексировался.

Построение системы контроля за уплатой страхователями дополнительного тарифа страховых взносов за лиц, выполняющих работы на местах с вредными и опасными условиями труда, невозможно без системы персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц. Поэтому, с нашей точки зрения, принятие закона по установлению дополнительного тарифа для работодателей, имеющих рабочие места, включенные в списки № 1 и № 2, должно способствовать стимулированию их на улучшение условий труда, снизить дефицит бюджета пенсионной системы и улучшить пенсионное обеспечение данной категории застрахованных лиц.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в работе территориальных органов Пенсионного фонда РФ, связанной с персонифицированным учетом сведений о застрахованных лицах, является назначение пенсий с учетом сведений о стаже и уплаченных страховых взносах, содержащихся на индивидуальных лицевых счетах. Современные технические и технологические возможности позволяют выйти на качественно новый уровень взаимодействия со страхователями в процессе назначения пенсий.

Новой формой работы территориальных управлений ПФР стало взаимодействие со страхователями по представлению документов в электронном виде для проведения заблаговременной работы. Целью этого является сокращение времени ожидания в очередях клиентских служб управлений ПФР согласно Указу Президента от 7.05.2012 г. № 601.

Отсканированные документы о стаже и заработке страхователи каналами электронной связи передают в управления ПФР.

Также экономят рабочее время и страхователи, которым не нужно направлять специалистов кадровых служб в территориальные органы ПФР для сдачи документов на своих работников.

К основным отрицательным моментам, негативно воздействующим на организацию индивидуального (персонифицированного) учета, можно отнести следующие проблемы:

-снижение количества предоставляемых индивидуальных сведений (сокращение рабочих мест, банкротство, ликвидация, неофициальное трудоустройство застрахованных лиц, перерегистрация предприятий в другие районы);

-разнесение страховых взносов по лицевым счетам застрахованных лиц (сведения в данных формах не совпадают);

-отказ страхователей с низкой численностью работающих представлять отчетность в ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

Обозначенные проблемы требуют определенных организационных решений, которые необходимо принимать для эффективности функционирования работы в управлении. Для устранения первой проблемы необходимо предложить организовать совместную работу правоохранительных и контролирующих органов (например, фонд социального страхования) для выявления фактов неофициального трудо-устройства застрахованных лиц.

Вторую проблему можно решить двумя способами:

-выявление ошибок при сверке данных из расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и данных персонифицированного учета с помощью программного комплекса PERSO;

-извещение представителей организаций о необходимости исправления выявленных ошибок.

Для решения третьей проблемы необходимо дальнейшее проведение разъяснительной работы о положительных результатах представления отчетности в электронном виде и внесение изменений в законодательство РФ о представлении отчетности в электронном виде страхователей с численностью менее 50 человек. Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность деятельности персонифицированного учета в ПФР.

В настоящее время индивидуальный (персонифицированный) учет внедрен во всех регионах России. По состоянию на 1 марта 2002 года отделением Пенсионного фонда России по Чувашской Республике застраховано 937,7 тысяч человек. В целом по республике индивидуальных сведений о стаже, заработке и страховых взносах застрахованных лиц собрано за 1997 год – на 486,1 тысяч человек, за 1998 год – на 463, тысяч человек, за 1999 год – на 329 тысяч человек, за 2000 год – на 435,7 тысяч человек, за 2001 год – на 679 тысяч человек. Внедрение системы персонифицированного учета производится путем наращивания имеющейся в Пенсионном фонде и региональных отделениях ПФР материально-технической базы. С целью обеспечения экономичности и в соответствии с разработанной технологией организации персонифицированного учета в районном звене действуют межрайонные отделы (пункты) по персонифицированному учету, созданные на базе имеющихся в районах и городах Управлений ПФР. Наличие межрайонных пунктов позволяет сократить срок назначения пенсий с учетом данных персонифицированного учета. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 сентября 1999 года №757-р назначение пенсий с 1 октября 1999 года производится на основе данных персонифицированного учета в городах Канаш, Шумерля и Чебоксары, а с января 2000 года во всех районах и городах Чувашской Республики. По состоянию на 1 января 2003 года в Чувашской Республике назначено 3981 пенсии, пересчитано 2840 пенсий по данным персонифицированного учета. Отделением Пенсионного фонда по Чувашской Республике разработан единый порядок организации работы по назначению и перерасчету пенсий с использованием сведений индивидуального учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Данный документ регулирует порядок подготовки, передачи, приема, и обработки документов при назначении и перерасчете пенсии с использованием сведений индивидуального (персонифицированного) учета в условиях применения электронного документооборота со средствами криптографической защиты информации.

Персонифицированный учет создает новые возможности и дополнительный косвенный эффект для пенсионного обеспечения. Этот эффект в первую очередь заключается в том, что появляется возможность по-новому взглянуть на пенсионные права работающего населения. В частности, сейчас можно проверить достоверность информации, определяющей пенсионные права работающих граждан, в реальном масштабе времени, т.е. в момент появления этой информации, а не только в момент ее использования при назначении или перерасчете пенсий (через много лет), как было до внедрения персонифицированного учета.

Персонифицированный учет позволил полностью информационно отобразить в системе управления пенсионным обеспечением тот объект, которым мы должны управлять, а именно пенсионную систему. Наиболее очевидное использование данных персонифицированного учета – для назначения и перерасчета пенсии. Одновременно базы данных, создаваемые и поддерживаемые в процессе персонифицированного учета, могут использоваться для информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату пенсии, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения.

Согласно законодательству Пенсионный фонд ведет реестр застрахованных лиц, в котором сейчас отражены предусмотренные законом сведения практически обо всем занятом населении страны. Этот реестр, кроме своего технологического значения для системы персонифицированного учета является источником статистической информации для пенсионного обеспечения. На основании данных реестра может быть построено распределение занятого населения по возрастам. Распределение можно построить для всей Российской Федерации, отдельного региона или группы регионов. Можно использовать статистику отдельно по мужчинам и женщинам или без разделения по полам. В результате создается возможность для оценки численности граждан, выходящих на пенсию, и прогнозирования демографического фактора в пенсионной системе.

Поскольку в информационной базе персонифицированного учета хранятся данные о заработке застрахованных лиц, можно рассчитать статистику и построить распределение численности работающих в зависимости от величины их заработка в официальном секторе экономики. Распределение работающих по размеру заработка может быть использовано для определения верхнего предела заработка, выше которого не следует взимать страховые взносы. Аналогичные данные можно получить по другим показателям стажа и заработка застрахованных лиц. Например, можно рассчитать распределение численности работающих, имеющих специальный стаж по профессиям, регионам и отраслям. Для эффективного использования обилия информации, которую можно представить виде статистических характеристик, нужна серьезная аналитическая работа.

Персонифицированный учет создает информационные возможности для реформирования пенсионного обеспечения. Прежде всего, это реформы, которые не меняют структуру пенсионной системы. Сюда относится, в частности, изменение квалификационных периодов, например периода, за который рассчитывается средний заработок, используемый при назначении пенсий. Этот период в перспективе должен увеличиваться до полной продолжительности трудового стажа. Источником соответствующих данных система персонифицированного учета. В этой системе содержится вся исходная информация о пенсионных правах застрахованных лиц, и на ее основе можно реализовать любую пенсионную формулу. Персонифицированный учет позволяет также выделить в составе трудового стажа страховые периоды и их характеристики, что создает информационную основу дальнейшего развития государственного пенсионного страхования. Таким образом, все возможные варианты пенсионной реформы получат информационную поддержку в системе персонифицированного учета.

В.98 Организационные мероприятия персонифицированного учета в территориальных органах Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР).

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1477 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Персонифицированный учет - это учет сведений о каждом работнике организации или о лице, самостоятельно уплачивающем взносы в системе Пенсионного фонда РФ. Данный процесс осуществляется с целью реализации прав (пенсионных) человека в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат.

Персонифицированный учет и действующее законодательство

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Кто является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд России

Все застрахованные лица подразделяются на:

людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

работают на основании заключенного трудового договора;

работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

Кто участвует в системе пенсионного страхования

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Цели персонифицированного учета

Под целями персонифицированного учета понимается:

Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

Какие сведения относятся к персонифицированному учету

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

дата и место рождения;

ИНН (при наличии);

сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

размер уплаченных страховых взносов;

период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

Как работает система персонифицированного учета

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Какая информация подлежит сбору и хранению при осуществлении индивидуального персонифицированного) учета

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Ответственность за непредставление данных индивидуального учета

Работодатель, имеющий наемных работников, по отношению к которым он выступает страхователем, обязан подавать в ПФР данные персонифицированного учета в соответствии с порядком, утвержденным ФЗ-27 от 01.04.1996.

Если организация или предприниматель не представил данные персонифицированного учета, или в случаях, когда представлены недостоверные данные, предусмотрен штраф по каждому сотруднику от 300 до 500 рублей (ст.15.33.2 КоАП).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

В целях обеспечения реализации Федерального закона «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации» была определена техноло­гия документооборота для назначения трудовой пенсии и определе­ния размера ее страховой части по данным индивидуального (пер­сонифицированного) учета.

На застрахованных лиц, выходящих на пенсию, работодатели представляют в территориальные органы ПФР документы индиви­дуального учета. При назначении пенсии стаж и заработок за пери­од после регистрации застрахованного лица в системе государствен­ного пенсионного страхования устанавливаются данными персони­фицированного учета.

Документом, подтверждающим стаж и заработок застрахованно­го лица за период с 1997 по 2001 гг., является выписка из индивиду­ального лицевого счета по форме СЗИ-4. Данная форма представля­ется межрайонным пунктом персонифицированного учета по запро­су отдела назначения и перерасчета пенсии Управлением ПФР. Запросы оформляются согласно первичным документам: сведениям в трудовых книжках, договорам гражданско-правового характера с отметкой о выполнении работы, справками о работе по совмести­тельству.

В тех случаях, когда при подготовке выписки из лицевого сче­та застрахованного лица выясняется тот факт, что каким-либо ра­ботодателем не были представлены индивидуальные сведения, в Управление ПФР по месту нахождения работодателя направляется уведомление о необходимости истребовать от него недостающие сведения.

В том случае, если работодатель снят с учета (признан банкро­том, ликвидирован, реорганизован), и индивидуальные сведения на застрахованное лицо от него истребовать или откорректировать не представляется возможным, вопрос о назначении пенсии решается, как правило, без данных персонифицированного учета.

Документом, на основании которого рассчитывается страховая часть трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов за период начиная с 2002 г., является выписка из индивидуального ли­цевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5, в которой от­ражаются данные о поступивших страховых взносах по каждому страхователю, представившему индивидуальные сведения за застра­хованное лицо.

Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал за тот период, в который они фактически поступили.

Размер назна­ченной страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взноса и ранее представленных страхователем данных персонифицированного учета о сумме страховых взносов, уплаченных им.м в ПФР. Ука­занные сведения и данные принимаются во внимание при опреде­лении суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части пенсии. Такая корректировка производит­ся с 1 июля года, следующего за годом, в котором была назначена пенсия.

Застрахованным лицам, которым в скором времени предстоит оформлять пенсию, необходимо в обязательном порядке обратиться к работодателю как по основному месту работы, так и по совместительству с заявлением о представлении в территориальное Управление ПФР индивидуальных сведений. Работодатель обязан, в соответствии с инструкцией о порядке ведения персонифицированного учета, в десятидневный срок представить те индивидуальные сведения, которые ранее не были представлен мы. Поэтому если работодатель будет добросовестно выполнять свои обязанности в части реализации закона о персонифицированном учете, назначение пенсии будет произведено своевременно и по достоверным данным.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные цепи персонифицированного учета?

2. Каковы принципы организации персонифицированного учета?

3. Назовите основные этапы реализации законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

4. Дайте определения основным понятиям, употребляемым в Федеральном законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхованиями»: застрахованного лица; страхователя; индивидуального лицевого счета.

5. Из каких частей состоит индивидуальный лицевой ой счет?

6. Что составляет правовую основу индивидуальной ого учета?

7. Каковы основные функции персонифицированного учета?

8. Какова цель информирования застрахованных л лиц о состоянии их индивидуального лицевого счета?

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ (ГРУПП) ОЦЕНКИ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

1. Обеспечение достоверности сведений о стаже на соответствующих видах работ застрахованных лиц

1.1. Организация документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ

На основании ст. 13 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 15 Закона «Об индиви­дуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 31 декабря 2002 г.) ПФР имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц, в том числе в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчет­ный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Закона о трудо­вых пенсиях.

Документальная проверка достоверности стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях застрахованных лиц, при которой форма СЗВ проверяется только в части специального стажа, осуществляет­ся специалистом по оценке пенсионных прав.

Проверка специального стажа работы застрахованных лиц осу­ществляется одновременно с проверкой Перечней рабочих мест, профессий и должностей, занятость в которых дает право на до­срочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

В отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управле­ния ПФР ведутся «наблюдательные» дела, подшивки инструктивных писем, журналы регистрации, а также формируются «наблюдатель­ные» дела организаций.

В «наблюдательном» деле находятся:

• учредительные документы учреждения: свидетельство о госу­дарственной регистрации, устав или положение, лицензия и т. д., из которых можно усмотреть вид производства, режим работы учреждения;

· Перечень работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, заверенный подписью руководителя и печатью предприятия. В случае, если Перечень составлен с участием представителя профсоюзной организации, он должен быть дополнительно подписан председателем профсоюзного комитета;

· списочный состав работников, пользующихся правом на досрочную трудовую пенсию на соответствующих видах работ, подготовленный на начало года;

· списочный состав работников, выходящих на досрочную пенсию в новом году;

· штатное расписание, тарификационные списки, расчет численности работников;

· документы, подтверждающие факт работы на соответствующих видах работ.

Работодатели всех форм собственности ежегодно предоставляют Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, ра­бота в которых дает право на досрочное назначение трудовой пен­сии по старости, не позднее 1 февраля в территориальные органы ПФР. При организации работы с Перечнями необходимо исходить из того, что Перечень — это официальный документ работодателя, которым он заявляет право своих работников получать досрочную пенсию по старости в течение 5—10 лет из средств ПФР. Поэтому вся информация в Перечне должна соответствовать первичной учет­ной документации по условиям труда. Работодатель в соответствии со ст. 25 Закона о трудовых пенсиях несет ответственность за досто­верность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовых пенсий, сведений персо­нифицированного учета. Обязанность работодателя — документаль­но доказать наличие пенсионных льгот.

При формировании Перечня необходимо определить:

1) имеются ли на предприятии производства, работы, технологические процессы, предусмотренные ст. 27 Закона о трудовых пенсиях;

2) уточнить, какие конкретно разделы, подразделы, пункты, позиции (должности и профессии) Списков № 1 и 2 применяются независимо от ведомственной принадлежности предприятия;

3) определить соответствие записей наименований профессий по штатному расписанию с наименованиями профессий и работ с особыми условиями труда, предусмотренных ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. Наименование профессий в штатном расписании должно соответствовать Общероссийскому классификатору.

Перечни выпускаются в двух экземплярах, один находится в «наблюдательном» деле, другой остается на хранении у работодате­ля. При составлении Перечня рабочих мест, наименований профес­сий и должностей, занятость в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо использовать следующие законодательные и нормативные акты:

· Закон о трудовых пенсиях;

· Списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 января 1991 г.;

· Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Вып. 00-76 (М., 1986).

Перечень составляется по видам деятельности, предусмотрен­ным ст. 27, 28 Закона о трудовых пенсиях. При составлении Переч­ня учитывается, что круг лиц, имеющих право на досрочную трудо­вую пенсию по старости, определяется Списками соответствующих работ, профессий и должностей, утвержденными Правительством РФ. Указанные списки конкретизируют наименование видов дея­тельности, профессий, должностей, учреждений и организаций, за­нятость в которых подлежит зачету в стаж на досрочную трудовую пенсию по старости.

Принятые Перечни в обязательном порядке регистрируются в журнале.

Если в течение года, на который представлены Перечни, на предприятии вследствие реорганизации или других причин измени­лись штатное расписание, структурное деление, условия труда, влияющие на право приобретения стажа на соответствующих видах работ, работодатели в установленные сроки представляют «Измене­ния к Перечню работ, профессий и должностей, занятость в кото­рых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости».

Дата публикования: 2015-04-06 ; Прочитано: 3636 | Нарушение авторского права страницы

Читайте также: