О возврате надбавки к пенсии

В какой срок и на какую сумму увеличиваются выплаты после увольнения работающего пенсионера?

После выхода на пенсию многие граждане продолжают трудиться. Действовавший еще в прошлом году пенсионный возраст им это позволял. Ведь пенсия у большинства российских пенсионеров очень скромная и почти вся уходит на коммунальные услуги, лекарства и продукты. Но Правительство РФ решило, что работающие пенсионеры слишком много зарабатывают и отменило для них ежегодную индексацию пенсионных выплат. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ, который ввел новые правила, вступил в силу еще в 2016 году, поэтому все пенсионеры к ним уже привыкли.

Они усвоили, что если одновременно получаешь пенсию, и зарплату — индексации не жди. Уволился — выплаты проиндексируют. Но вот как происходит эта индексация? Стоит ли ждать прибавку за все отработанное время? А, главное, когда начнут платить больше? Все эти вопросы волнуют пенсионеров, постараемся найти на них ответы.

Индексация пенсии после увольнения пенсионера

По закону работающим пенсионерам ПФР не увеличивет выплаты на индекс инфляции. Выплаты им чиновники пересчитают только после официального прекращения трудовой деятельности. Уволился пожилой работник — получил перерасчет страховой пенсии.

При этом законодательством определено, что ПФР должен сделать перерасчет за все время работы, начиная с 2016 года. Как это понимать? Конечно, задним числом суммы надбавки никто не начислит и не выплатит. Но чиновники просто сделают перерасчет по новым коэффициентам, когда увидят, что пенсионер уволился.

За последние годы страховые пенсии индексировали так:

  • в 2016 году на 4%;
  • в 2017 году на 5,8%;
  • в 2018 году на 3,7%;
  • в 2019 году на 7,05%.

На 2020 год запланирована индексация в размере 6,6%.

Если человек вышел на пенсию в 2015 году и проработал после этого до середины 2019 года, после увольнения его пенсия будет проиндексирована на 20,55% (4% + 5,8% + 3,7% + 7,05%) от первоначально начисленной к выплате суммы.

В декабре 2015 года Иван Петровичу начислили страховую пенсию в размере 10 000 рублей. Он продолжил работать и уволился только в июне 2019 года. Специалисты ПФР вычислили, что после индексации и перерасчета он будет получать уже 12 055 рублей (10 000 + 20,55%). То есть, до перерасчета он ежемесячно получал 10 000 рублей. А после увольнения будет получать уже 12 055 рублей. При этом никакой доплаты за все месяцы без индексации ему не выплатят.

А Мария Сергеевна стала пенсионеркой в марте 2017 года. Ей назначили пенсию 12 000 рублей. Она получила прибавку 1 января 2018 года, когда проводилась очередная индексация пенсионных выплат. Но потом вышла на работу в феврале 2018 года и работала до ноября 2019 года. После увольнения ей сделали перерасчет и учли всего одну пропущенную индексацию — в 2019 году на 7,05%. Таким образом до января 2020 года, когда пенсии вновь проиндексируют, Марии Сергеевне будут платить 12 900 рублей.

Нужно ли увольняться для индексации

С 2016 года, когда индексация пенсии работающих пенсионеров была приостановлена, всех работодателей обязали сдавать дополнительную форму отчетности СЗВ-М, в которой отражаются все работники, официально трудоустроенные у конкретного нанимателя. На основании данных из СЗВ-М специалисты ПФР получают информацию о трудоустройстве пенсионеров. Если гражданин указан в отчетности, значит, он работает, получает зарплату. Поэтому такой пенсионер не подпадает под ежегодную индексацию пенсии.

Если работника прекратили включать в отчет, значит, что он прекратил трудовую деятельность, и имеет полное право на индексированные выплаты. Индексация, как известно, бывает раз в год (чаще - редкое исключение). Поэтому, если по состоянию на 1 января пенсионер будет неработающим, он получит прибавку. После этого можно снова устраиваться на работу. Однако в ПФР быстро выявят такую закономерность, и тогда возникнут вопросы и к пенсионеру, и к его работодателю. Хотя прямого запрета в законе на такую оптимизацию пенсии нет.

Уменьшат ли пенсию при новом трудоустройстве? Нет, не имеют права. Например, Виктор Игоревич на пенсии проработал 4 года. За все это время его выплаты не индексировались и он получал минимальную пенсию в сумме 8 700 рублей. В 2019 году он уволился. Его пенсия была проиндексирована на показатели четырех расчетных лет. Потом он решил снова устроился на работу. Его проиндексированная пенсия осталась неизменной. То есть сотрудники ПФР не могут уменьшить выплаты на сумму уже проведенной индексации. Это незаконно.

Куда обращаться

Работающий пенсионер после увольнения для перерасчета пенсии не должен обращаться в ПФР. По закону индексация пенсий после увольнения происходит в беззаявительном порядке. Это значит, что никаких заявлений и обращений нести в ПФР не требуется.

Система работает так:

Главное, надо запастись терпением. В течение 3 месяцев в ПФР должны учесть новые данные и сделать перерасчет. Почему так долго ждать? Это связано с обработкой данных. Работодатели сдают форму СЗВ-М раз в месяц до 15 числа. После этого у ПФР есть время для ее проверки и обработки. Вот и получается 3 месяца. И если пенсионер не получил увеличенной выплаты спустя 3 месяца после увольнения, ему нужно обратиться в ПФР за разъяснениями.

Какие документы нужны в ПФР

Обычно подтверждающих увольнение документов в Пенсионный фонд предоставлять не требуется. Пересчет производится автоматически, на основании сведений от работодателя. Если при индексации возникли проблемы и споры, то в ПФР с собой нужно взять следующие документы:

  • Паспорт или иной формуляр, удостоверяющий личность заявителя.
  • СНИЛС (страховое свидетельство) или выписка о регистрации в системе ОПС.
  • Пенсионное удостоверение.
  • Трудовая книжка с отметкой об увольнении с последнего места работы.
  • Трудовой договор с дополнительным соглашением о его расторжении.
  • Гражданско-правовой договор (завершенный).
  • Выписка из отчета СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ с последнего места работы.
  • Справка о заработной плате и прочих вознаграждениях за труд.
  • Выписка о состоянии индивидуального счета застрахованного лица.

Это не полный перечень документации, так как каждый случай обращения сугубо индивидуален. Например, в отдельных случаях придется предоставить справку об инвалидности, справку с ЦЗН и другое.

Когда начнут платить по-новому

Сроки проведения индексации закреплены на законодательном уровне. Пенсию обязаны проиндексировать не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем увольнения. Например, уволились 1 марта, индексируют выплату с 1 апреля. Но вот со сроком выплаты дела обстоят иначе.

Не стоит ждать повышенной суммы уже в месяце увольнения или даже месяц спустя. Увеличенная выплата поступит только через три календарных месяца с момента увольнения. Например, если уволились в марте, то увеличенную выплату будете получать только с июля.

Задержка во времени закреплена особым регламентом. Ждать три месяца приходится не просто так. В первый месяц работодатель прекращает трудовые отношения с работником. На второй месяц подает отчетность, из которой видно, что пенсионер уволен. И лишь в третьем месяце производится пересчет и назначение повышенных выплат.

При этом все эти три месяца ожидания оплачиваются. То есть уволившись в марте, гражданин получит увеличенные выплаты за апрель, май, июнь, но только в июле — общей суммой.



Проблема работающих и неработающих пенсионеров продолжает оставаться острой и актуальной, поэтому разъяснения Верховного суда по такой проблеме могут оказаться полезными многим гражданам.

Эта история началась с момента, когда органы соцзащиты назначили неработающему пенсионеру выплаты, положенные ему по закону. Гражданин их некоторое время получал, но потом решил снова поработать. Сама же соцзащита назначенные человеку выплаты не отменила. Пока разобралась, прошло несколько лет. И чиновники отправили в суд иск с требованием - взыскивать с пенсионера "неосновательное обогащение".



Судя по иску, соцзащита потребовала взыскать с гражданина "лишнюю" пенсию. Вот как это вышло.

Гражданину в 2010 году назначили региональную доплату как неработающему пенсионеру. А он в ответ, по существующим нормам, обязался поставить в известность соцзащиту, если снова начнет трудиться.

В конце концов это случилось - пенсионер нашел работу. Про выплаты тогда никто не вспомнил - ни он, ни соцзащита. В итоге работающий пенсионер получал доплату еще в течение двух лет. По подсчетам чиновников, общая сумма переплат ему приблизилась к семидесяти тысячам рублей.

О том, что их подопечный все-таки решил трудиться, в соцзащите узнали еще через три года из информации районного МФЦ. И лишь тогда чиновники стали готовить иск в суд, чтобы взыскать переплаченные деньги. Но в чиновничьих кабинетах время течет по-другому, поэтому на подготовку иска ушло еще два года. Так что реально исковое заявление появилось в суде только в 2017 году. Позже в суде представитель соцзащиты объяснил такой медленный процесс тем, что только в 2016 году они смогли получить трудовую книжку пенсионера.



В свою защиту ответчик говорил, что сроки давности для предъявления ему подобных требований уже прошли. Но в судах пенсионеру не повезло - он проиграл. И районный, и городской суды встали на сторону соцзащиты и сказали, что пенсионер должен вернуть переплаченную сумму. А еще местные суды не согласились с тем, что пропущен срок исковой давности.

По жалобе пенсионера дело дошло до Верховного суда РФ. И там с позицией и решением местных судов не согласились.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда подчеркнула - выплаты ответчику были остановлены в 2012 году. И по закону соцзащита имела право так поступить, пока не выяснит, работает ли пенсионер, получающий выплату. Основание для приостановления выплаты - вот то, что следовало выяснить местным судам.

Суды, рассматривая требования соцзащиты, должны были узнать, связано ли прекращение выплат с трудоустройством пенсионера, получал ли он уведомление по этому поводу и сообщали ли ему, что он должен передать в соцзащиту трудовую книжку. Эти вопросы Верховный суд посчитал главными, но местные суды на них не ответили. Более того, они на них даже не обратили внимание.



По мнению высокой судебной инстанции, чтобы установить, когда начал идти срок исковой давности, надо учитывать не только день, когда чиновник соцзащиты узнал о трудоустройстве пенсионера, но и дату, "когда истец в силу своих компетенций и полномочий должен был об этом узнать", добавил Верховный суд РФ.

Информация о том, что пенсионер начал работать, приходит в городской департамент труда и соцзащиты ежемесячно, заявил суд, но из материалов дела видно, что практически три года соцзащита, имея информацию о нарушениях, ничего не делала.

В итоге Верховный суд РФ отменил все принятые по делу решения и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Там спор должны пересмотреть с учетом разъяснений Верховного суда.

Справка "РГ"

По статье 1109 Гражданского кодекса РФ - "Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату" не надо возвращать зарплату и приравненные к ней платежи - пенсии, пособия и прочее, полученные в большем размере, если приобретатель действовал добросовестно и не было счетной ошибки. Доказать недобросовестность приобретателя или наличие ошибки в расчетах придется истцу. Сам по себе факт того, что гражданин получил больше, чем должен был, не свидетельствует о наличии недобросовестности.

1. Какие основные доплаты к пенсии полагаются московским пенсионерам?

Пенсионеры, проживающие в Москве по месту жительства или пребывания, могут претендовать на одну из двух основных доплат к пенсии:

  1. На региональную социальную доплату к пенсии - неработающие пенсионеры.
  2. На ежемесячную компенсационную выплату к пенсии - пенсионеры, получающие пенсию в городе Москве, прожившие в Москве по месту жительства 10 лет и более, относящиеся к следующим категориям:
  • инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
  • пенсионеры старше 18 лет, получающие пенсию по потере кормильца или по инвалидности, совмещающие работу с обучением по очной форме ;
  • занятые на отдельных должностях в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, государственной ветеринарной службы, библиотеках (архивах), отделах ЗАГС, ГКУ Центре занятости населения Москвы (осуществляющих деятельность на территории Москвы или МО);
  • работающие в организациях ЖКХ Москвы в должностях: дворник; рабочий по комплексной уборке и содержанию домовладений; уборщик территорий уборщик мусоропроводов; уборщик служебных помещений, занятый на уборке лестничных клеток и общественных туалетов;
  • работающие в качестве дежурных по подъездам (консьержей, швейцаров) многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Москвы;
  • работающие гардеробщиками в ОАО «Комбинат гардеробного обслуживания», занятые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • инвалиды 3 группы, работающие в организациях, применяющих труд инвалидов, взаимодействующих с ДИПП Москвы , а также работающие в осуществляющих деятельность на территории Москвы специализированных организациях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества инвалидов;
  • работающие инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо выполнения работ по ликвидации ее последствий, а также аварии в 1957 года на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча;
  • работающие инвалиды из числа ветеранов подразделений особого риска, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1990 годов, граждан, эвакуированных из зоны отчуждения, переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, для некоторых категорий граждан предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты. Такие выплаты предусмотрены для:

  • героев СССР и России, полных кавалеров ордена Славы;
  • героев Социалистического Труда и Труда России, полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
  • инвалидов и участников Великой Отечественной войны;
  • участников обороны Москвы;
  • лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР";
  • больных гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональных карликов;
  • детей, родители которых погибли в результате терактов, техногенных и других катастроф;
  • инвалидов вследствие участия в боевых действияхна территории Республики Афганистан, на Северном Кавказе с 1995 года;
  • родителей (в том числе отчимов, мачех) лиц, погибших вследствие военной травмы при прохождении военной службы;
  • ветеранов из числа летно-испытательного состава;
  • граждан, имеющих заслуги в области физкультуры и спорта;
  • граждан, имеющих заслуги в области культуры
  • лиц, родившихся в период с 1 января 1928 года по 3 сентября 1945 года — «‎детей войны» .

2. Каков размер доплаты к пенсии для неработающих пенсионеров и кто может ее получать?

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается до городского социального стандарта — 19 500 рублей в месяц, если неработающий пенсионер зарегистрирован по месту жительства в Москве в общей сложности не менее 10 лет.

Если же пенсионер зарегистрирован по месту жительства в столице менее 10 лет или зарегистрирован по месту пребывания, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается до прожиточного минимума пенсионера в Москве (в 2020 году он составляет 12 578 рублей в месяц).

Получать региональную социальную доплату к пенсии может любой московский неработающий пенсионер, получающий пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается).

ПРЕЗИДИУМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

от 3 ноября 2016 г. N 44Г-73/2016

История рассмотрения дела

Президиум Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего - и.о. председателя Забайкальского краевого суда

членов президиума Воросова С.М., Махмудовой В.И., Ревенко Т.М. -

при секретаре С.О.

рассмотрел кассационную жалобу начальника управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите (межрайонного) П. на апелляционное определение Ингодинского районного суда г. Читы от 23 июня 2016 года по гражданскому делу по иску управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите (межрайонного) к С.В. о взыскании излишне выплаченных сумм федеральной социальной доплаты к пенсии (мировой судья Андриевская А.Г.; суд апелляционной инстанции - Калгина Л.Ю.).

В судебном заседании приняли участие С.В., представитель управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите (межрайонного) З.

Заслушав доклад судьи Багдасаровой Л.В., президиум

9 декабря 2015 года управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чите (межрайонное) обратилось к С.В. с требованием о взыскании 12 167 руб. 41 коп. федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 1 января 2010 года по 12 апреля 2012 года. При этом указало, что С.В. являлся получателем социальной пенсии . и получателем единовременной денежной выплаты . Так как общая сумма материального обеспечения не достигала величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, 1 января 2010 года ему была установлена социальная доплата к пенсии (далее по тексту - ФСД). Вместе с тем с 12 октября 2006 года по 19 апреля 2012 года С.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, поэтому ФСД ему не положена. Обязанность безотлагательно извещать пенсионный орган о поступлении на работу, выполнении иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, ответчик не выполнил. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в г. Чите, оформленным протоколом от 16.06.2014 N 1568, решением руководителя от 16.06.2014 N 2043 переплата определена в сумме 13 221 руб. 55 коп. В связи с удержанием 1 054 руб. 14 коп. взысканию подлежит 12 167 руб. 41 коп. основного долга и 423 руб. 95 коп. процентов. С.В. направлено письмо-уведомление от 01.10.2015 с предложением добровольно возвратить сумму переплаты, однако денежные средства на счет УПФР в г. Чите (межрайонного) не поступили.

Решением мирового судьи судебного участка N 8 Ингодинского судебного района г. Читы от 16 февраля 2016 года постановлено: иск удовлетворить. Взыскать с С.В. в пользу управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) денежные средства в размере 12 167 руб. 41 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами 423 руб. 95 коп. Взыскать с С.В. в доход городского округа "Город Чита" государственную пошлину в сумме 503, 65 руб.

Дополнительным решением того же судьи от 18 марта 2016 года постановлено начислять С.В. проценты с 21.12.2015 по дату фактической уплаты долга в размере средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц.

Апелляционным определением Ингодинского районного суда г. Читы от 23 июня 2016 года решения (основное и дополнительное) отменены с принятием нового решения об отказе в иске.

В кассационной жалобе, поступившей в отдел делопроизводства краевого суда 13 октября 2016 года, начальник управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) П. выражает несогласие с апелляционным определением, считая их незаконным и необоснованным.

По запросу судьи Забайкальского краевого суда от 18 октября 2016 года дело истребовано у мирового судьи; 19 октября 2016 года оно поступило в Забайкальский краевой суд.

Определением судьи Забайкальского краевого суда от 26 октября 2016 года кассационная жалоба вместе с делом переданы для рассмотрения в суд кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( ст. 387 ГПК РФ).

При рассмотрении данного дела такого характера существенные нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.

Из материалов дела следует, что с 12 октября 2006 года по 19 апреля 2012 года С.В. являлся индивидуальным предпринимателем (л.д. 11а, 39).

30 июня 2009 года он обратился в пенсионный орган за назначением пенсии, указав, что не работает. При подписании заявления о назначении пенсии ответчик был проинформирован о необходимости извещать пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (л.д. 54 - 55).

С 1 июня 2009 года С.В. назначена социальная пенсия . (л.д. 42).

1 января 2010 года ему установлена федеральная социальная доплата к пенсии, выплата которой осуществлялась в течение всего периода сохранения статуса индивидуального предпринимателя (л.д. 42, 53).

Решением комиссии УПФР в г. Чите (межрайонного), оформленным протоколом от 16.06.2014 N 1568, решением руководителя названного управления от 16.06.2014 N 2043 определена переплата ФСД в размере 13 221,55 руб. (л.д. 10 - 11).

01.10.2015 С.В. направлено предложение о возвращении в срок до 1 ноября 2015 года незаконно полученных сумм доплаты к пенсии (л.д. 4), которое ответчиком оставлено без исполнения.

Удовлетворяя исковые требования пенсионного органа, мировой судья исходил из того, что С.В. не выполнил установленную законом обязанность информирования пенсионного органа об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии.

Отменяя решение, районный суд констатировал нарушение порядка назначения С.В. (без его заявления) федеральной социальной доплаты к пенсии, отсутствие доказательств направления истцом в адрес ответчика уведомления соответствующей формы для выяснения волеизъявления пенсионера относительно получения ФСД, а также полагал пропущенным срок обращения за судебной защитой.

С апелляционным определением президиум согласиться не может.

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Закон) федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи , не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Данная статья введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Этот нормативный правовой акт вступил в законную силу (за исключением ряда положений) с 1 января 2010 года.

Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17 ноября 2009 года N АД-28-25/11252 "Об организационных мероприятиях, связанных с установлением социальных доплат к пенсии" довел до своих территориальных органов форму заявления о назначении пенсии (с включением положений об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии) для заполнения гражданами, обращающимися за пенсией начиная с 1 января 2010 года, а также пенсионерами - получателями пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Одновременно обязал пенсионные органы принимать решения в отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года являются получателями пенсии.

Так как С.В. относился к числу этих лиц, истец, следуя требованиям закона и указаниям Пенсионного фонда РФ, назначил ответчику федеральную социальную доплату к пенсии в беззаявительном порядке.

В процессе судебного разбирательства С.В. не указывал на нарушение своих прав и законных интересов назначением федеральной социальной доплаты к пенсии в отсутствие соответствующего заявления.

Частью 10 статьи 12.1 Закона предусмотрено, что социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

По смыслу статей 6 и 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом ; к их числу относятся и индивидуальные предприниматели.

Следовательно, С.В., будучи индивидуальным предпринимателем, не имел права на получение ФСД.

В силу части 12 статьи 12.1 Закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая действовала в период осуществления оспариваемых платежей, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона , повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий , виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 28 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях".

При таком правовом регулировании мировой судья имел основания для вывода о том, что обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты ФСД, установлена законодательством и не обусловлена наличием соответствующего разъяснения пенсионного органа. Поэтому на лицо, подпадающее под действие упомянутых нормативных правовых актов, распространяется общеправовая презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

В названном выше письме Пенсионный фонд Российской Федерации предложил территориальным органам применять различные формы индивидуальной работы для информирования пенсионеров о праве на установление (об установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии.

По словам истца, в адрес С.В., как и прочих получателей пенсий, было направлено уведомление установленной формы.

Непредставление письменных доказательств подобного информирования послужило основанием к отклонению исковых требований.

Между тем в ходе разбирательства истец заявлял, что С.В. не мог не заметить увеличения пенсии, так как ежегодная индексация пенсий производится с 1 февраля каждого года (л.д. 61, 72).

В судебном заседании от 11.02.2016 С.В. пояснил, что в 2009 году он получал около 2 000 руб., с 2010 года стал получать около 4 000 рублей. Значения этому обстоятельству не придал (л.д. 61).

По данным пенсионного органа, в январе 2010 года пенсия составила . руб., ЕДВ - . руб., ФСД - 875, 76 руб. (л.д. 42).

При таких условиях, когда ответчик знал (не мог не знать) об увеличении с 1 января 2010 года размера пенсионных выплат, но не проявил должной степени заинтересованности в выяснении приведших к этому причин и не уклонился от получения оспариваемых денежных сумм, сам по себе факт отсутствия в деле уведомления пенсионного органа не мог служить достаточным основанием к отказу в иске.

При разрешении вопроса об исковой давности обе судебные инстанции сошлись во мнении о том, что факт незаконного получения С.В. федеральной социальной доплаты стал известен пенсионному органу 10 февраля 2014 года.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ (в редакции от 28.06.2013 N 55-ФЗ), течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Так как исковое заявление подано 9 декабря 2015 года, мировой судья пришел к правильному выводу об обращении истца за судебной защитой в пределах общего срока исковой давности.

Исчисление судом апелляционной инстанции этого срока отдельно по каждому платежу с момента его совершения противоречит требованиям приведенных выше норм статей 196 , 200 ГК РФ.

При таких обстоятельствах апелляционное определение, не отвечающее требованиям законности, подлежит отмене с оставлением в силе решений мирового судьи.

Руководствуясь ст. ст. 387 , 388 , 390 ГПК РФ, президиум

апелляционное определение Ингодинского районного суда г. Читы от 23 июня 2016 года отменить, решение мирового судьи судебного участка N 8 Ингодинского судебного района г. Читы от 16 февраля 2016 года и дополнительное решение того же судьи от 18 марта 2016 года оставить в силе.

С 2016 года работающим пенсионерам не индексируют пенсию из-за введенного в отношении них моратория. По этой причине расчет пенсии для работающих пенсионеров производится исходя из «замороженных» на дату выхода на пенсию величин фиксированной выплаты (ФВ) и стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК). Увеличение их размеров и, как следствие, индексацию для работающих пенсионеров проводят только после увольнения.

Перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера производится Пенсионным фондом автоматически на основании данных, поступивших от работодателя. Поэтому обращаться в ПФР с заявлением на перерасчет не нужно.

  • Перерасчет не предполагает компенсацию всех недополученных за годы работы сумм, а означает, что пенсию пересчитают с учетом актуальных на дату перерасчета величин ФВ и СПК. Например, в 2020 году ФВ равна 5686,25 руб., а один пенсионный балл – 93,00 руб.
  • После проведения перерасчета пенсионер может заново устроиться на работу, при этом размер его пенсии не уменьшится. Однако, когда будут проводить следующую индексацию (а она уже запланирована на 1 января 2020 г.), его пенсионная выплата проиндексирована не будет.

Законом установлено, что проиндексированная пенсия выплачивается с 1 числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы. При этом повышенная выплата поступит не сразу, а с задержкой в несколько месяцев. Однако, все недоплаченные суммы за время задержки будут компенсированы.

На сколько увеличится пенсия у работающего пенсионера после увольнения

Если работающий пенсионер прекратит трудовую деятельность (то есть уволится), Пенсионный фонд проведет перерасчет и учтет все пропущенные за годы работы индексации. То есть после увольнения размер пенсии будет рассчитываться уже как для неработающего пенсионера.

Узнать, какой размер пенсии будет выплачиваться после увольнения, можно, заказав справку в Личном кабинете на сайте ПФР.

Напомним, что размер страховой пенсии (СП) рассчитывается по формуле:

где ИПК – сумма накопленных пенсионных коэффициентов, СПК – стоимость одного такого коэффициента (или балла), ФВ – величина фиксированной выплаты (то есть базовая часть страховой пенсии).

В результате ежегодной индексации увеличивается стоимость пенсионного балла и фиксированной выплаты, от которых и зависит сумма выплаты. Для работающих граждан эти величины не индексируются. Сумма их пенсии рассчитывается с учетом размеров ФВ и СПК, которые устанавливались на дату выхода на пенсию.

Если пенсионер уволится в 2020 году, то перерасчет произведут по вышеуказанной формуле с учетом актуальных значений СПК и ФВ. В 2020 году один балл стоит 93.00, а фиксированная выплата составляет 5686.25 руб. (для инвалидов 3 группы ФВ равна 2843.13 руб.).

Как узнать, какая будет пенсия после увольнения

Определить, на сколько повысится пенсия, если пенсионер уволится в 2020 году, можно, заказав справку (выписку) в Личном кабинете на сайте ПФР. Для этого необходимо иметь зарегистрированную и подтвержденную учетную запись на сайте Госуслуги.

Для получения справки необходимо выполнить следующие шаги:

В разделе «Пенсии» выбрать пункт «Заказать справку (выписку) о размере пенсии (как на картинке ниже).


В полученной справке указывается информация о размере страховой пенсии (о величине страховой и фиксированной ее частей), которая начислена пенсионеру, а также суммы выплат, которые полагаются гражданину, пока он работает. Ниже представим образец такой справки из Пенсионного фонда.


Как выглядит справка о размере пенсии

Из примера выписки видно, что гражданину Иванову И.И., получающему страховую выплату по инвалидности:

  • назначена пенсия в размере 9882,72 руб., где страховая ее часть составляет 7215,62 руб. и фиксированная выплата 2667,10 руб.
  • фактически выплачивается только 8098,12 руб., где страховая часть — 5906,32 руб., фиксированная – 2191,80 руб.

Следовательно, если Иван Иванович уволится в 2020 году, то он будет получать полную сумму пенсии – 9882,72 руб., то есть на 1784,60 руб. больше.

Через какое время после увольнения пенсионеру индексируется пенсия

Пенсионный фонд РФ производит перерасчет для уволившегося пенсионера на основании сведений, поступающих от работодателя в специальной ежемесячной отчетности. Поэтому обращаться лично за перерасчетом в Пенсионный фонд и сообщать о своем увольнении не нужно. Однако, пенсию пересчитают не сразу после увольнения, а с задержкой в несколько месяцев.

Для наглядности рассмотрим порядок перерасчета после увольнения на примере:

  • Пенсионер уволился в мае 2020 года. Данные о нем еще будут фигурировать в отчетности за май, так как в этом месяце за него еще уплачивали страховые взносы.
  • В отчете за июнь сведения о нем будут отсутствовать, так как взносы за него не отчисляются. Теперь для Пенсионного фонда он будет считаться неработающим. Работодатель передаст в ПФР этот отчет в июле.

Таким образом, пенсию пересчитают как минимум через 3 месяца после увольнения. Однако, согласно положениям ч. 3 ст. 26.1 закона № 400-ФЗ, увеличенный размер выплаты назначается с 1 числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы. Это значит, что при увольнении в мае, полагаются доплаты за июнь, июль и август, когда гражданин уже считался неработающим, но прибавки еще не получал.

Через какое время можно устроиться на работу после индексации и уберут ли прибавку?

Перерасчет после увольнения производят на основании сведений, поступающих от работодателя. Если пенсионер уволится, то работодатель прекратит уплачивать за него страховые взносы и не будет включать его в отчетность для ПФР. Следовательно, чтобы пенсионеру произвели перерасчет, необходимо, чтобы он был неработающим в течение одного целого месяца – с первое и по последнее его число. Например, если он уволился в мае, то устроиться заново на работу он может не ранее, чем 1 июля. Если он начнет работать раньше (например, в середине июня), то он попадет в отчетность и за май, и за июнь. Следовательно, перерасчет и индексацию производить не будут.

Согласно ч. 8 ст. 26.1 закона № 400-ФЗ, если пенсионер опять устроится на работу, ему будут выплачивать тот размер пенсии, который был назначен в день, предшествующий дню возобновления работы. То есть никакие доплаты от перерасчета не снимут, сумма выплаты не уменьшится. Однако, когда будут проводить следующую индексацию, этот гражданин уже не получит никакой прибавки, пока будет продолжать работать.

Следующая индексация запланирована на 1 января 2021 г., увеличение составит 6,3%.

" src="https://static.life.ru/publications/2020/6/23/1163128519947.1704.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

Лайф выяснил, какие выплаты положены пожилым сотрудникам, если им приходится уйти с работы. Сколько можно получить от компании и какую прибавку к пенсии сделает ПФР?

Из-за пандемии коронавируса многие пенсионеры остались без работы или находятся на грани увольнения. Не секрет, что пожилые люди относятся к самой уязвимой категории сотрудников. Зачастую они либо не знают своих прав, либо просто боятся потребовать положенных выплат. Этим часто пользуются недобросовестные работодатели.

Какие выплаты при увольнении положены пенсионерам от работодателя

Рассмотрим несколько ситуаций. Первая — пенсионера увольняют по сокращению штата. Здесь есть несколько нюансов. Как объясняет юрист компании "Европейская юридическая служба" Сергей Болотин, в этом случае нельзя уволить работника в период его временной нетрудоспособности или во время отпуска.

— Трудовым законодательством установлены гарантии всем без исключения работникам, увольняемым по сокращению численности или штата компании, — отметил Сергей Болотин. — Распространяются они и на пенсионеров. Статья 178 ТК РФ предусматривает выплату выходного пособия. Его выплачивают в день увольнения. Размер пособия — средний месячный заработок.

Выходное пособие должны заплатить в любом случае. Вне зависимости от того, найдёт ли пенсионер в дальнейшем работу или нет.

По словам Сергея Болотина, если пенсионер не устроится на работу в течение двух месяцев, то ему выплачивается средний месячный заработок за второй месяц. А вот что касается дальнейших выплат, то тут могут возникать неоднозначные ситуации.

Больше пенсии. Какие доплаты положены супругам к юбилею совместной жизни

— Споры появляются при решении вопроса о выплате пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера — в течение четвёртого, пятого и шестого месяцев). Эта выплата производится в исключительных случаях по решению службы занятости и при условии, что человек в течение двух недель после увольнения встал туда на учёт и ему не смогли найти работу, — рассказал Сергей Болотин.

По словам юриста, суть спора заключается в том, что некоторые работодатели относят такую выплату к мерам социальной защиты безработных, поэтому не оплачивают пенсионеру третий месяц трудоустройства. Действительно, по закону о занятости населения человек, которому назначена страховая пенсия по старости или накопительная пенсия, не признаётся безработным.

Вместе с тем Роструд считает, что за уволенными пенсионерами, наравне с другими работниками, средний месячный заработок должен сохраняться в течение третьего месяца со дня увольнения. В результате, поясняет Сергей Болотин, рассматривая споры между работодателями и бывшими работниками-пенсионерами о сохранении среднего заработка за третий месяц, суды не приходят к единому мнению. Таким образом, решение о сохранении сокращённому пенсионеру среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения (для работников Крайнего Севера — в течение четвёртого, пятого и шестого месяцев) принимает орган службы занятости населения.

— По моему мнению, если такое решение получено организацией, то она обязана произвести указанную выплату, — говорит юрист. — Если же организация не согласна с этим решением, то она может оспорить его в суде. Впрочем, при обращении в суд следует изучить практику своего региона, чтобы оценить перспективы спора.

Задерживают зарплату? Кому положены компенсации за просрочку и как вернуть все свои деньги

Вторая ситуация — пенсионер увольняется по собственному желанию. На практике такое встречается, когда людей просто вынуждают уйти, а оформлять этот процесс как процедуру сокращения штата работодатель не хочет. Даже если произошла такая история и человек подписал заявление на уход сам, то ему положены выплаты.

— Работодатель должен оплатить неиспользованные дни отпуска (если у работника есть право на дополнительный отпуск, то обязаны оплатить и его), — рассказала независимый финансовый советник, консультант по зарубежным инвестициям и защите капитала Мария Тараско. — Расчёт производится исходя из среднего заработка, если было отработано более 11 месяцев. Если меньше — компенсация сокращается пропорционально отработанному времени.

С другой стороны, поясняет Мария Тараско, если сотрудник отгулял больше дней, чем должен был (например, был в отпуске месяц, но год не отработал), то с него удержат сумму за лишние дни отдыха. Исключение — когда увольнение происходит в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия.

С 1 августа повысят пенсии. Кому положена прибавка и как её получить

Какие выплаты после увольнения начнёт делать ПФР

После увольнения пожилой человек переходит в категорию неработающих пенсионеров. Это значит, что он станет получать больше от ПФР. В первую очередь Пенсионный фонд восстановит ему индексацию пенсии со следующего месяца. Ничего делать для этого не нужно. ПФР узнает об увольнении от работодателя. Правда, надо отметить, что повышенную пенсию пожилой человек начнёт получать не сразу.

— К примеру, пенсионер уволился с работы в июле, — поясняют в ПФР. — В августе в ПФР поступит отчётность от работодателя за июль с указанием того, что этот сотрудник числился работающим. В отчётности за август, которая поступит в ПФР в сентябре, он в штате компании уже значиться не будет. В октябре ПФР примет решение о возобновлении индексации, а в ноябре пенсионер получит уже повышенную пенсию. Более того, ему придёт и денежная разница между прежним и новым размером выплат за предыдущие три месяца: август, сентябрь и октябрь. То есть человек начнёт получать всю сумму спустя три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

Жильцов переводят на новые счётчики. За что можно переплатить и как вычислить мастеров-аферистов

При наличии стажа более 30 лет пенсионер может получить доплату в размере 25% к фиксированной части пенсии, если он проживает в сельской местности. Для этого нужно обратиться с заявлением в ПФР и предоставить необходимые документы. В этом году доплата составляет 1421 рубль 56 копеек и начисляется со следующего месяца после обращения.

Неработающий пожилой человек может получить также социальные доплаты, если его пенсия ниже прожиточного минимума. Если прожиточный минимум региона ниже 9311 рублей, то для их получения нужно обращаться в ПФР. Если выше, то в отделение соцзащиты населения. Доплата назначается с первого числа следующего месяца.

Читайте также: