О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

АДМИНИСТРАЦИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 апреля 2001 года N 155

О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий

____________________________________________________________________
Утратило силу с 29 сентября 2012 года на основании
постановления Администрации Новгородской области
от 18 сентября 2012 года N 563
____________________________________________________________________


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" и в соответствии с Соглашением между Пенсионным фондом Российской Федерации и Администрацией Новгородской области от 11 марта 2001 года N 092-0053-с о передаче Пенсионному фонду Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий на территории Новгородской области

1. Утвердить прилагаемые:

1.2. Разграничение функций по назначению и выплате государственных пенсий между отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по области и органами социальной защиты населения области.

2. Комитету социальной защиты населения области:

2.1. Передать отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по области функции по назначению и выплате государственных пенсий;

2.2. Заключить соглашение с отделением Пенсионного- фонда Российской Федерации по области о предоставлении органам социальной защиты населения области необходимой информации о получателях пенсий.

3. Рекомендовать Главам городов и районов области заключить договоры о взаимодействии с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по области.

4. Комитету по управлению государственным имуществом области на основании Соглашения между Пенсионным фондом Российской Федерации и Администрацией Новгородской области передать в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области материально-техническую базу, обеспечивающую реализацию полномочий по назначению и выплате пенсий.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации области Ренкаса Н.Н.

Губернатор области
М.М.Прусак

ПЛАН мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"

Утвержден
постановлением Администрации области
от 20 апреля 2001 года N 155

Выделение и передача в безвозмездное пользование отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по области:
материально-технической базы от органов местного самоуправления в соответствии с прилагаемым перечнем;

комитеты области: по управлению государственным имуществом, социальной защиты населения

в соответствии со сроками, согласованными с Главами городов и районов области

программного обеспечения и базы данных по получателям пенсий от комитета социальной защиты населения области

Заключение договоров о взаимодействии отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области:
с Администрациями городов и районов области по созданию управлений Пенсионного фонда Российской Федерации в городах и районах области;
с комитетом социальной защиты населения области о программном сопровождении технологического процесса назначения и выплаты пенсий

договор о взаимодействии

Администрации городов, районов области, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области, комитет социальной защиты населения области

в соответствии со сроками, согласованными с Главами городов и районов, комитетом социальной защиты населения области

Доведение до кадровых служб органов социальной защиты населения и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области методических рекомендации о порядке увольнения (перевода) работников из органов социальной защиты населения и приема их в систему Пенсионного фонда Российской Федерации

методические рекомендации для кадровых служб органов социальной защиты населения и отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области

отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области, комитет социальной защиты населения области

Перевод работников органов социальной защиты населения, занятых вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области и управления Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области

приказ по отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по области о создании управлений Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области

отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области

по мере готовности управлений

Подготовка структуры отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области и управлений Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области

организационные структуры отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области, управлений Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области

отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области

Укомплектование кадрами служб отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области исправлений Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области, занятых назначением и выплатой пенсий

приказы по личному составу по отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по области и управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области

отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области, управления Пенсионного фонда Российской Федерации городов, районов области

в течение 2001 года

Извещение через средства массовой информации плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионеров, застрахованных лиц обо всех изменениях в связи с передачей функций по назначению и выплате государственных пенсий от органов социальной защиты населения органам Пенсионного фонда Российской Федерации

отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области

в течение 2001 года

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ по назначению и выплате государственных пенсий между отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по области и органами социальной защиты населения области

Утверждено
постановлением Администрации области
от 20 апреля 2001 года N 155

1. Функции отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по области:

назначение, перерасчет и выплата государственных пенсий с учетом надбавок и повышений, в том числе пенсий, оформленных досрочно по предложению органов службы занятости;

компенсационная выплата, установленная к пенсиям;

выплата социального пособия на погребение не работавших на день смерти пенсионеров или возмещение стоимости услуг на их погребение специализированным службам по вопросам похоронного дела;

выплата компенсаций неработающим лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

выплата доплат к пенсии государственным федеральным служащим, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета;

другие выплаты на основании указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе:

постановления Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 2 августа 1988 года N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта";

Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет заслуженным мастерам спорта СССР, мастерам спорта СССР международного класса -членам сборных команд СССР, утвержденного Госкомтрудом СССР, Секретариатом ВЦСПС и Госкомспортом СССР от 13 февраля 1989 года N 584-МК/09-14/20;

Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях Российской Федерации";

Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в соответствии с разделом IV);

Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям";

2. Функции органов социальной защиты населения области:

выплата денежных компенсаций гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

выплата компенсаций ветеранам и инвалидам на основании:

Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ "О ветеранах";

областных законов.

Примечание: отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по области и органы социальной защиты населения области приступают к реализации вышеперечисленных функций в 2001 году в соответствии с совместно разработанными графиками по передаче этих функций между отделением Пенсионного фонда Российской Федерации и Главами городов и районов области.

Приложение к плану мероприятий. ПЕРЕЧЕНЬ вычислительной техники и программного обеспечения, передаваемых от органов местного самоуправления отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по области

ПЕРЕЧЕНЬ
вычислительной техники и программного обеспечения, передаваемых от органов
местного самоуправления отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по области

Наименование Администрации города, района

Вступает в силу в соответствии со ст. 8 данного документа.

АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 ноября 2000 г. N 092-0031-С

О ПЕРЕДАЧЕ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЮ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ

ОБЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И ВЫПЛАТЕ

Администрация Ростовской области в лице Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области Чуба Владимира Федоровича и Пенсионный фонд Российской Федерации в лице Председателя Правления Зурабова Михаила Юрьевича, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“, заключили настоящее Соглашение о передаче государственному учреждению

Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - Отделение ПФР) полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.

Статья 1. Администрация Ростовской области передает Отделению ПФР и его органам в городах (районах) Ростовской области от министерства труда и социального развития Ростовской области и органов социальной защиты населения городов (районов) области:

- полномочия по назначению и выплате государственных пенсий;

- материально-техническую базу, обеспечивающую реализацию указанных полномочий (служебные помещения, технические средства, инвентарь, средства вычислительной и организационной техники, транспортные средства, нормативные документы, программное обеспечение, базу данных по пенсионерам, пенсионную документацию и прочее);

- подготавливает необходимые документы по передаче указанного имущества в федеральную собственность; до передачи указанного имущества в федеральную собственность передает его в безвозмездное пользование Отделению ПФР по Ростовской области;

- переводит специалистов, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, с их согласия, на работу в Отделение ПФР и его органы в городах (районах) Ростовской области в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации.

На Отделение ПФР и его органы в городах (районах) Ростовской области возлагаются функции по учету поступления части единого социального налога (взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации, сбору и аккумуляции взносов в соответствии с действующим законодательством, финансированию, организации назначения и выплаты, назначению и выплате государственных пенсий, организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также ведению накопительных индивидуальных счетов в системе государственного пенсионного страхования.

Функции по учету поступления части единого социального налога (взносов) в Пенсионный фонд Российской Федерации возлагаются с 1 января 2001 - даты введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Отделение ПФР и его органы в городах (районах) Ростовской

области являются правопреемниками по правам и обязательствам министерства труда и социального развития Ростовской области и органов социальной защиты населения городов (районов) Ростовской области в части назначения и выплаты государственных пенсий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных пенсиях в Российской Федерации. Министерство труда и социального развития Ростовской области и Отделение Пенсионного фонда по Ростовской области и их территориальные органы формируют единое информационное пространство для ежемесячного обмена информацией на основе отдельного соглашения.

Статья 2. Руководитель Отделения ПФР назначается на должность Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации по согласованию с Администрацией Ростовской области, а руководители органов Пенсионного фонда Российской Федерации в города (районах) Ростовской области - руководителем Отделения ПФР по согласованию с администрациями соответствующих территорий.

Статья 3. Оплата труда и социальные выплаты работникам Отделения ПФР и его органов в городах (районах) Ростовской области осуществляются в порядке и на условиях, действующих в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет финансирование расходов на содержание Отделения ПФР и его органов в городах (районах) Ростовской области с возмещением Администрацией Ростовской области расходов на содержание Отделения ПФР и его органов в городах (районах) области в части выполнения функций назначения и выплаты государственных пенсий. Средства на эти цели перечисляются на текущий счет Отделения ПФР ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Отделение ПФР представляет отчет об использовании средств, полученных в порядке возмещения от Администрации Ростовской области на содержание работников Отделения ПФР и его органов в городах (районах) Ростовской области в Администрацию Ростовской области и Пенсионный фонд Российской Федерации в установленные сроки.

Статья 4. Денежные средства Отделения ПФР являются

федеральной собственностью, не входят в состав бюджета Ростовской области, других фондов и изъятию не подлежат.

Статья 5. Порядок поступления и расходования денежных средств Отделения ПФР осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статья 6. Отделение ПФР принимает участие в финансировании утверждаемых Администрацией Ростовской области программ (мероприятий) социальной защиты престарелых и нетрудоспособных граждан в порядке, установленном Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статья 7. Инструктивно-методическое обеспечение Отделения ПФР осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, по вопросам применения пенсионного законодательства - с участием Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Статья 8. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до принятия Федерального законодательства об изменении управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации“.

Настоящее Соглашение совершено в г. Ростове-на-Дону, составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

Глава Администрации Председатель Правления

(Губернатор) Пенсионного фонда

Ростовской области Российской Федерации

___________________ В.Ф.ЧУБ _________________ М.Ю.ЗУРАБОВ

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Порядок назначения и выплаты пенсий

Прокуратура республики (Чеченская Республика). 13 марта 2020

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган, либо в суд.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Порядок назначения и выплаты пенсий

Прокуратура республики (Чеченская Республика). 13 марта 2020

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган, либо в суд.

(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)
Правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.01.1997 N 19-ФЗ)
Комментарий к статье 117
1. В ст. 117 названы органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пенсий. В первоначальной редакции статьи они именовались государственными органами социального обеспечения, а в настоящее время - органами социальной защиты населения.
В некоторых субъектах Российской Федерации назначение и выплату пенсий, установленных комментируемым Законом, осуществляют иные структуры - единые пенсионные службы. Так, например, между Правительством РФ и Правительством Свердловской области было заключено Соглашение о разграничении полномочий в сфере пенсионного обеспечения от 12 января 1996 г. (Областная газета. 1996. 31 янв.; система ""). Соглашение является неотъемлемой частью договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Свердловской области от той же даты (см.: Российская газета. 1996. 1 февраля).
Как отмечено в преамбуле Соглашения, оно заключено в целях дальнейшего совершенствования организации пенсионного обслуживания населения. В нем, в частности, предусмотрено, что на территории Свердловской области на базе отделения Пенсионного фонда и органов социальной защиты населения области организуется единая пенсионная служба. Она осуществляет сбор и аккумуляцию страховых взносов, назначение (перерасчет), финансирование, выплату и доставку государственных пенсий (ст. 1). Эта служба координирует работу с Правительством области и ему подотчетна (ст. 2). Ее руководитель назначается Правлением ПФР по согласованию с Минсоцзащитой РФ и губернатором области (ст. 4). Финансирование пенсионной службы осуществляется за счет средств области и ПФР (ст. 3).
Денежные средства единой пенсионной службы являются федеральной собственностью, имеют специальное назначение, не входят в состав бюджета области, других фондов и изъятию не подлежат (ст. 5). Соглашение заключено сроком на пять лет и вступило в силу со дня его подписания. Оно автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне о своем желании прекратить его действие путем письменного уведомления за шесть месяцев до истечения соответствующего срока.
2. Согласно Указу Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" от 27 сентября 2000 г. N 1709 (СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3936) за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1). Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ Соглашения о передаче территориальным органам фонда полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально - технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда (п. 2 Указа). Правительству РФ поручено в 3-месячный срок внести в Государственную Думу проект соответствующего федерального закона и провести в течение 2001 г. необходимые организационно - штатные мероприятия, связанные с закреплением за Пенсионным фондом и его территориальными органами полномочий по назначению и выплате пенсий (п. 3 Указа).
Однако пока такой закон не принят. Не внесено изменений и в комментируемую статью. В настоящее время пенсии назначаются и выплачиваются как государственными и муниципальными органами социальной защиты населения, так и едиными пенсионными службами отдельных субъектов РФ. Возникшая неопределенность в отношении органов, осуществляющих назначение и выплату пенсий, привела к тому, что в Комментарии они именуются и органами социальной защиты, и органами, осуществляющими назначение пенсий, и правоприменительными органами.
3. В связи с тем, что Пенсионным фондом РФ в соответствии с положением, определяющим его деятельность, издаются акты, имеющие нормативный характер, Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1216) введена государственная регистрация актов Пенсионного фонда, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Такая регистрация осуществляется Минюстом РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Акты, прошедшие регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию (см. п. 1 Указа). Указ вступил в силу со дня его подписания.
4. Как предусматривает ч. 2 ст. 117, правила обращения за пенсией, ее назначения и организации выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 986-р Приказом Минсобеса РСФСР от 4 октября 1991 г. было утверждено Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР. На основании того же распоряжения был подготовлен Порядок представления и оформления документов для назначения пенсий, утвержденный Минтрудом и Минсоцзащиты 14 августа 1992 г. (БМТ. 1992. N 9 - 10).
Решением Верховного Суда РФ от 27 марта 1998 г. (БВС РФ. 1998. N 11) этот нормативный правовой акт признан незаконным и не подлежащим применению со дня издания, поскольку он не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.
Постановлением Минтруда РФ от 2 июля 1998 г. N 27 Порядок признан утратившим силу со дня его издания. Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 сентября 1999 г. N 1470 Минтруд, Минюст и Пенсионный фонд РФ должны разработать и представить на утверждение Правительства правила обращения за пенсией и ее назначения. Однако такого документа пока нет. Предполагается, что в нем будет предусмотрено право субъектов РФ вводить на своей территории порядок представления к назначению пенсии, в том числе в органы, назначающие пенсии, по месту нахождения организации (см.: А.С. Назаров. Представление к назначению пенсии. Справочник кадровика. 2000. N 0). В отсутствие официально установленного порядка сложившаяся практика представления к назначению пенсий организациями своих работников или (в случае смерти последних) членов их семей продолжает действовать во многих субъектах РФ. Фактически в данном случае организация выступает в качестве официального представителя лица, претендующего на пенсию. Однако поскольку представление к пенсии обязательным не является, любое лицо, имеющее право на нее, вправе обратиться с заявлением о назначении пенсии непосредственно в органы социальной защиты населения или в единую пенсионную службу по месту своего жительства. Независимо от того, обращается ли в эти органы сам гражданин или его представитель, сроки обращения и назначения пенсии, установленные ст. 118 и 119 Закона, определяются по дате регистрации заявления непосредственно в органах, назначающих пенсии, либо по штемпелю почтового отделения, если заявление и (или) документы направлены по почте.
5. Обращающийся за пенсией (независимо от вида пенсии) должен предъявить паспорт, удостоверяющий его личность и место жительства. Родители и опекуны, обращающиеся за пенсией на детей, представляют документы о месте своего жительства.
В правоприменительной практике последних лет возникают вопросы, связанные с применением этих норм. По общему правилу, отсутствие регистрации по месту жительства препятствует назначению пенсии. Однако, если лицо не имеет постоянного места жительства, но зарегистрировано по месту пребывания, органы социальной защиты населения с учетом конкретных жизненных обстоятельств в порядке исключения принимают меры к назначению пенсии по прежнему месту жительства (при наличии соответствующей отметки в паспорте) и организуют ее выплату по месту пребывания. Пенсия выплачивается лично получателю через организацию федеральной почтовой связи на основании паспорта и свидетельства о его регистрации по месту пребывания. Период выплаты не может превышать срока регистрации. Пенсионное дело должно находиться на учете в органе пенсионного обеспечения по месту выплаты пенсии (см.: "Пенсия". 1996. N 3. С. 14).
6. В правоприменительной практике возможность назначения и выплаты пенсии лицам без определенного места жительства и места пребывания (бомжам) решается путем определения заявителей, по их желанию, в дом - интернат для престарелых и инвалидов, который по Правилам регистрационного учета граждан признается местом их жительства. Соответственно пенсионное обеспечение таких лиц осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения дома - интерната (см.: "Пенсия". 1996. N 3. С. 14).

Читайте также: