Назначение и выплата пенсий контрольная работа

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека.

Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному. Однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.

Каждый наш соотечественник достаточно хорошо представляет смысл и значение а жизни общества и своей лично слова «пенсия». В переводе pension (лат.) – платеж, уплата. Пенсия – прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

Вряд ли будет преувеличением утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель работы - охарактеризовать основные положения трудовой пенсии, а также виды и порядок назначения.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:

- отразить теоретические аспекты понятий трудовой пенсии;

- рассмотреть основные виды трудовой пенсии;

- Раскрыть порядок назначения трудовой пенсии.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными указанным Федеральным законом. С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.[1]

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца – из страховой части.

В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии. Принцип установления фиксированного базового размера – такой же, как и базовой части трудовой пенсии. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части равен 2723,41 рублям.[2]

За работающих граждан взносы уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно. Уплачиваемые взносы отражаются на лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается пенсия, то страховая часть рассчитывается на основании данных его счета.

Эти взносы включаются в состав расчетного пенсионного капитала, который ежегодно индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России. При назначении пенсии сумма расчетного пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты пенсии и таким образом определяется страховая часть (методика приведена только для пенсии по старости, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается).

Страховые взносы в Пенсионный фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года. Приобретенные до этого времени пенсионные права конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж. В настоящее время практически у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.

Назначенная страховая часть пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.

Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в ПФР на финансирование накопительной части. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством. При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть его пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части пенсионного счета на ожидаемый период выплаты пенсии. Этот период установлен в том же размере, что и для страховой части пенсии.

Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть) индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства. Накопительная же часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.

Накопительная часть пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно. По выбору гражданина она может инвестироваться разными организациями. Во-первых, государственной управляющей компанией (ГУК), которой является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Именно такой вариант инвестирования осуществляется по умолчанию для граждан, которые не предпринимали никаких действий по его изменению. Во-вторых, накопительная часть может инвестироваться частной управляющей компанией (ЧУК), при том, что страховщиком (собственником средств) остается Пенсионный фонд России. И в третьих, накопительная часть может инвестироваться негосударственным пенсионным фондом (НПФ).

Виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости

- трудовая пенсия по инвалидности

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Право на трудовую пенсию по старости возникает при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается. Это такие категории, как:[3]

- проработавшие в особых условиях труда определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 10 лет в зависимости от условий труда и продолжительности специального стажа);

- проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет в зависимости от продолжительности «северного» стажа);

- выполняющие определенную деятельность в течение установленного срока (например, медицинские, педагогические работники) (пенсионный возраст не установлен, пенсия назначается независимо от возраста при условии выработанного необходимого стажа). До 2002 года такие пенсии назывались пенсиями за выслугу лет;

- многодетные матери, родители и опекуны детей-инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет);

- некоторые категории инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 15 лет).

Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае установления инвалидности I, II или III группы и при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.[4]

Пенсии по государственному обеспечению (далее государственные пенсии)– это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по выбору.
Согласно действующему законодательству трудовая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, осуществляемую в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который они получали перед установлением им трудовой пенсии либо который они утратили в связи со смертью трудоспособных членов семьи.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается так называемая социальная пенсия, размер которой не зависит от предшествующей трудовой деятельности гражданина. Величина социальной пенсии значительно ниже, чем величина трудовой.

По общему правилу, граждане России, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 27-ФЗ, имеют право на получение трудовой пенсии в порядке, установленном российским законодательством, при наличии определенных условий (стажа, инвалидности, степени утраты трудоспособности, смерти кормильца).[5]

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Условия назначения и размеры государственные пенсий регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

При написании данной работы, изучив различную литературу по приведенной теме сделан вывод, что трудовые пенсии являются важнейшей гарантией социальной поддержки государства престарелых граждан.

С 1 января 2010 года вступает в силу федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в соответствии с которым базовая часть трудовой пенсии по старости войдет в состав страховой части трудовой пенсии по старости. В результате трудовая пенсия по старости будет состоять из страховой части трудовой пенсии по старости и (для лиц, родившихся после 1967 года) накопительной части трудовой пенсии по старости.

Объединение базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не повлияет на размер указанной пенсиии не потребует каких-либо действий со стороны пенсионеров. Объединение является прямым следствием ликвидации с 2010 года ЕСН (единого социального налога), из которого формировалась базовая часть пенсии, и переходу к уплате работодателями прямых страховых взносов в Пенсионный фонд.

1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» В ред. от 01.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ред. от 09.04.2007. // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001, № 51. Ст. 4831.

3. Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник. Издательство ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 134 с.

4. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. (постатейный) / Под ред. М.Ю. Зурабова. Издательство Норма, 2007. – 728 с.

5. Роик В.Д. Основы социального страхования, М.: «РАГС» 2007. – 456 с.

[1] Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В ред. от 09.04.2007. // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001, № 51. Ст. 4831.

[2] Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» В ред. от 01.12.2007, с изм. от 30.04.2008. // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.

[3] Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник. Издательство ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - с.68

[4] Роик В.Д. Основы социального страхования, М.: «РАГС» 2007. – с. 352

[5] Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. (постатейный) / Под ред. М.Ю. Зурабова. Издательство Норма, 2007. – 728 с.

  • Содержание
  • Литература
  • О работе

I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237; 2014. - №163.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма, 2010.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: [федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2017. - № 31 (часть I). - Ст. 4808.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (часть I). - Ст. 3.
5. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. от 29 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.
6. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изм. от 3 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с изм. от 18 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (с изм. от 29 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - .№51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 30. - Ст. 3738.
10. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (с изм. от 29 июня 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7038.
11. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изм. от 18 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 2 (часть II).
12. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (с изм. от 18 июля 2017 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - №10. - Ст.357.
13. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5581.
14. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 742 «Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 46. - Ст. 5582.
15. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть II). - Ст. 8029.
16. Приказ ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации» [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.

II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 4.
2. Решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2011 г. № ГКПИ10-1625 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
3. Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 5 мая 2011 г. №КАС11-191 [электронный ресурс]. -Доступ: www.consultant.ru
4. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2014 г. по делу № 33-552-2014 [электронный ресурс]. - Доступ: www.tatsud.tatarstan.ru.
5. Определение Верховного суда Республики Татарстан от 20 июня 2014 г по делу №33-5874/14
6. Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2012 г. по делу № 33-3173/12 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.vsrf.ru [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.tatsud. tatarstan.ru.
7. Решение Вахитовского районного суда г. Казани от 17 июня 2014 г. по делу № 2-4629/14 [электронный ресурс]. - Доступ: www.vahitovsky.tat.sudrf.ru.
8. Решение Вахитовского районного суда г. Казани 20 марта 2015 г. по делу № 2-681/15 [электронный ресурс]. - Доступ: www.vahitovsky.tat.sudrf.ru.

III. Специальная литература:
1. Апросичева Н.В., Исайчева Е.А. Право социального обеспечения: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов.- М.: Экзамен, 2014. - 417 с.
2. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2015. - 394 с.
3. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Эксмо, 2014. - 286 с.
4. Белянинова Ю.В. Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий. - М.: IPR MEDIA, 2015. -72с.
5. Беребина О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. - М.: Статут, 2012. - 145 с.
6. Гончарова М. Право на пенсию // «эж-ЮРИСТ». - 2015. - №1. - С.27-31.
7. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Севастьянова В.Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации: Проект. - М.: Юрайт, 2015. - 164 с.
8. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. - М.: Эксмо, 2015. - 344 с.
9. Исайчева Е.А. Право социального обеспечения. Ответы на экзаменационные вопросы. - М.: Экзамен, 2013. - 438 с.
10. Колесник А.Л. Пенсионная реформа: момент выбора пути. // Пенсия. - 2015. - № 11.- С. 63-68.
11. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. - 3-е изд. - М.: Книжный мир, 2013. - 421 с.
12. Орлов-Карба П.А. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты // Трудовое право. - 2017. - №9. - С.24-29.
13. Право социального обеспечения. / Под общ. ред. И.В. Гущина. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 370 с.
14. Право социального обеспечения РФ: Учебник для вузов. / Под ред. Бобылева А.И. - М.: Контракт, 2015. - 389 с.
15. Титкова Я.Ю. Пенсия: сущность и виды // Трудовое право. - 2017. - №6. - С.37-42.
16. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. - Екатеринбург: УрАГС, 2015. - 381 с.
17. Ясырева И.Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов. - Пермь, 2014. - 396 с.

Введение 3
Глава 1. Общие правила выплаты пенсии 5
1.1 Правила выплаты и доставки пенсии 5
1.2 Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсий 9
Глава 2. Правила выплаты пенсий в отдельных случаях 13
2.1 Выплата пенсий через третьих лиц 13
2.2 Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы РФ 16
Заключение 20
Список используемых источников и литературы 21

Введение
Социальное обеспечение – одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Основной закон Российской Федерации - Конституция закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).
Можно ли сказать в Российской Федерации сложилось пенсионное законодательство и надлежащая пенсионная система и обеспечение?
На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
В июне-октябре 2003 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не поспевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.
Совсем недавно велись споры о том, что необходимо отказаться от пенсии за выслугу лет, ввести иное понятие - пособие за выслугу лет. Между тем, законодатель не отказался от данной формулы, и действующее законодательство оперирует именно категорией «пенсия за выслугу лет».
Итак, какие нововведения принес нам очередной виток пенсионной реформы? Какие правила определения назначения пенсии за выслугу лет закрепляет действующее законодательство? Эти и другие вопросы вызывают многочисленные проблемы на практике.
В этой связи, на наш взгляд, приобретает актуальность исследование вопроса порядка и условий выплаты пенсии за выслугу лет, ее правовых основ.
Цели работы:
1. Изучить общие правила выплаты пенсий
2. Проанализировать правила выплаты пенсий в отдельных случаях
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Общие правила выплаты пенсии
1.1 Правила выплаты и доставки пенсии

Пенсионный фонд РФ и Министерство труда и социального развития РФ совместным постановлением от 16 февраля 2004 года № 15п/18 утвердили Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Правила).
Этими Правилами впервые четко определен порядок доставки и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кстати понятия «выплата» и «доставка» пенсии, которые зачастую понимают как синонимы, четко разграничены [10].
Так, под выплатой пенсии подразумевают ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда РФ начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку. Доставка же пенсии — это передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, либо на дому или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.
Таким образом, процесс получения пенсии подразделяют на два этапа: перечисление денежных средств на счет организации, которая занимается доставкой пенсии, и непосредственное вручение (зачисление на персональный счет) этих денежных средств пенсионеру.
Выплата начисленной пенсии производится за текущий календарный месяц территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.
Если пенсионер находится в доме престарелых, то выплату пенсии осуществляют по месту нахождения этого учреждения. В случае, когда пенсионер осужден к лишению свободы и отбывает наказание в исправительном учреждении, выплату ему пенсии производят по месту нахождения такого учреждения.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»

МДК 01.01. Право социального обеспечения

Контрольные задания и методические указания по выполнению домашних контрольных работ

для 2 курса заочной формы обучения специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Контрольные задания и методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ПМ.01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты в части МДК 01.01. Право социального обеспечения по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения преподавателем ГБПОУ КК АЮТ Шевченко А.И.

Рассмотрены и утверждены
на заседании цикловой
методической комиссии

______________ К.В. Кравченко

Заведующий заочной формой обучения Т.Е. Абрамова

Общие методические указания

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения применяется рабочая программа ПМ.01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

В части МДК 01.01. Право социального обеспечения ПМ.01. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся, в т.ч. заочной формы обучения, направленная на подготовку к освоению общих и профессиональных компетенций.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения, предусмотренные рабочей программой профессионального модуля, позволяют проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций. Одной из таких форм контроля для студентов 2 курса заочной формы обучения выступает домашняя контрольная работа.

Вышеуказанная контрольная работа предложена в десяти вариантах. Обучающийся выполняет один из вариантов. Выбор варианта производится по последней цифре номера личного дела или шифра. Если номер (шифр) оканчивается цифрой 1, то выполняется вариант – 1, цифрой – 2, то вариант – 2, цифрой – 0, то вариант - 10.

Контрольная работа состоит из трех заданий.

Первое задание работы – тест на соответствие. При его выполнении следует внимательно ознакомиться с рекомендациями, указанными в самом тесте, алгоритмом его выполнения.

Порядок выполнения теста на соответствие:

Ознакомиться с количеством столбцов и строк, представленных в тесте, критериями оценок.

Внимательно прочитать содержание второго столбца (Наименование понятия).

В контрольной работе написать в столбик цифры, соответствующие количеству терминов в тестовом задании.

Проанализировав содержание третьего столбца (Определение понятия), определить какие термины из второго столбца они характеризуют.

Указать в контрольной работе рядом с цифрами, соответствующими номерам строк с терминами, указанными во втором столбце, номера строк третьего столбца, содержащие определения понятий.

Второе задание работы – ответы на практические ситуации. При выполнении второго задания необходимо:

Внимательно прочитать представленное для Вашего варианта практическое задание.

Проанализировать нормы указанных федеральных законов.

Поэтапно ответить на поставленные вопросы верно и обоснованно.

Третье задание работы – решение задачи. Выполнение этого задания предполагает комплексное выполнение решения задачи. При выполнении третьего задания необходимо:

Внимательно прочитать условия задачи.

Сделать обоснованный вывод, руководствуясь источниками и литературой, указанной в данных методических указаниях.

Структура и оформление письменной работы.

Контрольная работа может быть выполнена с применением текстового редактора на ПК или написана собственноручно. В конце работа должна быть заверена личной подписью обучающегося.

При выполнении контрольной работы с применением текстового редактора на ПК необходимо руководствоваться ГОСТом 7.1-2003. Текст работы выполняется на одной стороне стандартного листа А-4 (210х297) или с двух сторон сброшюрованных листов вышеуказанного стандартного формата. По всем 4-м сторонам листа делаются поля (отступы). Абзацные отступы должны быть равны 5 знакам. Размер шрифта № 14. Межстрочные интервалы 1,5.

Текст работы должен быть изложен грамотно, аккуратно, ясно и аргументировано, разделен на абзацы.

На титульном листе необходимо указать наименование образовательного учреждения (ГБПОУ КК АЮТ), фамилию, имя, отчество, домашний адрес, номер учебной группы, наименование междисциплинарного курса (МДК 01.01.Право социального обеспечения), номер варианта. После выполнения задания указывается список использованной литературы.

В контрольную работу должен быть вложен лист рецензии.

К экзамену допускаются только те обучающиеся, которые своевременно, верно и обоснованно выполнили домашнюю контрольную работу, соответствующую их варианту, и получили по ней оценку “зачтено”.

ОБРАЗЕЦ выполнения домашней контрольной работы

Необходимо выполнить тест на соответствие.

При выполнении тестового задания необходимо привести в соответствие строки 2-го и 3-го столбцов. 2-й столбец содержит строки с наименованием понятий, а 3-й – строки с определениями понятий.

Наименование

Определение понятия

Обязательное пенсионное страхование

ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Негосударственное пенсионное обеспечение

система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения

негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования

параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии

Индивидуальный пенсионный коэффициент

учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж

2. Выполнить задание.

Указанные лица достигли данного возраста в 2018 году.

2.1. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявительница имеет право на страховую пенсию по старости, так как условиями назначения указанного вида пенсии являются: возраст 55 лет для женщин, наличие страхового стажа не менее 9 лет в 2018 году, наличие индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 в 2018 году.

3. Сегодня за назначением страховой пенсии по инвалидности обратился заявитель в возрасте 40 лет, которому Бюро МСЭ 10 октября нынешнего года установило II группу инвалидности.

Его страховой стаж составил 5 лет.

Определите свои действия как специалист территориального управления ПФР.

1) В соответствии со ст.9 ФЗ Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» – заявитель имеет право на страховую пенсию по инвалидности, т.к. он признан Бюро МСЭ инвалидом I I группы, и имеет страховой стаж.

2) В соответствии с частью 2 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» – размер страховой пенсии по инвалидности определяется по формуле: СПинв=ИПКхСПК, где

СПинв – размер страховой пенсии по инвалидности;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности.

Введение 3
Глава 1. Общие правила выплаты пенсии 5
1.1 Правила выплаты и доставки пенсии 5
1.2 Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсий 9
Глава 2. Правила выплаты пенсий в отдельных случаях 13
2.1 Выплата пенсий через третьих лиц 13
2.2 Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы РФ 16
Заключение 20
Список используемых источников и литературы 21

Введение
Социальное обеспечение – одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.
Основной закон Российской Федерации - Конституция закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).
Можно ли сказать в Российской Федерации сложилось пенсионное законодательство и надлежащая пенсионная система и обеспечение?
На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.
В июне-октябре 2003 года было вновь реформировано законодательство о государственном пенсионном обеспечении. В частности реформа коснулась порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.
С одной стороны реформирование должно нести положительные черты, т.к. совершенствуются ранее действующие нормы, но с другой стороны и определенные отрицательные моменты: как теоретики, так и практики, зачастую, не поспевают за сменой законодательства, а отсюда возникают ошибки на практике.
Совсем недавно велись споры о том, что необходимо отказаться от пенсии за выслугу лет, ввести иное понятие - пособие за выслугу лет. Между тем, законодатель не отказался от данной формулы, и действующее законодательство оперирует именно категорией «пенсия за выслугу лет».
Итак, какие нововведения принес нам очередной виток пенсионной реформы? Какие правила определения назначения пенсии за выслугу лет закрепляет действующее законодательство? Эти и другие вопросы вызывают многочисленные проблемы на практике.
В этой связи, на наш взгляд, приобретает актуальность исследование вопроса порядка и условий выплаты пенсии за выслугу лет, ее правовых основ.
Цели работы:
1. Изучить общие правила выплаты пенсий
2. Проанализировать правила выплаты пенсий в отдельных случаях
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Общие правила выплаты пенсии
1.1 Правила выплаты и доставки пенсии

Пенсионный фонд РФ и Министерство труда и социального развития РФ совместным постановлением от 16 февраля 2004 года № 15п/18 утвердили Правила выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Правила).
Этими Правилами впервые четко определен порядок доставки и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кстати понятия «выплата» и «доставка» пенсии, которые зачастую понимают как синонимы, четко разграничены [10].
Так, под выплатой пенсии подразумевают ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда РФ начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку. Доставка же пенсии — это передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, либо на дому или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.
Таким образом, процесс получения пенсии подразделяют на два этапа: перечисление денежных средств на счет организации, которая занимается доставкой пенсии, и непосредственное вручение (зачисление на персональный счет) этих денежных средств пенсионеру.
Выплата начисленной пенсии производится за текущий календарный месяц территориальным органом Пенсионного фонда РФ по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.
Если пенсионер находится в доме престарелых, то выплату пенсии осуществляют по месту нахождения этого учреждения. В случае, когда пенсионер осужден к лишению свободы и отбывает наказание в исправительном учреждении, выплату ему пенсии производят по месту нахождения такого учреждения.

Читайте также: