Как начисляется пенсия по старости в кыргызстане

Киргизские пенсионеры живут на уровне бедности.

В Киргизии живут чуть более 6 миллионов человек. Но это только де-юре, а де-факто проживающих там людей значительно меньше, потому что большая часть трудоспособного населения зарабатывает, а значит и проживает в странах близлежащего зарубежья, чаще всего в России. А значит и налоги, а также страховые взносы они платят в других странах. Как это отражается на пожилых людях?

Как начисляется пенсия в Киргизской республике

Механизм начисления пенсий в Киргизии регламентируется Законом «О государственном пенсионном социальном обеспечении». Согласно нынешней его редакции, на общих основаниях женщины получают право выйти на заслуженный отдых после достижения 58 лет, а сильная половина – после 63. Возрастной показатель может быть снижен при наличии определенных факторов, в числе которых:

  • превышение минимального стажа;
  • работа в условиях высокогорья, на подземных работах, а также в особо вредных и тяжелых условиях;
  • участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • для женщин – рождение пяти и более детей либо детей-инвалидов и др.

На сегодняшний день Соцфонд Киргизии из-за роста пенсионных расходов и в связи с общим увеличением числа пенсионеров предлагает пересмотреть льготные категории. Это учитывая то, что вся система итак находится в весьма плачевном состоянии, а выплаты не могут похвастаться большими размерами.

Что касается минимального страхового стажа, то для выхода на пенсию мужчины должны отработать не менее 25 лет, а женщины – не менее 20.

Как заработать себе на пенсию

Киргизы могут получать пособия по одной из двух или одновременно по двум пенсионным системам:

  • Получать пенсию по так называемой классической версии, то есть работать официально и делать ежемесячные отчисления в Социальный (Пенсионный) фонд с соблюдением всех требований по стажу.

  • Копить себе средства на старость в негосударственном пенсионном фонде «Кыргызстан» (он в стране один). Отчислять их на накопительный счет придется на протяжении минимум 7 лет при этом ежемесячные взносы должны составлять не меньше 100 сом (или 93 руб). От их размера напрямую зависит, сколько будет получать человек в старости.

Сколько же получают киргизские пенсионеры

Минимальное пенсионное пособие в Киргизии составляет 4 283 сом (или 3 981 руб). Эта цифра ниже прожиточного минимума, установленного в размере 5 292 сом (или 4 920 руб). И это несмотря на то, что согласно Конституции страны Киргизия является социальным и демократическим государством.

Средняя пенсия, которую получают от 30 до 40% населения преклонного возраста, составляет 5 820 сом (или 5 410 руб).

Есть и максимальный показатель – порядка 75 000 сом (или 70 000 руб). Их получают единицы.

Почему в стране мизерная пенсия

Существенных повышений размера пенсионных пособий в ближайшее время не предвидится. Самая главная причина таких мизирных пенсий заключается в неконтролируемой трудовой миграции. Киргизы предпочитают трудиться неофициально в других странах, чаще всего в России, где уровень заработной платы значительно выше, чем на родине. От этого факта страдает государственный бюджет, который не дополучает средства от налогов и социальных взносов.

Среди других причин и теневая экономика, основанная на сокрытии доходов и выплате зарплат в конвертах, и стремительно стареющее население. По данным Соцфонда, на одного пенсионера в КР приходится 1,2 работающих человека, а по рекомендациям Международной организации труда на одного получателя пенсии должно приходиться как минимум 3 налогоплательщика.

Если сбудутся самые печальные прогнозы, и в будущем государство попросту отойдет в сторону, то пенсии старики будут получать только через негосударственный фонд. От этого ситуация только усугубится. Получится, сколько средств за время трудовой деятельности человек перечислил на свой счет, на то и будет жить или существовать в преклонном возрасте. Если такой прогноз будет реализован, то игра «помоги себе сам» превратится в борьбу за выживание.

На сегодняшний день пенсионная система Киргизской Республики пребывает в весьма плачевном состоянии из-за дефицита государственного бюджета. В 2019 году минимальное пенсионное пособие резидентов Киргизской Республики было равно 4283 сом (сом – национальная валюта Киргизии).

Напомним, что прожиточный минимум в этом государстве был установлен на отметке около 5 292 сом в месяц. Это значит, что минимальное пенсионное пособие ниже утверждённой потребительской корзины.

Средняя пенсия в этом государстве равна 5820 сом. Это данные за 2019 год. Но среднюю пенсию получают не больше 30-40% населения. Основной «доход» пенсионного фонда – это отчисления работников, которые официально трудоустроены и трудятся в пределах Киргизской Республики. Но большая часть трудоспособного населения на данный момент пребывает за пределами страны. Едут, в основном в Россию. У Киргизии с РФ установлен безвизовый режим.

Люди уезжают из Киргизии с целью трудоустройства и заработка денег. Соответственно, только малая толика таких личностей перечисляет налоговые платежи. Основная же часть работающих мигрантов получает зарплату в конвертах, соответственно никаких налогов не отчисляет. Россияне тоже не спешат помочь поднять экономику страны, хотя виза для въезда в Киргизию не нужна

Самые высокие пенсионные пособия достигают 900-1000 долларов. Это примерно 75 тысяч сом. Такие пенсии получают работники прокуратуры и военные.

Пенсионный возраст

Согласно закону Киргизской Республики «О пенсионном страховании», женщины выходят на пенсию в 55 лет. Для мужчин же пенсионный возраст увеличен на 5 лет.


Но в 2018 году правительство КР планирует ввести изменения в законодательную базу — пенсионный возраст граждан Киргизии должен снизиться. Но нововведения касаются лишь определённой категории населения:

  • Для женщин, которые ранее работали в условиях высокогорья, пенсионный возраст будет колебаться от 50 до 53 лет.
  • Мужчины, которые работали в таких же условиях, могут выходить на пенсию с 55 до 58 лет.
  • Женщины, которые имеют троих и более детей, могут выходить на пенсию в 48 лет.

Увеличение пенсионного возраста коснётся лишь тех, кто работал в труднодоступных зонах:

  • Для женщин выход на заслуженный отдых будет осуществляться от 55 до 56 лет.
  • Для мужчин — с 60 по 61 год.

Классификация пенсионных пособий

Согласно действующему законодательству в этой стране различают такие способы накопления пенсионных пособий:

  1. Солидарно-распределительная схема. Данный способ подразумевает выплату пособий из тех отчислений, которые вносят трудоспособные граждане Республики. Проще говоря, это тот же самый Пенсионный Фонд.
  2. Условно-накопительная схема. Эта схема подразумевает накопления в негосударственных фондах. Имеется в виду, что резидент Киргизии может на протяжении минимум 7 лет отчислять собственные средства на свой накопительный счёт. Когда он выйдет на пенсию, то ранее уплаченные платежи ему возвращаются вместе с государственной пенсией.

Из чего состоит пенсионное пособие

Стоит заметить, что каждое пенсионное пособие в КР состоит из 3 частей:

  • 1 часть – базовая. Она начисляется исходя из трудового стажа. При выходе на заслуженный отдых гражданин получает 1500 сом (20 долларов).
  • 2 часть – первая страховая. На эту часть пособия могут рассчитывать лишь лица, которые имеют трудовой стаж до 1996 года. Эта часть пособия не имеет фиксированной суммы. Она исчисляется по следующей формуле:

Среднемесячный оклад за любые 5 лет умножается на количество отработанных лет. Полученная сумма умножается на 1 процент. Результат и является прибавкой к пособию.

  • 3 часть – вторая страховая. Эта часть пособия начисляется лишь в том случае, если гражданин Киргизской Республики вносил налоговые платежи в государственный бюджет в период с 1996 года.

Размер налогового платежа в социальный фонд рассчитывается так: из ежемесячного оклада высчитывается 17,5 процента; из получившейся суммы вычитается ещё 15 процентов. Сумма, которая получилась в итоге, и является взносом в Социальный фонд страхования.

Другие виды пенсий

Помимо пенсии по возрасту, граждане Киргизской Республики могут получать некоторые пособия:

  • по потере кормильца;
  • по инвалидности.

Надбавки к пособию

Все надбавки к основному пенсионному пособию начисляются Социальным фондом страхования. На получение надбавки могут рассчитывать:

  1. Участники ВОВ, имеющие от 1 до 3 группы инвалидности.
  2. Личности, возраст которых старше 80 лет.
  3. Почётные доноры.
  4. Пенсионеры, не имеющие детей и родственников.
  5. Люди, которые побывали в концлагерях в несовершеннолетнем возрасте.
  6. Лица, которые проживали в Ленинграде во время Блокады.

Размер надбавок колеблется от 200 до 470 сом.

Негосударственное пенсионное страхование

Под негосударственными фондами пенсионного страхования подразумеваются фонды, куда граждане Киргизии отчислят собственные денежные средства для получения в дальнейшем прибавки к государственному пособию.

Негосударственный пенсионный фонд КР впервые был создан в 1998 году. На сегодняшний день он активно работает, более 2 тысяч лиц являются его участниками. Пособия же получают около 500 человек.

Ежемесячно в такой фонд стоит вносить не меньше 100 сом. Минимальный период для вкладов составляет 7 лет. Существуют программы, рассчитанные на разное количество времени: 10, 15, 20 и 25 лет.

Трудовые мигранты и предприниматели

Те, кто трудится за пределами Республики, согласно закону не могут осуществлять платежи в социальный фонд. Поэтому оформить пенсионное пособие для таких граждан будет весьма сложно. Но для таких категорий лиц существует выход. Они должны перечислить средства на накопительный счёт. Переводимые средства будут служить в дальнейшем пенсионным пособием.

Частные предприниматели также обязаны вносить ежемесячный налоговый платёж в государственный бюджет. Сумма платежа варьируется от 2 до 4 процентов.


Прогнозы

Если в скором времени правительство Киргизский Республики не примет меры и не введёт новые реформы относительно обязательного пенсионного страхования, то уже через 10 лет государство будет не в состоянии выплачивать пособия своим гражданам. Цены в Киргизии по сравнению с доходами несоизмеримо высокие.

В будущем правительство планирует провести реформу, направленную на отдаление Республики из пенсионной системы. Планы чиновников направлены на создание негосударственной пенсионной системы — пенсии будут выплачиваться не из государственного бюджета, а из негосударственных пенсионных фондов. При этом стоит понимать, что все средства в этот фонд будут поступать только от человека, который в будущем и будет получать пособие.

Автор: Сарыбаева Анна. Финансист, юрист, преподаватель Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики. Дата: 19 февраля 2020. Время чтения 4 мин.


В 2019 г. средние выплаты пенсионерам в Киргизии составляли 5 830 С, или 83 $ в месяц. Она отстает от России, Узбекистана, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана и занимает 8-е место в СНГ. Минимальное пособие в стране составляет 1 750 С. Оно в 2,5 раза ниже прожиточного минимума. Самые высокие начисления – у бывших военных и работников прокуратуры. На доплаты и надбавки могут рассчитывать участники ВОВ, инвалиды 1-3 групп, блокадники, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, почетные доноры Кыргызстана. Правительство работает над развитием системы негосударственных пенсионных фондов.

Пенсии в Киргизии за последние 10 лет увеличились в среднем в 3,17 раза. В период с 2009 по 2019 гг. указы Президента республики о повышении выходили 7 раз. Кроме того, каждые 4 года проводится индексация выплат на размер инфляции. Столь существенный прирост связывают с изменением курса денежной единицы КР – сома – в 2014-2015 гг. В целом же по величине пособий в СНГ страна уступает России, Узбекистану, Белоруссии, Казахстану, Азербайджану и Армении.

Динамика за 10 лет

Киргизия – уникальное по своим политическим процессам государство СНГ и Центральной Азии. За 25 лет независимости здесь у руля власти сменилось 5 президентов, каждый из которых начинал свое правление с повышения выплат людям, вышедшим на заслуженный отдых, и социальных пособий.

Справка! Национальная валюта в стране – киргизский сом (С). По состоянию на 19 января 2020 г., по данным ЦБ России, курс: 1 С = 0,881 руб.


График 1. Динамика уровня начислений пенсионерам в стране в 2009-2019 гг., С. Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (НСК КР).

В 2009 г. средний размер пенсии в стране составлял 1 838 С, или 1 619 руб., а в 2019 г. он вырос до 5 830 С (5 136 руб.). Таким образом, выплаты повысились в 3,17 раза.

Номинальная величина среднего пособия растет из года в год, однако ее реальный размер постепенно сокращается: в 2014 г. уменьшение составило 0,9%, в 2015 – 4,6%, в 2016 – 3,9%, в 2017 – 1,2%, в 2018 – 1,0%, в 2019 – 0,5%. Причиной тому послужил скачок инфляции в стране на фоне мирового финансового кризиса.

В 2019 году в Кыргызстане насчитывалось 727 тыс. пенсионеров – 12,2% от шестимиллиардного населения страны. Киргизские мужчины выходят заслуженный на отдых в 60 лет, а женщины – в 55.

Минимальный размер пособия в 2019 г. составил 1 750 С (1 541 руб.). В этот же период величина потребительской корзины была рассчитана на уровне 5 000 С (4 405 руб.). Исходя из этого, получается, что выплаты пожилым в стране в 2,86 раза меньше прожиточного минимума.

Максимальный размер ежемесячных начислений в 2019 г. достигал 70-75 тыс. С (900-1100 $). Такие пособия получали бывшие работники прокуратуры и военных ведомств Кыргызстана.

Как работает пенсионная система

В Киргизии существует два варианта накопления выплат по возрасту:

  • солидарно-распределительный тип предполагает отчисления трудоустроенных граждан в Пенсионный фонд страны;
  • условно-накопительный основан на работе специализированных частных учреждений, куда любой резидент может перечислить часть своего дохода.

Справка! Государственная схема базируется на том, что официально трудоустроенные граждане переводят ежемесячно 10% своего дохода. Кроме того, за аналогичный период 17,5% зарплаты каждого работника в Пенсионный фонд вносят работодатели.


Выплаты пожилым в Киргизии состоят из трех частей:

  • базовая – устанавливается в зависимости от трудового стажа работника (минимум – 1 500 С, или 20 $);
  • страховая – определяется исходя из времени пребывания на заслуженном отдыхе и пересчитывается каждые 5 лет;
  • дополнительная – включает в себя доплаты для определенных категорий граждан.


В 2019 г. в Кыргызстане на прибавки к базовой и страховой частям начислений могли рассчитывать особые группы лиц.

Таблица 1. Размер ежемесячных надбавок

Прогнозы

В 2022-2025 гг. Правительство страны планирует увеличить базовую пенсию на 15%. Это приведет к тому, что средний размер выплат пожилым людям в республике возрастет до 6 740 С, или 5 938 руб. Однако даже при этом уровень финансового обеспечения стариков растет медленнее цен в Кыргызстане.

Второе перспективное направление пенсионной реформы в КР – расширение обширной системы негосударственных фондов к 2026 г. Пока же по уровню развития сферы социального обеспечения престарелых мужчин и женщин Киргизия ниже большинства стран СНГ.


График 2. Пенсии в СНГ. Источник: Информационное агентство «Кактус.Медиа»

Определить, каким образом Социальный фонд КР высчитывает размер пенсии, не так уж и просто.

По данным Нацстаткома, в Кыргызстане примерно 673 тысяч человек являются пенсионерами разных категорий. Почти у каждого четвертого из них размер пенсии составляет ниже прожиточного минимума, в 2017 году прожиточный минимум определен в 4900 сомов.

В Кыргызстане по закону “О государственном пенсионном социальном страховании” мужчины выходят на пенсию в 63 года, женщины – в 58 лет. Пенсия по возрасту предоставляется всем без исключения, независимо от того, производил ли гражданин страховые взносы в Социальный фонд или нет. По данным Нацстаткома, пенсионеры по возрасту в КР составляют 73% от общего количества пенсионеров.

Мужчина получит свою базовую часть в полном объеме том случае, если его общий трудовой стаж составляет 25 лет, женщина – 20 лет. С 1 октября 2017 года базовая часть пенсии составляет 1,780 сомов. Если человек отработал меньше вышеуказанного срока, размер базовой части сокращается пропорционально выслуге лет. К примеру, базовая часть пенсии женщины-пенсионера, отработавшей 10 лет вместо необходимых 20, составит 890 сомов вместо 1780.

По закону “О государственном пенсионном социальном страховании КР” размер пенсии определяется по следующей формуле:

Общая месячная пенсия (ОП) = Б (базовая часть пенсии) + СП1 + СП2

СП1 – первая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части до введения персонифицированного учета;

СП2 – вторая страховая часть пенсии или месячный размер страховой части после введения персонифицированного учета.

Персонифицированный учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования.

Если базовую часть можно легко подсчитать, то подсчет СП1 и СП2 гораздо сложнее. Здесь учитываются страховой стаж, среднемесячный заработок, сумма накоплений и коэффициент индексаций. Коэффициент индексаций привязан к изменению цен на продукты питания и средней зарплате по стране за предыдущий год.

В 2016 году Соцфонд внедрил онлайн калькулятор для того, чтобы граждане могли самостоятельного подсчитать размер своей будущей пенсии. Соцфонд предупреждает, что он дает лишь предварительные результаты при определении суммы будущей пенсии. В случае, если гражданин вводит все свои данные правильно, процент ошибочного подсчета снижается.

Если верить этому калькулятору, женщина, отработавшая 10 лет со средней заработной платой в 14 000 сомов, получит пенсию примерно в 3200 сомов, из них 890 сомов – это базовая, остальная сумма – страховая часть пенсии. Если же общий трудовой стаж составляет 20 лет и сумма зарплаты также 14000 сомов, у нее увеличится как базовая, так и страховая часть пенсии. Базовую часть в этом случае она получит в полном объеме – в 1780 сомов, а приблизительный размер пенсии будет составлять 5800 сомов.


Мужчинам же, для того, чтобы получить базовую часть в полном объеме, необходимо иметь 25-летний стаж. Разберемся с нашими отчислениями в Соцфонд. Ежемесячно с заработной платы каждого работающего по трудовому договору гражданина удерживается 10% на пенсионные нужды, еще 10% – в районное отделение Налоговой службы. За своего работника перечисления производит и работодатель – 17.25 % от заработной платы (15% в Пенсионный фонд, 2% – в Фонд обязательного медицинского страхования, 0,25% – в Фонд оздоровления трудящихся). Таким образом, в Соцфонд перечисляется сумма, равная 25% от заработной платы работника.


К примеру, гражданин получает на руки зарплату в 15,000 сомов. Примерно эта сумма является средней заработной платой по Кыргызстану, приводит данные Нацстатком. В этом случае общие расходы работодателя составляют 21,712 сомов. На счет работника он начисляет 18518 сомов, с этой суммы 10%, то есть 1851 удерживаются для Соцфонда, из оставшейся суммы еще 10% (1666 сомов) удерживается в виде подоходного налога и перечисляются в Налоговую службу, соответственно. Также работодатель отдельно платит в копилку Соцфонда 3194 сома, это те 17.25%, которые от суммы заработной платы сотрудника работодатель обязан со своего бюджета направлять в госбюджет. Таким образом, ежемесячно в копилку Соцфонда с каждого работника поступает в среднем 5047 сомов.


Собранные средства распределяются между действующими пенсионерами. Получается, что последующее поколение финансирует предыдущее, размер же пенсии в большей степени зависит от благополучия нынешнего населения, на которое пенсионеры повлиять уже никак не могут.

Не секрет, что многие работодатели пытаются избежать налогов, и нанимают работников не по трудовому договору, а высокий уровень безработицы и незнание граждан о своих трудовых правах приводит к тому, что в большинстве случаев выплата средств происходит в конверте. Сегодня на каждого пенсионера приходится 1,2 легально трудящийся. Международная организация труда (МОТ) рекомендует, чтобы эта цифра была в три раза больше, в противном случае происходит дисбаланс пенсионной системы, и она начинает терять свою устойчивость. Если ситуация не поменяется, через 10-12 лет нынешняя модель пенсионного обеспечения будет не способна охватить всех пенсионеров, и государство рискует потерять возможность гарантированно выплачивать гражданам законную пенсию.

Асель Сооронбаева – выпускница Школы аналитической журналистики CABAR.asia


Данный материал подготовлен в рамках проекта “Giving Voice, Driving Change from the Borderland to the Steppes Project“, реализуемого при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Норвегии. Мнения, озвученные в статье не отражают позицию редакции или донора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Может ли любой человек обеспечить себе безбедную старость за счет государственной пенсии в реалиях современного Кыргызстана? Если нет, то как сделать это самостоятельно? Эти и многие другие вопросы являются поводом для беспокойства для многих граждан нашей Республики, уже приближающихся, к так называемой, отметке « пенсионный возраст». Для остальной половины, а именно граждан от 18 до 35 лет, пенсия кажется чем-то далеким и не столь значимым в этом периоде жизни. Но рано или поздно наступает время, когда человек начинает задумываться о будущем, которое в условиях неустойчивой экономики, представляется смутно. Поэтому о старости необходимо задуматься уже сейчас, учитывая неспособность государства полноценно обеспечить своих граждан достойной пенсией.

На сегодняшний день пенсия в Кыргызстане состоят из трех частей:

Базовая – это гарантированная часть пенсии, которую граждане получают по возрасту и с учетом страхового стажа. Ее размер на сегодня составляет 1 500 сомов;

Первая страховая – эту часть получают пенсионеры, имеющие страховой стаж до 1996 года. (Рассчитывается она по следующему принципу: стаж исчисляемый в процентах умножается на заработную плату до введения персонифицированного учета);

Вторая страховая – это часть пенсии, которая начисляется с учетом суммы накопленных взносов с 1996 года.


Рис 1. Составные части пенсии

Согласно данным Соцфонда, средняя пенсия с учетом компенсационных выплат на 2014 год составила в совокупности 4 562 сома, при том, что прожиточный минимум пенсионера составил 4 434 сома. Казалось бы, ситуация достаточно положительна, и государство выполняет свою функцию по обеспечению уровня жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Однако, хотелось бы отметить, что средняя пенсия на одного пенсионера высчитывается путем деления общей суммы пенсионных выплат на количество пенсионеров. При этом , как такового деления пенсионеров по размеру пенсионных выплат не осуществляется, то есть происходит некоторое искажение информации. Так как, существует максимальные пенсии, превышающие 100 тыс. сом, и минимальные составляющие в среднем около 2-3 тыс. сом

Темп роста средней пенсии на 2014 год составил всего 102%, в то время как темп роста прожиточного минимума пенсионера составил 108%. Это говорит о том, что потребности пенсионеров растут, а пенсия при этом остается на прежнем уровне. На данный момент, доля пенсионеров, находящихся до уровня прожиточного минимума составляет 57,5%.

В целях улучшения состояния пенсионного обеспечения было принято решение с 1 января 2010 года ввести накопительный компонент в пенсионную систему КР через увеличение отчислений граждан с 8 до 10 %, из которых 2% были предназначены для формирования накопительной части пенсии. Государственному накопительному пенсионному фонду было вверено управление этими 2%. Предполагалось, что ГНПФ путем инвестирования данных пенсионных накоплений в разрешенные активы сможет некоторым образом повлиять на размер пенсионных выплат в будущем. Однако возникает вопрос, о целесообразности данного компонента учитывая незначительность отдачи от 2% инвестированных средств. На данный момент встает вопрос об увеличении доли накопительного компонента, а также о передаче права выбора самому гражданину отчислять средства в ГНПФ или НПФ ( Негосударственный пенсионный фонд).

Основными недостатками нашей пенсионной системы являются отсутствие механизмов защиты наиболее бедных и уязвимых слоев населения, несправедливое формирование пенсионных прав и обязательств участников пенсионной системы. К тому же, рост базовой части пенсии и перевод ее на бюджетное финансирование создает повышенную нагрузку на бюджет страны. Очевидно, что в ближайшие годы правительство не сможет решить эту проблему. Исходя из демографической ситуации, в долгосрочном плане, ожидать заметное повышение государственной пенсии не приходится, в силу того, что соотношение числа работающих к числу пенсионеров уменьшается.


Учитывая все проблемы государственного пенсионного обеспечения, стоит задуматься о накоплении личных сбережений, которые станут для Вас дополнительной гарантией на безбедную старость.

Основными возможностями накопления пенсии являются негосударственный пенсионный фонд и создание личного пенсионного фонда с помощью инвестиций.

Негосударственные пенсионные фонды - это давно опробованный за границей способ обеспечить достойную старость людям. Если говорить о негосударственных пенсионных фондах, то, конечно, мы очень уступаем западным странам, так как на рынке Кыргызстана действует лишь один негосударственный пенсионный фонд – НПФ «Кыргызстан». Основным видом деятельности НПФ "Кыргызстан" является дополнительное добровольное пенсионное обеспечение граждан на основе пенсионных договоров. Все деньги, поступающие на счет Фонда, инвестируются главным образом в государственные краткосрочные облигации и казначейские векселя, облигации, обеспеченные залогом и акции компаний, прошедших листинг (проверку) Фондовой биржи Кыргызстана и обеспеченных залогом, что является результатом невысокой доходности вложений.

Выбор инвестиционных возможностей при создании личного пенсионного фонда очень разнообразен: ценные бумаги (акции и облигации, государственные ценные бумаги), депозиты, недвижимость, золото и бизнес.

Основным преимуществом личного пенсионного фонда является возможность контролировать самому и отчисления и размер доходности. Необходимо лишь определиться с размером пенсии, который хотите получить в будущем и грамотно распределить свои денежные средства.

Так наша обеспеченная старость зависит только от нас и надо начать откладывать на нее прямо сейчас!

Читайте также: