Могут ли отменить выплату пенсии муниципальному служащему


Система пенсионного обеспечения в России предусматривает различные виды оснований для начисления материального обеспечения. Одним из них является выслуга.

Собственно, под ней следует понимать определенные периоды осуществления трудовой или служебной деятельности, которые дают право на какие-либо льготы.

Бесплатно по России

К последним относятся различные денежные прибавки и выплаты, а также возможность досрочного выхода на пенсию.

Механизм выслуги лет применяется по отношению к представителям далеко не всех профессий, а лишь к занятым в определенных, установленных законом сферах. На соответствующие льготы могут рассчитывать военнослужащие, работники правоохранительных и иных силовых структур.

С некоторыми условностями специальный стаж присутствует у педагогов и медицинских работников. Кроме этого, выслугу имеют государственные и муниципальные служащие. На последних следует остановиться более подробно.

Что такое муниципальная пенсия

Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.

Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.

Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.

Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.

Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.

Кто относится к муниципальным служащим

Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.

Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.


Основными характерными признаками муниципальной службы являются:

  • курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
  • исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
  • нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
  • финансирование происходит из средств местных бюджетов.

Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:

  • руководителей;
  • специалистов.

Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.

Кроме этого, муниципальные служащие могут иметь различные знаки классности – чины и ранги. В зависимости от наличия того или иного разряда, чиновнику положены различные надбавки к должностному окладу.

Пенсия у муниципальных служащих

Служащие муниципальных органов имеют те же права на пенсионное обеспечение, что и работники остальных сфер. Они могут рассчитывать на страховую пенсию по старости. Однако решение о повышении соответствующего возраста для данной категории работающих было принято раньше, чем для остальной части населения.

Последние новости говорят, что в 2019 году чиновники вправе рассчитывать на страховые пенсионные выплаты по достижении более позднего возраста, чем остальные граждане.

Возраст выхода

Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.

В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).


Необходимый стаж

Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.

Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.

Расчет муниципальной пенсии

В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.

Формула расчета муниципальной пенсии такова:

СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.

БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.

Н – надбавки.

МП – размер муниципальной пенсии.

Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.

Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.

Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.

Оформление муниципальной пенсии

Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.

Список документов

Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о доходе за последний год;
  • пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
  • СНИЛС (при наличии);
  • военный билет (при наличии).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.

Куда и когда обращаться

Муниципальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается за счет местного бюджета. Для ее оформления муниципальный служащий должен обратиться в отдел кадров организации, где он и трудится, предоставив соответствующие документы.

Чиновник вправе обратиться за ее получением в любое время после возникновения у него данного права.

В соответствии с действующим законодательством лицам, которые заняты на муниципальной службе, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – по выслуге лет. Рассчитывать на ее получение могут только те должностные лица, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – не менее 16,5 лет в 2019 году.

Полезное видео

Более подробно о возрасте выхода муниципальных служащих смотрите в видео:

Скажите а что доплату к пенсии муниципальному служащему отменили или заморозили и на какой срок?


Нет,не отменили. Уточните в ПФР о начислении и выплате доплаты.


Если пенсионер получающий доплату к пенсии за стаж муниципальной службы, зарегистрирован главой КФХ, положена ли ему доплата.


Данное условие должно быть отражено в муниципальном правовом акте о порядке и условиях назначения и выплаты муниципальной надбавки к пенсии.


Должна ли облагаться подоходным налогом ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципального служащего в Санкт-Петербурге.



Положена ли по Закону доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим районного звена?


Нет. Может, имеется в виду муниципальная пенсия по выслуге, которая по сути и является доплатой к трудовой пенсии?


Как так получается что назначенная доплата к пенсии муниципальному служащему уменьшается при индексации страховой пенсии.


Действительно так и получается, при индексации страховой пенсии, пенсия по старости поглощает пенсию за выслугу лет. Тем не менее есть минимальный размер пенсии за выслугу лет, ниже которого пенсия за выслугу лет быть не может, независимо от индексации. В каждом муниципальном образовании минимальный размер свой.



По соответствующим региональным и местным актам.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ

"О муниципальной службе в Российской Федерации"

"Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи

1. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

2. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

3. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами".


Чиновники муниципалитетов стали «испытательным полигоном» по тестированию предстоящих пенсионных реформ.

Таково общественное мнение по поводу нового порядка присуждения пенсий муниципальным служащим.

Время выхода на заслуженный отдых этой категории постепенно начинает сдвигаться на более поздние сроки. Подробнее о пенсионе региональных чиновников читайте далее.

Кто относится к данной категории граждан

В дебатах, прениях, сообщениях СМИ местных чиновников часто причисляют к государственным гражданским служащим. Формально это не правильно, поскольку муниципалитеты не являются госорганами.

С административной точки зрения статусы госслужащих и региональных функционеров разграничены:

  • государственники представляют структуры исполнительной, законодательной и судебной власти федерального и субъектного уровней;
  • главное предназначение чиновника муниципалитета – профессиональная деятельность в органах местного самоуправления. Это хозяйственники, которые решают повседневные задачи, организуют жизнеобеспечение подчиненных территориальных образований, реализуют распоряжения госвласти.

С точки зрения трудового права статус муниципального чиновника подразумевает:


  • замещение должностей и выполнение функций муниципального образования;
  • работу на постоянной основе с заключением срочного либо бессрочного контракта;
  • материальное содержание за счет местной казны;
  • многоуровневое регулирование социально-правового положения.

Региональными законами утверждаются реестровые перечни должностей, штатные расписания с классификацией в следующем порядке:

  • характер полномочий – руководители или специалисты;
  • образовательный уровень и объем компетенций – высшие, главные, ведущие, старшие, младшие служащие;
  • разрядная квалификация – I, II, III классы, ранги и чины.

Работники, производящие техническое обслуживание органов самоуправления, не являются муниципальными служащими.

В соответствие со ст. 5 ФЗ № 25 «О муниципальной службе» муниципальные служащие и государственники практически уравнены по своему правовому статусу. Порядок приема на службу, ограничения, квалификационные требования, исчисление выслуги, фактически идентичны.

Касаемо пенсионного обеспечения на муниципалов распространяются права госслужащих в полном объеме. При этом пенсия местного чиновника не может превышать пособие государственного пенсионера в аналогичной по характеристикам должности.

Правовое регулирование вопроса

Нормативная база представлена федеральными законами:


  • № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
  • № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
  • № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
  • № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.

Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.

Порядок назначения и начисления пенсионного обеспечения

В рамках действующего законодательства установлены следующие виды муниципальных пенсий:

  • по выслуге лет – если количество отработанного времени соответствует нормативным требованиям;
  • страховые пособия по старости – по факту достижения пенсионного возрастного порога;
  • по инвалидности, ставшей результатом профессиональных травм и общих заболеваний.

Юридически правомерно назначение одновременно двух видов выплат – по выслуге и определенной доли по возрасту.

Пенсион по старости (страховая часть)

С января 2017 года возрастной порог, на протяжении десятилетий стабильно державший установленные ранее сроки, был законодательно увеличен. Однако принципы субсидирования и начисления пособий остались прежними. Заявитель может уйти с работы и оформить пенсию по двум направлениям – по труду и возрасту.


Государственные служащие теперь относятся к пилотному проекту – для них установлен ежегодный рост требуемых лет – для мужчин – 65, для женщин – 63 года.

Кроме того, теперь необходимо иметь стаж, который по состоянию на 1 января 2019 года составит не мене 10 лет, причем ежегодно этот показатель будет расти.

Выплаты в связи с утратой трудоспособности

Граждане страны имеют полное право в случае утраты нетрудоспособности и ограничения своих физических возможностей претендовать на получение пособия по инвалидности, оформив предварительно данный статус с подтверждением групповой принадлежности.

Однако, планируя завершить карьеру, чиновник должен выбрать какое-то одно обеспечение: по выслуге либо инвалидности.

Выслуга лет

Компенсационные ежемесячные начисления за выслугу лет – основной вид материального обеспечения подавляющего количества граждан преклонного возраста, ушедших на залуженный отдых.

Человек имеет право на их оформление при соответствии следующим условиям:

  • достижение пенсионного возраста, установленного Федеральным законодательством на конкретный период времени;
  • страховой срок – не менее 10 лет в 2019 году с перспективой планомерного увеличения до 15 к 2025 году;
  • коэффициент, не ниже 16,2 с увеличением до 30 к тому же периоду.

Основания для расторжения трудового договора:


  • реорганизация подразделения;
  • штатные сокращения;
  • присуждение инвалидности;
  • достижение максимального возраста службы;
  • собственное желание оформить пенсию по возрасту.

Увольнение должно производиться с муниципальной должности, на которой кандидат отработал не менее года.

Размеры выплат

Пенсионное пособие по выслуге лет рассчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев службы. Размер пенсиона составляет 45% от годового среднего.

При этом из расчетной суммы исключаются:

  • пенсия по старости и инвалидности;
  • базовая часть страховой пенсии.

В субъектах могут действовать региональные нормативы начислений. К примеру, в Москве расчет проводится по 55-процентному исчислению. Но это, скорее, исключение из правил.

За каждый календарный год службы сверх 15-летнего норматива чиновнику полагается 3-процентное увеличение пенсии.

Предельный совокупный размер с учетом страховой и «послужной» частей не должен превышать 75% среднегодового заработка служащего.

Доплаты и единовременные пособия


Единовременное выходное пособие при оформлении пенсиона. Его размер зависит от действующего оклада служащего непосредственно перед увольнением, стажа службы и региональных условий.

Повышение размера пенсии. Происходит при увеличении довольствия муниципальных и гражданских чиновников. Также, по нормам ст. 18 закона № 400, страховая доля муниципального пенсиона подлежит индексации 1 февраля на размер фактической инфляции за предшествующий год.

Пенсия чиновника вырастет и при увеличении стоимости ИПК. По закону перерасчет проводится 1 апреля.

Последние новости и изменения в данном вопросе

Пока последние изменения на законодательном уровне коснулись в основном государственных служащих. По остальным категориям граждан поправки носят скорее эпизодический, нежели системный характер и не повлекли за собой значительных цифровых изменений касательно пенсионного возраста. Исключение – муниципалитетные служащие.

Кроме того, увеличен индексационный уровень – с81,5 до 85,8 в текущем году при планируемом росте инфляции в 4,3%. После того, как пособия проиндексируют, размер фиксированной суммы добавочных выплат будет приравнен к 5334 рубля 19 копеек.

Прежде всего, изменения затрагивают возрастные нормативы и требования к стажу.

Пенсионный и предельный возраст

Для служащих муниципалитетов он повышается с 2017 года. Учитывая крайне непопулярный и болезненный характер инициативы, реформы идут поэтапно. Планка сдвигается ежегодно на 6 месяцев.

В итоге возраст для оформления пенсии должен составить:

  • 63 года для женщин к 2032 году;
  • 65 лет для мужчин к 2026 году.

В 2019 году оформить пенсион по выслуге лет сотрудницы муниципальной службы вправе с 56 лет, сотрудники – с 61.

Максимальный возраст службы в муниципальных органах – 65 лет без условий по гендерному принципу. В связи с этим исчезает норматив срочного контракта. Договора служащих, заключенные на определенный отрезок времени, с 01 января 2017 года считаются бессрочными.

Увеличение стажа

Продолжительность муниципальной службы, позволяющая обратиться за пенсией по выслуге лет, к 2026 году возрастет до 20 лет. Принцип изменений аналогичен: в календарный год норма службы увеличивается на полгода.

Соответственно, в 2019 году в послужном периоде претендента на муниципальную пенсию должно насчитываться 16 лет работы в соответствующих должностях.

Кого не коснутся нововведения

Законом предусмотрены случаи, когда в 2019 году чиновник сможет оформить пенсию по ранее действовавшему принципу:

  • во-первых, это лица, успевшие расторгнуть контракт до 1 января 2017 года с соответствующими требованиями выслуги и стажа;
  • послабления действуют для служащих с послужным стажем от 20 лет, оформляющих пенсию уже после 1 января;
  • если у чиновника с 15-летней выслугой на момент вступления в силу закона 143 до 01.01.17 возникло право пенсии по старости или инвалидности.

О данных нововведениях смотрите в следующем видеосюжете:


При определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

В администрацию Тындинского района поступило определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 году, который отменил решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 года. Бывшей главе Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет.

Людмила Шамрай обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет. В обоснование требований она ссылалась на то, что с 27 декабря 1996 года по 10 января 2005 года она замещала должность главы администрации села, а с 28 ноября 2009 года получает пенсию за выслугу лет в размере 16 836 руб. Такое решение 1 декабря 2009 года приняла администрация Первомайского сельсовета (45% базового денежного вознаграждения по должности).

7 мая 2014 года Людмила Шамрай обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельсовета, в котором просила произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу новой редакции Устава этого населенного пункта. Действующая глава администрации сельского отказала ей в этой просьбе. Такое решение было принято в связи с тем, что нормативными правовыми актами перерасчет пенсии за выслугу лет не предусмотрен.

Не согласившись с отказом, пенсионерка просила районный суд признать незаконным решение администрации Первомайского сельсовета от 26 мая 2014 года, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу изменений, внесенных в Устав Первомайского сельсовета и положение от 27 августа 2008 года № 21, то есть с 25 января 2012 года, исходя из ее стажа муниципальной службы (стаж Людмилы Бонифатьевны – 11 лет 11 месяцев 1 день). Женщина просила установить ей «муниципальную доплату» к пенсии по старости в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

26 ноября 2014 года решением Тындинского районного суда Амурской исковые требования Людмилы Шамрай были удовлетворены. Отказ администрации села в перерасчете пенсии был признан незаконным. На ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет Людмиле Шамрай пенсии за выслугу лет с 25 января 2012 года в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельсовета.

В администрации Первомайского сельсовета с данным решением не согласились, посчитав, что тратить средства скудного местного бюджета на повышения муниципальных пенсий неразумно. Однако в судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Глава Первомайского сельсовета подала в Верховный Суд Российской Федерации кассационную жалобу для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Людмилы Шамрай.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Так, в Верховному Суде посчитали, что на момент выхода Людмилы Шамрай на пенсию в п. 4 положения от 27 августа 2008 г. № 21 был закреплено, что лицу, замещавшему должность администрации Первомайского сельсовета, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности администрации Первомайского сельсовета сроком семь и более лет – 45% денежного вознаграждения по соответствующей должности.

Решением администрации Первомайского сельсовета Людмиле Шамрай была установлена пенсия за выслугу лет в размере 12 879,54 руб. (45% денежного вознаграждения по должности главы администрации). В дальнейшем в связи с повышением денежного вознаграждения по должности главы администрации женщине производился перерасчет пенсии за выслугу лет: в мае 2010 года размер пенсии истца за выслугу лет составлял 13 638,6 руб., в августе

года – 15 411,64 руб., в октябре 2012 года – 16 337,34 руб., в октябре 2013 года – 17 235,45 руб.

Решением Первомайского сельского Совета народных депутатов от 31 мая 2011 года был принят Устав Первомайского сельсовета, в части 3 ст. 29 было предусмотрено, что при замещении должности главы Первомайского сельсовета в течение свыше двух сроков исполнения полномочий главе в связи с выходом на пенсию устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45% базового денежного вознаграждения по должности.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области и муниципальными правовыми актами для территории Первомайского сельсовета (ч. 3 ст. 29 Устава).

Решениями Первомайского сельского Совета народных депутатов от 25 января 2012 г. № 156 и 156/1 в часть 3 ст. 29 Устава села и п. 4 положения от 27 августа 2008 г, № 21 были внесены изменения, согласно которым при замещении должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов сроком свыше трех лет исполнения полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75% базового денежного вознаграждения по должности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права. Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, которые работали на одной и той же должности в администрации села и были уволены в разное время.

Кроме того, суд посчитал, что при определении размера муниципальных доплат бывшим чиновникам надо исходить из реалий сегодняшнего дня и обеспеченности бюджетов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила, что решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. необходимо отменить. В удовлетворении исковых требований Людмилы Бонифатьевны Шамрай к администрации Первомайского сельсовета о перерасчете пенсии за выслугу лет было отказано.

В 2010 году вышла на пенсию по старости из администрации города, являясь муниципальным служащим. С момента выхода на пенсию дополнительно к пенсии по старости мне назначили муниципальную пенсию за выслугу лет, согласно решения совета народных депутатов города от 2001 года.Размер муниципальной пенсии за выслугу лет составл 4500 руб., а на 31.12.2013г. с учетом индексации 7000 руб. В декабре 2013 года решение совета народных депутатов города от 2001 года утратило силу, принято новое, по которому мне назначается пенсию в размере 3000 руб. В новом решении имеется пункт "Администрации города рекомендуется пересчитать ранее назначенные пенсии в сторону уменьшения". Законно ли это и реально ли отсудить ранее назначенную пенсию в размере 7000 руб., ведь закон обратной силы не имеет?Очень нужна Ваша помощь!!

Добрый день, Валентина!

Вероятно, вы имеете в виду надбавку к пенсии для муниципальных служащих, установленную правовым актом МО?

Да, именно надбавка , установленная правовым актоом МО

Да, именно надбавка , установленная правовым актоом МО

Пример судебного решения аналогичного спора в вашем регионе.

Дело № 2-1037/2010 год

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2010 года

Суздальский районный суд Владимирской области в составе:

судьи Матвеевой И.И.,

при секретаре Панфиловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале гражданское дело по иску Кузиной Л.С. к администрации об обязании возместить недоплаченную надбавку к пенсии, компенсации морального вреда, признании не утратившим силу распоряжение главы города Суздаля,

у с т а н о в и л:

Кузина Л.С. обратилась в суд с иском к администрации Суздальского района Владимирской области, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, об обязании ответчика возместить недоплаченную надбавку к пенсии за период с 28 мая 2008 года по 28 сентября 2010 года в размере руб., взыскании компенсации морального вреда в сумме руб., а также просила признать распоряжение главы города Суздаля от 29.09.2000 года № не утратившим силу.

В обоснование иска указала, что распоряжением главы города Суздаля от 29.09.2000 года №, ей была установлена ежемесячная доплата в размере 61% к установленной государственной пенсии по возрасту. В связи с утверждением в 2008 году нового Положения о порядке назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном образовании Суздальский район, доплат к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, ранее замещавшим должности в органах власти и управления, общественных организациях Суздальского района, исполнявших функции государственного управления, с 28.05.2008 года ей был произведен перерасчет размера доплаты, то есть дополнительная пенсия снизилась с руб. до руб.

Считала, что распоряжение главы города Суздаля от 29.09.2000 года № не утратило силу, поскольку отсутствует соответствующий документ.

По мнению истца, произведенный перерасчет ежемесячной доплаты за выслугу лет к государственной пенсии, снижает уровень её пенсионного обеспечения и не соответствует Конституции Российской Федерации (статьи 7, 8, 39 части 1 и 2, 55 часть 3).

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении. Ссылалась на причинение ответчиком ей морального вреда, который выразился в нравственных страданиях.

Представитель ответчика - администрации Суздальского района - Логинов Д.В., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения иска, пояснив, что перерасчет доплаты к трудовой пенсии по старости истцу произведен на основании решения Совета народных депутатов Суздальского района от 28.05.2008 года № 54 «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Суздальский район, доплатах к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, ранее замещавшим должности в органах власти и управления, общественных организациях Суздальского района, исполнявших функции государственного управления». Доплата к трудовой пенсии Кузиной Л.С. установлена в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом базовой части трудовой пенсии по старости и определена в размере руб.

Представитель третьего лица - администрации города Суздаля - Захаров О.А., действующий по доверенности, полагал иск необоснованным, поскольку перерасчет доплаты к пенсии произведен истцу в соответствии с действующим законодательством, с учетом изменений. Пояснил, что решение Суздальского городского Совета народных депутатов от 23.12.1999 года № «О мерах по реализации статьи 20 Закона Владимирской области «О муниципальной службе во Владимирской области», на основании которого принималось распоряжение главы города Суздаля от 29.09.2000 года №, решением того же Совета народных депутатов от 17.06.2008 года №, признано утратившим силу.

Представитель третьего лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Суздале Владимирской области - уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.75), в судебное заседание не явился. Начальником Управления Нефедовой Г.М. предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 76).

Выслушав объяснения сторон, представителя администрации города Суздаля, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению иска.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

На основании части 2 статьи 3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствии с данным федеральным законом.

Законом Владимирской области от 30.05.2007 № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области определено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законом Владимирской области «О государственной гражданской службе во Владимирской области».

Согласно части 4 статьи 16 Закона Владимирской области от 27.08.2004 № 135-ОЗ «О государственной гражданской службе во Владимирской области» гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего за вычетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из предоставленных материалов, Кузиной Л.С., замещавшей муниципальную должность ведущего специалиста, инспектора отдела образования администрации города Суздаля, исходя из стажа муниципальной службы 12 лет 5 дней, установлена с 27 сентября 2000 года ежемесячная доплата в размере 61% к государственной пенсии по старости. Распоряжение № главы города Суздаля от 29.09.2000 года об установлении доплаты к пенсии издано на основании решения Суздальского городского Совета народных депутатов № от 23.12.99 г. ( л.д.30-33).

В соответствии с решением Совета народных депутатов Суздальского района от 26.01.2006 года № 44 «Об утверждении «Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии муниципальным служащим муниципального образования Суздальский район и лицам, ранее замещавшим должности в органах власти и управления, общественных организациях города Суздаля и Суздальского района, исполнявших функции государственного управления» выплата ежемесячной доплаты муниципальным служащим администрации города Суздаля, в случае её установления до 1 января 2006 года, производится за счет средств районного бюджета (л.д. 67-72).

Решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.05.2008 года № 54 «О пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании Суздальский район, доплатах к трудовой пенсии по старости (инвалидности) лицам, ранее замещавшим должности в органах власти и управления, общественных организациях Суздальского района, исполнявших функции государственного управления» утверждено Положение о порядке назначения пенсии за выслугу лет указанной категории лиц (л.д. 36-42).

На основании пункта 3 названного Положения, с учетом изменений, внесенных решением Совета народных депутатов Суздальского района от 24.02.2010 года № 11 (л.д. 43-44), муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Муниципальным служащим, которым на момент принятия Положения, были установлены доплаты при наличии стажа муниципальной службы менее 15 лет, размер пенсии устанавливается в соответствии с нормами настоящего Положения, исходя из стажа муниципальной службы - 15 лет.

В случае, если размер назначенной муниципальным служащим пенсии за выслугу лет получается и менее рублей, то при наличии стажа муниципальной службы до 15 лет назначается пенсия за выслугу лет в размере рублей, при стаже свыше 15 лет - рублей (л.д. 36-40, 43-44).

Совет народных депутатов муниципального образования город Суздаль решением от 17.06.2008 года № 52 утвердил Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании город Суздаль в соответствии с которым муниципальные служащие и лица, замещающие муниципальные должности в муниципальном образовании г. Суздаль, на момент вступления в силу Закона Владимирской области «О муниципальной службе во Владимирской области» (30.05.2007 г. № 58-ОЗ) и позднее имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств бюджета города.

Указанным решением Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль постановлено считать утратившими силу решения, в том числе, от 23.12.1999 № 149 «О мерах по реализации статьи 20 Закона Владимирской области «О муниципальной службе во Владимирской области (л.д. 87-90).

Анализируя приведенные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления, изменив в 2008 году ранее установленный порядок расчета доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, действовал в рамках, предоставленных в области социальной защиты ему полномочий.

В связи с утратой силы решения Суздальского городского Совета народных депутатов от 23.12.1999 года № 149 «О мерах по реализации статьи 20 Закона Владимирской области «О муниципальной службе во Владимирской области не имеется оснований для признания действующим распоряжения главы города Суздаля от 29.09.2000 года №, изданного на основании названного акта.

Представителем ответчика представлен расчет доплаты к трудовой пенсии Кузиной Л.С., согласно которому размер доплаты составляет 1200 руб. (л.д. 78).

Суд полагает, что размер доплаты определен в соответствии с установленным порядком выплаты пенсий муниципальным служащим, исходя из стажа службы истца, должностного оклада, за вычетом фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Уменьшение размера выплат в связи с изменением правового регулирования не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии. Из доказательств по делу следует, что размер трудовой (базовой либо страховой части) пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не снижен (л.д. 16), а поэтому нет оснований для постановки вопроса о нарушении пенсионных прав истца.

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд основывается на следующем.

В соответствии со ст. 151, 1099 ГК Российской Федерации компенсация морального вреда допускается, когда совершаются действия, посягающие на личные неимущественные права гражданина либо на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях предусмотренных законом.

Судом не установлено, что действиями ответчика были нарушены личные неимущественные права истца либо допущено посягательство на принадлежащие ему другие нематериальные блага.

При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования Кузиной Л.С.

об обязании возместить недоплаченную надбавку к пенсии за период с 28 мая 2008 года по 28 сентября 2010 года в сумме руб., взыскании компенсации морального вреда в размере рублей, признании не утратившим силу распоряжение главы города Суздаля от 29.09.2000 г. № - оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Исковые требования Кузиной Л.С. к администрации Суздальского района Владимирской области об обязании возместить недоплаченную надбавку к пенсии за период с 28 мая 2008 года по 28 сентября 2010 года в сумме руб., взыскании компенсации морального вреда в размере рублей, признании не утратившим силу распоряжение главы города Суздаля от 29.09.2000 г. № - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд в десятидневный срок с момента его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20 октября 2010 года.

Читайте также: