О выплате пенсий в оккупированном донбассе

Интересно было застать ажиотаж и обсуждение в зале парламента перед голосованием за пенсионный закон

То, что Верховная Рада не поддержала законопроект о выплатах пенсии жителям временно оккупированных территорий за основу, ни для кого не секрет.

Более интересным стало обсуждение в зале парламента перед голосованием и ажиотаж после. Об этой инициативе уже было услышано многое: и о поддержке оккупанта, и о предательстве интересов, и о миллиардах в никуда. Но есть ряд вещей, которые нужно знать и которыми часто манипулируют.

1. «Эти люди» не поддерживают Украину

Мне сложно сказать, из чего делается такой вывод относительно всех людей. Из того, что люди не могут уехать и живут в оккупации? Или мы уже отвергаем версию со страной-агрессором? А все ли в Сумской, Черниговской, Закарпатской или Киевской области на 100% патриоты? И значит ли это, что мы теперь перед выплатой пенсии будем проверять на «детекторе патриотизма»? Не думаю. А депутатам отдельно рекомендую внимательнее присмотреться к своим коллегам, потому что не одно место в зале занимают «просиние» силы.

2. Где мы возьмем сколько средств?

Честно говоря, заявление Минфина о том, что сумма задолженности по пенсиям составляет 115 млрд и похоронит страну, является откровенно манипулятивной. Никаких официальных подтверждений этому пока нет. Озвученные Пенсионным фондом данные — 80 млрд. Уже не 115, да? Хотя и эта цифра не является истиной.

Но даже цифра в 80 млрд не будет нужна сразу. Ведь часть лиц обратиться за выплатами не смогут, так как сейчас речь идет только о мобильных категориях граждан, то есть тех, которые смогут системно выезжать для подтверждения. Другая, значительная часть средств является той самой «задолженностью», которая может быть распределенной во времени.


Здесь также не следует забывать, что текущая задолженность по уплате ЕСВ составляет 17 млрд грн — и речь не идет только про неподконтрольные нам Крым или Донбасс.

Наконец, подчеркну: государство имеет право ввести выплату средств поэтапно. Сначала восстановить текущие выплаты (значительную часть из них люди уже получают как ВПО), и осуществлять поэтапную выплату недополученных сумм. Не менее важно, что закон может вступать в силу постепенно: ВРУ имеет право установить разумный срок, достаточный для перераспределения бюджета, обеспечения надлежащей работы органов и формирования запроса на последующие периоды.

Подобный подход не просто найдет средства, а не будет накапливать еще больше сумм.

3. А как же ответственность государства-оккупанта?

Не каждый из нас является экспертом в международном гуманитарном праве, и это нормально. Но IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949) не имеет положений про обязанность государства-оккупанта платить пенсии гражданскому населению. Статья 55 говорит о том, что государство-оккупант должно с помощью всех имеющихся средств обеспечивать население продуктами питания и медицинскими материалами, если ресурсов оккупированной территории оказалось недостаточно. В свою очередь, статья 59 предусматривает обязанность этого государства согласиться принять меры, направленные на оказание поддержки населению оккупированной территории. О пенсии речь не идет.

Тем более, в условиях вооруженного конфликта независимо от наличия оккупации государство, потерявшее контроль над частью территории, обязано соблюдать свои обязательства в сфере обеспечения прав человека. Об этом говорится в решении ЕСПЧ по делу « Илашку и другие против Молдовы и России».

Короче говоря, государство-оккупант не отвечает за пенсию.

4. И немного о международном опыте. Если вы думаете, что такая ситуация везде.

По результатам многочисленных жалоб в Европейский суд по правам человека, было принято пилотное решение по делу против Сербии (2012), которым страну обязали принять все меры для обеспечения выплаты пенсий лицам, проживающим в Косово и имеющим право на сербскую пенсию. Грузия же продолжает выплату пенсий не только зарегистрированным переселенцам, но и лицам, проживающим на оккупированных территориях Абхазии и Южной Осетии и сохранившим при этом грузинское гражданство.

И если вспомнить системную практику России в отношении Грузии, Молдовы, а теперь и Украины, о выдаче российских паспортов, то пенсия является еще одним шагом для того, чтобы привязать людей к себе.

Имеем результат

Несмотря на все слова и попытки «понять», не менее важны результаты голосования.

Из 390 присутствующих депутатов « за» проголосовали 84, а против — только 13. 142 воздержались, а 51 не голосовали вовсе. То есть депутаты не то, что против — они воздержались.

Поэтому продолжаем работать. И ждем системной интеграционной политики, что захватит всех жителей Украины, ведь мы живем в одной стране.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ОРДЛО были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает "Вестям" эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос, — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко. — Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо".

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений, — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель. — Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста".

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты. "Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко "Вестям".

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины. "По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав, — говорит "Вестям" Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики". — Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях. "В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

Кремль обещает дать пособия тем жителям ДНР и ЛНР, кто, пройдя все испытания, получит паспорта РФ



На Украине после избрания нового президента снова пошли разговоры о будущем Донбасса. Конечно, в первую очередь говорят о восстановлении территориальной целостности страны, однако есть множество моментов, которые обязательно придется рассмотреть как Киеву, так и Москве. Например, перед Владимиром Зеленским и перед его командой стоит вопрос о выплатах пенсий жителям спорных территорий на юго-востоке. Речь о самопровозглашенных республиках — Луганской народной республике и Донецкой народной республике. У новоиспеченного главы Украины пока еще много проблем, и он, вероятно, больше озабочен борьбой с противостоящими ему политическими силами. Оттого пока неясно, как он разберется со стариками Донбасса.

Однако у чиновников команды Порошенко ответы на эти вопросы уже есть, и они преподносят свой взгляд как безальтернативный. Например, на днях министр Украины по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш дал знать, что никакие выплаты, в том числе и пенсии, жителям самопровозглашенных республик осуществляться не будут. Но прошло несколько дней ситуация уже изменилась вместе с риторикой — раньше все свои поступки Киев объяснял «агрессией Кремля» и ненавистью к сепаратистам, теперь же вся суровость испарилась. Оказывается, платить пенсии просто не из чего. И вопрос даже не в деньгах, а в отсутствии подходящих банков на территории непризнанных республик и в невозможности проследить судьбу перечисляемых средств.

Что ж, похоже, эту задачу решать будет Россия. Кремль принял решение выдавать паспорта РФ жителям Донбасса в упрощенном режиме, и это привело к тому, что большое количество бывших украинцев в короткие сроки стали нашими согражданами. Очень гуманно со стороны российского руководства, ведь это позволит многим обездоленным получить свое или даже больше.

Например, теперь пенсионеры Донбасса, получив паспорта гражданин РФ, могут претендовать на российскую пенсию. Правда тут, как оказывается, есть несколько нюансов.

Раньше мы уже общались с пенсионерами Зинаидой и Анатолием. Они живут в Макеевке. Дела у них после войны пошли самым худшим образом — пенсии сократились в разы. Хотя раньше каждый из них получал прилично — больше, чем большинство граждан Украины и даже РФ. По словам Анатолия, его пенсия раньше в пересчете на рубли составляла примерно двадцать тысяч рублей. Таких деньжищ он удостоился благодаря званию «Заслуженного тренера Украины». Очень неплохо, если учитывать, что 90 процентов других стариков Украины получали гораздо меньше.

И у супруги, тоже пенсия была не самая маленькая. До войны женщина получала двенадцать тысяч рублей. Она всю жизнь проработала педагогом. Преподавала иностранный язык. Ушла на пенсию в звании «Заслуженный учитель Украины», что тоже дает немалые надбавки.

Можно сказать, семья выдающихся людей, действительно заслуживших достойный отдых на старость лет. Все бы у них было хорошо, если бы не 2013 год и последовавший за ним 2014-ый, когда власть на Украине попала в руки «нацистов», как говорит Анатолий. Из-за «нацистов» Донбасс оказался в тяжелейшем положении, а вместе с ним и семья «заслуженных» стариков. Некоторое время супруги продолжали получать выплаты в тех же размерах, но к концу 2014 года «Ощадбанк» начал сначала задерживать переводы, а потом и вовсе их прекратил. В итоге, Киев принял страшное для местных жителей решение — выплата пенсий возможна только в случае, если пенсионер имеет прописку на неоккупированной территории. При этом каждый месяц старику, даже если он сделает себе фиктивную прописку в, скажем, Николаеве, придется выезжать на контролируемую Киевом территорию, преодолевая многочисленные кордоны и терпя при этом унизительные досмотры. При которых стариков просто грабят, отбирая все, что можно. Например, были случаи, когда один из сыновей наших героев пытался провести лекарство для своего больного раком отца. Анатолию приходится раз в три месяца проходить курс химеотерапии — в Донбассе нужных таблеток нет, а в России они стоят слишком дорого. Единственным вариантом остается Украина. Вот сын их с Украины и вез. Чуть-чуть недовез — на одном из кордонов украинские силовики отобрали лекарство, и плевать им хотелось на все мольбы и уговоры сына Анатолия, который чуть ли не слезно объяснял, что папа болеет, и в случае задержки курса отец может просто умереть.

Но вернемся к пенсиям — Зинаида и Анатолий все же получают деньги. Не от Украины или России, а от местных властей самопровозглашенного государства. Старику перечисляют 5,5 тысяч рублей, его супруге на полторы тысячи меньше. Раньше платили чуть больше, но, похоже, местный бюджет совсем не справляется.

9,5 тысяч на двоих — это ничтожно мало по меркам Донбасса. Если кто не знает, цены в ДНР почти не отличаются от российских. Понятно, что жить впроголодь нуждающиеся в лекарствах старики не могут. Вернее, могут, но, скорее всего, до 2019 года они бы просто не дожили. В общем, без помощи троих сыновей никуда. Каждый из которых, кстати, безуспешно не раз пытался вывезти родителей из мятежного Донбасса. Но отец с матерью отказываются уезжать из своей трехкомнатной квартиры в центре города, которую если и продашь, то исключительно за копейки.

Но вот недавно на горизонте замаячило избавление. Анатолию кажется, что получить гражданство России — неплохой вариант. Пенсии, например, точно станут больше. Правда, не все так просто. Пообщавшись с юристами, Анатолий узнал, что пока в России даже не проработан механизм обеспечения пенсиями жителей Донбасса. А те документы, что действуют сейчас, скорее всего, будут пересмотрены, потому как в противном случае выплата пенсий жителям ЛНР и ДНР станет непосильным бременем для пенсионного Фонда Российской Федерации. Проблема в следующем — в ДНР больше 600 тысяч пенсионеров, в ЛНР — больше 400 тысяч. То есть, еще миллион пенсионеров, если конечно, все они оформят гражданство нашей страны. В соответствии с законодательством, как минимум на социальную пенсию они имеют право. То есть при таком раскладе Москве придется отдавать еще 8−9 миллиардов ежемесячно на обеспечение донбасских стариков. Хотя очевидно, что эта сумма будет больше. Например, Анатолию сейчас идет девятый десяток, и большую часть жизни он отработал еще при Советском Союзе. Значит, он без проблем может претендовать на достойную страховую пенсию, а не на минималку. Да, стаж жителей всего постсоветского пространства до 1991 года (в некоторых случаях до 2002 года — авт.) учитывается при формировании пенсии новоиспеченных граждан. Пока сложно сказать, сколько Анатолию будут платить, но он рассчитывает хотя бы на двадцать тысяч — при его-то заслугах. Да и к тому же возрастные надбавки все же имеют какую-то силу. Однако пока он недоумевает.

Недоумевают по поводу того, что ему до сих пор не удалось получить не то что пенсию, но и обещанный паспорт гражданина РФ. Во-первых, это дорого, во-вторых, ему, похоже, нужно самому ехать в Россию и заниматься преодолением множества бюрократических преград самостоятельно. Анатолий стар и болен — куда ему ехать? Разве что в последнюю поездку. На самом деле, выдача паспортов не приобрела повальный характер — пока, что рассматриваются бумаги лишь ничтожного числа людей, и, как ему кажется, пенсионеры точно не первые в этой очереди.

Однако разговоры о пенсиях все же идут, и идут очень активно. Местные чиновники обнадеживают стариков, а слухи среди населения очень активно распространяются. Пока ситуацию представляют так — да, гражданство получить не так уж и легко, хотя и намного проще, чем раньше. Вот чуть-чуть потерпите из-за наплыва желающих и из-за ограниченности бюрократов, но потом вот вам станут доступны все блага земные. И пенсии оформите, и за границу без проблем поедете и так далее. Не хотелось огорчать Анатолия, поэтому мы ему и не напомнили, что в РФ к пенсионерам отношение тоже, мягко говоря, не самое лучшее. У них забирают деньги, у них забирают покой, в конце концов, у них забирают годы жизни, заставляя на старости лет работать. И трудно себе представить, что на этом фоне Москва вдруг неожиданно решит относиться к донбасским старикам лучше, чем ко всем остальным.

Об этом в эфире программы «Нині вже» («Прямо сейчас») на Громадском мы поговорили с Аленой Лунев, менеджером по адвокации Центра информации о правах человека, и Ириной Яковлевой, специалистом по коммуникациям Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине.

«У нас можно говорить о двух категориях пенсионеров, с которыми мы имеем дело. Это мобильные пенсионеры, которые могут уехать из оккупированной территории, тогда модальность пенсии будет одна, но при этом у людей будет необходимость пересекать линию соприкосновения, например, раз в полгода для верификации. Поскольку самым большим страхом государства является то, что оно будет платить пенсию, а человек умрет и кто ту пенсию вернет (если кто-то будет получать пенсию за умершую человека — ред.)», — отметила Лунева.

Такое упрощение системы снимает необходимость регистрироваться как внутренне перемещенное лицо, которое существует на сегодня. Так, человек, у которого регистрация на оккупированной территории, мог бы обратиться в орган пенсионного фонда и стать там на учет. После этого человек мог бы открыть банковский счет и периодически приезжать верифицироваться.

«Наша главная рекомендация, которая касается выплаты пенсий, остается неизменной — это отвязать выплату пенсии от необходимости регистрации внутренне перемещенным лицом» — отметила специалист по коммуникациям Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Ирина Яковлева.

Она напомнила, что регистрация ВПО возникла в 2014-м как экстренная мера, которая должна была решить ситуацию в пользу пенсионеров.

«Но потом вместо того, чтобы отменить это требование власти начали закручивать гайки. И сейчас уже 5 лет это остается единственной возможностью для пенсионеров, которые заработали это законное право получать пенсии, как и все остальные граждане», — отметила Яковлева.

В то же время она подчеркнула, что выплаты обязательно должны быть на подконтрольной территории, но без привязки к ВПО.

Недавно в сюжете британского канала BBC Рева сказал: «Все, кто был проукраинские, те уехали. А тот, кто хочет получать две пенсии, там и здесь — пусть потерпит. Мне их не жалко никогда абсолютно. Мне жаль тех солдат и офицеров и их семей, убитх там, этими мразями».

«И господин Шамбир (заместитель министра социальной политики Украины), и г-н Рева повторяли как мантру: «Мы хотим платить пенсии, мы не знаем как». И продолжают это говорить. То, что господин Рева сказал в интервью. мы понимаем, почему наши рекомендации по созданию механизма пенсий остаются без отклика. Потому что это персональная позиция министра, потому что ему их не жалко», — заявила Лунева.

Ранее художница Алевтина Кахидзе ответила на высказывания Ревы рисунком с изображением ее матери, которая умерла в очереди на контрольном пункте въезда-выезда.

В комментарии Громадскому Кахидзе отметила: «Господин министр возмущается отчуждением этих граждан от государства, он якобы возмущается, что они не патриоты, но мне кажется, что когда государство толкает огромное количество людей ко лжи (чтобы получить украинскую пенсию, пенсионерам с неподконтрольных территорий надо получать справку внутренне перемещенных лиц — вид переселенцев). так делала и моя мама, хотя она не была переселенка и никогда не хотела переезжать оттуда. когда я увидела, что у нее есть эта справка ВПО, я пыталась понять, что происходит, и поняла что это единственный способ получить эту пенсию. Когда государство толкает ко лжи, то получает то отчуждение, которым господин министр так возмущается».

Международные организации неоднократно обращались к украинскому правительству с призывом отменить привязку выплаты пенсий в статус внутренне перемещенных лиц.

Напомним, 16 января мать Алевтины Кахидзе умерла на контрольно-пропускном пункте боевиков самопровозглашенной «ДНР». Дочь рассказала, что ее мать ехала на подконтрольную правительству территорию «отметиться» для получения пенсии. За 2018 год на контрольных пунктах въезда-выезда на границе с оккупированными территориями умерли полсотни человек.



В Украине предлагают выплачивать пенсии жителям ОРДЛО. Речь идет более чем о миллионе человек. В Верховной Раде уже зарегистрировали проект закона и если его примут, то отечественный бюджет поредеет минимум на 2 миллиарда долларов.

Что нужно знать и кому положена пенсияразбирался OBOZREVATEL.

В Раде готовятся вернуть пенсии жителям Донбасса, которые последние 5 лет проживают на оккупированной территории;

Выплачивать хотят и текущие и все долги за предыдущие месяцы;

По оценкам экспертов, из бюджета придется выделить минимум 50 миллиардов гривен;

Если законопроект примут, то деньги, вероятно, возьмут из госбюджета (попросту перераспределят из других сфер).

В чем суть законопроекта

Группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №2083-д. Его главная цель — сделать так, чтобы началась выплата пенсий жителям ОРДЛО.

А вот главные его пункты:

Жители ОРДЛО могут получить свою пенсию без справки ВПЛ (вынужденно перемещенного лица). Для того, чтобы получить соцвыплату, им просто нужно приехать на оккупированную территорию и зайти в любое отделение Пенсионного фонда;

В проекте четко прописано, что если нет справки ВПЛ, то расчет пенсии можно сделать по реестру застрахованных лиц;

Прописывается возможность получить трудовой стаж для пенсионеров, если они достигли пенсионного возраста уже после войны и не могли платить страховые взносы;

Механизм идентификации человека сохраняется. Каждый житель ОРДЛО может раз в полгода (а не в 2 месяца, как это происходит сейчас) пересекать временную границу и отмечаться уже на подконтрольной территории;

Невыплаченные пенсии (по разным причинам) — людям вернут в полном объеме. Часть суммы неполученной пенсии, более чем за 12 месяцев, выплачивается одновременно, а остальная сумма выплачивается ежемесячно равными частями, не превышающими месячного размера.


На последнем пункте можно остановиться более детально. Если у человека задолженность по выплате пенсии год или меньше — ее выплатят сразу. При более длительным срокам выплатят сразу пенсию за 1 год (12 месяцев), а остальную сумму равными частями будут платить ежемесячно до полного погашения. При этом текущую пенсию выплачивать также будут.

Сам проект закона, помимо народных депутатов, готовили сразу несколько общественных организаций и благотворительных фондов: Центр прав человека “ZMINA”, БФ “Stabilization support services”, “Донбасс СОС”, Общественный холдинг “Группа Влияния”, Агентство ООН по вопросам беженцев.

По оценкам экспертов, задолженность по пенсиям для жителей ОРДЛО достигает 2-3 миллиардов долларов. Дело в том, что точную цифру сказать никто не может, ведь последние 5 лет по понятным причинам детально следить за количеством пенсионеров никто не мог. До начала боевых действий в 2014 году, на оккупированных ныне территориях насчитывалось около 1 миллиона людей пенсионного возраста.

Правда, проблемы есть и в Пенсионном фонде, на который потенциально ляжет ноша погашения всех долгов. Буквально на днях премьер-министр Украины Алексей Гончарук заподозрил руководство ПФ в неэффективности и назначил аудит.


Как рассказал OBOZREVATEL финансист Василий Невмержицкий, в ПФ не хватает примерно 30 миллиардов гривен. Если же сам проект закона примут, то властям придется искать деньги для погашения задолженностей.

“Есть несколько вариантов поиска этих денег. К примеру, повышение налогов. Но насколько я знаю, такого в ближайшее время не будет. Можно еще печатать ОВГЗ, брать на себя другие обязательства. Но самый же реальный вариант — деньги попытаются найти путем перераспределения статей расхода в бюджете. С одной сферы будут попросту перекидывать деньги на другую”, — прогнозирует Невмержицкий.

По словам одного из авторов идеи, народного депутата от "Слуги народа" Нелли Яковлевой, формат финансирования будут прописывать в законе более детально. Изначально существовали сразу несколько предложений от разных фракций, но в итоге решили все объединить в одном проекте.

"В декабре законопроект будем рассматривать пока только в комитете. Но ожидаю, что его примут уже в следующем году, так как есть позиция нескольких фракций. Касательно финансирования, то будем прорабатывать решение, тем более, что выплаты пенсий планируются постепенно", — рассказала в комментарии OBOZREVATEL нардеп.

Проще говоря — если законопроект все же примут и выплаты начнутся уже с 2020 года, то придется вносить изменения в Госбюджет и дополнительно выделять деньги. Напомним, по предварительным расчетам потребуется минимум 50 миллиардов гривен.

Смотрите видео по теме:

Какие шансы при голосовании

Достаточно велики. Во-первых, проект зарегистрировала группа из 17 нардепjd абсолютно разных фракций: “Слуга народа”, “Батьківщина”, “Оппозиционная платформа - За жизнь” и “За будущее”.

Авторами выступили нардепы Галина Третьякова (глава комитета социальной политики), Юлия Тимошенко, Наталья Королевская, Дмитрий Лубинец, Михаил Радуцкий и другие. Поэтому собрать 226 голосов будет не проблема.

Во-вторых, риторика законопроекта — возвращение пенсий и примирение с жителями Донбасса, близка к общей политике президента Владимира Зеленского. Он неоднократно заявлял, что жители оккупированных территорий это граждане Украины и с ними нужно мириться.

К примеру, советник главы Совета нацбезопасности и обороны Сергей Сивохо уже поприветствовал идею нардепов. "Вернуть старикам пенсии, которые они честно заработали! 60% людей пересекающих линию разграничения — это пенсионеры. Они живут в постоянной борьбе за выплаты и документы. Так не должно быть!

700 тысяч пенсионеров на неподконтрольной территории не могут реализовать свое конституционное право на пенсию. Это ненормально!" — подчеркнул Сивохо.

Проблема с выплатами пенсий жителям ЛДНР сохранится до тех пор, пока в законодательстве не урегулируют все механизмы, которые на данный момент являются обманом и нарушением Конституции. О проблемах и путях решения рассказала правовой аналитик БФ «Право на защиту» Анастасия Одинцова.

Гражданам Украины, в том числе из ЛДНР, должна выплачиваться надлежащая им пенсия. Это право регулируется статьей 46 Конституции Украины. Однако, уже в течение многих лет вопрос выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам и жителям неподконтрольного Донбасса остается самым проблемным.

«Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии, поскольку все пенсионные выплаты для переселенцев регулируются подзаконными актами. Это по сути является нарушением Конституции Украины, согласно которой пенсии должны регулироваться исключительно на законодательном уровне. Другой вопрос – выплата пенсий лицам, проживающим на временно оккупированных территориях. Он вообще остается не урегулированным. Всех пенсионеров с оккупированных территорий заставляют брать справки ВПЛ, что по сути является своеобразным обманом. Все понимают, что эти граждане не являются внутренне перемещенными лицами, так как фактически проживают на временно оккупированной территории. Но в конце концов они имеют полное право получать свою пенсию», – говорит Одинцова.

Этой проблеме уже больше 6 лет, так как с момента военных действий ничего по факту не изменилось, а законопроект подготовленный правозащитниками вРаде оставили без внимания.

«По сути мы понимаем, что в начале конфликта возможно и нужно было урегулировать вопрос пенсий подзаконными нормативными актами для быстрого реагирования и защиты граждан, которые переместились. Но сегодня мы видим, что это явление не временное и регулировать его и дальше подзаконными актами нет смысла. Все должно быть урегулировано на законодательном уровне. Правозащитники уже давно подготовили законопроект № 6692 (в частности, законопроект предусматривает открепить выплату пенсий от справки ВПЛ). Но два года он просто пролежал в Верховной Раде и так и не рассматривался депутатами. А после того, как Верховная Рада была распущена и состоялись выборы (в 2019 году, – ред.), этот законопроект был перерегистрирован под номером 2083-Д и доработан Комитетом по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов. Новый законопроект был рассмотрен Верховной Радой в первом чтении, но в связи с появлением замечаний Министерства финансов Украины он был возвращен на доработку для дальнейшего повторного рассмотрения», – рассказала аналитик.

Если вопрос выплаты пенсий будет урегулирован на законодательном уровне, это поможет ситуации сдвинуть с места.

«Только на основании внесения изменений в законы мы можем менять профильные подзаконные нормативные акты, регулирующие выплату пенсий по состоянию на сегодня. Эти акты по сути должны изменяться на основании и во исполнение законов Украины. Подмена понятий и передача исключительно в руки Кабинета Министров вопрос урегулирования выплаты пенсий – это неправильно. Государственный бюджет утверждает Верховная Рада и, соответственно, она и должна решать, как и по каким правилам должна выплачиваться пенсия. Поскольку под эти пенсии и под это законодательство должно закладываться соответствующий бюджет», – уверена Одинцова.

Что предлагают изменить?

В законопроекте № 2083-Д разделяются вопросы выплаты пенсии переселенцам, которым предлагают отменить идентификацию и жителям неподконтрольного Донбасса. Законопроект рассмотрен профильных комитетом Верховной Рады, идет согласование его рекомендаций.

«Во-первых, пенсии для внутренне перемещенных лиц, которые уже интегрировались в местных громадах. Эти граждане имеют полное право получать пенсии в общем порядке, как другие жители громады. Однако, им до сих пор все равно нужно проходить постоянную физическую идентификацию в "Ощадбанке" и оформлять пенсии исключительно в этом банке. Это по сути является дискриминационной условием для получения пенсионных выплат. Во-вторых, это пенсии для граждан, проживающих на временно оккупированных территориях. Здесь вопрос широкий и дискуссионный. Для этих граждан действительно нужна идентификация, поскольку у нас нет точной статистической информации сколько людей, например, умерло там. Однако, надо уже просто сказать: да, у нас есть граждане, которые проживают на оккупированной территории, и мы обязаны выплачивать заработанную ими пенсию без получения справки ВПЛ. Ведь это вообще искажает данные о количестве внутренне перемещенных лиц и понимание потребностей, которые необходимо удовлетворить. Сегодня государство, когда закрывает глаза на эти моменты, то создает долг перед своими гражданами и этот долг с каждым годом растет», – продолжила Одинцова.


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал необоснованной жалобу жителей Луганска на лишение их пенсий и поддержал аргументы украинского правительства

Об этом сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра юстиции и уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина: «ЕСПЧ признал заявление неприемлемым, таким, которое явно необоснованно». В расплывчатом постановлении ЕСПЧ говорится: «Суд принимает аргумент правительства о том, что государство не могло быть обязано исполнять решения путем действий, которые не были чётко обозначены судом при принятии решений. Заявители могли и должны были обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков об отстаивании своих прав».

Иначе говоря, причина отказа донбасским пенсионерам формальна, по мнению ЕСПЧ, они не исчерпали возможности судебных разбирательств с Украиной. Однако Киев преподносит это как перемогу и «приятную новость» (по выражению Лищины), а подпевающие властям СМИ напропалую врут – дескать, решение ЕСПЧ означает, что пенсии жителям ДНР и ЛНР не платились украинской стороной совершенно справедливо. На самом же деле ЕСПЧ подобного решения не принимал, а указал на то, что заявители не со всеми «соответствующими ответчиками» на Украине судились.

Эпопея с лишением правительством Украины пенсий жителей ДНР и ЛНР длится с конца 2014 года. После государственного переворота и начала гражданской войны в Донбассе Кабмин Украины принял постановление №595, пункт 2 которого замораживал выплату пенсий и социальных пособий всем жителям неподконтрольных Киеву территорий до «деоккупации». Это постановление и подвигло группу луганчан добиваться его отмены. В итоге админсуды трёх инстанций признали недействительным скандальный пункт постановления, посчитав, что правительство Украины вышло за пределы полномочий. Однако пенсий истцы так и не получили.

4 сентября 2018 года Верховный суд Украины принял решение: «Право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека». Данное постановление опиралось на заключение Конституционного суда от 7 октября 2009 года, в котором говорилось, что «исходя из правовой, социальной природы пенсий право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на Украине». Несмотря на это постановление суда, выплату пенсий не возобновили.

Для получения честно заработанных за многие годы денег пенсионерам приходится выезжать на подконтрольную Киеву территорию, находить место регистрации проживания и проходить процедуру верификации личности в «Ощадбанке», где им выплачивают пенсии. Десятки пожилых людей уже умерли в очередях на контрольных пунктах вьезда-выезда. Те, кто по состоянию здоровья не мог совершать такие поездки и выстаивать в огромных очередях, так своих денег и не получили.

МИД РФ в своём докладе за 2020 год «О ситуации с правами человека на Украине» ссылается на мнение независимого эксперта Совета ООН по правам человека (СПЧ) Х.П.Бохославски: «Пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещённых лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80% от размера пенсий».

Международная организация Human Rights Watch также заявила о том, что Украина должна прекратить дискриминацию пенсионеров, вынужденных пересекать линию разграничения для получения пенсий.

Власть в стране поменялась. На смену Порошенко пришёл Зеленский и его команда, но в вопросе выплаты пенсий жителям ДНР и ЛНР ничего не изменилось.

В сентябре 2019 года глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявила: «Пенсии следует выплачивать всем, кто имеет на них право, независимо от места их проживания. Это настоятельная рекомендация. И мы надеемся, что новое правительство будет считать ее одним из приоритетов». Но это только слова и только надежды. Которые не оправдываются.

Новое правительство не делает ничего, чтобы возобновить выплату пенсий людям, которые работали на Украину. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что возможности для выплаты пенсий в нынешней реальности нет, а «решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации».

В феврале 2020 года Верховная рада провалила принятие закона №2083-д о реализации права на пенсию. За него проголосовало всего 184 депутата из необходимых 226. Заместитель министра финансов Юрий Джигир сообщил, что «законопроект приводит к дополнительным расходам в размере 115 миллиардов гривен», а Пенсионный фонд не имеет денег даже «на погашение текущих пенсионных обязательств». Государство задолжало каждому пенсионеру в ДНР-ЛНР в среднем по 31 тыс. грн (€930).

Народный депутат от «Слуги народа» Елизавета Богуцкая, сбежавшая в Киев из Крыма, заявила: «Я категорически против этого закона… Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет?» По сути, депутат ставит вопрос выплат пенсий в зависимость от политических взглядов людей!

То есть когда Зеленский и иже с ним зовут жителей Донбасса вернуться, надо при этом помнить, что украинский бюджет на них не рассчитан. А если власти думают, что трудовой народ ДНР и ЛНР сам заработает на пенсии своим старикам и инвалидам, то мысли эти в целом правильные, но вот для чего тогда возвращаться, да ещё в страну, поражённую лютым национализмом?

Решение ЕСПЧ открывает новые возможности для дальнейшей дискриминации Киевом пенсионеров. И касается это не только жителей ДНР и ЛНР.

С нового года в рамках пенсионной реформы, принятой ещё в 2017 году, социальных пенсий могут быть лишены более 75 тысяч украинских граждан, имеющих менее 15 лет трудового стажа. Сейчас они получают соцвыплаты в размере прожиточного минимума – 1720 грн. (€52), но и то только в том случае, если владеют жилплощадью не более 21 кв. м на человека и не имеют огорода. С 1 января 2021 года всем этим людям грозит пополнить ряды нищих. А в ЕСПЧ обращаться бесполезно: во-первых, надо будет пройти абсолютно все круги судебных разбирательств на Украине (что невозможно без денег и займёт годы), во-вторых, при отсутствии системы прецедентного права каждый человек остаётся один на один с государством, не желающим платить ему деньги. И даже если депутаты в страхе перед каким-нибудь новыми революциями передвинут сроки лишения 75 тысяч граждан социальных пенсий, проблема никуда не уйдёт. Через год, два или пять лет людей, которым не хватило стажа для выхода на пенсию, всё равно лишат денег от государства.

Если уж постмайданная власть лишила пенсий тех, кто до 2014 года всю жизнь работал на Украину – сначала на советскую, потом на незалежную – только за то, что эти люди живут в ДНР и ЛНР, то можно не сомневаться, что такая же участь ждёт всех тех, кто не вписывается в пенсионную реформу. К 1 января 2021 года таких уже более 75 тысяч, а в перспективе – каждый второй.

…В Донбассе не оставили без комментариев решение ЕСПЧ. «В пункте 8 Комплекса мер говорится о выработке единого механизма для восстановления экономических связей, включая все социальные переводы. В этом ключе наши представители никаких конструктивных предложений от Киева за все три года не услышали. К сожалению, своим решением ЕСПЧ полностью оправдывает преступные действия Киева и дает ему все основания саботировать и без того сложный переговорный процесс», – заявила министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина. Действительно, формализм Европейского суда по правам человека позволят украинским властям не только трубить о «приятной новости», но и дальше эти права нарушать.

Лев Котляренко, Ирина Лагода, «Одна Родина»

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки

Читайте также: