Норма времени на выплату пенсии

Краткое содержание:


Как будут платить пенсию за январь 2021 года, рассказали получателям в Пенсионном фонде страны. Как отметили специалисты, все россияне получат выплаты в полном объеме, однако некоторым из них денежные средства будут зачислены раньше сроков. Преждевременные выплаты связаны с приближающимися новогодними и рождественскими праздниками.

Кому выплатят пенсии за январь 2021 года преждевременно


В России одним из ключевых вопросов среди получателей пенсий и пособий остается их срок зачислений. Речь идет о графиках, которые традиционно в канун новогодних и рождественских праздников пересматриваются и смещаются. Как сообщили в Пенсионном фонде РФ, этот год не станет исключением, поэтому некоторые граждане получат полученные им средства преждевременно.

Известно, что раньше зачислят средства тем пенсионерам, которые традиционно получают пенсию в первых числах каждого месяца. Таким образом, если учитывать производственный календарь, согласно которому с 1 по 10 января у россиян будут выходные дни, то получат выплаты досрочно те, кто попадает в этот временной отрезок.

Следует также учитывать, что «Почта России» обозначила также индивидуальный график работы. Ее отделения приступят к обслуживанию клиентов только с 4 января. Поэтому тем лицам, которые получают деньги посредством почтовых отделений, следует заблаговременно поинтересоваться графиком их работы в конкретном городе, поселке или селе.

Граждане, которым выплаты назначаются после 10 числа каждого месяца, будут получать январские пенсии в штатном режиме. Другими словами, их смещение графиков никак не коснется.

Как начисляли пенсии в декабре 2020 года раньше срока


Сообщается, что ранее Пенсионный фонд осуществлял выплату пенсий за январь некоторым категориям граждан в период с 25 по 31 декабря. Вероятнее всего, и этот год не станет исключением.

«Пенсия за декабрь выплачивается по стандартному графику, сроки предпраздничной выплаты за январь станут известны немного позже, в прошлом году они были объявлены 20 декабря», — сообщают в ПФ РФ.

Пока в ПФ РФ нет четких данных, можно предположить, что зачисления будут произведены в последнюю рабочую неделю года. Таким образом, россиянам предстоит дождаться официальных заявлений. Также специалисты должны будут сформировать конкретный список получателей, которые смогут получить пенсионные выплаты заранее.

Какие еще нововведения ожидают получателей пенсий за январь 2021 года


Помимо сроков и смещения графиков выплат пенсий и пособий, российским пенсионерам не стоит забывать о некоторых других нововведениях, которые ожидают их уже в первый день наступающего года. Речь идет об использовании для социальных выплат отечественной платежной системы «Мир».

Как сообщалось ранее, она менее подвержена внешним факторам и более защищена благодаря внедрению инновационных технологий отечественными разработчиками. Именно поэтому, на государственном уровне принималось решение о приоритете данной платежной системы. Пока только при начислении выплат и пособий со стороны государства.

Кроме того отмечается, что те граждане, которые получат выплаты за январь 2021 года преждевременно, могут рассчитывать на суммы уже с учетом запланированной индексации. Известно, что страховые пенсии по старости увеличатся на 6,3%. Этот показатель превышает прогнозируемый уровень инфляции по стране.

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 12

Понятие полный рабочий день при назначении досрочной пенсии

Автор комментирует Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2008 N КАС08-211 по поводу применения правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Верховным Судом РФ 28.02.2008 рассматривалось заявление Савелькаева А.Д. о признании частично недействующими п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила), и п. 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (далее - Разъяснение).

В удовлетворении заявленного требования Верховный Суд РФ Савелькаеву А.Д. отказал. Дело по кассационной жалобе Савелькаева А.Д. на решение суда от 28.02.2008 было рассмотрено кассационной коллегией Верховного Суда РФ.

Поводом для обращения Савелькаева А.Д. в суд послужил отказ во включении ему в специальный трудовой стаж периода работы по совместительству с 21.07.1997 по 31.12.2000 в ЗАО "Научприбор" в должности инженера по наладке и испытаниям на основании п. 4 Правил и п. 5 Разъяснения, устанавливающих, что в специальный трудовой стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в особых условиях труда не менее 80% рабочего времени.

По мнению Савелькаева А.Д., данные положения нарушают его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку противоречат Конституции РФ (ст. 39), Трудовому кодексу РФ, в ст. ст. 91 - 94 и 104 которого раскрывается понятие полного рабочего времени и допускается введение суммированного учета рабочего времени в случае, когда работодателем не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени. Эти нормы, по мнению Савелькаева А.Д., также противоречат п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон от 17.12.2001), не позволяющему Правительству РФ исключать периоды работы во вредных и опасных условиях труда из стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кассационная коллегия не согласилась с доводами заявителя.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные трудовые пенсии по старости устанавливаются Законом от 17.12.2001, который определяет условия назначения трудовых пенсий, их размеры, порядок исчисления страхового стажа, а также порядок назначения, перерасчета размеров и выплаты пенсий. Данным Законом (п. 1 ст. 27 и ст. 28 Закона от 17.12.2001) сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда за теми лицами, которые имели это право по ранее действовавшему законодательству.

Право на трудовую пенсию по старости, назначаемую досрочно за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют граждане Российской Федерации при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством. Это право они приобретают при наличии двух условий. Первое - это наличие страхового стажа, указанного в ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001. Второе - это наличие стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми и вредными условиями труда, дающих в соответствии с указанными статьями право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, в данных статьях определена длительность страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и порядок их исчисления и критерии отнесения отдельных видов работ к таким периодам.

При установлении страхового стажа не имеет значения наименование профессии (должности) и вид производства (организации), в которых протекала работа, даже если она предусмотрена ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001. Поэтому порядок исчисления страхового стажа определен данным Законом.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах по профессиям и должностям или на отдельных видах работ, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 или списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, утверждаемыми Правительством РФ.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые составляют стаж на соответствующих видах работ, носит особый характер и требует регулирования его отдельными нормативными правовыми актами. В этой связи Законом от 17.12.2001 (п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 28) право утверждать правила исчисления периодов работы (деятельности), с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, делегировано Правительству РФ. Таким образом, п. 4 Правил, как и Правила в целом, соответствует требованиям Закона от 17.12.2001.

Правительство РФ в пределах предоставленных ему прав Постановлением от 11.07.2002 N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такие периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке. Данная норма обеспечивает единообразный порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ для всех лиц, которым действующим законодательством предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение за работу с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.

Вместе с тем для определенной категории граждан с учетом особенностей их труда Правилами предусматривается иной порядок исчисления указанных периодов. Эти особенности обусловлены спецификой производственной деятельности (организация труда, производственная необходимость, специфика работы и т.д.), что согласуется с Конституцией РФ (ст. 39). Для таких работников предусмотрено исчисление периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, по фактически отработанному времени. Например, такой порядок предусмотрен для работников специализированных ремонтных организаций, которые в силу особенностей организации труда не могут быть постоянно заняты полный рабочий день на работах, дающих право на досрочную пенсию, а также для работников, работающих в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. Такая дифференциация оправдана, так как обусловлена объективными производственными причинами.

Ни Закон от 17.12.2001, ни ТК РФ не содержат иных условий включения в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы с тяжелыми и вредными условиями труда.

ТК РФ (ст. 91) определяет понятие рабочего времени и его нормальную продолжительность, а в ст. 92 - сокращенную продолжительность рабочего времени, допуская при этом суммированный учет рабочего времени (ст. 104) в часах, когда работодатель в силу определенных причин не может обеспечить нормальную продолжительность рабочего времени в учетный период.

Таким образом, п. 4 Правил не противоречит ни Конституции РФ, ни Закону от 17.12.2001, ни Трудовому кодексу РФ.

Пункт 5 Разъяснения, который содержит понятие "полный рабочий день", используемое при рассмотрении вопросов о досрочном пенсионном обеспечении, и который оспаривает Савелькаев А.Д., не может противоречить трудовому законодательству. Трудовым кодексом РФ (ст. 91) установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю, а для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). С соблюдением этих требований работодатель устанавливает продолжительность рабочего дня (смены), которая для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не должна превышать при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе - 6 часов (ст. 94 ТК РФ). Таким образом, исходя из положений ТК РФ, под полным рабочим днем (сменой) понимается продолжительность ежедневной работы (смены), которая установлена работодателем с соблюдением требований трудового законодательства.

Исходя из правового смысла п. 4 Правил, в нем под полным рабочим днем понимается сокращенная продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности, что не противоречит действующему законодательству.

При досрочном пенсионном обеспечении используется понятие "полный рабочий день", предусмотренное п. 5 Разъяснения. Согласно этому пункту под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте. При этом 80% рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном ТК РФ, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.

Утверждение заявителя о том, что п. 5 Разъяснения не соответствует нормам Конституции РФ, устанавливающим принцип равенства граждан, их право на пенсионное обеспечение, необоснованно. Данный пункт в равной мере распространяется на всех лиц, работающих на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, и устанавливает единый порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в зависимости от длительности отрицательного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов условий труда.

Таким образом, изложенное в п. 5 Разъяснения понятие "полный рабочий день" не ущемляет права граждан при установлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а, наоборот, смягчает условия ее назначения. Норма п. 5 Разъяснения по своему характеру является более льготной по сравнению с п. 4 Правил, поскольку признает полным рабочим днем выполнение работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в течение не всей продолжительности рабочего времени, установленного в соответствии с трудовым законодательством.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которые позволяли бы учитывать при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, выполнение таких работ менее чем 80% рабочего времени, не имеется. Поэтому п. 5 Разъяснения, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ, имеет силу нормативной правовой нормы. Эта норма является основным критерием подтверждения приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда.

С учетом изложенного Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 оставила без изменения, а кассационную жалобу Савелькаева А.Д. - без удовлетворения.

Начиная с 2004 года судебные инстанции рассматривают поступающие в массовом порядке исковые заявления застрахованных лиц о пересчете досрочно назначаемой пенсии с применением части 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До недавнего времени суды в большинстве случаев принимали положительные решения, обязывая органы ПФР пересчитать расчетный пенсионный капитал с увеличением ожидаемого периода выплаты пенсии (Т) на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: Статья 14 Закона содержит формулу исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = ПК/Т, при этом указано, что Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Статья 30, являющаяся одной из самых сложных и наиболее запутанных по своему логическому изложению, раскрывает значение термина «конвертация», обозначающего оценку пенсионных прав застрахованного лица, приобретенных на дату вступления в силу Закона (то есть на 1 января 2002 года), превращение их в расчетный пенсионный капитал, который является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Она производится по формуле (п. 1 ст. 30): ПК = (РП-БЧ) х Т, где Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32).

Статья 32 Закона содержит переходные положения о постепенном увеличении ожидаемого периода выплаты вплоть до 228 месяцев. А лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста (55/ 60 лет для женщин/мужчин).

П. 5 ст. 30 предлагает альтернативный вариант подсчета расчетного пенсионного капитала лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в соответствии с п.1 ст. 27 и пп. 7-13 пункта 1 статьи 28), который может осуществляться с применением вместо общего трудового стажа стажа на соответствующих видах работ.

Часть 3 п. 5 ст. 30 установлено, что при этом ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста (55/60 лет для женщин/мужчин).

Позиция Минздравсоцразвития России и Пенсионного фонда состоит в том, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ должны рассматриваться во взаимосвязи и взаимодействии «особенно те из них, которые являются отсылочными и (либо) на переходный период содержат иное правовое регулирование. И это означает, что названная юридическая норма должна рассматриваться в совокупности с п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 14 и п. п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ».

То есть ожидаемый период выплаты (Т) при исчислении пенсионного капитала на 01.01.2002 не является величиной самостоятельной и зависит от аналогичной величины (Т), принимаемой при исчислении трудовой пенсии по старости и при расчете пенсии с применением общего и при расчете пенсии с применением специального стажа. И, соответственно, предусмотренное частью 3 п. 5 ст. 30 его увеличение может применяться только одновременно с увеличением Т, указанного в ст. 14 (то есть, как предусмотрено п.2 ст. 32, только начиная с 2013 года).

Однако, если пунктом 1 ст. 30 определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), то подобной ссылки в части 3 п. 5 ст. 30 законодатель не предусмотрел.

Суды, удовлетворявшие иски, указывали, что «понятия «ожидаемый период выплаты пенсии» для расчета страховой части пенсии и для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав являются различными как по своей сущности так и по времени действия» и поэтому ожидаемый период выплаты пенсии для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав (ПК = (РП - БЧ) х Т) должен увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста, в момент назначения пенсии, а ожидаемый период выплаты пенсии для расчета страховой части пенсии (СЧ = ПК / Т) подлежит такому увеличению только начиная с 1 января 2013 года.

Вместе с тем, различное толкование правоприменителями нормы ч. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и неоднозначность судебной практики свидетельствует о продолжающейся законодательной неурегулированности этого вопроса (что также подтверждено прокуратурой Московской области в сентябре 2006 года).

В связи с этим ФНПР обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с просьбой дать официальные разъяснения порядка осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. № 30). Однако, Министерство считает данную ситуацию урегулированной и не требующей дополнительных разъяснений (ответ Минздравсоцразвития России на обращение ФНПР прилагается).

Считаем, что в настоящее время этот вопрос следует решать в судебном порядке.

14 февраля 2007 года Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального закона № 375503-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который помимо прочего предусматривает признание утратившим силу части 3 пункта 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ФНПР и членские организации направили Председателю Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаеву свои замечания на данный законопроект с просьбой учесть их при рассмотрении его во втором чтении.

Помимо этого, лидеры 14 общероссийский профсоюзов обратились к председателю Государственной Думы Б. В. Грызлову с просьбой отклонить при рассмотрении во втором чтении законопроекта № 375503-4 эту поправку, считая, что это ухудшит положение застрахованных лиц, у которых пенсии исчислены с применением стажа на соответствующих видах работ (так как в настоящий момент часть 3 п. 5 ст. 30 представляет «досрочникам» дополнительную - наряду со снижением возраста выхода на пенсию – пенсионную льготу в виде увеличения пенсии за особый характер работы).

Подписи под обращением поставили: председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Н. К. Соловьев, председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения А. А. Фефелов, председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности И. А. Фомичев, председатель Горно-металлургического профсоюза М. В. Тарасенко, председатель профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Л. А. Миронов, председатель Профсоюза работников лесных отраслей В. Н. Очекуров, председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности А. И. Чекменев, председатель Профсоюза работников общего машиностроения Ю. С. Спиченок, председатель профсоюза работников природноресурсного комплекса Н. К. Попков, председатель Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Б. А. Сошенко, председатель Российского профсоюза работников судостроения В. Е. Макавчик, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И. И. Мохначук, председатель Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности А. В. Ситнов, председатель Всероссийского Электропрофсоюза В. Н. Вахрушкин.

Департамент социального развития Аппарата ФНПР

Ответ Министерства здравоохранения и социального развития РФ на обращение ФНПР от 22.02.2007 г. № 58н:

Сообщаем, что данный вопрос исчерпывающим образом решен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», целью которого является единообразное применение судебной практики.

Таким образом, по мнению Департамента, не может быть неоднозначной судебной практики по применению нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г., поскольку указанным постановлением Пленум дал руководящие разъяснения судам общей юрисдикции, которые обязательны для них, в связи с чем суды должны руководствоваться ими при вынесении решений по данному вопросу.

Вместе с тем, после издания вышеназванного постановления Минздравсоцразвития России не располагает случаями иного толкования судами разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г.

В этой связи Министерству нет необходимости давать официальные разъяснения по затронутому Вами вопросу.

Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Ю.В.Воронин.

Читайте также: