Какую пенсию получал солдат царской армии

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (за выслугу лет) В ЦАРСКОЙ РОССИИ.

К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет ("за долговременую беспорочную службу") имели все "бюджетники", т.е.:
--- чиновники всех ведомств всех классов, а также канцеляристы,
--- офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.:
--- учителя (в том числе народные, начальных класов), Законоучителя и служащие Духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений,
--- ученые и инженеры на всех казеных заводах, всех ведомств и организаций,
--- врачи и фельшеры (в т.ч. ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казеных больниц и заведений,
--- рабочие казеных заводов (с 1913 года) и казеных железных дорог:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB12/feldman.pdf


Далее цитирую выдержки статьи на эту тему с портала KYA:


У обычных граждан РИ пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» (либо пенсия по болезни \инвалидности\ ; в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий).
Второе слагаемое ; эмеритура, т.;е. сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и т.;д.) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно ; при условии, что данный человек в свое время отчислял в эту кассу взносы на протяжении 10 лет. Причем размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!
И третье ; пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был весьма велик и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами.

Возвращаясь к пенсиям по старости, - единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100;% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать 35 лет (речь, разумеется, об общем стаже; советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена еще не было известно), причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35;летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года.

Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2;/;3 оклада, а от 10 до 20 лет ; треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы, 2;/;3 его ; при выслуге не менее 10 лет, а треть ; при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.

Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции ; от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила. Терять им действительно было нечего…

Что касается уволенного «по статье» (черезь суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал император.

В принципе любой работник по собственной инициативе мог надолго прерывать трудовую деятельность. Если, например, чиновник или офицер планировал годик-другой расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене, а потом вновь вернуться на работу, то увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии. Но если в силу каких-либо причин больше не собирался работать, то в заявлении об отставке сообщал о желании получать пенсию.

Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал ; суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.

Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья ; до 17 лет, дочери ; до замужества либо до достижения 21 года).

Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново ; как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.

Возможно, я упустил некоторые категории. Подробнее можно посмотреть в Своде законов Российской империи:
http://civil.consultant.ru/reprint/books/175/180.html#img181
***

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В ЦАРСКОЙ РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА.
http://www.insurn.ru/pg-id-432.htm
В 1903 г. появляется закон "о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По которому, за утрату трудоспособности на срок более трёх дней от телесного повреждения, полученного на производстве, рабочему полагалось вознаграждение в виде пособия, а в случае инвалидности или смерти – в виде пенсии, причём ответственным признавался владелец предприятия. Законом закреплялся переход ответственности владепьца предприятия к страховому учреждению или обществу в случае, если владельцы предприятий страхуются в российских страховых обществах и учреждениях. Законом был определён точный порядок получения пособий и установлен контроль за его исполнением. С июля 1904 г. законом охватывались рабочие и служащие военных ведомств, с 1905 г. - рабочие и служащие государственных типографий, с 1906 г. рабочие и служащие морского ведомства и казённых предприятий торговых портов.
Согласно отчётам крупнейших страховых компаний России , действующих на основании закона 1903 г., по коллективному страхованию в обществах "Россия", "Помощь", "Заботливость", "Якорь", "Саламандра" было застраховано в 1904 г. 534 369 человек, а в обществах взаимного страхования – Рижском, Иваново-Вознесенском, Киевском – 148 934 человека (5,3 % от общего числа лиц, живущих наёмным трудом).
Таким образом, к 1905 г. в Российской Империи была создана база для системы социального страхования в сфере обеспечения рабочих пострадавших от несчастных случаев медицинской помощью, пособиями по инвалидности и пенсиями по случаю утраты трудоспособности, которые впоследствии легли в основу концепции государственного страхования. Однако она была недостаточна. Оставался чрезвычайно низким процент застрахованных рабочих. Обеспечение врачебной помощью оставалось на низком уровне. Помимо закона о государственном страховании от несчастных случаев рабочим требовались законы о пенсиях, инвалидности, безработице и т.д.
Разработка всех этих законов началась еще в 1904г: согласно именному Высочайшему указу, Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. было повелено: "…в дальнейшем развитии принятых уже мер по обеспечению участия рабочих на фабриках, заводах и промыслах озаботиться введением государственного страхования". Была создана комиссия под руководством министра торговли и финансов В.И. Тимирязева для разработки соответствующих законопроектов. Ею были рассмотрены материалы действующих законопроектов по страхованию рабочих в европейских странах (Германии, Австрии, Швейцарии, Франции). Отчасти европейские системы страхования рабочих легли в основу будущей системы страхования рабочих в России.

СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1912 г.
В министерской записке к законопроекту об обеспечении рабочих на случай болезни, внесённой в третью Думу в 1908 г., отмечается наличие 54 соглашений во Владимирской губернии, 29 в Самарской, 45 в Херсонской.
По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных собий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15 % предприятий и 1/3 общего числа рабочих.
Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47 % предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37 %). Право па получение пособий зависело от срока службы. Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5-3 недель (36 %) до выздоровления (27 %), а так же до 1 месяца.

Действие закона 23 июня 1912 г. распространялось на рабочих и служащих, занятых в предприятиях фабрично-заводских, горных, судоходных по внутренним водам, на трамваях и железных дорогах. Исключались все предприятия, принадлежавшие казне (для них страхование было введено ранее, в 1904-1908гг), а так же мелкие предприятия с числом занятых лиц менее 20.
Все крупные и большинство средних заводов страховали всех своих рабочих. И если кто-то получал увечье, то за счет страховых сумм рабочий мог рассчитывать на вполне приличную компенсацию, а если увечье не позволяло ему работать, то на пожизненную пенсию. Если же человек в результате травмы погибал, то эти деньги выплачивались его вдове и детям.


ПЕНСИИ И СТРАХОВАНИЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Читаем БСЭ:
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art. 7
Цитата:
"После Октябрьской революции 1917 для трудящихся было установлено государственное пенсионное обеспечение. С первых же лет Советской власти за счёт государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 — на служащих. Закон о государственных пенсиях 1956 значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсии"

Итак, с 1917 до 1928 года пенсии по старости вообще не выплачивались, были молча отменены в совдепии. В 1928 году начали выплачивать пенсии отдельным категориям рабочим (горнозаводской и текстильной промышленности) - служащим пенсии начали выплачиваться только в 1937 году. То есть, после 1917 года ушедшие с работы по возрасту служащие в течение более 20 лет (!) пенсии вообще не получали. Размеры совдеповских пенсий были очень маленькими вплоть до 1956 года (!). Какие пенсии были до 1941 года? Мне удалось найти размеры пенсий только для инвалидов РККА и Гражданской войны - они были повышены в 1937 году:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?Do. 790&print=true
Цитата:
"Из протокола заседания Политбюро №45, 1937 г.
О повышении размера пенсии
1. Установить с 1 января 1937 г. следующие размеры пенсий в порядке социального обеспечения (включая хлебные надбавки).
а) для лиц, получивших инвалидность в связи с участием в гражданской войне или прохождением военной службы в РККА;
б) для инвалидов из числа бывших красногвардейцев и красных партизан — независимо от времени и причин наступления инвалидности;
в) для нетрудоспособных членов семей указанных в п. п. "а" и "б" инвалидов в случае смерти последних, а также нетрудоспособных членов семей лиц, умерших в связи с участием в гражданской войне или прохождении службы в РККА:
Инвалиды первой группы — 65 руб.* (для не имеющих сельского хозяйства) / 40 руб. (для имеющих сельское хозяйство).
Инвалиды второй группы — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с тремя и более нетрудоспособными членами — 45 руб. / 25 руб.
Семьи умерших с двумя нетрудоспособными членами — 35 руб. / 20 руб.
Семьи умерших с одним нетрудоспособным членом — 25 руб. / 15 руб.
2. Установить для инвалидов-пенсионеров следующие семейные надбавки: при трех и более нетрудоспособных членах семьи — в размере 40% получаемой инвалидом пенсии; при двух нетрудоспособных членах семьи — в размере 30% получаемой инвалидом пенсии; при одном — в размере 20%.
3. В тех случаях, когда пенсии, назначенные в порядке социального обеспечения до 1 января 1937 г. превышают указанные в ст. 1 размеры, эти пенсии не подлежат снижению в порядке настоящего постановления.
*Студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц, прожить на которые без дополнительного приработка было невозможно".

Как видно, даже максимальная пенсия по инвалидности в 1937 году не превышала половины студенческой стипендии (!). Пенсии по старости, судя по всему, были лишь ненамного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) пенсия по старости не могла быть выше 300 рублей - это при средней зарплате в те годы около 1200 рублей. Конечно, при Сталине были и персональные пенсии больших размеров, но мы говорим о средних (без персональных надбавок). То есть, максимальная пенсия в начале 1950-х составляла лишь 25% средней зарплаты.
Сравните это с царскими временами: ушедшим на пенсию по болезни полагались 33% оклада (зарплаты) полагались уже при стаже работы (выслуге лет) хотя бы 5 лет, 67% при выслуге от 10 лет, а если человек уходил по состоянию здоровья, проработав 20 лет - он получал полный оклад! Это для прекративших работу по болезни. А по старости при стаже 25 лет до 1917 года работник получал уже 50% оклада. Сравните это с 25% оклада в 1951-1955гг!
Только в 1956 году, при Хрущеве, в СССР была проведена хорошая пенсионная реформа, и размеры пенсий были значительно повышены - через почти 40 лет (!) после Октябрьского переворота!

Давайте рассмотрим жалование царской армии. Как уже говорилось, оно являлось частью содержания, то есть общей суммы, которую получали военнослужащие. В начале XX века она была следующей: полному генералу платили 770 руб. в месяц. У генерал-лейтенанта выходило 500 руб., а полковник получал 325 руб. Капитану полагалось 145 руб., а поручик имел месячное содержание в размере 55 руб.

Столовые деньги получали офицеры от капитана и выше, а их сумма напрямую зависела от должности. Согласно армейской традиции высшие командиры регулярно собирали у себя подчинённых офицеров на общие обеды. Вот с этой целью и выделялись так называемые столовые деньги. Командир полка для подобных нужд получал 175 рублей. Но при должной экономии он мог потратить на обеды 80-110 рублей, а то, что оставалось, клал себе в карман.

Надо сказать, что в 1909 году младшим офицерским чинам ввели добавочное содержание или дополнительное жалование. Связано это было с низкими зарплатами. Поручику прибавили 15 рублей, капитану 40 рублей, а подполковнику аж целых 55 рублей в месяц. Это улучшило материальное положение офицеров младшего и среднего звена.

Жалование в царской армии также зависело от места службы. Одно дело служить в европейской части Российской империи, а другое тело тащить службу где-нибудь на Кавказе, в Сибири, Средней Азии. Таким бедолагам платили усиленное жалование. Ну и, конечно, государь и его ближайшие подчинённые не забывали о гвардейских частях. Так выплаты проводились по своей сетке. К примеру, гвардейский капитан получал тут же сумму, что и армейский подполковник.

Теперь поговорим о квартирных деньгах. Их получали те офицеры, которые снимали жильё. При этом учитывались звание офицера, населённый пункт проживания и конкретное место проживания. В столице и губернских городах платили больше, так как цены на жильё были высокими. Так в Москве капитан получал 45 рублей квартирных денег. В эту сумму входило и содержание конюшни. А если капитана переводили в маленький городок где-нибудь в Польше, то квартирных денег ему выплачивали уже 14 рублей.

Высшие чины получали не только квартирные, но и фуражные деньги. Последние шли на прокорм лошадей и составляли в месяц 15 рублей на одну лошадь. Имелось также путевое довольствие. Выплачивалось оно во время командировок. Состояло из прогонных денег и суточных выплат.

Не были забыты и молодые офицеры, только-только закончившие военные училища. Им выплачивали единовременное пособие в размере 300 рублей. На эти деньги они покупали себе полный комплект офицерской формы, лошадь, сбрую, седло. То есть экипировались по полной программе, чтобы достойно служить царю и отечеству.

Когда началась Первая мировая война, военнослужащим русской армии выплатили подъёмные деньги. Суммы напрямую зависели от званий. Генералы получили по 250 рублей, старшие офицеры по 150 рублей, а младший офицерский состав по 100 рублей. Но те, кто находился в действующей армии, получили в 2 раза больше. Штабным офицерам выплатили в 1,5 раза больше, а тыловикам подъёмные выдали, но ни копейки не прибавили.

Следует также сказать, что жалование в царской армии с началом войны увеличилось в 1,4 раза. К примеру, жалование подполковника составляло 90 рублей, а достигло 124 рублей. И так произошло со всеми чинами. Помимо жалования увеличились столовые деньги, добавочные жалования и ввели порционные деньги. Последние компенсировали лишения, которые испытывали офицеры в походной жизни. Такая компенсация составляла для низших офицерских чинов 2,5 руб. в сутки, а для высших – 20 рублей в сутки.

Но чтобы ощутить в полной мере те деньги, которые получали военные, необходимо знать их покупную способность. Булка белого хлеба стоила 7 коп, макароны стоили 10 коп (это за 1 фунт). Рафинад за фунт стоил 30 коп. Литр молока стоил 14 коп, а вот литр сметаны тянул на 80 коп. Телятина за фунт стоила 35 коп, а свинину можно было купить за 15 коп. Фунт чёрной икры оценивался в 90 коп, что же касается красной икры, то она стоила 1 руб. 20 коп.Хорошую рубашку можно было приобрести за 3 рубля. Деловой костюм тянул на 8 рублей. Яловые сапоги, в которых ходила большая часть мужчин, оценивались в 5 руб. Лёгкие летние ботинки стоили 2 рубля. Хорошую лошадь можно было купить за 150 рублей, а дойную корову за 60 рублей.

Рабочие низкой квалификации получали 35 руб. в месяц, а высококвалифицированный рабочий класс ежемесячно клал в карман от 80 до 120 рублей. Врачи земских больниц имели жалование 80-110 руб. Зарплата учителей варьировалась в пределах от 90 до 150 рублей. У высших государственных чинов зарплата достигала 1000-1500 рублей.

Аренда квартиры где-нибудь на окраине города составляла 5 руб. В центре Москвы или Санкт-Петербурга аренда хорошей просторной квартиры тянула на 70-75 рублей. Вот такие цены и зарплаты гражданских людей были в царской России перед началом Первой Мировой войны.

Во времена СССР пенсионное обеспечение вышедших на заслуженный отдых граждан преподносилось, как достижение социализма. Мол, цари и капиталисты изначально не утруждали себя заботами о пожилых людях, которые больше не могут работать. Но так ли это на самом деле?

Военные пенсии: «Дабы не позорили честь мундира»

В России первые пенсии начали выплачиваться при Петре I. В соответствии с Морским уставом, утверждённым в 1720 году, офицерам военно-морского флота по старости назначалась безусловная и обязательная к выплате премия. Офицеры других родов войск стали получать такое денежное пособие немного позже.

Первый российский император издал специальный указ «О пенсионе бывшим военным», где говорилось:

«Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».

Если человек, которому назначалась пенсия, умирал, то денежное пособие продолжалось выплачиваться его семье: вдове или другим иждивенцам. Однако родственники офицеров, убитых на дуэли, пенсию не получали.

Но, несмотря на то, что в теории это всё выглядело просто замечательно, был в первой российской пенсионной реформе один существенный недостаток: денежное пособие по старости выплачивали только офицерам, но не рядовым солдатам. И получалось, что рекрут, отслуживший 25 лет, должен был вернуться в родную деревню без права на пенсию.

Правда, предполагалось, что местный барин должен уважительно относиться к бывшему солдату и при необходимости помочь ему в обзаведении хозяйством. Но многие ли из помещиков следовали этому предписанию?

В 1851 году Николай I издал указ, в соответствии с которым отставным крестьянам было запрещено жить в Петербурге или в Москве если они « не имеют возможности содержать себя положительными способами ».

Солдат-инвалидов, как правило, определяли на дожитие и прокорм в монастыри.

Но если воин успевал отличиться в военных походах, ему назначалось солидное единовременное пособие. Этих денег было достаточно, чтобы отставной солдат мог обзавестись торговой лавочкой, лесопилкой или мельницей, то есть, начать своё дело, которое кормило бы его до конца жизни.

Пенсия гражданским лицам: «За беспорочную службу»

Первое «настоящее» пенсионное законодательство появилось в Российской империи при Николае I, в 1827 году. В соответствии с ним, правом на денежное содержание обладали не только военные, но и гражданские чиновники.

Если человек прослужил на благо царя и Отечества 25 лет, ему назначалась пенсия в размере 50% от его жалованья. А прослужившие 35 лет имели право на получение денежного содержания, сумма которого равнялась бы 100% чиновничьего оклада.

В случае смерти материальное пособие получала вдова или дети: сын до 17 лет, а дочь - до 21 года, ну, или до тех пор, пока не выйдет замуж.

Главным условием для выплаты пенсии была «беспорочная служба».

Если чиновник увольнялся из-за каких-то нарушений или по причине серьёзного проступка, его прежний стаж терялся. И если человеку удавалось вновь устроиться на государственную службу, отчёт лет его выслуги начинался заново.

Правом на «пенсионное помилование» обладал только сам государь, а потому проштрафившимся чиновникам, в особенности, если те были осуждены по «политическому» делу, нечего было рассчитывать на пенсионное пособие.

Также не выплачивались выплаты по возрасту лицам, навсегда покинувшим Россию или тем, кто постригся в монахи.

Пенсия для царских «бюджетников»: значение стажа

Развитие пенсионной системы в царской России не стояло на месте, а продолжало развиваться. И вот денежное пособие по старости начали выплачивать уже и лицам, не имеющим чина: медперсоналу, преподавателям учебных заведений, а с 1913 года - работникам и служащим железных дорог и предприятий, причём, всем без исключения.

Но при её назначении имелся один нюанс: рассчитывать на пенсию могли только те, кто отработал на госпредприятиях определённое количество лет, то есть люди, которых сегодня можно было бы назвать бюджетниками.

Вообще же после 1912 года пенсионное законодательство в Российской Империи было на уровне лучших мировых стандартов.

При назначении денежного обеспечения учитывался не возраст, а стаж. И если у человека имелся стаж в 15 лет, при выходе на пенсию он каждый месяц получал 100% от своей зарплаты. Люди так и говорили: «вышел с полным окладом». Тем же, кто проработал 25 лет, выплачивалось 50% от заработной платы.

При этом, если человек немного «не дотянул» и отработал 24,5 и 34,5 лет, ему также начислялась пенсия.

Но и это ещё не всё. На многих предприятиях пенсионеры дополнительно получали ещё и ведомственную пенсию (эмеритуру). Её размер мог составлять до 100% от зарплаты, а назначалась она тем, кто за время работы на предприятии не менее 10 лет делал взносы в кассу взаимопомощи.

Если человек должен был уйти с работы по состоянию здоровья, он тоже не оставался без средств к существованию. Отработав 30 лет, пенсионер-инвалид получал 100% от своего заработка. Двадцатилетний стаж давал право на получение 2/3 от оклада, а пятилетний - на 1/3 от жалованья.

Полагались пенсии и лицам, имеющим госнаграды, например, георгиевским кавалерам, число которых в 1917 году составляло примерно 1,5 млн. человек.

При этом стаж не должен был быть непрерывным: при желании человек мог на 1-2 года сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть в деревне или, если была возможность, за границей.

А что же с крестьянами?

Пожалуй, наиболее серьёзным недостатком пенсионного обеспечения в царской России было то, что денежные выплаты по возрасту не полагались крестьянам. Между тем, страна была аграрной и около 80% её населения занималось земледелием.

Но представители высших сословий полагали, что крестьянам достаточно и того, что у них есть надел земли, с которого они должны кормиться всю жизнь, не полагаясь на денежные пособия «от государственных щедрот».

А что же по этому поводу думали сами крестьяне? Может быть, они и завидовали тем, кто, выйдя в отставку, получал пенсию. Но у них имелся и свой, выработанный веками и тысячелетиями способ обеспечить себя в старости, когда сил трудиться в поле уже не останется. Они просто старались рожать как можно больше детей.

И это не было блажью, прихотью или издержками чадолюбия. Младенческая и детская смертность была в царской России довольно велика и было нужно, чтобы хотя бы один из сыновей стал взрослым и смог содержать своих родителей в старости.

Крестьяне в Российской империи так и говорили: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание».

Из истории известно, что военные пенсии (в современном понимании этого термина) появились в Древнем Риме. Впервые их ввел для центурионов (офицеров) и легионеров римский консул Гай Марий. Выходец из низов, он в 107 г. до н.э. занял высший пост в Риме и впервые в истории сформировал на добровольной основе постоянную наемную армию. До этого римская армия была, по сути, милиционной. Ее собирали лишь для ведения войн, а по их окончании сразу распускали по домам. В армию до нововведений принимали только состоятельных римлян, которые сами могли приобрести оружие, снаряжение и содержать себя в походе.

Именно Марий установил для ветеранов пенсии за выслугу лет и обеспечение их земельными наделами при отставке. В те времена в Риме ветеранами называли легионеров, прослуживших не менее 16 лет в строю и 4 года в ветеранском резерве. Позже общий срок службы был увеличен до 25 лет. Римские граждане, завершившие службу, получали денежный пенсион и земельный надел там, где они вышли в отставку. Спустя 7 лет пришедший к власти Юлий Цезарь закрепил военные пенсионы и расширил ветеранские льготы и преимущества. Войскам после побед над врагами выплачивались премии, а позже выдавались прибавки к жалованью при восшествии на престол нового императора. Легионеры могли делать пенсионные сбережения, которые хранились у знаменосцев когорты. Обычно половина всех премий откладывалась до времени выхода в отставку.


Государево попечение служилых людей на Руси

На Руси воинские начала возникли вместе с формированием обособленных княжеств и появлением первых княжеских дружин для защиты власти, населения и территорий. Первые шаги по обеспечению ратного люда за счет казны предпринял великий князь Иван III, занявший престол в 1462 году. За верную службу и преданность он установил материальное вознаграждение в виде временных поместий. Спустя годы временные поместья перешли в полную собственность ратным людям и стали называться вотчинами. Одновременно с получением поместий и вотчин у зарождавшейся военной знати появилась обязанность по первому зову монарха явиться ко двору с установленным количеством вооруженных людей и коней. Именно эти ратные люди составляли основное ядро княжеского войска.

Известный русский историк С.М. Соловьев подсчитал, что с середины XI века и до 2-й половины XV века было 245 вражеских нашествий и нападений на Русь. При этом почти 200 таких вторжений приходится на период с 1240 по 1462 годы. Иными словами, в это время русские княжества почти ежегодно подвергались военному нашествию и вынуждены были воевать за свою свободу и независимость. Войны и вражеские нападения извне продолжались и в более поздние годы.

Развитие основ попечения ратных людей в России получило дальнейшее развитие в XVI веке. В период царствования Иоанна Грозного впервые было установлено государственное попечение при отставке. Существовало три вида обеспечения: 1) оставление за отставным всего поместья или его части; 2) назначение кормления; 3) помещение в богадельни. Первые два вида попечения жаловались, как правило, высшим военным чинам. Всем военным чинам при увольнении со службы выдавались специальные отставные грамоты.

В те же годы формировавшееся русское дворянство обрело наследственные черты. Вместо отставного служилого на царскую службу должны были прийти его сыновья и внуки. С появлением стрелецкого войска служилые люди стали получать содержание от казны и обрели некоторые льготы и преимущества. Они были освобождены от налогов. Стрельцов нельзя было обратить в холопы или сделать крепостными. А тяготы и лишения ратной службы компенсировались получаемыми земельными наделами, правом заниматься ремеслами и торговлей. Стрелецкие начальники имели еще большие льготы, которые зависели от занимаемой должности в войске. В годы правления царя Алексея Михайловича выделение поместий и земельных наделов за долгую ратную службу и полученные ранения становится одной из форм натурального пенсиона.

Военно-пенсионные реформы ускорились во времена правления Великих. Как известно, титул «Великий» в отечественной истории носили всего два монарха — Петр I и Екатерина II. И эти титулы, возложенные на них современниками, и много позже воспринимались всеми как вполне ими заслуженные. Петровские реформы в значительной мере систематизировали и расширили льготы воинским людям. Постепенно закладывались основы будущей военно-пенсионной системы России. Так, царским указом еще от 9 августа 1700 года было впервые установлено "полковникам и начальным людям, за отличия их службы и для старости давать на пропитание, из прежних их годовых дач третью долю, по все годы". Именно Петр Великий включил расчет военной выслуги лет для определения сумм пенсионных выплат от казны при выходе в отставку. Своими указами от 1716 года и от 1719 года царь предписал пожизненно выплачивать офицерам, вышедшим в отставку по старости, жалование для пропитания.

Екатерина Великая также внесла свой вклад в развитие пенсионного обеспечения в империи. С 1764 года она полностью освободила монастыри от обязанностей содержания (пропитания) отставных военных. Их стали отсылать на жительство в особо назначенные для этих целей города, которые взамен того освобождались от воинского постоя. Всего был определен 31 город империи (для отставных чинов гвардии — только г. Муром). Всем отставным воинским чинам было установлено денежное довольствие от казны: офицерам от 33 до 120 рублей в год в зависимости от чина.

Гораздо лучше обстояли дела с военными пенсионами генералитета. В царствование Екатерины Великой пенсионное обеспечение получали все отставные генералы. Постепенно пенсию по выслуге лет стали назначать офицерам, прослужившим в строю 20 лет и более. Все чины, получавшие пенсионные выплаты в пределах установленной императрицей общей суммы расходов на эти цели, составляли пенсионный «комплект чинов». Все те, кто не попал в комплект, ждали своей очереди. В конце ее правления на пенсии «чинам по комплекту» казна выделяла почти 300 тыс. рублей в год. Для того времени это были огромные деньги. Все пенсии персонально утверждались монаршим благоволением. Существовали также пенсии, назначавшиеся за особые заслуги по именным указам императрицы.

Пенсионное обеспечение в Российской империи в XIX-XX веках.

С течением времени все большее распространение получила выплата пенсий и пособий в денежной форме. В 1803 году указом императора Александра I пенсия отставным военным чинам от казны за выслугу лет была узаконена и окончательно обрела денежную форму. Поскольку этим документом юридически было зафиксировано введение системы пенсионного обеспечения для всех военнослужащих в соответствии с вполне определенными условиями, то этот указ прежде часто называли первым Уставом о пенсиях в Российской империи. На основании установленных причин выхода в отставку по ранению или болезни и при соблюдении сроков обязательной выслуги не менее 20 лет назначалась пенсия в размере 1/3 жалования. Позже сроки выслуги были существенно увеличены, а условия получения военных пенсий были изменены. Теперь при 20-летней выслуге можно было рассчитывать лишь на незначительные пенсионные выплаты в размере инвалидного содержания. Пенсию в размере половины жалованья назначали отставному военному чину при 30-летней выслуге, а полную пенсию в размере всей суммы жалованья выплачивали лишь при 40-летней выслуге.

Однако к 1820 году недостаточно регулируемый процесс назначения пенсий из казначейства привел к росту государственных расходов на эти цели. Когда сумма годовых выплат из казны увеличилась до 7,5 млн. рублей, потребовалось принятие экстренных мер как по снижению самих расходов, так и по законодательному упорядочению всех пенсионных законоположений в рамках единого и общего для всех пенсионного документа.

Устав о пенсиях и пособиях

В том же 1820 году император Александр I повелел упорядочить пенсионное законодательство и систематизировать порядок и правила назначения пенсий в империи. Была поставлена задача — разделить гражданские чины на специальные классы по должностям с целью их сравнения с военными чинами и получаемыми ими пенсиями. В декабре 1827 года уже новый император Николай I утвердил окончательный вариант Устава о пенсиях. Размер пенсии теперь полностью зависел от выслуги: за 35 лет службы — полная пенсия; от 30 до 35 лет — 2/3 жалованья по чину; от 20 до 30 лет — 1/3 жалованья. Классные гражданские чины были соотнесены с военными чинами. Все должности гражданских ведомств были разделены на 9 разрядов, каждому из которых присвоили пенсионный оклад в пределах от 300 до 4.000 рублей. Пенсии высшим чинам первых двух классов назначались по усмотрению царя, все остальные военные и гражданские чины приобретали пенсионные права в соответствии с выслугой лет и занимаемой должностью. Болезни и ранения сокращали сроки выслуги на 10-15 лет. Время пребывания в военных походах при расчете пенсионной выслуги увеличивалось в 2 раза. А вот пребывание в отпуске дольше 4-х месяцев вовсе вычиталось из срока службы. Была установлена единая процедура – назначение пенсии осуществлялось по представлению начальства, а все пенсионное делопроизводство было передано в ведение государственного казначейства. Начисление пенсий и их выдача в соответствии с положениями нового Устава о пенсиях и единовременных пособиях началось с 1 января 1828 года. Однако расходы на выплату пенсий и пособий от государственного казначейства продолжали расти и к середине XIX века вновь приблизились к 7 млн. рублей в год.

Пенсии по Уставу: традиции и перемены

Для пересмотра основных положений Устава о пенсиях и пособиях и приведения их в соответствие с текущей социально-экономической ситуацией в империи были созданы Особый и Эмеритальный комитеты. Подготовка новой редакции Устава была возложена на графа Блудова, который в ту пору возглавлял II отделение собственной канцелярии императора Николая I. Отделение занималось составлением Свода законов империи. По своему месту в системе государственной власти отделение императорской канцелярии соответствовало рангу министерства.

Представленная графом Блудовым записка об основах нового Устава о пенсиях была воспринята неоднозначно. Он считал, что пенсия для чиновника не есть его право, заслуженное беспорочной службой, а всего лишь проявление монаршей милости. В записке предлагалось лишить пенсий всех, у кого имеется собственное имущество, а также значительно повысить сроки выслуги для получения пенсии. Рассматривался предельный срок службы 45 лет с правом получения полуторного размера пенсии. При этом право дослужить до этого срока должен был получать не каждый чин, а только тот, кого начальство посчитало нужным для дела.

Предложения графа Блудова не получили поддержки ни среди сановников, ни в обществе. Ознакомившись с различными точками зрения, Николай I пришел к выводу, что в короткий срок принципиально пересмотреть все положения Устава о пенсиях и пособиях невозможно. Поэтому он повелел внести в него лишь те изменения, которые позволят стабилизировать ежегодные расходы казны на выплату пенсий в текущем размере, не допуская их дальнейшего роста.

Указом императора от 6 ноября 1853 года Устав о пенсиях был изменен. Была установлена двухступенчатая выслуга в 25 и 35 лет для половинной и полной пенсии соответственно. За 40 лет (1828-1868 годы) число пенсионеров и объем пенсионных выплат выросли почти в 6 раз. Но средний размер пенсии увеличился незначительно: с 109 руб. 82 коп. (1828 г.) до 114 руб. 45 коп (1868 г.). Поэтому все годы вплоть до 1917 года власти Российской империи пытались решить две альтернативные финансовые задачи, лежащие в основе пенсионной системы – как повысить размер пенсий военным чинам при одновременном снижении расходов казны.

Наряду с выплатой пенсий из казначейства за многолетнюю и беспорочную службу военным чинам постепенно формировался 2-й уровень в системе пенсионного обеспечения империи в виде эмеритальных касс.

Эмеритура, или добровольно-принудительные накопления

В числе хорошо зарекомендовавших себя на практике и получивших положительный отклик в обществе стало создание системы добровольно-обязательных взносов военных чинов в специально созданные эмеритальные кассы. Их название произошло от латинского слова emeritus, в переводе означающего «заслуженный». Помимо внесения обязательных накопительных взносов-отчислений, право на такую пенсию надо было еще и заслужить.

В качестве образца был взят пример успешно работавшей эмеритальной кассы прежней армии Польского царства. Поскольку статистических данных и расчетных показателей работы подобных касс на тот период времени просто не существовало, то было решено принять все положения и расчеты этой кассы в качестве образца с условием их последующей доработки и адаптации к российским условиям. Первоначальный капитал кассы формировался, как правило, за счет поступлений из внешнего источника (из казначейства, инвалидного капитала, добровольных пожертвований и т.д.). Капиталы эмеритальных касс, размещенные в ценных бумагах, позволяли получать ежегодно примерно 4% дохода. Расчеты, проведенные на 50-летний период вплоть до 1919 года, показали рост размеров персональных накопительных пенсий примерно в 3 раза. Выплаты в эмеритальную кассу устанавливались обычно в размере 6% от жалованья. В 1860-е годы числе первых были утверждены положения об эмеритальных кассах военно-сухопутного и морского ведомств. Эмеритальные капиталы и число участников касс росли из года в год вплоть до 1917 года.

Пенсия из эмеритальной кассы назначалась с учетом сроков выслуги и периода отчислений в кассу и выплачивалась только после выхода в отставку. Следует отметить, что пенсионная система империи даже в начале ХХ века оставалась во многом сословной. Государственные пенсии по выслуге лет назначались военным чинам, выходившим в отставку, как минимум, в статусе личного дворянства.

Читайте также: