Начисляется ли пенсия человеку который пропал без вести

Прошло 5 лет, как пропала мама, в сентябре 2017 года признали умершей. В 2012 году пенсионный фонд перечислял её пенсию на карточный счет, затем без всяких оповещений сняли всю сумму. Правомерны ли действия пенсионного фонда и обязаны ли они выплатить пенсию за все 5 лет.



Нет не правомерны, поскольку человек признан умершим.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

Статья 25. Прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии

1. Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае:

1) смерти пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты;

2) истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

3) утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;

4) непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) отказа пенсионера от получения назначенной страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

2. Выплата страховой пенсии по инвалидности наряду со случаями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, прекращается:

1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. При этом сумма страховой пенсии за период со дня достижения пенсионером указанного возраста учитывается при выплате назначенной страховой пенсии по старости;

(в ред. Федерального закона от 23.05.2016 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренного подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

3) со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

3. Восстановление выплаты страховой пенсии производится:

1) в случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или о признании пенсионера безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда;

2) по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

3) при подаче пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании пункта 5 части 1 настоящей статьи - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

4. При восстановлении выплаты страховой пенсии право на страховую пенсию не пересматривается. При этом размер указанной пенсии определяется заново в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. В случае, если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

5. По желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь.

6. При восстановлении выплаты страховой пенсии по старости, выплата которой была прекращена в связи с отказом от ее получения, или при назначении указанной пенсии вновь учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, имевшие место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации), не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 года.

7. При обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 настоящей статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.

8. В случае, если после прекращения выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1 (в связи с отменой решения суда об объявлении пенсионера умершим или о признании пенсионера безвестно отсутствующим), 2 и 4 части 1 настоящей статьи право на выплату указанной пенсии было утрачено, выплата страховой пенсии подлежит восстановлению в соответствии с частью 3 настоящей статьи либо по желанию пенсионера страховая пенсия может быть назначена вновь в соответствии с настоящей частью.

9. Заявление пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для этого документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии дает обратившемуся лицу разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

10. Заявление пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

11. В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для восстановления выплаты страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

12. В случае отказа в удовлетворении заявления пенсионера о восстановлении выплаты страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

Здравствуйте. Помогите пожалуйста, в 2010 г. мой дедушка ветеран труда был признан без вести пропавшим (пропал в лесу), в 2015 г. по суду был признан умершим. Когда его супруга (моя бабушка) оформляла наследство, ей сказали, что за период 2010-2015 г. она должна была получить его пенсию, поскольку умершим он признан только в 2015. Пенсионный фонд тянет с ответом, говорят, что начислений нет. Кто прав? как быть, на какую статью ссылаться? С ув. Екатерина

  • Vk
  • Twitter
  • Facebook

В консультации принимали участие




Ответы экспертов



  • Консультация на сайте

  • По телефону
  • Whatsapp/Viber
  • В чате

  • Создать задачу

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 N 173- ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии прекращается в случае признания пенсионера в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с 1- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или решение суда о признании его безвестно отсутствующим. Аналогичное положение содержится в ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях".

Таким образом, начислению, выплате и наследованию подлежит только неполученная на день признания безвестно отсутствующим пенсия. В период безвестного отсутствия дедушки бабушка, при определенных обстоятельствах, могла оформить пенсию по утере кормильца, если ее собственная пенсия, например, была меньше.





    2016-10-28 13:18:07


Татьяна

По решению суда человек был признал безвестно отсутствующим. Как получить неполученную пенсию за безвестно отсутствующего как наследство?



  • Консультация на сайте

  • По телефону
  • Whatsapp/Viber
  • В чате

  • Создать задачу

Вы должны различать термины безвестно отсутствующий и признан умершим. Наследство можно открыть, когда человека признают умершим и выдадут свидетельство о смерти.

Статья 43 ГК РФ Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Мой бывший муж не платит алименты, а сыну 16 лет.Задолженность у бывшего мужа большая.Найти его не могут.Я на розыск подала, только время тянут. Сказали, что, еще год должен пройти, тогда подадите в суд, что без вести пропал, а раньше нельзя?

Здравствуйте Екатерина!
При отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, обязательство, даже подтвержденное вступившим в законную силу судебным актом, остается неисполненным, а нарушенные права взыскателя - не восстановленными.
Зачастую должники находятся в розыске длительное время, розыскные дела прекращаются в связи с выполнением всех исполнительно-разыскных мероприятий, конечная цель - получение денежных средств на содержание несовершеннолетнего ребенка - не достигается.
Гражданским законодательством предусмотрен институт признания гражданина (в том числе должника по исполнительному производству) безвестно отсутствующим.
Согласно ст. 42 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При этом последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются соответствующим законодательством. Как следует из положений ст. 42 ГК РФ, с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим может обратиться заинтересованное лицо. Под заинтересованным лицом понимается взыскатель по исполнительному производству, для которого и наступят правовые последствия в виде права на получение мер государственной поддержки в связи с признанием должника безвестно отсутствующим.
Ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. К нетрудоспособным членам семьи в силу положений статей 2, 54, 80 Семейного кодекса РФ относятся и несовершеннолетние дети, которых родители обязаны содержать до достижения ими 18-летнего возраста. При этом семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е. вступившим в законную силу судебным актом.
Таким образом, признание должника, обязанного по исполнительному производству уплачивать алиментные платежи на содержание несовершеннолетнего ребенка, безвестно отсутствующим влечет за собой возникновение у указанного ребенка права на получение пенсии по потере кормильца, а также иных установленных федеральным и региональным законодательством выплат.
Подтверждение юридического факта безвестного отсутствия должника обеспечивает фактическое восстановление права ребенка на получение денежного содержания (хотя и из иных источников).
Признание гражданина безвестно отсутствующим осуществляется в судебном порядке; рассматриваются гражданские дела данной категории районными судами в порядке особого производства (глава 30 ГПК РФ).
Анализ судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения дел указанной категории, показывает, что предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим охватывает установление судом следующих фактов и обстоятельств:
- места жительства должника;
- факта отсутствия должника по месту жительства и сведений о его месте пребывания в течение года;
- принятых заявителем мер по розыску должника;
- невозможности установления места нахождения должника;
- наличия правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличия материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим;
- наличия обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться.
Таким образом, основными данными, определяющими исход судебного разбирательства, являются результаты проведенных в отношении лица, признаваемого безвестно отсутствующим, разыскных мероприятий, в ходе которых собственно и устанавливаются все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу.
В связи с этим в ряде случаев суды признают достаточным комплекс исполнительно-разыскных мероприятий, проводимых судебным приставом-исполнителем в порядке ст. 65 Закона об исполнительном производстве; в ряде же случаев судами принимаются решения об отказе в удовлетворении требований именно по причине того, что розыск осуществлялся не должностными лицами органов внутренних дел.
Например, Апелляционным определением Омского областного суда от 20.01.2016 по делу N 33-273/2016 признано законным решение суда нижестоящей инстанции, которым должник по алиментным обязательствам признан безвестно отсутствующим. При этом суд посчитал, что материалы, собранные в рамках разыскного дела, заведенного судебным приставом-исполнителем, являются достаточными для принятия положительного решения.
Решением Ленинского районного суда Волгоградской области от 16.01.2017 по делу N 2-65/2017 признан безвестно отсутствующим должник по исполнительному производству о взыскании алиментных обязательств, в отношении которого судебным приставом-исполнителем было заведено разыскное дело. При оценке доказательств судом указано на достаточность материалов, собранных в рамках исполнительно-разыскных мероприятий.
Отказывая в удовлетворении аналогичных требований, Верховный Суд Республики Татарстан (Апелляционное определение от 25.04.2016 по делу N 33-7484/2016) указал на то, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагаются обязанности осуществлять розыск лиц, пропавших без вести. В данном случае розыск должника компетентным органом не производился. Служба судебных приставов не является уполномоченным органом, наделенным правом розыска безвестно отсутствующих лиц.
Таким образом, вы можете обратиться в суд раньше, чем пройдет срок в 1 год, но есть вероятность, что суд посчитает, что розыск должен проводиться именно органами МВД и откажет в заявлении.


В 2018 году государство внедрило дополнительную меру воздействия на должников, которые уклоняются от своих родительских обязанностей и не платят алименты. Самого алиментщика могут признать без вести пропавшим, а его детям – назначить пенсию по потере кормильца.

В данной статье Фонд «Без барьеров», расскажет о том, как получить алименты от государства на несовершеннолетнего ребенка по потере кормильца, а также как признать недобросовестного неплательщика безвестно отсутствующим, про размер выплат от государства и юридические последствия для признанного гражданина отсутствующим без вести.

Рады сообщить Вам, что с 02.07.2020г. в помещении фонда по адресу: Адрес: г. Москва, Варшавское шоссе д.76, корп.2, со стороны “Коворкинг центра” ведется личный прием по всем юридическим вопросам.

Для инвалидов, малообеспеченных семей, пенсионеров, при предоставлении подтверждающих документов консультации по всем юридическим, в том числе социальным вопросам ведется бесплатно. Также Вы можете обратиться с любым вопросом к дежурному юристу на нашем сайте https://barrier-free.ru/, заполнив обратную форму или позвонив по телефону: 8(985)448-8-448

Законодательное регулирование

Выплата пенсии по потере кормильца от государства, как альтернатива алиментам, была узаконена в 2018 году через принятие 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”». Закон внес изменения в Гражданский процессуальный Кодекс и ФЗ-229 от 2007 года «Об исполнительном производстве» (дополнена ст. 65 в ч. 16).

Через принятие закона государство защитило широкий круг граждан, которые не получают алименты от отца или матери ребенка. Если должника признают отсутствующим без вести, то дети получат пенсию по потере кормильца. Право на получение пенсии при пропаже кормильца без вести гарантировано несовершеннолетним в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

До марта 2018 года суды нередко отказывались признавать должника по алиментам, пропавшим на том основании, что его бывшая семья не обращалась в полицию для начала розыскных мероприятий. Указанное требование содержал Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) до принятия вышеуказанного закона.

Следует учесть, что еще в 2012 году полномочия по розыску должников были переданы от органов внутренних дел к ФССП (Федеральную службу судебных приставов). И когда граждане обращались за розыском в полицию, им отказывали, так как поиск должника не относился к компетенции ОВД. Возникал замкнутый круг.

Законодательная поправка не снимает с должника ответственности по обеспечению своих детей и не принята в пользу алиментщика. Когда отец или мать объявятся, им предстоит погасить задолженность перед государством.

Также законодателями рассматривалась еще одна мера поддержки для неполных семей: предполагалось создание региональных алиментных фондов по законопроекту № 489583-6. Согласно ему, планировалось перечислять алименты всем одиноким матерям, если отец ребенка не участвует в жизни ребенка в силу различных причин: если бывших супругов разыскивают органы МВД, ФССП, они имеют инвалидность или ухаживают за недееспособным родственником и пр. Но законодательная инициатива окончательно отклонена в 2017 году.

Понятие пенсии по потере кормильца

Пенсия по потере кормильца – это ежемесячная денежная выплата от государства, позволяющая семьям, где умер или пропал без вести основной кормилец, получать средства на иждивение от ПФР.

Когда неплательщика не смогут найти в течение года, то взыскателю дадут возможность признать его безвестно отсутствующим и получать пенсию по потере кормильца. Ее размер в конечном итоге может оказаться больше самих алиментов.

Лица, имеющие право на получение алиментов от государства

Возможность получения пенсии по утрате кормильца взамен алиментов возникает в том случае, когда судебный пристав не может найти неплательщика. Это позволяет бывшей супруге должника подать в суд на признание лица безвестно отсутствующим.

До 2018 году получение такого статуса было проблематичным: суд запрашивал сведения только у полицейских; предварительно необходимо было возбуждать уголовное дело о пропаже. Теперь данные о том, что человек пропал, и его местонахождение неизвестно, суду могут сообщить приставы.

Для оформления алиментов от государства родственные связи должны быть установлены должным образом. Мать-одиночка или отец-одиночка не вправе рассчитывать на получение алиментов, так как в графе с родителем у них стоит прочерк. По этой причине они не могут оформить и пенсию по утрате кормильца, так как формально не имеют с ним родственных связей.

Хотя на региональном уровне для одиноких родителей предусмотрены дополнительные выплаты и гарантии.

Условия признания должника безвестно отсутствующим

Для признания должника без вести пропавшим требуется, чтобы одновременно были соблюдены нескольких условий:

  1. Жена подала на алименты, и они официально назначены судом (как альтернатива судебному решению может выступать нотариально заверенное соглашение об алиментах), открыто исполнительное производство.
  2. В течение 1 года приставы не смогли определить местонахождение должника и одобрили взыскателю старт процесса в суде.
  3. Жена или иная заинтересованная сторона инициировали в суде процесс признания без вести пропавшим. Автоматически данный статус гражданину не присваивается.

Писать заявление в полицию о пропаже и инициировать дело о розыске жене теперь не нужно.

Статус «без вести пропавшего» не является равнозначным статусу «умершего», хотя и дает семье право на пенсию по утрате кормильца. Но, например, инициировать процедуру вступления в наследство в отношении имущества должника не выйдет.

Как получить алименты от государства, если отец не платит и признан безвестно отсутствующим

Алименты от государства – это фактически пенсия по потере кормильца. Государство перечисляет членам семьи без вести пропавшего не только пенсию, но и прочие компенсации, связанные с приобретением статуса пенсионера. Получатели могут рассчитывать и на льготы по земельному и имущественному налогу и пр.

Процедура получения алиментов от государства предполагает прохождение ряда этапов:

  1. Супруга обращается в суд с исковым заявлением на взыскание алиментов.

  1. Суд выносит приказ или решение о назначении алиментов, что является основанием для старта исполнительного производства.
  2. Судебный приказ поступает к приставам, которые в течение 2 месяцев после возбуждения исполнительного производства обязаны его принудительно исполнить.
  3. Если приставы самостоятельно не приняли меры для поиска должника, то взыскателю предстоит обратиться к ним с заявлением о начале розыскных мероприятий. Целью приставов является определение места проживания должника, фиксация его отсутствия по адресу проживания и сведений в течение года.
  4. Если в течение года розыскные мероприятия не привели к результатам, то приставы обязаны проинформировать об этом должника. При этом они предлагают ему обратиться в суд с иском о признании безвестно отсутствующим и разъясняют процесс взыскания долга. Обращение в ОВД для розыска гражданина после принятия нового закона не потребуется.
  5. Заинтересованная сторона подает исковое заявление в суд. Подобные дела подлежат рассмотрению по нормам Главы 30 ГПК в рамках исполнительного производства.
  6. В ходе рассмотрения дела по существу судья может запросить нужные сведения в службе судебных приставов (по ч. 1 ст. 278 ГПК). При этом процедура также защищает права должника: судебные приставы должны доказать, что ими были предприняты все возможные меры по розыску алиментщика, но они завершились безрезультатно. В судебном заседании обязательно участвует прокурор, органы опеки и попечительства (чтобы назначить управляющего в отношении имущества должника). При необходимости допрашиваются свидетели. Также суду предстоит запросить сведения по последнему месту работы гражданина, в ФНС, ПФР, ГИБДД, ЗАГСе, в медицинских учреждениях и прочих организациях.
  7. В случае удовлетворения иска на руках у заявителя остается судебное решение о признании должника без вести пропавшим.

Если гражданин, который признан без вести отсутствующим, вдруг объявится, то по ст. 44 Гражданского кодекса и 280 Гражданского процессуального кодекса суд отменит ранее принятое решение.

С заявлением об отмене решения может обратиться сам пропавший или иные заинтересованные стороны: ПФР, органы социальной защиты или опеки, получатель алиментов и пр.

Подача искового заявления о признании лица без вести пропавшим

Исковое заявление о признании лица без вести пропавшим передается районному суду по месту жительства должника или заявителя (ст. 276 ГПК). Законодательство предусматривает несколько способов передачи заявления, среди которых можно выбрать наиболее подходящий вариант:

  • через канцелярию;
  • по почте;
  • по доверенности.

Заявление должно содержать указание на тот факт, что истинной целью его передачи является получение пенсии по потере кормильца взамен алиментов и изложение обстоятельств, подтверждающих отсутствие данных о местонахождении должника. В нем можно дополнительно ходатайствовать о вызове свидетелей, истребовании документов у ФССП и прочих инстанций.

Подача искового заявления предполагает уплату госпошлину в размере 300 рублей. Реквизиты для оплаты стоит предварительно уточнить в судебной инстанции.

К исковому заявлению прилагаются:

  • паспорт;
  • копия постановления об объявлении в розыск должника и его имущества;
  • копия постановления о размере алиментов;
  • справка от приставов о сумме задолженности;
  • копия приказа о назначении алиментов.

Процедура назначения пенсии по потере кормильца ПФР

После признания должника без вести отсутствующим гражданину следует обратиться в ПФР с заявлением о назначении пенсии. Оно может быть передано:

  • в отделении ПФР;
  • через МФЦ;
  • по почте;
  • через интернет на сайте Госуслуги или в личном кабинете плательщика ПФР.

Помимо заявления, в ПФР необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • решение суда о признании без вести пропавшим;
  • документы, свидетельствующие о родстве (свидетельство о рождении, заключении брака и пр.);
  • прочие документы.

Если заявление передается через личный кабинет, то удостоверения личности, гражданства и возраста лица не понадобятся.

После обработки поступившей информации лицу будет назначена пенсия, выплачиваемая ежемесячно. Получатель вправе самостоятельно выбрать один из способов получения выплат:

  1. На банковский счет, карту платежной системы «МИР» (с июля 2020 года социальные выплаты можно получать только на карту национальной платежной системы).
  2. На дом.
  3. Через почту или курьерской службой.

Пенсию на ребенка родитель сможет оформить на свой счет в банке либо на счет ребенка.

Стоит учитывать, что после того, как должник объявился, получателю алиментов стоит незамедлительно сообщить об этом ПФР и ФССП для прекращения перечисления пенсии. В противном случае, получателю выплат грозит гражданская ответственность по ст. 1102 Гражданского кодекса за необоснованное обогащение.

При противоправном получении от государства крупной денежной суммы в виде пенсии за утрату кормильца возможно и наступление уголовной ответственности по ст. 159.2 Уголовного кодекса за мошеннические действия при получении социальных выплат.

Размер выплаты

Размер пенсии нередко оказывается больше суммы алиментов. Он зависит от трудового стажа должника и некоторых других факторов:

  1. Страховая пенсия перечисляется, если должник за свою жизнь проработал хотя бы день и за него перечисляли взносы в ПФР. Она начисляется, как 50% от фиксированной выплаты к пенсии (5686,25 р. в 2020 году) + страховая пенсия (ее размер не является фиксированным и определяется по страховому стажу и пенсионным баллам). Страховая пенсия всегда выше социальной, ее средний размер в 2020 году составляет около 16,4 тыс. р.
  2. Социальная пенсия переводится в адрес лиц, которые никогда не работали. Она составляет 5606 р., но для неработающего пенсионера предусмотрена доплата до прожиточного минимума в регионе. В среднем величина прожиточного минимума пенсионера составляет 9311 р. Например, в Москве это 12507 р., в Санкт-Петербурге – 9514 р.

Государственную пенсию платят военнослужащим, космонавтам и прочим лицам, имеющим заслуги перед государством, но только в случае их гибели. Поэтому в рассматриваемой ситуации она не назначается.

Продолжительность выплаты

Продолжительность выплаты пенсии зависит от категории получателя. Пенсия может быть назначена в адрес:

  • несовершеннолетних детей, и тогда ее будут выплачивать до 18 лет;
  • детей должника, обучающихся на очной форме в вузе или колледже, которым выплаты пролонгируются вплоть до достижения 23 лет;
  • нетрудоспособной супруги, которая находится в отпуске по уходу за ребенком (до 1,5 или до 3 лет).

Если дети уже достигли совершеннолетия, то им предстоит регулярно подтверждать факт обучения на очной форме и того, что они не были отчислены. Для этого они предоставляют в ПФР справку из учебного заведения.

В период распространения коронавируса эту обязанность отменили и выплаты продлевают автоматически.

Последствия для алиментщика в случае признания его безвестно отсутствующим и неуплату алиментов

Юридические последствия получения статуса безвестно отсутствующего включают следующие:

  1. Должника снимут с учета по месту проживания. Это может выяснится алиментщиком в любой момент: например, у него возникнут проблемы с оформлением статуса ИП или получением загранпаспорта.
  2. Имущество будет передано в доверительное управление. Так, если у должника есть в распоряжении квартира, то ее могут сдать в аренду и на вырученные деньги выплачивать алименты без согласия самого собственника.
  3. Ребенка должника смогут усыновить без согласия отца (по ст. 130 Семейного кодекса).
  4. Трудовой договор с должником могут расторгнуть в одностороннем порядке.
  5. Брак должника может быть расторгнут в одностороннем порядке через ЗАГС, несмотря на наличие детей (на основании ст. 19 Семейного кодекса).
  6. Некоторые типы гражданско-правовых сделок признаются недействительными. Например, могут аннулировать доверенность на продажу недвижимости, оформленную без вести пропавшим, и пр.

Чтобы восстановить свои права, должнику предстоит обратиться в суд и подтвердить свою личность. Его обязательства по алиментам не аннулируются и их предстоит погасить, а также вернуть долг перед государством (равный сумме выплаченной пенсии).

Не снимаются с должников и стандартные ограничения, накладываемые из-за неуплаты алиментов. В их числе:

  1. Сохраняются ограничения при выезде за пределы РФ при сумме долга сверх 10000 р.
  2. Неплательщика могут лишить родительских и водительских прав.
  3. Злостным неплательщикам грозит административная или уголовная ответственность. По ст. 17.14 и 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции 1000-20000 р. Должнику грозят и привлечение к обязательным работам до 150 часов либо арест до 15 суток. Злостная неуплата алиментов предполагает уголовное наказание по ст. 157 Уголовного кодекса в виде исправительных работ, ареста до 3 месяцев или лишения свободы на год.
  4. За просрочку при уплате алиментов предусмотрена неустойка 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.
  5. Арест денежных средств и имущества должника, возможность взыскания имущества в рамках исполнительного производства.

Применение комплекса штрафных санкций должно побудить алиментщика погасить задолженность.

Таким образом, ФЗ-48 от 2018 года упростил процедуру признания должника без вести пропавшим в случае неуплаты им алиментов. Теперь для этого не требуется проведение розыскных мероприятий, но безвестно пропавшим человека по-прежнему может признать только суд. Детям и бывшей супруге это предоставляет право на оформление пенсии по утрате кормильца вместо алиментов. В результате место плательщика бывшего супруга занимает государство в лице ПФР. Если алиментщик объявится, ему предстоит погасить долги перед Пенсионным фондом.

Дополнительные выплаты, по мимо пенсии по потери кормильца.

Перечень дополнительных мер поддержки определяется на уровне региона. Например, в Москве пенсионерам по данному основанию полагается бесплатное питание в школах, право на материальную помощь, бесплатный проезд и медикаменты.

Если местонахождение отца известно, но алименты он не платить. На какие выплаты можно рассчитывать от государства

В этом случае можно оформить пособие для ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов. Задачу по взысканию алиментов с должника должна выполнять ФССП, которая наделена для этого широким арсеналом средств.

Алименты матерям-одиночкам от государства

Нет, но они могут оформить различные компенсации и пособия, гарантированные им на региональном уровне.

Закон о создании алиментного фонда для выплаты алиментов матерям-одиночкам и ряду других получателей остался на стадии инициативы и был отклонен Госдумой в 2017 году.

Если отец не работает, полагаются ли алименты от государства.

Алименты матери могут быть назначены при нахождении в отпуске по уходу за ребенком. Отсутствие официальных доходов не является основанием для освобождения от алиментов на ребенка: в этом случае они назначаются судом в фиксированной сумме или в виде процента к среднему заработку в регионе. После образования задолженности по алиментам взыскание могут наложить на имущество отца.

Многие инвалиды не могут отстоять свои права и получить помощь, которая им положена по закону. Мы помогаем людям добиться справедливости, рассказываем их о том, как они могут изменить свою жизнь к лучшему. Мы защищаем их право на жилье, работу, медицинское обслуживание и достойную жизнь. Эта ежедневная работа юристов невозможна без вашей поддержки. Пожалуйста, нажмите на кнопку, переведите любую сумму и помогите нам защитить права инвалидов и других людей, которым ежедневно нужна помощь.


Хотя такие выплаты в целом были регламентированы еще до войны, и далее это направление постоянно развивалось. А 25 ноября 1943 г. порядок оформления «военных» пенсий был даже распространен на семьи гражданских моряков, работающих в зоне боевых действий. Другой сорок первый. Как сражались 22 июня 1941 года бойцы и командиры Красной армии


Начать, пожалуй, стоит с самой проблемы «пропавших без вести».

На самом деле эта формулировка абсолютно объяснима, поскольку для военных (и вообще для органов власти) наличие либо отсутствие конкретной информации о человеке является важным показателем. Если он погиб и это зафиксировано свидетелями, в донесениях о потерях указывалось прямо: «оставлен на поле боя, занятом противником», «похоронен на краю села», или на опушке, или при дороге — часто с привязкой к местности.

Если о местоположении ничего не известно, этот статус и фиксировался, такой подход существует доныне.

В боях начального периода войны, во время крупных окружений, как, например, «киевский котел» или Барвенково, формировать сообщения о потерях и передавать их в вышестоящие штабы объективно было некому. В 1941-42 годах Красная армия потеряла основную часть своего предвоенного кадрового состава. Такой была объективная реальность, с которой ничего не поделаешь.

Даже Совинформбюро представило 25 ноября 1941 года в газете «Красная звезда» «следующие неопровержимые данные» о собственных потерях: убитыми 490 тысяч, пропавшими без вести — 520 тысяч. Записывать их в погибшие не было никаких оснований, люди довольно часто оказывались живы.

Среди известных личностей можно привести пример командира партизанского соединения, генерал-майора Михаила Наумова, встретившего войну на западной границе в звании капитана погранвойск. Долгий путь до Брянских лесов занял у него практически полгода, потом был период формирования отряда и первых боев, а еще потребовалось время, чтобы как-то связаться с семьей. Другой сорок первый. Малой кровью, на чужой территории


«…Это случилось в 10 часов утра (в июле 1942 года. — Ред.). Сергей и Валя давно ушли на работу, а я, накормив детей, сидела с Галочкой. Мама хлопотала по хозяйству. Вдруг заметила, что мимо окна прошел не почтальон, а работник телеграфа. Он вошел в комнату и сказал: "Товарищу Наумовой — телеграмма". Я расписалась. Мама настороженно смотрела на меня — лицо мое, я почувствовала, побледнело, а руки дрожали.

Телеграмму я не читала, боялась разорвать бумажную ленту, которая прятала неведомые слова. Да что это со мной? Почему не читаю? Ведь самое страшное уже миновало. Тяжелее того, что я уже знаю, не будет. Промелькнула догадка: это сообщение о месте смерти. Нет, не то. О таком не телеграфируют. Прочитала, откуда телеграмма, — Урал. Выходит, от родных мужа. Читаю: "Михаил жив, здоров, находится в партизанском отряде. Жди писем. Отец», — писала в своем дневнике жена офицера Надежда Трофимовна, находившаяся в эвакуации.

Таких же телеграмм и вообще любой весточки от своих любимых в то время ждали миллионы семей. «Пропал без вести» могло означать что угодно, главное — оставалась надежда.

А денежная сторона была отрегулирована еще в 1940 году Постановлением СНК СССР №1269, устанавливающим пенсии семьям погибших с одним нетрудоспособным в 35% от их среднемесячной зарплаты, с двумя нетрудоспособными — 45%, с тремя и более нетрудоспособными — 60%. И важное примечание: «семьи без вести пропавших в период боевых действий имеют право на обеспечение наравне с семьями погибших».

Тут надо отметить важный момент. В СССР пенсии назначались семье военнослужащего, если он погиб или пропал без вести, а пособия — по факту мобилизации человека на фронт, и платились до смены статуса «жив».

Право на получение пенсий имели так называемые «иждивенцы» — свои и приемные дети до 18 лет, пожилые родители, члены семьи с инвалидностью, бабушки и дедушки, если больше некому было о них заботиться. Тут, конечно, большое значение имела зарплата до призыва в армию, но назначаемые пенсии в городах в любом случае не могли быть ниже 50 рублей при одном, 70 рублей при двух и 90 при трех и более. Погибшая «Москва». Первая крупная потеря Черноморского флота в Великой Отечественной


Учащиеся дети получали пенсию до окончания образования, независимо от возраста, отличники получали пенсию независимо от выплаты им стипендий. В среднем можно говорить о сумме в 100-150 рублей на семью.

И начиная с лета 1941 года местные власти старались максимально широко оповещать людей о правовых нормах, касавшихся выплат вообще, — о них говорили в пунктах мобилизации, в военкоматах, в государственных учреждениях, на привокзальных площадях во время отправки мужчин на фронт, чтобы военнослужащие не волновались за положение семьи. Особо нуждающимся были предусмотрены единовременные выплаты.

Все это регулировалось новыми правовыми документами, Постановлением СНК от 5 июня 1941 г. № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям»; Указом от 26 июня 1941 г. «О порядке назначений выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время»; постановлением СНК № 1902 от 28 июля 1941 г. «Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии».


В Указе, в частности, были такие слова:

«Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии».

Семьям мобилизованных рабочих и служащих пособие назначалось с того дня, по который с ними был произведен полный расчет по месту работы, семьям колхозников и остальных мобилизованных — со дня призыва, а семьям военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, — с момента объявления мобилизации. Улица двух танкистов. Последний бой танка №736


— при наличии одного нетрудоспособного — 100 рублей;

— двух нетрудоспособных — 150 рублей;

— трех и более нетрудоспособных — 200 рублей в месяц в городе и 50% этой суммы в сельских местностях.

Это основные виды выплат, а вариации тоже плавали в пределах этих сумм. Понятное дело, что пособия получали люди, не находившиеся на оккупированных территориях, — для выплат требовалось решение комиссии при городском или районном исполкоме.

Кроме того, военнослужащие получали зарплату и ряд премий (например, за уничтоженную технику противника), пособий, единовременных выплат, полевых денег. Оклад старшины роты составлял 150 рублей, минимальный оклад командира взвода — 625 рублей, командира роты — 750, и как потратить эти деньги, каждый решал сам. Многие отправляли деньги родителям, родственникам, оформляли на них денежные и продовольственные аттестаты. Помните, как у Пикуля в романе «Честь имею»?

«Все складывалось хорошо и по службе, если бы… Если бы не внезапный приказ выехать в Москву. Я не ожидал ничего дурного, но и расставаться с обретенной «семьей» было несладко, тем более к девочкам я сильно привязался, и они плакали, узнав о нашей разлуке. Я оставил «семью» на попечение Дарьи Филимоновны, вручив Луизе свой продовольственный аттестат, отдал ей и все свои деньги, какие у меня тогда были. Сражение за Киев. «Роковое решение», определившее исход войны


— Как-нибудь проживете, — сказал я на прощание. — Никуда не трогайтесь с места, будет надо — я вас найду…»

Кто-то накапливал деньги на личном счету в сберкассе. Другие переводили деньги семьям погибших однополчан — часто такие решения были коллективными. Все это как-то облегчало жизнь в тылу, хотя конечно, основная масса рядовых солдат не имела таких возможностей.

Безусловно, есть и другой аспект: можно ли было на пособие или пенсию прожить?

В условиях военного дефицита и «свободных цен» на рынках, конечно, нет. На полста рублей в тех тыловых регионах, которые охвачены данными статистики, в 1941 году можно было купить килограмм говядины или десяток яиц. Сливочное масло уже стоило неподъемных денег.

Кроме того, ввиду огромного количества погибших и пропавших без вести бюджетов объективно могло не хватать. Тогда уже местные органы власти придумывали разнообразные отговорки или справки, которые должны были сократить поток граждан, претендующих на выплаты. Уманский котёл. Как летом 1941-го попали в окружение две армии РККА


Во многих семьях подтвердят, что они не получали ничего или имели право, но не дождались помощи, поскольку, например, «не могли подтвердить местонахождение». Известны случаи, когда вернувшийся с войны солдат ходил с семьей однополчанина в военкомат и подтверждал, что тот действительно погиб.

Только это уже проблема бюрократии низового уровня: целенаправленной государственной политики по лишению людей выплат не было.

Наоборот, помимо денег государство придумало другие формы социального обеспечения семей военнослужащих: освобождение определенных категорий граждан от налогов, жилищные льготы, снабжение дровами и углем зимой, какими-то видами продуктов, разного рода поблажки с медициной, образованием, перевозками, предоставление бесплатного жилья, поддержание системы детских садов и школ-интернатов с питанием детей, социальное обслуживание на дому и т.д.

С высоты сегодняшнего дня, из своих теплых отдельных квартир с горячей водой и полным холодильником мы можем критиковать советскую власть за то, что она плохо заботилась о людях.

В общем-то это и есть главная претензия к ней на всех уровнях и во всех случаях. Однако для того, чтобы быть объективным в таких претензиях, чаще всего достаточно поинтересоваться, как именно заботится о самых слабых членах своего общества (включая, конечно, семьи пропавших без вести) современное украинское государство.

В большинстве случаев, автор уверяет вас, все претензии покажутся несущественными.

  • Теги
  • украинские мифы,
  • 1941,
  • Великая Отечественная война

Читайте также: