Кто получает пенсию в миллион рублей

Каждый из нас рано или поздно выйдет на пенсию. Кто-то уже через 20 лет, а кто-то — через 40. В этой статье мы расскажем, что сделать уже сейчас, чтобы на пенсии получать 1 000 000 рублей пассивного дохода.

Но сперва давайте поразмышляем о том, какой может быть ваша пенсия. А потом дадим шаблон для ее расчета в цифрах.

Пенсия, которую все хотят

На пенсии все себя представляют счастливым старичком, который нянчится с внуками и даже с правнуками, рассказывает смешные байки, ходит на разные кружки по интересам, общается с такими же бодрыми старичками и путешествует по миру в дорогих круизах.

Пенсия, которая реально будет

А теперь давайте взглянем на среднюю ситуацию по стране. Как живут пенсионеры в России?

По статистике, средняя пенсия составляет 13 300 рублей в месяц. На Дальнем Востоке и регионах крайнего севера пенсия побольше — 18 166 рублей в месяц. Кто-то всю карьеру служит в армии — при очень хороших раскладах такой пенсионер будет получать 60 000 рублей в месяц.

И вот, что мы имеем. Даже если ваша пенсия будет выше среднего, то она составит тысяч 20. 20 000 рублей на то, чтобы нормально питаться, одеваться, отдыхать, путешествовать, дарить подарки детям и внукам. Конечно, прожить на эти деньги можно — нынешние пенсионеры живут ведь, значит, и вы подстроитесь. Но это явно не пенсия мечты.

Возможно, ко времени вашей пенсии государство сможет достойно содержать пожилых людей. Возможно, вас будут содержать дети. Возможно… Да много чего еще возможно. Но вероятность того, что все само по себе сложится удачно, невысокая.

Гораздо надежнее положиться на себя самого и уже сейчас начать работать на то, чтобы к пенсии у вас был пассивный доход, который позволит вести полноценную и яркую жизнь.

Магия сложного процента

Если вы положите 1 млн рублей на банковский депозит под 7% годовых, то через год у вас будет 1 070 000 рублей. 70 000 рублей пассивного дохода в год — сумма несущественная. Другое дело, если пассивный доход год за годом оставлять на депозите.
Тогда через 10 лет пассивный доход составит 128 692 рублей в год, через 20 лет — 253 157 рублей, а через 30 лет — 497998 рублей.

Обращаем внимание: вы просто положили миллион на депозит и ничего с ним не делали. За 30 лет этот миллион превратился в 7 миллионов, которые каждый год генерируют почти 500 000 рублей сверху.

Это называется сложным процентом — когда проценты начисляются на деньги, полученные с процентов.

Положить деньги на депозит и оставить их там — самый простой вариант. Капитал также можно регулярно пополнять, а также заставлять его работать под больший процент.

Давайте разберем разные ситуации на примере Виталия. Виталию 25 лет, он предприниматель и выводит на себя из бизнеса 100 000 рублей в месяц. Наш герой планирует выйти на пенсию в 65 лет. У него есть 40 лет, чтобы обеспечить себе кайфовую старость. Вот, что он может сделать.

Положить деньги на пополняемый депозит

Давайте предположим, что все 40 лет Виталий откладывает 500 рублей в день на депозит под 7% годовых. Проценты оставляет на депозите. Вот, как будет увеличиваться собственный капитал Виталия.

К пенсии у Виталия есть 36 миллионов рублей, которые каждый месяц дают 196 000 рублей пассивного дохода. При этом, своих денег он вложил только 7 200 000 рублей. Остальное — доход с процентов.

На пенсии Виталий фиксирует эти 36 миллионов и забирает себе только пассивный доход — 195 884 рубля в месяц. Это будет его пенсия.

Стать консервативным инвестором

Депозиты — это базовый инструмент для инвестирования, но не единственный. Виталий может инвестировать в гособлигации, акции надежных компаний и другие низкорисковые активы.

Допустим, Виталий научился стабильно инвестировать под 12% годовых. Размер вклада не изменился — все те же 500 рублей в день.

При таком раскладе пенсия Виталия составит 1 247 241 рублей в месяц. Эти деньги даже пенсией называть неловко.

Стать высокодоходным инвестором

Представим, что Виталий инвестирует под 20% годовых. Это сложно и уже больше похоже на работу, чем на пассивный доход. Но нам ведь никто не мешает помечтать.

Итак, 500 рублей в день, 20% годовых, 40 лет.

Ежемесячная пенсия 65-летнего Виталия — почти 19 млн рублей. Занавес.

Рассчитайте свой доход в старости

Сделайте копию таблицы и введите свои данные, чтобы спрогнозировать свою пенсию.

«А если. »

Наши расчеты в этой статье условны и нужны, чтобы показать: обеспеченная старость — это реально и не так уж сложно.

Мы понимаем, что в наших прогнозах мы не учитываем очень много вещей. Например, инфляцию. 500 рублей в день сейчас и 500 рублей в день через 15 лет — разные деньги. И 20 миллионов рублей капитала сейчас — это не то же самое, что 20 миллионов через 40 лет.

Но никто не мешает подстраивать под инфляцию с годами. Деньги обесцениваются, но и у вас их становится больше. Появляется возможность откладывать не 500, а 550 рублей — здорово, откладывайте. Так вы идете как минимум вровень с инфляцией.

А еще может случиться экономический кризис, девальвация, дефолт, революция, приход к власти Жириновского, нашествие инопланетян. Действительно, ваши накопления могут сгореть. Сгорели же у всех в 1993 году.

Случиться может все, что угодно. Но это не оправдание тому, чтобы жить сегодняшним днем и не думать о будущем. В конце концов, сохранность сбережений — в ваших руках. Следите за экономической ситуацией, диверсифицируйте накопления, подстраивайтесь под текущие реалии. В отличие от государственных пенсионных накоплений, которые лежат где-то в ПФР, вы полностью контролируете свой капитал.

Начните формировать пассивный доход прямо сейчас

Мы сделали курс «Денежки». Он о том, как взять под контроль свои финансы, сформировать подушку безопасности, вести личный финансовый план и встать на путь финансовой независимости. Это — база, без которой от инвестиций не будет толка.

P. S. Заметили закономерность? Первые 10 лет капитал идет вверх тяжеловато. Даже инвестируя под 20% годовых, за 10 лет Виталий накопил меньше 5 млн рублей. Зато потом капитал растет, как на дрожжах.



Депутаты предлагают повысить уровень годового дохода для тех, кто не будет получать пенсию, с 1 млн рублей до 1,5 млн рублей, а также учитывать кредиты и ипотеки.

В Кремле и Государственной Думе неоднозначно воприняли решение правительства относительно заморозки пенсий для работающих пенсионеров, которые получают в год миллион рублей, назвав экономический эффект от данной меры “смешным”. Напомним, что 18 февраля по итогам совещания по социальным вопросам у премьер-министра Дмитрия Медведева министр по труду Максим Топилин сообщил, что между Минтруда, Минэкономразвития и Минфином достигнуто соглашение по возможному ограничению выплаты пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом свыше 1 млн. рублей (83 тыс. рублей в месяц). Данный вариант был поддержан правительством и как сообщили «Известиям» в Минтруде в данный момент началась работа над соответствующим документом.

По рассчетам чиновников данная мера затронет лишь 220 тысяч человек, что приблизительно составляет 1,5% от числа работающих пенсионеров (количество работающих около 14 млн). В случае одобрения документа, новое правило вступит в силу с 2016, либо 2017 года.

Интересно, что анализировать заработные платы работающих пенсионеров представители Минтруда планируют так называемым «скользящим итогом». Как рассказал «Известиям» источник из ведомства Максима Топилина, отслеживать динамику дохода будут по состоянию отчета, например, за период с января по январь.

- Берем январь текущего года, все месяцы предыдущего и смотрим в целом заработал ли человек миллион за этот период или нет. Данная отчетность поступает в конце февраля, по итогам будет решение – платить ли человеку пенсию в марте, либо нет. Если человек за этот период заработал миллион, то на основании решения в следующем месяце ему прекращают выплату на месяц. И так со следующим месяцами – с февраля по февраль и так далее, - поясняет собеседник «Известий». – Доходы в течение года распределены неравномерно, есть квартальные выплаты и какие-то годовые выплаты. Поэтому это не нарастающим итогом идет. Если у него январь-к январю нет миллиона, то они ему будут выплачивать деньги.

Выступая перед председателем правительства, глава Минтруда подчеркивал, что предложение было поддержано и представителями Госдумы и Совета Федерации. Однако в самих кулуарах нижний палаты парламента говорят о необходимости доработки документа с широким привлечением экспертного сообщества. Первым пунктом - может сузиться круг людей, которым "заморозят" выплаты. Например, только тем, кто получает свыше 1,5 млн рублей.

По убеждению депутатов, предложение от Минтруда звучит "более менее рациональным", поскольку Министерство финансов предлагало найти резервные средства за счет малообеспеченной части россиян – ограничить выплату пенсий тем работающим пенсионерам, которые имеют в месяц два прожиточных минимума, а это, к слову, всего лишь 18 тысяч рублей.

В Кремле же пока не определились со своей позицией относительно заморозки пенсий для так называемых вип-пенсионеров.

Вице-спикер Госдумы по социальным вопросам Андрей Исаев сообщил, что обсудить такую «сравнительно мягкую антикризисную меру» представители парламента могут, отметив, что потребуются дополнительные расчеты с пониманием того, какие категории граждан будут затронуты, а также с четким обозначением суммы ежегодного дохода. По словам Исаева, идея не «урезать» бедный и средний класс населения, но немножко «урезать» богатую прослойку, не лишая их пенсий, а откладывая на будущее – неплохая идея.

- В случае реализации такой меры она затронет еще меньшее количество народа, чем 220 тысяч человек. Потому что те кто получают в обрез под 84 тысячи рублей в месяц смогут договориться с работодателями и «отъедут» к 83-82 тысячам рублей, чтобы сохранить пенсию. Речь идет о тех, кто заведомо зарабатывает больше миллиона и кому невыгодно будет отъезжать по заработной плате. Важно, что если такая мера будет принята – а она лучше, чем повышение пенсионного возраста или отмена льготного стажа педагогам и врачам – то в таком случае мы будем настаивать на том, чтобы в отношении этих людей эти средства накапливались и привели к увеличению их пенсии в будущем, - говорит он, добавив, что если человек проработает лишних 5 лет, не получая пенсии, то она у него вырастет в 1,5 раза при выходе на пенсию.

Исаев отметил, что по замыслу Минтруда, механизмы заморозки пенсий будут действовать таким образом – как только по данным ведомства зарплата гражданина достигла миллиона рублей в течение года, то выплаты пенсий приостанавливаются, а средства начинают зачисляться на страховой счет данного человека. Если зарплата уменьшается, то, соответственно, возвращается выплата пенсий.

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель «Союза пенсионеров России» Валерий Рязанский пояснил действие правительства тем, что чиновники стараются уменьшить расходные обязательства в период кризиса, путем поиска лежащих на поверхности резервов в социальной сфере. Сенатор также считает, что данная мера не принесет особого экономического эффекта, однако, возможно станет импульсом для людей с достойной зарплатой, не особо нуждающихся в пенсиях, не претендовать на государственные выплаты, пока они сами работают.

- Сейчас существует законодательная форма при которой работающий пенсионер может отложить получение пенсии и уйти на нее позднее. Обязательство Пенсионной системы перед ним сохраняется, но при реальном выходе на пенсию он будет получать в 1,5-1,6 раза больше, - говорит он. – Новшество о котором говорят чиновники правительства коснется только 1,5 % россиян от числа работающих пенсионеров, от числа всех пенсионеров 0,5%.

По словам экспертов, если данная мера будет принята в первоначальном варианте, то она в первую очередь «ударит» по представителям парламентского корпуса, правительства, сотрудникам администрации президента и руководителям крупных госкомпаний и госкорпораций.

Так, в правительстве пенсионного возраста достигли – замруководители аппарата правительства Игорь Боровков и Нелли Найговзина, руководитель секретариата премьер-министра Михаил Тринога.

В администрации президента лишиться пенсий могут – руководитель АП Сергей Иванов, помощники президента Игорь Левитин, Юрий Ушаков, Андрей Фурсенко, советники президента – Александр Бедрицкий, Сергей Григоров и Александра Левицкая. Кроме того, в пенсионном возрасте находятся и глава СПЧ Михаил Федотов, советник президента Вениамин Яковлев, полпред президента в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев, полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин, полпред президента в Сибирском федеральном округе Николай Рогожкин, а также полпред в Южном федеральном округе Владимир Устинов.

Представители общественности также крайне неоднозначно восприняли градацию работающих пенсионеров.

- Если слушания будут инициированы кем-то из Общественной палаты или нашим экспертным аналитическим центром, то мы их проведем и выскажем свою точку зрения. Я предполагаю, что она будет не очень позитивная, потому что деление пенсионеров на состоятельных и не состоятельных, наверное, не самая правильная позиция, - пояснил секретарь Общественной пfлаты Александр Бречалов.

Правда ли ,что 90 летним пенсионерам положена выплата в размере 1 000 000 рублей? есть ли такой закон

Ответы юристов ( 2 )


Здравствуйте! Маловероятно, что такие выплаты чем-то предусмотрены. Изменение размера пенсии регулируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

2. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

3. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 рублей в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

4. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи — 3 416 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи — 4 270 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи — 5 124 рублей в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

5. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи — 5 978 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи — 6 832 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи — 7 686 рублей в месяц.
6. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

7. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

8. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 7 686 рублей в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

9. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи — 5 124 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи — 6 405 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи — 7 686 рублей в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

10. Лицам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи — 8 967 рублей в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи — 10 248 рублей в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи — 11 529 рублей в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

11. Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

12. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 6 661 рубля 20 копеек в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

13. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи — 4 440 рублей 80 копеек в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи — 5 551 рубля в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи — 6 661 рубля 20 копеек в месяц.
КонсультантПлюс: примечание.
Коэффициенты индексации страховой части трудовой пенсии см. в Справочной информации.

14. Лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:
1) при наличии одного такого члена семьи — 7 771 рубля 40 копеек в месяц;
2) при наличии двух таких членов семьи — 8 881 рубля 60 копеек в месяц;
3) при наличии трех и более таких членов семьи — 9 991 рубля 80 копеек в месяц.
15. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 7 - 14 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства гражданина.
16. Гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункты 2 - 5настоящей статьи) на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи и одновременно на фиксированные базовые размеры страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктами 7 - 14 настоящей статьи, по выбору гражданина производится либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 2- 5 настоящей статьи с применением пункта 6 настоящей статьи, либо установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, предусмотренного пунктами 7 - 14 настоящей статьи.
17. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.
18. Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона), уменьшается на 3 процента за каждый полный год, недостающий до 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин.
19. В страховой стаж, указанный в пункте 17 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, предусмотренные подпунктами 1 (в части периода прохождения военной службы по призыву), 3 и 6 - 8 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11настоящего Федерального закона.
В страховой стаж, указанный в пункте 18 настоящей статьи, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона.
20. Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, при установлении в соответствии с пунктом 4.1 статьи 19 настоящего Федерального закона данному лицу страховой части трудовой пенсии по старости по достижении возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и имеющего не менее 5 лет страхового стажа, а также размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не могут быть менее размера трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им была прекращена выплата указанной трудовой пенсии по инвалидности.
21. При назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
22. При перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). При перерасчете или корректировке доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 17.1 и пунктами 4 и 5 статьи 17.2настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения доли страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
23. Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости, но не менее общей суммы гарантируемых средств в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». В случае установления застрахованному лицу срочной пенсионной выплаты, предусмотренной Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», средства пенсионных накоплений, исходя из которых рассчитан размер этой выплаты, не учитываются в составе пенсионных накоплений, исходя из которых определяется размер накопительной части трудовой пенсии по старости этому застрахованному лицу;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии, определяемого федеральным законом (пункт 4 статьи 32 настоящего Федерального закона).
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23.1. При назначении накопительной части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи), сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем со дня приобретения права на назначение накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
(п. 23.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

23.2. При корректировке накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 8 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 23.1 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
(п. 23.2 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

24. В случае установления трудовой пенсии по старости, в состав которой входят страховая часть и (или) накопительная часть указанной пенсии, средства, отраженные в общей части индивидуального лицевого счета и (или) специальной части индивидуального лицевого счета и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете и корректировке соответствующей части трудовой пенсии по старости (доли страховой части трудовой пенсии по старости) по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 5, 8 и 9 статьи 17, пунктами 4 и 5 статьи 17.1пунктами 4 и 5 статьи 17.2 настоящего Федерального закона, и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной пунктом 11 статьи 30 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

25. Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П — размер трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости (пункты 1 - 22 настоящей статьи);
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости (пункт 23 настоящей статьи).

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

Единообразия, опять же, никакого: даже внутри одной категории, например военных и силовиков, нюансы расчетов приводят к тому, что один и тот же чин в армии и в спецслужбах получает разные пенсии, по размеру отличающиеся в разы.

По случаю и за заслуги
Цифра
Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил
Досье
Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Гражданские госслужащие 2173

Лица, замещающие госдолжности 758

Нацгвардия около 400

Работники горячих цехов и с вредными условиями труда 1800

Работающие в тяжелых условиях труда 2800

Могущие претендовать на пенсионные льготы по социальным мотивам (женщины, родившие 5 и более детей, женщины, воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению 1-й группы и т.д.) 1340

Работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним 2900

Педагогические, медицинские и творческие работники 1775

Итого льготников, «досрочников» и спецкатегорий 16 724

Источник: Росстат, militaryarms.ru, pravda.ru, данные Минтруда

Не удивительно, что армия желающих поработать на государство в последние годы растет — привлекают размеры не только зарплат, но и пенсий, поскольку заметно выросли и те, и другие. Гражданские госслужащие, пояснил «Огоньку» директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимир Южаков, давно ратовали за повышение своего пенсионного возраста и относительно недавно обрели желаемое: теперь оставаться на госслужбе можно до 65 лет, а в особых случаях — до 70 лет.

Социальные пенсии вообще поражают разнообразием цифр. Если средний размер социальной пенсии составил в прошлом году 8,8 тысячи рублей, то пенсия участнику ВОВ — 34,3 тысячи, а с дополнительной ежемесячной помощью — 40,3 тысячи рублей. Так называемых федеральных льготников (в эту категорию попадают инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои СССР, России и Соцтруда и т.д.) ни много ни мало — 15,4 млн человек, и по каждому своя методика расчета пособия. А еще 3,9 млн ежемесячно получали социальную доплату к пенсии по 1900 рублей, чтобы уровень последней поднялся до прожиточного минимума пенсионера (в прошлом году таковой был равен 8540 рублей), то есть почти 4 млн россиян получали пенсию размером чуть больше 6,5 тысячи рублей в месяц.

Один на оба ваших дома

Управиться с таким разливом проще, чем разобраться с начислением пенсий

Возможно ли повышение размера страховых пенсий? Хотя бы до 40 процентов от утраченного заработка? Авторы нынешней реформы утверждают, что да, это, мол, и является одной из целей повышения пенсионного возраста. А вот по словам проректора по развитию Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, они лукавят: искомая цифра 40 процентов будет доступна только для зарплат в 62 500 рублей и ниже (до 780 тысяч в год). Более высокие оклады сулят их получателям куда меньший, чем 40, процент для пенсии. Это позволяет балансировать системе страховых пенсий, ведь страховые взносы по-прежнему перераспределяются между получателями страховых пенсий. В противном случае россиянин, зарабатывающий меньше МРОТ, смог бы накопить себе на пособие по старости только через 128 лет.

Но еще важнее ответ на вопрос: откуда взять денег на выплату всего многообразия существующих пенсий и социальных пособий? Сторонники повышения пенсионного возраста упирают на то, что число пенсионеров растет, количество трудового населения уменьшается, а из федерального бюджета приходится выделять все больше средств в ПФР. Что ж, на первый взгляд все верно — и с демографией проблемы, и цифры бюджетных трансфертов в ПФР растут. Но дьявол, как известно, в деталях.

Например, трансфертов два. Первый — средства, направляемые на исполнение государством его социальных обязательств (например, соцпенсий или материнского капитала) и на выплату «пенсий по гособеспечению». Второй — деньги, идущие на выплату страховых пенсий. Вот второе и есть та самая дыра в бюджете ПФР, на закрытие которой и направлена в том числе нынешняя реформа. Но парадокс: дыра-то, оказывается, не растет, а, если верить статистике, даже затягивается в силу того, что растут поступления от уплаты россиянами страховых взносов. В прошлом году, если полагаться на слова статс-секретаря — замминистра труда и социальной защиты Андрея Пудова, таковых удалось собрать почти на 4,5 трлн рублей. В правительстве это знают, поэтому и трансферт из бюджета на выплату страховых пенсий закрепили в размере 1 трлн рублей сразу на ближайшие три года — перспектива ведь понятна. А одна из причин, по которой ПФР не удается собрать всю нужную сумму страховых взносов, заключается в немалом числе льготников «по отраслям», которые платят уменьшенные страховые взносы или же не платят вовсе. Иными словами, государство само сократило приток средств в ПФР и теперь вынуждено за это расплачиваться.

Между тем рост бюджетных трат и без того неизбежен — увеличиваются соцобязательства самого государства и пенсии госслужащим. Намного? Примерно по 100–200 млрд рублей в год: в 2017-м — 3,7 трлн рублей, в 2019 году ожидается, что эта цифра превысит 4 трлн рублей. Можно ли сократить этот рост? Можно, но уж точно не путем повышения пенсионного возраста, а за счет сокращения штата госслужащих, размеров их пенсий и уменьшения соцобязательств государства. На что власть вряд ли пойдет.

В контексте сказанного разнобой в финансировании пенсий показателен — и тут два разных мира. Страховые пенсии финансируются прежде всего за счет оплаты страховых взносов в 22 процента от зарплаты, а недостающее, равно как и средства на выплату пенсий госслужащим и социальных пенсий, дает федеральный бюджет. Но откуда он берет деньги? В прошлом году свыше 60 процентов бюджетных доходов составили нефтегазовые, то есть в первую очередь налоги с граждан и бизнеса.

Получается, что прямо или косвенно, а пенсии всех типов и видов финансируют бюджетники, работники коммерческого сектора и бизнес. Занятный штрих: как пояснил «Огоньку» Александр Сафонов, государство, по сути, перекладывает из одного кармана в другой, выплачивая из бюджета зарплаты госслужащим и собирая с них потом налоги и выплаты для последующего возврата им же в виде тех же зарплат и пенсий. Замкнутый круг. К тому же, по его словам, власть по-прежнему не проронила ни слова о том, как намеревается уменьшить теневую занятость. «В тени» же сегодня находится порядка 20 млн россиян — их страховых взносов хватило бы на обнуление трансфертов в ПФР. Но вывод бизнеса и граждан «из тени» требует масштабной реформы и единого подхода. А с последним, судя по множественности пенсионных миров,— проблема.

Читайте также: