Кто получает минимальную пенсию в украине в


На фоне продолжающегося экономического кризиса руководство Украины было вынуждено радикально пересмотреть пенсионную реформу. Сегодня пенсия на Украине продолжает оставаться одной из самых низких на территории Европы.


Свято-успенская лавра на Украине

Общая информация

Украинская пенсионная реформа способствовала появлению серьезных перемен в системе денежного обеспечения. Граждан Украины особенно волнует вопрос изменения в процедуре расчета пенсии, а также ее индексация.

Сегодня на территории страны действует более 50 нормативных актов, которые регулируют вопрос пенсионного обеспечения. Также имеется несколько систем начисления пенсии по возрасту.

Основные виды пенсионных отчислений

Основные виды пенсий на Украине перечислены в таблице.

Льготные пособия

О повышении пенсии на Украине подробнее можно узнать из видео, представленном ниже.

Несмотря на сложную экономическую обстановку, льготная пенсия на Украине будет сохранена. Это касается следующих категорий граждан:

  • военнослужащие;
  • работники госслужбы;
  • лица, принимающие участие в устранении последствий чернобыльской аварии;
  • лица, имеющие группу инвалидности.

За потерю кормильца, который участвовал в АТО на востоке страны, пенсия в Украине в 2020 году будет повышена. Если погибший имел на иждивении несовершеннолетних детей, члены его семьи будут получать удвоенную надбавку к пенсии.

Проведение пенсионной реформы

Верховная рада Украины внесла очередные изменения в пенсионное законодательство.

Согласно новому законопроекту, в 2020 году будет увеличен страховой стаж.

Теперь для получения средней пенсии на Украине стаж работы мужчин будет составлять 35 лет, женщин – 30 лет.


Пенсионный стаж в Украине исчисляется в месяцах

Новые законы о пенсионных начислениях окажут влияние на надбавку за сверхнормативный труд. Общий стаж для пенсии, если иметь в виду «минималку», был увеличен. На этом фоне был изменен механизм расчета надбавок.

Размер надбавок остался неизменным – 1%.

Рассчитывать пенсию теперь будут исходя из размера средней з/п за 36 месяцев.

Одновременно власти страны максимально упростили налогообложение и улучшили условия работы предпринимателям.

Если бюджет страны станет больше, будет произведена индексация. Это коснется не только льготников, но и представителей иных категорий.

Условия для получения пенсионных отчислений

Обязательным условием для оформления пенсии по старости является страховой стаж. Если он отсутствует, то лицо, достигшее пенсионного возраста, имеет право получить только «социалку».

Выплата пенсий инвалидам производится только в том случае, если их страховой стаж варьируется от 2 до 5 лет. Огромное значение имеет возраст получателя. Для каждой группы инвалидности имеются свои коэффициенты. Рассчитывается такое пособие по возрасту.

Подробнее о досрочном выходе на пенсию можно узнать из видео, представленном ниже.

Военное пособие также будет начисляться на основании страхового стажа. Согласно новому закону, страховой стаж для военных составляет 20 лет службы. Возраст не учитывается.

Трудовой стаж для чернобыльцев составляет 5 лет.

Назначение пенсионных выплат осуществляется только на фоне соответствия всем условиям.

Пенсионный возраст для женщин

Возраст выхода на пенсию для женщин с 2010 года постепенно возрастает. Ожидается, что в 2020 году представительницы прекрасного пола будут окончательно уравнены с мужчинами. Уход на заслуженный отдых для них будет возможен только с 60 лет.

Возможность понижения пенсионного возраста

Сейчас рассматривается вопрос относительно разрешения женщинам уходить на пенсию на Украине в 55 лет и раньше. По мнению депутатов Рады, существуют следующие причины для понижения возрастных критериев женского населения:

  • слабое экономическое развитие государства;
  • отсутствие спроса на рынке труда;
  • снижение продолжительности жизни;
  • невысокие з/п;
  • существенное ухудшение жизненных условий.


Вопрос пенсионного возраста волнует каждого трудящегося гражданина Украины

Сегодня активно рассматривается законопроект относительно снижения возрастных критериев для представительниц слабой половины человечества, имеющих 3 и более детей. Стаж страхования при этом должен быть не менее 20 лет.

Законопроект не касается женщин, практикующих жестокое обращение с детьми, лишенных родительских прав и имеющих непогашенную судимость.

Возможно, женщина сможет выйти на заслуженный отдых раньше уже в ближайшем будущем.

Еще несколько условий

Властями страны было разработано несколько условий. Соответствие им позволит сделать выход на пенсию женщин более ранним и комфортным.

В каком возрасте украинцы могут выйти на досрочную пенсию можно узнать из видео, представленном ниже.

Условия для досрочного выхода на заслуженный отдых следующие:

  1. Длительность общего стажа – 16 лет.
  2. Рождение в период с 1 апреля по 30 сентября 1959 года и отсутствие официальной работы.
  3. Работа в качестве государственного служащего.
  4. Наличие на иждивении 5 ребятишек, не достигших шестилетнего возраста.
  5. Наличие на иждивении детей, имеющих группу инвалидности.
  6. Наличие инвалидности с детства.

Также возраст не повысят медработникам, которые принимали участие в афганской войне и преподавателям, рожденным в январе — июле 66 года.

Если человек продолжает официально трудиться, то за каждые «сверхурочные» полгода к пособию будет причитаться доплата в размере 2,5%.

Лицам мужского пола, чья деятельность была связана с наукой, могут оформлять пенсию в 62 года.

«Афганцы» будут получать пенсию по выслуге лет, начиная с 55-летнего возраста.

С 2028 года пособия будут выплачиваться пожилым людям вне зависимости от возраста. Главным условием их получения будет наличие 40-летнего страхового стажа.


Повышение льготного пенсионного возраста для учителей предусматривает переходной период с 2019 года

Информация для медиков и учителей

Недавно украинский Кабмин увеличил стаж, необходимый для начисления пенсии следующим категориям лиц:

  • учителям;
  • медикам;
  • госслужащим, работающим в органах социальной защиты.

Стаж для получения пенсии у врача и сотрудника интернатного учреждения сегодня составляет 25 лет.

В марте депутатами Рады было внесено очередное изменение, согласно которому льготный пенсионный возраст будет поэтапно повышаться на 5 лет. Это касается как медицинских работников, так и лиц, работающих на вредных предприятиях.

Начиная с 2015 года возраст, для получения пенсии на Украине, постепенно увеличивается на полгода. 01.04.2024 он будет составлять 30 лет.

Как рассчитывается пенсия

Как рассчитать пенсию можно узнать из видео, представленном ниже.

Вычисление пенсионных отчислений по возрасту осуществляется при помощи специального калькулятора, путем перемножения следующих составляющих:

  • заработная плата за 36 месяцев до ухода на пенсию;
  • соотношение коэффициентов заработной платы и стажа.

Формула расчета пенсии на Украине выглядит следующим образом: П (размер пенсионных отчислений в гривнах) = Зс (средний заработок за 36 месяцев) х Кзп (коэффициент з/п) х Кс (коэффициент стажа).

Какая средняя заработная плата на Украине можно узнать на нашем сайте, перейдя по ссылке.

Размер пенсионных отчислений по возрасту

При наличии серьезных оснований, к основному размеру пенсионных отчислений будут назначаться:

  • повышения;
  • доплаты;
  • надбавки.

Сегодня размер «минималки» равен размеру прожиточного минимума нетрудоспособных украинцев.


С 1 декабря прожиточный минимум для трудоспособных украинцев вырос на 78 грн

За каждый «сверхурочный» полный год трудового стажа размер рассчитанной надбавки увеличивается на 1% размера пенсионных выплат.

Какие документы нужно иметь при себе?

Список документов, которые будет нужно предоставить в пенсионный фонд Украины, включает в себя заявление, составленное по установленной Законом форме. К заявлению требуется приложить:

  1. Оригинал + копию документа, удостоверяющего личность заявителя.
  2. Свидетельство о регистрации заявителя.
  3. Оригинал + копию документа из загса.
  4. Заявление + номер расчетного счета в уполномоченном банковском учреждении.
  5. Оригинал + копию документа, подтверждающего трудовой стаж.
  6. ИНН.
  7. Справку из военкомата.
  8. Оригинал + копию диплома.
  9. Справку об уровне оклада (предоставляется по желанию заявителя).


Документы, необходимые для назначения пенсии, могут подаваться как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариально

Все справки могут быть предоставлены в ПФУ как самим пенсионером, так и его доверенным лицом. На руках у третьего лица должна быть нотариально оформленная доверенность.

Все доверенности, оформляемые в государствах дальнего зарубежья, должны заверяться апостилем. Доверенности, оформляемые в странах, с которыми у Украины имеется соглашение о предоставлении правовой помощи, специального заверения не требуют.

Документы, составленные на иностранном наречии, должны быть переведены и заверены у нотариуса.

В апреле 2017 года был изменен порядок начисления пенсии на Украине. Согласно новому закону, для исчисления пенсионных средств украинцы должны будут представить справку о доходах за любые непрерывные 60 месяцев, вплоть до 30.06.2000г.

Минимальная и максимальная пенсии

Разброс между минимальной, средней и максимальной пенсией на Украине довольно сильный.

Данные о размере пенсионных отчислений (гривны) у представителей различных профессий имеются на диаграмме.

Размер пенсий в целом по стране представлен в табличке.

Максимальная 16380грн.
Средняя 3082 грн.
Минимальная 1638 грн.

Подавляющее большинство украинцев получают пенсию в размере 2,5 тыс. грн.

Максимальную пенсию сегодня ежемесячно получает около 1 тыс. человек.

Важные нюансы

Если пенсионер продолжает работать, то сумма помощи от государства составляет 85% размера пенсии по старости. Если его стаж увеличивается на 2 года, осуществляется перерасчет пенсии.

При начислении пенсий работающим пенсионерам также может учитываться размер их з/п. Перерасчет осуществляется 1 раз/24 месяца, по заявлению пожилого человека. Он сможет сделать это в любое время после приобретения нового стажа.


Работающим пенсионерам перерасчет пенсии осуществляется 1 раз в 2 года

Многих вдов интересует вопрос возможности перейти на пенсию мужа. По мнению украинских юристов, понятия «пенсия мужа» не существует. Эта формулировка используется чиновниками ПФУ для назначения пенсионных выплат в маленьком размере.

Если супруг женщины получал большую пенсию, она имеет право обратиться за оформлением пенсии в связи с потерей кормильца. Это не пенсия умершего супруга и не ½ его пособия. Это полноценный вид пенсионных отчислений самой вдовы.

Узнать о пенсии в Болгарии, Канаде, Греции и Кипре можно на нашем сайте.

Размер пособия рассчитывается по стажу и з/п мужа. Он составляет 50% пенсии по старости. Это актуально даже в том случае, если умерший получал пособие по инвалидности или вообще не получал никакой помощи от государства, но имел необходимый стаж.

Учитывая то, что в пенсионной формуле принимает участие среднеукраинская трехгодовая з/п, рассчитанное пособие будет значительно больше того, что получал умерший супруг.

Подробнее об уровне жизни на Украине можно узнать на нашем сайте.

Вопрос осовременивания пенсий

В конце 2017 года прошел слух о том, что после реформирования пенсионной системы будет проводиться осовременивание пенсий.

По словам чиновников, украинские пенсионеры будут получать на 200-1000 гривен больше, чем сейчас. Правда, получат такой «бонус» не все. Осовременят размер пособия людей, получавших пенсию до 2012 года. Чиновники объясняют это тем, что люди, вышедшие на заслуженный отдых до этого времени, получали гораздо меньшую пенсию, нежели те, кто стали пенсионерами после 2012 года.

Сами украинцы скептически относятся к возможной выдаче осовремененной пенсии. Это объясняется тем, что многие в курсе о гигантском дефиците ПФУ и о требовании увеличить пенсионный возраст.

Существует и более жесткое мнение. Многие украинцы уверены, что в законе о пенсионных отчислениях не предусмотрено осовременивание пособий с учетом роста средних заработных плат по стране. Простые жители Украины полагают, что осовременивание коснется исключительно чиновников. Для них же предусмотрена только 12-месячная надбавка, размер которой составляет 20% от темпов роста з/п.

Как получить РВП и ВНЖ на Украине узнайте здесь.

Заключение

Повышение пенсий на Украине производится при увеличении индекса потребительских цен. Если значение этого индекса превышает показатель 102%, то размер индексации составит разницу между данными величинами.

Подробнее о повышении пенсии на Украине можно узнать из видео, представленном ниже.

Будут ли индексироваться пенсии в этом году, точно неясно. В какую сторону пенсия изменится в следующем году на фоне стабильного роста доллара, тоже пока непонятно. Пропагандистская машина Украины пока советует пенсионерам консолидироваться и ждать.

Пенсионный фонд Украины обнародовал данные о пенсионных выплатах по состоянию на 1 января 2020 года. Большинство пенсионеров получают в пределах от 1500 до 3000 грн.


Сколько насчитывают пенсионерам

  • до 1500 грн — 0,7% пенсионеров;
  • от 1501 грн до 2000 грн — 34,8%;
  • от 2001 грн до 3000 грн — 34,2%;
  • от 3001 грн до 4000 грн — 12,4%;
  • от 4001 грн до 5000 грн — 6,3%;
  • от 5001 грн до 10000 грн — 9,3%;
  • свыше 10000 грн — 2,3%.


Минимальная пенсия с 1 декабря выросла

  • С 1 декабря 2019 года в Украине вырос размер прожиточного минимума и, соответственно, минимальная пенсия.
  • Прожиточный минимум для трудоспособных лиц вырос на 95 гривен – до 2102 гривен, минимальная пенсия – на 74 гривны, до 1638 гривен.
  • Средняя зарплата для исчисления пенсии в Украине «перевалила» за 10 тысяч гривен.​

Пенсионный возраст для женщин увеличили

С 1апреля 2020 года пенсионный возраст для женщин увеличится на полгода и будет составлять 59,5 лет.

В 2020 году для выхода на пенсию мужчинам в 60 лет и женщинам в 59 лет (с 1 апреля 2020 года — 59 лет 6 месяцев) нужно иметь страховой стаж не менее 27 лет.

Накапливайте на пенсию с НПФ «Династия»: 22,7% годовых в гривне +50 баллов от «Минфина»

Ранее министр социальной политики Юлия Соколовская сообщала, что накопительный уровень пенсионной системы не запустят в Украине в ближайшее время.

Комментарии - 34

Основная масса ФОП-ов и сидят на 5% + ЕСВ

С НДС там другие схемы..

То есть, вы уравниваете сложность работы честного судьи (а вы ведь все хотите, чтобы они были честными) или прокурора, и доярки??
Вам бы в 1919 год.

Кстати, большинство пенсионеров с «большими» пенсиями выше 5000 грн — шахтёры, ещё немного военных. Не заслужили, по вашему?

Власть судов не распространяется на выкупную сумму по лайф-страхованию. Значит уход в судебное это был ложный путь. Оплата советскими знаками не есть теоретически грамотно, ибо скажем были когда-то немецкие марки, а теперь евро. Остается только тезис о ломании системы и людях, точнее поколении которое не стало её спасать. Кроме белоруссии. Итак подвергнем этот тезис анализу.

Судья и шахтер жили при системе. Система исчезла. Но судья выиграл, шахтер проиграл. Но судья тоже должен был бы быть сейчас нищим как церковная мышь. Ан нет. Что смешно ? Смешно что судья жив и здоров как бык. Следовательно это ложный тезис.

Итак. Мы доказали что все мнения ошибочны. Значит логически у нас остается только одна теорема. Она гласит. Пенсия, это как в древнем мире помощь ветеранам легионерам в виде соли, за службу. Солдат и соль имеют один корень. Это как бы дар от барина, пана, короля. Значит судья служил, а шахтер нет. Шахтер должен был не работать на барина. Шахтер должен был поехать в Польшу. В советские времена это был видимо север. Там были коэфициенты.

Вывод. Пенсия это дар. Величина дара должна быть разумной. Разумность означает 400 евро. Как социал в Германии. По курсу 24,5 это 9 800 грн. Это предел. По Киеву тоже. Ниже нельзя. Выше нельзя. Судья должен получать 400 евро и точка. Шахтер тоже. Ну шахтера и доярку король кинул. Просто так. Король решил, что они ему не служили.

Боже упаси, революция это глупость.

Жаль что вы не ухватили мысль. Очень кратко. Субсидия из госбюджета в пенсионный фонд 50 миллиардов. Выплата госслужащим тоже 50 миллиардов. Сбор есв 150. Выплата обычным пенсионерам тоже 150. Неужели теперь не понятно про «короля» ? Но систему изменить нельзя. Каждый может только сам измениться.

Украинским законодательством установлено несколько вариантов социальной пенсии, которые различаются основаниями для ее начисления:

  • по состоянию здоровья: инвалидам с детства, детям-инвалидам, инвалидам всех групп, без единого дня трудового стажа;
  • по потере кормильца: несовершеннолетним лицам и студентам дневного отделения ВУЗа до достижения 23-летнего возраста, которые остались без одного/обоих родителей;
  • по старости: женщинам и мужчинам, которые не имеют достаточно трудового стажа или пенсионных баллов для оформления страховой пенсии (при неофициальном трудоустройстве или по иным причинам).

Основные понятия

Минимальный страховой стаж в 15 лет (до пенсионной реформы было всего 5 лет) дает в Украине право каждому человеку рассчитывать на пенсию по возрасту.

При 35 годах стажа для мужчин и 30 годах для женщин пенсия не может быть меньше, чем минимальная пенсия, то есть минимальный прожиточный уровень для нетрудоспособных лиц.

Важно! Если же у мужчины стаж меньше, чем 35 лет, а у женщины — 30 лет, то пенсия может быть и ниже минимальной — пропорционально имеющемуся стажу.

Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» предусматривает выплату таким людям социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии.


Социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

Выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.


Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок. Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни.

Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Кто имеет право

Согласно указанному Закону и Постановлению КМУ от 02.04.2005 г. № 261 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход», право на государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам (далее — социальная помощь) имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

  • лица, достигшие возраста 63 лет и, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или признаны инвалидами в установленном порядке;
  • не получают пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», и помощь, которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
  • являются малообеспеченными лицами (кроме инвалидов I группы);
  • являются инвалидами I группы, среднемесячный совокупный доход которых за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, не превышает 115 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

  • государственная социальная помощь на уход.

Лица, которые получают пенсию по инвалидности или государственную социальную помощь инвалидам с детства (или имеют право на их назначение), по желанию, вместо указанных выплат, могут получать социальную помощь.


Размер

Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан

Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.


Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения пособия, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

Порядок назначения

Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о присвоении ИНН;
  • декларацию о доходах и имуществе за последние полгода;
  • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
  • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
  • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами. Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Временная помощь

В соответствии с частью первой статьи 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» гражданин Украины приобретает право на пенсию по достижении 60-летнего возраста и при наличии страхового стажа не менее 15 лет до 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года, страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, будет постоянно увеличиваться и до 1 января 2028 года достигнет 35 лет.

Украинцу, который достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может выплачиваться временное пособие. На сегодняшний день существует механизм выплаты такого пособия в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

Для назначения пособия нужно подать органу социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства или месту фактического проживания следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • информацию об адресе зарегистрированного места жительства (адрес места фактического проживания)
  • документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
  • справку об имеющемся страховом стаже, выданную органами Пенсионного фонда Украины;
  • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособий;
  • копию решения о назначении опекуна (для лица, признанного недееспособным).

Информация о составе семьи лица, обратившегося за назначением пособий, отмечается в декларации о доходах и имущественном состоянии.

Временная помощь не назначается в случае, если:

  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев превышает 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • лицо получает пенсию или государственную социальную помощь, которая назначается в соответствии с Законами Украины “О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам” или “О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью”;
  • лицо или члены его семьи в течение 12 месяцев перед обращением за предоставлением временной помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, другого транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатили услуги (единоразово) по строительству , ремонту квартиры (дома) или автомобиля, другого транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. гривен;
  • лицо работает, ведет другую деятельность, связанную с получением дохода;
  • по результатам выборочного обследования материально-бытовых условий семьи обнаружено, что лицо имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача внаем или в аренду жилого помещения (дома) или его части, один или несколько членов семьи работают без оформления трудовых отношений в установленном порядке; возможность получения дохода от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовых машин, микроавтобусов и т.п.);
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. метр на одного члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля, другого транспортного средства.

При наличии обстоятельств, перечисленных в четвертом – шестом пункте, временная помощь может быть назначена органом социальной защиты населения на основании решений образованных ими комиссий, если в составе семьи есть человек с инвалидностью.

Кому не положено

В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

  • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
  • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
  • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи.

Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

Выплату временной денежной помощи также могут отменить:

  • если были скрыты сведения или намеренно предоставлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии – с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты;
  • в случае трудоустройства или занятия предпринимательской деятельностью – с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем;
  • при выезде на постоянное место жительства за границу – с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда;
  • в связи со смертью получателя помощи – с месяца, следующего за тем, в котором человек умер;
  • по факту оформления пенсии – с даты ее назначения.




В товремя, как у части пенсионеров могут забрать пенсию в 2021, с 1 декабря повысился прожиточный минимум. Для детей в возрасте до 6 лет он вырос с 1859 грн до 1 921 грн; для детей от 6 до 18 лет – с 2318 грн до 2 395 грн; для трудоспособных граждан – с 2197 грн до 2 270 грн; для лиц, утративших трудоспособность – с 1712 грн до 1 769 грн.

Как пишет АиФ, для пенсионеров интересно последнее – прибавка для тех, кто утратил трудоспособность. Вместе с увеличением прожиточного минимума для этой категории граждан растут и некоторые пенсии. В частности, минимальная увеличивается на 57 грн, а максимальная, для отдельной небольшой группы привилегированных пенсионеров, чья пенсия равна 10 прожиточным минимумам, - на 570 грн. К слову, эти спецпенсии с интересно продуманной схемой роста перестали начислять с 2016 года. Однако тех, кому дали такие пособия, лишать их не будут.

Ежемесячная прибавка за каждый год страхового стажа сверх нормы (у женщин норма - 30 лет, у мужчин - 35), тоже немного подросла: с 17,1 грн до 17,6 грн. Одинокие пенсионеры старше 80 лет получают по 500 грн в качестве добавки к пенсии, а тем из них, кому нужен уход, - дополнительно выдают еще чуть больше 700 грн/мес. Ожидается небольшая надбавка к пенсии и пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Прожиточный минимум останется на таком же уровне еще в течение 6 месяцев 2021 года. Соответственно, все пенсионные выплаты будут на том же уровне. В новом году его планируют увеличивать дважды, с теми же перерасчетами пенсий, о которых мы уже писали. Первый раз его увеличат 1 июля 2021 года, второй – 1 декабря.

Как вариант, о котором говорят чиновники, но, похоже, и сами не верят, что это реально – в следующем году прожиточный минимум могут увеличить до реального размера – до 3328 грн. Тогда, соответственно, вырастут и некоторые пенсии и пособия. Но, учитывая финансовое положение страны, это вряд ли выполнимо.

Изменения в новом году еще могут коснуться пенсионеров старше 65 лет с полным стажем (для женщин – 30 лет, для мужчин - 35 лет) и получающих пенсию не меньше 40% минимальной зарплаты - 2000 грн. Если с 1 января минимальная зарплата вырастет с 5000 грн до 6000 грн, то эти пенсии вырастут до 2400 грн. Пособия пенсионеров с большим стажем и большей зарплатой пересчитывать не будут. Правда, запланированное повышение минимальной зарплаты – пока под вопросом, и не исключено, что его отложат до конца 2021-го. Это станет известно, только когда будет принят госбюджет страны на 2021 год.

Еще один перерасчет 1 марта планируется в рамках ежегодной индексации. Высчитывается так: 50% роста зарплат в стране за предыдущий год и плюс уровень инфляции. По предварительным расчетам, индексация пенсий составит 11%.

Украинские пенсионеры неоднократно задаются вопросом: если мы во всем хотим быть, как Европа, когда же нам ждать европейских пенсий?

"Стоит ли ожидать, что пенсия сразу будет европейского уровня? – риторически спросил президент страны Владимир Зеленский во время посещения Львовской обл. - Я думаю, что ожидать этого не надо. Но в следующем бюджетном году она будет увеличена, и все равно, в любом случае, через несколько лет мы выйдем на нормальный человеческий уровень социалки".

По его словам, поставлена задача повышения зарплат ученым и учителям, медикам и, насколько это возможно, - рост пенсионных пособий.

"Пока, надо признать, экономика слабая, - сказал В. Зеленский, отвечая на вопросы СМИ. - Предпринимателей, которые вышли из тени, – мало, но выйдут. Мы же не просто так идем к электронному государству. А когда мы полностью отойдем от бумажных справок, от чиновника, будет меньше коррупции, и все будут платить налоги. Будет и социалка, и будет она равномерно расти в сравнении с количеством бизнеса и налогов".

А вот премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, выступая с лекцией во Львовской политехнике, что уже через 15 лет Украина вообще не сможет выплачивать пенсии.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом, - объяснил он. –Украина, как часть старой Европы, не воспроизводит свое население. Это - обычная математика и экономическая демография".

Поэтому, подчеркнул премьер, необходимо вводить накопительную пенсионную систему в дополнение к существующей солидарной. Иного выхода нет. Каждый должен подумать о своей пенсии с молодого возраста. Правда, этот новый вид пенсионных накоплений коснется только тех, кому не больше 35 лет, иначе себе на пенсию не успеешь насобирать.

В Минсоцполитики говорят, что, по данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с ускоренными темпами сокращения населения. Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться.


Инфографика. Фото: АиФ в Украине

Вопрос о введении накопительной пенсионной системы у нас зреет давно, с самого начала реформирования действующей системы пенсионного обеспечения. Но сначала, в 2011 году, приняли решение о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет с постепенным ежегодным увеличением его на шесть месяцев. Это то, что уже практически стало фактом – пенсионный возраст женщин и мужчин в 2021-м уравняется до 60 лет. А дальше, с 2013 года, планировалось введение накопительной пенсионной системы. Но тогда этот шаг отложили. Вернулись к пенсионной реформе только в 2017-м. И сразу начали вводить ее первый уровень, который подразумевает усовершенствование солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этом плане сделано многое: отменены спецпенсии, повышены минимальные пенсии, внедрена ежегодная индексация и ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет.

Второй уровень – введение накопительной системы пенсионного обеспечения. На пороге этого этапа мы находимся уже во второй раз. Откладывание его только усугубляет ситуацию, поскольку новая система коснется лишь украинцев в возрасте до 35 лет, и для накопления хорошей пенсии понадобятся многие годы. Поэтому еще достаточно долго после введения новой системы она будет сосуществовать параллельно с ныне действующей, солидарной. Которая, к слову, уже трещит по швам, и более-менее приличную пенсию заработать становится все сложнее.

"Введение накопительной системы необходимо, - утверждает министр соцполитики Марина ЛАЗЕБНАЯ. - Сегодня у нас падает коэффициент замещения. Он был 57%, сейчас - 29%, а в дальнейшем будет меньше 20%. То есть, в недалеком будущем человек, имея зарплату 10 тыс. гривен, получит солидарную пенсию на уровне не больше 2 тыс. гривен. Это мы все должны осознавать и честно об этом говорить".

Как еще можно изменить ситуацию? По мнению министра, повышать налоги, единый социальный взнос, забирать ресурс на выплату пенсий из других социальных расходов - не выход. Предлагают еще выводить из тени экономику и возвращать заробитчан. Все это нужно делать. Но реалии таковы, что государство и так этим больше 20 лет занимается, а эффект - небольшой.

"Если мы посмотрим на опыт других стран, то они создавали стимулы, при которых выгодно показывать всю свою заработную плату, это пенсионные накопления и медицинское страхование, - говорит М. Лазебная. – Поэтому, мы уверены, что необходимо до конца этого года принимать законопроект, который введет обязательные пенсионные накопления, чтобы в следующем году можно было подготовиться технически, а с 1 января 2022 начать вкладывать взносы (запустить накопительную систему. – Ред.)".

По словам министра, ни один из уровней пенсионной системы сам по себе не даст людям достойную жизнь в пожилом возрасте. Поэтому важно, чтобы введение второго уровня помогало укреплению других возможностей пенсионной системы – все того же ныне существующего солидарного и добровольных накоплений. Для этого правила работы должны быть одинаковы для добровольного и обязательного накопления, должна стимулироваться конкуренция, не должно быть монополий. Тогда человек сделает сознательный выбор, понимая, что пенсионные накопления – его собственность, которой он сам управляет.

Правда, министр упустила тот момент, что сами работники и сейчас не против того, чтобы их зарплата была чистой и светилась на все 100%. Не они создают теневые схемы, а их ставят в такие условия. Поэтому заинтересованность должна быть прежде всего - у работодателей. Возможно, она – в снижении налоговой нагрузки.

"Вопрос о введении накопительной пенсионной системы зреет давно, но его откладывали уже не один раз. Ведь на пути введения накопительных пенсий встает очень сложная проблема: как сделать так, чтобы деньги, которые люди будут откладывать себе на старость, не обесценились лет через 30, когда придет время получать пенсии, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Пока что эта задача у нас не решена. На мой взгляд, ее решение - в том, чтобы принять соответствующие законы, которые позволяли бы 50% поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%. Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем".

Заслуженный отдых за свой счет

Еще одно из пенсионных нововведений будет в том, что в 2021 году завершается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин. С 1 апреля этого года он уже составляет 59 лет и 6 месяцев, а с 1 апреля 2021-го - 60 лет. При этом, скрытое повышение пенсионного возраста, как для женщин, так и для мужчин, - продолжается.


В чем его секрет? Начиная с этого года, уйти на заслуженный отдых в 60 лет смогут только те, у кого страховой стаж составляет не меньше 27 лет. Те, у кого стаж от 17 до 27 лет, на пенсию смогут выйти не раньше 63 лет, а при стаже от 15 до 17 лет - не раньше 65 лет. И с каждым последующим годом требования к необходимому страховому стажу будут увеличиваться на один год – вплоть до 35 лет в 2028 году. Тем, у кого к своему 65-летию не будет даже 15-летнего стажа, дадут социальную пенсию, точнее – социальное пособие. И претендовать на него смогут не все, а только те, кто действительно нуждается в помощи государства. Ко всем, кто будет претендовать на получение соцпособия, будут применять процедуру верификации и финмониторинга. Тем, кому помогают родственники, кто с помощью каких-то источников неплохо материально обеспечен, вряд ли светит еще и помощь от государства. Поэтому с каждым годом тех, кто получает пенсии, будет оставаться у нас все меньше.

"Все продумано. При таких требованиях к стажу не надо и пенсионный возраст увеличивать, он и так будет расти, - говорит А. Охрименко. - Ведь сейчас многие работают нелегально, есть люди, которые и в 40 лет вообще не имеют трудовых книжек, о каком стаже в их случае можно говорить? Поэтому повышение пенсионного возраста уже идет и будет идти, но скрыто. То есть, не будут говорить, что мы повышаем пенсионный возраст, а просто будут требовать стаж. С каждым годом будет все больше тех, у кого требуемого стажа нет, поскольку люди у нас массово официально не трудоустроены".

Читайте также: