Как на украине получать две пенсии

от administrator · 10 сентября, 2018


Украинцы будут получать вторую пенсию, в результате размер выплат будущих стариков может увеличиться почти в 2 раза. Так, украинцы с 1 января 2019-го должны принимать участие во втором уровне пенсионной системы.

Часть зарплаты будут отдавать на персональный счет, а при выходе на заслуженный отдых – получать еще и накопительную пенсию, пишет NewsOboz Сейчас Кабинет министров отстает от утвержденного плана внедрения реформы. Однако в экспертной среде уверены: при политической воли правительства уже этой осенью можно принять все соответствующие документы и дать старт нововведению.

Высокая пенсия стоит дорого. И если к действующей солидарной системе могут быть вопросы: есть ограничения по максимальному размеру пенсий, соотношение взносов и полученных выплат у разных пенсионеров отличается, — то в накопительном уровне все проще.Сколько откладывал, столько и накопил.

Для примера, если ежемесячно откладывать на накопительный счет по 7% от зарплаты, то на пенсии можно будет получать дополнительную выплату в размере 10,2% от последней зарплаты. Если отдавать по 15% — 21,7%.

На данный момент есть три предложения (одно из них вступит в силу в следующем году): Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (Комиссия), ряда народных депутатов (проект Рады) и Министерства социальной политики (касается только отдельных профессий).

Итак, парламентарии предлагают первый год увеличить нагрузку на зарплату на 2 п.п, а потом, в течение 5 лет, ежегодно повышать ставку на 1 п.п. В результате размер взноса достигнет7% зарплаты.Сейчас налоговая нагрузка на зарплату – 41,5%, после нововведения – 48,5%. Правда, в законопроекте говорится, что правительство должно разработать возможность перераспределить налог на доходы физлиц таким образом, чтобы смягчить увеличение налоговой нагрузки.

Второй вариант (от Комиссии) рассчитать сложнее. Первый год, согласно документу, нагрузкаувеличится на 2%, а каждый следующий год – на 10% от роста заработной платы. К примеру, если зарплата растет на 20% в год, то нагрузка будет увеличиваться на 2% соответственно. Но здесь стоит учитывать, что согласно прогнозам правительства, инфляция в Украине будет замедляться каждый год. А чем меньше рост цен, тем меньше и номинальный рост заработных плат. В странах с развитой экономикой, где цены увеличиваются незначительно, зарплаты могут повышать всего на несколько процентов в год. Например, в Германии, как сообщают в Федеральном ведомстве статистики, с 2015 по 2016 год средняя зарплата выросла всего лишь на 2,3%. В Украине же только за прошедший год номинальная зарплата выросла на 35,5%.

При этом в законопроекте Комиссии сказано, что максимальная ставка должна составить 15% (для самых вредных работ, в том числе горняки, шахтеры, атомщики и др.) и 7% (для мене вредных работ, в том числе некоторые слесари, механики, асфальтобетонщики и др.) То есть до тех пор, пока взнос не достигнет этой отметки, его размер будет увеличиваться. И, зависимо от темпов роста зарплаты, это может произойти за 5-8 лет.

Законопроект Министерства социальной политики, который касается исключительно вредных профессий, предполагает увеличение ставки на 7-15% п.п. Так, если сейчас работодатели платят за таких сотрудников 22%, то после возможного нововведения – 29-37%.

Итак, по проекту Минсоца, украинцы смогут получить единоразовую выплату, обычную пенсию, и вторую пенсию – с накопительного уровня. «Единовременная выплата или оплата пожизненной пенсии осуществляется при условии достижения пенсионного возраста», — отмечается в документе. Точный размер такой пенсии будет зависеть от многих факторов, в том числе и от размера заработной платы. Однако, основываясь на сумме взносов и экспертных расчетов, можно предположить, что такой украинец дополнительно получит около 15,4-21,7% зарплаты в месяц. Для примера, при зарплате в 10 тыс. грн «вторая» пенсия будет составлять 1540-2170 грн.

Примерно на такую же пенсию можно рассчитывать и согласно проекту Комиссии. Правда, на нее смогут рассчитывать все, кому на данный момент не более 35 лет, и кто примет участие во втором уровне пенсионной системы. В то время как «профессиональную» пенсию по Минсоцу будут получать только те, кто занят на вредных производствах (шахтеры, металлурги и т.д.)

В то же время, согласно парламентскому варианту законопроекта, размер «второй» пенсии для мужчины составит 10,2% зарплаты, а для женщины – 7,3%. При заработной плате в 10 тыс. грн – 1020 и 730 грн соответственно.

Голосовать второй уровень пенсионной реформы депутаты будут уже осенью. Сейчас же нет окончательного консенсуса, в каком виде будет работать новая система. Группа народных депутатов вместе с рядом профильных экспертов предлагают внедрить децентрализованную систему, то есть собранные с украинцев деньги будут расходиться по разным частным пенсионным фондам. В то же время Комиссия считает, что лучший для Украины вариант – централизованный, контролируемый государством единый фонд.

Риски есть и у первого, и у второго. К примеру, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко напоминает:деятельность тех фондов, которые сейчас работают на рынке, не вызывают большого доверия. Кроме того, как отмечают в Комиссии, обслуживание децентрализованной системы дороже, что повлияет на размер второй пенсии.

Эксперт Галина Третьякова уверена: лучший для Украины вариант – децентрализованная система. В то время как один фонд создает коррупционные риски. «Действительно есть аргумент, что децентрализованная система обходится дешевле. Но нужно понимать, что когда у нас все еще высокая коррупция, мы можем потерять больше, создав один централизованный фонд», — рассказывает Третьякова.

При этом эксперт отмечает: до того, как запустить накопительный фонд и начать собирать у украинцев деньги, необходимо наделить регулятора полномочиями для более эффективного контроля. Соответствующий законопроект уже находится в парламенте, однако без вмешательства премьера, уверена Третьякова, вовремя принять все необходимые документы будет сложно.

Телефонная консультация 8 800 505-92-65 Моя мать 1944 г. р. получает пенсию в Казахстане, хочет переехать жить ко мне в Красноярск.

Муж 1952 года рожд.пенсионер (шахтерский подземный стаж 25 лет) получает 57000 тенге.Я 1952 года рож.имею пенсию 50000 тенге,стаж на 01.01.1991 г.-15 лет,на 01.01.2002г-26 лет.Какую пенсию нам назначат в России? Добрый день! Подскажите пожалуйста, я собираюсь на постоянное место жительство в Индию, но от казахстанского гражданства отказываться не буду, в Индии буду проживать по X визе, которая дается на 5 лет.

Начисление пенсий украинцам принявшим гражданство рф

Как расчитывается пенсия украинцу принявшему гражданство рф

  • Вам нужно в ПФ с документами обратиться. Поскольку одного того что Вы получали 2 700 в гривнах недостаточно. И на Ваш вопрос зная только эту информацию — не ответить.
    Пенсия не пересчитывается по какому-то курсу из гривен в рубли. Меньше точно получать не будете. Получать будете согласно законам РФ.

Как начисляется пенсия бывшим гражданам украины.?

    Пенсия у вас будет выше в России.

Провинциалы

Правила получения двух пенсий по разным основаниямПраво выбора пенсионного обеспечения

Что важно знать о новом законопроекте о пенсиях

Если Договор построен по территориальному принципу (например, Украина, Казахстан, Молдова и некоторые иные бывшие союзные Республики), то гражданину пенсия назначается по законодательству государства постоянного проживания.

Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым нет у России международного договора по пенсионному обеспечению (например, Германия, Израиль, США и некоторые другие), и проживает там, то он может при соблюдении необходимых условий (наличие страхового стажа, достижение возраста и т.д.) реализовать свое право на обращение за пенсией в Российской Федерации.

Право на получение двух пенсий

Женщинам положено пособие по потере кормильца и социальная пенсия.

Жители блокадного Ленинграда, им положены выплаты по инвалидности и старости.

Ликвидаторы катастрофы аварии , а также граждане, облучившиеся во время этого мероприятия. Члены их семей могут претендовать на выплаты по потере кормильца, по старости, если они нетрудоспособны.

Члены семей граждан, работающих в сфере космонавтики.

За двумя зайцами: можно ли получать пенсии РФ и Латвии одновременно

По закону, он должен оповестить УДГМ о своем новом статусе, что лишит его права на получение латвийской пенсии.

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)

Что же будет бывшему негражданину Латвии, а теперь гражданину другой страны (помимо утраты латвийской пенсии), если его найдет УДГМ?

«Если у человека будет отнят статус негражданина, но он собирается проживать в Латвии, ему придется получать временное разрешение на пребывание, а потом еще и постоянное разрешение, оплачивая все пошлины»

, — поясняют в УДГМ. Но самое главное — такое разрешение могут и не дать.

Пенсия при двойном гражданстве: как и кто может претендовать на выплаты

человек, имеющий двойное гражданство Туркмении или Таджикистана, вправе сам выбирать, в какой из стран ему проходить воинскую службу, работать и т.д.Второе гражданство – получение гражданами РФ дополнительного паспорта одной из стран, где, как и в России, разрешено двойное гражданство. Возможность получения второго паспорта зависит от законодательства конкретной страны.К примеру, в Германии двойное гражданство запрещено, и чтобы получить немецкий паспорт, придется отказаться от российского.

В то же время, в Австрии иметь 2 паспорта можно, значит, гражданин России может рассчитывать на получение австрийских конституционных прав, не теряя свои.Выплаты пенсии для граждан России пребывающих за границей, обеспечены международными договорами между РФ и конкретной страной. Договоры, заключенные с иностранными государствами во времена СССР, также действуют.

Возможное ли двойное получение пенсии в рф и на украине одновременно

Так кто же в России может получать две пенсии одновременно Перечень лиц РФ, которым закон разрешает получать пенсионное обеспечение нескольких типов – пенсию по инвалидности и по старости, выглядит так. В то же время, в Австрии иметь 2 паспорта можно, значит, гражданин России может рассчитывать на получение австрийских конституционных прав, не теряя свои.

Важно Можно ли получать гражданину РФ иностранную пенсию Выплаты пенсии для граждан России пребывающих за границей, обеспечены международными договорами между РФ и конкретной страной.

Инфо Договоры, заключенные с иностранными государствами во времена СССР, также действуют. Их достаточно много и их актуальность постоянно меняется.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов К примеру, не так давно в Чехии действовало соглашение в области соц.обеспечения между СССР и Чехословакией.

Военнослужащие могут оформить две пенсии: военную и гражданскую. Кто имеет право получать две пенсии?

Круг таких привилегированных пенсионеров был расширен сравнительно недавно, 21 июня 2010 года, Федеральным законом # 122.

Военнослужащие, ставшие инвалидами в результате военной травмы, инвалиды из числа участников Великой Отечественной войны и блокадников наряду с обычной страховой пенсией по старости могут получать государственную пенсию по инвалидности.

Ее размер привязан к социальной пенсии и составляет от 100 до 300% от ее суммы в зависимости от группы инвалидности. Государственную пенсию по потере кормильца вдобавок к страховой пенсии по старости или по инвалидности назначают родителям военнослужащих по призыву, погибших на службе или умерших после увольнения в результате полученных военных травм.

Такие же права имеют их вдовы — при условии, что не вышли замуж повторно, и нетрудоспособные члены семьи погибших «чернобыльцев».

[ro-youtube-related]Можно ли получать две пенсии в России и Украине[/ro-youtube-related]

Как украинцу в 2019 году оформить пенсию в России

Иностранные граждане вправе оформлять и получать любой вид пенсии, предусмотренный российским законодательством. Стандартно это: страховые, социальные, накопительные выплаты, содержание по гособеспечению. Соответственно, если иностранец подпадает под условия, при которых назначается один из названых видов пенсии, то производится его назначение.

Мужчина достиг установленного пенсионного возраста — 65 лет. Ему положена пенсия по старости. Ее могут назначить, если украинец имеет ПМЖ, российское гражданство либо статус беженца. Лица, получившие временное убежище, никакую пенсию оформить и получить не могут.

РФ или СССР. Чтобы понять, в какой конкретно стране действуют какие правила, нужно обращаться в представительства государств, где планируется получение пенсий. Тем не менее, поскольку право на пенсию является неотчуждаемым правом, то лишить российской пенсии человека не могут в любом случае. Будет ли он получать пенсию второго государства – зависит уже от социальной политики конкретной страны и от взаимоотношений этой страны с Россией. Например, в европейских странах вам не будут платить пенсию только потому, что вы достигли пенсионного возраста, при этом никогда не работали в их стране и не платили взносы в пенсионный фонд.

Двойное гражданство получают с теми странами, с которыми Россия подписала соответствующее международное соглашение. В государствах, с которыми нет подписанного документа представленного характера, Россиянин оформляет второе гражданство.

Мы не знаем, что посоветовать тем, кто годами получает две пенсии и, давно уже получив гражданство другой страны, так и не сообщил об этом в УДГМ. Индульгенции по срокам давности в управлении нет, но скорее всего там пойдут навстречу тем, кто явится добровольно и, сославшись на незнание законов, плохое здоровье и другие уважительные причины, оттянувшие визит, напишет заявление о своем новом статусе. С латвийской пенсией в таком случае придется распрощаться.

Если статус негражданина был отнят принудительно, то, во–первых, сначала придется получать временный вид на жительство и только потом в установленном порядке претендовать на постоянный.

Пенсии выплачиваются по строго определенным основаниям, прописанным в законе. Государственные пособия назначают и выплачивают территориальные подразделения ПФР. Обращение за ними включает несколько стадий:

Гражданин М. обратился в судебный орган. Ответчик — Управление Пенсионного фонда РФ (Спасский район РО). М. в иске просит вернуть ему вторую пенсию, а также взыскать с фонда задолженность в период невыплаты пособия. Ситуация развивалась так: гражданин ликвидировал аварию в Чернобыле. До 2006 года он получал от ПФР две пенсии. Одна была назначена из-за травмы и инвалидности, полученной при ликвидации аварии. Вторая выплата – это пенсия по старости. Пенсия по инвалидности начала отчисляться в 1996 году, через 9 лет была назначена пенсия по старости (гражданин М. достиг 50 лет, стаж работы – 20 лет). В июле 2006 года ответчик не стал более выплачивать пенсию по старости. Полученные пояснения сотрудников фонда о том, что указанные выплаты могут быть ему назначены при достижении возраста 55 лет и стажа – не менее 25 лет, не смогли упокоить истца, он обратился в суд, который принял решение в его пользу.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.



В ближайшее время в Украине планируют провести пенсионную реформу. Об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Это один из вопросов, который обсуждался с МВФ при подготовке новой кредитной программы для Украины. По каким вопросам пришлось дискутировать и о чем договорились – станет понятно после 9 июня. В этот день, как ожидается, вопрос о кредите для Украины должен быть рассмотрен на заседании Совета директоров Международного валютного фонда. После этого Меморандум будет опубликован, пообещали в правительстве.

Вероятно, после этого общественности покажут и наработки правительства относительно пенсионной реформы. Еще на пресс-конференции президент Украины Владимир Зеленский говорил, что Министерству соцполитики было поручено представить концепцию пенсионной реформы общественности "в ближайшее время". Проект закона "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" 20 мая был внепланово включен в повестку дня нынешней сессии Верховной Рады, так что, вероятно, он будет рассмотрен еще до парламентских каникул.

Однако еще до официального обнародования пенсионная реформа стала одной из самых обсуждаемых тем в СМИ. Что неудивительно. За последние годы это уже далеко не первое объявление о пенсионной реформе. Однако, в отличие от всех предыдущих "пенсионных реформ", которые приводили разве что к копеечным повышениям пенсий, эта может действительно принципиально изменить саму пенсионную систему в Украине. Улучшат или ухудшат эти изменения ситуацию с пенсиями? Сайт "Сегодня" собрал информацию о том, что известно о грядущей пенсионной реформе.

Две или три пенсии вместо одной

Главным новшеством может стать введение трехуровневой пенсионной системы, как принято в большинстве развитых стран.

Сегодня большинству украинцев хорошо известен только один вид пенсий – солидарные, когда деньги на выплату пенсий собирают "сейчас на сейчас" (с зарплат работающих граждан в Пенсионный фонд отчисляется единый социальный взнос, ЕСВ, и собранная сумма идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам). Это считается первым уровнем. Однако на самом деле пенсионная система в Украине уже двухуровневая. Как уже писал сайт "Сегодня", еще в 2003 году был принят закон, который вводил в Украинедобровольные пенсионные накопления (это третий уровень).Но большой популярности добровольно-накопительные пенсии за все это время не приобрели. По сути, они были просто разрешены, но государство практически ничего не делало для того, чтобы это явление стало массовым.

Неизвестно, будет ли в ходе новой пенсионной реформы что-нибудь сделано для развития добровольного пенсионного накопления, но в правительстве заявляют, что в ближайшее время планируют ввести в Украине еще один вид пенсионного обеспечения – обязательные накопительные пенсионные отчисления (считается вторым уровнем пенсионной системы). Очевидно, введение нового вида пенсий и станет главной составляющей новой пенсионной реформы. Однако не единственной.

Введут обязательное пенсионное накопление

Сайт "Сегодня" уже рассказывал, что проект закона"Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" был зарегистрирован в парламенте еще зимой. Он предполагает, что делать обязательные отчисления на пенсионные счета должны будут и работники, и работодатели. С уже начисленной работнику зарплаты на его индивидуальный пенсионный счет будет переводиться минимум 1% (по желанию работника процент может быть увеличен), а работодатель обязан будет перечислять на тот же счет 2% начисленной зарплаты. Также в сопроводительных документах приводятся расчеты, которые показывают, что процент отчислений планируется повышать. Так, составители законопроекта исходили из того, что в 2021 году процент обязательных накопительных пенсионных отчислений будет составлять 3%, в 2030 году – 4%, еще через 10 лет это будет уже 6%, а в 2050-м – 7%.

В то же время, чтобы не перегружать работодателей налогами, в правительстве планировали снизить размер ЕСВ. Однако недавно глава Кабмина рассказал о другом варианте, как может измениться налоговая нагрузка на работодателей.

"Обсуждается такой вариант: 2% от нынешнего ЕСВ выделяем в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% берем по налогу на доходы физлиц (НДФЛ). Эти 4% позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 млн грн", – сказал Денис Шмыгаль.

Однако в результате поступления в Пенсионный фонд уменьшатся. Вероятно, это и стало предметом недовольства со стороны МВФво время обсуждения пенсионной реформы.

Также в законопроекте предложено создать для администрирования этих взносов новое ведомство – Пенсионное казначейство. Однако это предложение вызвало массу споров. Пожалуй, это основной нерешенный вопрос, из-за которого окончательную концепцию пенсионной реформы правительство до сих пор не представило.

"Если говорить о запуске второго уровня – накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, то основная дискуссия идет в части институциональной инфраструктуры внедрения системы. Большинство участников рабочих групп считают, что для запуска системы нужно использовать уже имеющиеся институты – государственные (налоговую службу, Пенсионный фонд Украины, Казначейство) и частные (негосударственные пенсионные фонды и компании, осуществляющие их операционную деятельность – КУА, АПФ, банки-хранители, СК, ТЦБ и т.д.). А от создания дополнительных ненужных институтов за счет бюджетных средств следует воздержаться. Мы также придерживаемся этой позиции, поскольку считаем, что такое построение минимизирует риски коррупции и монополизации. Также запуск системы на базе уже имеющихся институтов будет способствовать развитию добровольного пенсионного накопления, а именно это и является одной из целей пенсионной реформы – стимулировать граждан к накоплению. Только полноценная работа всех трех уровней пенсионной системы способна обеспечить достойный уровень доходов на пенсии", – рассказывает директор компании по управлению активами "Всесвит" Ярослав Савченко.

Могут появиться профессиональные накопительные пенсии

В ходе реформы предполагается внедрить также такой подвид накопительных пенсий, как "профессиональные накопительные пенсии". В середине мая Министерство социальной политики вынесло на общественное обсуждение соответствующий проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы". Как следует из объяснительной записки, представители ряда профессий со временем полностью перейдут от солидарных пенсий к профессиональным накопительным.

Правительство предлагает три вида профессиональных пенсионных программ. Программа №1 будет действовать для представителей профессий с вредными условиями труда (т. н. "список профессий №1). К ним относятся горняки, работающие под землей, металлурги, работающие в горячих цехах, дышащие металлической пылью и другими вредными веществами, работники предприятий химической промышленности и т.д. Работодатели должны будут отчислять на пенсионные счета таких работников кроме 22% ЕСВ в солидарную систему еще и 15% в профессиональную накопительную. Участники этой программы смогут выходить на пенсию в 50 лет (при стаже на вредной работе минимум 10 лет для мужчин и 7,5 лет для женщин).

Программа №2 разработана для профессий из "списка №2", куда входят те, чья работа "связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях повышенного риска для здоровья". К этой группе относятся геологи, "химики", электромонтеры, авиамеханики и водолазы, водители городского транспорта и др. На их накопительные пенсионные счета работодатели должны будут отчислять 7% зарплат, выходить на пенсию можно будет в 55 лет при наличии необходимого стажа (12,5 лет для мужчин, 10 лет для женщин).

И, наконец, пенсионная программа №3 – это программа для всех других профессий, если предприятие является участником какого-либо профессионального пенсионного фонда или создаст такой фонд. Здесь работодатель должен платить от 3%, пенсионные выплаты можно будет получить тоже после 55 лет.

Пенсионный фонд заставят "зарабатывать"?

Идея реформирования Пенсионного фонда витает, но окончательного решения на этот счет пока не озвучено. Сторонники реформирования считают, что ПФУ должен получить возможность приумножать деньги, которые поступают от ЕСВ. Например, покупая, как и негосударственные пенсионные фонды, гособлигации, которые считаются надежным финансовым инструментом. Противники этой идеи считают, что даже ОВГЗ – это риск, а рисковать деньгами пенсионеров Фонд не должен. Да и денег на это у ПФУ нет – все, что собирается от ЕСВ, тут же выплачивается пенсионерам, да еще и госбюджет дотирует практически половину нужной суммы.

"У Пенсионного фонда Украины специфическая функция, его задача – собрать взносы и выплатить пенсии. ПФУ по своей сути не может заниматься инвестированием и зарабатывать деньги. Также у ПФУ есть фискальная функция и функция ведения реестра застрахованных лиц. Не нужно придумывать для ПФУ несвойственные функции и тем более сравнивать с негосударственными пенсионными фондами, это две разных институции, каждая из которых должна выполнять свою роль", – комментирует глава Рады Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Елена Сотскова.

Как могут измениться пенсии

Сейчас в Верховной Раде находятся и другие законопроекты, касающиеся изменений пенсионного законодательства. Например, Кабмин подал в Верховную Раду законопроект о замене бумажных трудовых книжек на электронные. Это позволит назначать пенсии автоматически. Другие законопроекты усиливают требования к негосударственным пенсионным фондам, которые будут собирать накопительные взносы, вносят соответствующие изменения в Налоговый кодекс и другие законы, ведь о накопительных пенсиях раньше практически нигде не упоминалось. Новая система может заработать уже с 2021 года.

Главная цель этих изменений – попытаться ликвидировать все увеличивающуюся дыру в Пенсионном фонде и не допустить дальнейшего снижения уровня обеспеченности пенсионеров. А по возможности – увеличить его.

"Если ничего не менять, то к 2030 году коэффициент замещения будет не более 18 %, т.е. при зарплате в 10 тыс. гривен при выходе на пенсию человек сможет получить только 1800 гривен. А если будут работать все три ступени пенсионной системы, то коэффициент замещения может вырасти до 58 %", – считает Елена Сотскова.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения, который требуют от Украины международные документы, – 40% средней зарплаты.

"Исходя из расчетов, старт накопительной системы со взносами на уровне 4% обеспечит коэффициент замещения на уровне 0,4 (40%) при наличии предусмотренного законодательством Украины страхового стажа. При условии постепенного увеличения взносов до 7% коэффициент замещения приблизится к 0,5 (50%). Обеспечить более высокий коэффициент замещения можно за счет дополнительного добровольного накопления. Ведь чем больше источников дохода на пенсии – тем лучше. В идеале пенсия должна состоять из трех частей: пенсия из солидарной системы (1-й уровень), пенсия с обязательной накопительной системы (2-й уровень), пенсия с системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения (3-й уровень). Первые две составляющие вместе должны обеспечивать коэффициент замещения на уровне не ниже 0,4. Именно этот минимальный уровень был зафиксирован Международной организацией труда в 1952 году в Конвенции №102 "О минимальных нормах социального обеспечения". Украина упомянутую Конвенцию ратифицировала еще в начале 2016 года", – рассказывает Ярослав Савченко.

Читайте также: