Когда колхозники получили право получать пенсию

Закон СССР о пенсиях и пособиях членам колхозов. 1964 г. [1]

Предлагаемый закон, изданный 15.7.1964 г. впервые в советской истории устанавливает пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца для всех колхозников. Пенсионные оклады устанавливались значительно ниже введенных для рабочих и служащих (особенно в первоначальном варианте закона, последующие поправки их несколько повысили). Закон действовал до 1990-х гг.

Советский народ под руководством Коммунистической партии Советского Союза достиг, особенно в последнее десятилетие, огромных успехов в коммунистическом строительстве, в развитии производительных сил страны, создал мощную, всесторонне развитую экономику. Это позволяет Советскому государству систематически повышать благосостояние народа и все полнее удовлетворять его растущие потребности.

В настоящее время имеется возможность ввести более устойчивую систему социального обеспечения в колхозах путем установления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и пособий для женщин-членов колхозов по беременности и родам.

В пенсионном обеспечении колхозников не должно быть уравнительного подхода. Чем выше производительность труда колхозников, чем больше колхоз производит и продает государству продукции с гектара пашни, чем выше его доход и уровень отчислений в пенсионный фонд, тем больше должны быть пенсии колхозникам. Лучше обеспечиваться должны те колхозники, которые хорошо работают и вносят больший вклад в общественное производство.

Установление государственной системы социального обеспечения колхозников явится новым важным стимулом к дальнейшему подъему трудовой активности колхозного крестьянства и увеличению производства сельскохозяйственных продуктов.

Размеры пенсий, предусмотренные настоящим Законом, в дальнейшем, по мере роста национального дохода, в частности доходов колхозов, будут постепенно повышаться до уровня государственных пенсий, назначаемых рабочим и служащим.

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

I. Общие положения

Статья 1. Члены колхозов имеют право на пенсии по старости и по инвалидности.

Нетрудоспособные члены семей умерших колхозников, если они находились у них на иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

Статья 2. Женщины-члены колхозов имеют право на пособие по беременности и родам.

Статья 3. Колхозникам и членам их семей, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Бывшим членам колхозов и их семьям пенсии по настоящему Закону назначаются на тех же основаниях, как и лицам, состоящим членами колхозов, и их семьям [2] .

Статья 4. Выплата пенсий и пособий в соответствии с настоящим Законом обеспечивается за счет средств колхозов и государства без каких-либо вычетов из доходов членов колхозов.

Статья 5. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Статья 6. Право на пенсию по старости имеют члены колхозов:

мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

члены колхозов, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – не менее 20 календарных лет: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет [3] .

Статья 7. Женщины-члены колхоза, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Статья 8. Пенсии по старости членам колхозов назначаются в размерах, предусмотренных статьей 13 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах). При этом повышение пенсий, предусмотренное частью пятой статьи 13 Закона СССР "О государственных пенсиях", не производится.

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается 40 рублей в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей.

Статья 9. Право на пенсию по инвалидности члены колхоза имеют в случае наступления инвалидности I или II группы (независимо от причины инвалидности), а также инвалидности III группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967)

Статья 10. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются независимо от стажа работы.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, членам колхозов назначаются при наличии следующего стажа работы ко времени обращения за пенсией:

│ Возраст │Стаж работы (в годах)│

│До достижения 20 лет │ 1 │ 1 │

│От 20 лет до достижения 23 лет │ 2 │ 1 │

│От 23 лет до достижения 26 лет │ 3 │ 2 │

│От 26 лет до достижения 31 года │ 5 │ 3 │

│От 31 года до достижения 36 лет │ 7 │ 5 │

│От 36 лет до достижения 41 года │ 10 │ 7 │

│От 41 года до достижения 46 лет │ 12 │ 9 │

│От 46 лет до достижения 51 года │ 14 │ 11 │

│От 51 года до достижения 56 лет │ 16 │ 13 │

│От 56 лет до достижения 61 года │ 18 │ 14 │

│От 61 года и старше │ 20 │ 15 │

Статья 11. Пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:

инвалидам I группы в размере 110 процентов, инвалидам II группы – 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку;

инвалидам III группы в размерах, предусмотренных статьей 22 Закона СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности – 75 рублей; по II группе – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей; по III группе – 21 рубль в месяц, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, - 30 рублей в месяц.

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания членам колхозов назначаются в следующих размерах:

инвалидам I группы в размере 100 процентов, инвалидам II группы – 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку. При этом инвалидам II группы, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, пенсия по инвалидности назначается в размере пенсии по старости.

Минимальные размеры пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания устанавливаются: по I группе инвалидности – 75 рублей; по II группе – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей в месяц.

Максимальные размеры пенсий по инвалидности устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих.

Инвалидам I группы (независимо от причины инвалидности) к пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход за ними в размере и порядке, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих и служащих [4] .

Статья 12. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего колхозника, состоявшие на его иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 16 лет (учащиеся – 18 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами I или II группы до достижения 16 лет (учащиеся – 18 лет); при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

2) отец, мать, жена, муж, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, либо являются инвалидами I или II группы;

3) дед и бабушка, если они достигли возраста соответственно 60 и 55 лет, либо являются инвалидами I или II группы, при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Дети и нетрудоспособные родители умершего, не состоявшие на его иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если впоследствии они утратили источник средств к существованию.

Усыновители имеют право на пенсию наравне с родителями, а усыновленные – наравне с родными детьми.

Статья 13. Семьям колхозников, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсии назначаются независимо от стажа работы кормильца.

Семьям колхозников, умерших вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, пенсии назначаются, если кормилец имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Статья 14. Семьям колхозников, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсии назначаются в следующих размерах:

на трех или более нетрудоспособных членов семьи в размере 110 процентов, на двух нетрудоспособных членов семьи – 100 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку кормильца;

на одного нетрудоспособного члена семьи в размерах, предусмотренных статьей 33 Закона СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

Семьям колхозников, умерших вследствие общего заболевания, пенсии назначаются в следующих размерах:

на трех или более нетрудоспособных членов семьи в размере 100 процентов, на двух нетрудоспособных членов семьи – 90 процентов пенсии по старости, исчисленной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона в процентах к заработку кормильца;

на одного нетрудоспособного члена семьи в размерах, предусмотренных статьей 34 Закона СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих (кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда).

Минимальные размеры пенсий устанавливаются: на трех или более нетрудоспособных членов семьи – 75 рублей; на двух нетрудоспособных членов семьи – 40 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 50 рублей; на одного нетрудоспособного члена семьи – 25 рублей, для пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет – 28 рублей в месяц. При этом пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая по настоящему Закону, на детей, не достигших 16 лет (учащихся 18 лет), не может быть ниже 25 рублей в месяц в расчете на каждого ребенка (в пределах установленных максимальных размеров пенсий).

Максимальные размеры пенсий по случаю потери кормильца устанавливаются на уровне максимальных размеров пенсий по случаю потери кормильца, предусмотренных Законом СССР "О государственных пенсиях" для семей рабочих и служащих.

Статья 15. В стаж работы при назначении пенсий засчитываются:

1) работа в качестве члена колхоза;

2) работа в качестве рабочего или служащего, служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, а также другие периоды, подлежащие зачету в стаж работы при назначении пенсий по Закону о государственных пенсиях.

Статья 16. Пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка за работу в колхозе за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Членам колхозов, проработавшим в колхозе менее 5 лет, и семьям членов колхозов, потерявшим кормильца, проработавшего в колхозе менее 5 лет, пенсии исчисляются из среднемесячного фактического заработка в колхозе за проработанное время.

Статья 17. Пенсионерам из числа членов колхозов, проработавшим в колхозе после назначения пенсии не менее двух лет с более высоким заработком, чем тот, из которого была исчислена пенсия, устанавливается новый размер пенсии, исходя из этого более высокого заработка.

III. Пособия женщинам-членам колхозов по беременности и родам

Статья 18. Женщины-члены колхозов независимо от стажа работы имеют право на получение пособия за время отпуска по беременности и родам.

Отпуск по беременности и родам предоставляется на 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов, а в случае ненормальных родов или рождения двух или более детей – на 70 календарных дней после родов.

Статья 19. Пособия женщинам-членам колхозов по беременности и родам определяются в таком же порядке и по тем же нормам, как и пособия, установленные для женщин-работниц и женщин-служащих.

IV. Средства для выплаты пенсий и пособий

Статья 20. Для выплаты пенсий и пособий, предусмотренных настоящим Законом, образуется централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников за счет отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету СССР.

Статья 21. Все колхозы, начиная с 1964 года, производят денежные отчисления в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников в размерах, определяемых Советом Министров СССР.

Средства, подлежащие перечислению в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников, исключаются из доходов колхозов при обложении их подоходным налогом.

V. Заключительные положения

Статья 22. Колхозы, где выплачиваемые колхозникам пенсии превышают размер пенсии, установленной настоящим Законом, могут сохранить эти размеры пенсий, производя соответствующие доплаты за счет средств колхоза.

Статья 23. Поручить Совету Министров СССР издать на основе настоящего Закона:

1) Положение о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов;

2) Положение о порядке назначения и выплаты пособий по беременности и родам женщинам-членам колхозов;

3) Положение о централизованном союзном фонде социального обеспечения колхозников.

В Положении о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, в частности, предусмотреть условия назначения пенсий:

членам колхозов тех республик и областей, в которых колхозы создавались позднее, чем в других районах страны;

членам колхозов, которые вступили в колхозы в первые годы коллективизации, но вследствие старости или инвалидности прекратили работу в колхозе, не имея стажа работы, необходимого для назначения пенсии.

Статья 24. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1965 года.

В начале 1960-х годов пенсионным обеспечением оказалась охвачена последняя категория советских граждан — колхозники. Почти 30 лет, до 1990 года, система оставалась более или менее стабильной. А эффект от реформы 1990 года страна почувствовать не успела — СССР приказал долго жить.

С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах.


Размер пенсии колхозников в 60-е годы прошлого века зависел главным образом от того, передовое это было хозяйство или отстающее

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. "В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова — 2,51%, колхоз "Россия" — 2,10%, колхоз "Волга" — 1,30%, колхоз "Советская Россия" — 3,10%",— говорится в отчете.

Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий. Например, в колхозе "Советская Россия" перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе "Россия", а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше. Это объяснялось тем, что в "Советской России" отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе "Россия".

В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать.

За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. "Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию",— говорил он "Правде" в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников.


Спустя 103 года после отмены крепостного права, в 1964 году, Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию

Фото: Георигий Копосов/Фотоархив журнала "Огонёк"

Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. "Знаменитый председатель колхоза "Большевик" А. В. Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области, прямо заявил, что, "вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений". Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев. По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию",— сообщает историк Ольга Капустина.

Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено. Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал "исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету". Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет.

Докажи, что ты колхозник

Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения.

"Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период,— утверждает историк Капустина.— Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей.

Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей:

опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними. Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460".

Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной. "В Оренбургской области, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка",— констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961-1967 годах.


Работники колхозов-миллионеров были неприятно удивлены реформой 1964 года: государство обещало им меньше, чем они получили бы по старой схеме

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы. Это подавалось как "дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка". А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года.

Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений. "Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года — 5%, а с 1978 года — уже 6%,— отмечает экономист Ольга Халтурина.— Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме".


Приусадебное хозяйство для пожилых крестьян почти всегда было единственным спасением от бедности

Фото: Исаак Тункель / Фотоархив журнала "Огонёк"

Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях.

Реформа 1990 года

Рост числа пенсионеров и введение новых льгот для различных категорий граждан, например для учителей, привел к значительному снижению обеспеченности пенсионного фонда финансовыми ресурсами. Поэтому Совет министров СССР последовательно увеличивал тарифы страховых взносов, а незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа.


В последние 30 лет советской власти росло не только количество пенсионеров и льготников, росли и тарифы, а сама пенсионная система становилась все более запутанной

Фото: Анатолий Бочинин / Фотоархив журнала "Огонёк"

В мае 1990 года был принят закон "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсии. Документ выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные.


Русская сословная пенсия: советский отбор

"Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако претерпела изменения система исчисления размера пенсий,— рассказывает экономист Алексей Пудовкин.— Притом что был сохранен принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчета пенсии был изменен".

Основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка, подчеркивает Пудовкин. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка.


Маленькая пенсия была не единственной бедой советских стариков, проблемой была и возможность «отоварить» деньги. Настолько, что покупка колбасы превращалась в праздник

Фото: В. Веленгурин/ Фотоархив журнала «Огонек»

По мнению экономиста, поскольку "с ростом стажа происходил и рост зарплаты, что логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков, то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 года создавала больше стимулов к активному труду, нежели пенсионная система, существовавшая ранее".


Русская сословная пенсия: награда или милость?

К концу существования СССР пенсионная система начала постепенно отходить от уравнительного принципа начисления пенсии. Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами.

Важным нововведением стало появление добровольного пенсионного страхования. Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии. Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина — за счет государственного бюджета.

При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Получается, что пенсионная система, сочетавшая принципы обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована еще в СССР и досталась новой России со всеми своими достоинствами и недостатками.


В конце 1980-х — начале 1990-х годов пенсионеры в СССР обрели важную роль в семье. Только у них было время выстаивать многочасовые очереди и караулить в магазинах неожиданное появление хоть каких-нибудь товаров

Фото: Liu Heung Shing, AP

Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела. "Плановая экономика в 1991 году откровенно затрещала по швам, скрытая инфляция после распада СССР обернулась гиперинфляционным шоком в 1992-м, пенсии стремительно обесценивались, никакие льготы и полумеры не могли спасти стариков от нищеты,— вспоминает Максим Кваша, экономический редактор журнала "Деньги", в 90-е — сотрудник Рабочего центра экономических реформ.— Что же касается кардинального обновления пенсионной системы, то даже попытки его обсуждения наталкивались на необходимость решения более срочных задач. Лишь в начале нулевых властям удалось реализовать новую пенсионную реформу, впрочем, половинчатую и тоже обреченную на неудачу".


20 - 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 - 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов - 1,5% от населения страны - получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности - около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 - 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее - только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы - доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка - 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 - 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели - фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими - вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию - учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся - правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником - обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия - средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей - половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 - 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 - 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий - местного (областного и республиканского) и союзного значения - от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми - в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 - 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.

В первые годы помогали инвалидам и сиротам

После революции советское правительство немедленно приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. Конечно, пенсионное страхование в то время уже не было в стране новинкой, однако в царской России рабочим не платили пенсии по старости и инвалидности, вызванной общим заболеванием. Их семьи ничего не получали и в случае потери кормильцах.

Все эти пробелы решила восполнить советская власть. Уже 1 ноября 1917 года было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании. В нем государство впервые взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. В то же время, в связи с тяжелым экономическим положением молодая страна тогда еще не могла ввести пенсионное обеспечение по старости. Шла гражданская война, и в первую очередь требовалось обеспечить пенсиями инвалидов-красноармейцев.

При Сталине старикам добавляли на жизнь родные

Когда наступил мир и жизнь в стране несколько наладилась, в 1928 году для рабочих и служащих ввели пенсию по старости. При этом был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию: для мужчин — 60 лет, для женщин—55. Одновременно власти улучшили пенсионное обеспечение инвалидов и семей, лишившихся кормильца.

Тем не менее, пенсии оставались еще очень низкими примеру, в 1937 году инвалид 1-й группы получал 65 руб., 2-й группы — 45 руб., а 3-й группы — 25 руб. Для сравнения: студенческая стипендия в 1937 году равнялась 130 руб. в месяц и прожить на нее без дополнительного заработка было невозможно

Пенсии же по старости, судя по дошедшим до нас источникам, была лишь немного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) их «потолок» был 300 руб. при средней зарплате около 1200 руб. Иными словами, максимальная пенсия составляла лишь 25% средней зарплаты. Понятно, что прожить на такие деньги без поддержки родных престарелым людям было невозможно.

Хрущев дал пенсии колхозникам

Но, наконец, ушли в прошлое сталинские времена и советской державой стал руководить Никита Хрущев. С тех пор и началось процветание коммунистической пенсионной системы. В 1956 году в СССР была проведена пенсионная реформа, которая полностью отвечала интересам трудящихся, и размеры выплат для горожан — рабочих и служащих - были значительно повышены. Кроме того, впервые ввели пенсии для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Эта система почти в неизменном виде сохранялась вплоть до распада СССР. Ее постулаты были простыми, понятными и доступными для каждого гражданина страны советов:

  • пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет — для женщин;
  • стаж, необходимый для назначения пенсии — 25 лет для мужчин и 20 лет — для женщин;
  • размер пенсии - половина средней зарплаты работника за последние два или любые пять лет трудовой жизни;
  • «потолок» пенсии - 120 рублей в месяц.

Также важно отметить, что рабочим разрешалось трудиться и после выхода на заслуженный отдых, при этом пенсия сохранялась. А вот занимать кресло специалиста и сохранять пенсию можно было лишь в сферах, где существовал кадровый голод, например, в медицине.

Если говорить о размере пенсий, то на первый взгляд, они могут показаться небольшими. Однако надо помнить, что в те времена государство дотировало низкие цены на хлеб, молоко, коммунальные услуги, проезд на городском транспорте и билеты в кино. Также бесплатно обеспечивались медицинские услуги. Поскольку, к тому же, пенсионерам не приходилось тратиться на детей и обзаведение предметами длительного пользования (мебель, телевизоры и холодильники в советских семьях служили десятилетиями), они нередко оказывались обеспеченнее взрослых детей. И, конечно, помогали своим потомкам, что благотворно отражалось на их моральном самочувствии, а значит, и на здоровье.

На заметку

В СССР были и привилегированные пенсионеры. Они получали так называемую персональную пенсию различного значения — районного, городского, областного, республиканского, общесоюзного. Ее размер определяло правительство. Исходя из некоторых источников тех лет, специалисты утверждают, что «потолок» таких пенсий даже для высших чиновников СССР не превышал 300 руб.



В начале 1960-х годов пенсионным обеспечением оказалась охвачена последняя категория советских граждан — колхозники. Почти 30 лет, до 1990 года, система оставалась более или менее стабильной. А эффект от реформы 1990 года страна почувствовать не успела — СССР приказал долго жить.

С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах.

Размер пенсии колхозников в 60-е годы прошлого века зависел главным образом от того, передовое это было хозяйство или отстающее

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. "В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова — 2,51%, колхоз "Россия" — 2,10%, колхоз "Волга" — 1,30%, колхоз "Советская Россия" — 3,10%",— говорится в отчете.

Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий. Например, в колхозе "Советская Россия" перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе "Россия", а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше. Это объяснялось тем, что в "Советской России" отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе "Россия".

В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать.

За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. "Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию",— говорил он "Правде" в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников.

Спустя 103 года после отмены крепостного права, в 1964 году, Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию

Фото: Георигий Копосов/Фотоархив журнала "Огонёк"

Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. "Знаменитый председатель колхоза "Большевик" А. В. Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области, прямо заявил, что, "вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений". Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев. По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию",— сообщает историк Ольга Капустина.

Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено. Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал "исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету". Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет.

Докажи, что ты колхозник

Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения.

"Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период,— утверждает историк Капустина.— Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей.

Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей:

опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними. Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460".

Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной. "В Оренбургской области, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка",— констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961-1967 годах.

Работники колхозов-миллионеров были неприятно удивлены реформой 1964 года: государство обещало им меньше, чем они получили бы по старой схеме

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы. Это подавалось как "дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка". А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года.

Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений. "Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года — 5%, а с 1978 года — уже 6%,— отмечает экономист Ольга Халтурина.— Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме".

Приусадебное хозяйство для пожилых крестьян почти всегда было единственным спасением от бедности

Фото: Исаак Тункель / Фотоархив журнала "Огонёк"

Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях.

Реформа 1990 года

Рост числа пенсионеров и введение новых льгот для различных категорий граждан, например для учителей, привел к значительному снижению обеспеченности пенсионного фонда финансовыми ресурсами. Поэтому Совет министров СССР последовательно увеличивал тарифы страховых взносов, а незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа.

В последние 30 лет советской власти росло не только количество пенсионеров и льготников, росли и тарифы, а сама пенсионная система становилась все более запутанной

Фото: Анатолий Бочинин / Фотоархив журнала "Огонёк"

В мае 1990 года был принят закон "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсии. Документ выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные.

Русская сословная пенсия: советский отбор

Одним из главных реформаторов советской пенсионной системы был сталинский нарком Лазарь Каганович. Но до 1980 года пенсионное обеспечение в СССР так и не стало всеобщим.

"Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако претерпела изменения система исчисления размера пенсий,— рассказывает экономист Алексей Пудовкин.— Притом что был сохранен принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчета пенсии был изменен".

Основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка, подчеркивает Пудовкин. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка.

Маленькая пенсия была не единственной бедой советских стариков, проблемой была и возможность «отоварить» деньги. Настолько, что покупка колбасы превращалась в праздник

Фото: В. Веленгурин/ Фотоархив журнала «Огонек»

По мнению экономиста, поскольку "с ростом стажа происходил и рост зарплаты, что логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков, то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 года создавала больше стимулов к активному труду, нежели пенсионная система, существовавшая ранее".

Русская сословная пенсия: награда или милость?

Шестипроцентный взнос на накопительную пенсию был введен при императоре Александре II в ответ на кризис бюджета. Но жить российским пенсионерам если и стало веселее, то ненамного. Вскоре после революции их накопления были реквизированы декретом Совнаркома за подписью Владимира Ульянова (Ленина).

К концу существования СССР пенсионная система начала постепенно отходить от уравнительного принципа начисления пенсии. Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами.

Важным нововведением стало появление добровольного пенсионного страхования. Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии. Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина — за счет государственного бюджета.

При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Получается, что пенсионная система, сочетавшая принципы обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована еще в СССР и досталась новой России со всеми своими достоинствами и недостатками.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов пенсионеры в СССР обрели важную роль в семье. Только у них было время выстаивать многочасовые очереди и караулить в магазинах неожиданное появление хоть каких-нибудь товаров

Фото: Liu Heung Shing, AP

Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела. "Плановая экономика в 1991 году откровенно затрещала по швам, скрытая инфляция после распада СССР обернулась гиперинфляционным шоком в 1992-м, пенсии стремительно обесценивались, никакие льготы и полумеры не могли спасти стариков от нищеты,— вспоминает Максим Кваша, экономический редактор журнала "Деньги", в 90-е — сотрудник Рабочего центра экономических реформ.— Что же касается кардинального обновления пенсионной системы, то даже попытки его обсуждения наталкивались на необходимость решения более срочных задач. Лишь в начале нулевых властям удалось реализовать новую пенсионную реформу, впрочем, половинчатую и тоже обреченную на неудачу".

Читайте также: