Кто осуществляет контроль за выплатой пенсии

Извлечения из правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии

(утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н)

Настоящие Правила определяют порядок выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), доли страховой пенсии по старости в соответствии, а также накопительной пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, организации их выплаты, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, определения излишне выплаченных сумм пенсии.

Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым установлены пенсии (далее - пенсионер).

Порядок обращения за выплатой и доставкой пенсии

Заявления пенсионеров, а также другие документы (сведения), необходимые для выплаты и доставки пенсий, могут быть представлены пенсионером лично, через представителя, в том числе путем направления их по почте, либо при наличии письменного согласия пенсионера через его работодателя.

Заявления пенсионеров (их законных представителей) могут быть поданы непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства при наличии соглашения о взаимодействии между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и МФЦ и при условии, что подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, установленным соглашением.

Обращение за выплатой и доставкой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".

Порядок выплаты пенсии

Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

Выплата пенсии производится территориальным органом ПФР по месту нахождения выплатного дела.

В случае проживания пенсионера в организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации, стационарной организации социального обслуживания или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения этой организации.

Для пенсионера, осужденного к лишению свободы, местом нахождения его выплатного дела является территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения.

Изменение персональных данных пенсионера в лицевом счете производится на основании заявления пенсионера об изменении его персональных данных и документов, подтверждающих изменение этих данных.

Добровольное согласие на возмещение излишне полученных сумм пенсии оформляется соответствующим заявлением пенсионера, которое приобщается к его выплатному делу. При этом удержание из установленной пенсии производится в размере, определенном пенсионером, в том числе превышающем 20 процентов пенсии.

Доставка пенсии производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий (далее - организация, осуществляющая доставку), с которыми территориальным органом ПФР заключены договоры, типовые формы которых утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - договор).

Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган ПФР путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР, который организует доставку пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом территориальный орган ПФР дает пенсионеру разъяснения об организациях, осуществляющих доставку, с которыми этим территориальным органом ПФР заключены договоры.

В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у территориального органа ПФР договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между территориальным органом ПФР и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца. При этом в заявлении о доставке пенсии пенсионером указывается организация, осуществляющая доставку, которая будет доставлять ему пенсию на период заключения договора. При отказе организации, осуществляющей доставку, выбранной пенсионером, от заключения договора с территориальным органом ПФР территориальный орган ПФР информирует об этом пенсионера, а также сообщает о необходимости выбора организации, осуществляющей доставку, с которой территориальным органом ПФР заключен договор.

Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В том случае, если законным представителем пенсионера является организация или учреждение, в которой он проживает, то доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этой организации или учреждения либо через кредитную организацию.

Доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

По желанию пенсионера доставка пенсии может производиться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Начисленные суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, в том числе и за прошедшее время, и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, выплачиваются в порядке, определенном частью 3 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях". При этом круг лиц, имеющих право на получение указанных сумм, определяется в соответствии с перечнем лиц, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", без учета условия, определяющего право на пенсию по случаю потери кормильца.

Выплатное дело, сформированное на каждого пенсионера, хранится в территориальном органе ПФР по месту получения пенсии.

При смене пенсионером места жительства в пределах Российской Федерации выплата пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В случае утраты выплатного дела территориальный орган ПФР принимает меры к его восстановлению в соответствии с порядком ведения пенсионной документации.

Контроль за организацией выплаты пенсии

Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Приостановление выплаты пенсии по случаю потери кормильца вследствие достижения лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет, либо истечения после достижения им возраста 18 лет срока обучения, указанного в документе организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, производится после достижения указанным лицом возраста 18 лет при отсутствии в распоряжении территориального органа ПФР документов, подтверждающих обучение по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения.

Приостановление выплаты пенсии вследствие истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство) производится по истечении срока действия указанного документа.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства.

Приостановление выплаты пенсии вследствие выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о социальном (пенсионном) обеспечении (страховании), производится при поступлении в распоряжение территориального органа ПФР документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и при отсутствии заявления пенсионера о выезде за пределы территории Российской Федерации.

Возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 24 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Прекращение выплаты пенсии, произведенное на основании заявления пенсионера об отказе от получения назначенной пенсии либо заявления пенсионера о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям, предусмотренным статьей 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также документов об обстоятельствах, свидетельствующих об утрате пенсионером права на пенсию, или документов о смерти пенсионера, поступивших в распоряжение территориального органа ПФР, оформляется решением территориального органа ПФР.

Выплата пенсии восстанавливается в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих обстоятельства, дающие право на восстановление выплаты пенсии.

Доставка пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при соблюдении условия, предусмотренного частью 19 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", если в течение соответствующего года пенсионер не получал пенсию лично. В том случае, если пенсия выплачивается по месту фактического проживания, данный факт подтверждается письменным заявлением пенсионера о проживании по конкретному адресу.

Порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии

Суммы пенсии, излишне выплаченные либо своевременно не выплаченные пенсионеру за прошедшее время в связи с ошибкой, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В случае если обстоятельство, являющееся основанием для прекращения (приостановления) выплаты пенсии, о наступлении которого пенсионером не было своевременно сообщено в территориальный орган ПФР, было устранено в месяце, в котором указанное обстоятельство возникло, пенсия за период с даты возникновения указанного обстоятельства по дату его устранения является излишне выплаченной.

Факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется территориальным органом ПФР по форме, предусмотренной порядком ведения пенсионной документации.

Порядок доставки пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсии, на основании заявления пенсионера.

В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки пенсии (далее - график).

Доставка пенсии за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику.

В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее доставка может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время .

Доставка пенсии по доставочному документу, представленному территориальным органом ПФР для доставки пенсии вне графика, производится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем поступления этого доставочного документа в организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсии).

Факт получения пенсии пенсионером удостоверяется в доставочном документе подписями пенсионера (представителя) и работника, производившего доставку пенсии, и подтверждается отчетными данными организации почтовой связи (иной организацией, занимающейся доставкой пенсии).

Если пенсионер вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться в получении суммы пенсии, по его просьбе и в его присутствии за получение сумм пенсии может собственноручно подписаться родственник или другое лицо, предъявив документ, удостоверяющий личность. Соответствующая запись с указанием причин, в силу которых пенсионер не мог подписаться собственноручно, вносится в доставочный документ.

Порядок доставки пенсии через кредитные организации

Территориальный орган ПФР организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера.

Кредитная организация доставляет пенсию на счет по вкладу, счет банковской карты, номинальный счет (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления в кредитную организацию средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. Сроки перечисления денежных средств для выплаты пенсий определяются территориальным органом ПФР по согласованию с кредитной организацией.

Зачисление сумм пенсий на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии

Территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В процессе проверки документов (сведений), представленных для выплаты пенсии, территориальный орган ПФР проводит визуальную проверку этих документов (сведений) на наличие в них всех необходимых реквизитов, а также проверку соблюдения правил их оформления, установленных законодательством Российской Федерации.

Территориальный орган ПФР по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для выплаты пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вступил в силу Приказ Минтруда, который вносит изменения в « Правила выплаты пенсий » . Он касается тех пенсионеров, которые получают деньги на банковскую карточку.

Подписывайтесь на мой канал , чтобы быть в курсе самых важных новостей и информации о социальных выплатах и льготах.

Изменения внесены в статью 115 «Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой…», которые утверждены Приказом Минтруда № 885 н.

Что изменилось

Теперь пенсионеры, решившие сменить банк, через который они получают пенсию, смогут оставить неизменной дату начисления выплаты.

А статья 115 « Правил » теперь звучит следующим образом:

«Территориальный орган ПФ РФ организует доставку пенсии через кредитную организацию на основании письменного заявления пенсионера ( с сохранением по его просьбе даты доставки при переходе из одной кредитной организации в другую )».

Делается это для удобства пожилых людей. Вот, например , пенсионер привык получать пенсию на карточку Почта-Банка 16-го числа. Но потом он перевел пенсию в Сбербанк, а там ему назначили день выплаты не 16-е, а 22-е.

Если ранее ему ничего не оставалось делать, как смириться со сменой даты. То теперь он может попросить новый банк выплачивать ему пенсию именно в тот день, в который он получал деньги в своем предыдущем банке.

Что я пока не могу понять

Идея эта, конечно, благая. Но только я пока не могу понять, как эта процедура будет происходит на практике.

Дело в том, что статья 117 тех же самых «Правил» говорит о том, что банк переводит пенсию на карту либо в день поступления средств от Пенсионного фонда, либо днем позже. Причем сроки перечисления денег для выплаты пенсий в банк определяются ПФР.

А теперь представим, что ПФР перечисляет деньги, например, в Сбербанк 22-го числа. И вдруг один пенсионер заявил, что хочет получать их 16-го, как ему ранее платили в Почта-Банке. Где банк должен брать деньги на выплату ему пенсии, если ПФР их еще не перечислил?

Значит теперь либо ПФР должен будет подстраиваться под каждого пенсионера, либо банк будет платить пенсии из своих резервов?

Впрочем, нам, простым людям, до этого никакого дела нет. Пусть они уж теперь сами разбираются. А мы посмотрим, как на деле будет реализовываться это новшество.

А зачем менять банк получения пенсии?

Конечно, многие пенсионеры в нашей стране привыкли получать пенсию на карточку Сбербанка. Это неплохой выбор.

  • В Сбере , например, есть льготы по кредитам для пенсионеров , которые получают выплаты на карту этого банка.
  • Кроме этого, на остаток денег на Пенсионной карте начисляется доход в 3,5% годовых.

Но подобные бонусы, а может даже более выгодные, предлагают пенсионерам и другие банки.

Например, Почта-Банк . Те, кто получает пенсию на карту Почта-Банка могут получить:

  • Повышенные проценты по вкладам (+0,25%);
  • Пониженные проценты по кредитам (-2%);
  • От 3% до 5% годовых по Сберегательному счету (в зависимости от суммы и трат по карте).

А в банке ВТБ пенсионер может выбрать наиболее выгодные для него бонусы : кэшбек за покупки, скидку по кредиту или проценты на остаток на карте…

Словом, «плюшки» у банков разные, а следовательно пенсионеры могут выбирать, на карту какого банка получать пенсию ему выгоднее. Соответственно, время от времени возникает потребность в смене банка.

Как перевести получение пенсии в другой банк

Сначала надо выбрать, какой из банков предлагает пенсионерам наиболее выгодные для вас бонусы.

Затем надо оформить в этом банке карту МИР или вклад с возможностью пополнения и снятия денег. А дальше есть три варианта:

  • Лично отнести в местное отделение ПФР заявление о доставке пенсии в новый банк;
  • Оформить перевод пенсии через личный кабинет на сайте Пенсионного Фонда РФ;
  • Отправить заявление на доставку пенсии через портал Госуслуг.

Что еще изменилось

Раз уж сегодня мы говорим о пенсиях, то напомню о том, что срок перехода на карты МИР перенесли с 1 октября на 31 декабря.

Индексированную на 6,3 процента страховую пенсию по старости с 1 января 2021 года перечислять на карты ВИЗА и МастерКард уже не будут. Для получения денег нужна будет карта МИР. Впрочем, это не касается тех, кто получает пенсии через Почту России или на вклад .

Надеюсь, эта информация окажется для кого-то полезной, а для других хотя бы познавательной!

Комментируйте, ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на наш канал , чтобы видеть больше интересных материалов.

Контроль за правильностью расходования средств, предназначен­ных для выплаты пенсий, в том числе за правильностью назначе­ния, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, осуществляется в двух формах. Во-первых, имеется ведомственная контрольно-реви­зионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях Федерального агентства связи. Во-вторых, существует вневедомствен­ный контроль за правильностью расходования пенсионных средств.

Ведомственный контроль осуществляется контрольными и дру­гими структурными подразделениями ПФР и его территориаль­ными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентариза­ций, тематических проверок.

Вневедомственный контроль могут осуществлять соответствую­щие контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счет­ной палаты Российской Федерации и другие уполномоченные организации.

Результаты ведомственных и вневедомственных проверок оформ­ляются в виде соответствующих актов.

Применительно к современной ситуации в России обобщен­ное определение социальной защиты населения может быть пред­ставлено так: социальная защита населения — это совокупность различных гарантированных мер государства, адресованных нетру­доспособным и трудоспособным гражданам, оказавшимся в труд­ной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно пре­одолеть, и направленная на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи и поддержки на уровне, который отвеча­ет требованиям достойной жизни человека, в различных формах и видах в установленном законодательством порядке.

Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений, в ходе функционирования которых человек как один из субъектов данных отношений полу­чает установленные государством те или иные виды социальной защиты. В этот комплекс могут входить всевозможные обществен­ные отношения, например, трудовые и жилищные, экологиче­ские, по охране здоровья, образовательные, гражданские и се­мейные, земельные, по социальному обеспечению. Такие обще­ственные отношения регулируются соответствующими нормами права и составляют самостоятельные отрасли российского права.

1 Конечно, такое представление о социальной защите населения является идеальным и рассматривается как дело отдаленного будущего. В настоящее время еще не существует настолько богатого государства, которое смогло бы предоста­вить каждому человеку благоприятные условия для его существования. В содержание понятия социальной защиты населения входит со­циальное обеспечение. Как и всякая система, оно должно быть орга­низовано и юридически оформлено (закреплено) надлежащим об­разом, то есть должно иметь организационно-правовую форму.

Государственная система социального обеспечения имеет не­сколько организационно-правовых форм.Их наличие связано глав­ным образом со спецификой социального обеспечения разных ка­тегорий граждан. К числу основных таких форм относятся: обяза­тельное социальное страхование и социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета. Эти формы имеют много различий между собой. Главные из них — это способ обра­зования финансовых средств, из которых производится социаль­ное обеспечение, и категории лиц, подлежащих данному обеспе­чению.

Обязательное социальное страхование представляет собой сис­тему материального обеспечения наемных работников, самостоя­тельно обеспечивающих себя трудом граждан (индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов и др.), лиц, добровольно вступивших в отношения по этому страхованию, а также иных категорий лиц, обеспечиваемых пенсиями, пособия­ми, в том числе по охране их здоровья, за счет бюджетов специ­ально созданных фондов социального страхования. Средства этих фондов формируются из отчисляемых страховых взносов, едино­го социального налога страхователей — работодателей, индиви­дуальных предпринимателей, частнопрактикующих адвокатов, лиц, добровольно вступивших в эту систему страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государствен­ного бюджета — это система материального обеспечения и соци­ального обслуживания лиц, не подлежащих обязательному соци­альному страхованию (служащих систем государственной служ­бы, военной службы, правоохранительной службы), а также все­го населения вне зависимости от их принадлежности к каким-либо определенным категориям лиц (бедные или малоимущие, инвалиды, дети и др.).

По способам организации (организационно-правовым формам) социального обеспечения кроме двух ее основных форм — обяза­тельного социального страхования исоциального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета — существует еще смешанная форма, сочетающая в себе обе указанные формы.

Таким образом, реальное положение дел в стране в области социального обеспечения на фоне отсутствия его единой, зако­нодательно закрепленной государственной системы свидетельствует о существовании двух значительно отличающихся друг от друга систем социального обеспечения — для подавляющего большин­ства населения (обязательное социальное страхование) и, по су­ществу, для отдельных, привилегированных категорий граждан,

социальное обеспечение которых осуществляется за счет ассиг­нований из государственного бюджета (это относится к госу­дарственным служащим, получающим пенсии за выслугу лет в размере, значительно превышающем размер трудовых пенсий лиц, обеспечиваемых по общей системе). Причины такого по­ложения имеют не только экономический, но и политический характер.

Наличие общего кодифицированного законодательного акта о социальном обеспечении граждан позволило бы сформулировать как само понятие социального обеспечения, так и выделить его главные признаки. Учитывая, что такого акта в настоящее время нет, в научной литературе высказываются различные суждения на этот счет, которые подробно излагаются в специальных иссле­дованиях, в том числе в учебниках и учебных пособиях по дис­циплине «Право социального обеспечения».

Развитие социального обеспечения как отрасли российского права должно базироваться на нормах Конституции Российской Федерации. Так, в ее статье 39 прямо говорится о том, что каждо­му гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де­тей и в иных случаях, установленных законом.

В конституционных нормах имеются установки, определяющие качественное содержание социального обеспечения. Они и позво­ляют сформулировать понятие социального обеспечения и выде­лить его наиболее характерные признаки. В научной литературе с этой целью используются разные подходы и критерии.

Воспользуемся таким критерием, как общественные отноше­ния по социальному обеспечению.

Первый признак общественных отношений по социаль­ному обеспечению носит особый характер, который проявляется при решении гражданами своих проблем посредством обращения в соответствующие компетентные (уполномоченные) органы и организации в случаях, установленных законодательством. Это про­исходит, например, в случаях, указанных в пункте 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

По существу, такие общественные отношения являются мате­риальными отношениями, так как в ходе их осуществления гражда­нам предоставляется материальное благо. При получении такого блага они удовлетворяют свои конкретные, индивидуальные по­требности. Блага предоставляются гражданам в денежной или на­туральной форме — в виде государственных пенсий, социальных пособий, социальных услуг — в соответствии со статьей 7 Кон­ституции Российской Федерации. Этим самым достигается глав­ная цель предоставления материального обеспечения как государ­ственной гарантии — выравнивание доходов граждан в установ­ленных законом случаях до определенного уровня. К таким случа-ям, которые называются социальными рисками, относятся наступ­ление старости, болезни, инвалидности, безработицы и прочее. В современной российской действительности можно говорить только о «подтягивании» доходов граждан в указанных случаях до уровня так называемого прожиточного минимума. (Фактически его можно назвать минимумом физиологического выживания челове­ка, так как он учитывает только, его основные потребности в пи­тании и одежде, причем в некоторых услугах — на крайне низ­ком, минимальном уровне.)

Второй основной признак общественных отношений по социальному обеспечению проявляется в осуществлении госу­дарством социального (материального) обеспечения за счет, части общего национального продукта, произведенного обществом. Вы­деленные государством средства создают граждане, занятые в об­щественном производстве, — работающие по найму, самостоя­тельно обеспечивающие себя трудом и иные категории лиц. Именно они формируют общественное богатство, называемое внутренним национальным продуктом (ВНП государства). В экономическом смысле здесь речь идет о создании валового внутреннего продукта (ВВП) и распределении его части на социальные нужды. Безус­ловно, общий объем ВВП влияет на ту долю средств, которая выделяется государством на социальное обеспечение.

Основными финансовыми источниками социального обеспе­чения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета яв­ляются средства страховых социальных внебюджетных фондов.

Социальные страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначены для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязатель­ного социального страхования.

Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС Рос­сии), Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния (ФФОМС). Согласно законодательству они являются стра­ховщиками.

В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обяза­тельного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования, заключающийся в автономности его финансирования. Следовательно, бюджеты социальных страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и соответственно не могут подлежать изъятию.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты соци­альных страховых фондов являются единый социальный налог (ЕСН), страховые взносы, дотации, средства федерального бюд­жета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названных фондов отно­сится также следующее: штрафные санкции и пеня; денежные сред­ства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требо­ваний к ответственным за причинение вреда застрахованным ли­цам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; фиксированный платеж от лиц, добровольно вступивших в систему обеспечения по обя­зательному социальному страхованию; иные поступления, не про­тиворечащие законодательству.

Размеры тарифов единого социального налога, страховых взно­сов и фиксированного платежа на обязательное социальное стра­хование установлены Налоговым кодексом Российской Федера­ции и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, опреде­лен объект налогообложения.

Денежные средства социальных страховых взносов должны рас­ходоваться только на цели, устанавливаемые федеральными зако­нами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах названных фондов на очередной финансовый год.

Когда говорят о бюджетных ассигнованиях на цели социального обеспечения, то имеют в виду ту часть государственного бюджета, средства которого непосредственно направляются на социальное обеспечение категорий граждан, не подлежащих прямому обяза­тельному социальному страхованию. К ним относятся: дети; граж­дане, имеющие детей; военнослужащие и члены их семей; госу­дарственные служащие и члены их семей; малоимущие граждане, некоторые категории безработных и иных лиц в случаях, установ­ленных законом. (Причем надо помнить, что существует иерархия бюджетов по вертикали бюджетной классификации — федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и мест­ные бюджеты.)

По законодательству средства социальных страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нуж­ды социального обеспечения, организационно не объединены в одном каком-либо фонде государственного социального обеспе­чения. Общее руководство и управление ими осуществляет Пра­вительство Российской Федерации.

Третий специфический признак, присущий обще­ственным отношениям по социальному обеспечению, — это их особый субъектный состав. С одной стороны, к субъектам причис­ляются такие категории лиц, как дети, больные, лица, имеющие детей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, лица, поте­рявшие кормильца, лица, осуществляющие уход за детьми, пре­старелыми и инвалидами, безработные, а также иные категории граждан, не занятые трудом или нуждающиеся в материальной поддержке по различным причинам и обстоятельствам, преду-смотренным законодательством. Сюда включаются и специальные контингента граждан, особо выделяемые законом, — государ­ственные служащие, военнослужащие, служащие правоохрани­тельной системы и др.

С другой стороны, к указанным субъектам относятся соответ­ствующие органы, осуществляющие социальное обеспечение. Сгруппировать их по видам социального обеспечения, как и по категориям граждан, которым они предоставляются, достаточно сложно, поскольку один и тот же вид социального обеспечения может предоставляться разными органами. Например, пособие по беременности и родам женщине в зависимости от ее статуса мо­жет быть выдано администрацией по месту работы или по месту учебы либо органом социальной защиты населения по месту жи­тельства. Поэтому и существует система органов, осуществляю­щих социальное обеспечение.

По организационно-правовым формам социального обеспечения выделяется несколько типоворганов социального обеспечения:

а) органы обязательного социального страхования;

б) органы государственной власти;

в) органы муниципальных образований;

г) негосударственные органы;

д) общественные организации.

(Об этом подробно излагается в последующих главах настоя­щего учебника.)

Таким образом, неоднородность органов социального обеспече­ния обусловлена многими факторами, такими как виды социаль­ного обеспечения, субъектный состав и организационно-право­вые формы социального обеспечения.

Совокупность перечисленных признаков общественных отно­шений по социальному обеспечению свидетельствует о существо­вании нескольких групп общественных отношений.

Первая группа общественных отношений — это, скажем, материальные отношения по непосредственному предоставлению категориям граждан, предусмотренным законодательством, соот­ветствующих видов социального обеспечения. В ходе функциони­рования таких отношений происходит реализация права граждан на государственные пенсии, социальные пособия, социальные компенсационные выплаты, социальные услуги, социальную ме­дицинскую помощь, социальные льготы, государственную соци­альную помощь — все это и есть виды социального обеспечения. Правовые нормы, регулирующие такие отношения, в совокупно­сти составляют право социального обеспечения.

Вторая группа общественных отношений складывается при формировании финансовых средств, направляемых на социаль­ное обеспечение. Их участниками могут являться работодатели, лица, самостоятельно обеспечивающие себя доходом, в отдельных случаях сами граждане, например добровольно вступившие в систему обязательного социального страхования, компетентные государственные органы, правомочные организации. Такие отно­шения регулируются нормами финансового права.

Третья группа отношений представляет собой довольно сложную структуру организационно-управленческих и админист­ративных отношений в области социального обеспечения, кото­рые возникают между соответствующими компетентными орга­нами и организациями, а в некоторых случаях — между этими органами и гражданами. Такие отношения в большой степени ре­гулируются нормами административного права.

Итак, государственное социальное обеспечение — это регулиру­емая законодательством совокупность общественных отношений по материальному обеспечению граждан пенсиями, пособиями, услу­гами, предоставлению медицинской и социальной помощи, льгот при наступлении старости, болезни, инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, безработицы, бедности и в других случаях, преду­смотренных законом, за счет специально предназначенных для это­го средств фондов обязательного социального страхования и бюд­жетных ассигнований и в установленном законом порядке.

Государственное социальное обеспечение представляет собой комплекс различных мер, направленных на гарантированное ма­териальное обеспечение особых категорий граждан; в реальной жизни эти меры воплощаются в видах социального обеспечения. Государственное социальное обеспечение — это также целостная государственная система, состоящая из относительно самостоя­тельных и в то же время взаимосвязанных и взаимозависимых си­стем. Рассмотрим эти системы.

-Рубрики

  • авто,разное (90)
  • ЖКХ (7)
  • аудио-книги (22)
  • Ах, Самара городок-моя родина (64)
  • бессмертие (18)
  • библиотеки (81)
  • братья меньшие (49)
  • видео (403)
  • cериалы (28)
  • города и страны (38)
  • животный мир (11)
  • Исторические (71)
  • необычное (80)
  • природа Земли (45)
  • спектакли (31)
  • ТВ каналы (6)
  • художественные фильмы (97)
  • все для дневника (311)
  • для дизайна (54)
  • для компа (36)
  • для новичков (49)
  • как установить видео,музыку,плеер (38)
  • вязание (238)
  • варежки,перчатки,митенки (5)
  • детям (9)
  • носки,следки,пинетки (38)
  • пальто,кардиганы (17)
  • пуловеры (35)
  • разное (31)
  • сайты,ссылки (17)
  • уроки,узоры (70)
  • шапочки,снуды,береты,шарфы (43)
  • города и страны (109)
  • дача (558)
  • вредители,сорняки (44)
  • фильмы,книги (14)
  • поделки (8)
  • декор,дизайн (41)
  • инструменты (21)
  • календари,cевооборот (17)
  • консервация (51)
  • лекарственные травы (14)
  • мангал казан барбекю (7)
  • о поливе (6)
  • овощи (78)
  • плодовые деревья (27)
  • постройки дорожки (75)
  • почвы (7)
  • ребенок на даче (8)
  • сайты (9)
  • удобрение (7)
  • цветы (36)
  • ягоды (24)
  • для детей (404)
  • детские сайты (20)
  • игры (105)
  • кроссворды (15)
  • мультики (47)
  • от рождения (64)
  • песни (11)
  • рисование раскрашки (30)
  • сказки (48)
  • скоро в школу (46)
  • учебные мультики (9)
  • ЖЗЛ (40)
  • искусство (103)
  • (26)
  • займись здоровьем (229)
  • пищеварение (21)
  • костно-мышечная система (13)
  • нервная система и анализаторы (4)
  • кровообращение (3)
  • железы внутренней секреции (1)
  • дыхательная система (1)
  • голодание (12)
  • очищение организма (32)
  • не качественные товары (30)
  • уход за волосами (27)
  • уход за лицом,макияж (8)
  • уход за руками ногами (6)
  • радиация (27)
  • История (83)
  • история России (207)
  • правители (57)
  • квартира (188)
  • советы (28)
  • уборка (27)
  • ванная,туалет (14)
  • балкон,лоджия (8)
  • текстиль (2)
  • прихожая (2)
  • кабинет (1)
  • гардероб (8)
  • гостиная,спальня (4)
  • детская (19)
  • идеи (21)
  • кухня (23)
  • одежда обувь (24)
  • окна двери мебель (11)
  • стирка,глажка (8)
  • техника,уход (2)
  • кулинария (363)
  • напитки (27)
  • мясные (23)
  • крупы,макароны (23)
  • общепит. меню (14)
  • молочные (11)
  • фрукты,сухофрукты,мед (10)
  • на мангале,гриле (9)
  • детская (7)
  • яйца,икра (6)
  • овощи (23)
  • первые блюда (38)
  • постная (20)
  • приправы (25)
  • уроки,фильмы,книги (82)
  • рыба (20)
  • ссылки на разные блюда (27)
  • украшение,сервировка (18)
  • хлеб,выпечка (40)
  • посуда (16)
  • холодные блюда и закуски (35)
  • лыжи, Олимпиада (52)
  • мир растений (23)
  • музыка (143)
  • классика (28)
  • разная (117)
  • необычное (264)
  • новости (51)
  • поэзия (37)
  • правовые вопросы (21)
  • праздники (55)
  • пророчества (19)
  • религия (225)
  • Олимпа (90)
  • православие (65)
  • скандинавские (13)
  • славянские (55)
  • ремонт (40)
  • сайты знциклопедии (65)
  • поделки (60)
  • символизм,гороскоп (73)
  • Урания астрономия (375)
  • Астронет (20)
  • астрономы.космонавты (6)
  • Венера (12)
  • Вселенная (30)
  • Галактики (10)
  • звездные карты планетарии (7)
  • звезды (14)
  • Земля (30)
  • Луна (23)
  • малые тела (33)
  • Марс (21)
  • Меркурий (9)
  • необычные явления на небе (23)
  • Нептун (1)
  • Плутон (1)
  • Сатурн (7)
  • созвездия (26)
  • Солнечная Система (7)
  • Солнце (31)
  • спутники планет (23)
  • туманности (6)
  • Уран (4)
  • Юпитер (20)
  • цитаты (20)
  • шитье (127)
  • разное (42)
  • детям (25)
  • платья,халаты (23)
  • уроки (18)
  • юбки,брюки (15)
  • стили (5)
  • школьникам студентам (232)
  • английский язык (12)
  • биология (44)
  • всемирная история (3)
  • география (18)
  • история России (10)
  • литература (28)
  • математика (11)
  • рисование (41)
  • русский язык (7)
  • физика (8)
  • химия (38)
  • энциклопедии (8)
  • Югра (27)
  • юмор (30)

-Видео

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Статистика

Либрусек

Оглавление
Глава 1. Правовые положения пенсионного обеспечения
1.1. Законодательные акты по пенсионному обеспечению
1.2. Финансирование трудовых пенсий
Глава 2. Общие положения о трудовых пенсиях
2.1. Виды трудовых пенсий и их структура
2.2. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
2.3. Условия назначения трудовых пенсий
2.4. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии

Глава 3. Трудовая пенсия по старости
3.1. Понятие трудовой пенсии по старости
3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости
3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

3.4. Размеры трудовых пенсий по старости
3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)
3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)
3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)
3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости
Глава 4. Трудовые пенсии по инвалидности
4.1. Понятие инвалидности
4.2. Общие основания назначения пенсии по инвалидности
4.3. Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих
4.4. Размеры трудовых пенсий по инвалидности
4.4.1. Размер базовой части пенсии
4.4.2. Размер страховой части пенсии
4.4.3. Размер накопительной части пенсии
4.4.4. Общий размер трудовой пенсии по инвалидности
Глава 5. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца
5.1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца
5.2. Пенсии семьям военнослужащих
5.3. Исчисление и выплата пенсии
5.4. Размеры трудовой пенсиипослучаю потери кормильца
5.4.1. Размер базовой части пенсии послучаю потери кормильца
5.4.2. Размер страховой части пенсии послучаю потери кормильца
5.4.3. Общий размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Глава 6. Пенсии за выслугу лет
6.1. Общая характеристика пенсий за выслугу лет
6.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим
6.3. Пенсии за выслугу лет в связи с работой в гражданской авиации
6.4. Выслуга лет в учреждениях образования, здравоохранения, театрально-зрелищных предприятиях
6.5. Выслуга лет государственных служащих
Глава 7. Исчисление и выплата трудовых пенсий
7.1. Исчисление пенсий по действующемузаконодательству
7.2. Новый механизм исчисления пенсий
7.3. Назначение и выплата пенсий
Глава 8. Право на досрочное назначение пенсий
8.1. Лица, имеющие право на досрочное назначение пенсии
8.2. Условия назначения пенсий для лиц, работающих на Севере
8.3. Перечень документов, необходимых для досрочного назначения пенсии
Глава 9. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
Глава 10. Порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР
Приложения
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Список использованной литературы

Контроль за начислением пенсии.

"Настоятельно советую взять в пенсионном фонде копию всех расчетов (обязаны представить)проверить самим и дать на проверку: юристу по трудовому праву, в государственную инспекцию по труду и т.д. и изложить все замечания, неясности, любые сомнения в заявлении в пенсионный фонд, потребовав письменного ответа конкретно по каждому пункту. После получения ответа написать заявление в прокуратуру по поводу проверки законности действий ПФ, приложив расчёт и ответ ПФ.
Сейчас действует около 700 нормативно правовых актов ( некоторые ещё с 70-80 годов)по трудовым отношениям-их никто полностью знать не может."

"бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица (в случае представления такого обращения в форме электронного документа"

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Читайте также: