Научная статья пенсионные накопления


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы, существующие в пенсионной системе Российской Федерации после проведения реформы 2015 года. В частности, раскрыты положения, связанные с формированием накопительной пенсии, ее последующей выплатой и перспективой существования данного способа пенсионных накоплений. Предложены варианты реформирования данного вида пенсий Ключевые слова: накопительная пенсия, пенсионная реформа, Пенсионный Фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды. Пенсионная реформа 2015 года внесла существенные изменения в пенсионную систему.

В соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 424 – ФЗ в Российской Федерации устанавливаются два самостоятельных вида пенсий: страховая и накопительная, как известно до 2015 года эти два вида пенсий были частью трудовой пенсии. Накопительная пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии[1].

Получается, что теперь, право на накопительную пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных законом. Таким образом, граждане Российской Федерации могут доверить свои средства либо государственному фонду, либо негосударственному.

Плюсы и минусы обнаруживаются в обоих случаях. Стоит начать с того, что главным доходом накопительной пенсии является именно инвестирование, поэтому граждане должны отдавать предпочтение только эффективным негосударственным пенсионным фондам, которые могут предложить высокую доходность, как правило, превышающею уровень инфляции. В противном случае есть большая степень риска при выходе на пенсию получить ту же самую сумму, которую и отчисляли, плюс ко всему, под влиянием инфляции средства могут существенно потерять в своей стоимости.

Несмотря на все плюсы, в негосударственных пенсионных фондах есть и свои минусы, такие как туманность отдаленного будущего, то есть человек не может быть уверен в том, что фонд не закроется или не обанкротится, например, через 10 лет. Ведь внося деньги сейчас, люди не знают наверняка, будет ли существовать та или иная организация в будущем. И все же существует гарантийная система сохранности пенсионных накоплений, которая заключается в том, что даже если НПФ прекратит свою деятельность по каким – либо причинам, все пенсионные накопления граждан будут возвращены в ПФ РФ.

К минусам относятся и возможны случаи мошенничества, не смотря на пристальное внимание со стороны Центрального Банк РФ. Также стоит выделить такие проблемы, как отсутствие полной защищенности от демографического спада, высокая стоимость затрат на администрирование пенсионных накоплений, которые существенно уменьшают доходы будущих пенсионеров. Главной проблемой ПФР РФ является то, что уже четвертый год подряд в связи с дефицитом средств в ПФР РФ государство «замораживает» накопительную пенсию, то есть накладывает мораторий на ее размещение. В конце августа 2016 года вице – премьер Ольга Голодец объявила о продлении заморозки накопительной части пенсий, сказав о том, что трансферт Пенсионному фонду не закладывается в проект трёхлетнего бюджета, то есть накопительная часть заморожена до 2019 года [4]. И уже 25 октября 2017 Госдума приняла в первом чтении законопроект, который продлевает до 2020 года мораторий на накопительную часть пенсии. [5]

В связи с этим рождается вопрос о целесообразности дальнейшего существования такого вида пенсии. И как видится,заморозку в ближайшем будущем не прекратят, так как, исходя из сложившейся экономической ситуации в стране, Пенсионный фонд России не преодолеет дефицит средств в ближайшее время. Стоит отметить, что результативность пенсионной реформы ставится под сомнение, так как столь долго разрабатываемая инициатива слишком быстро потребовала корректировки и показала печальный результат.

Как отмечал бывший заместитель министра Минздравсоцразвития Александр Сафонов: «Идея накопительной пенсии провалилась, поскольку изначально была ориентирована на богатых граждан, живущих в стабильно растущей экономике. Рабочего плана по спасению пенсионной системы у правительства нет — появлению такого плана препятствуют прежние ошибки, дефицит ПФР, высокая инфляция и «серая» занятость значительной части граждан»[6]. Также в последнее время все чаще обсуждается вопрос по поводу добровольно – принудительной накопительной пенсии.

Суть состоит в том, чтобы привлечь работников к формированию накопительной пенсии. И для большей заинтересованности граждан в Минфине и ЦБ предлагают предоставить льготы в виде налогового вычета, поступающего на счет будущего пенсионера в НПФ. Но данную систему назвать добровольной достаточно сложно, так как участвовать в ней по умолчанию будет все трудоспособное население, и часть их зарплаты будет автоматически уходить на пенсионный счет в один из выбранных НПФ.

В данном случае необходимо обратить внимание на то, что в развитых странах, на которые мы ориентируемся, нет принудительной накопительной пенсии, вместо нее там действует добровольная корпоративная. Так сложилось в США, Франции, Германии. Таким образом, добровольно – принудительная система будет достаточно эффективной лишь на короткий промежуток времени, который будет необходим для выработки у людей привычки копить средства на достойную старость. В дальнейшем наше государство должно плавным образом переходить на добровольную систему[7].

Подводя итоги, следует сделать вывод, что в настоящее время у работающей части населения по факту так и нет новых и эффективных инструментов накопления, чтобы обеспечить себе достойную старость. И чтобы это изменить необходимо проводить реформы до того времени, пока данная система не начнет плодотворно функционировать и обеспечивать и интересы граждан, и интересы государства. Следует начать с введения льгот, таких, как налоговый вычет, который будет поступать на счет пенсионера в НПФ, что существенно повысит привлекательность накоплений. Также необходимо предоставить право будущим пенсионерам досрочно изъять часть накопительных денег в случае необходимости и разрешить досрочно снимать всю сумму накопленных пенсионных денег тем, кто оказался в «сложной жизненной ситуации».

Список использованной литературы:

1.О накопительной пенсии: федер. закон от 28.12.2013 N 424 – ФЗ (ред. от 23.05.2016) Доступ из справ. Правовой системы «СПС Консультант». Источник:http: //


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.11.2016 2016-11-03

Статья просмотрена: 1058 раз

Библиографическое описание:

Якубовская, К. А. Современное состояние и перспективы возможного реформирования накопительной пенсии / К. А. Якубовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 697-702. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34864/ (дата обращения: 07.12.2020).

Современное состояние иперспективы возможного реформирования накопительной пенсии

Якубовская Ксения Александровна, магистрант

Байкальский государственный университет экономики и права

В настоящей статье предпринята попытка дать оценку современного состояния правового регулирования накопительной пенсии и заглянуть в предстоящее ее реформирование.

Ключевые слова: пенсионные системы, накопительная пенсия, концепция индивидуального пенсионного накопления, инвестирование пенсионных накоплений

При высоком научном интересе исследователей проблем в области реформирования пенсионного обеспечения и его адаптации к условиям современного общества, мировой опыт был мало востребован отечественной практикой. До начала 90-х годов не наблюдалось попыток существенного пересмотра систем социального обеспечения. Неспособность пенсионного обеспечения выполнять свои основные функции привела к тому, что пенсионная система России столкнулась с серьезными трудностями и как следствие в конце 90- х годов оказалась в кризисном состоянии.

В российской пенсионной системе действуют два основных компонента: страховая (или распределительная) часть, которая досталась в наследство от СССР, и накопительная часть, появившаяся с 2002 года, когда в России стартовал очередной этап пенсионной реформы.

Если в Советском Союзе, когда в семьях часто было двое и более детей, распределительная система работала нормально, то сегодня, когда число работающего населения сокращается, а количество пенсионеров растет, эта система не способна эффективно решать вопросы пенсионного обеспечения. Российская пенсионная система функционирует следующим образом: с работающих граждан взимаются взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), и эти взносы идут на выплаты пенсионерам. С учетом того, что население стареет и взносов от работников становится меньше, денег на выплаты пенсионерам перестает хватать. Частично эту проблему государство решает трансферами федерального бюджета, но этих денежных средств требуется все больше и больше, а возможности бюджета ограничены, особенно в условиях резко подешевевшей нефти.

Смысл пенсионной реформы 2002 года в России заключался, в том числе, в постепенном включении накопительного элемента, чтобы будущая пенсия, в большей степени, зависела непосредственно от работника, а не от государства.

Внедрение принудительного индивидуального накопления пенсий в рамках системы обязательного социального страхования явилось концептуальной идеей, воплощенной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [2]. Суть этого механизма заключается в следующем. Из страховых платежей, поступающих в ПФР, изымается часть средств и направляются не на выплату текущих пенсий, а на инвестирование в экономику. Планируется, что затем эти средства вернуться застрахованным лицам в виде накопительной части его трудовой пенсии. Названным выше Федеральным законом предусмотрено, что в системе пенсионных накоплений участвуют застрахованные лица 1967 года рождения и моложе. Одним из больших недостатков механизма пенсионных накоплений следует признать, что он не гарантирует полную защиту пенсионных накоплений от инфляции. Государство, к сожалению, не берет на себя такое обязательство.

С момента создания обязательного накопительного компонента в пенсионной системе России федеральный законодатель принимал меры для его развития и совершенствования. Так, дополнительные правовые условия для функционирования накопительного компонента были установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [3]. Названным Законом было предоставлено право женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года и женщинам, родившим (усыновившим) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года (если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) направлять средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на формирование накопительной пенсии. Однако сейчас мы уже можем констатировать, что привлечение материнского (семейного) капитала в качестве источника формирования накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — накопительной пенсии) не получило широкого распространения.

В 2008 году был принят Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [4], который существенно расширил правовые возможности функционирования накопительного элемента в системе обязательного пенсионного страхования. Закон предоставил право каждому гражданину (не зависимо от возраста) на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на формирование накопительной пенсии. При этом условия о размере дополнительных страховых взносов в Законе жестко не регламентировались. Размер дополнительных страховых взносов определялся самими застрахованными или работодателями, принявшими решение об уплате дополнительных страховых взносов в пользу работников. При уплате дополнительных страховых взносов в ПФР застрахованными лицами гарантировалась государственная поддержка в формировании пенсионных накоплений. Размер взноса государства на софинансирование пенсионных накоплений зависел от суммы дополнительных взносов, уплаченных застрахованными лицами за истекший календарный год, но не мог превышать двенадцать тысяч рублей в год. При этом для лиц, достигших пенсионного возраста (60 лет — мужчины и 55 лет –женщины), делалось исключение. Государственная поддержка для них увеличивалась, но не могла составлять более сорока восьми тысяч рублей в год. Следует отметить, что в отличие от формирования пенсионных накоплений в принудительном порядке, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов (далее ДСВ) гарантирует застрахованному право на прекращение уплаты дополнительных взносов по своему усмотрению и возобновлению их уплаты в любое время. Установленная названным Федеральным законом возможность вступления в правоотношения по добровольному формированию пенсионных накоплений имела временные ограничения. 1 октября 2013 года закончился период, в течение которого граждане имели возможность вступить в Программу государственного софинансирования пенсионных накоплений. После этой даты обязательства государства по выплате государственного софинансирования продолжаются для каждого из уже вступивших в Программу в течение 10 лет после его вступления.

Программа государственного софинансирования так и не нашла поддержки у работодателей (по данным ПФР России общая сумма дополнительных страховых взносов — доля взносов работодателей — не превысила 2 %) прежде всего потому, что не предоставляет работодателю реальных стимулов управления кадрами [10].

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) «Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации» [10], подготовленного в 2012 году, наличие обязательного накопительного компонента повышает диверсификацию доходов пенсионеров и снижает зависимость благосостояния пенсионеров от сбалансированности бюджета государства. Последнее является одним из ключевых аргументов ОЭСР, рекомендующей объединение страховых и накопительных компонентов в рамках одной пенсионной системы. Считается, что развитие обязательной накопительной компоненты позволяет повышать устойчивость пенсионной системы к демографическому вызову и замедлять повышение пенсионного возраста.

В то же время следует отметить, что у специалистов имеются противоположные взгляды на обязательный накопительный компонент в системе обязательного пенсионного страхования. Так, Э. Г. Тучкова считает, что принудительный накопительный элемент в системе обязательного пенсионного страхования является чуждым элементом [14, с.58]. По ее мнению, пенсионная реформа, осуществленная в 2002 году и внедрившая обязательный накопительный компонент, основывалась на ошибочной концепции, поэтому завела в тупик пенсионные преобразования в России. В настоящее время вновь на повестке дня стоит вопрос о стратегии дальнейшего развития национальной пенсионной системы [14, с.62].

Специалистами обращается внимание на то обстоятельство, что дополнительный ущерб сбалансированности пенсионному бюджету наносит возрастающий (по причине увеличения числа застрахованных соответствующего возраста) объем отчислений на формирование накопительной пенсии, который в годовом исчислении составляет, примерно, уже десятую часть расходных обязательств [13, с.77]. Видимо это обстоятельство можно считать одной из причин «заморозки» пенсионных накоплений, осуществляемых федеральными органами власти на протяжении уже четырех лет [11]. Кроме того, следует учитывать, что в России высока доля занятого населения, имеющего право на досрочный выход на пенсию, что требует достаточно больших финансовых затрат.

«Пенсионная реформа начала 2000-х годов окончательно провалилась. А ведь ее позиционировали как инновационную — каждый, мол, копит себе на старость сам. Такая система на тот момент была только в Чили, где ее ввел Пиночет. Смысл этой системы был лишь в том, что государство перекладывало ответственность за пенсии с бюджета на самих будущих пенсионеров и работодателей. Работодатели быстро «откосили» от ответственности путем всем известных зарплатных конвертов, и фактически себе на старость стали собирать сами люди с помощью накопительной системы», — рассуждает Николай Платошкин, зав. кафедрой международных отношений, профессор Московского гуманитарного университета [12].

Последнее реформирование накопительного компонента в системе обязательного пенсионного страхования состоялось в конце 2013 года [1]. В это время, как было уже отмечено выше, был принят Федеральный закон «О накопительной пенсии», который вступил в силу 1 января 2015 года, а также были внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [5], в соответствии с которым было предоставлено право застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе определять варианты пенсионного обеспечения. Эти застрахованные лица до конца 2015 года должны были выбрать вариант пенсионного обеспечения: либо они сохраняют накопительный компонент будущей пенсии, либо они соглашаются перевести все накопления в распределительную часть пенсионной системы и получение в будущем только страховой пенсии. Таким образом, по сути, накопительный компонент пенсионной системы России становится добровольным, однако формируемый из единых страховых взносов, как и раньше. Следует отметить, что все новые застрахованные лица осуществляют свой выбор при выходе на работу.

Для того чтобы накопительный компонент пенсионной системы успешно функционировал, следует решить проблему сохранения и приумножения пенсионных накоплений, однако эта проблема сегодня не решена. Накопительная пенсионная система имеет ряд ограничений, касающихся инвестирования пенсионных накоплений. Так, инвестирование пенсионных накоплений в России отличается от большинства стран ОЭСР, где основными направлениями инвестирования выступают вложения в акционерный капитал и зарубежные инвестиции.

Правовые основы по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии, установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [6], которым одновременно установлены и основы государственного контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. В соответствии со статьей 5 названного Закона средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Следует отметить, что Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень объектов инвестирования, среди них государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов и другие, но прямо установленные в данном Законе. Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные названным Федеральным законом.

Короткий опыт в области инвестирования пенсионных накоплений многих стран, в том числе России, свидетельствует о необходимости повышения уровня информирования застрахованных лиц об их правах в отношении пенсионных накоплений, а также информирования граждан о возможностях использования институтов коллективного инвестирования для осуществления сбережений. В связи с этим, например, в отечественной практике, было бы оправданным принятие правительственного нормативного акта, устанавливающего требования к информированию граждан и ответственных за это ведомств.

Введение многоуровневой пенсионной системы в России было направлено на повышение финансовой устойчивости ранее существовавшей распределительной системы, при этом необходимость повышения обеспеченности пожилого населения на фоне повышения продолжительности жизни также стала оказывать сильное влияние на развитие национальной многоуровневой системы. В России, как и в большинстве развивающихся стран, наблюдается процесс старения населения. С 1950 года демографическая нагрузка увеличилась с 9,5 до 17,7 %. Ожидаемая продолжительность жизни за период с 1970 по 2013 год увеличилась с 69 до 71 года. В то же время коэффициент суммарной рождаемости сократился с 2 до 1,7. Считается, что многоуровневая система позволяет, в том числе, при ее должном развитии противостоять и давлению демографии на устойчивость и сбалансированность бюджета.

Несмотря на относительно высокую оценку устойчивости многоуровневой пенсионной системы России, в настоящее время она характеризуется низким коэффициентом замещения пенсионерам утраченного заработка. По прогнозам, к 2050 году коэффициент демографической нагрузки вырастет до 38,5 % с нынешних 17,7 %, и это существенно обострит существующие проблемы пенсионной системы. Реформаторами пенсионной системы предполагалось, что через несколько лет завершится формирование новой пенсионной системы и уже к 2025 году увеличится доля накопительного компонента до 41,5 % [7].

Анализ результатов пенсионной реформы в России позволяет прийти к выводу, что есть немало трудностей в ее реализации, а также много пробелов в самой концепции реформы. Все ошибки и просчеты должны быть учтены и приняты во внимание при проведении дальнейшего реформирования.

Сегодня остается спорным вопрос и об ограничении возможности выбора накопительного компонента всему населению трудоспособного возраста, независимо от года рождения. По данным опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в начале апреля 2015 года, за сохранение обязательной накопительной пенсии выступают 72 % россиян, и в первую очередь люди молодого и среднего возраста (76–78 % от 25 до 44 лет) и работающие (76 %) [10].

Результаты исследования Фонда общественного мнения, кстати, показали, что клиенты негосударственных пенсионных фондов не одобряют идею отмены накопительной пенсии. Главные аргументы противников отмены накопительной пенсии распределилось следующим образом: ухудшится материальное положение будущих пенсионеров (16 %), люди потеряют возможность копить на старость (10 %), не смогут себя обеспечить (7 %), не будут доверять государству, часто меняющему условия формирования пенсий (7 %).

В настоящее время совместные предложения Минфина и Банка России о модернизации пенсионной системы России направлены на создание так называемой «Концепции индивидуального пенсионного капитала». Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в ПФР в 22 %, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в негосударственные пенсионные фонды в размере от 0 % до 6 % с добровольным выбором ставки. Главное в предложениях — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными [8].

Однако не одобряют идею отмены накопительной пенсии в современном ее виде 62 % клиентов негосударственных пенсионных фондов. При этом 48 % клиентов негосударственных пенсионных фондов считают, что возможная отмена обязательной накопительной пенсии плохо отразится на уровне жизни россиян, и только 8 % полагают, что влияние будет положительным. За накопительный компонент уже проголосовали 28 млн человек застрахованных граждан. Вновь испытывать их доверие неопределенностью правил означает, в конечном счете, возводить на ровном месте дополнительные ограничения будущему экономическому росту [9].

В первую очередь необходимо завершить дискуссию о статусе обязательного накопительного компонента, продолжающуюся на протяжении последних двух лет. Вызывает большие сомнения, что при существующем уровне заработной платы основная масса населения найдет средства для внесения дополнительных страховых взносов с целью формирования накопительной пенсии. Будущее накопительной пенсии зависит от полноты понимания российскими властями того факта, что она прежде всего органическая часть финансовой индустрии.

Идея о том, что пенсионные накопления граждан должны стать их частной собственностью, конечно должна быть поддержана. Однако и этот вопрос, в том числе с наложениями определенных ограничений по распоряжению средствами пенсионных накоплений до установленных обстоятельств, должен быть четко урегулирован в законодательстве. Такое решение вопроса о пенсионных накоплениях ограничит и возможности Правительства Российской Федерации регулярно воспроизводить, так называемые, «ледниковые периоды».


ПИ № ФС 77-69346

ISSN 2541-9250

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»


Март, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (12) 2018

Автор: Кунгуров Андрей Викторович , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Тенденции развития пенсионной системы России на современном этапе

Статья просмотрена: 3140 раз
Дата публикации: 25.02.2018

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА

Кунгуров Андрей Викторович

Тюменский государственный университет, г.Тюмень

Аннотация. В нашей статье рассматриваются основные тенденции развития пенсионной системы в Российской Федерации в контексте 2017-2019 гг. Также приведены основные характерные черты изменений, что дает понять их природу и влияние на развитие пенсионной системы в дальнейшем времени.

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия, Российская Федерация.

Пенсионная система в РФ является крайне важным социальным институтом, характеризуясь совокупностью создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Отметим, что впервые пенсионное обеспечение в нашей стране появилось еще в древние времена, затем поступательно развиваясь вплоть до нашего времени.

Пенсионная система в России не всегда имела такой вид, как сейчас. Современный облик она приняла 1 января 2015 года, включая в себя отношения по формированию, назначению и выплате таких видов пенсий, как социальная, страховая и накопительная. Более того, в нашем государстве имеется механизм доплаты к пенсии за детей. В 2017 году пенсии получили 43 млн. граждан согласно Федеральной службе государственной статистики. [6] Однако почти каждый год возникают разного рода поправки в отношении пенсионной системы в РФ, которые мы и рассмотрим в нашей статье.

В 2017 году произошло очень много изменений в парадигме пенсионной системы РФ, которые затронули такой важный аспект, как индексация пенсии. В частности, в 2017 году индексация пенсий была возвращена к той модели, согласно которой страховая пенсия увеличивается на уровень фактической инфляции в стране, а государственные пенсии вместе с социальными – с учетом индекса роста прожиточного минимума пенсионера. [1, с. 44] Еще одно нововведение, которое охарактеризовало виток развития пенсионной системы в 2017 году, было отмечено единовременной пенсионной выплатой в 5 тыс. рублей, которую получили все пенсионеры, которые постоянно проживают на территории России, а также получают пенсию на 31 декабря 2016 года.

Сейчас в мире имеется общая тенденция глобализации и информатизации, при которой многие службы переходят на электронный формат, что позволяет гражданам совершать большинство операций, пользуясь глобальной сетью Интернет. В 2017 году это не обошло и главную структуру пенсионной системы в стране – Пенсионный фонд России (ПФР), который в 2017 году добавил возможность предоставлять значительный перечень услуг в электронной форме, что значительно облегчает процесс подачи документов, а также решение других вопросов. Насущный вопрос, касающийся страховых взносов и отчетности в рамках пенсионной системы РФ, в 2017 году характеризовался положением, согласно которому тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование остается на прежнем уровне в 22%. Однако появилось нововведение, предполагающее переход функции администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда к Федеральной налоговой службе. [5]

Развитие пенсионной системы в нашей стране продолжается и в 2018 году. 9 января 2018 года Пенсионный фонд РФ подготовил документ под названием «Об изменениях пенсионной системы в 2018 году», в котором обозначены основные тенденции, которые затронут модель пенсионной системы в следующих аспектах: [2]

1. Повышение пенсий и социальных выплат.

В рамках реализации новой стратегии увеличения страховых пенсий, они были увеличены с 1 января 2018 года на 3,7%. Таким образом, произошло увеличение показателя среднегодового размера пенсии по старости до 14 075 рублей; у неработающих пенсионеров эта сумма будет увеличена до 14 329 рублей. Помимо этого был увеличен индекс пенсионного балла до 81,94 рубля.

Увеличение коснется не только страховых пенсий, но также и ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам. Этот процесс был запущен 1 февраля 2018 года, когда размеры были проиндексированы на 2,5%. Помимо этого, произойдет увеличение пенсионного обеспечения государственного и социального характера 1 апреля на 4,1%. После увеличения социальная пенсия будет составлять 9 045 рублей. Работающие пенсионеры также могут претендовать на увеличение страховых пенсий, учитывая, что ПФР проведет традиционную беззаявительную корректировку страховых пенсий. При этом Пенсионный фонд отмечает, что в стране не будет пенсионеров с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума.

2. Новый вид пенсии.

В 2018 году впервые появится социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Это нововведение было выдвинуто потому, что такая категория детей находится в неравном положении по сравнению с детьми-сиротами, которые имеют право получать пенсию по потере кормильца. Это происходило потому, что у них не было юридически зарегистрированных родителей. По данным Пенсионного фонда РФ на такой вид пенсии могут рассчитывать в 2018 году около 4 тысяч «подкидышей». [3, с. 194]

3. Возобновление индексации после увольнения.

В 2016 году была введена такая практика в отношении пенсионного обеспечения, согласно которой все работающие пенсионеры получали страховую пенсию без учета проводимых индексаций. Однако когда работник пенсионного возраста прекращал свою трудовую деятельность, он начинал получать пенсию в полном размере с учетом всех индексаций. В 2018 году процедура индексации будет длиться 3 месяца, однако пенсионные отчисления за весь этот срок будут компенсированы, чего не было в 2016 т 2017 гг., когда пенсионер не получал проиндексированных пенсионных средств за эти три месяца.

4. Формирование пенсионных накоплений.

Мораторий на формирование пенсионных накоплений законодательно продлен и на 2018 год. Однако это не означает процесс «заморозки пенсий» или фактора изъятия пенсионных накоплений. Такая практика необходима для создания дополнительного финансирования страховой пенсии. Таким образом, все страховые взносы, уплаченные работодателем за гражданина, участвуют в формировании пенсии в полном объеме.

В частности, уже в 2018 году говорят о парадигме новой пенсионной системы в Российской Федерации в 2019 году, которая отразится в Законе об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Данную концепцию разработали совместно Центральный банк России и Министерство финансов еще в 2016 году, но свое распространение она получила лишь в недавнее время из-за увеличившейся проработанности этого процесса. Таким образом, пенсионная система РФ на современном этапе приобретет следующие черты: [4]

  1. Граждане теперь должны будут самостоятельно заботиться о факторе для накопления выплат. Причем выплаты будут формироваться не только на основе 22% обязательного взноса, но также нужно будет платить до 6% для добровольной накопительной части пенсии.
  2. ИПК должен будет устранить страховую часть накоплений. Это будет произведено для того, чтобы оставить две части пенсии – государственная и индивидуальный пенсионный капитал. Отметим, что ставка планируется на уровне от 1% до 6%. Данный феномен означает, что гражданин самостоятельно будет определять, сколько ему отдавать отчислений для формирования индивидуального пенсионного капитала.
  3. Основной отличительной особенностью будет отсутствие обязательного компонента формирования ИПК. Работающий гражданин будет вправе в Пенсионном фонде написать заявление на отказ от дополнительных взносов. Однако если он письменно не уведомит ПФР о своем намерении не участвовать в этой программе, он будет автоматически к ней подключен, отчего будет происходить отчисление ставки для формирования ИПК, начиная с 0% до 6%.
  4. Пенсионные накопления, которые создавались на основе условий обязательной накопительной системы, не утратят силу. Их можно будет обменять на пенсионные баллы или перечислить для ИПК в качестве первого взноса.

Стоит отметить, что не все в Правительстве РФ поддерживают эту инициативу, направленную на изменение структуры пенсионной системы, утверждая, что 6% от дохода – значительная сумма и не все захотят её перечислять даже в пользу собственной пенсии. Более того, из-за механизма, согласно которому от ИПК можно отказаться, Правительство не дополучит значительные суммы денежных средств, отчего идея внедрения новой модели пенсионной системы может попросту провалиться. В основном, специалисты проводят параллель с опытом внедрения такой системы в Италии, в которой из-за добровольности ИПК она и провалилась. Безусловно, как и любая реформа, эта инициатива по-прежнему вызывает много споров и разногласий, однако пока что у Правительства есть время, чтобы доработать законопроект и устранить видимые недостатки. [4]

Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели основные тенденции развития пенсионной системы в Российской Федерации, обозначив изменения, характеризовавшие её в 2017 и 2018 гг., отметив и будущие планы по её реорганизации в 2019 году. В 2018 году произойдет повышение пенсий и социальных выплат, изменится характер назначения пенсий, появится её новый вид, а также будет возобновлена индексация пенсии после увольнения. В 2019 году планируется внедрение нового компонента для формирования пенсионных выплат – индивидуальный пенсионный капитал, однако все перспективы развития 2019 года пока что находятся в разработке, равно как и сам законопроект, их обуславливающий.

Формирование оптимального портфеля для пенсионнных накоплений

В статье рассматривается взаимосвязь развития фондового рынка и пенсионных накоплений, с учетом социальной специфики последних предложены возможные механизмы защиты вложений этих накоплений в ценные бумаги от обесценения.

В работе содержится диагностика проблем внутренних сбережений в России; детальный анализ 27 зарубежных пенсионных систем мира и отдельно российской пенсионной реформы, инструментов политики развития коллективных инвестиций в США, Европейском Союзе и странах БРИКС; количественные исследования факторов, влияющих на уровень развития пенсионных фондов и коллективных инвестиций в 50 странах мира.

Данные информационно-образовательные материалы предназначены для родителей, чьи дети изучают курс по учебнику Е.В.Савицкой "Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения.

Этот курс рассказывает о том, как рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках и не стать жертвой финансовых мошенников. Ваши дети научатся вести семейный бюджет и ставить финансовые цели на будущее, пользоваться банковскими вкладами и кредитами, поймут, как формируется пенсия и для чего нужно страхование, попробуют себя в роли начинающих предпринимателей. А вы пройдете с ними этот путь рука об руку.

Один из наиболее важных видов работы в рамках данного курса - совместные задания для учащихся и родителей. Работая с детьми над этими заданиями, вы научитесь открыто говорить на финансовые темы в семье и принимать взвешенные финансовые решения.

В настоящей статье на основе международного опыта анализируется воздействие регулирования и надзора на эффективность управления портфелями пенсионных накоплений. Исследуются факторы, влияющие на реальную доходность пенсионных портфелей в разных странах; показана роль либеральных требований по составу и структуре портфеля пенсионных накоплений, а также антиинфляционной политики в повышении реальной доходности инвестиций. Проанализированы причины, определяющие жесткость требований к составу и структуре активов пенсионных накоплений в разных странах, оценена целесообразность их смягчения для НПФ и управляющих компаний.

Целью данного исследования является выявление того, как россияне, еще не достигшие пенсионного возраста, собираются обеспечивать себе приемлемый уровень жизни в пенсионный период. Сначала выявляются представления людей о том, будет ли им хватать для нормальной жизни государственной пенсии в тот момент, когда они достигнут пенсионного возраста. После этого выясняются источники тех дополнительных доходов, на которые делается основной расчет, и проводится сравнение со структурой доходов нынешних пенсионеров. В заключении речь заходит об информированности людей о реформе пенсионной системы и их отношении к ней.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.

В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Читайте также: