Минимальный размер оплаты труда а также государственные пенсии


Прожиточный минимум пенсионера, который в конце года устанавливают власти каждого региона, по сути, представляет собой минимальный размер пенсии неработающих пенсионеров (с некоторой оговоркой).

Кому платят

Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

То есть, социальную доплату назначат если пенсионер:

  • неработающий;
  • малоимущий;
  • проживает в РФ.

ФСД или РСД

Федеральная социальная доплата выплачивается территориальными органами ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ.

То есть ФСД платят, когда региональный ПМП ниже федерального (жить в регионе дешевле, чем в среднем в России).

Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по РФ, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.

То есть РСД платят, когда региональный ПМП выше федерального (жить в регионе дороже, чем в среднем в России).

Как считают доход

При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:

  • пенсий, в том числе в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
  • срочной пенсионной выплаты;
  • дополнительного материального (социального) обеспечения;
  • ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
  • иных мер социальной поддержки, установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.

Индексация

С 1 января 2020 года страховые пенсии по старости проиндексированы на 6,6 %.

Раньше процесс назначения социальной доплаты происходил так: пенсию индексировали. и если она не дотягивала до ПМП, давали доплату.

С 2019 года правила поменялись. Теперь сначала рассчитывают доплату (до индексации), а потом уже индексируют пенсию и прибавляют к ней рассчитанную доплату. То есть теперь минимальная пенсия всегда будет превышать ПМП. На сколько – зависит от размера пенсии.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на вопросе новой системы доплат. Расскажем об этом подробно в следующем материале.

Сколько платят

Мы подготовили для вас таблицу, в которой представлен размер прожиточного минимума пенсионера за 2020 год, а также (для сравнения) его прошлогодний и позапрошлогодний размер.

Из таблицы вы увидите, на сколько вырос прожиточный минимум пенсионера в вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

вашем регионе за 1 год (с 2019 до 2020) и за 2 года (с 2018 до 2020).

Наименование субъекта РФ

Величина ПМП в субъекте РФ в 2020 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2019 году

Величина ПМП в субъекте РФ в 2018 году

Прирост ПМП за 1 год (с 2019 до 2020)

Прирост ПМП за 2 года (с 2018 до 2020)

В целом по Российской Федерации

9 311

8 846

8 726

465

585

Центральный федеральный округ

8 016

0

9 120

597

9 077

551

8 750

0

8 978

402

9 303

595

8 967

337

8 600

0

8 620

0

8 744

14

8 694

126

9 460

635

8 241

430

9 302

456

9 310

652

8 646

483

12 578

464

9 908

0

Северо-Западный федеральный округ

11 840

2 994

11 534

792

10 955

697

17 956

0

9 572

726

9 658

812

9 514

668

9 247

401

14 354

1 680

9 423

577

9 529

723

Северо-Кавказский федеральный округ

8 680

0

8 846

0

9 598

752

8 846

0

Республика Северная Осетия-Алания

8 455

0

9 035

300

8 297

0

Южный федеральный округ

8 138

0

8 242

161

9 258

601

8 969

617

8 569

0

8 736

248

8 912

542

9 597

755

Приволжский федеральный округ

8 645

0

Республика Марий Эл

8 380

189

8 522

0

8 232

0

8 502

0

7 953

0

8 511

37

8 689

587

8 252

0

8 404

0

8 777

238

8 690

277

8 278

0

8 574

100

Уральский федеральный округ

8 750

0

9 311

465

9 250

404

8 691

0

12 730

554

13 510

85

Сибирский федеральный округ

8 753

41

9 207

361

8 846

0

8 975

193

8 894

225

10 039

1 193

9 497

656

8 387

0

9 487

673

8 480

0

9 546

751

9 829

983

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

14 076

125

17 011

0

13 720

144

10 775

767

11 799

904

10 018

1 172

16 756

33

15 943

483

12 333

0

11 709

2 543

19 000

0

9 311

465

Кому сколько прибавили

Как видно из таблицы, во многих регионах малоимущие пенсионеры не получат никакой прибавки, По мнению региональных властей, за год жизнь не подорожала и прожиточный минимум пенсионера в 2020 году установлен на уровне прошлого года.

Более того, в некоторых регионах ПМП не повышался уже 2 года. При этом есть регионы, в которых прожиточный уровень пенсионера стоит на месте уже 3 – 4 года.

Так, например, в Татарстане последний раз рост ПМП наблюдался в 2017 году. А в таких регионах как Белгородская область, Адыгея, Удмуртия, Чукотский округ ПМП не растет с 2016 года.

То есть за 4 года жизнь для пенсионеров там ни йоту не подорожала?

Самую большую доплату к пенсии в 2020 году получат малоимущие пенсионеры Республики Карелия. В 2020 году ПМП там вырос сразу почти на 3 000 рублей. Большой рост также зафиксирован в Еврейской АО - на 2,5 тыс. рублей.

Отметим, что эти регионы ранее были названы в числе тех, где пенсионерам недоплачивают из-за того, что власти устанавливали ПМП ниже фактической среднегодовой величины.

Только еще несколько дней мы даем вам полгода доступа к нашей подписке бесплатно. Кроме 107 записей экспресс-семинаров, вам бесплатно будут доступны 15 онлайн-курсов (некоторые дают сертификат ИПБ России) и несколько инструментов для бухгалтеров. Оставляйте свои контакты ниже, менеджер свяжется, чтобы предоставить доступ:

18. Минимальные государственные социальные гарантии

В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъ­ект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение в социальной политике: Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». На современном этапе просматриваются две основные функ­ции в системе государственной социальной защиты: социаль­ные выплаты и система социального обслуживания одино­ких, престарелых инвалидов и других подобных категории, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимыx членах общества социальной благотворительности. В тоже время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже кото­рого опускаться нельзя. Систему государственных минималь­ных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

Закрепляя в Законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной. Минимальные пределы государственных гарантий под­тверждаются и другими законодательными актами, в том числе Гражданским и Трудовым кодексами, Законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

минимальный размер оплаты труда;

единая тарифная сетка (ETC) оплаты труда работников бюджетной сферы.

Минимальная заработная плата—уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспе­чить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право па труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным зако­ном минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». КЗОТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установ­ленного минимального размера оплаты труда». Величина минимальной заработной платы обычно опре­деляется посредством исчисления прожиточного минимума, который рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать ему. Если такого соответствия нет, это свидетельствует об отставании экономического разви­тия страны или несовершенстве существующей системы рас­пределения, так как минимальная заработная плата—одна из составных минимальных гарантий государства. Следует отметить, что в последние годы минимальная зара­ботная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума. Так, в конце 1991 г. мини­мальная заработная плата составляла 21,0% бюджета прожи­точного минимума, в 1992 г.—34,1%, в 1993 г.—14,2%, в 1994 г.— 19,3%, в 1995 г. и в 1996 г.—около 16%. В 1996 г. минималь­ная заработная плата составляла 75 900 руб., а прожиточный минимум—около 430 000 руб. Закон от 9 января 1997 г. установил минимальный размер оплаты труда в сумме 83 490 руб., что не превысило 19% про­житочного минимума. Однако в заключаемых на 1997 г. отрас­левых тарифных соглашениях минимальная оплата труда была определена суммой более 300 тыс. руб. Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и раз­мером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума. Одним из важных аспектов минимальных социальных гаран­тий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических усло­вий для максимальной занятости и самозанятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка—с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также разработка и реализа­ция федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:

поддержка малого и среднего предпринимательства и надомного труда, не требующего крупных инвестиций;

более эффективное использование на общественных рабо­тах тех, кто стоит на учете в службе занятости;

профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекра­щения с ними трудового договора;

расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости—одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мне­нию ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денеж­ной помощи безработным и определяются Законом «О занято­сти населения в РФ« (1991), в новой редакции (1996). Согласно закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не рабо­тал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее эконо­мические потери, тем больше ухудшается материальное поло­жение безработного и его семьи. Государство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице;

выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложе­нию органов службы занятости;

оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода вре­менной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В качестве государственных социальных стандартов в обла­сти пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения, принятая Правительством России в 1995 г., нацелена на введение пенсионной системы России в русло общепринятых мировых стандартов. Государственное регулирование сохраняется в важнейших элементах пенсионной системы, связанных с обеспечением необходимых государственных гарантий. Государственные стандарты в области образования предполагают:

набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счёт средств бюджетов различных уровней;

нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

нормы и нормативы социально-экономической поддержки

норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.

Стандарты определяются федеральными законами или устанавливаются Правительством РФ. В Конституции РФ (ст.41) определены минимальные социальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи используются показатели обеспеченно­сти врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах. Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятель­ность по оказанию различных видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной медико-реабилитационной, социально-психологической и других видах помощи. Государственные гаран­тии в области социального обслуживания, нормы и нормативы определены Законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др. До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее время доля оплаты услуг населением резко возросла. Лишь сфера обслуживания в системе социальной защиты населения практически полнос­тью осталась на дотации государства. Специфическим видом государственных социальных гаран­тий являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хозяй­ства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка неза­щищенных групп населения. 26 мая 1997 г. принято Постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением опре­делена минимальная социальная норма жилой площади на человека—18 кв.м, ниже которой человек признается нужда­ющимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья. Федеральные стандарты на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг станут главным критерием для опре­деления экономических реформ в регионах. Все минимальные государственные гарантии должны опре­деляться государственным стандартом уровня жизни населе­ния. Понятие «уровень жизни» отражает процесс удовлетворе­ния материальных и духовных потребностей людей. Структура содержания этого понятия может быть представлена в виде системы комплексов потребностей и средств их удовлетворения. В настоящее время законодательно определяется лишь один аспект этого понятия—прожиточный минимум. Прожиточный минимум—понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабо­чей силы и развития личности. Это показатель объема и струк­туры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия под­держания активного физического состояния взрослых, соци­ального и физического развития детей и подростков. Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие «бюджета прожиточного мини­мума». Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум и его бюджет как инструменты социальной политики в условиях ограничения материальных и финансовых возможностей могут быть использованы:

в качестве базы для адресной социальной поддержки,

в качестве целевых ориентиров при регулировании дохо­дов и потребления малообеспеченных слоев населения;

для оценки материальных и финансовых ресурсов, необ­ходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе – на субсидирование бедности.

В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации предполагается развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи будут определяться с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, демографической ситуации и экономических возможностей региона. Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыноч­ных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения:


Новая методика расчета предполагает, что с 1 января 2021 года МРОТ вырастет на 5,5 % и составит 12 792 руб. И это выше, чем должно быть по действующей редакции Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Однако в настоящее время МРОТ на 2021 год федеральным законом еще не установлен.

  • Размер МРОТ в 2021 году
  • Размер МРОТ в 2020 году
  • Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы
  • Региональный МРОТ
  • МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО
  • Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ
  • МРОТ и северные надбавки, районные коэффициенты

Размер МРОТ в 2021 году

В Госдуму внесен проект об изменении методики расчета МРОТ. Текущий вариант предусматривает, что с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране за II квартал предыдущего года. Такая система существует последние два года — с 1 января 2019 года.

Если исходить из этой логики расчета, то на 2021 год величина МРОТ должна быть 12 392 руб. И это подтверждается Приказом Минтруда от 28.08.2020 № 542н.

Однако в проекте закона, который пока рассматривается в первом чтении, предлагается более высокий размер МРОТ в 2021 году — 12 792 руб. Видимо, инициатива связана с последствиями затянувшейся пандемии.

Новая методика расчета МРОТ

Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.

В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.

При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Что такое медианный среднедушевой доход

Под этим понятием следует иметь в виду величину денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины.

Медианный среднедушевой доход исчисляется с учетом собранной статистической информации.

Размер МРОТ в 2020 году

С 1 января 2020 года величина МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц — это 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличился на 7,5 %.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст. 133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени — в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

МРОТ в Москве на 2020 год

МРОТ в Москве в размере 20 195 руб. установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2019 № 1177-ПП и уже действует с 1 октября 2019 год.

МРОТ в Ленинградской области с 1 января 2020 года

28 ноября 2019 года было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2020 год, в соответствии с которым размер МРОТ здесь установлен на уровне 12 800 руб.

Из этого следует, что месячная зарплата человека, трудящегося на территории Ленинградской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение, не может быть ниже размера МРОТ в Ленинградской области, если этот человек полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?».

МРОТ при установлении зарплаты для работников филиала ООО

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Как было указано выше, в субъектах МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1. ТК РФ размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться для работников, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ.

МРОТ и северные надбавки, районные коэффициенты

В МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты не включаются. Они начисляются сверх МРОТ.

В частности, о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, указывает ч. 2 ст. 146 ТК РФ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате (ст. 315 ТК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.








С нового года вступает в силу большое число поправок к законам, указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов. Они вносят изменения в различные сферы жизни и касаются порядка выплаты и размера пенсий и других пособий, трудовых отношений, имущественных вопросов, здравоохранения, кредитной политики и т. д. В частности, с 1 января 2020 года проиндексируют пенсии неработающим пенсионерам, отменят некоторые налоги, увеличат МРОТ, материнский капитал, декретные выплаты и пособия по безработице. Также возрастут цены на крепкий алкоголь, изменятся правила выгула собак, появится компенсация за отсуженное жилье и льготная ипотека для сельских жителей.

Пенсии проиндексируют

С 1 января 2020 года проиндексируют страховые пенсии по старости неработающих пенсионеров. Рост составит 6,6%. Пенсии были пересмотрены с учетом увеличения размера фиксированной выплаты до 5686,25 рубля и стоимости одного пенсионного коэффициента — 93 рубля. В итоге в среднем размер пенсии вырастет на одну тысячу рублей и составит 16,4 тысячи рублей. Индексация коснется 31 миллиона неработающих пенсионеров.

Кроме того, с нового года величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ составит 9 311 рублей (в 2019 году — 8846 рублей). Этот показатель используется для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии малоимущих пенсионеров.


МРОТ увеличится

С 1 января 2020 года повысится минимальный размер оплаты труда (МРОТ), с 11 280 рублей до 12 130 рублей. Размер МРОТ учитывается при расчете зарплаты, отпускных, командировочных, а также других выплат, которые исчисляются исходя из среднего заработка. Также этот показатель влияет на размер пособий по временной нетрудоспособности (оплата больничных), по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. К примеру, максимальный размер оплаты больничного за один день вырастет с 2 150,68 рубля до 2 301,36 рубля.

Маткапитал и декретные выплаты станут больше

В 2020 году размер материнского (семейного) капитала вырастет с 453 тыс. до 466 тыс. 617 рублей.

Также с 1 января нового года максимальный размер пособия по беременности и родам, который выплачивается за 140 дней отпуска, повысится с 301 тыс. до 322 тыс. рублей. Вместе с этим увеличится максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: с 26 тыс. до 28 тыс. рублей.


Детские пособия будут платить до трех лет

С 1 января ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка могут получать семьи, в которых доход на одного члена меньше двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе. Ранее они полагались, если доход на одного члена был меньше полуторакратного прожиточного минимума.

Изменения были внесены в ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Согласно документу, срок выплат также увеличится: до достижения ребенком трехлетнего возраста. Ранее их выплачивали до 1,5 лет.

Размер этой ежемесячной выплаты не должен быть ниже детского прожиточного минимума в регионе, в котором проживает семья. В среднем по стране сумма ежемесячной выплаты составит 10-11 тысяч рублей.

Пособие по уходу за ребенком в размере 50 рублей отменят

С 1 января утрачивает силу указ президента РФ от 30.05.1994 N 1110, на основании которого матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком от полутора до трех лет, полагалась ежемесячная выплата в размере 50 рублей.

Те, кому выплаты были назначены до 1 января 2020 года, продолжат их получать до окончания установленного периода. Также пособие получат женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до 1 января 2020 года.


Пособия по безработице вырастут

Согласно постановлению правительства от 7 ноября 2019 г. № 1426, с 1 января увеличатся размеры пособий по безработице. В 2020 году максимальный размер пособия составит 8 тысяч рублей, а минимальный — 1,5 тысячи рублей.

Появятся электронные трудовые книжки

С 1 января 2020 года вступают в силу поправки в ст. 66.1 Трудового кодекса, которые вводят электронные трудовые книжки. Теперь работодатели должны формировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и стаже каждого работника и представлять ее в Пенсионный фонд. Сотрудники могут ограничиться только электронным учетом или попросить работодателя продолжить вести бумажные трудовые. Для этого нужно будет до конца 2020 года подать заявление работодателю — если этого не сделать, он продолжит вести бумажную книжку.

Однако выбора не будет у сотрудников, которые впервые начнут работать после 1 января 2021 года: им бумажные книжки оформлять уже не станут.


Самозанятыми смогут стать жители еще 19 регионов

В 2020 году в 19 субъектах России начинается эксперимент по работе специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД), который действует для самозанятых граждан. Осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации ИП могут физические лица, которые не имеют наемных работников и доход которых не превышает 2,4 млн рублей в год. Размер НПД составляет 4% при оказании услуг физлицам и 6% — при сотрудничестве с ИП и юрлицами.

С 1 января 2019 года этот налоговый режим начал действовать в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Теперь стать самозанятыми могут жители Санкт-Петербурга, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Красноярского и Пермского края, Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Башкортостан.

Ряд доходов освободят от налогов

С 1 января 2020 года увеличится количество доходов, с которых гражданам не нужно платить НДФЛ. Изменения были внесены в ст. 217 Налогового кодекса РФ. Теперь, помимо прочего, от налогов освобождаются следующие доходы:

  • доходы в денежной и натуральной формах, которые получены в связи с рождением ребенка;
  • оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых родителям, опекунам и попечителям, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами;
  • оплата стоимости проезда работников, которые трудятся и проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающих членов их семьи к месту отпуска и обратно по территории России;
  • денежная компенсация, которая выплачивается взамен участка, полагающегося из публичной собственности.

Также с нового года от налогообложения освобождается материальная помощь, которая оказывается студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам, если она не превышает 4000 рублей в год.

Изменятся правила уплаты НДФЛ при продаже жилья

С 1 января минимальный срок владения единственным жильем, после которого можно не платить НДФЛ при его продаже, составит три года, а не пять лет. Изменения были внесены в пункт 3 статьи 217.1 Налогового кодекса РФ.

Ранее минимальный трехлетний срок владения имуществом действовал только в случае его наследования, приобретения по договору дарения от члена семьи или близкого родственника либо в результате приватизации либо в результате передачи по договору пожизненного содержания с иждивением.

Подавать декларацию после продажи жилья, которое было в собственности не больше трех лет, также не придется, если второе жилье было приобретено в течение 90 дней до регистрации перехода права собственности на проданное помещение. Нововведение касается квартир, а также земельных участков с жилыми домами и хозяйственными постройками.

Цены на алкоголь вырастут

Согласно приказу Минфина от 11.12.2019 № 225н, с 1 января в России увеличиваются минимальные розничные цены (МРЦ) на водку, коньяк, бренди и другие крепкие алкогольные напитки. Самая дешевая бутылка водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28% объемом 0,5 литра обойдется в 230 рублей. В 2019 году МРЦ на эту продукцию составляли 215 рублей.

Минимальная стоимость бутылки коньяка объемом 0,5 литра увеличится более чем на 11% до 433 рублей. Минимум 315 рублей будет стоит аналогичный объем бренди и крепких напитков, произведенных из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного и вискового дистиллятов (за исключением коньяка и водки).

Переплату по потребительским кредитам ограничат

С 1 января нельзя будет начислять проценты по договору потребительского кредита, если размер платежей окажется в 1,5 раза выше общей суммы займа. Это ограничение также касается начисления неустоек, штрафов и пени. Соответствующие поправки были внесены в федеральные законы «О потребительском кредите (займе)» и «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Ограничение будет действовать в отношении потребкредитов, срок возврата денег по которым не превышает одного года.


Добросовестных покупателей жилья защитят

Согласно поправкам в Гражданский кодекс РФ, покупатель проблемного жилья, который не знал о его прошлом и положился на данные ЕГРН, признается добросовестным. С 1 января 2020 года суд не может истребовать у него эту недвижимость в пользу государства.

Если же добросовестный собственник уже лишился жилья в судебном порядке, с 1 января он сможет требовать компенсацию из федерального бюджета РФ. Согласно поправкам в закон «О государственной регистрации недвижимости», на компенсацию сможет претендовать добросовестный покупатель проблемного жилья, если в течение полугода ему не был возмещен ущерб причинителем вреда, т. е. было возбуждено исполнительное производство.

Сельчанам будут выдавать льготную ипотеку

С 1 января россияне могут получать ипотечные кредиты на строительство или приобретение жилого дома на сельских территориях по ставке от 0,1 до 3%. Согласно постановлению правительства от 30.11.2019 № 1567, размер такого кредита может быть до 3 млн рублей, а для Ленинградской области и ДФО — до 5 млн рублей. Льготная ипотека предоставляется на срок не более 25 лет. Еще одно важное условие: первоначальный взнос в размере не менее 10% от суммы кредита.

За посылки стоимостью свыше €200 начнут брать пошлину

С 1 января 2020 года в России начнут действовать правила, зафиксированные в новом Таможенном кодексе, который приняли все страны Евразийского экономического союза, в том числе и РФ. Они касаются покупок в зарубежных интернет-магазинах. Теперь при заказе за границей товаров для личного пользования стоимостью свыше €200 или весом более 31 кг необходимо заплатить пошлину в размере 15% от стоимости посылки (но не менее €2 за 1 кг). В 2029 году беспошлинный порог составлял €500 в месяц. Теперь стоимость зарубежных заказов в течение месяца суммироваться не будет.

Регистрировать автомобиль начнут автодилеры

С нового года поставить автомобиль на учет и получить номерные знаки можно будет не только в ГИБДД, но и у производителей или дилеров. Сделать это можно будет только в том салоне, который включен в специальный реестр организаций, участвующих в регистрации транспортных средств. Автомобили, приобретенные на вторичном рынке, как и прежде, нужно будет ставить на учет в Госавтоинспекции.

Расширится список жизненно необходимых лекарств

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р на 2020 год были утверждены перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), лекарственных препаратов для медицинского применения, а также минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

В список ЖНВЛП били добавлены 24 новых препарата. Среди них противоопухолевые лекарства, средства от бронхиальной астмы, для лечения гепатита C, инсулинозависимого сахарного диабета, псориаза, шизофрении, а также антибиотики и противогрибковые препараты.


Заработает реестр недобросовестных опекунов

С 1 января вступят в силу поправки в Семейный кодекс РФ и ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Теперь суд в случае вынесения решения о лишении или ограничении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав и отмене усыновления должен направлять выписку из этого решения в местный орган опеки и попечительства. Далее сотрудники этого органа в течение трех дней передают сведения в региональный и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом будет создан реестр недобросовестных опекунов (попечителей), приемных либо патронатных родителей, а также лиц, лишенных родительских прав. Эта мера вводится для того, чтобы не допустить передачи детей на воспитание недобросовестным гражданам. Кроме того, этим гражданам не будет предоставляться информация о детях, оставшихся без попечения родителей.

Ловить рыбу сетями запретят

С 1 января 2020 года вступает в силу новый закон, регулирующий любительское рыболовство. У граждан появится право на свободное и бесплатное любительское рыболовство на водных объектах общего пользования. Под любительским рыболовством понимается вылов рыбы и других водных обитателей для удовлетворения гражданами личных потребностей и при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. В этом случае рыбаки получают в собственность выловленную рыбу в соответствии с гражданским законодательством.

Между тем закон вводит запрет на ловлю рыбы сетями. Исключение сделано только для коренных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера. Также с 1 января запрещено использование электроудочек и вводятся ограничения на подводную охоту.

Ужесточатся правила выгула собак

С 1 января 2020 года начнут действовать отдельные положения закона «Об ответственном обращении с животными. », который вступил в силу 27 декабря 2018 года. В частности, начнет действовать запрет на выгул собак потенциально опасных пород без намордника и поводка. Речь идет о таких породах как акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог, булли кутта, бульдог алапахский чистокровный (отто), бэндог, волко-собачьи гибриды (волкособ), гуль дог, питбульмастиф и северокавказская собака, а также их метисах. Выпускать на прогулку этих собак без намордника и поводка можно только на огороженной территории владельца, но в этом случае на воротах должна находиться предупреждающая табличка.

Помимо этого, с 1 января вступит в силу запрет на контактные зоопарки в России, изменятся правила содержания животных в развлекательных учреждениях (цирки, дельфинарии и пр.) и специальных приютах, а также требования к отлову кошек и собак.


Туалеты на вокзале станут бесплатными

С 2020 года посещение туалетных комнат на всех российских вокзалах станет бесплатным. Ранее такое право было только у льготников, а также пассажиров, чей поезд пришел на станцию не более часа назад, уже находится на станции или отправится в течение трех часов. Для прохода в туалет им необходимо было показать билет.

Читайте также: