Как военному пенсионеру получить землю в московской области



Военнослужащие, в отличие от гражданского персонала, подчиняются специальным законам. Как военнослужащему получить земельный участок? На этот вопрос ответит ст. 15, п. 12 N76-ФЗ.

Положения закона

В первоочередном порядке местный орган управления обязан предоставить военнослужащим земельные участки под определенными условиями:

  • гражданин проходит военную службу по контракту, стаж – более 10 лет;
  • гражданин уволен с ВС по достижению предельного срока, в связи с оргштатными мероприятиями, состоянию здоровья со стажем службы – более 10 лет;
  • военнослужащий проходит службу за пределами России;
  • военнослужащий проходит службу в районах Крайнего Севера.

Земельные участки выделяются под ИЖС.

Кроме того, существует Постановление Правительства под N 108 от 2012 года, конкретизирующее условия передачи военнослужащим земельного надела на безвозмездной основе. Кому положено предоставление земли?

  1. Гражданин в собственности не имеет земельного участка, который был бы предоставлен ему органами исполнительной власти или местной администрации. Земля предоставляется под ИЖС, то есть возведения частного жилого дома для постоянного там проживания. Кроме того, гражданину не предоставлялась земля и для аренды.
  2. Военный не вступил в накопительно-ипотечную программу. Она называется сокращенно НИС. Позволяет приобретать военнослужащим жилье за счет средств МО РФ.
  3. Гражданин зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении условий жилья. Это сделано по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.


Категория земель

Так как цель предоставления земли состоит в том, чтобы улучшить условия проживания военнослужащего и обеспечить его жилой площадью, логично, что участок предоставляется под ИЖС. Земля не должна находиться в собственности другого гражданина, а принадлежать исключительно исполнительным органам власти или местной администрации. Списки неиспользованных участков земли предоставляются ежегодно. Это делает зам. Министра Обороны РФ. Он подает списки в федеральное агентство по управлению имуществом. Должностные лица этого органа, в свою очередь, рассматривают вопрос о возможности предоставления участков военнослужащим в безвозмездное пользование с оформлением в собственность, а также в аренду.

Если военнослужащий заинтересован в предоставлении земельного участка, он вправе направить в территориальное управление упомянутого агентства соответствующее заявление. В нем должна быть указана цель использования земельного надела, предполагаемые габариты и расположение. А также право на землю (собственность, аренда).

После принятия заявления местная администрация обязана решить, можно ли предоставить военнослужащему участок. Сроки рассмотрения заявления – 30 дней. Но если последует принятие положительного решения, процедуры с участком (межевание, постановка на кадастр) происходят быстрее.

Порядок предоставления

Заявление, которое подается военнослужащим, не имеет типового бланка. Оно составляется произвольно. К заявлению прикладываются документы:

  • свидетельствующие о том, что у гражданина, который проходит службу по контракту, есть льготы на получение земельного участка (например, военный билет);
  • удостоверяющий то, что в собственности у военного отсутствует участок земли для возведения частного дома.

Военнослужащий в случае одобрения его заявления, оформляет на участок кадастровый номер. А подразделение уполномоченного органа, которое занимается вопросами оформления участков в определенном регионе, уведомляет потенциальных соседей военнослужащего о том, что земля будет принадлежать конкретному лицу, предоставлена им на законных основаниях.

Потенциальный хозяин пишет ходатайство о том, чтобы на земельном участке проверить находящиеся там коммуникации в целях получения разрешения на строительные работы. После того, как пришел ответ на ходатайство, должна быть сделана пометка о том, можно ли строить на земле и не повредить ли это государственной инфраструктуре. После этого, оформляется специальный акт, который содержит информацию о земельном наделе и категории земли.

Особенности предоставления земель участникам боевых действий и военных пенсионеров

К регионам, которые наделяют эту категорию военнослужащих землей, относят:

  • Челябинская область;
  • Нижегородская;
  • Ульяновская.

Но при получении земельного участка, пользующегося спросом военный пенсионер и участник боевых действий могут столкнуться с торгами на землю. Относительно недавно для ветеранов боевых действий было отменено право на бесплатное предоставление участков земли. Вместо этого им была предложена возможность получить финансовую помощь от государства на покупку участков. Поэтому идет речь о торгах, куда бывший военнослужащий может подать заявку.

Участник боевых действий – этот статус присваивается определенным категориям граждан:

  • военнослужащие летного состава, служившие в Афганистане;
  • граждане, отправленные в Сирию для прохождения службы с 2015 года;
  • несущие службу в СССР, РФ в зоне локальных конфликтов.

Эти лица вправе получить участки, пользуясь финансовой помощью государства. Но при условии, что они признаются нуждающимися в улучшении условий жилья.

Временно неиспользуемые земли

Они могут быть предоставлены, причем безвозмездно. Эти земли относятся к военному ведомству. Предназначаются для обеспечения нужд государственной безопасности. Но особенность состоит в том, что на них нельзя ничего строить. Ни могут быть использованы в целях ведения сельского, фермерского хозяйства.

Для того чтобы получить подобный участок, военнослужащий должен направить заявление в соответствующее территориальное учреждение. В заявлении должно быть указано:

  • ходатайство о предоставлении земельного участка, которые находится на территории военного ведомства;
  • информация, которая бы отражала цели использования участка земли;
  • сведения о том, где находится надел.

Если уполномоченный орган ответит согласием, то заключается договор до 5 лет с военнослужащим. Земля по нему передается безвозмездно.

Я уволен по выслуге лет 15 лет назад. Сохранил ли я право на бесплатное получение земли военным пенсионерам? Если да, то куда обратиться?

Ответы юристов ( 1 )


Как военнослужащему получить землю?

Предоставление земельного участка – наиболее распространенное и
типичное основание возникновения прав на землю у военнослужащих и членов их
семей, хотя оно и не является единственным у данных субъектов землепользования.

Необходимо
отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии
государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно
возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи,
дарения, наследования по завещанию и т. д., чего в условиях монополии и
национализации земли не было и не могло быть. Соответственно сократилось число
административных актов, на основании которых возникают права на землю. Вместе с
тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения
прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии
государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких
оснований.

Следует
отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось
частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда
подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или
муниципальной собственности, крайне важным становится соблюдение принципа
обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их
семей. Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков
выходит за рамки жилищной проблемы.

Говоря о
предоставлении земли военнослужащим, нельзя не учитывать и тот факт, что
Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …” от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ ст. 17 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О
статусе военнослужащих”, которая регулировала вопросы землепользования
военнослужащих и членов их семей, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.

В
соответствии с ранее действовавшим п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» льготы по предоставлению земельных участков зависели
от продолжительности военной службы.

Так, если
военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему
бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое
владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного
строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или
индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы.

Если же
военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за
3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить
в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по
избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть
предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст. 17 вышеназванного Федерального закона была
признана недействующей, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации
имеются нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые вопросы. Так,
постановлением администрации Нижегородской области “О
первоочередном праве на выделение земли военнослужащим и членам их семей” от 8
сентября 1993 г. № 147 предусмотрено выделение в первую очередь военнослужащим,
уволенным в запас, и членам их семей на основании их заявлений земельных
участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального
жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов
перераспределения земель, фонда губернатора и других фондов.

Аналогичные акты действуют в Московской области, Чувашии, Новосибирской и некоторых других
субъектах Российской Федерации. Кроме военнослужащих, право на бесплатное
предоставление земельных участков в ряде регионов имеют неработающие участники
Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР, а также
ветераны Вооруженных Сил; члены семей военнослужащих, погибших или умерших
вследствие выполнения обязанностей военной службы; воины-интернационалисты;
неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, уволенных с военной службы по
возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья,
имеющих выслугу не менее 15 лет в календарном исчислении.

Однако
процедура обращения военнослужащего с заявлением о предоставлении земельного
участка и в указанных выше регионах не конкретизирована, не детализирована, что
порождает различные злоупотребления как со стороны должностных лиц, так и со
стороны военнослужащих, волокиту и бюрократизм при рассмотрении их заявлений.
Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах
Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при
предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно
земельные участки.

Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка
предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление
земельных участков бесплатно для:

– Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена
Трудовой славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки
под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные
хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в
сельской местности;

– Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и
полных кавалеров ордена Славы. Им бесплатно предоставляются в собственность
земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под
садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в
соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее
чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской
местности.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов,
предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для
индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства
и садоводства (ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с последующими
изменениями);

«Чернобыльцы» в соответствии с п. 8 ст. 14
Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (с последующими изменениями)
вне очереди обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного
строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных
условий).

Рассмотрим более подробно порядок предоставления в
собственность, аренду земельных участков военнослужащим на основании
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, право которых на предоставление земельного
участка установлено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации
и которые заинтересованы в его получении, должны подать заявление в орган
местного самоуправления, т. е. процедура носит заявительный характер. В
заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его
предполагаемые размеры, испрашиваемое право.

Земельное законодательство не разработало специального бланка
для такого заявления, поэтому военнослужащий может составить его в произвольной
форме. Однако многие территориальные органы Росземкадастра утверждают свои
образцы, которые, как правило, вывешивают в приемных.

Нормы отвода земельных участков для
крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества,
животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для
личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного
самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение
обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о
предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится
2-недельный срок. При этом договоры аренды земельного
участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации
(ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, процесс предоставления земельных участков
военнослужащим и членам их семей, имеющим право на их предоставление в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов
Российской Федерации и установленным целевым назначением, состоит из следующих
последовательных стадий: 1-я стадия – обращение в администрацию субъекта
Российской Федерации, местную администрацию с заявлением о предоставлении
земельного участка; 2-я стадия – принятие решения о предоставлении земельного
участка заинтересованному субъекту; 3-я стадия – проведение землеустроительных
мероприятий; 4-я стадия – юридическое оформление субъективного права на
предоставленный земельный участок.

Порядок предоставления земли
военнослужащим и членам их семей для индивидуального жилищного строительства. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные
(жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для
строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного
Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в
собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в
городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17
утратила силу).

С 1 января 2005 г. вступил в силу «пакет жилищных законов», в
числе которых и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного
кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ.

Согласно указанному Закону с 1 октября 2005 г. земельные
участки для жилищного строительства (в том числе и индивидуального) как в
собственность, так и в аренду предоставляются исключительно на торгах в форме
открытого аукциона.

Процедура предоставления земельного участка для
индивидуального жилищного строительства включает 3 этапа:

1-й этап. Проведение работ по формированию земельного участка. Работа
по формированию земельного участка включает подготовку проекта его границ и
установление их пределов на местности; определение разрешенного использования
участка; определение технических условий подключения объектов к сетям
инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о
проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов,
публикацию сообщения о проведении торгов.

2-й этап. Государственный кадастровый учет. После принятия
постановления исполнительных органов государственной власти или органов
местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители
обращаются в соответствующие подразделения Федеральной регистрационной службы
для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок
на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый
учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов
межевания по заявлениям уполномоченных органов по управлению и распоряжению
земельными участками и иной недвижимостью муниципальных образований, являющихся правообладателями
(распорядителями) земельных участков.

Проведение государственного кадастрового учета включает в
себя проверку представленных документов, составление описаний земельных
участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых
номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных
участков и формирование кадастровых дел. Предметом сделки может быть только
земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

3-й этап. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже участка
или права на заключение договора его аренды или предоставление земли без
проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или
юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации
переход права собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе
земельные участки) подлежит государственной регистрации. Если же по результатам
торгов подписан договор аренды земельного участка и срок его действия
составляет менее 1 года, то он не подлежит государственной регистрации.

В ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлен
еще один вариант предоставления земельного участка – для комплексного освоения
в целях жилищного строительства. Однако он в большей степени характерен для
многоквартирного строительства, поэтому в настоящей статье не рассматривается.

Порядок предоставления временно
неиспользуемых земельных участков из состава земель обороны и безопасности в
аренду, безвозмездное срочное пользование военнослужащим. 31 марта 2006 г. постановлением Правительства Российской
Федерации № 176 были утверждены правила передачи временно неиспользуемых
земельных участков из состава земель обороны и безопасности, в том числе
гражданам (военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и
иного назначения.

Несмотря на то, что, по мнению автора, указанное
постановление в первую очередь направлено на извлечение дохода от аренды
неиспользуемых земельных участков и является попыткой таким образом решить
вопросы, в частности, связанные с регистрацией прав на земельные участки в
Министерстве обороны Российской Федерации, военнослужащий также может стать их
владельцем.

Каким же образом военнослужащий может реализовать свое право
на предоставление земельного участка?

Во-первых, необходимо путем инвентаризации установить
временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и
безопасности, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «О
землеустройстве» от 18 июля 2001 года № 78-ФЗ.

Контроль за правильным использованием
земельных участков, состоящих на учете КЭЧ района, возлагается на начальника
КЭЧ района. Ему же
предоставлено право назначать и проводить проверки в целях выявления временно
неиспользуемых земельных участков.

Назначенная начальником гарнизона гарнизонная
инвентаризационная комиссия на местности устанавливает временно неиспользуемые
земельные участки из состава земель обороны и безопасности, находящиеся в
постоянном (бессрочном) пользовании воинских частей (военных организаций).


Вопрос регулирования отношений в сфере использования земельных участков военнослужащими является актуальным уже достаточно продолжительное время.

В актуальной версии Земельного Кодекса РФ от 28.09.01 освещены лишь общие моменты, относящиеся к вопросу землепользования для военнослужащих. Еще одним документом, который регулирует данный вопрос, является Федеральный закон № 76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащего». Федеральный закон № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ» от 23.06.14 внес некоторые поправки в существующие документы и закрепил для военнослужащих право на получение участков земли под строительство домов.

На основании положений закона на сегодняшний день органы местной власти имеют право первоочередного предоставления земельных участков под строительство жилых домов для следующих категорий военных.

Нормативно – правовая база вопроса

  • Военнослужащие, проходящие в данные момент контрактную службу с общим стажем службы более 10 лет,
  • Военнослужащие, уволенные в запас по состоянию здоровья, в связи с организационными изменениями или по выслуге лет, при общем стаже службы более 10 лет,
  • Военнослужащие, проходившие службу за границами РФ,
  • Военнослужащие, проходившие службу в условиях Крайнего Севера, а так же местностях в неблагоприятными климатическими или экономическими условиями.

Кроме военнослужащих претендовать на получение бесплатных земельных участков могут участники ВОВ и других боевых действий по защите границ СССР, ветераны ВС РФ, члены семьи военнослужащего, погибшего или умершего в результате выполнения служебных обязанностей, неработающие военные пенсионеры.

Благодаря вступлению в силу закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» у военнослужащих появилось законное право на приобретение земельных участков в собственность без торгов, как на платной, так и на бесплатной основе.

Условия предоставления земельного участка военнослужащим

  • Наличие статуса военнослужащего и срока службы, достаточного для участия в программе (может отличаться для разных субъектов РФ),
  • Военнослужащий не должен быть участником накопительной-ипотечной системы обеспечения жильем военнослужащих,
  • У военнослужащего не должно быть в собственности иных земельных участков, предоставленных по ИЖС государством,
  • Военнослужащий должен состоять на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в том числе за счет оформления договора социального найма жилья.

Какие земельные участки предоставляются военнослужащим?

Военнослужащим могут быть предоставлены в бесплатное владение или пользование участки, которые относятся в государственной или муниципальной собственности:

  • Для индивидуального строительства, ведения дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или садоводства. Нормы данных участков устанавливаются органами местной администрации, они находятся в пределах от 0.10 Га до 0.25 Га.
  • Для ведения крестьянского хозяйства после завершения службы. Нормы таких участков установлены законами и нормативными актами для каждого субъекта РФ в отдельности.

ВАЖНО: Изменения Земельного Кодекса РФ коснулись и срока предоставления земельных участков. На данный момент времени участки земли не предоставляются в пожизненное наследуемое владение. Это не касается тех участков, которые были получены во владение до вступления в силу изменений Земельного Кодекса.

Порядок получения земельного участка

Военнослужащий может обратить для получения участка с соответствующим заявлением в органы местной администрации или МФЦ.

Первым шагом в получение военнослужащим земельного участка будет выделение этого участка из общих земель муниципалитета путем проведения кадастровых работ.

В случае, если участок уже выбран и согласован с органами местного самоуправления, то военнослужащий направляет для рассмотрения соответствующее заявление – ходатайство о предоставлении выбранного участка земли с указанием его размера и целей планируемого использования.

Работа по формированию участка земли включает в себя подготовку проекта границ выбранного участка, проведение межевания на местности, определение вида разрешенного использования участка, определение состояния технических инженерных коммуникаций. В случае если выбранный участок уже имеет установленный вид землепользования, то в заявлении важно отметить, что оно не будет меняться.

На сегодняшний день специальной формы подобного заявления законами не предусмотрено. Оно может быть составлено в произвольной письменной форме. На практике образы или бланки подобных заявлений можно получить в органах местного самоуправления, которые занимаются решением вопросов предоставления земельных участков.

К подаваемому заявлению должны быть приложены следующие документы:


  • Документы, которые являются обоснованием для получения данной льготы, например, военный билет, служебный контракт и так далее,
  • Документы, подтверждающие отсутствие у заявителя иного участка земли в собственности под постройку дома или ведения приусадебного хозяйства,
  • Кадастровый план участка.

Кроме заявления на получение земельного участка, военнослужащий должен подготовить заявление на проверку имеющихся технических коммуникаций на участке, для того чтобы получить разрешение соответствующих инстанций на проведение строительных работ. После получения всех необходимых одобрений военнослужащий должен оформить акт, в котором будет представлена информация о выбранном земельном участке для строительства. Для постановки участка на кадастровый учет потребуется соответствующее заключение кадастрового инженера, план межевания участка.

В некоторых случаях земельный участок может быть реализован только посредствам проведения торгов, аукциона или конкурса.

Сама по себе процедура, которая описана выше, потребует достаточно большого количества времени для получения всевозможных согласований. Уменьшить временные затраты позволит выбор земельного участка, который уже находиться на кадастровом учете.

Особенностью заключения договора об использование земельного участка военнослужащими является то, что в качестве платы устанавливается сумма равная земельному налогу на выбранный участок земли.

Договор аренды в данном случае может быть заключен на срок до 20 лет. Если говорить о получении военнослужащими земельных участков на бесплатной основе, то данный вопрос регулируется статье 39.5 ЗК РФ. В которой имеется отсылка к иным нормативно-правовым актам, в том числе и отдельных субъектов РФ, относительно предоставления бесплатных земельных участков некоторым категориям граждан. Такие документы приняты в Московской и Ленинградской областях, Алтайском крае, Нижегородской, Новосибирской и Томской областях, Чувашии, а так же в некоторых других субъектах РФ. Условия предоставления стоит уточнять именно в документах регионального уровня, так как в разных областях России предъявляются разные требования к сроку службы, причинам увольнения в запас, срокам получения льготного земельного участка.

Земельный участок для военнослужащих из земель военного ведомства

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о предоставление в пользование земли для военнослужащих из земель оборонного ведомства. Постановление правительства в марте 2006 года было утверждена возможность предоставлении неиспользованных участков земли, принадлежащих военному ведомству, для военнослужащих для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. Такие земли предоставляются во временное пользование военнослужащим на условиях аренды.

Временно неиспользуемые участки определяются путем проведения инвентаризации. Правила проведения инвентаризации установлены Федеральным законом от 01.01.01 года «О землеустройстве». На практике проведением инвентаризации занимается специально созданная гарнизонная инвентаризационная комиссия.

Временно неиспользуемыми участками признаются такие участки, которые более чем три года не используются под строительство, подготовку или поддержание готовности ВС РФ, а так же для ведения разработок, производства или ремонта военной или специальной техники, хранения боеприпасов, создания мобилизационных хранилищ и так далее. На основании проведенной инвентаризации составляется перечень временно неиспользуемых земельных участков, в котором отражаются сведения о расположение участка, его площади, наличии прав на разрешенное использование, а также наличие возможных ограничений для использования конкретного участка.

К составленному списку прилагается проект границ земельных участков. Инвентаризация проводиться ежегодно и составленный перечень неиспользованных земель направляется до 1 мая заместителю Министра обороны РФ, которые и принимает решение о возможности их предоставления в пользование военнослужащим в соответствии с назначением участка.

Военнослужащие, заинтересованные в предоставлении земельного надела, обращаются в отделение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по месту расположения земельного участка с соответствующим заявлением. В заявление указывается информация о выбранном участке земли, его площади, расположении и требуемом виде землепользования. Решение о выдаче участка принимается в срок до 14 дней. Отказ в рассмотрении заявления может последовать в случае, если требуемый вид землепользования не соответствует имеющемуся на участке.

В случае положительного решения в обязанности военнослужащего входит подготовка кадастрового плана участка, с учетом имеющихся границ выбранного надела. После предоставления подготовлено плана в течение недели Федеральное агентство заключает с заявителем договор на аренду или бессрочное пользование выбранным земельным участком. Договор в последствие может быть продлен, если от Министерства обороны не поступает запроса на необходимость в данном земельном участке.

Итоги

Как видим, сложностей в земельном законодательстве России в отношении предоставлении военнослужащим земельных участков не мало. Ситуация усложняется постоянным обновлением законодательных актов, а так же наличие региональных особенностей осуществления политики в отношении предоставления земли военнослужащим. Поэтому при возникновении запроса на получение земельного участка военнослужащим стоит получить актуальную информацию от опытного юриста в данном вопросе.


Выделение земли военному пенсионеру четко не регламентировано. До 2005 года действовал пункт в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, где было указано, что военнослужащему, уволившемуся со службы по достижению пенсионного возраста или состоянию здоровья, бесплатно выделяются наделы земли в месте прохождения службы или в другом месте по выбору. Эта норма была отменена. Только в некоторых региональных нормативных актах есть директивы по льготной передаче землевладений военнослужащим, вышедшим на пенсию. В каких именно регионах положен военному пенсионеру земельный участок на льготных условиях?

Также Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ ст.15, п.12 определяет, что органам самоуправления право в 2020 году нужно выделять землю военным пенсионерам для вступления в садовые товарищества для постройки дома. Однако, ст. 28 Земельный Кодекс РФ гласит, что землевладение выделяется только за плату либо в аренду, и в том же пункте указано, что бесплатное право землепользования может быть реализовано для граждан в случаях, перечисленных федеральным или региональным нормативными актами.

Права военных пенсионеров на получение надела


Как военному пенсионеру получить земельный участок? Проще всего оформить землевладение на общих основаниях, то есть выкупить его у муниципалитета, воспользовавшись льготами при приобретении земли, если они конечно есть. Поскольку военным пенсионерам делегировано право на получение жилья не только в регионе службы, но и в любом регионе по выбору, то можно обратить внимание на те области, где есть льготы военным пенсионерам по земельному налогу, по оплате земли или порядок безвозмездной передачи земельного участка в собственность.

Пенсионеру может быть предоставлено в бесплатное пользование землевладение принадлежащее Министерству обороны, которое временно не используется. В таких случаях возможность использования надела ограничивается сельскохозяйственными работами. Строить на нем здания запрещено.

Куда обращаться военному пенсионеру, чтобы получить бесплатную землю


Военнослужащему, уволенному со службы по достижению пенсионного возраста или состоянию здоровья, необходимо обратится в муниципалитет по месту проживания с заявкой о выделении земельных участков военным пенсионерам.

Военнослужащий на пенсии может ссылаться на Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ, ст.15, п.12 и ходатайствовать о выделении участка для вступления в садово-дачное товарищество или предоставление землевладения в пользование. На основании нормы Земельный Кодекс РФ в случае 5-летнего использования надела по назначению, арендатор имеет право на бесплатную приватизацию данного участка. Поэтому можно сказать, что земельные участки военным пенсионерам бесплатно предоставляются на общих основаниях. Особых привилегий они не имеют.

Необходимые документы


Для получения надела в пользование необходимо предоставить документы:

  1. Заявление о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность с просьбой предварительного согласования предоставления участка в пользование или аренду.
  2. Если в данном регионе есть нормы, предоставляющие льготы военным пенсионерам по земельному налогу, приложить документы, подтверждающие эти льготы военным пенсионерам.
  3. После получения одобрительного ответа администрации на заявку, необходимо оформить межевой план и кадастровый паспорт надела.
  4. Землевладение ставится на кадастровый учет.
  5. На этом этапе заявитель подает в отдел администрации заявление о предоставлении конкретного надела в долгосрочное пользование или аренду.
  6. Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о заключении договора аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи, если заявитель принял решение о приобретении.
  7. Договор аренды регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Сроки рассмотрения дела

Длительность оформления землевладения в аренду или в безвозмездное пользование объясняется не только согласованием документов и договоров. Много времени уходит на оформление кадастрового паспорта и межевого плана.

Время для вынесения решений администрацией регламентировано нормативными актами и не может составлять больше 30 дней. Однако мероприятия по кадастровому учету и межеванию могут быть произведены в значительные сроки.

Региональные особенности


На федеральном уровне налоговые льготы для военных пенсионеров по налогу на имущество 2020 и на получение земельных наделов не предусмотрены. Однако некоторые регионы сохранили такое право для военнослужащих на пенсии и ветеранов боевых действий. К таким регионам относятся: Челябинская, Нижегородская, Ульяновская области.

Одна из сложностей, с которой может столкнуться при получении земельного участка военный пенсионер – участие в торгах на землепользование. В крупных городах, где спрос на землю большой, торги проводятся довольно часто. В маленьких поселениях есть возможность взять надел в аренду и без аукциона, но в таком случае придется подождать в очереди примерно месяц, чтобы выявить всех желающих на данный участок.

Читайте также: