Как получить пенсионерам не получающих пенсию на украине из донбасса


С 1 января 2020-го в непризнанной республике пенсионная «минималка» составляет 4800 рублей, в то время как на Украине — 4275 (в пересчете с гривен на рубли, разумеется).

И это не предел. Лидеры двух донбасских республик, Денис Пушилин и Леонид Пасечник, одновременно заявили о твердом намерении вывести уже в 2022 году зарплаты и пенсионные выплаты в своих государствах на уровень тех, что существуют в соседней Ростовской области. То есть если не вмешается в реальность какой-нибудь форс-мажор, самая маленькая пенсия в Донецке и Луганске выйдет на цифру 8846 рублей, надо полагать.

От «пенсионного туризма» к нормальной жизни

Учитывая, что в Донбассе последние тридцать-сорок лет пенсионеры составляли не меньше трети населения, новость обнадеживающая. Но кроме моральной стороны дела есть в этом сообщении, конечно же, и несколько не совсем приметных, но очень важных вещей, о которых надо сказать четко и однозначно, чтобы не было спекуляций.

Речь идет о так называемом пенсионном туризме, заниматься которым стариков Донбасса заставил режим Петра Порошенко, сначала осенью 2014 года устроивший транспортную блокаду мятежному региону, а затем принявший ряд подзаконных актов, максимально усложнивших жизнь и без того обездоленным войной старикам.


Примечательно, что первые годы донецкие, луганские, горловские, ровеньковские, енакиевские, макеевские, алчевские пенсионеры «с той стороны» везли продукты и вещи, это было хоть немного, но выгодно. Теперь, когда цены выровнялись, пенсионеры «украинского» Донбасса поглядывают на «республиканцев» с известной ревностью.

«Завидуют, чего там говорить, хотя завидовать вроде и нечему, — говорит 77-летний Леонтий Максимович, отправляющийся за своей украинской пенсией в родной Красноармейск, — во многом мы выровнялись, но у нас коммунальные услуги, они же знают, в разы меньше, и им все время их поднимают, хоть Порошенко был, хоть теперь Зеленский. Теперь бурчат, что вы, мол, получите все там русские паспорта, начнете жировать, три пенсии получать».

Сказка о «тройке»

Тема «третьей пенсии» активно обсуждается в обеих частях Донбасса. Говорят о ней и в Ростовский области, где после начала массового получения российского гражданства донбассовцами проблемы соседей стали знать значительно лучше. Там, понятное дело, насторожились — не повлияет ли процесс на размер пенсий?

Кстати, он в Ростовской области один из самых высоких в среднем по стране. Местные власти, начиная с губернатора Василия Голубева, давно успокаивают — донецких да луганских пенсионеров, получивших регистрацию в области, пока ничтожно мало. Без регистрации же «новые русские», как прозвали сами себя дончане, получившие заветные российские паспорта, рассчитывать на российскую же пенсию не могут.


Проще говоря, для пенсионера из Донецка ничего не изменилось в деле получения пенсии. Если не уезжает в РФ на постоянное место жительства, он как получал свою пенсию в ДНР, так и будет получать. Если ездил за украинской «за ленточку», то так и будет ездить.

Тут необходимо опровергнуть «страшилку», которую забросили в социальные сети украинские пропагандисты и которую некоторые недобросовестные российские журналисты распространяют сегодня в своих пабликах. Дескать, пенсионер, который получил паспорт РФ по упрощенной схеме, автоматически лишается права на донбасскую пенсию. Надо сказать, что к подобным фейковым новостям в Донбассе привыкли и на удочку слухов никто не попадается. В свое время точно так же муссировался слух о паспорте ДНР, без которого, мол, нельзя получить помощь от государства по старости.

Фейк про несчастных пенсионеров, решивших получить российский паспорт, вызывал негодование в ДНР. Специалисты успокаивают местное население, объясняют все буквально на пальцах:

«Оформив российский паспорт, пенсионер должен прописаться на территории РФ, оформить СНИЛС и все положенные документы, потом встать на учёт в ПФ РФ. Для этого он либо на руки (по заявлению) получает свое личное пенсионное дело, либо Пенсионный фонд России официальным запросом получает его от ПФ ДНР. С момента назначения пенсии в РФ пенсионер считается жителем (а не только гражданином) России со всеми вытекающими последствиями».

В ДНР у такого пенсионера нет пенсионного дела — оно в РФ, и пенсию он получает в России. Однако же, пока это дело гражданина (РФ ли, Украины ли — не важно) находится в ПФ ДНР, он обязательно получает пенсию ДНР.

По сути дела это и есть ответ на вопрос, можно ли пенсионеру из Донецка получать сразу три пенсии, будучи гражданином РФ. Нет — пенсий, как и прежде, последние годы, будет две или одна.

Правда, в отличие от официальной трактовки права на пенсию жизнь вносит свои коррективы. Военный пенсионер из РФ, уроженец Донецка Андрей Николаев много лет назад оставил службу в ВС РФ, живет в Донецке. При этом он зарегистрирован в Ростовской области, туда же ездит за пенсией. Говорит, что никаких проблем нет. Да, это нарушение российского законодательства, если следовать букве закона, но обычно на него смотрят сквозь пальцы. Тем более что такого рода пенсионеров Донбассе все-таки совсем немного, в основном это «оставники». И да, они живут только на российскую пенсию.

«Елей» и «сотрясание эфира»

Но есть в Донбассе категория пожилых людей, для которых установление республиканских пенсий на уровне ростовских значит очень много. Больше, чем для остальных пенсионеров. Это люди, которые по тем или иным причинам не могут (или не хотят, например, по идейным соображениям) ездить за украинской «добавкой» к скромному своему достатку. Многим просто не под силу дорога — болезни, более чем скромный кошелек не дают им возможности пополнять свой бюджет таких образом. И Украина, и Донецк с Луганском едва ли могут сказать, сколько таких людей точно. Но по некоторым подсчетом, это примерно треть от общего числа пенсионеров в республиках. Другие эксперты говорят о 25 процентах. Но в любом случае таких людей достаточно много. И вот для них новость о 2022 годе — елей на раны.

Но, конечно, в этой истории есть еще одна сторона — украинская. Конечно, пытаться понять ее действия в отношении пенсионеров Донбасса зачастую приводит к когнитивному диссонансу. Да, после прихода к власти в этой стране Владимира Зеленского его команда попыталась в свойственной ей манере бездумного стремления к пиару поговорить с бывшими согражданами из республик на языке обещаний. Кончилось все пшиком.


Закончить же эти заметки уместно будет вчерашними словами депутата Народного совета ДНР Марины Жейновой. Говоря о намерении руководства республики поднять зарплаты и пенсии через два года до уровня ростовских, она подчеркнула: «Такое решение руководства Республики доказывает, что интеграция с Российской Федерацией происходит не на словах, а на деле».

  • Теги
  • Олег Измайлов,
  • конфликт,
  • пенсии,
  • война,
  • Донбасс,
  • ДНР,
  • Украина


Российские пенсии — только при переезде в Россию

Жители Донецкой и Луганской областей Украины, которые получат российское гражданство в упрощенном порядке после указа президента России Владимира Путина, смогут получать российские страховые пенсии по старости, но только если переедут на постоянное жительство в Россию, разъяснили РБК в Пенсионном фонде РФ.

Пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства — российского или украинского, пояснили в пресс-службе Пенсионного фонда. Поэтому получить российский паспорт, остаться жить в ДНР или ЛНР и при этом претендовать на российские пенсии не получится, следует из ответа ПФР.

«Пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства (России или Украины). В связи с этим российские пенсии гражданам, постоянно проживающим на Украине, в том числе в Донецкой и Луганской областях, не назначаются», — сообщил Пенсионный фонд.

В вопросах назначения и выплаты пенсий гражданам из ДНР и ЛНР Пенсионный фонд России руководствуется Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения от 1992 года. Несмотря на то что Украина уже вышла из ряда договоров СНГ, из соглашения о пенсионном обеспечении она не выходила. «Пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают», — говорится в документе. То есть соглашение основано на территориальном принципе, отметили в ПФР.

Запросы в Пенсионный фонд Украины

«Гражданину РФ, переехавшему из Донецкой и Луганской областей на ПМЖ в Россию, пенсионное обеспечение будет осуществляться в общем порядке по нормам законодательства нашей страны», — подчеркнули в Пенсионном фонде.

Для назначения пенсии такому гражданину, переехавшему в Россию, нужно будет предоставить стандартный набор документов, включая паспорт гражданина России, трудовую книжку, при необходимости — справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года (полный перечень документов — здесь).

«Пенсионный фонд России будет оказывать всяческое содействие для подтверждения стажа и заработка гражданина, в том числе путем запроса в Пенсионный фонд Украины или Пенсионные фонды Донецкой или Луганской республики», — указали в ПФР. «Таким образом, данная категория граждан будет иметь права, аналогичные с гражданами РФ», — подчеркнули в фонде. РБК направил запрос в Пенсионный фонд Украины.

По соглашению СНГ 1992 года государства-участники обязаны «принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера». Из этого следует, что при необходимости ПФР сначала направит официальный запрос в Пенсионный фонд Украины, а если тот откажется отвечать, то в пенсионные органы ДНР и ЛНР. При этом в пенсионных органах ДНР и ЛНР есть архив сведений о застрахованных лицах за периоды до 2014 года (в частности, у Пенсионного фонда ДНР есть отчетность работодателей за период с 2000 года по сентябрь 2013 года).

Из гривен в рубли

Размер заработка за период трудового стажа определяется исходя из официально установленного курса валют к моменту назначения пенсии, говорится в соглашении. Сейчас одна украинская гривна стоит 2,43 руб.

Для неработающих пенсионеров из ДНР и ЛНР будет устанавливаться федеральная или региональная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, подчеркнули в ПФР.

При этом в России сейчас поэтапно повышается пенсионный возраст — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В ДНР и ЛНР он составляет 55–60 лет, и этот фактор понадобится учитывать переезжающим пенсионерам.

В феврале 2019 года средний размер пенсий в России составил 14,1 тыс. руб., следует из данных Росстата. В ДНР и ЛНР средние пенсии составляют около 5 тыс. российских рублей, по данным местных СМИ.

Чисто гуманитарный указ

Президент Владимир Путин 24 апреля подписал указ об упрощенном предоставлении российского гражданства лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство РФ займет не более трех месяцев, говорится в указе. МВД России уточнило, что при получении российских паспортов жителям ДНР и ЛНР не понадобится отказываться от украинского гражданства.

Путин назвал упрощенную выдачу российских паспортов вопросом «чисто гуманитарного характера», поскольку жители районов Донбасса не могут нормально перемещаться, реализовывать свои потребности и элементарные права. «У нас нет никакого желания создавать проблемы новой украинской власти, но терпеть ситуацию, при которой люди, проживающие на территории вот этих Донецкой и Луганской республик, вообще лишены каких бы то ни было гражданских прав, — это уже переходит границы с точки зрения прав человека», — сказал глава Российского государства.

На 1 марта 2019 года на территории ДНР и ЛНР официально проживают 3,73 млн человек, из них в ДНР — 2,28 млн человек, в ЛНР — 1,45 млн человек.

Для получения российского гражданства необходимо предоставить в территориальные органы МВД России следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины. Отдельным указом президента России «до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений» в России признаются действительными документы, выданные гражданам Украины и лицам без гражданства фактическими властями ДНР и ЛНР;
  • документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и/или отчества;
  • документ о наличии гражданства иностранного государства (украинского);
  • документ о заключении (расторжении) брака;
  • свидетельство о рождении ребенка, включенного в заявление о приеме в гражданство РФ.

Планируется, что прием заявлений будет осуществляться «через уполномоченных лиц ДНР и ЛНР и рассматриваться на территории Ростовской области», указало МВД. Паспорта гражданина РФ будут выдаваться на территории Ростовской области.

Для переселенцев и лиц с временно неподконтрольных украинской власти территорий Донбасса одной из наиболее актуальных тем является оформление и получение пенсий. Об этом механизме рассказала начальник отдела Краматорского центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Оксана Болотюк в эфире « Вільного радіо ».

Так, по словам правозащитницы, каждый пенсионер, получивший право на пенсию в Украине, имеет право на эти пенсионные выплаты. «Оккупированная территория все же относится к Украине, хотя и имеет статус оккупированной. Вопросы пенсионного обеспечения регулируется Конституцией Украины. В ст. 46 указано, что "Граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом"», – сказала она.

Как продолжила Болотюк, в ст. 92 указано, что исключительно законами Украины определяются формы и виды пенсионного обеспечения. Поэтому, в данном случае начисление пенсий будет регулировать общий для всех закон. Также есть закон об основах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста. В этом законе указано, что право на пенсию по возрасту имеет каждый гражданин пожилого возраста, достигший пенсионного возраста и имеющий необходимый страховой стаж. Это право обусловлено его трудовым вкладом и не ограничивается какими-либо обстоятельствами, включая наличие других доходов. В ст. 49 указаны основания для прекращения пенсий. Это 5 причин. Например, пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения; на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором; смерть пенсионера; неполучение пенсии в течение 6 месяцев подряд; другие случаи.

«Почему сейчас стоит проблема с выплатами пенсий? Пенсионный фонд называет это "приостановление пенсий до выяснения обстоятельств". Или приостанавливает до прохождения так называемой верификации. Это порядок проверки переселенца. То есть, уполномоченные органы могут предоставлять в УТСЗН (управление труда и социальной защиты населения, – ред.) списки лиц, которых нужно верифицировать – проверить, проживают ли они по конкретному адресу. Но хочу сказать, что все эти действия Пенсионного фонда и УТСЗН руководствуются подзаконными нормативно-правовыми актами (как правило, это постановления Кабмина №365, 637, 509, 505). Они не имеют права ими руководствоваться, потому что они фактически сужают права граждан на пенсионное обеспечение. Но в досудебном порядке решить этот вопрос невозможно. То есть, я хочу еще раз подчеркнуть что да, все жители оккупированных территорий (я имею в виду тех, кто достиг пенсионного возраста и заработал страховой стаж в Украине) имеют право на пенсионное обеспечение», – объяснила правозащитница.

«Есть у нас уже в практике такие случаи, когда люди достигают пенсионного возраста уже после фактической оккупации. Бывают разные случаи. Если основной страховой стаж зарабатывался до оккупации, то проблема здесь будет следующая: ПФУ имеет базу, которая содержит все страховые взносы, уплаченные за человека, эта база была введена в действие с 2000 года, то есть фактически лицо должно предоставить информацию об уплаченных до 2000 года взносах и трудовую книжку. Кроме этого, нужны и подтверждающие справки, например, архивные справки с предприятий. Как правило, люди выезжают с оккупированных территорий, и предоставляют справки со штампами негосударственных органов так называемых "Л-ДНР". И поэтому в досудебном порядке, конечно, Пенсионный фонд такие справки не может принимать во внимание. Он их не учитывает, поэтому этот страховой стаж лицу не засчитывается», – добавила Болотюк.

В таких случаях, по словам правозащитницы, необходимо также обращаться в суд. «Сначала составляем заявление в Пенсионный фонд, где просим зачислить стаж на основании этих справок. Конечно, ПФУ отказывает, и мы обращаемся в суд. В данном случае мы ссылаемся на так называемый "намибийский случай". В практике Европейского суда это означает, что лицо не виновато в оккупации, страховой стаж оно приобретало еще до оккупации, и это абсолютно никак не связано с войной», – сказала Болотюк.

Для получения пенсии кроме справки о трудовом стаже, нужны паспорт, идентификационный код, трудовая книжка. Это регулируется Порядком представления и оформления документов для назначения и перерасчета пенсий в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». «Именно в этом порядке установлены конкретно какие документы. Вообще, смотря какой вид пенсии: пенсия по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца. В каждом случае отдельные справки. Далее уже заявление подается в ПФУ. Хочу подчеркнуть, что Пенсионный фонд по закону в течение 10 дней со дня получения такого заявления и поступления необходимых документов принимает решение о назначении или отказе в назначении пенсии. На данный момент сроки нарушаются. Это и 2, и 3 месяца, а бывает и больше. Мы стараемся обжаловать такие действия ПФУ», – рассказала правозащитница.

Болотюк отметила, что пенсия оформляется лично, и по доверенности ее оформить нельзя.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Под законопроектом по упрощению выплат пенсий на Донбассе подписались депутаты почти всех фракций. Что он предусматривает?


В Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который может вернуть пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной Украине территории.

Соавторами этого законопроекта стали 17 депутатов от разных политических сил - "Слуги народа", "Оппозиционной платформы", "Батькивщины", группы "За будущее", а также внефракционные депутаты, что говорит о том, что проект имеет шанс получить поддержку в сессионном зале.

Как депутаты предлагают урегулировать вопрос с выплатой пенсий жителям Донбасса и хватит ли голосов, анализирует "Страна", отвечая на главные вопросы.

Как донецкие пенсионеры лишились пенсий?

По данным Министерства социальной политики Украины, в 2014 году на территории Донбасса, которая на данный момент неподконтрольна Киеву, проживали и получали пенсии 1,2 миллиона человек.

Последние пять лет вести учет количества пенсионеров за линией разграничения официальные украинские органы не могли. За это время там появилось и новое поколение пенсионеров, которые могли претендовать на украинские пенсии, но по разным причинам не стали на учет в Пенсионный фонд Украины.

В 2016 году Кабмин ужесточил порядок выплат пенсий для жителей неподконтрольных территорий. Согласно этому порядку, люди должны были выезжать на подконтрольную Киеву территорию, получать справку, что они являются внутренне перемещенными лицами (ВПЛ), а также проходить сложную процедуру верификации личности в Пенсионном фонде, в погранслужбе и в "Ощадбанке".

Из-за ужесточения механизма пенсии стали недоступными для многих из тех, кто живет за линией разграничения. Эти новации привели к такому явлению, как "пенсионный туризм": раз в два месяца пенсионеры ездили на подконтрольную территорию и обратно, чтобы отметиться в Украине, как переселенцы.

Параллельно расцвел бизнес, связанный с получением пенсионерами справки ВПЛ.

Эти условия критиковались многочисленными правозащитными организациями, а также Мониторинговой миссией ООН. В 2018-м Верховный суд Украины постановил, что все граждане страны имеют право на пенсию, независимо от процедуры верификации. Но выплаты жителям неподконтрольных территорий так и не возобновились.

Официально в Кабмине неоднократно говорили, что якобы нет физической возможности платить пенсии лицам, проживающим на неподконтрольной части Донбасса. При этом ни чиновники, ни политики не предпринимали никаких шагов, чтобы как-то изменить ситуацию.

Впервые о том, что Украина готова возобновить выплаты пенсий еще в сентябре заявил министр иностранных дел Вадим Пристайко.

Позже эту идею поддержал советник секретаря СНБО по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса Сергей Сивохо. Он назвал издевательством нынешний порядок выплаты пенсий, когда старикамм нужно каждые два месяца пересекать линию фронта.

И вот на фоне этих разговоров в парламенте был зарегистрирован законопроект 2083-д, который должен отчасти решить эту проблему.

Что предлагает законопроект?

Базой для документа стал законопроект нардепа от "Оппоплатформы За жизнь" Натальи Королевской, который изначально был ею предложен еще в прошлом созыве, а в сентябре зарегистрирован заново.

Сейчас же его доработали с привлечением экспертов ООН и ряда волонтерских организаций, и под ним подписались депутаты из разных фракций, включая "Слугу народа".

Ключевые новации, которые прописаны в законопроекте, таковы:

1. Люди смогут получать пенсии без справки вынужденно перемещенного лица. То есть, все те, кто ранее не регистрировался как переселенцы в Украине, после принятия закона могут приехать в Украину и в любом отделении ПФ заявить о своем праве на невыплаченные пенсии.

2. В случае потери документов предусмотрена возможность рассчитывать пенсию на основании информации из реестра застрахованных лиц.

3. Также предлагается выплата задолженности по пенсиям на Донбассе без срока давности. На данный момент в Украине действует норма о том, что можно обращаться за невыплаченной пенсией только за последние 3 года. Если для жителей Донбасса этот лимит отменят, они смогут получить средства, которые им не доплатили за все годы конфликта.

4. В законопроекте закреплено право "докупить" стаж без применения санкций тем людям, которые достигли пенсионного возраста уже после войны и не могли платить страховые взносы, проживая на неподконтрольных территориях.

5. При этом процедура идентификации остается, но ее нужно будет проходить не каждые 2 месяца как сейчас, а каждые полгода (то есть, все равно пересекать линию фронта придется). При этом порядок идентификации должен отдельно определить Кабмин. Но, по идее, если для получения пенсии не нужно предъявлять справку ВПЛ, то, значит, и не должно быть требования о постоянном проживании на подконтрольной территории. Хотя, этот вопрос, повторимся, должно еще урегулировать правительство.

Отметим, что исходя из этого порядка по-прежнему не смогут оформить пенсии те жители неподконтрольных территорий, которые находятся в базе силовых структур и на "Миротворце", так как для этого им потребуется в любом случае пересечь линию разграничения.

И это ограничение будет действовать вплоть до объявления амнистии (если она когда-либо будет объявлена).

Как будут выплачивать долги?

Как видим, если закон будет принят, то очень многие пенсионеры, ранее не получавшие выплаты, теперь смогут на них претендовать за все прошедшие 5 лет.

По разным данным сумма таких долгов составляет от 30 до 70 миллиардов гривен.

Законопроект предполагает отдельный механизм выплаты по ним.

Так, часть суммы неполученной пенсии, более чем за 12 месяцев, выплачивается единовременно. А остаток - ежемесячно равными частями, которые не превышают месячный размер пенсии.

На пальцах это выглядит так. Например, государство задолжало пенсионеру с июня 2016 года (то есть, за 41 месяц) ежемесячную пенсию в 1500 гривен. Всего 61 500 гривен. В таком случае единовременно пенсионер получит 18000 гривен, а остаток в 43500 гривен он будет получать в течение 29 месяцев по 1500 гривен. Но это только долг за предыдущий период. Текущая пенсия будет идти уже автоматически. Аналогичный механизм будет действовать и в случае с долгами по пенсиями при утрате кормильца.

Но здесь возникает проблема - как профинансировать эти выплаты.

Экономист Александр Охрименко в разговоре со "Страной" отмечает, что, несмотря на изменение порядка выплат пенсий в 2016 году, при формировании бюджета Пенсионного фонда всегда учитывались пенсии и для жителей неподконтрольной Украине территории.

"Когда считают пенсионеров, всегда учитывают деньги и на тех, кто жил на Донбассе по последним данным Минсоцполитики. Другое дело, что с тех пор, когда прекратилась выплата пенсий, накопилось долгов в минимум 56 миллиардов гривен, которые должны будут выплатить. По идее, эти долги должны были оставаться на счетах Пенсионного фонда, чтобы в будущем их погасить, но как в реальности - никто не знает", - говорит Охрименко "Стране".

Но даже если эти деньги в бюджете Пенсионного фонда отсутствуют, их можно найти, если перераспределить средства на социальную сферу в бюджете на 2020 год, говорит "Стране" одна из авторов законопроекта Наталья Королевская.

"В бюджет ПФ на 2020 год не заложены расходы, которые могут возникнуть в связи с принятием этого законопроекта. Поскольку дефицит ПФ покрывается за счет госбюджета, то эти затраты лягут на бюджет. Соответственно, если такой закон будет принят, то в закон о госбюджете на 2020 год необходимо будет внести изменения, - поясняет "Стране" Королевская - Найти на это деньги - реально. Наш анализ бюджета говорит о том, что дополнительный ресурс бюджета - 2020 оценивается в + 220 млрд. грн. Мы регистрировали поправки в бюджет, которыми требовали 160 млрд гривен перераспределить на социальную сферу - на повышение прожиточного минимума, минимальных зарплат и пенсий, сохранение субсидий в существующем объеме. Поправки приняты не были, но ресурс в бюджете есть - и на возобновление выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий, и на выплату долгов по пенсиям в полном объеме и на реальный рост соцстандартов".

Будет ли закон принят?

Учитывая, что авторами проекта стали представители всех фракций Рады, кроме "Европейской солидарности" и "Голоса", шансы на принятие документа довольно высокие. Тем более, что ряд представителей власти (в частности, Сергей Сивохо) законопроект уже публично поддержали.

В целом, упрощение порядка выплаты пенсий жителям неподконтрольных территорий является одним из немногих шагов по урегулированию, которые может позволить себе украинская власть, не рискуя нарваться на радикальные протесты (более серьезные подвижки - вроде предоставления региона особого статуса, выглядят в этом плане более рискованными).

Поэтому пойти на это Зе-команда может, чтоб продемонстрировать хоть какое-то "потепление" на Донбассе.

Как сказали нам авторы законопроекта, уже на ближайшей сессионной неделе (а это следующая календарная неделя) они обратятся к спикеру с предложением внести документ в повестку дня и безотлагательно принять его.

Однако в этом случае принципиальное значение будет иметь позиция правительства, которое должно подготовить изменения в бюджет. Источник "Страны" в "Слуге народа", предполагает, что с этим могут быть проблемы.

"Принципиально на Банковой за возобновление выплат. Но могут возникнуть вопросы у Кабмина - где взять деньги. Поэтому, не исключаю, что может начаться процесс усушки и утруски и, в итоге, будет принят не столь лояльный к пенсионерам Донбасса документ", - говорит источник.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ОРДЛО были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает "Вестям" эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос, — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко. — Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо".

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений, — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель. — Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста".

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты. "Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко "Вестям".

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины. "По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав, — говорит "Вестям" Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики". — Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях. "В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Верховный суд Украины признал незаконной приостановку выплат пенсий жителям Донбасса, не проживающим на подконтрольной Киеву территории. По словам источника “Ъ” в Минюсте Украины, теперь пенсионеры из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) смогут добиться компенсации недополученных средств через суд, хотя выезжать из республик для этого все равно придется. Впрочем, и такая мера станет для Пенсионного фонда Украины серьезным ударом: у него может просто не хватить средств на выплаты компенсаций.

Большая палата Верховного суда Украины во вторник подтвердила незаконность практики Пенсионного фонда, который не выплачивает пенсии жителям Донецкой и Луганской народных республик, постоянно живущим на неподконтрольной Киеву территории. Формально решение суда касается лишь «внутренних переселенцев», то есть людей, выехавших из ДНР и ЛНР. Однако де-факто многие жители самопровозглашенных республик получают статус переселенца, но не меняют места жительства. Именно они сталкиваются с наибольшими трудностями при получении украинских пенсий. «Приостановка выплат пенсий временно перемещенным лицам на основаниях, не предусмотренных законом, считается неправомерной»,— сообщил решение суда телеканал «Громадське ТВ» со ссылкой на организацию «Право на защиту» — именно она инициировала судебное разбирательство.

При этом уточняется, что к «не предусмотренным законом» ограничениям относятся и проверки пенсионеров по «спискам СБУ (Служба безопасности Украины.— “Ъ” ). Как сообщил “Ъ” собеседник в Киеве, такая мера использовалась, чтобы убедиться, что пенсионер постоянно живет на подконтрольной Киеву территории, а не просто формально зарегистрировался на ней.

« Если человек выезжал на оккупированные территории более чем на 60 дней, выплата пенсии приостанавливалась на основании постановления Кабинета министров,— сказал “Ъ” правозащитник, имевший отношение к процессу.

— Однако теперь суд признал эту меру незаконной, и пенсионер сможет отстоять свои права в суде. Решение Верховного суда является образцовым, а значит, все суды обязаны принимать аналогичные решения. Пенсионер не обязан доказывать СБУ, где он живет».


Как Киев намерен вернуть Донбасс

Кроме того, благодаря решению суда пенсионеры смогут добиться компенсации пенсии, которую им в течение долгого времени незаконно не выплачивали. «Решение Верховного суда дает возможность гражданам Украины, проживающим на не контролируемых Киевом территориях, подавать в суд на государство Украина и требовать выплаты пенсии за все годы, когда они их не получали,— заявил собеседник “Ъ” в Минюсте Украины. Впрочем, он уточнил, что для этого придется выезжать из ДНР и ЛНР: «У тех, кто на контролируемых территориях не зарегистрирован, нет возможности подавать исковые заявление в украинские суды».

Однако правозащитник, знакомый с процессом, уточнил, что получить компенсацию за все четыре года обострения ситуации в Донбассе смогут далеко не все. «Решение суда действительно гарантирует компенсацию выплат с момента прекращения,— сказал собеседник “Ъ” в Киеве.— Но в мае Кабинет министров подстраховался и ввел новое постановление: человек сможет получить компенсацию лишь с момента обращения и не более чем за полгода». «Таким образом, шанс получить компенсацию за все время есть только у тех, кто обратился в суд еще до мая 2018 года»,— пояснил юрист.

Такое мнение в беседе с “Ъ” выразил руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. «Дефицит Пенсионного фонда — 141 млрд гривен при общих расходах чуть более 300 млрд. То есть практически 50% фонда должно дотироваться из бюджета,— сказал эксперт.— До начала боевых действий в Донбассе жили около 1 млн пенсионеров, чуть более 200 тыс. из них оформили статус переселенцев и получают украинские пенсии. Тем, кто не зарегистрирован на подконтрольной Киеву территории, фонд не будет платить ни при каких условиях, иначе не выдержит нагрузку».


Как Украина усиливает экономическую блокаду Донбасса

При этом донецкий политолог Роман Манекин выразил надежду, что решение суда действительно сможет облегчить жизнь пенсионеров. «Украинские пенсии намного больше тех, какие выдают в ДНР и ЛНР,— сказал он “Ъ”.— Однако мне известны случаи, когда люди, которые все-таки добивались украинской пенсии, получали лишь минимум, без надбавок. Теперь, как я понимаю, и эти ограничения будут сняты. В целом же решение суда очень логично: выплата социальных пособий определяют лишь конституция Украины и законы, а не постановления правительства». Напомним, именно Кабинет министров в 2016 году ограничил выплаты пенсионерам Донбасса.

Читайте также: