О выплате компенсации взамен жилья военным пенсионерам казахстана

Бывшие военнослужащие с выслугой менее 20 лет просят внести поправки в законодательство, дающие им право на получение жилья или компенсационных выплат.


Бывшие военнослужащие, отправленные в отставку или в запас, обратились к президенту Касым-Жомарту Токаеву с просьбой внести поправки в законодательство об обеспечении жильём военных. Своё обращение они зачитали на пресс-конференции в Алматы.

"Мы, бывшие военнослужащие, ныне пенсионеры, проживающие в закрытых обособленных военных городках и в общежитиях открытых военных городков, имеющие выслугу 10 лет и более, но менее 20 лет, просим выплатить денежную компенсацию взамен права на приватизацию жилья в размере средней стоимости одного квадратного метра продажи нового жилья по республике по площади занимаемого служебного жилья. Также просим изменить возрастной ценз детей бывших военнослужащих с 18 до 23 лет для выплаты на этих детей денежной компенсации", – выдвинул требования экс-военнослужащий Сунгат Арынханов.

Бывшие военнослужащие Талдыкорганского гарнизона заявили, что им не выплачивали компенсацию за аренду жилья ни во время службы, ни после увольнения.

"Были нарушены наши права. Мы остались после увольнения без жилья, без крыши над головой. Просим рассмотреть выплату денежной компенсации бывшим военнослужащим-пенсионерам, уволенным до 1 января 2018 года, имеющим выслугу менее 20 лет, но не имеющим своего жилья в закрытых обособленных военных городках. Помимо прочего, мы просим выплатить денежную компенсацию вдовам и детям-сиротам военных, уволенных до 1 января прошлого года с выслугой менее 20 лет", – добавил бывший военный Орман Омарбаев.

Также они просят включить службу в специальных и правоохранительных органах в стаж воинской службы.

"По этим требованиям мы обращались в Аппарат президента, в партию "Нур Отан", к депутатам Сената и Мажилиса, в Конституционный совет, а также к министру обороны и его заместителям. Все наши обращения перенаправлялись в Министерство обороны для рассмотрения, но с их стороны до сих пор никакого удовлетворительного ответа нет. В связи с этим мы хотим обратиться к президенту Токаеву", – добавил Орман Омарбаев.

Сейчас казахстанские военнослужащие могут получить квартиру после 20 лет воинской службы.

В Министерстве обороны ответили на обращение экс-военнослужащих. По словам начальника жилищного управления МО РК Бауыржана Зекенова, вопрос выплаты денежной компенсации взамен права на приватизацию жилья находится на обсуждении в госорганах.

"Представители Министерства обороны объехали все гарнизоны, спрашивали мнение военнослужащих. Министерство обороны направило официальное письмо в Министерство финансов. Это займёт не один день, это может занять год-полтора, но вопрос решается. Что касается изменения возрастного ценза детей, то тут принято единогласное решение согласно действующему законодательству, что совершеннолетие наступает в 18 лет", – прокомментировал Бауыржан Зекенов.

По его словам, вдовы военнослужащих не останутся без компенсации.

"Законодательство с каждым годом совершенствуется. Сейчас закон устроен так, чтобы обеспечить действующих военнослужащих. До 2018 года вдовам выплачивалась ежемесячная компенсация, после 1 января 2018 года по новому закону также предусмотрены выплаты. Есть сравнительная таблица, согласно которой компенсации выплачиваются", – объяснил начальник жилищного управления МО РК.

Минобороны сейчас собирает информацию о всех военнослужащих, чтобы по возможности обеспечить каждую семью жильём и социальными выплатами.

В ноябре 2018 года тогдашний замминистра обороны РК Талгат Жанжуменов в Сенате заявил, что все действующие военнослужащие обеспечены или жильём, или жилищными выплатами.

"Проблема остаётся с отдельной категорией бывших военнослужащих, нынешних пенсионеров. Они все жалостливо с утра до вечера пишут письма. Вроде почитаешь – и самому плакать хочется. Но все законы, которые касаются военных, рассчитаны на профессиональных кадровых военных. Некоторые прослужили 11 лет в армии и просят квартиру. До этого был зоотехником, юристом в совхозе. Там немножко поработал, здесь поработал, а теперь считает себя профессиональным военным и просит квартиру", – высказал он своё мнение.

По данным Минобороны РК, кадровые военнослужащие на 95% обеспечены жильём от государства. Те, кто просит квартиры, – это военнослужащие, пришедшие в армию в 1990-х годах, когда был отток кадров.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Редакция «Крыши» получает много вопросов, касающихся правовой стороны предоставления жилья военным. Дело в том, что в Казахстане уже более года действуют новые правила обеспечения жильём военнослужащих РК, разработанные в целях определения единого порядка предоставления жилища военнослужащим и членам их семей.
Разберём подробно, каковы сегодня условия получения квартир для этой категории граждан, на основе официальной информации Минобороны.

Утратили законную силу

В связи с принятием новых правил, правительство постановило признать утратившими силу три постановления, которые ранее регулировали вопросы обеспечения военных жильём (в соответствии со статьёй 99 Закона РК «О жилищных отношениях» и статьями 45, 55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих»).
Речь идёт, во-первых, о Постановлении кабинета министров РК от 30 ноября 1993 года № 1207 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи военнослужащим на строительство кооперативного жилья, индивидуальных жилых домов и контроле за целевым использованием выделенных на эти цели денежных средств».

Во-вторых: о Постановлении Правительства РК от 29 мая 2002 года № 593 «Об утверждении Правил о порядке выплаты денежной компенсации военнослужащим (за исключением военнослужащих срочной службы и курсантов военных (специальных) учебных заведений) для оплаты расходов на коммунальные услуги, за исключением централизованного отопления в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и в Комендатурах».

В-третьих, отменено Постановление Правительства РК от 31 августа 2004 года № 912 «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения правительства РК».

Жильё или компенсация

Правила определяют порядок предоставления служебного жилища, находящегося в оперативном управлении государственных учреждений вооруженных сил, других войск и воинских формирований РК, а также порядок выплаты целевой денежной компенсации за наём (аренду) жилища на период прохождения воинской службы военнослужащим вооруженных сил РК, других войсках и воинских формированиях (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений), и членам их семей.

Порядок подачи документов

Учёт военнослужащих и членов их семей, нуждающихся в жилище, осуществляется районными эксплуатационными частями или структурными подразделениями других войск и воинских формирований, на которые возложены функции по учёту служебного жилищного фонда. Очерёдность устанавливается по спискам, составляемым по дате подачи рапорта о признании нуждающимся в жилье. Рапорт подаётся на имя председателя жилищной комиссии и регистрируется в структурном подразделении.

К рапорту прилагаются: справка с кадровой службы о составе семьи; справка с места службы; справка об отсутствии (наличии) жилища на праве собственности в данном населённом пункте у военнослужащего и членов его семьи, полученная не ранее чем за 10 дней до дня подачи рапорта; послужной список; справка о сдаче или о наличии служебного жилища, либо об отсутствии служебного жилища по прежнему месту службы;
нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи, свидетельств о рождении детей и браке; справка государственного учреждения здравоохранения о наличии в семье страдающего тяжёлой формой заболевания, предоставляющая право на дополнительную жилую комнату (при необходимости).

В течение 10 дней со дня регистрации рапорта структурное подразделение при наличии недостатков возвращает документы военнослужащему для их устранения. Срок устранения не должен превышать 10 рабочих дней. После устранения рапорт считается поданным в день его первичной подачи.

В государственном органе, в структуре которого проходят воинскую службу военнослужащие, нуждающиеся в жилье и состоящие на воинской службе на 1 января 2013 года десять лет и более, структурное подразделение, ответственное за обеспечение жильём военнослужащих, составляет отдельный единый список очерёдности указанных лиц по дате начала воинской службы.

Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилье производится по основаниям, предусмотренным законами РК, на заседании жилищной комиссии не позднее месяца со дня регистрации рапорта. О принятом решении военнослужащие извещаются в письменном виде. При этом указывается дата признания нуждающимся и очерёдность (или причина отказа в признании нуждающимся).

Снятие военнослужащих с учёта нуждающихся в жилье производится по основаниям, определённым Законом РК «О жилищных отношениях».

Семьи погибших военных

Члены семей военнослужащих, потерявшие кормильцев, продолжают состоять на учёте нуждающихся в жилище до обеспечения их жилищем, которое будет им передано в собственность безвозмездно.

Служебное жильё

В качестве служебного жилища военнослужащим предоставляются квартиры либо общежития по нормам, установленным законодательством (18 кв. м).

С согласия военнослужащего ему может быть предоставлено служебное жилище менее установленной нормы. При этом из списка очерёдности на получение служебного жилища он не исключается. Предоставление общежития также не является основанием для исключения военнослужащих и членов их семей из списка очерёдности на получение служебного жилища.

После получения жилища по месту службы военнослужащий, при наличии у него служебного жилища в другом населённом пункте, в месячный срок осуществляет его сдачу в структурное подразделение.

Военнослужащие, уволенные с воинской службы, сдают предоставленные им служебные жилища в течение месяца с момента исключения из списков части (за исключением лиц, у которых имеется право приватизации занимаемого жилища).

Целевая денежная компенсация

Порядок выплаты целевой денежной компенсации за наём (аренду) жилища военнослужащим и членам их семей таков. До обеспечения служебным жилищем нуждающемуся в жилье военнослужащему выплачивается целевая компенсация за наём (аренду) жилища.

Компенсация — это денежные средства, выплачиваемые военнослужащему, состоящему на учёте нуждающихся в жилье, до обеспечения служебным жилищем. При этом предоставление компенсации не является основанием для исключения военнослужащих и членов их семей из списка очерёдности на получение служебного жилища.

Выплата компенсации производится в целях возмещения расходов на наём (аренду) жилища взамен служебного жилища. Это делается за счёт средств государственного бюджета.

Основанием для выплаты компенсации является рапорт военнослужащего на имя командира воинской части (руководителя государственного учреждения). К рапорту прилагаются следующие документы: справка структурного подразделения о постановке военнослужащего на учёт нуждающихся в жилье;
нотариально заверенная копия договора найма (аренды) жилища (предоставляется один раз, за исключением случаев изменения наймодателя и места воинской службы); чек контрольно-кассовой машины (фискальный чек) либо квитанция к приходно-кассовому ордеру.

Выплата компенсации производится на основании приказа командира воинской части (руководителя государственного учреждения), в которой военнослужащий проходит воинскую службу, после проверки представленных документов финансовым органом воинской части (государственного учреждения). Приказ о выплате компенсации издаётся не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации рапорта военнослужащего о выплате компенсации.

Выплата компенсации производится одновременно с выплатой денежного довольствия по месту прохождения воинской службы в текущем месяце за истекший. В декабре выплата компенсации за текущий месяц производится не позже 25-го числа.

После принятия положительного решения командиром воинской части (руководителем государственного учреждения) рапорт представляется в финансовый орган государственного учреждения на оплату. Выплата компенсации в месяц поступления на воинскую службу и увольнения осуществляется пропорционально дням фактической службы.

Военнослужащим, находящимся в дополнительных отпусках по беременности и родам, по уходу за ребёнком, командировке, учёбе, на лечении выплата компенсации осуществляется на общих основаниях.

В случае если супруг и супруга оба являются военнослужащими, проходящими воинскую службу в одном населённом пункте, компенсация выплачивается одному из военнослужащих на основании справки финансового подразделения по месту прохождения воинской службы супруга (супруги) о том, что ей (ему) компенсация не
выплачивается.

Выплата компенсации осуществляется путём перечисления денежных средств на текущий счёт военнослужащих.

При служебном перемещении

При служебном перемещении военнослужащих из одного государственного учреждения в другое выплата компенсации в месяц убытия к новому месту прохождения воинской службы осуществляется в двух случаях: при перемещении после выплаты денежного довольствия — по прежнему месту прохождения воинской службы; при перемещении до момента выплаты денежного довольствия — по новому месту прохождения воинской службы.

Военнослужащим, перемещённым из одного населённого пункта в другой, компенсация в размерах, предусмотренных по прежнему месту службы, в случае предоставления документов сохраняется в течение месяца, следующего за месяцем перемещения.

Компенсация, выплаченная военнослужащему, снятому с учёта нуждающихся в жилье, подлежит возврату со дня, когда наступили основания для снятия с учёта, в порядке, установленном законодательством РК. Возврат производится в кассу государственного учреждения, если денежные средства выплачены в текущем году, в доход государства — если выплачены в предыдущих годах.

Компенсация за жильё семьям погибших

Членам семей военнослужащих, потерявшим кормильцев, нуждающимся в жилье до обеспечения жилищем, компенсация выплачивается с учётом изменения состава семьи в размере, установленном настоящими правилами.

Размер компенсации

Порядок определения размера компенсации следующий.

Предельный размер компенсации определяется путём умножения количества членов семьи военнослужащего на нормы жилой площади (18 кв. м) и средней стоимости найма (аренды) одного кв. м жилища в населённом пункте по месту найма (аренды) жилища военнослужащего.

Средняя стоимость найма (аренды) 1 кв. м жилища определяется по данным уполномоченного органа по статистике на 1 января текущего года, публикуемым на его официальном сайте. В случае отсутствия статистических данных по населённому пункту размер компенсации определяется по статистическим данным районного центра, а в случае отсутствия статистических данных в районном центре — по статистическим данным областного центра.

В 2018 году Парламент принял Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений», подписанный Главой государства 12 декабря 2017 года. Закон направлен на совершенствование системы обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил, органов военной прокуратуры, национальной безопасности и внутренних дел. Согласно закону, с 1 января 2018 года военнослужащие будут переведены на систему обеспечения жильем посредством осуществления жилищных выплат. При этом сохраняется право военнослужащих на получение служебного жилья с дальнейшей его приватизацией или на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья, не подлежащего приватизации. Данный Закон вызвал множество вопросов среди военнослужащих Вооруженных Сил страны. Предлагаем ответы на часто задаваемые вопросы по теме.

Сможет ли военнослужащий арендовать жилье в первые годы, необходимые для накопления первоначального взноса?

Ответ: Если использовать часть жилищных выплат на аренду жилья, то военнослужащий сможет арендовать 1 комнатную квартиру.

Например: в г. Тараз жилищные выплаты семье из 4 человек составят 64 440 тенге. Стоимость аренды 1 комнатной квартиры составляет порядка 30 тыс. тенге.

в г. Астана жилищные выплаты составят 169 992 тенге. Стоимость аренды 1 комнатной квартиры порядка 70 000 тенге.

Также военнослужащий может использовать на аренду часть денежного довольствия (например, 20%). Средний размер ДД – 97 000 тенге, 20% - 19 400 тенге.

Почему при расчете жилищных выплат применяются данные статистики по аренде за 1 кв.м.?

Ответ: 1. Рынок аренды более стабилен, статистическая стоимость продажи нового жилья не совсем соответствует реальной. Так, например, в г. Шымкент в 2016 году было построено элитное жилье. В этой связи стат. стоимость за 1 м.кв. превысила в Астане (311 915 тенге против 309 872 тенге).

За основу взят опыт модели обеспечения жильем сотрудников специальных государственных органов.

Военнослужащий согласно законодательству обеспечивается жильем на период службы. Для расчета сумм жилищных выплат взят минимальный отрезок времени обеспечения жильем – 1 месяц. Наиболее приближенная величина стоимости обеспечения жильем в отрезок времени является стоимость его аренды за месяц.

Компенсация за аренду трансформируется в жилищную выплату, которую можно использовать на приобретение жилья в ипотеку, аренду с последующим выкупом, накопление жилищных строительных сбережений.

Действующий подход расчета жилищных выплат не только не ухудшит положение более 40 000 военнослужащих по действующему законодательству, но и предоставит им возможность в полной мере участвовать в системе жилищных строительных сбережений наравне с сотрудниками специальных государственных органов.

Как будут обеспечиваться жильем военнослужащие, которым осталось служить непродолжительное время?

Ответ: Законопроектом предусматривается осуществление ежемесячных жилищных выплат всем военнослужащим независимо от выслуги лет. При увольнении с воинской службы военнослужащим будет разово выплачиваться единовременная денежная выплата (ЕДВ) за период его необеспеченности жильем в прошлые периоды службы.

Аналогичная модель предусмотрена для сотрудников специальных государственных органов.

Например, жилищные выплаты начнутся с 2018 года, военнослужащий до 2018 года 5 лет был нуждающимся в жилье. ЕДВ при увольнении составит порядка 4,5 млн. тенге.

Как будут обеспечиваться собственным жильем военнослужащие, которые обеспечены на время службы служебным жильем в закрытых городках, неподлежащим приватизации?

Ответ: Получив служебное жилье, военнослужащий утрачивает статус нуждающегося в жилье, соответственно теряет право на жилищную выплату. Указанная категория наиболее социально не защищена, так как получая служебное жилье, теряет возможность приобрести собственное.

Законом предусмотрено перечисление денежных средств на счет в банки второго уровня в размере 50% от положенной жилищной выплаты. При введении данной нормы перечисление семье из 3 – 4 человек составит 35,0 – 46,0 тыс. тенге в месяц, или 420,0 – 561,0 тыс. тенге в год.

За 10 лет накопления составят от 4,2 до 5,6 млн. тенге, за 25 лет – от 10 до 14 млн. тенге, которые позволят военнослужащему также участвовать в системе ипотечного кредитования.

Каковы гарантии сохранности жилищных выплат, могут ли их изъять или наложить арест?

Ответ: Законом предусмотрено использование военнослужащими денег со счета жилищных строительных сбережений, ранее полученных ими в виде жилищных выплат, только на цели улучшения жилищных условий.

Для обеспечения сохранности жилищных выплат внесены поправки в Гражданский кодекс, Законы «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О жилищных отношениях», «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» ограничивающие изъятие и арест жилищных выплат.

Если у военнослужащего закончился контракт, а жилищные выплаты он в банке не снимал и не использовал, может ли он использовать их на другие цели?

Ответ: При утрате статуса военнослужащего последнему жилищные выплаты прекращаются и он вправе распорядиться накопленными денежными средствами по своему усмотрению. Обязательства государства по обеспечению военнослужащего жильем считаются выполненными.

Реализуя право на компенсацию

Даурен Жумагулов,

начальник Управления

по представительству

интересов государства в судах

Главной военной прокуратуры

Обороноспособность была и остается одним из важнейших компонентов национальной безопасности Республики Казахстан. Государство гарантирует военнослужащим преимущественное право на льготы, в том числе и на обеспечение жильем.

По мере увеличения численности Вооруженных сил, других войск и воинских формирований и перехода их на профессиональную основу претерпели изменения нормы законодательства в области прохождения воинской службы, не обойдены стороной и вопросы обеспечения военнослужащих жильем.

Однако, несмотря на то, что Республикой Казахстан принимаются системные меры по социальной защите военнослужащих, жилищный вопрос остается открытым еще для многих семей.

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 года (утратил силу в соответствии с Законом РК от 16 февраля 2012 года) государство гарантировало военнослужащим и членам их семей право на обеспечение жилыми помещениями (квартирами) за счет государства, которые они имели право приватизировать в соответствии с требованиями жилищного законодательства. До обеспечения жилым помещением военнослужащим предоставлялось жилье для временного проживания (служебное жилье или жилые помещения в домах и общежитиях, в том числе расположенных в военных городках).

Однако одной из основных норм старого Закона в сфере жилищных прав военнослужащих являлась норма ( ст. 17 ), которая запрещала увольнение военнослужащих, имеющих выслугу 20 лет и более, в запас без предоставления соответствующего жилья.

До 2012 года (до принятия нового закона) лица, уволенные с воинской службы и имеющие выслугу 20 и более лет, не обеспеченные жильем, подлежащим обращению в собственность, добивались восстановления своих жилищных прав в судебном порядке, в свою очередь, государство исполняло обязательства по мере закупа или строительства жилья.

Принятым 16 февраля 2012 года Законом «О воинской службе и статусе военнослужащих» (вступил в силу 7 марта 2012 года) установлен новый порядок обеспечения военнослужащих жильем, кардинально изменены основания его предоставления, получения жилья в собственность, в том числе предусмотрена выплата компенсации. Военнослужащие, проходящие воинскую службу, Законом разделены на две категории: имевшие выслугу на 1 января 2013 года менее десяти лет и состоявшие на воинской службе на указанный временной период более десяти лет.

Приватизировать безвозмездно

Право приватизации служебного жилья из государственного жилищного фонда возникает у военнослужащего лишь в случае наличия выслуги воинской службы десять и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года.

Предложенный Законом механизм обеспечения жильем военнослужащих отменил институт приватизации служебного жилья для военнослужащих, состоявших на воинской службе на 1 января 2013 года менее десяти лет, предусмотрев выплату повышенного выходного пособия, гарантируя при выслуге от 20 до 30 календарных лет выплату двадцатимесячного денежного содержания, от 30 и выше - тридцатимесячного денежного содержания, соответственно.

Принятые законодательные изменения, прежде всего, направлены на сохранение ведомственного жилищного фонда в целях своевременного обеспечения жильем вновь поступивших на воинскую службу военнослужащих и членов их семей.

Действующим законодательством отдельная категория военнослужащих наделена правом на получение денежной компенсации взамен права приватизации жилища.

Согласно п. 7 ст. 55 Закона военнослужащие, состоявшие на воинской службе 15 и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеют право приватизировать служебное жилье безвозмездно после 20 лет воинской службы в календарном исчислении.

По выслуге лет

В случаях, когда служебное жилье не подлежит безвозмездной приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, на пограничных заставах и в комендатурах, право безвозмездной приватизации компенсируется стоимостью соответствующего жилища.

Для реализации требований Закона постановлением Правительства от 28 августа 2012 года № 1092 утверждены Правила компенсации права безвозмездной приватизации служебного жилища, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах и в комендатурах. Основными требованиями для выплаты компенсации являются наличие служебного жилища, которое не подлежит приватизации; состояние военнослужащего на воинской службе 15 и более лет (календарная система) на 1 января 2013 года и в дальнейшем претендующего на безвозмездную приватизацию жилья при наличии выслуги 20 и более лет (календарная система); отсутствие на праве собственности жилища на территории РК.

Таким образом, военнослужащие, имеющие выслугу на воинской службе более 20 лет и проживающие в ведомственном жилье, не дожидаясь предоставления жилища, подлежащего приватизации, вправе получить денежную компенсацию взамен права приватизации занимаемого служебного жилища и приобрести достойное для проживания жилье, отвечающее всем современным требованиям.

Действующее законодательство в сфере обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем претерпело серьезные изменения, прежде всего, направленные на укрепление имиджа воинской службы и профессионального комплектования армии.

Не нарушая требований закона

В ходе реализации положений нового Закона возникли вопросы по его применению, на которые можно ответить с учетом требований действующего законодательства и сложившейся судебной практики.

Одним из проблемных вопросов является выплата денежной компенсации взамен права приватизации служебного жилья, поскольку нарушается право военнослужащего на получение собственного жилья. Судебная практика показывает, что должностными лицами военных учреждений нарушаются требования ст. 55 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» и п. 6 Правил компенсации права безвозмездной приватизации служебного жилища, которое не подлежит приватизации, в том числе вследствие его расположения в закрытых и обособленных военных городках, пограничных заставах и комендатурах, утвержденных постановлением Правительства № 1092 от 28 августа 2012 года.

Нарушения выражаются в бездействии должностных лиц военных ведомств при наличии рапорта военнослужащего по выплате денежной компенсации, отмене состоявшихся приказов о выплате компенсации, непогашению задолженности по вынесенному приказу. В результате проходит время, военнослужащие увольняются с воинской службы, а в дальнейшем им отказывают в выплате по причине утраты связи с воинской службой.

Ответственность - на госоргане

При увольнении с воинской службы право на получение компенсации остается нереализованным по вине военных ведомств, что может повлечь обоснованные заявления в суды о бездействии должностных лиц. В случае удовлетворения подобных заявлений обязанность по устранению нарушений возлагается на госорган. Данную проблему необходимо решать госоргану, по вине которого нарушено право лица.

Во-первых, необходимо знать точное количество военнослужащих, претендующих на получение компенсации (каждый год). Во-вторых, планировать положенные выплаты военнослужащим. В-третьих, принять меры по неукоснительному соблюдению требований Правил № 1092 (сроки рассмотрения рапортов, издания приказов, своевременно подавать заявки на получение денежных средств). В-четвертых, исключить факты увольнения военнослужащих до получения положенных выплат либо в приказе об увольнении предусмотреть обязательства по выплате компенсации. В-пятых, своевременно предоставлять заявки в уполномоченный орган на получение денежных средств. В-шестых, принять своевременные меры по исполнению обязательств и погашению задолженности.

Указанные проблемные вопросы обсуждены в августе т.г. в Главной военной прокуратуре на «круглом столе» на тему: «Проблемы прохождения воинской службы: правовые аспекты и пути их решения». В его работе прияли участие судьи Военного суда РК, должностные лица военных ведомств, военные прокуроры регионов и гарнизонов.

Главная военная прокуратура принимает активное участие в нормотворческой деятельности, в последние годы в рамках совместной работы военными ведомствами дано немало рекомендаций по законодательному урегулированию проблем социального обеспечения военнослужащих, а также выработке единообразной правоприменительной практики для разрешения возникающих споров с участием военнослужащих и органов военного управления.

Алматы. 1 августа. КазТАГ – Владимир Радионов . Военные пенсионеры за защитой своих прав на жилье намерены обратиться в Конституционный совет (КС) РК, сообщила адвокат Айман Умарова.

«По данным министерства обороны (МО) РК, сегодня в жилье нуждаются 664 военных пенсионеров. Часть обратились ко мне за защитой своих прав. Несмотря на детали, общая и главная проблема – это изменение законодательства, согласно которым отменяются компенсации и выдача жилья пенсионерам. Мне представляется, что парламент принял изменения в закон, и таким образом ущемил права тех, кто служил до принятия этого закона. Поэтому правильным будет обратиться в КС за разъяснением, насколько принятие подобных изменений конституционно (мне кажется, что это неконституционно). Поскольку рядовые граждане обращаться в КС не могут, будем инициировать обращение через депутатов и госорганы», — сказал Умарова на пресс-конференции в четверг.

Также она полагает, что необходима проверка деятельности МО антикоррупционной службой (агентством РК по противодействию коррупции).

«В прошлом году минобороны не освоило Т47 млрд (к слову сказать, решение жилищной проблемы всех 664 пенсионеров стоит всего Т18 млрд). Поскольку средства МО не осваивает, тут может быть коррупционная составляющая – попросим антикоррупционную службу проверить, как они осваивались. Надо обратить внимание на тот момент, как чиновники МО, запрашивая средства из бюджета, обосновывали свои требования: Т47 млрд недоосвоения – это не 1 млн! Обманывали, когда запрашивали средства? Или это недоосвоение – экономия на нарушении прав человека?» — полагает Умарова.

Для решения вопроса с выделением жилья военным пенсионерам адвокат намерена привлечь своих коллег, потому что, несмотря на общую проблему, в каждом случае есть особенности и детали.

«Они (военные пенсионеры – КазТАГ) обращались к президенту, премьер-министру, спикеру мажилиса парламента, министру обороны, и ни один из этих чиновников публично проблему не озвучил. Впору МО вместо пенсионных удостоверений выдавать военным пенсионерам удостоверение «Офицер БОМЖ», чтобы четко отразить отношение к ним. Военные становятся социально-уязвимой группой, а я знаю, что такое социально-уязвимые люди – они могут быть использованы провокаторами для дестабилизации ситуации в стране. Поэтому вопрос с обеспечением жильем и другими положенными льготами военнослужащим надо решать», — резюмирует Умарова.

В качестве иллюстрации свою историю рассказала супруга военнослужащего Анна Котлова.

«Мой муж имеет 27 лет службы в КНБ, ему предоставили служебное жилье. Он ушел на пенсию, но в июле этого года поступил иск о выселении, так как он уже не является сотрудником КНБ. И это несмотря на то, что он является пенсионером по здоровью», — рассказала Котлова.

По ее словам, иски о выселении военных пенсионеров возникают периодически.

«Я сама адвокат, и защищала интересы военных пенсионеров, выселяемых из служебного жилья. С большим трудом нам удавалось отстаивать эти квартиры. Суды первой инстанции, как правило, принимают решение в пользу государства, и только после привлечения общественного внимания решения пересматриваются – так было в моей практике», — добавила Котлова.

Напомним, в январе в интернете было распространено видео, где протестующие требовали льготы и компенсации для действующих и отставных военных Казахстана.

В числе требований к государству были: выплата 100%-й денежной компенсации всем военным пенсионерам по Казахстану, в том числе тем, кто служили в закрытых военных городках, кто проживают в общежитиях в полном объеме за 23 года; одиноким женщинам-пенсионерам вооруженных сил – выплатить денежную компенсацию «в двойном размере», то есть по Т10 млн каждой женщине; каждый казахстанский действующий военнослужащий, который достиг пенсионного возраста, но продолжает службу, по мнению протестующих, должны получать по $70 в сутки при командировках; полный капитальный ремонт служебного жилья военных. Также активисты потребовали обеспечить военных правом жить в служебных квартирах до конца службы, без права их принудительного выселения.

26 января в минобороны заявили, что более 700 военных пенсионеров, проживающих в закрытых и обособленных военных городках, а также жилищах, не подлежащих приватизации, попадающих под нормы нового жилищного законодательства с выслугой в календарном исчислении 10 и более, но менее 20 лет, «обеспечиваются жильем путем обмена». При этом, кто согласится меняться с военным пенсионером своим жильем на то, которое расположено в закрытом военном городке, в минобороны тогда не уточнили.

20 мая сообщалось, что в Алматы военные пенсионеры Талдыкорганского гарнизона, уволенные с воинской службы без предоставления жилья, потребовали внести изменения в законодательство по вопросам жилищных отношений. В своем обращении к президенту Казахстана и правозащитникам они сообщили, что они, «уволенные с воинской службы без предоставления жилья, не реализовали свои права на жилище, остались без собственной крыши над головой». Также военные пенсионеры заявили о нарушениях жилищного законодательства Талдыкорганским гарнизоном.

Министерство обороны к каждой проблемной ситуации по жилью для уволенных из рядов ВС РК офицеров и контрактников подходит “строго индивидуально”. Но, несмотря на это, армия недовольных военных пенсионеров растет. Почему?

“Служебные квартиры в закрытых военных городках, не подлежащие приватизации, оказывается, можно без проблем обменять на обычные городские квартиры из свободного жилого фонда МО РК” – эта новость вызвала небывалый ажиотаж среди бывших военнослужащих, вышедших на заслуженный отдых. Но далее они узнали, что эти квартиры им не достанутся бесплатно, а их придется всё же выкупать “по остаточной стоимости” и только после этого приватизировать. И объявили “информационную войну”.

– Несмотря на выпады в наш адрес, мы не прекращаем работу по обеспечению жильем лиц с выслугой воинской службы более 10, но менее 20 лет, проживающих в закрытых и обособленных военных городках, – комментирует ситуацию специально для “КАРАВАНА” начальник жилищного управления ГУРВ полковник Бауыржан ЗЕКЕНОВ. – Сейчас на официальном сайте министерства обороны предлагается на обмен более 200 служебных квартир в разных регионах страны. Наиболее привлекательным является жилье, расположенное в городах Нур-Султан, Алматы, Семей, Талдыкорган и Тараз.

– Сколько человек вы таким образом готовы обеспечить жильем в ближайшее время?

– Более 400 семей, я думаю, может воспользоваться до конца текущего года такой возможностью. Подчеркиваю, при осуществлении приватизации нет строгих сроков выплат остаточной стоимости жилья, что дает возможность военным пенсионерам неограниченное время проживать в нем на основании договора найма. Кроме того, в течение 3 месяцев после подписания официальных документов министерство обороны обязуется сделать в квартире косметический ремонт.

– Но почему-то не все уволенные в запас офицеры и контрактники согласны именно с таким вариантом решения жилищного вопроса, которое вы предлагаете.

– Некоторые лица, прослужившие в армии даже менее 10 лет, пытаются вызвать общественный резонанс вокруг жилищной темы и требуют непременно выплаты им огромной денежной компенсации, которая по закону полагается отслужившим в армии исключительно более 20 лет. Скандалить и поднимать бунт бесполезно. Действующее законодательство не позволяет нам это осуществить. Да, мы неоднократно проводили встречи с вышеуказанной категорией граждан, разъясняли нормы действующего законодательства, в том числе через средства массовой информации, но нас почему-то не слышат или не хотят слышать.

По утверждению лидеров ветеранских организаций, шум поднимают “бывшие военнослужащие, уволенные с воинской службы, но продолжающие проживать в закрытых военных городках, где квартиры не подлежат приватизации. Эти недовольные лица выдают себя за якобы обделенных “пенсионеров из числа кадровых военных”, которым государство, видите ли, не желает выплачивать компенсацию за жилье. Но ведь у них нет соответствующей выслуги лет для требования бесплатного жилья и тем более денежной компенсации. Это же чистой воды вымогательство. Кадровый военный – это тот, кто после школы поступил и прошел полный курс четырехлетнего обучения в военном училище, вузе, начал свою службу с самых низов, переносил все ее тяготы и переезды (сменив иногда за карьеру до десятка регионов). А люди, требующие сейчас с государства исключительно деньги, чаще всего пришли в Вооруженные силы с гражданки рядовыми, сержантами, старшинами в возрасте после 30 лет в ремонтные, тыловые и другие подразделения обеспечения.

Пришли они в армию, чтобы пересидеть тяжелый период кризиса и безработицы. Они прекрасно знали, что, учитывая предельный возраст военнослужащих на воинской службе, не смогут прослужить положенные 20 лет и, соответственно, рассчитывать на безвозмездную квартиру.

Государство и не обещало им жилье после 10 лет службы. И вот теперь в благодарность за всё, что им дала армия в трудное для них время (зарплата, социальный пакет, деньги на санаторно-курортное лечение), они сейчас плюют в колодец, откуда пили воду. Обидно. Они даже коммунальные расходы не выплачивали, как положено. О чем еще можно говорить? Иждивенцы и горлопаны. В наше время таковых не встречалось”.

Когда верстался номер, стало известно, что с момента введения этого механизма обеспечения жильем военных пенсионеров 224 человека уже воспользовались правом обмена служебного жилья в закрытых военных городках на квартиры в обычных населенных пунктах, включая такие города, как Алматы и Нур-Султан. Причем выплаты за жилье по “остаточной стоимости” не касаются льготников, имеющих удостоверение пострадавших от ядерных испытаний.


Алматы. 20 мая. КазТАГ – Мадина Алимханова. В Алматы военные пенсионеры, уволенные с воинской службы без предоставления жилья, потребовали внести изменения в законодательство по вопросам жилищных отношений.

«Обращение к президенту Республики Казахстан, а также к правозащитникам. Мы – военные пенсионеры Талдыкорганского гарнизона обращаемся к вам как к гаранту честности и справедливости с последней надеждой восстановления наших конституционных прав. (…) В настоящее время мы, уволенные с воинской службы без предоставления жилья, не реализовали свои права на жилище, остались без собственной крыши над головой. Большинство из нас имеют трех и более детей, потеряли здоровье во время прохождения воинской службы и только наша категория военных пенсионеров не была обеспечена жильем», - сказал военный пенсионер Орман Омарбаев на пресс-конференции в понедельник.

При этом он пояснил, что речь идет о военнослужащих, уволенных с военной службы до 1 января 2018 года с выслугой лет более 10 лет, но менее 20 лет.

«Мы проходили воинскую службу по контракту, имеем выслугу лет в календарном исчислении более 10 лет, но менее 20 лет, уволены по достижению предельного возраста, по состоянию здоровья до 1 января 2018 года. Во время прохождения воинской службы служебным жильем не были обеспечены, во время прохождения воинской службы выплаты за найм жилья нам не производились, мы жилье арендовали за свои деньги и были уволены без предоставления жилья, в то время, как военнослужащие, только что зачисленные на воинскую службу и имеющие выслугу менее 10 лет получали компенсацию за найм жилья без исключения из списка нуждающихся в жилье. Военнослужащие с выслугой лет 20 лет и более обеспечивались служебным жильем или получали компенсацию», - пояснил он.

Кроме того, Омарбаев заявил о нарушениях жилищного законодательства Талдыкорганским гарнизоном.

«После увольнения с воинской службы нас сняли с очереди на жилье, мы были вынуждены встать на очередь на получение жилья из государственного фонда, обратившись в местные исполнительные органы. Однако наша очередь во время прохождения военной службы при этом не учитывалась. Прокуратура выявила грубые нарушения жилищного законодательства Талдыкорганским гарнизоном: в жилище, предназначенном для военнослужащих, проживали гражданские лица, не имеющие отношение к вооруженным силам РК, жилищная комиссия грубо нарушила очередность предоставления жилья и прочее», - сообщил он.

В связи с этим военные пенсионеры выступили с открытым обращением к президенту Казахстана, потребовав: выплатить денежную компенсацию взамен права на приватизацию жилья в размере средней стоимости одного квадратного метра продажи нового жилья по республике по площади занимаемого служебного жилья; изменить возрастной ценз детей военных пенсионеров с 18 лет до 23 лет для выплаты на этих детей денежной компенсации; выплатить денежную компенсацию вдовам и детям-сиротам военных пенсионеров, уволенных до 1 января 2018 года с выслугой менее 20 лет.

Кроме того, они потребовали рассмотреть выплаты денежной компенсации бывшим военнослужащим, не имеющим своего жилья в закрытых, обособленных военных городках, а также включить службу специальных и правоохранительных органах в стаж воинской службы для получения денежной компенсации, «так как они с риском для жизни служили государству еще до поступления ил воинскую службу».

По информации авторов обращения, они обращались с данными требованиям в аппарат президента, в партию Nur Otan, к депутатам сената и мажилиса парламента, в Конституционный совет, а также к министру обороны и его заместителям, но все их обращения направлялись в минобороны, которое до сих пор, по их словам, не предоставило «никакого удовлетворительного ответа».

Напомним, в январе в интернете было распространено видео, где протестующие требовали льготы и компенсации для действующих и отставных военных Казахстана.

В числе требований к государству были: выплата 100%-й денежной компенсации всем военным пенсионерам по Казахстану, в том числе тем, кто служили в закрытых военных городках, кто проживают в общежитиях в полном объеме за 23 года; одиноким женщинам-пенсионерам вооруженных сил – выплатить денежную компенсацию «в двойном размере», то есть по Т10 млн каждой женщине; каждый казахстанский действующий военнослужащий, который достиг пенсионного возраста, но продолжает службу, по мнению протестующих, должны получать по $70 в сутки при командировках; полный капитальный ремонт служебного жилья военных. Также активисты потребовали обеспечить военных правом жить в служебных квартирах до конца службы, без права их принудительного выселения.

26 января в минобороны заявили, что более 700 военных пенсионеров, проживающих в закрытых и обособленных военных городках, а также жилищах, не подлежащих приватизации, попадающих под нормы нового жилищного законодательства с выслугой в календарном исчислении 10 и более, но менее 20 лет, «обеспечиваются жильем путем обмена». При этом, кто согласится меняться с военным пенсионером своим жильем на то, которое расположено в закрытом военном городке, в минобороны не уточнили.

Источник фото: КазТАГ/©Мадина Алимханова.

Читайте также: