Минфин предложил платить фиксированную выплату к пенсии из бюджета

Минфин предлагает перевести финансирование фиксированной выплаты к пенсии на федеральный бюджет, рассказали «Ведомостям» пять федеральных чиновников. Это поможет сохранить пенсионные права граждан при снижении ставки страховых взносов с 30 до 22% (часть налогового маневра, вторая часть – повышение НДС до 22%), убежден чиновник финансово-экономического блока.

Маневр бьет по финансированию Пенсионного фонда (ПФР), а главное – сокращает пенсионные права граждан, так как основная часть снижения ставки приходится именно на пенсионный взнос. Поэтому против маневра выступает социальный блок правительства. Сейчас взнос в ПФР составляет 22%, из которых 16 процентных пунктов учитываются в будущих пенсионных правах граждан, а 6 п. п. идут на фиксированную выплату.

Пенсионный фонд рассказал, что ждет россиян в 2017 году

Перевод фиксированной выплаты на попечение бюджета не нарушит страховых принципов, поскольку она не имеет страховой природы, считает чиновник финансово-экономического блока. Зато это позволит чисто математически сократить бюджетный трансферт в ПФР: из-за маневра он возрастает в 1,6 раза, а если фиксированная выплата не относится к страховой пенсии, то и в трансферте на пенсионные выплаты она не должна учитываться.

Сейчас за счет собранных взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще треть добавляет федеральный бюджет. Эту пропорцию почти не изменило замораживание накопительных взносов, давшее дополнительно около 0,5 трлн руб. на выплату пенсий. По закону о бюджете ПФР на 2017 г. взносов будет собрано 4,3 трлн руб., а на выплату страховых пенсий требуется 6,4 трлн руб., остальные 2,1 трлн – бюджетный трансферт (см. врез на стр. 04). Маневр «22 на 22» приводит к увеличению трансферта еще на 1,4 трлн руб., подсчитали в Минфине. Но если финансирование фиксированной выплаты перевести на бюджет и не учитывать как часть страховой пенсии, трансферт сократится на 2,3 трлн руб. до 1,2 трлн.

Повышение пенсионного возраста, дальнейшее ужесточение условий досрочных пенсий и другие меры сократят его до 600 млрд руб., говорит эксперт, знакомый с расчетами. Так что при снижении взноса в ПФР трансферт не только не растет, а еще и снижается более чем втрое. А для пенсионеров ничего не изменится, уверяет федеральный чиновник: как получали, так и будут получать.

Правительство еще не утвердило параметры маневра, могут быть другие ставки, говорил министр финансов Антон Силуанов. Однако сам маневр вошел в план действий правительства на 2017–2025 гг., который премьер-министр Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину в минувшую пятницу. Параметры маневра и новые предложения Минфина будут обсуждаться в понедельник на совещании у Медведева, знают два федеральных чиновника. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова отказалась комментировать график начальника.

Структура дефицита ПФР

Бюджетный трансферт в 2,1 трлн руб. (2017 г.) состоит из: компенсации выпадающих доходов ПФР из-за льгот для ряда отраслей по ставке пенсионного взноса – 0,4 трлн руб.; валоризации, являющейся частью страховой пенсии, – 0,7 трлн руб.; еще около 1 трлн руб. покрывают нехватку средств на выплату досрочных пенсий, индексацию пенсионного коэффициента и повышение фиксированной выплаты, а также компенсируют начисленные, но не уплаченные работодателями взносы.

При переводе базовой части в бюджет ничто не мешает сделать из нее пособие по бедности и платить только тем, кому оно нужно, или вообще отменить, рассуждает чиновник социального блока. Размер пенсии тогда сократится на треть: фиксированная выплата – 4800 руб. из 13 208,7 руб. средней страховой пенсии (2017 г.). Если перевести финансирование фиксированной выплаты на попечение бюджета, придется ответить на вопрос, а что она такое, указывает руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения МГЮА Юрий Воронин: если это социальная пенсия, то почему ее получают все, имеющие страховой стаж, а если это часть страховой пенсии, то почему трансферт на нее не учитывается. Если эту выплату не учитывать в составе страховой пенсии, то коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней зарплате – сократится, указывает Воронин: «И чем тогда замещать кусок выпавшей пенсии?»

По своей природе базовая часть – это накопленная индексация трудовой пенсии, которая до 2002 г. производилась в форме компенсационных выплат, финансировавшихся из страховых взносов, поэтому базовая часть – это часть страховой пенсии, указывает Воронин. Затем она финансировалась, как и остальная часть пенсии, за счет единого социального налога – до 2010 г., когда вернули страховые взносы. Без страхового стажа базовой части не дают, и ее единственное отличие – фиксированный размер.

Это поможет в торге с социальным блоком за налоговый маневр «22/22»

Минфин предлагает перевести финансирование фиксированной выплаты к пенсии на федеральный бюджет, рассказали «Ведомостям» пять федеральных чиновников. Это поможет сохранить пенсионные права граждан при снижении ставки страховых взносов с 30 до 22% (часть налогового маневра, вторая часть – повышение НДС до 22%), убежден чиновник финансово-экономического блока.

Маневр бьет по финансированию Пенсионного фонда (ПФР), а главное – сокращает пенсионные права граждан, так как основная часть снижения ставки приходится именно на пенсионный взнос. Поэтому против маневра выступает социальный блок правительства. Сейчас взнос в ПФР составляет 22%, из которых 16 процентных пунктов учитываются в будущих пенсионных правах граждан, а 6 п. п. идут на фиксированную выплату.

Перевод фиксированной выплаты на попечение бюджета не нарушит страховых принципов, поскольку она не имеет страховой природы, считает чиновник финансово-экономического блока. Зато это позволит чисто математически сократить бюджетный трансферт в ПФР: из-за маневра он возрастает в 1,6 раза, а если фиксированная выплата не относится к страховой пенсии, то и в трансферте на пенсионные выплаты она не должна учитываться.

Сейчас за счет собранных взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще треть добавляет федеральный бюджет. Эту пропорцию почти не изменило замораживание накопительных взносов, давшее дополнительно около 0,5 трлн руб. на выплату пенсий. По закону о бюджете ПФР на 2017 г. взносов будет собрано 4,3 трлн руб., а на выплату страховых пенсий требуется 6,4 трлн руб., остальные 2,1 трлн – бюджетный трансферт (см. врез на стр. 04). Маневр «22 на 22» приводит к увеличению трансферта еще на 1,4 трлн руб., подсчитали в Минфине. Но если финансирование фиксированной выплаты перевести на бюджет и не учитывать как часть страховой пенсии, трансферт сократится на 2,3 трлн руб. до 1,2 трлн.

Повышение пенсионного возраста, дальнейшее ужесточение условий досрочных пенсий и другие меры сократят его до 600 млрд руб., говорит эксперт, знакомый с расчетами. Так что при снижении взноса в ПФР трансферт не только не растет, а еще и снижается более чем втрое. А для пенсионеров ничего не изменится, уверяет федеральный чиновник: как получали, так и будут получать.

Правительство еще не утвердило параметры маневра, могут быть другие ставки, говорил министр финансов Антон Силуанов. Однако сам маневр вошел в план действий правительства на 2017–2025 гг., который премьер-министр Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину в минувшую пятницу. Параметры маневра и новые предложения Минфина будут обсуждаться в понедельник на совещании у Медведева, знают два федеральных чиновника. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова отказалась комментировать график начальника.

При переводе базовой части в бюджет ничто не мешает сделать из нее пособие по бедности и платить только тем, кому оно нужно, или вообще отменить, рассуждает чиновник социального блока. Размер пенсии тогда сократится на треть: фиксированная выплата – 4800 руб. из 13 208,7 руб. средней страховой пенсии (2017 г.). Если перевести финансирование фиксированной выплаты на попечение бюджета, придется ответить на вопрос, а что она такое, указывает руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения МГЮА Юрий Воронин: если это социальная пенсия, то почему ее получают все, имеющие страховой стаж, а если это часть страховой пенсии, то почему трансферт на нее не учитывается. Если эту выплату не учитывать в составе страховой пенсии, то коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней зарплате – сократится, указывает Воронин: «И чем тогда замещать кусок выпавшей пенсии?»

По своей природе базовая часть – это накопленная индексация трудовой пенсии, которая до 2002 г. производилась в форме компенсационных выплат, финансировавшихся из страховых взносов, поэтому базовая часть – это часть страховой пенсии, указывает Воронин. Затем она финансировалась, как и остальная часть пенсии, за счет единого социального налога – до 2010 г., когда вернули страховые взносы. Без страхового стажа базовой части не дают, и ее единственное отличие – фиксированный размер.

При принятии предложений Минфина пенсионные права граждан однозначно пострадают, потому что базовая часть – часть страховой пенсии – станет, по сути, социальной, к страхованию отношения не имеющей, говорит федеральный чиновник. Дефицит же в пенсионном страховании как был, так и останется, трансферт как был, так и останется, а правовых коллизий возникает масса. Это очередное бессмысленное телодвижение при нулевом финансовом эффекте, заключает он: «О каком понимании людьми пенсионной системы и о каком доверии к ней можно говорить при подобном отношении?» Вся эта история напоминает платье, которое пошили, а теперь придумывают, куда его надеть: то не по погоде, то не по размеру, то не по стилю, сравнивает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.

Основная задача предлагаемого налогового маневра – вывести экономику из тени, утверждает Минфин. За счет снижения нагрузки на труд бюджетная система может получить около 0,5 трлн руб. доходов, подсчитали в министерстве: компании получат стимул обелиться. В начале 2000-х гг. правительство уже снижало ставку платежа в ПФР, чтобы уменьшить долю нелегального сектора, вспоминал министр труда Максим Топилин, но она выросла.

Снижение ставок не обязательно уменьшит долю нелегального сектора, у которого нефискальная природа, согласен чиновник социального блока. Но при этом такой маневр, по сути, приводит к ликвидации страхового принципа пенсионной системы, вздыхает другой чиновник.

Это поможет в торге с социальным блоком за налоговый маневр «22/22»

Минфин предлагает перевести финансирование фиксированной выплаты к пенсии на федеральный бюджет, рассказали «Ведомостям» пять федеральных чиновников. Это поможет сохранить пенсионные права граждан при снижении ставки страховых взносов с 30 до 22% (часть налогового маневра, вторая часть – повышение НДС до 22%), убежден чиновник финансово-экономического блока.

Маневр бьет по финансированию Пенсионного фонда (ПФР), а главное – сокращает пенсионные права граждан, так как основная часть снижения ставки приходится именно на пенсионный взнос. Поэтому против маневра выступает социальный блок правительства. Сейчас взнос в ПФР составляет 22%, из которых 16 процентных пунктов учитываются в будущих пенсионных правах граждан, а 6 п. п. идут на фиксированную выплату.

Перевод фиксированной выплаты на попечение бюджета не нарушит страховых принципов, поскольку она не имеет страховой природы, считает чиновник финансово-экономического блока. Зато это позволит чисто математически сократить бюджетный трансферт в ПФР: из-за маневра он возрастает в 1,6 раза, а если фиксированная выплата не относится к страховой пенсии, то и в трансферте на пенсионные выплаты она не должна учитываться.

Сейчас за счет собранных взносов финансируется только две трети расходов на выплату страховых пенсий, еще треть добавляет федеральный бюджет. Эту пропорцию почти не изменило замораживание накопительных взносов, давшее дополнительно около 0,5 трлн руб. на выплату пенсий. По закону о бюджете ПФР на 2017 г. взносов будет собрано 4,3 трлн руб., а на выплату страховых пенсий требуется 6,4 трлн руб., остальные 2,1 трлн – бюджетный трансферт (см. врез на стр. 04). Маневр «22 на 22» приводит к увеличению трансферта еще на 1,4 трлн руб., подсчитали в Минфине. Но если финансирование фиксированной выплаты перевести на бюджет и не учитывать как часть страховой пенсии, трансферт сократится на 2,3 трлн руб. до 1,2 трлн.

Повышение пенсионного возраста, дальнейшее ужесточение условий досрочных пенсий и другие меры сократят его до 600 млрд руб., говорит эксперт, знакомый с расчетами. Так что при снижении взноса в ПФР трансферт не только не растет, а еще и снижается более чем втрое. А для пенсионеров ничего не изменится, уверяет федеральный чиновник: как получали, так и будут получать.

Правительство еще не утвердило параметры маневра, могут быть другие ставки, говорил министр финансов Антон Силуанов. Однако сам маневр вошел в план действий правительства на 2017–2025 гг., который премьер-министр Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину в минувшую пятницу. Параметры маневра и новые предложения Минфина будут обсуждаться в понедельник на совещании у Медведева, знают два федеральных чиновника. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова отказалась комментировать график начальника.

При переводе базовой части в бюджет ничто не мешает сделать из нее пособие по бедности и платить только тем, кому оно нужно, или вообще отменить, рассуждает чиновник социального блока. Размер пенсии тогда сократится на треть: фиксированная выплата – 4800 руб. из 13 208,7 руб. средней страховой пенсии (2017 г.). Если перевести финансирование фиксированной выплаты на попечение бюджета, придется ответить на вопрос, а что она такое, указывает руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения МГЮА Юрий Воронин: если это социальная пенсия, то почему ее получают все, имеющие страховой стаж, а если это часть страховой пенсии, то почему трансферт на нее не учитывается. Если эту выплату не учитывать в составе страховой пенсии, то коэффициент замещения – соотношение средней пенсии к средней зарплате – сократится, указывает Воронин: «И чем тогда замещать кусок выпавшей пенсии?»

По своей природе базовая часть – это накопленная индексация трудовой пенсии, которая до 2002 г. производилась в форме компенсационных выплат, финансировавшихся из страховых взносов, поэтому базовая часть – это часть страховой пенсии, указывает Воронин. Затем она финансировалась, как и остальная часть пенсии, за счет единого социального налога – до 2010 г., когда вернули страховые взносы. Без страхового стажа базовой части не дают, и ее единственное отличие – фиксированный размер.

При принятии предложений Минфина пенсионные права граждан однозначно пострадают, потому что базовая часть – часть страховой пенсии – станет, по сути, социальной, к страхованию отношения не имеющей, говорит федеральный чиновник. Дефицит же в пенсионном страховании как был, так и останется, трансферт как был, так и останется, а правовых коллизий возникает масса. Это очередное бессмысленное телодвижение при нулевом финансовом эффекте, заключает он: «О каком понимании людьми пенсионной системы и о каком доверии к ней можно говорить при подобном отношении?» Вся эта история напоминает платье, которое пошили, а теперь придумывают, куда его надеть: то не по погоде, то не по размеру, то не по стилю, сравнивает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.

Основная задача предлагаемого налогового маневра – вывести экономику из тени, утверждает Минфин. За счет снижения нагрузки на труд бюджетная система может получить около 0,5 трлн руб. доходов, подсчитали в министерстве: компании получат стимул обелиться. В начале 2000-х гг. правительство уже снижало ставку платежа в ПФР, чтобы уменьшить долю нелегального сектора, вспоминал министр труда Максим Топилин, но она выросла.

Снижение ставок не обязательно уменьшит долю нелегального сектора, у которого нефискальная природа, согласен чиновник социального блока. Но при этом такой маневр, по сути, приводит к ликвидации страхового принципа пенсионной системы, вздыхает другой чиновник.

Это нужно для того, чтобы провести налоговый маневр 22/22 — снизить общую ставку страховых взносов с 30 до 22% и повысить ставку НДС до 22%.

Минфин предлагает выплачивать фиксированную часть пенсии из федерального бюджета. Это нужно для того, чтобы провести налоговый маневр 22/22 — снизить общую ставку страховых взносов с 30 до 22% и повысить ставку НДС до 22%. Глава ведомства Антон Силуанов утверждает, что маневр вошел в план стимулирования экономики, который несколько дней назад премьер Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину.

Министерство финансов предлагает передать фиксированную выплату к пенсии (сейчас она равна 4,8 тыс. руб.) на попечение федеральному бюджету. В министерстве убеждены, что такое предложение поможет сохранить пенсионные права граждан при снижении ставки страховых взносов в Пенсионный фонд России с 30 до 22%.

Сейчас размер страхового взноса в ПФР составляет 22%, 16 из которых учитываются в будущих пенсионных правах граждан, а 6 процентных пунктов идут на фиксированную выплату.

Перевод пенсионной выплаты на попечение бюджета не нарушит страховых принципов, поскольку она не имеет страховой природы, считают в Минфине. Однако это позволит с математической точки зрения сократить бюджетный трансферт в ПФР: из-за маневра он возрастает в 1,6 раза, а если фиксированная выплата не относится к страховой пенсии, то и в трансферте на пенсионные выплаты она не должна учитываться.

Эти предложения пока не утверждены правительством. Соцблок кабинета министров давно возражает против такого маневра. Глава Минтруда Максим Топилин ранее отмечал, что он приведет к выпадению доходов ПФР в размере около 2 трлн руб. в год.

«Я считаю, что это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в ПФР. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином: что мы уменьшаем трансферт, что мы уходим от бюджетной зависимости в ПФР и фонде соцстраха, поэтому мне непонятна эта логика», — говорил он.

Топилин также говорил, что вторая часть маневра — повышение НДС до 22% — может привести к росту бедности. «К росту цен приведет [повышение НДС], может привести к росту бедности. Если будет рост цен, все зависит от масштабов, НДС, как правило, ведет к росту цен», — сказал он. Новые предложения Минфина в Минтруде оперативно прокомментировать не смогли.

В то же время Минфин от своих планов отступать не намерен, хотя и допускает корректировку итоговых параметров налогового маневра. По словам министра финансов Антона Силуанова, налоговый маневр вошел в план стимулирования роста экономики, который премьер-министр Дмитрий Медведев представил недавно президенту Владимиру Путину.

«По налогам — есть. Минэкономразвития подготовило такой план, Дмитрий Анатольевич представил его президенту. То, что мы предлагали, то и обсуждалось. Окончательно еще правительство не утвердило 22/22, другие цифры это будут», — сказал Силуанов.

По его словам, сейчас продолжается проработка маневра. «Потому что 22/22 — это связано с тем, что снижаются страховые взносы, значит, нужно говорить о Пенсионном фонде. У нас есть целый ряд соображений, как нам обеспечить баланс ПФР, не просто увеличивая трансферт. В этой связи правительство проведет ряд совещаний, еще правительством будет обсуждаться», — отметил министр финансов.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», не приветствуют новую инициативу Минфина, хотя и отмечают, что для людей она не несет угрозы.

«Это еще просто предложение. Но для людей ничего не изменится. Пенсионеры ничего не потеряют. Это просто финансовые потоки, которые будут распределяться внутри бюджета, но на индексации пенсии это никак не отразится», — комментирует старший научный сотрудник НИФИ Татьяна Омельчук.

«В российской действительности нет ничего удивительного, поскольку по закону о Пенсионном фонде России РФ государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда. Если у ПФР нет денег, значит, из бюджета РФ туда деньги доставляются. Понятно, что на фиксированную выплату у ПФР нет денег, поскольку это особое решение, оно никакими страховыми взносами не обеспечивалось, поэтому проще напрямую взять и отдать, источник тот же самый — бюджет», — говорит директор пенсионного бизнеса инвестиционной группы «Русские фонды» Виталий Плотников.

Руководитель Аналитической службы Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) Евгений Биезбардис напоминает, что вопрос о том, чтобы перенести фиксированную часть пенсии на федеральный бюджет, начал подниматься вскоре после того, как бюджет ПФР стал дефицитным.

«На мой взгляд, важно понять, для чего это делается. Если менять отлаженную систему только для того, чтобы заменить трансферт в ПФР на выплаты из бюджета, то это нецелесообразно.

Тем более что администратором наверняка останется Пенсионный фонд. Если же есть планы преобразовать фиксированную часть в социальное пособие, то в этом случае, безусловно, оно окончательно отойдет от страховых принципов, и тогда изменение имеет смысл», — считает он.

В международной практике есть понятие «автоматические стабилизаторы», они позволяют сохранить устойчивость системы в кризисные периоды. И перевод выплат на бюджет позволяет государству управлять своими рисками, принимая в нужные моменты решение, например, индексировать эти выплаты, или нет, отмечает Биезбардис.

В свою очередь Евгений Якушев, исполнительный директор НПФ «САФМАР», смотрит на предложение Минфина шире.

«С учетом демографических трендов и ожидаемых изменений на рынке труда классическая пенсионная система, основанная на перераспределении средств между поколениями, в среднесрочной перспективе будет вытеснена концепцией безусловного основного дохода. Эту инициативу можно рассматривать как начало выстраивания системы социальной поддержки XXII века», — полагает он.

В чем ошибается Сергей Миронов

Политик Сергей Миронов разгромил российскую пенсионную систему как "провалившуюся". По его мнению, надо платить пенсии из гюсбюджета, как при СССР, и в бюджет же направлять пенсионные отчисления россиян. В том, насколько такой план можно реализовать, мы разбирались вместе с профессором Финансового университета при правительстве РФ Александром Сафоновым.


Фото: Екатерина Шлычкова

По словам Миронова, парламентария, все попытки властей реформировать пенсионные механизмы, включая скандальную затею 2018 года с повышением пенсионного возраста и ставку на негосударственные фонды, потерпели крах. Александр Сафонов рассказал «МК», в чем именно он не согласен с Мироновым и почему.

- Есть ли некое здравое зерно в предложении осуществлять пенсионные выплаты россиянам напрямую из федерального бюджета?

- Так было в Советском Союзе, сегодня это утопия. Тогда существовало Министерство социального обеспечения, люди шли в Собес, где получали пенсии. В условиях советского принудительного, по сути, труда рабочий стаж легко рассчитывался. Заработные платы граждан отличались друг от друга не сильно, соответственно, и пенсии тоже.

Затем, в соответствие с законом, принятым в 1990 году, был создан Пенсионный фонд Российской Федерации. На плечи его сотрудников легли неизмеримо более сложные задачи, поскольку сама система пенсионного обеспечения обрела страховой (а не уравнительный) характер. Это означает, что, когда мы приступаем к трудовой деятельности, на нас открывают счет, на котором копятся и фиксируются отчисления от нашего заработка. И к моменту выхода на заслуженный отдых нам определяют размер пенсии – в зависимости от объема денег на счету. Так проводится дифференциация между теми, кто работал, и теми, кто нет.

— Получается, чтобы перейти на прямые выплаты, надо всем устанавливать одинаковую пенсию?

- Именно. Когда люди увидят, что размер их заработной платы никак не влияет на пенсию, они станут всячески избегать легализации трудовых отношений и массово уходить в неформальный сектор. В итоге государство лишится не только отчислений в Пенсионный фонд России (ПФР), но и поступлений в бюджет в виде НДФЛ.

Напомню также, что огромная масса пожилых россиян из-за своих предпенсионных низких заработков имеют сегодня пенсии ниже прожиточного минимума (ПМ), и государству приходится доплачивать им до уровня ПМ из федеральной казны. По сути, это и есть те прямые выплаты из бюджета, о которых говорит Миронов.

Кстати, предлагая сократить «раздутый штат» ПФР, он не учитывает еще один важнейший аспект: нам не обойтись без специалистов, способных урегулировать различные конфликтные ситуации, связанные, например, с неучтенным стажем. Компьютеру их точно не доверишь.

Скажем, человеку должны начислить пенсию за 25 лет стажа, а отчислений в ПФР у него набирается только за 15 лет, соответственно, в системе СНИЛС остающиеся 10 лет не зафиксированы. Но, согласно постановлению Конституционного суда, если работодатель не перечислял взносы за сотрудника, в этом виновато государство, а не гражданин, и весь стаж должен быть учтен. В таких нюансах надо уметь разбираться, нужны эксперты с соответствующей квалификацией.

- Есть ли какие-то пункты по которым вы с Мироновым согласны?

- Мы сходимся в том, что огромное количество мер, касающихся пенсионной системы, носят тактический характер и зачастую далеки от самой системы. Например, решение о снижении объема отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) было направлено на стимулирование малого, среднего и высокотехнологичного бизнеса. Но, поскольку такие вещи ложатся в общую канву пенсионной тематики, у неискушенного обывателя возникает хаос в голове, непонимание того, с чем он может столкнуться в будущем.

Или взять ситуацию с абсолютно непрозрачным, мудреным механизмом начисления пенсионных баллов. Эту схему надо упростить и не трогать лет двадцать, чтобы люди в нее поверили. А все прочие проблемы, в частности, борьбы с бедностью, стимулирования бизнеса, власти должны решать совершенно иными методами – через пособия, субсидии. Но никак не через изменение ставок отчислений в Фонд оплаты труда. Это лишь сбивает всех с толку.

- Миронов скептически отозвался о роли НПФ, мол, зря государство сделало на них ставку. Что скажете?

- В начале 90-х, да и нулевых годов существовало стойкое убеждение, что скоро мы заживем богато, что все будут получать хорошую зарплату, и что система накопительных пенсий окажется очень кстати. Подобная экономическая перспектива не состоялась.

Но это не значит, что НПФ не должны жить. Кто-то из них успешен, кто-то – не слишком. Не надо забывать, что негосударственные пенсионные фонды не только осуществляют программу обязательных накопительных пенсий, они также участвуют в корпоративных программах крупных компаний. Разве плохо, если какие-то богатые организации заботятся о пенсионном обеспечении своих сотрудников, а НПФ имеют к этому прямое отношение? Разве плохо, если любой россиянин с помощью таких фондов может обеспечить себе независимую от государства пенсию? Если мы отвечаем на эти вопросы положительно, то давайте оставим негосударственные пенсионные фонды в покое.

- Лидер «Справедливой России» ссылается на исследование РАНХиГС, чьи эксперты подсчитали, что к 2050 году пенсия будет составлять 27% от зарплаты, тогда как в 2018-м было 34%. Вы согласны с такой арифметикой?

- Нет. Аналитики РАНХиГС исходят из ложного предположения, что в экономике вообще ничего не меняется, что производительность труда не будет развиваться.

Да, формально весь мир живет по пенсионной схеме Бисмарка, основанной в 1886 году. Но с тех пор произошли фатальные изменения: рабочий день перестал быть 14-часовым, на смену шестидневной рабочей недели пришла пятидневка, у людей появились отпуска в виде стандартных 28 дней, где-то больше.

Изменилась структура занятости. При этом демография постоянно падала. Тем не менее, система жила и работала, поскольку производительность труда растет постоянно. Немецкие исследователи доказали: чтобы обеспечивать статус-кво на рынке труда, достаточно годовых темпов экономического роста в стране в пределах 4-5%.

Авторы доклада РАНХиГС не учитывают одной вещи: грядет глобальная автоматизация. И еще. Откуда они взяли, что пенсионные обязательства будут формироваться только за счет отчислений в ПФР? У нас в этом процессе участвует еще как минимум федеральный бюджет.

- В ряде стран государственное пенсионное обеспечение отсутствует как таковое.

- Ну да, в Африке есть такое. Но во всех развитых странах параллельно существуют и страховые пенсии, и накопительные. Вот, в Чили попытались однажды отказаться от первого варианта, но ни к чему хорошему это не привело. В итоге они свернули накопительную систему и стали усиленно развивать государственную. В Великобритании, например, нет прямых отчислений в пенсионный фонд, там двухкомпонентный механизм. Первая часть – это государственные пенсии, которые платят всем в размере прожиточного минимума и которые формируются за счет налогов общего покрытия. Все остальное люди добирают через НПФ. Применить такую англосаксонскую схему мы не можем: из-за низких зарплат россияне не способны самостоятельно накопить ничего вразумительного.








Министерство финансов планирует сэкономить до 450 млрд рублей на отказе от выплаты пенсий работающим пенсионерам, чей доход превышает 0,5–1 млн рублей в год. Если инициатива Минфина будет воплощена в жизнь, она затронет 90 тысяч человек.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральные источники, ведомство также предлагает лишить фиксированной выплаты в 4559 рублей пенсионеров с доходом выше 2,5 прожиточного минимума (22 тысячи рублей). Эта инициатива может затронуть 2 млн россиян.


По словам собеседников издания, возместить упущенное правительство готово после того, как пенсионер перестанет работать.

В Минэкономразвития о предложениях Минфина не осуществлять выплат обеспеченным пенсионерам, по словам замминистра Олега Фомичёва, ничего не слышали.

Старые планы


Позже этот вопрос обсуждался на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике и на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда Топилин делился подсчётами: отказ от пенсий работающим обеспеченным пенсионерам сэкономит 145 млрд рублей за три года. На совещании у Медведева министр труда говорил, что данное предложение в правительстве было поддержано.

«Мы предложили согласованную позицию с Минэкономразвития и Минфином, что нужно такую систему ограничений постепенно вводить, для этого нужно перейти с 2016 года на ежемесячную отчётность для работодателей. Сейчас мы эту систему отрабатываем, и это нам позволит в последующем приостанавливать выплату пенсий тем, у кого среднегодовой доход, допустим, за год предыдущий — 1 млн рублей», — заявлял Топилин в марте прошлого года.

Предложение приостановить выплаты пенсионерам с доходом более одного миллиона рублей недавно озвучивалось на рабочей встрече фонда «Центр стратегических разработок». Инициатором стал замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Юрий Горлин, который является автором формулы, положенной в основу пенсионной реформы.


«Данное предложение, пожалуй, одно из самых спорных за долгое время. Вне всяких сомнений, пенсионная система России переживает кризис, который необходимо решать уже в ближайшее время. Авторы инициативы предполагают сэкономить примерно 450 млрд рублей за три года, но это достаточно небольшая сумма, особенно, если сравнивать с тремя триллионами рублей, которые планируется потратить на развитие пенсионной системы в 2017 году. Отмена фиксированной выплаты затронет около 2 млн человек, при этом, как показывает практика, вероятность того, что часть зарплаты, превышающая 500 000 рублей, будет выплачиваться в «конвертах», очень высока, и в действительности получится сэкономить меньшую сумму, чем рассчитывают сейчас», — рассуждает региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. По его мнению, проблема с пенсиями требует не сокращения выплат, а структурной реформы всей бюджетной системы.


В свою очередь, советник по макроэкономике «Открытие Брокер» Сергей Хестанов считает, что подобные непопулярные меры имеют все шансы быть реализованными. «Сохраняющийся дефицит бюджета, несмотря на значительную трату резервов, вынуждает Минфин действовать жёстко. Как показывает опыт дефолта 1998 года, именно дефицит бюджета является причиной неустойчивости финансовой системы. Это подталкивает Минфин к жёстким мерам по сокращению дефицита. В ход идут все меры, в том числе и сокращение социальных платежей», — указывает эксперт.

Самая большая статья в расходах бюджета — оборона и безопасность, сокращение именно этой статьи дало бы наибольший эффект бюджетной экономии. «Однако в условиях современной реальности ожидать сокращения данной статьи, к сожалению, нет оснований. Вторая по величине статья расходов бюджета — социальные расходы, их и приходится сокращать вместо оборонных. На практике реализуется известный принцип „Пушки вместо масла“», — добавляет Хестанов.

Прошлись по работающим

Работающие пенсионеры, даже без «сверхдоходов», давно стали для правительства объектом экономии. В конце прошлого года им отменили индексацию страховых пенсий. Выплаты совершенно точно не будут индексироваться в 2017–2019 годах. Это подтвердили в Министерстве труда и социальной защиты.


Вместе с тем правительство убеждает, что полностью приостанавливать выплаты работающим пенсионерам не собирается.

«Мы эту тему сейчас не обсуждаем», — говорила недавно вице-премьер Ольга Голодец.

«Минтруд вообще никогда не предлагал отказываться от пенсий работающим пенсионерам. Официально Минфин нам этого тоже не писал», — добавлял Максим Топилин.

Надо сказать, что в большинстве своём россияне готовы выходить на пенсию позже, но при условии увеличения размера страховой пенсии. По данным исследовательского холдинга «Ромир», такого мнения придерживаются 69% соотечественников.

Краткое содержание:


Госдумой было принято два важных документа, определяющих судьбу пенсионной выплаты для российского пенсионера в следующем году. Речь идёт о проектах законов в федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2021 год.

Новые размеры доплат уже утвердили, поэтому уже теперь можно сделать примерные расчёты и приблизительно прикинуть, насколько изменятся выплаты в 2021 году.

Минимальную пенсию в стране повысят на семьсот одиннадцать рублей

10 022 рублей - это федеральный прожиточный минимум для пенсионеров, который в 2021 году будет учитываться при установлении социальной доплаты (это на семьсот одиннадцать рублей больше по сравнению с две тысячи двадцатым годом).

Однако это вовсе не означает, что все пенсионеры будут получать доплату до 10 022 рублей.

Фактическую величину социальной доплаты определяют по шкале не федерального, а регионального прожиточного минимума. Соответственно, за каждым регионом будет закреплен минимальный размер пенсии. Что касается заложенной в федеральном бюджете суммы в 10 022 рубля, то это всего лишь порог, разделяющий расходные обязательства по социальным доплатам между Российской Федерацией и каждым её субъектом.

Если в определенном регионе утвержден прожиточный минимум ниже федерального, то это означает, что социальная доплата будет начисляться федеральным бюджетом через Пенсионный фонд России.

Если же прожиточный минимум в определенном регионе на 2021 год будет более 10 022 рублей, то социальная доплата будет осуществляться из регионального бюджета.

Страховая пенсия с 1 января будет проиндексирована на 6,3%

Январскую индексацию пенсии в 2021 году в очередной раз предназначили лишь неработающим получателям страховых пенсий. В новом году им поменяют две ключевые величины, определяющие пенсионный размер:

  • фиксированная выплата, которая в течение всего 2021 года будет составлять 6 044 рубля 48 копеек.
  • стоимость пенсионного балла повысится до девяносто восьми рублей восьмидесяти шести копеек.

Чтобы узнать величину пенсии после январской индексации, необходимо текущий размер (сумму страховой пенсии и фиксированной выплаты, без других доплат) умножить на 1,063. Итоговый результат и будет являться новой пенсией с 2021 года. Что касается работающих пенсионеров, то дождаться индексации они могут лишь после того как уволятся - причем не за прошлое время, а лишь на будущее (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения).

С первого января 2021 года вступают в силу новые доплаты к страховым пенсиям

С учетом известного размера фиксированной выплаты на следующий год, можно вывести новые значения доплат, которые положены получателям страховой пенсии:

  • те, кому в 2021 году исполнится 80 лет, а также инвалиды 1-й группы, получат прибавку к пенсии в сумме 6 044 рубля 48 копеек;
  • доплата за одного иждивенца составит 2 014 рублей 83 копейки;
  • за 15 лет работы в районах КС пенсия будет повышаться на 3 022 рубля 24 копейки, за 20 лет в местностях, приравненных к КС, — на 1 813 рублей 34 копейки;
  • доплата за сельский стаж составит 1 511 рублей 12 копеек.

Обратите внимание, что доплаты в этих размерах полагаются только неработающим пенсионерам (у работающих ничего не изменится, т.к. индексация для них приостановлена).

Социальные пенсии планируют проиндексировать на 2,6%

В федеральном бюджете также заложена апрельская индексация социальных пенсий. Предварительно коэффициент повышения составит всего 2,6%.

Но это пока не окончательная цифра — возможно, что ее пересмотрят по мере того, как станет известна величина роста прожиточного минимума по итогам 2020 года.








Министерство финансов планирует сэкономить до 450 млрд рублей на отказе от выплаты пенсий работающим пенсионерам, чей доход превышает 0,5–1 млн рублей в год. Если инициатива Минфина будет воплощена в жизнь, она затронет 90 тысяч человек.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральные источники, ведомство также предлагает лишить фиксированной выплаты в 4559 рублей пенсионеров с доходом выше 2,5 прожиточного минимума (22 тысячи рублей). Эта инициатива может затронуть 2 млн россиян.


По словам собеседников издания, возместить упущенное правительство готово после того, как пенсионер перестанет работать.

В Минэкономразвития о предложениях Минфина не осуществлять выплат обеспеченным пенсионерам, по словам замминистра Олега Фомичёва, ничего не слышали.

Старые планы


Позже этот вопрос обсуждался на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике и на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Тогда Топилин делился подсчётами: отказ от пенсий работающим обеспеченным пенсионерам сэкономит 145 млрд рублей за три года. На совещании у Медведева министр труда говорил, что данное предложение в правительстве было поддержано.

«Мы предложили согласованную позицию с Минэкономразвития и Минфином, что нужно такую систему ограничений постепенно вводить, для этого нужно перейти с 2016 года на ежемесячную отчётность для работодателей. Сейчас мы эту систему отрабатываем, и это нам позволит в последующем приостанавливать выплату пенсий тем, у кого среднегодовой доход, допустим, за год предыдущий — 1 млн рублей», — заявлял Топилин в марте прошлого года.

Предложение приостановить выплаты пенсионерам с доходом более одного миллиона рублей недавно озвучивалось на рабочей встрече фонда «Центр стратегических разработок». Инициатором стал замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Юрий Горлин, который является автором формулы, положенной в основу пенсионной реформы.


«Данное предложение, пожалуй, одно из самых спорных за долгое время. Вне всяких сомнений, пенсионная система России переживает кризис, который необходимо решать уже в ближайшее время. Авторы инициативы предполагают сэкономить примерно 450 млрд рублей за три года, но это достаточно небольшая сумма, особенно, если сравнивать с тремя триллионами рублей, которые планируется потратить на развитие пенсионной системы в 2017 году. Отмена фиксированной выплаты затронет около 2 млн человек, при этом, как показывает практика, вероятность того, что часть зарплаты, превышающая 500 000 рублей, будет выплачиваться в «конвертах», очень высока, и в действительности получится сэкономить меньшую сумму, чем рассчитывают сейчас», — рассуждает региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. По его мнению, проблема с пенсиями требует не сокращения выплат, а структурной реформы всей бюджетной системы.


В свою очередь, советник по макроэкономике «Открытие Брокер» Сергей Хестанов считает, что подобные непопулярные меры имеют все шансы быть реализованными. «Сохраняющийся дефицит бюджета, несмотря на значительную трату резервов, вынуждает Минфин действовать жёстко. Как показывает опыт дефолта 1998 года, именно дефицит бюджета является причиной неустойчивости финансовой системы. Это подталкивает Минфин к жёстким мерам по сокращению дефицита. В ход идут все меры, в том числе и сокращение социальных платежей», — указывает эксперт.

Самая большая статья в расходах бюджета — оборона и безопасность, сокращение именно этой статьи дало бы наибольший эффект бюджетной экономии. «Однако в условиях современной реальности ожидать сокращения данной статьи, к сожалению, нет оснований. Вторая по величине статья расходов бюджета — социальные расходы, их и приходится сокращать вместо оборонных. На практике реализуется известный принцип „Пушки вместо масла“», — добавляет Хестанов.

Прошлись по работающим

Работающие пенсионеры, даже без «сверхдоходов», давно стали для правительства объектом экономии. В конце прошлого года им отменили индексацию страховых пенсий. Выплаты совершенно точно не будут индексироваться в 2017–2019 годах. Это подтвердили в Министерстве труда и социальной защиты.


Вместе с тем правительство убеждает, что полностью приостанавливать выплаты работающим пенсионерам не собирается.

«Мы эту тему сейчас не обсуждаем», — говорила недавно вице-премьер Ольга Голодец.

«Минтруд вообще никогда не предлагал отказываться от пенсий работающим пенсионерам. Официально Минфин нам этого тоже не писал», — добавлял Максим Топилин.

Надо сказать, что в большинстве своём россияне готовы выходить на пенсию позже, но при условии увеличения размера страховой пенсии. По данным исследовательского холдинга «Ромир», такого мнения придерживаются 69% соотечественников.

Читайте также: