Как получить пенсию 5000 гривен

Единовременная выплата пенсионерам в 2020 году положена только тем, кто ни разу не получал прибавку в 5000 рублей. В бюджет заложено всего 930 тыс. рублей на эти расходы. Таким образом, денежную помощь получит не более 186 человек. Но тем, кто не получит помощь, не стоит расстраиваться - депутаты обещают увеличить размер пенсии.

В новостях писали, что госдума выделила деньги на выплаты единовременной помощи. Кому верить?

В 2017-2020 годах и вправду выделяли средства на выплату 5000-тысячных прибавок для пенсионеров. Однако речь шла о совсем небольших суммах (вроде ранее упомянутых 930 тысяч рублей). В последний раз крупная сумма на выплату единовременной помощи выделялась в 2016 году.

Кому положена единовременная выплата: последние новости

Помощь в 5000 рублей выплатят военным, неработающим и работающим пенсионерам, которые получали пенсию на момент 31 декабря 2016 года, но не получили единовременную выплату из-за приостановкой пенсионного обеспечения.

В эту категорию входят следующие лица:

  • граждане пенсионного возраста, которые переселились в страну, с которой у Пенсионного фонда России нет договора;
  • люди, которые полгода и дольше не получали пенсию по личным причинам;
  • пенсионеры-инвалиды, которые не прошли переосвидетельствование МСЭ в отведенные сроки, но имели право на пенсию.

Важно : если пенсионер имел право на получение единовременной выплаты, но не смог воспользоваться деньгами из-за смерти, сумму в 5000 рублей могут забрать его наследники. Эти нормы действуют в Московской области, Крыму и всех остальных регионах РФ.

Почему в России отменили 5000-тысячные выплаты и будет ли возврат этих платежей?

Выплата в 5000 рублей для военных, работающих и неработающих пенсионеров проводилась на одноразовой основе. Госдума выделила эти деньги, чтобы помочь наиболее уязвимым гражданам в период резкой инфляции. Однако с 2017 года падение рубля прекратилось, а индексация пенсий опередила рост цен.

В рамках пенсионной реформы решили ежегодно увеличивать размер пенсии госслужащим и другим гражданам на 500-1500 рублей вместо того, чтобы раз в год выплачивать 5000 рублей.

Когда будет и сколько выплатят прибавок к пенсии с 1 января 2020 года?

Размер пенсии повысится на 6.6%. Среднестатистический пенсионер получит ежемесячную прибавку в 500-1000 рублей. В Госдуме пообещали ежегодно повышать размер пенсии вплоть до 2024 года.

Важно: эти изменения коснутся получателей страховых и накопительных пенсий. Социальные пенсии обещают повысить на 7% с 1 апреля. А военные пенсии увеличат с 1 октября в рамках индексации денежного довольствия военнослужащих.

Как получить ежемесячную прибавку к пенсии для работающих пенсионеров?

Для повышения пенсий им придется покинуть место работы. Но государство ежегодно увеличивает размер минимальной зарплаты, так что доход этих групп населения в любом случае увеличится.

Важно : неработающим пенсионерам не нужно обращаться в ПФР для получения надбавки. Индексация (повышение) пенсии проходит автоматически.

Выплаты в 5000 рублей и ежемесячные прибавки из регионального бюджета

В 2018 году жителям Московской области в возрасте 70-лет и больше выплатили 5000 рублей. В следующих годах такие выплаты не производились, но к ним вполне могут вернуться в следующие годы.

Пока же в Москве и Московской области, а также в ряде других регионов РФ пенсионерам дают прибавку из регионального бюджета. Крупнейшие доплаты получают москвичи - их минимальный размер пенсии составляет 19 500 рублей. Но на такую помощью могут рассчитывать только те, кто прожил в столице не менее 10 лет и предоставил следующие документы:

  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение;
  • документ удостоверения личности с отметкой о проживании в Москве.

Всем остальным пенсионерам в Москве платят пенсию от 12 578 рублей. Вы можете узнать размер прибавок к минимальной пенсии в вашем регионе, обратившись в отделение ПФР.

Важно : размер доплат един как для мужчин, так и для женщин.

Подводя итоги

Как и в предыдущие годы, пенсионерам не станут выплачивать 5000 рублей. Их смогут забрать только те граждане, которые все еще не получили выделенные им деньги в 2017 году.

Однако отказ от единовременной помощи не является плохой новостью. Пенсионеры получат в 2020 году дополнительные 7-15 тысяч рублей благодаря увеличению ежемесячного размера пенсии.

Президент Украины Владимир Зеленский из-за эпидемии коронавируса 18 марта обещал пенсионерам в апреле одноразово доплатить 1000 гривен. Но найдутся ли для этого средства? Да и вообще на выплату самих пенсий? В том числе жителям Донбасса с неподконтрольных Киеву территорий, которых продолжают считать гражданами Украины? Хотя им великодушно сделали послабление: на время карантина отменили обязательную «перекличку» каждые 2 месяца (для получения пенсии необходимо на «материковой» Украине лично подтвердить, что живой).

В законопроект об изменении бюджета Украины на 2020 год правительство заложило средства на обещанную президентом дополнительную выплату 1000 гривен пенсионерам, получающим меньше 5000 гривен. Однако на внеочередном заседании 30 марта Верховная рада провалила голосование этого закона. Напомним, 1 апреля продолжающим работать пенсионерам автоматически должен был быть произведён перерасчёт пенсий (по закону это происходит раз в два года), но его перенесли на 1 мая. Правда, как ни парадоксально, это математическое действие некоторых работающих пенсионеров вовсе не радовало: несмотря на то, что стажа у них становится больше, но пенсия после перерасчёта порой оказывалась даже меньше. Впрочем, тут всё логично: у дорабатывающих свой трудовой век официальные зарплаты минимальные. И таким гражданам попросту оставляли прежнюю сумму пенсии.

Пенсионный фонд проинформировал, что обещанную президентом доплату получат примерно 10 миллионов пенсионеров, получающих менее 5000. Это должно было произойти прямо с начала месяца. А как на деле? В соцсетях пожилые люди рассказывают, что получили пенсию в обычном размере. Ещё не вечер, и им надо ждать до Первомая? Остаётся надеяться, что это всё же произойдёт.

По всей видимости, как полагает эксперт по экономике Сергей Саливон, в апреле Нацбанк перечислит в бюджет всю сумму дивидендов за 2019 год в размере почти 42,7 млрд гривен. А график обслуживания внешних долгов таков, что в апреле придётся заплатить всего лишь 17 млрд гривен. Если подрезать расходы, то на эту разовую выплату должно хватить. Другое дело — а что дальше? Даже при оптимальном раскладе с получением кредита МВФ и т. п. к лету в бюджете будет дыра размером с чёрную, сокрушается эксперт. А о выплате пенсий на неподконтрольных территориях Донбасса в полном объёме речь уже давно не идёт — в условиях карантинного запрета на пересечение непонятно, получат ли и те, кто получал ранее, пересекая линию соприкосновения.

По словам представителя президента Украины в Верховной раде Ирины Луценко (это сообщение прозвучало в 2018 году), в 2014 году в Донбассе проживали примерно 1,2 млн пенсионеров. После начала конфликта в регионе на подконтрольной Киеву территории оказались 570 000 из них, а за линией соприкосновения остались 630 000 граждан, не получающих социальную поддержку. Справедливости ради необходимо признать, что власти Украины не отказывались от государственных обязательств по социальному обеспечению жителей самопровозглашённых республик. Однако получение пенсий для этих людей сопряжено с большими трудностями. Жителям ОРДЛО необходимо пересекать линию соприкосновения через контрольные пункты, выстаивая многочасовые очереди. И до объявленного Зеленским послабления на время карантина такой переход пожилым людям приходилось совершать каждые два месяца.

На эту проблему обратили внимание и международные партнёры. В 2017 году о необходимости восстановления социальных выплат перемещённым лицам и жителям в ОРДЛО говорила и тогдашний посол США на Украине Мари Йованович: «Правительство должно оптимизировать процесс выдачи пенсий и восстановить выплаты, на которые украинцы имеют право. Это средства, которые люди заработали за десятки лет своей работы».

В ООН также выразили обеспокоенность прекращением соцвыплат и пенсий переселенцам и жителям неподконтрольных Киеву территорий Украины. Координатор систем ООН Нил Вокер также три года назад сделал заявление: «Мы очень серьёзно обеспокоены и не раз поднимали вопрос по поводу прекращения соцвыплат и пенсий. В некоторых случаях, когда людей исключали из списков выплат, такие действия нарушали даже украинские законы, не говоря уж о международных. И мы настаиваем, что все граждане имеют право на соцвыплаты, независимо от того, где они живут, являются ли пенсионерами или ВПЛ».

Недавно в ООН ещё раз обратили внимание на эту проблему. «Мы призываем новое правительство Украины и Верховную раду пересмотреть проект закона относительно пенсий в соответствии с нормами прав человека и возобновить процесс его принятия в приоритетном порядке», — заявила в марте 2020 в Киеве глава мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине Матильда Богнер, презентуя доклад о ситуации с правами человека на Украине за период с 16 ноября 2019 г. по 15 февраля 2020 г.

Украинская власть в лице парламента, правительства, президента с помощью соответствующих институций, таких как Пенсионный фонд Украины, национальное пенсионное и налоговое законодательство, действительно призвана и обязана обеспечивать пенсиями украинских граждан, независимо от места их пребывания. И здесь нет места для прихотей, желаний или не желаний, а есть требования закона, который необходимо выполнять.

«Другое дело, что есть непреодолимые трудности, связанные с тем, что часть территории Украины не контролируется киевской властью, что крайне затрудняет выполнение этих обязательств. В том числе это касается и участия, вернее, неучастия экономически активных граждан Украины, проживающих на неконтролируемых территориях, в формировании солидарного пенсионного фонда. Нужно отметить, что, кроме украинского законодательства, есть также требования к руководству ОРДЛО по обеспечению своих жителей, предусмотренные всевозможными международными конвенциями, а также обязательства сформированных там якобы государственностей, которые декларируют возможности собственного и самостоятельного институционального пенсионного обеспечения. Другими словами: есть закон, а есть логика событий и сложившейся ситуации, которые противоречат друг другу и вызывают все связанные с этим проблемы и почву для спекуляций тем, кому необходимо обличать украинскую власть в её «беспринципности» и «негуманности», — считает экономист Александр Гаврутенко.

Эксперту представляется крайне нелогичным и абсурдным выполнение Украиной в данный период соответствующих пенсионных обязательств перед жителями самопровозглашённых республик. Но как быть с тем непреложным постулатом, что люди, трудившиеся на благо страны, должны получать от этого государства заработанную социальную поддержку, независимо от места проживания? Ведь не все пенсионеры в силу разных причин не проживают на территории государств, чьими гражданами являются, но, тем не менее, получают причитающиеся им пособия. Почему Украина должна быть исключением?

Похоже, обещанные 1000 гривен Зеленского тем, кто имеет пенсию меньше 5000 гривен, оказались таким же разводом, как и его предвыборные обещания, сожалеет член оппозиционной партии «Союз левых сил» Александр Голуб. Политик считает, что необходимых денег в пенсионном фонде на этот популистский шаг нет — депутаты пока не проголосовали за изменения в бюджете. Ситуация красноречиво говорит о том, что сам президент и его ближайшее окружение до сих пор не разобрались с тем, как работают государственные механизмы. В результате обмануты ожидания миллионов людей, раздражение и недовольство растут. А ведь на эту сумму многие очень рассчитывали — цены растут на самые необходимые и простейшие продукты, на лекарства, на непредвиденные расходы, связанные с карантином. И эти деньги нужны были ещё вчера. «Кроме того, правительство оказалось не в состоянии проиндексировать пенсии нищих пенсионеров, а бюджет страны не выполняется. Ситуация катится к глобальному экономико-социальному кризису. Команда Зеленского видит спасение только в деньгах МВФ. Но обещанный кредит (обставленный неприемлемыми условиями) может оказаться не спасительным кругом, а камнем, который утянет и действующего президента, и страну в целом на дно», — заключает Голуб.


Сегодня на Украине насчитывается чуть более 11 млн. пенсионеров. Некоторым из них как и в России приходится дополнительно подрабатывать, чтобы не только существовать, но и помогать своим родным и близким. Таких, примерно, наберется 2,5 млн. человек.

Средняя пенсия на Украине сегодня составляет около 8000 рублей (в России этот показатель равен 15000-16000 рублям). И правда, это уж совсем маловато будет. Самую высокую среднюю пенсию получают киевляне – 10500 рублей. Самую маленькую – в Тернополе. Там пенсионеры получают в среднем 5700 рублей. Наши пенсионеры по сравнению с украинскими выглядят «рокфеллерами».

Минимальная пенсия на Украине сегодня составляет 4900 рублей. Мужчины, например, ее получат при достижении 65 лет и наличии 35 лет страхового стажа. Для женщин страховой стаж составляет 30 лет.


Украинская пенсия по инвалидности составляет 6800 рублей. В случае потери кормильца пенсия будет равна 7600 руб. Если же человек не наработал положенных для минимальной пенсии страховых лет, то ему будет положена социальная пенсия. Размер в рублях ее составляет 4300.

Кстати, на Украине, как и в России, в течении года пенсию тоже повышают. Так, с первого июля этого года минимальная пенсия в Незалежной повысится аж на 190 рублей. Однако перед Новым годом Правительство этой страны обещает еще раз повысить социалку – на этот раз на 150 рублей. Итого на 340 рублей за год.


Какой размер пенсии в Украине / novograd.city

В Украине по состоянию на 2020 годи проживают 11,3 миллиона пенсионеров, из них – 2,6 миллиона продолжают работать. Каждый пенсионер в среднем получает 3083 гривен.

С 1 января 2020 года минимальная пенсия по возрасту у людей, достигших 65 лет, при наличии 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин страхового стажа – составляет 1889 гривен. Об этом сообщает Пенсионный фонд.

По категориям и размерам в 2020 году пенсии распределяются следующим образом:

  • 75,4% пенсионеров получают по возрасту (с учетом стажа) – 3064 гривны;
  • 2,8% получают по инвалидности – 2641 гривны;
  • 5,7% пенсионеров получают в случае потери кормильца – 2916 гривен;
  • 5,4% пенсионеров за выслугу лет – 4500 гривен;
  • 0,7% получают социальные пенсии (минимальные выплаты для тех, кто не имеет стажа) – 1644 гривен.

1 июня 2020 года минимальная пенсия вырастет на 4,5% (на 74 гривны), то есть 1712 гривен. Последующее увеличение пенсионных выплат состоится 1 декабря. Тогда минимальная пенсия увеличится еще на 3,3% (на 57 гривен).



Кто и сколько получает пенсии в Украине / Инфографика 24 канала

По данным Пенсионного фонда:

  • 0,7% пенсионеров получают до 1500 гривен;
  • 34,8% – от 1501 гривны до 2000 гривен;
  • 34,2% – от 2001 гривны до 3000 гривен;
  • 12,4% – от 3001 гривны до 4000 гривен;
  • 6,3% – от 4001 гривны до 5000 гривен;
  • 9,3% пенсионеров – от 5001 гривны до 10000 гривен.

Пенсии по инвалидности

Для людей с инвалидностью сумма минимальной пенсии установлена ​​на уровне прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Независимо от группы инвалидности размер минимальных пенсий для лиц с инвалидностью в 2020 году составляет:

  • с 1 января - 1638 гривен;
  • с 1 июля - 1712 гривен;
  • с 1 декабря - 1769 гривен.

Если учитывать группу инвалидности, то выплата пенсии осуществляется в следующем размере:

  • людям с инвалидностью I группы - 100% пенсии по возрасту;
  • людям с инвалидностью II группы - 90% пенсии по возрасту;
  • людям с инвалидностью III группы - 50% пенсии по возрасту.



Повышение с 1 сентября минимальной зарплаты до 5 тысяч гривен отразилось на привязанной к ней минимальной пенсии. Но получить надбавки удалось не всем.

С 1 января 2021 года минимальную зарплату планируют поднять до 6 тысяч гривен, а с 1 июля – до 6 500 гривен. Правда, это должны заложить в закон О государственном бюджете на 2021 год.

К размеру зарплаты привязано много выплат и налогов, в том числе и размер пенсий по возрасту.

Пенсионеры, достигшие 65 лет и имеют страховой стаж 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, получат в сентябре повышение пенсий. Об этом сообщили в Пенсионном фонде. Это около 1,6 миллиона украинских пенсионеров. Правда, это касается только тех, которые не работают и не занимаются предпринимательской деятельностью.

Насколько подняли пенсии

Минимальная пенсия по возрасту выросла примерно на 110 гривен с 1 889 до 2 000 гривен. Все потому, что она высчитывается как 40% от минимальной зарплаты. Поэтому, если "минималка" в январе вырастет до 6 тысяч, минимальная пенсия по возрасту составит 2 400, а в июле 2021 – 2 600 гривен.

Перерасчет пенсий осуществят и пенсионерам, получавшим пенсию по возрасту, более высокую, чем минимальную.

Последствия поднятия пенсий

На самом деле эти 1,6 миллиона пенсионеров, которым осуществили перерасчет пенсии, могут не почувствовать ее поднятия. В этом заверила научная сотрудница института демографии НАНУ Лидия Ткаченко в эфире Украинского радио.

Здесь ждет большое разочарование, потому что эти 1 миллион 600 тысяч пенсионеров, о которых идет речь, не увидят, пожалуй, этой надбавки, потому что когда в мае проводили индексацию, тогда устанавливали, что пенсия у людей с большим трудовым стажем не должна составлять менее чем 2 100 гривен. Люди, имеющие полный стаж, сейчас получают 2 100,– пояснила эксперт.

И действительно постановлением КМУ предусмотрели с мая, что размер минимальной пенсии для людей которые имеют стаж не менее 30 лет (для женщин) и 35 лет (мужчин), не может быть ниже, чем 2 100 гривен.

Поэтому фактически те пенсионеры, которые подлежат под этот критерий и получают минимальные пенсии, не почувствуют изменений в сентябре.

Пенсионеры в Украине: основные цифры
В Украине 11,24 миллиона пенсионеров по состоянию на июль. То есть каждый четвертый украинец – пенсионер. Это оказывает большое давление на государственный бюджет, ведь поступлений в Пенсионный фонд недостаточно, чтобы покрывать все пенсии. К примеру, в августе на выплаты пенсий ушло 39,2 миллиарда гривен. Поэтому ПФУ всегда дофинансируют из госбюджета. Чтобы решить проблему, Украина со временем планирует перейти на систему добровольных взносов, где люди будут делать взносы на личные накопительные пенсионные счета.

Минимальная пенсия в Украине выросла до 1 712 гривен в июле из-за поднятия прожиточного минимума. Следующее поднятие запланировано на 1 декабря – до 1 769 гривен.

Средний размер пенсии составил 3 393 гривны в июле.

Почти половина пенсионеров получают пенсии в размере от 2 до 3 тысяч гривен. Меньшую сумму получают 17% пенсионеров. Пенсии в более 10 тысяч получают лишь 2,96% пенсионеров в Украине.

Средние пенсии в Украине по категориям:

пенсии по возрасту – 3 413 гривен;
по инвалидности – 2 641 гривна;
в связи с потерей кормильца – 3 005 гривен;
за выслугу лет – 3 060 гривен;
социальные пенсии – 1 729 гривен;
пожизненное денежное содержание судей – 51 171 гривна;
пенсии военнослужащих – 5 454 гривны.
Сравнение украинских и зарубежных пенсий
Украинские пенсии – самые низкие в Европе. Мы сравнили их с 4 странами, заблаговременно переведя все в гривны:

Минимальные пенсии:
Украина – 1 712 гривен;
Беларусь – 3 000 гривен;
Румыния – 4 700 гривен;
Польша – 8 800 гривен.

В Германии нет такого понятия как минимальная пенсия, но бедными пенсионерами там считаются те, кто получает 37 500 гривен.

Ранее эксперты сообщали, что минимальная достойная зарплата, которая позволяет не экономить на самом необходимом и делать сбережения, должна была после вычета налогов составлять около 15-16 тысяч гривен в ценах 2018 года. Что же касается пенсий, то, как сообщалось, в начале 2020 года Конституционный суд Украины отменил решение Кабмина от 2015 года об отмене права на льготную пенсию для работников вредных профессий по Списку №1 и Списку №2. Тогда реформа особенно ударила по женщинам, которые ранее могли выйти на пенсию в 45 лет. Однако сейчас возобновить свое право и получить потерянные за 5 лет выплати женщины не могут из-за правовой коллизии.

Следите за новостями на нашем “ Telegram-канале “

завуалированный рост пенсионного возраста

Рост пенсионного возраста, дополнительные выплаты, - какие только слухи не витали вокруг нового меморандума Украины с МВФ. На днях стало известно, что власти все-таки обязались "стимулировать более поздний выход на пенсию", то есть продолжать внедренную в 2017 году пенсионную реформу "с целью замедления притока новых пенсионеров". Такова была цена выделения Международным валютным фондом 5 млрд долл.

При этом есть и хорошая новость: скоро пенсии должны вырасти до "статистически измеренного прожиточного минимума". По крайней мере, это еще одно требование, под которым подписалась Украина. В правительстве уже подготовили ряд новшеств, при помощи которых планируют выполнять свои обещания. Действительно ли пенсионеры станут получать больше, на какие суммы можно рассчитывать и кто возьмет на себя новые расходы?

Денег нет, но вы держитесь

Среднестатистическая пенсия в Украине по состоянию на начало года - 3083 грн. На выживание в нашей стране, по оценкам экономистов, нужно как минимум в 1,5-2 раза больше.

Но финансов нет. После внедрения коронавирусных ограничений и поблажек для плательщиков ЕСВ в Пенсионный фонд в апреле поступило почти на миллиард меньше, чем в апреле 2019 года. Расходы фонда превысили доходы почти на 5 млрд грн.

И это при том, что после "коронави русного" секвестра бюджета финансирование Пенсионного фонда увеличили почти на 30 миллиардов. Деньги выделили на то, чтобы наконец провести индексацию пенсий и доплатить "Вовину тысячу" тем, кто получает на руки менее 5 тысяч в месяц.

Всего же за 13 лет фонд задолжал украинской казне почти 50 миллиардов гривен. И эта сумма будет только расти. Пенсионеров в Украине уже 11,3 миллиона, а плательщиков ЕСВ - 10,4. То есть один официально трудоустроенный гражданин уже содержит более одного пенсионера. В Германии, для сравнения, на одного пенсионера приходится двое работающих. По подсчетам Всемирного банка, уже через 20 лет трое работающих в нашей стране будут финансово тянуть четырех пенсионеров. И судя по тенденции, мы этот план выполним раньше срока.

Очень вероятно, что из-за нехватки финансирования на точечные инициативы президента уже через несколько месяцев бюджет придется снова переписывать. Международные кредиторы опасаются, что из-за дефицита Пенсионного фонда Украине будет сложно вернуть им долги, поэтому в меморандумах стараются прописывать условия, которые бы минимизировали такой риск, в частности повышение возраста, необходимого для выплат. Если соответствующее решение будет принято, граждане будут дольше платить налоги в казну. А кто-то - попросту не доживет до пенсии и сэкономит деньги государства.

Несмотря на то, что премьер-министр и министр соцполитики неоднократно опровергали подобные сообщения от СМИ, оказалось, что косвенно данное требование в меморандуме все же прописано. Там идет речь о продолжении пенсионной реформы со "стимулами для более продолжительной работы". И также четко указано: страна обязуется воздержаться от изменений, "которые бы привели к снижению эффективного возраста выхода на пенсию".

Пенсионная реформа не предусматривает рост пенсионного возраста в буквальном смысле, а только повышение требований по количеству необходимого для выхода на заслуженный отдых стажа. Но фактически это и есть завуалированный рост пенсионного возраста.

В Украине в рамках реформы с каждым годом все больше ужесточаются требования по стажу. На тот момент, когда реформа развернется полностью, "набрать" нужные рабочие годы смогут далеко не все. То есть на пенсию с каждым годом сможет претендовать все меньше пенсионеров.

Некоторые шаги в сторону "работы до гроба" уже прослеживаются. Например, Верховная Рада отклонила закон, который позволял женщинам выходить на пенсию в 55 лет при наличии 30-летнего стажа. Этот закон, защищающий украинок, должны были внедрить еще при прошлом президенте, но тогда средств не оказалось. Вот их не нашли и сейчас.

Политтехнолог Руслан Бортник убежден, что в ближайшее время в первую очередь произойдет сокращение расходов на пенсии и социальную сферу. Он не верит, что стоит ждать роста выплат. Однако, без излишнего пессимизма подчеркнем: требование поднять пенсии в меморандуме все-таки есть. Но, как команда президента будет добиваться его исполнения, непонятно.

Ранее президент в одном из своих интервью говорил: реального плана по достижению роста пенсий нет. Вполне вероятно, что обязательство будет выполняться путем внедрения накопительной пенсионной системы, о чем систематически заявляется уже не первый год. В фонде, к слову, прямо подчеркнули, что поддерживают такую реформу, если она проработает долгое время.

Копим на "статистически обоснованную" пенсию

Если в солидарной системе деньги накапливаются, а затем делятся между всеми пенсионерами, то в накопительной системе человек будет собирать финансы на старость сам. Украинцев обяжут, кроме ЕСВ, осуществлять дополнительные взносы с зарплаты, которые им вернутся после выхода на пенсию. То есть фактически источником для повышения пенсий станут сами граждане.

Еще в начале года министр социальной политики Юлия Соколовская заявляла, что накопительной пенсионной системе в Украине не быть. По ее словам, ожидания людей слишком большие. Однако затем председатель комитета Рады по вопросам налоговой политики Даниил Гетманцев заявил: новшество все-таки будут внедрять, но постепенно, "чтобы не навредить".

В Минсоцполитики как раз недавно презентовали законопроект, который отчасти внедряет обязательные накопительные пенсии для тех, кому еще нет 35 лет, и для тех, кто трудоустроен на "вредной" работе. Если за него проголосуют, украинцы будут выбирать пенсионные фонды для внесения взносов уже с октября.

За людей, трудоустроенных по списку № 1, например шахтеров, работодатели должны будут платить на 15% ЕСВ больше. За работников из списка № 2, например трудоустроенных в черной металлургии, работодатель доплатит еще 7% налогов в месяц. А за водителей городского пассажирского транспорта, доярок, свинарок будут взымать дополнительные 3%. Сами работники ничего дополнительно оплачивать не будут.

Часть денег пойдет на льготные пенсии, а часть - отложат на будущее и станут приумножать. Из плюсов для предприятий - то, что им больше не придется компенсировать фонду затраты на выплату льготных пенсий. Долги, которые будут накоплены до вступления в силу этого закона, предлагают рассрочить на 5 лет. Правда, не факт, что их в итоге удастся "выбить" с должников. Кроме того, чтобы перейти на новую систему, придется дополнительно потратить еще 1,5 миллиарда гривен, которые еще необходимо найти.

Принять участие в программе можно будет и добровольно, оплачивая дополнительные 3% налога в месяц из своего кармана. По сути, это то же самое, что и уже действующая система добровольного накопления. Вряд ли стоит ждать бума на это предложение: по состоянию на начало 2019 года в ней приняли участие лишь 5% официально трудоустроенных украинцев.

На какие конкретно суммы можно будет расчитывать?

Если в программе примет участие 30-летний украинец из списка № 2 со средней зарплатой в 10 430 гривен, то до достижения необходимого 55-летнего возраста накопит чуть больше 219 тысяч гривен. С учетом средней продолжительности жизни, после выхода на заслуженный отдых он будет в месяц получать около 1 825 гривен.

Если прибавить эту "накопительную" тысячу к средней пенсии в Украине, как раз получается фактический прожиточный минимум, который, по данным Кабмина, составляет 4-5 тысяч гривен.

В любом случае пока это только пробная версия накопительной системы, которая касается лишь нескольких десятков профессий. Полномасштабные же идеи уже звучали от нардепов Галины Третьяковой и Натальи Королевской. Но у народных избранников все еще не дошли руки до рассмотрения их инициатив.

Третьякова предполагала, что пенсионные взносы должны отчислять и работник, и работодатель примерно в равном количестве, не более 5%. Звучал и другой вариант - добавить требование об уплате 2% к налогу на доходы физлиц. Вообще опций может быть много. В Норвегии, например, действуют целых три разных варианта с разным количеством взносов от работника и работодателя. Поэтому говорить о том, как будет работать схема в Украине, пока рано.

Сработают ли накопительные пенсии в Украине

Финансовый аналитик, эксперт Growford Institute Алексей Кущ считает, что сейчас не время для накопительной системы.

"Это хорошая тема для создания долгосрочных стимулов, чтобы люди не уезжали из страны. Но такие меры не запускаются в масштабные кризисы, подобные нынешнему, посткарантинному. Есть два основных механизма накопительной системы. Один увеличит фискальную нагрузку на работодателя, другой - на наемного работника. В условиях, когда предприниматели и так не могут платить налоги, рост налогообложения - это неправильно", - подчеркивает он.

Эксперт уверен, что рост налогового давления только сократит поступления от ЕСВ, и дефицит Пенсионного фонда еще больше вырастет. Это будет критично, ведь из-за сокращения зарплат и увольнений на карантине налоговые отчисления уже упали на 20%.

Аналитики подсчитывают: внедрение "вредной" инициативы Минсоцполитики обойдется предприятиям в дополнительные 2 миллиарда в год. А масштабный запуск накопительной системы - в более 100 миллиардов гривен. Учитывая то, в каком состоянии находится бизнес после коронавирусных ограничений, это забьет еще один гвоздь в крышку гроба украинского предпринимательства. Вероятно, бизнесу придется регистрироваться за границей либо же частично переходить в тень.

Отдельный вопрос, помимо того, сколько процентов "сверху" брать с работодателей - куда вкладывать деньги на будущие пенсии?

Для того чтобы накопить нужную сумму для инвестирования, нужно ждать минимум около 5 лет. Планируется, что далее ее будут вкладывать на фондовом рынке, чтобы приумножить. Однако такого рынка в стране фактически нет. Инвестирование в негосударственные фонды - рискованная затея.

Если фонд будет неосторожен, он может потерять ваши деньги. И даже вклады в облигации внутреннего госзайма - не самое надежное предприятие. Идею же инвестирования на международных биржах власти не рассматривают, так как деньги должны играть на экономику Украины, а не других стран. Кроме того, проблематично будет контролировать этот процесс за рубежом.

"Если деньги вкладывать в ОВГЗ, то лучше и вовсе держать их под матрасом. Есть масса примеров, когда государства в других странах "накладывали лапу" на пенсионные активы и обещали отдать гражданам деньги "позже", - напоминает Алексей Кущ.

Действительно, в соседней Польше государство попросту не выплатило эти сбережения. Сотни миллионов долларов, которые затем превратятся в миллиарды, могут быть использованы не по назначению. Учитывая коррупционные факторы в нашей стране, эксперты не исключают, что украинцы вовсе останутся без своих выплат.

Да и в странах, где уровень коррупции гораздо ниже, от идеи накопительных пенсий отказываются. В Чехии система проработала всего три года. Доплаты по меркам страны были несущественны - всего около 25 евро в месяц. В Чили доплаты тоже были небольшими, так как вкладывать деньги можно было только внутри страны. Существенная инфляция и высокие комиссии от фондов попросту "съели" часть средств.

Учитывая этот момент, финансовый аналитик не верит, что деньги удастся приумножить.

"У нас не захотели объединять земельную реформу с пенсионной. Вместо того, чтобы деньги украинцев вкладывали в земельные активы, этот рынок отдали иностранному капиталу. Так что накопленное украинцами будет просто обесцениваться. Если бы все было наоборот, граждане бы понимали, что их вложения в Пенсионный фонд надежны. Землю нельзя украсть, вывести за границу. Кроме того, земля сельхозназначения приносила бы им доход в виде аренды. Даже в случае падения активов на землю продовольствие всегда будет пользоваться спросом, так что доходы будут", - говорит Кущ.

Нельзя сказать, что идея совсем нежизнеспособна, но при неправильной реализации она может еще более усугубить имеющиеся в Украине проблемы. Кто именно будет решать, куда вкладывать деньги украинцев, неизвестно. Часть экспертов считает, что администрированием могут заниматься налоговая, Пенсионный фонд, Казначейство. Другие же считают, что нужно создать новый эффективный институт, ведь функции Пенсионного фонда другие. В первую очередь его задача - собрать взносы и выплачивать пенсии. Он не может по своей сути заниматься инвестированием и зарабатывать деньги.

Да и сам по себе Пенсионный фонд называют огромной неэффективной машиной, которая только на свое содержание проедает 5 миллиардов гривен. Для администрирования взносов предлагали создать новое ведомство – Пенсионное казначейство. Галина Третьякова предлагала ликвидировать фонд и передать его функции Минфину или Госказначейству. Либо преобразовать фонд вместе с фондами социального страхования и безработицы в Национальное страховое агентство.

Пока конкретики от Минсоцполитики по этим вопросам нет.

"Подарки" от президента: индексация и дополнительные выплаты

Помимо всего прочего Украина обязалась перед МВФ закрепить в законе "Об обязательном пенсионном страховании" норму о ежегодной индексации пенсий. Это значит, что больше манипуляций с выплатами не будет. Саму по себе индексацию называли подкупом избирателей, ведь она была внедрена непосредственно перед выборами. В марте 2019 года, к примеру, 10,2 миллионов пенсионеров получили индексированную пенсию, а в этом году доплаты задержали.

Денег на них якобы не нашлось, но зато были выплачены президентские надбавки для пенсионеров. В целом на доплаты для самой старой категории пенсионеров в текущем году потратят минимум 6 миллиардов гривен.

Глава Минсоцполитики Марина Лазебная ранее также высказалась за закрепление в законодательстве четкой даты индексации, так что изменений на законодательном уровне можно ждать уже в ближайшее время.

Также Украина в меморандуме с МВФ обязалась отказаться от дальнейшего дискреционного увеличения выплат. То есть фактически мы больше не должны внедрять новые точечные льготы. И хотя по всем предыдущим пунктам Украина выражает полную и безоговорочную готовность выполнять все требования, от доплат власть отказываться пока не готова.

Программу "80 +" уже внедрили. Теперь по 500 гривен хотят платить украинцам в рамках программы "75+". Лазебная считает это первым шагом для того, чтобы пенсии соответствовали приблизительному прожиточному минимуму. Откуда в бюджете возьмется еще дополнительно 500 миллионов гривен - непонятно.

По сути, это временное решение от президента, пока накопительные пенсии не заработали. Такой же подход внедряется и относительно работающих пенсионеров. Предпринимателей полностью освободили от уплаты ЕСВ, но наемных работников это никак не коснулось. А о том, что президент ранее обещал освободить от оплаты коммунальных услуг малообеспеченных пенсионеров старше 70 лет, похоже, все уже забыли.

В правительстве всеми силами пытаются ликвидировать растущую дыру в Пенсионном фонде. Вместо того, чтобы бороться с бедностью на системном уровне, повышать уровень жизни всех пенсионеров, внедряются точечные выплаты, которые затем могут быть успешно отменены. Это показатель отсутствия комплексной программы, которую так и не наработали за год.

Бессистемность борьбы с дефицитом ПФ может привести к еще большему его росту. Этому также способствуют законопроекты по типу № 1210, которые загоняют налогоплательщиков в "тень". Бороться с бедностью можно было бы за счет качественной налоговой реформы, экономически обоснованных тарифов. Просто переложить бремя пенсионного обеспечения на плечи самих украинцев, отсеивая при этом получателей выплат, явно недостаточно.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 апреля 2014 16:38

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.*

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.**

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;

-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

*Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения»

**Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Читайте также: