Какие года берутся для начисления пенсии в узбекистане

Работала с 1980 г в Узбекистане. В 2009 г, получив гражданство РФ, переехала в Россию, с 2009 г и поныне работаю в РФ. Через год мне идти на трудовую пенсию по старости, исполнится 55 лет. Будут ли при расчете пенсии учитываться года работы в Узбекистане после развала Союза, т.е. после 1 дек. 1991 года? Спасибо.


Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом пункты 2 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и 2 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К числу международных договоров относятся: – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (вступило в силу 4 декабря 1995 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года (вступило в силу 28 июня 2002 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года (вступило в силу 29 мая 2001 года).

Кроме того, вопросы осуществления пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, регулируются письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 21.02.94) и Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2103.1996).

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, не заключивших с Российской Федерацией соответствующего соглашения о правах граждан в области пенсионного обеспечения (Азербайджанская Республика, Латвия, Эстония), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии со статьей 5 Соглашения от 29 июня 1999 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства – участника данного Соглашения (Литовская Республика), принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года.

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах – участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.

Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств – республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

С Уважением В.П. Нилов Бюро недвижимости и права Палаццо.

Узбекистан является высокоразвитым государством, расположенным в Центральной Азии. Важной частью его внутренней политики признано обеспечение социального благополучия граждан страны. Это выражается в предоставлении им определенных гарантий со стороны государства.

Так, в частности, определенная категория лиц из числа граждан этой страны имеет право на пенсионное обеспечение. Согласно сведениям узбекских статистических органов, в 2020 году получателями пенсии являются более 3 миллионов человек. Это составляет порядка 10% от общего числа населения. Среди них около 2 миллионов граждан являются пенсионерами по старости.

Бесплатно по России

Законодательная база

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.

Особенности формирования выплаты

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Так, установлено, что право на назначение пенсии возникает при наличии стажа 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин). При этом допускается получение пенсионных выплат и при неполном стаже. Однако размер обеспечения в данном случае будет прямо пропорциональным отработанному периоду. При этом минимальный стаж не может быть менее 5 лет. Если гражданин проработал меньше 5 лет, то право на пенсию у него не возникает.

Также отдельные категории граждан могут рассчитывать на государственное обеспечение на льготных основаниях. Иными словами, необходимые требования по стажу для них снижены. Перечень соответствующих профессий утвержден законодательно.

Представители профессий, связанных с горнодобывающей промышленностью, работники летного состава, творческая интеллигенция, а также спортсмены имеют право на назначение им выплат вне зависимости от достигнутого ими возраста, а на основании выслуги лет.

При определении размера пенсионного обеспечения учитывается доход гражданина за весь период его трудовой деятельности и размер соответствующих отчислений. Таким образом, размер содержания узбекистанских пенсионеров разнится в зависимости от стажа трудовой деятельности и их заработка в этот период.

Виды пенсий

Помимо пенсий по возрасту в Узбекистане установлены и иные виды пенсионных выплат, предусмотренных законом. Разберем подробнее.

Накопительная

Действующее законодательство устанавливает как обязательное, так и добровольное страхование для формирования накопительных пенсий.

Они формируются за счет:

  • обязательных и добровольных ежемесячных взносов со стороны работодателей и самих работников;
  • процентов, которые начисляются на денежные средства, находящихся на индивидуальных пенсионных счетах граждан;
  • иных поступлений.

Накопительная пенсия начинает выплачиваться гражданам с момента, когда у них возникает право на государственное пенсионное обеспечение. Следует отметить, что граждане вправе самостоятельно определять порядок получения денег. Так, это могут быть как выплаты, осуществляемые в течение выбранного периода, так единовременная выплата всей накопившейся суммы. Также в случае смерти застрахованного лица право на его накопления возникает у наследников.

По инвалидности

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Примеры:

  1. Гражданин получил инвалидность в 23 года. Соответственно, чтобы рассчитывать на выплаты, он должен иметь не менее 3 лет стажа.
  2. Гражданин стал инвалидом в 50 лет. Выплаты ему положены при наличии стажа 14 лет.

Пол при определении возможности получения пенсии по инвалидности значения не имеет.

Выплата у работающих пенсионеров

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Какой размер пособий

Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.

Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.

Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.

Реформы в Узбекистане

Пенсионная система в Узбекистане неоднократно подвергалась изменениям. Одним из наиболее значимых из них за последние годы следует признать введение стопроцентной оплаты пенсий работающим пенсионерам. Данное изменение произошло с 1 января 2019 года. До этой даты пенсионеры, которые продолжали работать, могли рассчитывать только на половину от назначенной им пенсии.

Повышение выплат в 2020 году

На сегодняшний день известно, что власти Узбекистана приняли решение проиндексировать размер пенсионного обеспечения на основании . Размер индексации составит 10%. Прибавку узбекистанским пенсионерам следует ожидать с 1 сентября 2020 года.

Как живут узбекские пенсионеры

В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.

В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.

Интересное видео

Дополнительная информация о пенсионной системе Узбекистана в видео:

Заключение

Граждане Узбекистана имеют право на получение пенсионного обеспечения при достижении определенного возраста и наличии необходимого стажа. Размер пенсии относительно небольшой, однако власти страны осуществляют ряд действий, в том числе и индексации выплат, для улучшения уровня жизни и материальной обеспеченности узбекских пенсионеров.


На пенсии жизнь только начинается: появляется уйма свободного времени, которое можно посвятить себе, родным и близким. Кто-то решает проводить его с внуками, кто-то целиком уходит в свое хобби.

Конечно, есть люди, не представляющие существования без работы, коллектива, и выход пенсию не является для них долгожданным событием. Но прежде чем уйти на заслуженный отдых, необходимо собрать целый пакет документов, чтобы вовремя и в правильном исчислении получать пенсию. По многочисленным просьбам читателей мы затронем в нашей статье основные вопросы грамотного оформления пенсии по возрасту. А разобраться в этом нам поможет начальник отдела совершенствования методологии назначения пенсии исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз Зафар ХУЖАЕВ.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

- Зафар Хайдарович, с какого времени работающему человеку нужно начинать готовить документы для выхода на пенсию?

- Согласно п. 5 и 6 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров РУз от 08.09.2011 г. за № 252, администрация организации в декабре каждого года на основании личных карточек и трудовых книжек составляет список работников, приобретающих право на пенсию в следующем году, как на общих, так и на льготных условиях. В списке должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество работника;
  • дата рождения, место проживания работника;
  • наименование структурного подразделения;
  • должность (профессия);
  • основания для обращения за назначением пенсии;
  • стаж работы, подтвержденный документами;
  • специальный стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях.

В отношении работников, включенных в указанный список, администрация организации осуществляет предварительную подготовку документов (со стороны своего учреждения), необходимых для назначения пенсий.

В случае если лицо, имеющее право на пенсию, не является работающим, то заявление о назначении пенсии представляется им непосредственно в отдел Пенсионного фонда по месту его жительства.

- Когда необходимо подать заявление?

- Заявление в отдел Пенсионного фонда необходимо подать в день исполнения пенсионного возраста. Согласно Закону РУз «О государственном пенсионном обеспечении» мужчины выходят на пенсию по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

С этого момента у заявителя есть три месяца, чтобы собрать все необходимые документы. Только при таком условии пенсия будет начисляться с момента подачи заявления. Если же документы представят позже, то начисление будет вестись с момента окончательного их приема.

НЕМНОГО О ДЕКРЕТЕ

- Сколько лет декретного отпуска учитывается при выходе женщины на пенсию и принимается ли во внимание общее количество детей?

- В стаж работы засчитывается время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности. Для большей ясности приведу пример: женщина с трудовым стажем в 30 лет, из которых в общей сложности 8 лет она находилась в отпусках по уходу за тремя детьми. При исчислении стажа работы для назначения пенсии ей будет засчитываться в общей сложности 25 лет (30 лет - 8 лет + 3 года = 25 лет).

Согласно п. «д» ст. 37 вышеназванного закона в стаж работы засчитывается время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет. При этом данный период включается в стаж работы при наличии общего стажа не менее 5 лет, указанного в п. «а» - «г» ст. 37 настоящего закона. Время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет устанавливается на основании:

  • акта обследования фактических обстоятельств осуществления ухода (составляется отделом Пенсионного фонда на основании сведений, полученных от органа самоуправления граждан, и опроса лиц, за которыми осуществлялся уход, а также их соседей);
  • документов, удостоверяющих нахождение на инвалидности и возраст.

ВОЙДЕТ ЛИ В СТАЖ ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ?

- Будет ли засчитан в стаж период учебы в вузе, колледже, лицее (ранее - в профтехучилище, техникуме)?

- Согласно п. «е» ст. 37 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в стаж работы засчитывается очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, институте стажеров-исследователей-соискателей, докторантуре, институте старших научных сотрудников-соискателей и клинической ординатуре, в том числе за границей. При этом данный период засчитывается в стаж работы при наличии общего стажа не менее 5 лет, указанного в п. «а» - «г» данной статьи.

Учитывая, что профтехучилище, техникум, колледж и лицей не являются высшими учебными заведениями, периоды обучения в них не будут засчитаны в стаж работы при исчислении размера пенсии

ЕСЛИ В ТРУДОВОЙ НЕТ ЗАПИСЕЙ

- Как произведут начисление, если в трудовой книжке имеются исправления, которые нет возможности подтвердить?

- При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в ней нет необходимых записей или содержатся неправильные и неточные записи о периодах трудовой деятельности, в подтверждение стажа работы (кроме стажа работы занятого лица) принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры (контракты), архивные справки и другие документы, содержащие сведения о периодах трудовой деятельности.

При этом в справке должны указываться сведения о приеме на работу, перемещениях по работе (должности) и прекращении трудового договора с указанием оснований. Справка подписывается руководителем организации или архива, а также работником, ее подготовившим, и заверяется печатью организации или архива, выдавших справку.

- А если и этих документов нет?

- Согласно п. 74 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности получения их в связи с авариями и другими чрезвычайными ситуациями локального масштаба (пожар, затопление), полной ликвидацией организации либо отсутствием архивных данных по иным причинам, чем те, которые предусмотрены в п. 58 настоящего Положения, стаж работы устанавливается в судебном порядке.

При этом в соответствии с п. 57 данного Положения в целях установления обоснованности и достоверности представленных документов о стаже работы отдел Пенсионного фонда:

  • оценивает содержание и надлежащее оформление документов, представленных для подтверждения стажа работы, и при необходимости принимает решение о проведении проверки обоснованности их выдачи;
  • выносит в необходимых случаях решение о зачете или исключении из подсчета продолжительности стажа работы отдельных периодов трудовой деятельности.

КАКИЕ СПРАВКИ ПРИМУТ?

- Правда ли, что Пенсионный фонд принимает только свежие архивные справки?

- Согласно ч. 7 ст. 43 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» отделы внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз имеют право требовать соответствующие документы от предприятий, организаций и отдельных лиц, а в необходимых случаях проверять обоснованность их выдачи.

Исходя из изложенного, следует, что независимо от давности архивных справок о заработной плате или стаже работы они должны:

  • соответствовать утвержденным законодательством формам на момент подачи заявления о назначении пенсии (приложения № 12, 13 к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий);
  • быть подтверждены соответствующими архивными документами, на основании которых выданы данные архивные справки.

ПО КАКОЙ СХЕМЕ БУДЕТ РАССЧИТАНА ПЕНСИЯ?

(Примечание: в этом пункте мы решили указать расчеты для всех видов пенсий, установленных в Узбекистане. А именно: пенсии по возрасту, по инвалидности и потере кормильца).

- Согласно ст. 25 Закона РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и складывается из базового размера пенсии, повышения пенсии за стаж работы и надбавок к пенсии.

Ст. 26 настоящего закона установлены следующие базовые размеры пенсий:

а) для пенсий по возрасту - 55% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии (ст. 31 и 33), но не менее 100% официально установленной минимальной пенсии по возрасту;

б) для пенсий по инвалидности инвалидам I-й и II-й групп - 55% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% минимальной пенсии по возрасту;

г) для пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи - в размере 30% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 50% минимальной пенсии по возрасту;

д) пенсии по случаю потери кормильца на детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), или детей умершей одинокой матери на каждого ребенка - 30% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии, но не менее 100% минимальной пенсии по возрасту.

Согласно ст. 27 данного закона за каждый полный год стажа работы сверх требуемого для назначения пенсии базовые размеры пенсий повышаются:

а) пенсии по возрасту - на 1% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии (ст. 31 и 33);

б) пенсии по инвалидности инвалидам I-й и II-й групп - на 1% среднемесячного заработка, принимаемого для исчисления пенсии;

г) пенсии по случаю потери кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи - на 0,5% среднемесячного заработка кормильца.

Повышение пенсий по случаю потери кормильца, назначаемых на детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), производится из общей суммы заработка обоих родителей в пределах восьмикратного размера МЗП.

Среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется путем деления общей суммы пересчитанного заработка за 60 календарных месяцев работы подряд на 60.

Для расчета пенсии принимается среднемесячный заработок в сумме не свыше восьмикратного размера МЗП. В тех случаях, когда среднемесячный заработок для исчисления пенсий ниже размера МЗП или сведения о заработке полностью отсутствуют, пенсия исчисляется исходя из МЗП.

Важно!

Нужно знать, что в заработок для исчисления пенсии включаются не все виды доходов в виде оплаты труда, а только те, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы.

Заработок для исчисления пенсии берется за любые пять лет подряд (по выбору обратившегося) в течение последних 10 лет трудовой деятельности независимо от имеющихся перерывов в работе.

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ

К заявлению лица, обратившегося за назначением пенсии по возрасту, должны быть приложены:

  • документ, подтверждающий стаж работы, в том числе специальный стаж работы*;
  • справка о заработке;
  • накопительная пенсионная книжка заявителя (после 1 января 2005 года).

* основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Вместе с ней заявитель должен представить все документы, выданные с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности (отмеченной в трудовой) для установления стажа работы. Документы также могут быть получены из архивных учреждений.

Кроме того, в необходимых случаях представляются**:

а) справка, подтверждающая военную службу, пребывание в партизанских отрядах и соединениях, службу в органах государственной безопасности и органах внутренних дел, выданная соответствующим учреждением;

б) справка, подтверждающая службу в военизированной охране, органах специальной связи и горноспасательных частях независимо от ведомственной подчиненности, выданная соответствующим органом;

в) справка, подтверждающая уплату страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов РУз, выданная занятому лицу отделом Пенсионного фонда, на основании сведений, предоставленных государственными налоговыми органами РУз;

г) медицинское заключение, подтверждающее, что ребенок заявителя признавался ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, выданное врачебно­-консультативной комиссией лечебно-профилактического учреждения Министерства здравоохранения РУз (далее - ВКК), или соответствующая часть справки об инвалидности, подтверждающей признание инвалидом I-й группы лица, за которым осуществлялся уход, выданная врачебно­-трудовой экспертной комиссией (далее - ВТЭК);

д) справка, подтверждающая время ухода за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постореннем уходе, выданная органом самоуправления граждан на основании заключения лечебно-профилактического учреждения;

е) диплом или справка, подтверждающая очное обучение в высших образовательных учреждениях (в том числе в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе, а также в партийных школах), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников- соискателей) и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) справка, подтверждающая время ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, выданная организацией (организациями), с которой женщина находилась в трудовых отношениях в период с рождения ребенка и до достижения им возраста трех лет, с приложением копии приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и возвращении из него;

з) справка, подтверждающая период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

з-1) справка, подтверждающая период проживания супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений РУз, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел РУз на квотные должности в международные межправительственные организации за границей, выданная Министерством иностранных дел РУз;

и) документ, удостоверяющий, что заявитель является участником войны или приравненным к нему лицом;

к) справка лечебно-профилактического учреждения о том, что заявитель является больным гипофизарным нанизмом (лилипутом) либо диспропорциональным карликом;

л) документ о перемене фамилии, имени, отчества;

м) соответствующая часть справки об инвалидности ВТЭК - в тех случаях, когда в стаж засчитывается время нахождения на инвалидности I-й и II-й групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

н) справка, подтверждающая время ухода за ребенком-инвалидом до достижения им 8-летнего возраста, выданная органом самоуправления граждан, а также медицинское заключение, выданное ВКК, подтверждающее, что ребенок признавался ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, или справка о нахождении на учете в лечебно-профилактическом учреждении по заболеванию, являющемуся основанием для установления инвалидности, выданная ВКК;

о) оправдательный приговор или определение (постановление) суда о прекращении дела или постановление прокурора (следователя) о прекращении дела, а также справка следственных органов или органов внутренних дел о периоде заключения лица под стражей в качестве меры пресечения в следственном изоляторе (тюрьме), отбывания наказания в виде ареста или лишения свободы, а также документы о реабилитации (справки судебных органов, органов прокуратуры, дознания и следствия о вынесении оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям);

п) представление районного (городского) Центра занятости и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РУз о признании лица безработным.

** это полный список, из которого специалисты Пенсионного фонда отметят только пункты, применительные к ситуации заявителя.

Подготовила Сурия МАГДЕЕВА

("Даракчи плюс", №4, 2016г)

Пенсия в Узбекистане начисляется с использованием индивидуального подхода. В последние годы изменения пенсионной системы носили социально ориентированный характер. Минимальная пенсия в Узбекистане 292 940 UZS (2354 рубля). Средняя пенсия в Узбекистане 352 152 UZS (2830 рублей).


Самарканд, Узбекистан

Пенсионный возраст в Узбекистане

Мужчины имеют право претендовать на пособие в 60 лет при наименьшем трудовом стаже в 25 лет, женщины – в 55 лет при его длительности 20 лет и более.

Размер пенсии в Узбекистане

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в Узбекистане

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия в Узбекистане

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

Максимальная пенсия в Узбекистане

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

Виды пенсий

Далее рассмотрит виды пенсий.

Накопительная

Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.

Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:

  • обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
  • проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
  • иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.

По инвалидности

На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.

Работающим пенсионерам

С 01.01.2019 работающие пенсионеры стали получать выплаты в полном объеме.

Численность пенсионеров Узбекистана

В наши дни в республике насчитывается свыше 3,3 млн пенсионеров или 10 % населения.

Как живут пенсионеры в Узбекистане и на что хватает выплат

С 2019 г. пенсионеры стали получать помощь независимо от их трудоустройства. Увеличены пособия одиноким и находящимся в домах престарелых или специальных пансионатах. Наименьший стаж для начисления пособий по возрасту был установлен в 7 лет.

Увеличение пенсий и пенсионного возраста в Узбекситане: последние новости

В 2019 г. объем пенсионных выплат в Узбекистане повысят в среднем на 65-260 тысяч UZS. В среднем величина пенсии в год увеличивается на 15 %. Вместе с тем, принимая во внимание демографическую ситуацию, планку пенсионного возраста планируется понемногу поднимать.


Политика Узбекистана, предусматривает индивидуальный подход к пенсионным выплатам. За последние несколько лет власти внесли ни одну корректировку в показатели этой отрасли, все нововведения можно назвать социально направленными, так как они осуществляются ради интересов своих граждан.

Пенсионный возраст в Узбекистане

В 2020 году на территории республики могут рассчитывать на пенсионное обеспечение мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Немаловажный фактор это наличие трудового стажа. Значение минимального стажа для мужчин 25 лет, а для женщин – 20.

Расчет выплат

Формирование пенсии осуществляется в несколько сложных этапов. Ключевую роль здесь играет трудовой стаж. На его основе происходит расчет накоплений.

В соответствии с правилами начисления пенсионного обеспечения на территории Узбекистана, пенсия рассчитывается по такому принципу:

  1. Изначально нужно обращать внимание на стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет. Помимо основной официальной занятости, в трудовой стаж могут быть включены и иные виды деятельности: служба в армии, включая работу в военизированных организациях; временной период, в течении которого был факт ухода за недееспособными лицами, детьми и так далее; процесс получения образования в ВУЗах, в том числе и за пределами Узбекистана.
  2. После установления суммарной продолжительности стажа работы с целью определения пенсии, дополнительно возникает необходимость установить заработок. Учитываются уровень зарплат и пенсионных выплат на сегодняшний день.
  3. На следующем этапе нужно установить персональный коэффициент. Можно выбирать любые 6 месяцев за последние 10 лет, а социальная служба рассчитает коэффициент заработка за это время.
  4. Сбор документов – завершающий этап. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой всех необходимых документов. В случае отсутствия какой-либо бумаги, они оставляют за собой право потребовать предоставить ее в максимально сжатые сроки.

Размер пенсии

Минимальная пенсия

Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2019 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2020 года, то она выросла на 15%.


Средняя пенсия

По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.

Накопительная

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Для этого либо сам гражданин, либо его официальный работодатель (в зависимости от категории) подает заявление в филиал Народного банка Республики. После подтверждения постановки на учет, человеку открывается индивидуальный счет, который закрепляется за ним навсегда.

Деньги на счет поступают из нескольких источников:

  1. Ежемесячные обязательные взносы;
  2. Добровольные взносы;
  3. Проценты, начисленные на уже имеющиеся средства;
  4. Другие источники доходов, которые предусмотрены Законом.

Контроль средств на индивидуальных счетах Народного банка, осуществляется через органы Министерства финансов и Центральным банком.

Надбавки к пенсии

  • полагаются инвалидам войны I группы;
  • инвалидам войны II группы;
  • инвалидам I;
  • инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны и приравненным к ним лицам;
  • лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
  • родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
  • лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
  • артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
  • артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.

Повышение пенсии в Узбекистане

C 1 января 2019 года максимальная заработная плата, принимаемая для назначения пенсии, будет увеличена с 8 до 10 кратного размера минимальной заработной платы. Что это такое, как это повлияет на пенсию, насколько она будет увеличена, читайте в нашем материале.

Например, у гражданина, имеющего стаж работы 35 лет, среднемесячная заработная плата составляла 2 миллиона 200 тысяч сумов. По действующим условиям пенсия рассчитывалась от суммы 1 миллион 621 тысяча сумов (8 МРЗП), а оставшаяся сумма в размере 579 тысяч сумов не учитывалась.

Таким образом размер пенсии составлял 1 миллион 54 тысячи сумов (т.е. базовый размер – 55% от средней заработной платы или 892 012 сумов и 10% за каждый год работы, превышающий требуемый стаж в 25 лет).

Полная пенсия работающим пенсионерам

С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.

Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.

Перевод пенсии из Узбекистана в Россию

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.

После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».

После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.

Бюрократический вопрос

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.

Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.

Читайте также: