Кто может получать две пенсии одновременно в украине

Телефонная консультация 8 800 505-92-65 Моя мать 1944 г. р. получает пенсию в Казахстане, хочет переехать жить ко мне в Красноярск.

Муж 1952 года рожд.пенсионер (шахтерский подземный стаж 25 лет) получает 57000 тенге.Я 1952 года рож.имею пенсию 50000 тенге,стаж на 01.01.1991 г.-15 лет,на 01.01.2002г-26 лет.Какую пенсию нам назначат в России? Добрый день! Подскажите пожалуйста, я собираюсь на постоянное место жительство в Индию, но от казахстанского гражданства отказываться не буду, в Индии буду проживать по X визе, которая дается на 5 лет.

Начисление пенсий украинцам принявшим гражданство рф

Как расчитывается пенсия украинцу принявшему гражданство рф

  • Вам нужно в ПФ с документами обратиться. Поскольку одного того что Вы получали 2 700 в гривнах недостаточно. И на Ваш вопрос зная только эту информацию — не ответить.
    Пенсия не пересчитывается по какому-то курсу из гривен в рубли. Меньше точно получать не будете. Получать будете согласно законам РФ.

Как начисляется пенсия бывшим гражданам украины.?

    Пенсия у вас будет выше в России.

Провинциалы

Правила получения двух пенсий по разным основаниямПраво выбора пенсионного обеспечения

Что важно знать о новом законопроекте о пенсиях

Если Договор построен по территориальному принципу (например, Украина, Казахстан, Молдова и некоторые иные бывшие союзные Республики), то гражданину пенсия назначается по законодательству государства постоянного проживания.

Если гражданин России имеет второе гражданство в государстве, с которым нет у России международного договора по пенсионному обеспечению (например, Германия, Израиль, США и некоторые другие), и проживает там, то он может при соблюдении необходимых условий (наличие страхового стажа, достижение возраста и т.д.) реализовать свое право на обращение за пенсией в Российской Федерации.

Право на получение двух пенсий

Женщинам положено пособие по потере кормильца и социальная пенсия.

Жители блокадного Ленинграда, им положены выплаты по инвалидности и старости.

Ликвидаторы катастрофы аварии , а также граждане, облучившиеся во время этого мероприятия. Члены их семей могут претендовать на выплаты по потере кормильца, по старости, если они нетрудоспособны.

Члены семей граждан, работающих в сфере космонавтики.

За двумя зайцами: можно ли получать пенсии РФ и Латвии одновременно

По закону, он должен оповестить УДГМ о своем новом статусе, что лишит его права на получение латвийской пенсии.

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону 8 800 350-84-13 доб. 504 (консультация бесплатно)

Что же будет бывшему негражданину Латвии, а теперь гражданину другой страны (помимо утраты латвийской пенсии), если его найдет УДГМ?

«Если у человека будет отнят статус негражданина, но он собирается проживать в Латвии, ему придется получать временное разрешение на пребывание, а потом еще и постоянное разрешение, оплачивая все пошлины»

, — поясняют в УДГМ. Но самое главное — такое разрешение могут и не дать.

Пенсия при двойном гражданстве: как и кто может претендовать на выплаты

человек, имеющий двойное гражданство Туркмении или Таджикистана, вправе сам выбирать, в какой из стран ему проходить воинскую службу, работать и т.д.Второе гражданство – получение гражданами РФ дополнительного паспорта одной из стран, где, как и в России, разрешено двойное гражданство. Возможность получения второго паспорта зависит от законодательства конкретной страны.К примеру, в Германии двойное гражданство запрещено, и чтобы получить немецкий паспорт, придется отказаться от российского.

В то же время, в Австрии иметь 2 паспорта можно, значит, гражданин России может рассчитывать на получение австрийских конституционных прав, не теряя свои.Выплаты пенсии для граждан России пребывающих за границей, обеспечены международными договорами между РФ и конкретной страной. Договоры, заключенные с иностранными государствами во времена СССР, также действуют.

Возможное ли двойное получение пенсии в рф и на украине одновременно

Так кто же в России может получать две пенсии одновременно Перечень лиц РФ, которым закон разрешает получать пенсионное обеспечение нескольких типов – пенсию по инвалидности и по старости, выглядит так. В то же время, в Австрии иметь 2 паспорта можно, значит, гражданин России может рассчитывать на получение австрийских конституционных прав, не теряя свои.

Важно Можно ли получать гражданину РФ иностранную пенсию Выплаты пенсии для граждан России пребывающих за границей, обеспечены международными договорами между РФ и конкретной страной.

Инфо Договоры, заключенные с иностранными государствами во времена СССР, также действуют. Их достаточно много и их актуальность постоянно меняется.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов К примеру, не так давно в Чехии действовало соглашение в области соц.обеспечения между СССР и Чехословакией.

Военнослужащие могут оформить две пенсии: военную и гражданскую. Кто имеет право получать две пенсии?

Круг таких привилегированных пенсионеров был расширен сравнительно недавно, 21 июня 2010 года, Федеральным законом # 122.

Военнослужащие, ставшие инвалидами в результате военной травмы, инвалиды из числа участников Великой Отечественной войны и блокадников наряду с обычной страховой пенсией по старости могут получать государственную пенсию по инвалидности.

Ее размер привязан к социальной пенсии и составляет от 100 до 300% от ее суммы в зависимости от группы инвалидности. Государственную пенсию по потере кормильца вдобавок к страховой пенсии по старости или по инвалидности назначают родителям военнослужащих по призыву, погибших на службе или умерших после увольнения в результате полученных военных травм.

Такие же права имеют их вдовы — при условии, что не вышли замуж повторно, и нетрудоспособные члены семьи погибших «чернобыльцев».

[ro-youtube-related]Можно ли получать две пенсии в России и Украине[/ro-youtube-related]

Как украинцу в 2019 году оформить пенсию в России

Иностранные граждане вправе оформлять и получать любой вид пенсии, предусмотренный российским законодательством. Стандартно это: страховые, социальные, накопительные выплаты, содержание по гособеспечению. Соответственно, если иностранец подпадает под условия, при которых назначается один из названых видов пенсии, то производится его назначение.

Мужчина достиг установленного пенсионного возраста — 65 лет. Ему положена пенсия по старости. Ее могут назначить, если украинец имеет ПМЖ, российское гражданство либо статус беженца. Лица, получившие временное убежище, никакую пенсию оформить и получить не могут.

РФ или СССР. Чтобы понять, в какой конкретно стране действуют какие правила, нужно обращаться в представительства государств, где планируется получение пенсий. Тем не менее, поскольку право на пенсию является неотчуждаемым правом, то лишить российской пенсии человека не могут в любом случае. Будет ли он получать пенсию второго государства – зависит уже от социальной политики конкретной страны и от взаимоотношений этой страны с Россией. Например, в европейских странах вам не будут платить пенсию только потому, что вы достигли пенсионного возраста, при этом никогда не работали в их стране и не платили взносы в пенсионный фонд.

Двойное гражданство получают с теми странами, с которыми Россия подписала соответствующее международное соглашение. В государствах, с которыми нет подписанного документа представленного характера, Россиянин оформляет второе гражданство.

Мы не знаем, что посоветовать тем, кто годами получает две пенсии и, давно уже получив гражданство другой страны, так и не сообщил об этом в УДГМ. Индульгенции по срокам давности в управлении нет, но скорее всего там пойдут навстречу тем, кто явится добровольно и, сославшись на незнание законов, плохое здоровье и другие уважительные причины, оттянувшие визит, напишет заявление о своем новом статусе. С латвийской пенсией в таком случае придется распрощаться.

Если статус негражданина был отнят принудительно, то, во–первых, сначала придется получать временный вид на жительство и только потом в установленном порядке претендовать на постоянный.

Пенсии выплачиваются по строго определенным основаниям, прописанным в законе. Государственные пособия назначают и выплачивают территориальные подразделения ПФР. Обращение за ними включает несколько стадий:

Гражданин М. обратился в судебный орган. Ответчик — Управление Пенсионного фонда РФ (Спасский район РО). М. в иске просит вернуть ему вторую пенсию, а также взыскать с фонда задолженность в период невыплаты пособия. Ситуация развивалась так: гражданин ликвидировал аварию в Чернобыле. До 2006 года он получал от ПФР две пенсии. Одна была назначена из-за травмы и инвалидности, полученной при ликвидации аварии. Вторая выплата – это пенсия по старости. Пенсия по инвалидности начала отчисляться в 1996 году, через 9 лет была назначена пенсия по старости (гражданин М. достиг 50 лет, стаж работы – 20 лет). В июле 2006 года ответчик не стал более выплачивать пенсию по старости. Полученные пояснения сотрудников фонда о том, что указанные выплаты могут быть ему назначены при достижении возраста 55 лет и стажа – не менее 25 лет, не смогли упокоить истца, он обратился в суд, который принял решение в его пользу.



В ближайшее время в Украине планируют провести пенсионную реформу. Об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Это один из вопросов, который обсуждался с МВФ при подготовке новой кредитной программы для Украины. По каким вопросам пришлось дискутировать и о чем договорились – станет понятно после 9 июня. В этот день, как ожидается, вопрос о кредите для Украины должен быть рассмотрен на заседании Совета директоров Международного валютного фонда. После этого Меморандум будет опубликован, пообещали в правительстве.

Вероятно, после этого общественности покажут и наработки правительства относительно пенсионной реформы. Еще на пресс-конференции президент Украины Владимир Зеленский говорил, что Министерству соцполитики было поручено представить концепцию пенсионной реформы общественности "в ближайшее время". Проект закона "Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" 20 мая был внепланово включен в повестку дня нынешней сессии Верховной Рады, так что, вероятно, он будет рассмотрен еще до парламентских каникул.

Однако еще до официального обнародования пенсионная реформа стала одной из самых обсуждаемых тем в СМИ. Что неудивительно. За последние годы это уже далеко не первое объявление о пенсионной реформе. Однако, в отличие от всех предыдущих "пенсионных реформ", которые приводили разве что к копеечным повышениям пенсий, эта может действительно принципиально изменить саму пенсионную систему в Украине. Улучшат или ухудшат эти изменения ситуацию с пенсиями? Сайт "Сегодня" собрал информацию о том, что известно о грядущей пенсионной реформе.

Две или три пенсии вместо одной

Главным новшеством может стать введение трехуровневой пенсионной системы, как принято в большинстве развитых стран.

Сегодня большинству украинцев хорошо известен только один вид пенсий – солидарные, когда деньги на выплату пенсий собирают "сейчас на сейчас" (с зарплат работающих граждан в Пенсионный фонд отчисляется единый социальный взнос, ЕСВ, и собранная сумма идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам). Это считается первым уровнем. Однако на самом деле пенсионная система в Украине уже двухуровневая. Как уже писал сайт "Сегодня", еще в 2003 году был принят закон, который вводил в Украинедобровольные пенсионные накопления (это третий уровень).Но большой популярности добровольно-накопительные пенсии за все это время не приобрели. По сути, они были просто разрешены, но государство практически ничего не делало для того, чтобы это явление стало массовым.

Неизвестно, будет ли в ходе новой пенсионной реформы что-нибудь сделано для развития добровольного пенсионного накопления, но в правительстве заявляют, что в ближайшее время планируют ввести в Украине еще один вид пенсионного обеспечения – обязательные накопительные пенсионные отчисления (считается вторым уровнем пенсионной системы). Очевидно, введение нового вида пенсий и станет главной составляющей новой пенсионной реформы. Однако не единственной.

Введут обязательное пенсионное накопление

Сайт "Сегодня" уже рассказывал, что проект закона"Об общеобязательном накопительном пенсионном обеспечении" был зарегистрирован в парламенте еще зимой. Он предполагает, что делать обязательные отчисления на пенсионные счета должны будут и работники, и работодатели. С уже начисленной работнику зарплаты на его индивидуальный пенсионный счет будет переводиться минимум 1% (по желанию работника процент может быть увеличен), а работодатель обязан будет перечислять на тот же счет 2% начисленной зарплаты. Также в сопроводительных документах приводятся расчеты, которые показывают, что процент отчислений планируется повышать. Так, составители законопроекта исходили из того, что в 2021 году процент обязательных накопительных пенсионных отчислений будет составлять 3%, в 2030 году – 4%, еще через 10 лет это будет уже 6%, а в 2050-м – 7%.

В то же время, чтобы не перегружать работодателей налогами, в правительстве планировали снизить размер ЕСВ. Однако недавно глава Кабмина рассказал о другом варианте, как может измениться налоговая нагрузка на работодателей.

"Обсуждается такой вариант: 2% от нынешнего ЕСВ выделяем в накопления, не увеличивая нагрузки ни для фирмы, ни для человека, и еще 2% берем по налогу на доходы физлиц (НДФЛ). Эти 4% позволяют в сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 млн грн", – сказал Денис Шмыгаль.

Однако в результате поступления в Пенсионный фонд уменьшатся. Вероятно, это и стало предметом недовольства со стороны МВФво время обсуждения пенсионной реформы.

Также в законопроекте предложено создать для администрирования этих взносов новое ведомство – Пенсионное казначейство. Однако это предложение вызвало массу споров. Пожалуй, это основной нерешенный вопрос, из-за которого окончательную концепцию пенсионной реформы правительство до сих пор не представило.

"Если говорить о запуске второго уровня – накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, то основная дискуссия идет в части институциональной инфраструктуры внедрения системы. Большинство участников рабочих групп считают, что для запуска системы нужно использовать уже имеющиеся институты – государственные (налоговую службу, Пенсионный фонд Украины, Казначейство) и частные (негосударственные пенсионные фонды и компании, осуществляющие их операционную деятельность – КУА, АПФ, банки-хранители, СК, ТЦБ и т.д.). А от создания дополнительных ненужных институтов за счет бюджетных средств следует воздержаться. Мы также придерживаемся этой позиции, поскольку считаем, что такое построение минимизирует риски коррупции и монополизации. Также запуск системы на базе уже имеющихся институтов будет способствовать развитию добровольного пенсионного накопления, а именно это и является одной из целей пенсионной реформы – стимулировать граждан к накоплению. Только полноценная работа всех трех уровней пенсионной системы способна обеспечить достойный уровень доходов на пенсии", – рассказывает директор компании по управлению активами "Всесвит" Ярослав Савченко.

Могут появиться профессиональные накопительные пенсии

В ходе реформы предполагается внедрить также такой подвид накопительных пенсий, как "профессиональные накопительные пенсии". В середине мая Министерство социальной политики вынесло на общественное обсуждение соответствующий проект закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы". Как следует из объяснительной записки, представители ряда профессий со временем полностью перейдут от солидарных пенсий к профессиональным накопительным.

Правительство предлагает три вида профессиональных пенсионных программ. Программа №1 будет действовать для представителей профессий с вредными условиями труда (т. н. "список профессий №1). К ним относятся горняки, работающие под землей, металлурги, работающие в горячих цехах, дышащие металлической пылью и другими вредными веществами, работники предприятий химической промышленности и т.д. Работодатели должны будут отчислять на пенсионные счета таких работников кроме 22% ЕСВ в солидарную систему еще и 15% в профессиональную накопительную. Участники этой программы смогут выходить на пенсию в 50 лет (при стаже на вредной работе минимум 10 лет для мужчин и 7,5 лет для женщин).

Программа №2 разработана для профессий из "списка №2", куда входят те, чья работа "связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях повышенного риска для здоровья". К этой группе относятся геологи, "химики", электромонтеры, авиамеханики и водолазы, водители городского транспорта и др. На их накопительные пенсионные счета работодатели должны будут отчислять 7% зарплат, выходить на пенсию можно будет в 55 лет при наличии необходимого стажа (12,5 лет для мужчин, 10 лет для женщин).

И, наконец, пенсионная программа №3 – это программа для всех других профессий, если предприятие является участником какого-либо профессионального пенсионного фонда или создаст такой фонд. Здесь работодатель должен платить от 3%, пенсионные выплаты можно будет получить тоже после 55 лет.

Пенсионный фонд заставят "зарабатывать"?

Идея реформирования Пенсионного фонда витает, но окончательного решения на этот счет пока не озвучено. Сторонники реформирования считают, что ПФУ должен получить возможность приумножать деньги, которые поступают от ЕСВ. Например, покупая, как и негосударственные пенсионные фонды, гособлигации, которые считаются надежным финансовым инструментом. Противники этой идеи считают, что даже ОВГЗ – это риск, а рисковать деньгами пенсионеров Фонд не должен. Да и денег на это у ПФУ нет – все, что собирается от ЕСВ, тут же выплачивается пенсионерам, да еще и госбюджет дотирует практически половину нужной суммы.

"У Пенсионного фонда Украины специфическая функция, его задача – собрать взносы и выплатить пенсии. ПФУ по своей сути не может заниматься инвестированием и зарабатывать деньги. Также у ПФУ есть фискальная функция и функция ведения реестра застрахованных лиц. Не нужно придумывать для ПФУ несвойственные функции и тем более сравнивать с негосударственными пенсионными фондами, это две разных институции, каждая из которых должна выполнять свою роль", – комментирует глава Рады Украинской ассоциации администраторов пенсионных фондов Елена Сотскова.

Как могут измениться пенсии

Сейчас в Верховной Раде находятся и другие законопроекты, касающиеся изменений пенсионного законодательства. Например, Кабмин подал в Верховную Раду законопроект о замене бумажных трудовых книжек на электронные. Это позволит назначать пенсии автоматически. Другие законопроекты усиливают требования к негосударственным пенсионным фондам, которые будут собирать накопительные взносы, вносят соответствующие изменения в Налоговый кодекс и другие законы, ведь о накопительных пенсиях раньше практически нигде не упоминалось. Новая система может заработать уже с 2021 года.

Главная цель этих изменений – попытаться ликвидировать все увеличивающуюся дыру в Пенсионном фонде и не допустить дальнейшего снижения уровня обеспеченности пенсионеров. А по возможности – увеличить его.

"Если ничего не менять, то к 2030 году коэффициент замещения будет не более 18 %, т.е. при зарплате в 10 тыс. гривен при выходе на пенсию человек сможет получить только 1800 гривен. А если будут работать все три ступени пенсионной системы, то коэффициент замещения может вырасти до 58 %", – считает Елена Сотскова.

Минимальный уровень пенсионного обеспечения, который требуют от Украины международные документы, – 40% средней зарплаты.

"Исходя из расчетов, старт накопительной системы со взносами на уровне 4% обеспечит коэффициент замещения на уровне 0,4 (40%) при наличии предусмотренного законодательством Украины страхового стажа. При условии постепенного увеличения взносов до 7% коэффициент замещения приблизится к 0,5 (50%). Обеспечить более высокий коэффициент замещения можно за счет дополнительного добровольного накопления. Ведь чем больше источников дохода на пенсии – тем лучше. В идеале пенсия должна состоять из трех частей: пенсия из солидарной системы (1-й уровень), пенсия с обязательной накопительной системы (2-й уровень), пенсия с системы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения (3-й уровень). Первые две составляющие вместе должны обеспечивать коэффициент замещения на уровне не ниже 0,4. Именно этот минимальный уровень был зафиксирован Международной организацией труда в 1952 году в Конвенции №102 "О минимальных нормах социального обеспечения". Украина упомянутую Конвенцию ратифицировала еще в начале 2016 года", – рассказывает Ярослав Савченко.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

" src="https://static.life.ru/posts/2019/09/1240387/gr/north/9ee101e68a6f27fc99d5a160afe471d2__1920x.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

ПФР требует от жительницы Северодвинска Архангельской области вернуть более 1,3 млн — такова сумма переплаченной ей пенсии за 20 лет. Дело в том, что женщина получала выплаты сразу в двух странах — в России и на Украине. Суд постановил, что деньги она получала незаконно и должна вернуть переплату. Такие истории периодически случаются у тех пенсионеров, кто менял место жительства и переезжал на ПМЖ за границу. В то же время многие пожилые люди получают две пенсии на законных основаниях. Даже после переезда в дальнее зарубежье. К тому же немало льготников имеют право на две выплаты и в России. Лайф разбирался, кто и на какие выплаты может рассчитывать.

Кому положены двойные пенсии


Двойные пенсионные выплаты могут быть трёх типов. Первый — это пенсия по потере кормильца плюс страховая или социальная. Второй — пенсия по инвалидности и страховая. Третий тип — государственные доплаты за заслуги плюс страховая пенсия. Отдельная категория — это пенсионеры, которые переехали жить в другую страну.

— Если человек имеет право на получение пенсии двух видов, то он может выбрать одну из них, большего размера, — пояснила специалист аналитического отдела компании "ФинИст" Екатерина Семенкова. — Однако есть и исключения.

По закону о пенсионном обеспечении, право на получение двух пенсий одновременно имеют следующие граждане: лица с инвалидностью, получившие увечья в боях, участники ВОВ, родители погибших военнослужащих, которых призвали на военную службу, вдовы граждан, призванных на военную службу и погибших из-за полученной травмы, жители блокадного Ленинграда, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также граждане, облучившиеся во время этой аварии, члены семей граждан, работающих в сфере космонавтики, граждане с офицерским званием, госслужащие федеральных предприятий. Список достаточно широкий.

В большинстве случаев двойную пенсию получают федеральные чиновники, тогда как число прочих граждан, подпадающих под необходимые критерии, крайне мало, пояснил эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев.


Фото © Владислав Шатило / RBC / TASS

— Людей, имеющих право на двойную выплату, по данным Минфина, около 900 тысяч человек, из них порядка 640 тысяч — чиновники, — рассказал Геннадий Николаев. — При этом число лётчиков-испытателей, космонавтов и военных, погибших после ВОВ, невелико — порядка 25 тысяч человек. Становится всё меньше и льготников других категорий.

В этом году по инициативе депутатов Государственной думы предлагается добавить к имеющим право на первый тип двойной пенсии нетрудоспособных граждан, которые пострадали из-за сброса радиоактивных отходов в речку Теча производственным объединением "Маяк". Те трагические события 1957 года известны ещё под названием "Кыштымская авария". Считается, что тогда пострадали 250 тысяч человек.

— Пока не известно, кто именно из них или членов их семей сможет претендовать на двойную пенсию, но увеличение выплат должно оказать значительную нагрузку на пенсионный фонд, переживающий сейчас не самые лучшие времена, — считает Геннадий Николаев. — Вероятность принятия закона крайне мала. Скорее всего, законодатели примут его в урезанном виде и сильно ограничат круг лиц, на которых он будет распространяться.

Какие пенсии получают те, кто переехал за рубеж


В ряде случаев россияне, переехавшие на ПМЖ за границу, получают пенсию в двух странах одновременно. Эти граждане заработали стаж не только в России, но и успели поработать и в другой стране, пояснил ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. В результате часть выплат осуществляет ПФ России, а часть — иностранное государство. Как отметил Иван Капустянский, если в другой стране уровень жизни выше, то пенсия становится значительно больше российской.

— Нужно понимать, что "двойная" пенсия — всего лишь пенсия, разбитая на две части: каждая страна платит только за тот трудовой стаж, который был выработан на её территории (при наличии международного соглашения между странами. — Прим. Лайфа) , — отметила Екатерина Семенкова. — Если соглашения нет, то варианты начисления пенсий могут быть разными. Вполне вероятно, что на заслуженном отдыхе после переезда придётся получать только одну пенсию в одной стране.

По данным ПФР, сейчас в стране действует 20 международных соглашений с 24 странами. Фонд выплачивает за рубежом пенсии более 328 тысячам граждан, которые проживают в 128 странах мира. Чтобы получать выплаты в рамках международных договоров, следует обращаться в компетентный орган страны проживания, пояснили в ПФР.

Кстати, с 14 мая 2019 года в России вступило в силу постановление правительства, упрощающее процедуру оформления пенсии гражданами, которые заработали её в России, но решили переехать за границу. По новым правилам, перед отъездом не нужно подавать заявление в отделение ПФР именно по месту жительства. Теперь это можно сделать в любом отделении страны.


Кроме той пенсии, которую платят гражданам сейчас, украинцы начнут получать и вторую пенсию, сумму которой будут определять сами и распоряжаться по своему усмотрению. Это следует из заявления премьер-министра Дениса Шмыгаля о начале с 1 января 2021 года второго этапа пенсионной реформы.

Возможно, правительство руководствуется более приземленными интересами – найти в лице украинцев покупателя на ОВГЗ, спрос на которые резко упал. Эксперты полагают, что такой подход может обанкротить государство, а время для реформы сейчас неподходящее. И дали прогнозы, когда украинцы смогут получать большую пенсию, если удастся обойти подводные камни, пишет UBR.ua.

Накопительная пенсия

На прошлой неделе премьер заявил, что правительство настроено уже с 1 января 2021 года запустить накопительную систему пенсий. Суть ее заключается в том, что граждане смогут накапливать определенную сумму, и, по достижению пенсионного возраста, вправе выбирать, как ею распорядиться. Можно будет либо забрать сразу всю сумму, либо получать выплатами в течение 5-10 лет, либо получить пожизненное содержание.

"Часть доходов гражданин обязан будет перечислять на индивидуальный пенсионный счет. Государство заставляет таким образом его откладывать часть своего дохода, чтобы в старости он имел что поесть и на что жить, а не государство начинало ему помогать. Цель – заставить человека накапливать таким образом, чтобы он не мог эти деньги забрать", – полагает экономический эксперт Тарас Козак.

Сбережениями украинцев на вторую пенсию будут управлять частные компании, которые вправе инвестировать их на фондовом рынке, получать проценты и зарабатывать на этом, и украинцы в этом случае выступают как своего рода инвесторы в собственную старость. По словам Шмыгаля, заработанная к пенсионному возрасту сумма может составить 1 млн грн.

Демографическая яма

Одной из причин, которая побуждает правительство ставить запуск второго этапа пенсионной реформы на повестку дня – это "демографическая яма", возникшая из-за того, что рождается украинцев меньше, чем умирает. Пенсионеров все больше, а работающих граждан, с зарплат которых выплачивается единый социальный взнос (ЕСВ), перечисляемый в Пенсионный фонд (ПФ), все меньше. Многие уезжают на заработки за рубеж и платят налоги там же.

Имеющихся отчислений ЕСВ не хватает на выплаты пенсионерам, и государство вынуждено дотировать ПФ из госбюджета – на 2020 года сумма дотации, например, составляет 172,6 млрд грн. По словам премьера, через 15 лет на 1 работающего украинца будет приходиться 2 пенсионера, что сделает ситуацию для госбюджета катастрофической. Появление накопительной пенсии позволит в будущем такого "перекоса" избежать.

МВФ против

Введение накопительной пенсии – это хорошо, но вопрос, вокруг которого долгие годы ломались копья - за счет кого должны быть эти дополнительные выплаты: за счет рядовых украинцев или за счет бизнеса? Формально ЕСВ уплачивают работодатели, но в привязке к зарплате работника. И первые, и вторые сейчас переживают в связи с карантином далеко не лучшие времена. Государство даже вынуждено вводить налоговые каникулы на уплату ЕСВ.

Вариант, который рассматривает правительство, это перечисление в Накопительный фонд средств за счет уже имеющихся поступлений: 2% уплачивается с поступлений ЕСВ и 2% – с НДФЛ. Фактически они выплачиваются не из карманов украинцев, а за счет госбюджета. Однако это может вызвать недовольство главного донора – Международного валютного фонда. К самой реформе у него претензий нет, но к дефициту бюджета он относится негативно.

"Насколько я понимаю, это реформа не продвигается из-за оппозиции со стороны МВФ, который считает, что реформа несвоевременна, потому что она автоматически увеличивает дефицит госбюджета. И любые шаги в этом направлении МВФ воспринимает не очень позитивно. Да, эту реформу делать нужно, но именно в данный момент, на мой взгляд, мы не готовы", - считает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.

Разговоры о создании накопительной системы идут давно – со времен Леонида Кучмы. Однако они неизменно заканчиваются ничем именно из-за неготовности страны. И в этот раз, акцентируют эксперты, все может закончиться таким же образом.

Инвестировать в ОВГЗ

Деньгами накопительной системы, если ее все-таки введут, будут управлять частные компании под надзором Пенсионного фонда. При этом половина средств должна быть заморожена в государственных ценных бумагах, а половина направлена на коммерческий рынок. Однако фондового рынка в стране практически нет, подчеркивает экономический эксперт Юрий Гаврилечко, и нужно разрешить управляющим компаниям играть этими деньгами на международных биржах.

Во втором случае аккумуляция накоплений граждан, однако, будет работать не на экономику Украины, а на экономику других стран. Кроме того, проблематично будет и контролировать этот процесс за рубежом. Правда, есть и очевидные выгоды для государства. Накопления граждан можно направить на покупку ОВГЗ, что поправит тот же госбюджет. Но в этом есть и риск, например, в Польше и России государство попросту экспроприировало эти сбережения.

"Создастся с 1 января какой-то фонд. Куда он будет инвестировать? В ОВГЗ и все. Но неправильно вкладывать 100% средств в ОВГЗ. Это плохо закончится, потому что накопления будут расти, соответственно инвестиции в ОВГЗ тоже будут расти, и в какой-то момент государство просто может обанкротиться. Есть большое искушение: есть дармовые деньги, давайте будем выпускать ОВГЗ. Но в любой кризис этот госдолг может превратиться в тыкву", – предупреждает Паращий.

Тарас Козак полагает, однако, что медлить больше нельзя. Фондового рынка сейчас действительно нет, но он и не сможет запуститься без появления свободных средств, которые нужно инвестировать, и такими средствами как раз и могут стать пенсионные накопления.

"У нас почти нет облигаций, акций, потому что нет спроса. Пока есть только ОВГЗ, которые покупают Нацбанк и банки. Но если появится ресурс, который будет накапливать деньги, то его станет необходимо инвестировать в качественные финансовые инструменты. Будет предложение – будет и спрос на деньги. Сейчас этого нет. Для чего выпускать акции-облигации, если их некому покупать?" – акцентирует Козак.

Эксперты полагают тем не менее, что реформу делать в любом случае необходимо. Хотя и плюсы простые украинцы ощутят не сразу – должно пройти не менее 10 лет для того, чтобы Накопительный фонд смог работать и на экономику страну, и на карман рядового украинца.

"За 5 лет фондовый рынок не заработает, за 10 лет – вполне возможно. Если рассматривать это заявление премьера как путь к достижению этой цели – к 2031 году аккумулировать деньги, необходимые для того, чтобы их можно инвестировать хоть в какие-то отрасли, а далее система жила, увеличиваясь в объемах, - тогда смысл есть. За 10 лет накопится уже 140 млрд грн, и даже если половина из них уйдет в ОВГЗ, оставшиеся 70 млрд - достаточный ресурс для инвестиций", – считает Гаврилечко.

Читайте также: