Начисление военной пенсии в 1998 году

Порядок оформления военной пенсии регулируется ФЗ РФ № 4468-1 (от 12.02.1993). Согласно его нормам оформить военную пенсию могут работники силовых структур, которые соответствуют одному из следующих условий:

  • Стаж службы в ВС или иных силовых ведомствах составляет не менее 20 лет.
  • Претенденту исполнилось 45 лет, а его общий трудовой стаж составил не менее 25 лет, из которых на военную службу приходится не менее 12,5 лет. При этом увольнение происходит по причине пенсионного возраста или из-за проблем со здоровьем, либо по причине реорганизации ВЧ.

Если военнослужащий соответствует условиям, ему назначают военную пенсию. В противном случае рассчитываю ее стандартным способом.

При определении суммы пенсионного обеспечения бывших военных принимают в расчет следующие показатели:

  • Величину денежного довольствия (оклад по должности и оклад по званию).
  • Прибавку, назначаемую за выслугу лет.
  • Выплаты за продовольствие.

Если выслуга на военной службе составляет 20 лет или общий стаж – 25 лет, размер пенсии приравнивают к 50 % от денежного довольствия. За каждый последующий год дополнительно прибавляют 3 %, если он относится к военной службе. При смешанном стаже прибавка составляет 1 % за год. Итоговый показатель не может быть установлен выше уровня в 85 %.

Как считают размер пенсии

Пенсия сотрудников силовых ведомств считается по единой формуле:

РП = Б х (50 % + 3 % х СТ) х ПК

РП – размер пенсии.

Б –.основная база расчета (оклад, плюс прибавки за выслугу).

СТ – величина стажа в годах сверх установленного минимума в 20 лет.

ПК – величина понижающего коэффициента на текущий момент.

Если у военнослужащего смешанный стаж, для расчета пенсии применяют следующую формулу:

РП = Б х (50 % + 3 % х СТ) х ПК

Используются такие же величины. Меняется только размер прибавки к пенсии сверх 12,5 лет военного стажа.

Если служба проходит в районах Крайнего Севера, дополнительно при расчетах используются региональные повышающие коэффициенты.

В 2019 году при расчете пенсий учитывается величина понижающего коэффициента. С 1 октября его размер составил 73,68 %.

Все желающие в интернете могут найти онлайн калькуляторы для расчета военных пенсий. Они представлены на множестве сайтов и действуют по простому принципу. От пользователя потребуется только внести нужные показатели в определенные графы: должность и звание, срок службы и пр.

Разброс величин военных пенсий может быть существенным: от 6 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в зависимости от звания и срока службы.

Последние повышения военных пенсий

В 2012 году Президент РФ подписал Указ № 604 (от 07.05.2012), согласно которому ежегодная индексация военных пенсий должна быть на 2 % выше уровня инфляции за прошедший период.

В 2018 году военные пенсии увеличивали на 4 %. Понижающий коэффициент тогда составил 72,63 %.

В 2019 году 1 октября пенсии проиндексировали на 6,3 %. Увеличили ПК до уровня 73,68 %.

Пример расчета пенсии

Майор Петров увольняется из ВС с должности командира батальона. Стаж военной службы у него на момент увольнения составляет 24 года.

Должностной оклад – 24 тыс. руб.

Оклад по званию – 11 тыс. 500 руб.

Величина прибавки за выслугу лет - 10 тыс. 650 руб. (24 000 + 11 500) х 30 %

Размер базовой величины, от которой рассчитывают пенсию – 46 тыс. 150 руб. (24 000 + 11 500 + 10 650).

За каждый дополнительный год сверх 20 лет военного стажа полагается 3 %, значит, у Петрова имеется 12 %.

46 150 х (50 % + 12 %) = 28 тыс. 613 руб.

Сумму далее следует умножать на ПК

28 613 х 73,68 = 21 тыс. 82 руб.

Основные выводы

  1. Рассчитывать на военную пенсию могут лица, имеющие минимальную выслугу службы.
  2. Военную пенсию могут назначить при смешанном стаже, если срок военной службы составил не менее 12,5 лет.
  3. Размер пенсии зависит о величины денежного довольствия.
  4. Военную пенсию рассчитывают по специальной формуле.
  5. При отсутствии минимального военного стажа, насчитывается простая страховая пенсия.
  6. В 2019 году военные пенсии были увеличены на 6,3 %.
  7. Для удобства расчета лучше пользоваться онлайн калькуляторами.

Дополнительные популярные вопросы

Вопрос: Может ли военный пенсионер оформить еще вторую страховую пенсию?

Ответ: Если военнослужащий после увольнения из ВС устроится работать по гражданской специальности, он имеет право на оформление страховой пенсии. В 2019 году для ее получения нужно соответствовать следующим параметрам:

  • Достичь возраста 61,5 лет для мужчин и 56,5 лет для женщин.
  • Иметь гражданский трудовой стаж не менее 11 лет.
  • Накопить на своем счете не менее 18,6 ИПК.

За оформлением страховой пенсии следует обращаться в отделение ПФР или в МФЦ.

Остались вопросы - задайте их прямо сейчас?

Если у Вас возникнут вопросы вы можете задать их по телефонам горячих линий юристам:

Мой муж ветеран ВС МО. В прошлом году военным пенсионерам через суды стали выплачивать эту разницу. Но мой муж не успел (умер). Имею ли я право на получение этой недополученной суммы.

Ответы юристов


В соответствии со статьей 1183 Гражданского Кодекса, недополученная по любой причине пенсия, наследуется на общих основаниях.

Вам нужно обратиться к нотариусу с заявлением о принятии наследства, а потом от своего собственного имени в суд за взысканием.

Вопрос № 4164115


Ответы юристов


В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» на офицеров, прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении определённого возраста или по состоянию здоровья, распространяется соц помощь. Но чтобы получить её, общая продолжительность службы должна составлять 20 лет. Если же отслужили 25 лет и более, то основание увольнения не играет никакой роли. Полагается:

? медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских учреждениях, возмещение расходов за проезд к месту лечения и обратно (один раз в год), а также денежная компенсация на него;

? компенсация на проведение летнего оздоровительного отдыха детей (в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно);

? компенсация уплаченного земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Льготы по оплате услуг ЖКХ, к сожалению, не предусмотрены. Но Законом города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 ветеранам военной службы, достигшим общегражданского пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предусмотрена 50%-ная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.

Вопрос № 11531507


Военные пенсионеры и их семьи (жёны в частности) должны иметь бесплатное лечение. Но поскольку военные госпиталя убрали во многих регионах и ТД..напрашивается вопрос: ПОЧЕМУ ОНИ ДОЛЖНЫ ЛЕЧИТЬСЯ ЗА СВОЙ СЧЁТ? Я считаю, что мин обороны должны как-то компенсировать их лечение..

Ответы юристов


Военные пенсионеры имеют особый статус и, в связи с этим, помощь от государства получают и в виде пенсий, и в виде определенных льгот. Льготы, которые действуют уже несколько лет, для военных пенсионеров сохранены будут и в 2015, и в 2016 годах.

Все военнослужащие после увольнения имеют право на пенсионные выплаты:

— по достижению сорока пятилетнего возраста, имеющие причину увольнения по здоровью; в этом случае они должны иметь военный стаж двенадцать с половиной лет, а общий стаж от двадцати пяти лет;

— при стаже более двадцати лет; выплачивается пенсия с учетом региональных коэффициентов.

— военные пенсионеры, как и большинство граждан, имеют право на медицинское бесплатное обслуживание, включая услуги протезирования и помощь ортопедическую; такую же льготу получить могут все члены военного пенсионера, включая жену и детей до восемнадцатилетнего возраста; если же дети получили инвалидность до совершеннолетия, то срок льготы продлевается; в случае учебы ребенка на очном обучении в высшем учебном заведении, льгота продлевается для него до двадцати трех лет; -предоставляется пожизненно обслуживание медицинское, а также санаторно-курортное в учреждениях Минобороны; действует такая льгота в случае, если выслуга лет более двадцати, для офицеров, семей офицеров, а для прапорщиков и мичманов с выслугой двадцати календарных лет;

— нуждающегося в жилье военного пенсионера должны обеспечить жилой недвижимостью;

— выплачивается военному пенсионеру компенсация за путевки в санаторий, профилакторий, дома отдыха — семьдесят пять процентов; в случае, если он имеет инвалидность, то путевка выдается бесплатно; семьи военного пенсионера имеют право на путевку с пятидесятипроцентной скидкой;

— не выплачивают военные пенсионеры налоги на землю и на имущество физических лиц, а если они уже оплачены, то им обязаны вернуть компенсацию;

— предоставляется проезд бесплатный военному пенсионеру, у которого необходимость возникла пролечиться в стационаре другого города; -вернут в перечень в наступившем году убранные в 2012 году льготы для военных пенсионеров; например, такие как, выплата военному пенсионеру компенсации в размере шестисот рублей, а для членов семьи по триста рублей; было это сделано в связи с программой по благоустройству армейской сферы;

— теперь смогут получать военные пенсионеры вместе со своими семьями и дополнительные льготы;

— на транспортный налог льготы каждым регионом устанавливается отдельно;

— в Москве военные пенсионеры могут пользоваться правом бесплатной поездки на муниципальном общественном транспорте: метро, автобусе, трамвае, троллейбусе, кроме маршрутных такси и такси.

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ


а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Как видим, из оснований пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим, уволенным в запас или от¬ставку, были исключены: повышение стоимости жизни и оплаты труда и повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Кроме того, была нарушена взаимосвязь правовых норм, согласно которым размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и, соответственно, военные пенсии под¬лежали пересмотру пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих (при этом размеры денежного содержания военнослужащих должны были пересматриваться Правительством России в порядке и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих /п. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» /).
Де-факто указанная взаимосвязь неоднократно нарушалась. Так, в период 01.01.1995 - 28.02.1998 военным пенсионерам не были пересмотрены их пенсии в связи с повышением на 25% должностных окладов военнослужащих. Правительство России откладывало на неопределенный срок решение указанной коллизии. В октябре 2007 г. о данном ущемлении прав военных пенсионеров один из них в ходе «прямой линии» сообщил Главе нашего государства. Вопрос с пересмотром военных пенсий был решен «задним числом», лишь благодаря личному вмешательству Президента России, который 18.10.2007 "обнародовал" Указ № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной за¬щиты отдельных категорий пенсионеров» , которым Правительству России было поручено произвести лицам, ранее проходившим военную службу, единовременную доплату к их военным пенсиям в связи с увеличением военнослужащим должностных окладов на 25% за период 01.01.1995 - 28.02.1998 .
Далее, с 01.03.2005 было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счет введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада, но эта надбавка не учитывалась при исчислении и перерасчете военных пенсий . В том же году военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и это не учитывалось при расчете и перерасчете военных пенсий . Аналогичным образом обстояли дела в от¬ношении иных многочисленных надбавок, премий, поощрительных выплат военнослужащим, действовавшим до конца 2011 года .
В результате в России сформировалась практика повышения уровня денежного довольствия военнослужащих за счет введения различными подзаконными нормативными правовыми актами надбавок, иных доплат к их денежному содержанию. Основа же указанного содержания - оклады по должности, воинскому или специальному званию - оставались, по сути, без пересмотра, адекватного инфляции в стране и, следовательно, не осуществлялся надлежащим образом законодательно предусмотренный перерасчет в сторону увеличения военных пенсий, резко снижался коэффициент их замещения.
До недавнего времени в расчет пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу, включалась действительная стоимость выдаваемого им продпайка (денежная компенсация за продпаек). В период 01.01.2000 - 31.11.2007 в расчет входила явно заниженная денежная сумма: 20 рублей в сутки. Большинство военных пенсионеров мирились с таким положением дел, но тысячи обращались в суды и выигрывали соответствующие дела . Это стало предметом рассмотрения Конституционном Судом России, который в своем решении от 14.12.2004 № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», закрепленного статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное норматив¬но-правовое значение для целей исчисления и пересмотра военных пенсий: увеличение любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих для исчисления им пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе стоимости продпайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, необходимо обусловливает и пересмотр военных пенсий .


Показательно, что, по оценке группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к концу 2007 года долг государства военным пенсионерам (тем, кто в суды не обращался) в части недоплаченных им компенсаций за продпаек достиг 100 млрд руб. (для сравнения: это чуть менее 1/8 расходов на оборону страны, предусмотренных федеральным бюджетом в 2007 году в размере 822 млрд руб.) .
Правительство России отреагировало на сложившуюся ситуацию неадекватно. Им были, в частности, инициированы изменения в нормативные правовые акты, регулирующие денежное довольствие и продовольственное обеспечение военнослужащих, штатных сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и их пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми с 01.12.2007 стоимость прод¬пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, уже как бы и не входила, но, тем не менее, сохранялась - путем ее «поглощения» окладом по воинскому (специальному) званию. В рас¬чет оклада по воинскому (специальному) званию была включена не действительная стоимость продпайка (по экспертным расчетам составившая в 2001-2007 годах - 2000-4000 руб.), а, опять-таки, заниженная его стоимость - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки. Было за¬явлено, что с «поглощением» денежной компенсации за продпаек окладом по воинскому (специальному) званию, она (компенсация) будет автоматически индексироваться при его (окладе) индексации .
На основании ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , работодатели уплачивают за своих работников страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Эти взносы затем отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников и учитываются при исчислении и перерасчете им трудовой пенсии, установленной на основании Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Военные же пенсионеры, работающие по трудовому до¬говору (контракту) и получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом России от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.», не имели возможности получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах. Нелепость ситуации была очевидной постольку, поскольку страховые взносы - это «индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (ст. 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Складывалась ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе лишь в качестве «доноров», а не полноценных участников. Это побудило многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло и до Конституционного Суда России, куда обратился с жалобой, в частности, военный пенсионер В.В. Наумчик, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, и соответствующий возраст, но получивший отказ ПФР в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
В своей жалобе в Конституционный Суд России он оспорил конституционность пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , согласно которым граждане, которые имеют право на разные пенсии (например, труд¬вую или по государственному пенсионному обеспечению), по общему правилу, вправе выбрать из них ту, которая их больше устроит. Суд согласился с довода¬ми заявителя, приняв решение, по которому законодателю надлежало в срок не позднее 01.01.2007 предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо военной пенсии по государственному пенсионному обеспечению , и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР .
В срок до 01.01.2007 законодатель не уложился, приняв позже Федеральный закон Российской Феде¬рации от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации по вопросам пенсионного обеспечения»22, на основании которого военные пенсионеры теперь имеют право на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
Но, во-первых, несмотря на то, что Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (25.07.2008), его действие распространяется лишь на соответствующие общественные отношения, возникшие с 01.01.2007: не ясно, как быть с исчислением, расчетом и пересмотром трудовых пенсий работающих военных пенсионеров с учетом страховых взносов, отраженных до указанной даты на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, то есть накопленных, предположим, за период 2002-2006 годов.
Во-вторых, военный пенсионер должен иметь официально подтвержденный страховой стаж не менее 5 лет, в течение которых ему должна была быть начислена «белая» заработная плата, а работодатель дол-жен был ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в ПФР.
В-третьих, военному пенсионеру необходимо достичь общегражданского пенсионного возраста (60 лет -для мужчин и 55 лет - для женщин) .
На пенсионном учете в военных комиссариатах Рос¬сии на середину 2010 г. находилось порядка 1,5 млн бывших военнослужащих, около 519 тысяч получали пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий (46% от общей численности военных пенсионеров), а средняя пенсия офицера запаса составляла около 7 тысяч рублей. В целом же средние размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, составляли 25-30% от общего объема денежного довольствия военнослужащих . Пенсии в Минобороны России оказались значительно меньше, чем у бывших чиновников и пенсионе¬ров других «силовых» ведомств и на порядки меньше, чем у военнослужащих США и других экономически развитых стран Запада . Зато, нашим военным пенсионерам, достигшим общегражданского пенсионного возраста, предлагается уповать на вторую пенсию, которая редко у кого превышает 1 тысячу рублей.
Предоставив военным пенсионерам возможность получения страховой части трудовой пенсии по старости, государство, следовательно, стремится держать их на рынке труда. Ведь установка многих ветеранов военной службы работать после увольнения в запас или в отставку - вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и сравнительно низким размером военных пенсий. Право на трудовую пенсию по достижению общегражданского пенсионного возраста ими востребовано до тех пор, пока размеры их пенсий по государственному пенсионному обеспечению не достигнут величины достойного защитников Родины уровня жизни. Если это произойдет, то 70% работающих военных пенсионеров уйдут на заслуженный отдых .
В 2011 году состоялось принятие двух федеральных законов: «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Первое лицо государства уже объявило, что с 01.01.2012 военные пенсии увеличены в 1,6 раза .
Фактически Руководством страны Минобороны России дан «карт-бланш» на проведение крупнейшей за последние десятилетия финансовой реформы Российских Армии и Военно-Морского Флота. Причем ее инициаторы, ссылаясь на так называемую Стратегию социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, публично уверяют граждан России, что наши военные пенсионеры станут жить гораздо лучше, чем прежде .
На самом деле, в конце 2011 года на встрече с ново¬избранными депутатами нижней палаты Парламента России заместитель министра обороны России по финансово-экономической работе В.Е. Чистова обнародовала основные направления данной реформы: отменить все социально-значимые льготы военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей; ликвидировать пропорциональную увязку повышения окладов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий, легализовать масштабный разрыв между ними - на фоне минимум 3-кратного увеличения окладов денежного содержания военнослужащих военные пенсии увеличить в среднем на 50-70%.
Адмирал В.П. Комоедов, бывший Командующим Черноморским флотом ВМФ России, ныне - член комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сравнил «формулы Чистовой» с присно памятным 122-м законом о «монетизации» льгот , обратив особое внимание на то, что «для ограниченного, оставшегося в новом облике, офицерского корпуса денежное довольствие, действительно, существенно увеличится, учитывая установку, данную Президентом России о том, что денежное довольствие командира взвода должно составлять в среднем более 50 тысяч рублей в месяц, а командира батальона - более 100 тысяч рублей», а вот «наши военные пенсионеры станут жить еще хуже» . И, похоже, что он прав.

Автор: Хмелевский Сергей Владимирович, к.ф.н., доцент

У военнослужащих, выходящих в отставку, возникает ряд злободневных вопросов:

  1. Кому положена военная пенсия?
  2. Какие виды военных пенсий существуют?
  3. Чем отличается военная пенсия от гражданской?
  4. Какими документами регламентируется расчет военной пенсии?
  5. Как самостоятельно произвести предварительный расчет пенсии?
  6. Кто может получать две пенсии?
  7. Кто может получить вторую пенсию
  8. Онлайн Калькулятор военной пенсии

В наших дальнейших материалах мы постараемся максимально полно ответить на все эти вопросы.


Кто имеет право на военную пенсию

Военные пенсии отличаются от социальных или страховых пенсий, прежде всего, условиями назначения. Для военнослужащих разработан особый, льготный порядок назначения пенсий до достижения общего пенсионного возраста. Кроме того, военные пенсии выплачиваются не Пенсионным фондом РФ, а непосредственно фондами Министерством обороны, ФСБ, ФСИН, МВД.
Основные правила назначения военных пенсий регулируются ФЗ № 4468-1. В нем перечислены структуры, прохождение службы в которых дает право на военное пенсионное обеспечение:

  • Министерство обороны РФ;
  • Органы внутренних дел РФ;
  • Учреждения и Органы уголовно-исправительной системы;
  • Органы по контролю за оборотом наркотических средств;
  • Органы противопожарной безопасности.

Какие виды военных пенсий предусмотрены государством

Условно военные пенсии можно разделить на 3 вида:

  • Пенсия по выслуге лет назначается военнослужащим, стаж службы которых в перечисленных выше структурах составляет не менее 20 календарных лет. Такая пенсия назначается бессрочно. Выплаты могут быть прекращены только в случае смерти пенсионера.
    Пенсия по смешанному стажу назначается лицам, достигшим 45-летнего возраста, уволенным со службы в результате ОШМ, имеющим общий стаж не менее 25 лет, 12,5 из которых составляет военная служба. Пенсия назначается пожизненно.
  • Пенсия по инвалидности назначается в соответствии со справкой МСЭ инвалидам I, II, III группы на период действия этой справки.
  • По потере кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи: детям и несовершеннолетним лицам, находящимся на иждивении, - до 18 лет; детям (иждивенцам), обучающимся в учебных заведениях на стационарной форме – до 23 лет; супругам, достигшим 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин – бессрочно.


Вопрос о назначении военной пенсии

Чтобы оформить военную пенсию, лицам, имеющим такое право, необходимо обратиться в пенсионные органы служб и министерств, в которых граждане проходили службу, или в Пенсионный фонд по месту жительства. Орган выбирается в зависимости от обстоятельств, влияющих на пенсионные выплаты.

Нормативные документы, которые учитываются при расчете военной пенсии

На размер военной пенсии влияет оклад по воинскому званию; оклад по занимаемой должности; величина надбавки за выслугу лет; стаж выслуги. Эти данные регламентируются законами:

  • ФЗ № 306 и ФЗ № 309 (2011 г.) В этих законах определяются все виды довольствия для лиц, служащих по призыву (оклад и другие выплаты), и лиц, проходящих службу по контракту (оклад по званию).
  • ФЗ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. определяет максимальный размер пенсионных начислений для военных пенсионеров.
  • ФЗ № 76 от 27 мая 1998 г. определяет права и льготы военных пенсионеров.
  • Постановление Правительства № 992 от 5 декабря 2011 г. определяет порядок установления должностных окладов в соответствии с должностями и званиями военнослужащих, проходящих службу по контракту.


Как рассчитать размер военной пенсии

На размер пенсии влияет множество факторов, но ориентировочную сумму военнослужащие могут рассчитать самостоятельно.
Итак, в основную военную пенсию входит( 50% заработной платы (оклад по воинской должности (ОД) + оклад по воинскому званию (ОЗ)), надбавка за выслугу лет (НВЛ), 3% за каждый год сверхсрочной службы (СС), но не более 85%) х понижающий коэффициент (ПК). В 2017 году он составляет 72,23%.
((ОД + ОЗ + НВЛ) х 50 + (ОД + ОЗ + НВЛ)х 3)) х ПК= размер военной пенсии
Покажем расчет на примере. Иванов И.И. вышел в отставку в 2017 г. по выслуге лет, военный стаж составил 21 год. Его оклад по должности командира отделения составлял 15 000 руб., а по званию капитана-лейтенанта – 11 000 руб. Надбавка за стаж составляет 30 % (от 20 до 25 лет). 3 % от совокупного денежного довольствия за 1 год службы свыше 20 лет.
((15000 + 11000+ 7800) х 50 %+ (15000 + 11000 + 78000) х 3%)) х 72,23 = 12 939 руб. 28 коп.
Важно! При начислении пенсии также учитывается районный коэффициент (например, в Чукотском АО он равен 2; в Республике Коми – 1,6; в Кемеровской области – 1.3 и т.д.); наличие иждивенцев; наличие наград и званий; надбавки за квалификационные категории и пр. Не всегда мы можем получить очередное звание и более высокооплачиваемую должность во время работы, однако мы можем повысить денежную выплату существенно за счёт стажа.
В следующей статье мы расскажем, какие категории военных пенсионеров имеют право на вторую пенсию.

Читайте также: