Конвенция по пенсионным выплатам

Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 сентября 2018 года и одобрен Советом Федерации 3 октября 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом ратифицируется Конвенция о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102).

Конвенция подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и статьи 79 Конвенции.

Статья 2 Конвенции позволяет государствам самим определить разделы Конвенции, в отношении которых ими принимаются международные обязательства.

Федеральным законом предлагается принять от имени Российской Федерации обязательства в отношении семи разделов Конвенции: медицинское обслуживание, обеспечение по болезни, обеспечение по старости, обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, обеспечение по материнству, обеспечение по инвалидности и обеспечение по случаю потери кормильца.

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно: охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность её оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, – соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

В отношении раздела III Конвенции «Обеспечение по болезни» следует отметить, что законодательство Российской Федерации полностью соответствует положениям Конвенции, а некоторые нормы устанавливают более высокие стандарты обеспечения по болезни.

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму, в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребёнка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения. Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в Российской Федерации такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при её утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого её дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (раздел VI Конвенции «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием»), предоставляет более высокий, нежели предусмотренный Конвенцией, уровень защиты работников от несчастных случаев или профессиональных заболеваний (с учётом международных норм в данной области).

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, названный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных лиц на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства Российской Федерации в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии с этим Федеральным законом. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счёт средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Круг членов семьи, которым предоставляется обеспечение в связи со смертью кормильца, в Российской Федерации значительно шире, чем предусмотренный Конвенцией, в него включаются все нетрудоспособные иждивенцы.

Нормы законодательства Российской Федерации, в частности федеральных законов «О государственных пособиям гражданам, имеющим детей», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие обеспечение женщин пособиями по беременности и родам, соответствуют минимальным стандартам, установленным разделом VIII Конвенции «Обеспечение по материнству», по охватываемым случаям, видам пособий (в том числе предоставляемым в виде медицинской помощи), кругу лиц, периодам и условиям выплаты пособий, общим подходам к порядку их исчисления.

В ряде случаев законодательством Российской Федерации по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в Российской Федерации пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в Российской Федерации пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов (20 недель), а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается до 84, 86 или 110 календарных дней. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства-члены, её ратифицировавшие. В связи с этим следует отметить, что согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определён из расчёта в 45 процентов заработной платы.

Пособие по беременности и родам в Российской Федерации выше указанной минимальной нормы и составляет 100 процентов заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (ранее пособие по беременности и родам устанавливалось в размере 100 процентов заработка).

Принятие обязательств в отношении раздела IX Конвенции, как представляется, повлечёт за собой необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Разделы V «Обеспечение по старости» и X «Обеспечение по случаю потери кормильца» Конвенции реализуются в Российской Федерации в соответствующих положениях федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях».

Исходя из статьи 29 и приложению к разделу XI Конвенции, обеспечение по старости лицам, имеющим 30-летний стаж уплаты взносов, должно гарантироваться в виде периодических выплат, составляющих 40 процентов утраченного заработка. Согласно позиции Правительства Российской Федерации в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца.

В целях оценки уровня пенсионного обеспечения в стране разработана методика расчёта коэффициента замещения прежнего заработка для социального обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, соответствующая обязательствам, которые планирует взять на себя Российская Федерация в связи с участием в Конвенции (в целях соотнесения с минимальными нормами Международной организации труда).

Таким образом, Федеральный закон должен создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и реализации пенсионных прав граждан, а также послужить ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социального, в том числе пенсионного, обеспечения граждан.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом следует отметить, что выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

Бесспорно, 27 сентября вошло в историю развития нашей пенсионной системы: помимо того, что был принят законопроект о повышении пенсионного возраста, наконец была ратифицирована Конвенция Международной Организации Труда «О минимальных нормах социального обеспечения».

О важности этого документа красноречиво говорит уже один факт: правительство не решалось принять на себя обязательства по Конвенции на протяжении почти 10 лет!

Причиной тому стали серьезные нормативы по уровню социального обеспечения, которые предписывает Конвенция.

Согласно ей минимальный коэффициент замещения заработка социальными выплатами должен составлять:

- для пенсий по случаю потери кормильца – 40%.

Иными словами, Конвенция призывает государства к тому, чтобы минимальные пенсии были индивидуализированы – т.е. определялись для каждого гражданина в отдельности, в зависимости от того, какой заработок он получал до выхода на пенсию.

У нас же на данный момент минимальный размер пенсий «привязан» к прожиточному минимуму и уравнен для всех, независимо от размера утраченного заработка.

Вступление Конвенции в силу предполагается с 1 января 2019 года, так что в ближайшее время могут произойти серьезные изменения в правилах расчета пенсий.

О необходимости пересмотра действующей балльной системы расчета уже неоднократно заявляла вице-премьер Т. Голикова – и по всей видимости, пересмотр пенсионной формулы все же произойдет.

Однако пенсию в размере 40% от заработка сложно будет обеспечить с помощью пенсионных баллов – и тому можно выделить три основные причины:

1) Страховые взносы, из которых рассчитываются пенсионные баллы, не позволяют отразить весь заработок работника в его будущей пенсии.

Ежегодные начисления страховых взносов ограничены максимумом, который ежегодно утверждается правительством (предельная база начисления страховых взносов).

Когда сумма заработка с начала года достигает этой величины, начисление страховых взносов на лицевом счете работника приостанавливается до следующего года.

Например, в этом году предельная база составляет 1 021 000 рублей, т.е. страховых взносов работнику могут начислить не больше 163 360 рублей (16%).

Иными словами, «потолок» заработка, который учитывается в пенсию составляет в 2018 году 85 083 рубля в месяц.

2) Начисление пенсионных баллов за каждый год работы также ограничено.

Так, за этот год в страховую пенсию можно зачесть не более 8,70 баллов. Поэтому, даже если работнику удалось заработать за 2018 год 1 021 000 рублей, с которых на его лицевой счет полностью были перечислены взносы, то баллы все равно «урежут»: с 10-ти (которые он заработал) до 8,70, которые указаны в законе. Максимум в 10 баллов начнет применяться только с 2021 года.

3) При неизменном заработке пенсионных баллов начисляется все меньше с каждым годом.

Баллы рассчитываются как частное от деления страховых взносов работника на максимально возможную сумму взносов за текущий год (т.е. 16% от предельной базы начисления взносов).

Значение предельной базы ежегодно повышается: с 2015 года оно поднялось от 755 000 до 1 021 000 рублей, т.е. за 4 года прирост составил 35%. При этом суммарный процент инфляции по данным Росстата за те же 4 года составляет около 23% (точный процент за 2018 год пока не известен).

Поэтому даже если зарплата стабильно каждый год индексировалась с учетом инфляции, потерь в пенсионных баллах работникам все равно не избежать.

А что уж говорить о тех, кому зарплата за 4 года не индексировалась (например, бюджетникам индексация была приостановлена с 2015 года). При неизменном заработке и увеличении предельной базы количество заработанных пенсионных баллов будет снижаться с каждым годом.

Если принять во внимание текущий размер среднего заработка по официальным данным Росстата в 45 840 рублей, то по новым требованиям Конвенции размер пенсии по старости должен быть не менее 18 336 рублей.

По состоянию на 2018 год такой заработок даст 5,388 пенсионных баллов к пенсии. Если индексации зарплат и предельного значения базы начисления взносов будут идти всегда вровень, то пенсию в 18 336 рублей удастся заработать примерно спустя 42 года непрерывного труда.

То есть, начав работать с 20 лет, женщина к моменту назначения пенсии в 60 лет еще не успеет выработать нужный срок. А мужчина к 65 годам только-только достигнет нужного процента замещения заработка.

Поэтому появившиеся в СМИ слухи о пересмотре пенсионной формулы явно неслучайны: это прямое следствие ратификации Конвенции МОТ.

Законопроект о ратификации конвенции Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» на днях был внесен в Государственную Думу РФ. Международный акт, содержащий ряд стандартов в области социального обеспечения, предполагает возможность частичного присоединения к конвеции. Один из разделов конвенции посвящен пенсиям по старости, для которых установлен размер выплат в 40% от предыдущего заработка работника.

РАПСИ представляет краткий обзор положений конвенции, которые может принять Россия, а также мнение опрошенных экспертов по трудовому праву по некоторым вопросам возможной ратификации.

Конвенция МОТ

Правительство РФ в июне направило в Государственную Думу РФ законопроект о ратификации конвенции МОТ № 102. Конвенция вступила в силу в 1955 году и в настоящее время ратифицирована 55 государствами, среди которых большинство развитых стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия, Сенегал. Положения конвенции предусматривают установление минимальных стандартов социальных выплат в государствах-участниках. Среди разделов — медицинское обслуживание, семейное обеспечение, обеспечение по материнству, болезни, инвалидности и старости, а также на случаи безработицы, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и потери кормильца.

Каждое государство, выразившее волю присоединиться к конвенции вправе выбрать не менее трех разделов о видах обеспечения. Предложенный Правительством РФ вариант ратификации конвенции предусматривает принятие международных обязательств по следующим специальным разделам: «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по старости», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение по инвалидности» и «Обеспечение по случаю потери кормильца». Законопроект не предусматривает участие России в обязательствах по гарантиям, связанным с семейным обеспечением и выплатам по безработице.

Пенсии

В связи с обсуждением реформы социального обеспечения в России и повышенным вниманием к инициативе повысить возраст выхода на пенсию, особый интерес представляют положения Конвенции о нормах обеспечения по старости.

Международный акт устанавливает, что по общему правилу возраст выхода на пенсию не должен превышать 65 лет. При этом допускается установление иного возраста, однако такое решение органов власти должно учитывать показатели работоспособности пожилых лиц в государстве. Государствам предоставляется право приостанавливать либо снижать уровень пенсионного обеспечения для лиц, чьи доходы превышают установленные значения. Количество граждан, имеющих право на выплаты по старости, в соответствии с конвенцией может быть ограничено. Государства вправе установить процент от числа наемных работников (не ниже 50%), экономически активных граждан (не менее 20% населения страны) либо обеспечивать пенсиями всех жителей, чей доход не превышает значений, которые рассчитываются в соответствии с нормами международного акта.

Типовой бенефициарий — в данном случае получатель пенсии — мужчина с женой пенсионного возраста на иждивении. Покрываемый риск или размер пенсии — 40% от прежнего заработка. Максимальный размер прежнего заработка устанавливается так, чтобы обеспечить пенсии в соответствующем объеме лицам, чей прежний заработок равен или ниже заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом.

Конвенция предлагает государствам выбор в установлении условий, необходимых для получения защищенными лицами выплат по старости. Это может быть 30-летний стаж уплаты пенсионных взносов или работы по найму, 20-летний срок проживания, достижение установленного количества среднегодовых взносов. Размер покрываемого риска в 40% от прежнего заработка может быть пропорционально уменьшен при невыполнении указанных условий для граждан со стажем работы или уплаты взносов больше 10, но меньше 30 лет.

Россия готовится к ратификации

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, разделы конвенции, обязательства по которым предлагается принять, не содержат иных правил чем те, которые предусмотрены действующим российским законодательством.

«Ратификация Конвенции Российской Федерацией продемонстрирует намерения нашей страны в части подтверждения ее приверженности принципам и нормам международного права и международной практики в области социального обеспечения. Российская Федерация гарантирует применение признанных международных норм, что жизненно важно для населения страны и не может не влиять на общественно-политическую обстановку», — отмечает Правительство РФ, говоря о необходимости присоединиться к международному акту.

Для выполнения требований конвенции, необходимо принять значения среднемесячной начисленной заработной платы работника мужского пола, занятого ручным трудом. Данный показатель будет использован для дальнейших расчетов размера пенсий и коэффициентов, связанных с наличием иных выплат у пенсионера либо его супруга. Правительство указывает, что проведением необходимых исследований и расчетов займется Росстат.

Комментарии экспертов

В кулуарах конференции издательского дома «Коммерсантъ», посвященной актуальным вопросам трудового права, корреспондент РАПСИ поинтересовался отношением экспертов к конвенции, которую предлагает ратифицировать Правительство РФ.

«Как юрист, как специалист в области трудового права я считаю, что любые международные документы, независимо от срока их принятия, должны быть имплементированы и внедрены в практику уже с учетом современных реалий», — заявил РАПСИ первый заместитель Фонда социального страхования РФ Евгений Писаревский.

Представитель Фонда также подчеркнул, что конвенция охватывает более широкий спектр вопросов помимо социального страхования. Меры по компенсации утраты трудоспособности и потере кормильца Фонд уже реализует в той или иной степени, отметил Писаревский. Эксперт обратил внимание и на то, что принятие международного акта затрагивает вопрос страховой модели в целом, но проработка предложений о новом статусе Фонда уже ведется.

Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус Сергей Гарифуллин на конференции рассказал о некоторых тенденциях в профсоюзном движении России. Как отметил спикер, в Европе тема профсоюзов неразрывно связана с трудовыми протестами, но за последние 10 лет российские профсоюзы показали, что тоже умеют протестовать. Согласно мониторингу Центра социально-трудовых прав, в 2017 году наблюдалась тенденция к снижению количества трудовых протестов, но на докризисный уровень их число не вернулось и по-прежнему оставалось высоким. Проводившие исследование специалисты связали некоторое снижение протестов с предвыборным циклом, в ходе которого надзорные органы более оперативно реагировали на нарушение трудовых прав. Основные причины протестов остались прежними — долги по зарплате, низкие размеры оплаты труда, политика руководства предприятий. Гарифуллин обратил внимание на две тенденции — увеличение количества протестов в неформальном секторе экономики (строительство, ЖКХ, транспорт) в прошлом году и сближение «традиционных» и «прогрессивных» профсоюзов. Заместитель регионального директора по персоналу ПСМА Рус привел пример с недавним заседанием Российской трехсторонней комиссии (РТК), где профсоюзная сторона выступила против повышения пенсионного возраста.

После конференции Гарифуллин поделился мнением по поводу того, может ли ратификация конвенции МОТ №102 повлиять на градус неприятия пенсионной реформы профсоюзами.

«Все зависит от того, какой будет кампания по ратификации. Когда в 2010 году ратифицировали конвенцию МОТ об отпусках, поднялся шум, появлялись громкие заголовки о том, что «отпуска сгорают». На самом деле, ничего практически не изменилось на тот момент, но СМИ использовали кампанию по ратификации таким образом, что градус накалялся, и обычные, рядовые работники, которые не понимали, о чем идет речь, шли за разъяснениями в профсоюзы, которые при желании всегда могут манипулировать какими-либо изменениями», — заявил собеседник.

Гарифуллин отметил, что пока нет четкого понимания, к чему именно придет пенсионная реформа, нельзя говорить о влиянии ратификации конвенции на вопрос изменения возраста выхода на пенсию.

«Насколько я понимаю, сложилась неоднозначная ситуация, нам высказали намерение, объявили о том, что решение принято, но закон не принят. Мне кажется, власти не совсем ожидали такой реакции, общегражданской и профсоюзной. На заседании РТК и в СМИ профсоюзы выступили против повышения пенсионного возраста. Представители бизнеса запросили дополнительную статистику, анализы. Все будет зависеть от того, каким образом решение будет оформлено юридически, и на какие уступки пойдет власть. Есть негласное поручение попытаться найти консенсус между тремя партнерами по РТК — властью, работодателями и профсоюзами», — прокомментировал ситуацию Гарифуллин.

По мнению эксперта, ратификация Конвенции № 102 однозначно может повлиять на бизнес и работу юристов на предприятиях, но на глобальном уровне нужно смотреть, в какой части будет принят международный акт, какие инструменты будут внедрены сразу, а на реализацию каких потребуется время, как будет устроено финансирование социальных обязательств. Гарифуллин обратил внимание на то, что в целом за последние десять лет о трудовом праве в России стали говорить чаще, о чем свидетельствует и большое количество конференций по обсуждению вопросов в данной сфере. Работники изучают свои права, есть исследования о трудовых протестах, и компаниям необходимо уделять больше внимания трудовому законодательству. Трудовое право становится актуальным еще и потому, что все больше и больше работодателей приходят к восприятию работников как своего основного актива, заключил эксперт.


Владимир Путин подписал Федеральный закон № 349-ФЗ от 03.10.2018 «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)». Документ опубликован накануне вечером на официальном интернет-портале правовой информации. Улучшится ли жизнь россиян после этого? Судя по комментариям властей, в нашей стране с соцобеспечением и так все неплохо по сравнению с нормами, диктуемыми Конвенцией.

Разделы Конвенции

Федеральным законом предлагается принять от имени РФ обязательства в отношении семи разделов Конвенции:

  • медицинское обслуживание;
  • обеспечение по болезни;
  • обеспечение по старости;
  • обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием;
  • обеспечение по материнству;
  • обеспечение по инвалидности;
  • и обеспечение по случаю потери кормильца.

Медицина

Анализ российского законодательства в сфере охраны здоровья нормам Конвенции (федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты) показывает, что правовое регулирование в этой сфере, а именно охватываемые риски (любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность и роды), круг лиц (помощь предоставляется всем гражданам), виды медицинской помощи, продолжительность ее оказания, отсутствие требований к стажу для приобретения права на оказание медицинской помощи, предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого медицинского работника, соответствуют положениям раздела II Конвенции «Медицинское обслуживание».

Отметим, в статье 10 Конвенции говорится:

1. Обеспечение должно включать как минимум:

а) в случае болезненного состояния:

  • обслуживание врачами общей практики, включая визиты на дому;
  • обслуживание врачами-специалистами стационарных и амбулаторных больных в больницах, и обслуживание, которое может оказываться врачами-специалистами вне больниц;
  • предоставление основных фармацевтических средств по предписанию врача или другого квалифицированного практика;
  • госпитализацию в случае необходимости;
b) в случае беременности и родов и их последствий:

  • обслуживание до, во время и после родов, оказываемое либо врачом, либо дипломированной акушеркой;
  • госпитализацию в случае необходимости.
2. Бенефициарий или его кормилец могут привлекаться к долевому участию в оплате стоимости медицинского обслуживания бенефициария в случае его болезненного состояния; правила такого долевого участия должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оно не оказалось слишком обременительным.

Больничные

Пособие по временной нетрудоспособности, определяемое Конвенцией как пособие по болезни, предоставляется всем работающим гражданам (за исключением работающих по гражданско-правовым договорам), а также гражданам, вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию (при условии уплаты страховых взносов).

Российское законодательство (в отличие от Конвенции) не обусловливает предоставление пособия по временной нетрудоспособности периодом уплаты страховых взносов или работы по найму в том числе для предотвращения злоупотреблений, – право на получение пособия возникает с первого дня трудовой деятельности.

Пособия предоставляются более широкому кругу лиц, чем это предусмотрено Конвенцией, – обеспечение гарантировано не только в случае заболевания или травмы, но и в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, карантином застрахованного лица и ребенка в возрасте до 7 лет или другого члена семьи, признанного недееспособным, протезированием по медицинским показаниям в стационаре, долечиванием в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения.

Кроме того, Конвенцией не предусматривается выплата пособий по уходу за заболевшим членом семьи, но в РФ такие пособия существуют многие годы.

Пособие по временной нетрудоспособности при ее утрате вследствие заболевания или травмы выплачивается, как правило, за весь период временной нетрудоспособности – с первого ее дня и до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности, тогда как согласно Конвенции период его выплаты может быть ограничен.

Производственные травмы

Так, размеры пособий по временной нетрудоспособности и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией, индексация выплат значительно превышают минимальный уровень обеспечения, требуемый Конвенцией.

Кроме того, застрахованные лица имеют право на возмещение вреда по нормам гражданского законодательства в части, превышающей обеспечение, предоставляемое в соответствии Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998. Причинителем вреда дополнительно, сверх выплат за счет средств обязательного социального страхования, осуществляется возмещение морального вреда.

Потеря кормильца

Материнство

В ряде случаев законодательством РФ по сравнению с нормами Конвенции установлены более льготные условия получения таких пособий – отсутствуют требования к стажу (в РФ пособия по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, без каких-либо исключений, а также женщинам, обучающимся в профессиональных учебных заведениях).

Согласно Конвенции продолжительность выплаты пособия может быть ограничена 12 неделями, в РФ пособие выплачивается суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, минимальная продолжительность которого составляет 70 дней до родов и 70 дней после родов, а в некоторых случаях продолжительность отпуска увеличивается. Предоставляются также отпуск и пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев.

Разделы I, XI – XIV Конвенции, содержащие общие положения, относящиеся ко всем сферам социального обеспечения, обязаны соблюдать все государства – члены, ее ратифицировавшие. Согласно Конвенции (приложение к разделу XI) минимальный размер пособия по беременности и родам для типового получателя (женщины) определен из расчета в 45% заработной платы.

Пособие по беременности и родам в РФ выше указанной минимальной нормы и составляет 100% заработка. Однако в общем правиле имеется исключение: застрахованной женщине, имеющий страховой стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц.

Инвалиды

Порядок и условия назначения страховых пенсий по инвалидности в РФ (раздел IX «Обеспечение по инвалидности») являются более льготными по сравнению с нормами Конвенции.

Пенсии

Согласно позиции Правительства РФ в целом параметры российской пенсионной системы соответствуют минимальным стандартам Конвенции, предъявляемым к условиям предоставления обеспечения по старости и обеспечения по случаю потери кормильца, сообщается на сайте Кремля.

Отметим, в статье 25 Конвенции говорится, что обеспечение по старости должно гарантироваться защищенным лицам определенного возраста. Установленный возраст не должен превышать 65 лет или такой старший возраст, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране.

Конвенция обладает собственным контрольным механизмом. Механизм предполагает регулярное (один раз в пять лет) представление Международному бюро труда докладов о выполнении обязательств, взятых государством при ратификации Конвенции. При этом выполнение указанных обязательств будет оцениваться по методике самой Конвенции.

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Читайте также: