Обеспечить сохранность пенсионных накоплений




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

С изменениями и дополнениями от:

21 июля, 1 декабря 2014 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г., 7 марта, 3 августа 2018 г., 16 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

Система гарантирования пенсионных накоплений должна обеспечить стабильное получение накопительной пенсии. Участие в ней обязательно для всех страховщиков, занимающихся обязательным пенсионным страхованием. При этом НПФ должны соответствовать определенным требованиям. В их числе - наличие статуса акционерного общества. В систему войдут лишь те НПФ, чья деятельность будет признана ЦБ РФ удовлетворительной. Фонды, отказавшиеся от участия в системе, должны прекратить договоры об ОПС и передать пенсионные накопления в ПФР.

Законом предусмотрена двухуровневая система гарантирования накоплений: формируемые каждым страховщиком резервы по ОПС и фонд гарантирования пенсионных накоплений. Последний создается за счет взносов страховщиков (в том числе ПФР). Из него будут происходить выплаты гражданам при наступлении гарантийного случая. Таковым признаются банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность пенсионных накоплений (когда их сумма на счетах ниже номинального размера уплаченных страховых взносов). Формировать фонд поручено Агентству по страхованию вкладов. Оно же будет выступать конкурсным управляющим (ликвидатором) при банкротстве НПФ.

Система гарантирует сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов на накопительную часть пенсии (включая дополнительные, взносы работодателя, суммы по программе софинансирования накопительной пенсии, средства материнского капитала). Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений, но при условии смены НПФ не чаще 1 раза в 5 лет.

Предусмотрен следующий механизм работы системы гарантирования пенсионных накоплений. При наступлении гарантийного случая первоначальным источником покрытия недостатка средств пенсионных накоплений становится резерв по ОПС, затем при его недостаточности - личные средства НПФ, а если и их не хватает - средства фонда гарантирования.

Основным источником формирования фонда гарантирования является доход от инвестирования пенсионных накоплений. Однако при его отсутствии возможны отчисления из собственных средств, а если и их недостаточно - из пенсионных накоплений.

Закон устанавливает минимальные значения ставок гарантийных взносов для страховщиков, а также максимальный размер фонда. Конкретные величины ставок будет определять ЦБ РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Так, основные положения о гарантировании пенсионных выплат начинают применяться с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2013 г. N 295, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6987

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статьи 5, 6 и 15 настоящего Федерального закона, распространяющихся на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1, подпунктов "а", "б" пункта 3 статьи 19 названного Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2015 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


Вот уже на протяжении 14 лет существует возможность формирования накопительной пенсии, а также застрахованным лицам предоставляется право выбора того или иного страховщика.

Несмотря на четырехлетний мораторий, год от года инвестиционный доход денежных средств растет, но и риски от выбора страховщика также растут.

О нюансах сохранения пенсионных накоплений рассказали специалисты отделения ПФР по Нижегородской области.

На пороге вашей квартиры появились агенты НПФ. Что делать?

У некоторых НПФ сложился опыт поквартирного обхода в целях агитации застрахованных лиц на переход в НПФ и заключение договоров об ОПС. Пенсионный фонд не является организацией, контролирующей деятельность негосударственных пенсионных фондов. Решение о переводе средств пенсионных накоплений в НПФ, а также решение о том, стоит ли пускать в свою квартиру агентов НПФ, гражданин принимает самостоятельно.

Также гражданам необходимо более внимательно изучать документы перед их подписанием в кредитно-финансовых организациях и страховых компаниях, потому как упомянутые организации могут сотрудничать с НПФ и предлагать гражданам выбрать того или иного страховщика, не всегда предоставляя полноценную консультацию, не объясняют риски, связанные с переходом.

Как обезопасить свои пенсионные накопления

Согласно нормам действующего законодательства, ответственность за сохранность пенсионных накоплений несет государство совместно с АСВ, и гарантирует сохранность пенсионных накоплений, направленных на накопительную часть пенсии, но только в размере номинала. Потеря инвестиционного дохода возможна при непродуманном выборе страховщика.

Если вы подписали договор на ОПС

Для того, чтобы перевести накопления в тот или иной фонд, застрахованному лицу необходимо:

  • подать заявление о переходе в органы ПФР,
  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным фондом.

В том случае, если гражданин принимает решение о смене страховщика, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику не ранее, чем через 5 лет.

Что делать, если нежелательный перевод состоялся

Для того, чтобы защитить свои пенсионные накопления от переводов, достаточно будет не предъявлять свои документы, а именно: паспорт и СНИЛС – людям, которые представляются агентами НПФ, а также не подписывать договора ОПС, предлагаемые агентами, если смена страховщика не входит в планы гражданина.

В случае неправомерного перевода пенсионных накоплений, для признания договора недействительным, застрахованному лицу необходимо обращаться в судебные органы.

Как контролировать свои пенсионные накопления

Информация о текущем страховщике необходима для того, чтобы знать информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

В том случае, если текущий процент инвестиционного дохода не оправдал ожидания застрахованного лица, следует проанализировать среднегодовую доходность, результаты инвестирования средств предыдущих лет.

Предполагаемые финансовые потери при переходе могут оказаться больше, чем упущенная выгода от низкого процента инвестирования.

Как перевести свои накопления в НПФ

  • лично обратиться в ПФР либо в МФЦ с паспортом и страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования;
  • направить заявление в органы ПФР по почте, предварительно заверив его нотариально;
  • подать заявление о переводе через портал госуслуг либо личный кабинет ПФР (для этого необходимо пройти электронную регистрацию и приобрети электронную подпись).

Также, при переходе в НПФ, необходимо заключить договор ОПС.

Автоматический перевод пенсионных накоплений от одного страховщика к другому нормами действующего законодательства не предусмотрен.

С самого начала создания системы негосударственных пенсионных фондов государство предусмотрело ряд довольно строгих критериев, которым должна соответствовать организация, претендующая на получение соответствующей лицензии.

В частности, для этого законом были установлены пороговые уровни уставного капитала и резервного фонда, которыми необходимо обладать фонду, прежде чем получить право в принципе работать с пенсионными средствами.

Система контроля деятельности НПФ

Действующая система надзора и контроля над деятельностью НПФ в основном построена на косвенных ограничениях и ряде законодательных актов, обязывающих фонды соблюдать правила, установленные государством. В числе таких мер контрольного характера, которые напрямую касаются финансовой деятельности, можно выделить:

  • исчерпывающий перечень разрешенных активов, в которые НПФ может вкладывать пенсионные средства;
  • ежегодный аудиторский контроль бухгалтерской отчетности;
  • ежегодная актуарная оценка деятельности фонда по сумме показателей;
  • ежемесячная (ежеквартальная) оперативная отчетность в Федеральную службу по финансовым рынкам;
  • ежегодное опубликование в СМИ результатов деятельности фонда за истекший финансовый год.

В соответствии с законодательством, деятельность НПФ контролируют: Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство юстиции, специализированный депозитарий и так далее.

Несмотря на все это, наши российские граждане не питают особого доверия к НПФ. В определенной степени такие опасения справедливы, так как по долгам того же Пенсионного фонда государство несет субсидиарную ответственность - это прямо прописано в законе. Что же касается НПФ, то до текущего года это были по статусу некоммерческие организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Включение НПФ в систему страхования вкладов

Однако, в конце 2013 года был принят пакет законов, резко меняющих ситуацию в сфере деятельности НПФ. Создается система гарантирования сохранности пенсионных накоплений (№422-ФЗ от 28.12.2013 г), включающая в себя:

  • создание в каждом фонде резерва по обязательному пенсионному страхованию;
  • создание федерального фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН).

Для того чтобы вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений, негосударственный пенсионный фонд обязан поменять организационно-правовую форму: стать акционерным обществом (АО).

Все НПФ, ставшие участниками системы гарантирования вкладов, будут обязаны вносить определенные гарантийные взносы в ФГПН. Регулятором этого фонда назначена государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). При наступлении страхового случая – невозможности отвечать по своим обязательствам (отзыва лицензии, банкротства), недостающие средства будут восполняться из гарантийного фонда.

Участником системы гарантирования становится и Пенсионный фонд. При аннулировании деятельности НПФ-участника системы, пенсионные средства застрахованных лиц будут переведены из гарантийного фонда на счет застрахованного лица в ПФР.

Важно: законом №422-ФЗ устанавливаются гарантии только по обязательному пенсионному страхованию (по негосударственному пенсионному обеспечению планируется отдельный правовой акт)!

Изменение условий для вкладчиков-участников НПФ

Закон ввел существенные ограничения, касающиеся правил перевода средств из одного фонда в другой, и в отношении застрахованных лиц.

Так, полные гарантии сохранности пенсионных накоплений и полученного дохода будут только у тех, кто меняет фонд не реже 1 раза в пять лет. В случае, если участник осуществляет переход до истечения пятилетнего периода — средства пенсионных накоплений будут переведены по номиналу поступления (без дохода за истекший в фонде период) и без возмещения, в случае отрицательной доходности.

Таким образом, всем кто будет хранить свои пенсионные накопления в НПФ — гарантируют при назначении пенсии сохранность пенсионных средств в размере, не меньше вложенного номинала(!).

Все вступившие в систему гарантирования фонды будут зарегистрированы в реестре АСВ, в противном случае на деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию будет наложен запрет Банка России.


У кого и на каких счетах формировались пенсионные накопления? Когда стало возможным забрать накопления, а так же в какой форме они могут быть выплачены – читайте здесь


ССГПС и СНИЛС – в чем отличия? Для чего нужно страховое пенсионное свидетельство, а также какие данные хранятся на индивидуальных лицевых счетах граждан?



Базовая, страховая и накопительная части пенсии – в чем основные отличия между ними? Как формируются пенсионные накопления, а также как и когда можно будет их получить - смотрите подробности здесь

Система гарантирования пенсионных накоплений – программа, в рамках которой застрахованные лица получают обеспечение возврата средств, доверенных негосударственным фондам. Сбережения предоставляются из резервов специального фонда при наступлении страхового случая, указанного в нормативно-правовом регламенте. Помимо этого, для осуществления деятельности каждый НПФ предварительно должен попасть в реестр участников системы, чтобы подтвердить свою состоятельность.

Пенсионные накопления: что это и как формируются


Под пенсионными накоплениями понимают средства, имеющиеся на индивидуальном счете гражданина, зарегистрированного в системе ОПС внебюджетного фонда.

С момента принятия федерального нормативного акта «о страховых пенсиях» указанные денежные средства получили статус самостоятельного обеспечения.

Накопительная часть пенсии состоит из:

  • Страховых взносов, отчисляемых работодателем в соответствии с ранее действовавшими пенсионными нормативными актами (до принятия ряда пенсионных реформ государственное содержание по старости состояло из трех частей (ныне их две), одна из которых была накопительной);
  • Дополнительных взносов на накопительную часть (добровольные отчисления граждан и участие в программах софинансирования);
  • Доходов от инвестиционной деятельности названных средств;
  • Денежных сумм, перечисленных по программе помощи в виде материнского сертификата.

Особенности:

  1. В случае смерти гражданина, формировавшего накопительную часть пенсии, правопреемниками денежных средств становятся его близкие родственники или лица, упомянутые в законе;
  2. Пенсионные накопления формируются из:
  • Средств, перечисленных непосредственным владельцем индивидуального счета или лицами, обязанными совершать в его пользу таковые сборы;
  • Выплатного резерва, выступающего гарантией предоставления накопленных средств.

Система гарантирования

Система гарантирования выплат пенсионных накоплений начала свое действие одновременно с принятием последней пенсионной реформы – с 2015 года. Ее основная цель – защитить сформированные гражданами резервы и обеспечить их последующую выплату.

Созданная система подразумевает два уровня защиты, в частности:

  • Резервный фонд по выплатам с обязательного страхования;
  • Фонд гарантирования пенсионных выплат, действующий в масштабах государства (ФГПН).

Как работает система


Возврат пенсионных накоплений по системе гарантирования выплат осуществляется при наступлении страхового случая, наиболее вероятный из которых – отзыв лицензии у НПФ, признание банкротом или прекращение деятельности фонда ввиду несоблюдения взятых на себя обязательств по иным причинам.

При возникновении указанных обстоятельств гражданин обеспечен следующими мерами защиты:

  • Сохранность сбережений обеспечивает ЦБ РФ;
  • Ответственность за выплаты, их аккумулирование и приумножение возложена на АСВ (агентство по страхованию вкладов).

В трехмесячный срок, после признания случая страховым, ЦБ РФ автоматически инициирует перевод накопленных гражданином средств со счета НПФ в пользу ПФР, который принимает на себя обязательства по:

  1. Инвестированию сбережений и использованию финансовых инструментов, позволяющих приумножить первоначальные суммы накоплений;
  2. Выплате накоплений, решение по которым было принято до наступления страхового случая с НПФ.

Закон выделяет средства пенсионных накоплений, считающихся обязательными к выплате. К числу таковых относятся:

  • Средства, направленные по материнскому сертификату;
  • Аккумулированные во время действия программы софинансирования;
  • Страховые взносы, перечисленные работодателем (за исключением доходов от их вложения за период пребывания на счетах НПФ).

Гражданин, вложивший пенсионные накопления в НПФ, который ныне принудительно ликвидируют, может претендовать на получение инвестиционного дохода от их использования, предусмотренного договором с названным учреждением, только если продажа его активов обеспечила дебет после исполнения всех финансовых обязательств.

При наступлении страхового случая с НПФ застрахованное лицо (владелец индивидуального счета) вправе распорядиться гарантированными выплатами по следующим альтернативам:

  1. Предоставить право управления денежными средствами ПФР;
  2. Заключить договор и перевести накопления в иной НПФ.

Агентство по страхованию вкладов – базис системы гарантирования, реализующий следующие задачи:

  • Предоставление гарантийного возмещения в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Инвестирование средств участников фонда для их приумножения;
  • Сбор и контроль за поступлением гарантийных взносов;
  • Контроль за деятельностью и принятие мер по ликвидации недобросовестных участников системы.

Особенности АСВ:

  1. Обеспечивает выплаты в случае наступления страхового случая из специального фонда;
  2. Размер предусмотренной гарантированной выплаты включает суммы, размещенные в специальной части лицевого счета (дополнительные доходы от инвестирования не учитываются);
  3. Формирует реестр участников фонда и осуществляет их учет.

Вхождение в АСВ для НПФ считается обязательным. При отказе агентства во включении негосударственного пенсионного фонда в реестр, последний обязан прекратить деятельность и передать имеющиеся резервы под управление государственного внебюджетного фонда.

Условия включения НПФ в реестр системы гарантирования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Успешное прохождение проверки, организуемой ЦБ РФ;
  • Внесение обязательных взносов;
  • Проведение процедуры акционирования.

На официальном ресурсе агентства имеется перечень негосударственных пенсионных фондов, вошедших в реестр участников системы гарантирования. Среди таковых представлены (перечень не полный):

  1. ВТБ ПФ;
  2. Будущее;
  3. Лукойл-Гарант;
  4. ГАЗФОНД пенсионные накопления;
  5. Русский Стандарт НПФ;
  6. НПФ Сбербанк;
  7. Национальный;
  8. КИТ Финанс;
  9. НАСЛЕДИЕ;
  10. Согласие.

Страховые случаи

Гарантированное возмещение пенсионных накоплений предоставляется при следующих обстоятельствах:

  • Отзыв/аннулирование лицензии НПФ;
  • Признание НПФ несостоятельным и инициирование в его отношении конкурсного производства;
  • Снижение резервов ПФР на уровень, ниже минимально установленного порога;
  • Недостаточность величины взносов в момент выплаты застрахованному лицу срочных пенсионных или накопительных выплат.

Фонд пенсионных накоплений при АСВ


Гарантированные пенсионные выплаты формируются внутри специального фонда, находящегося под управлением АСВ, а их аккумулирование осуществляется из следующих источников:

  1. От взносов НПФ-участников:
  2. За счет накоплений граждан;
  3. Взносы ПФР;
  4. Выручка от инвестиционной деятельности и проектов;
  5. Пени, взимаемые за несвоевременное исполнение обязательств участниками.

Основные моменты формирования фонда:

  • Законом предусмотрены минимальные лимиты взносов участников и объем резервов фонда;
  • Ставка по взносам устанавливается/корректируется ЦБ РФ;
  • Уплата взносов – обязанность страховщика, последний срок перечисления платежа - 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • За несвоевременное исполнение обязательства по уплате взноса назначается пеня в размере 0,1% от суммы недоимки;
  • Накопленные резервы фонда распределяются по следующим направлениям:
  1. Выплата гарантийного возмещения при отзыве лицензии у НПФ или наступлении иного страхового случая;
  2. Обеспечение деятельности системы и покрытие расходов с ней связанных;
  • Задачи, которые решает фонд:
  1. Обеспечение сохранности накоплений граждан;
  2. Обеспечение соблюдения прав вкладчиков.

Заключение

С целью обеспечения пенсионных прав на законодательном уровне была создана специальная система гарантирования. Ее действие обусловлено тем фактом, что многие граждане предпочитают размещать свои накопления на счетах негосударственных пенсионных фондов, которые, в свою очередь, могут лишиться лицензии или признать себя несостоятельными.

Выплаты по страховым случаям осуществляются из резервного фонда, а его управлением занимается агентство по страхованию вкладов.

Чтобы НПФ мог вести деятельность и заключать договоры с гражданами, ему потребуется попасть в реестр АСВ, в противном случае действия будут признаны незаконными.

Краткое содержание:

В 2021 года выплата накопительной части пенсии россиянам может проводиться по новому стандарту. Такое предложением выдвинули инициаторы, выступающие за увеличение пороговой суммы на личном счету пенсионера. Именно от этой величины зависит размер ежемесячных добавок к основной пенсии.

Нормативы накопительной части пенсии россиян

По существующим нормативам накопительную пенсию могут получать только те граждане, которые рассчитывают на ее объем не менее 5% от страхового начисления. На территории России все еще работает система для накопительных пенсий общего типа, хотя в действительности пользуются ее очень небольшое количество граждан по сравнению с общим процентом пожилых людей в стране. Причина кроется в том, что львиная доля накоплений по этой части формировалась в 2021 году.


После того как официальную силу обрел мораторий, обязательные отчисления для перевода на индивидуальный счет перестали работать. По действующему законодательству гражданин может рассчитывать на один из трех следующих сценариев:

  • бессрочный;
  • срочный;
  • разовый.

В народе бессрочную выплату называют пожизненной, так как деньги в таком формате выплачиваются определенный промежуток времени. Все накопления делят по месяцам, причем каждый год значение меняется. Пока оно составляет 258 месяцев. Оформление этого вида пособия полагается только в ситуациях, когда ежемесячная выплата оказывается больше 5% от пенсии страхового типа.

Причины для обновления пенсионных выплат в 2021 году

В случае срочных выплат упор делается на возможность разделить деньги на меньшее количество месяцев, но и тут есть своя загвоздка. Для выбора срока нельзя опираться на интервал меньше, чем 120 месяцев. При таком раскладе деньги будут передаваться только в указанный гражданином временной период.


Одним из самых часто встречающихся вариантов считается разовая выплата. Она проводится только того, когда размер накоплений так и не дотягивает до уровня хотя бы в 5% от страховой пенсии. В этом случае гражданин получает сразу одним махом все деньги. Именно этот сценарий вызывает у специалистов больше всего вопросов. Сложность в том, что пенсионный прожиточный минимум приравнивается к сумме около 9 тыс. рублей.

Накопительная пенсия бессрочная пенсия стартует от 450 рублей. Если учитывать, что усредненная пенсия составляет в стране около 15 тыс. рублей, то и доплата составит 750 рублей на регулярной основе. Из этого следует, что рассчитывать на достойное финансовое обеспечение не получится. Законодатели на регулярном основании стараются выдвигать предложения, чтобы улучшить ситуацию.

Как предлагается делать накопительные выплаты

Идеи поступают разные, но самой свежей признана инициатива Министерства труда. Здесь выступают за то, чтобы разрешить гражданам получать деньги за один раз, если добавка окажется менее 20% от МРОТ. При таком подходе ежемесячно гражданин сможет рассчитывать на 2,4 тыс. рублей. Это уже более солидная сумма, которая сможет финансово поддержать пожилого человека.

Ратуют в Министерстве труда и за то, чтобы минимальный капитал подняли с отметки в 200 тыс. до 625 тыс. рублей, но тут есть загвоздка.

Из-за того, что накопительная часть пенсии перестала действовать уже давно, переход к предложенной схеме предусматривает уменьшение денежного объема, который попадает под управление НПФ. Это негативно скажется на работе негосударственных фондов, которым придется брать за основу работы вложения краткосрочного и ликвидного действия. Указанные действия снижают инвестиционный доход.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

С самого начала создания системы негосударственных пенсионных фондов государство предусмотрело ряд довольно строгих критериев, которым должна соответствовать организация, претендующая на получение соответствующей лицензии.

В частности, для этого законом были установлены пороговые уровни уставного капитала и резервного фонда, которыми необходимо обладать фонду, прежде чем получить право в принципе работать с пенсионными средствами.

Система контроля деятельности НПФ

Действующая система надзора и контроля над деятельностью НПФ в основном построена на косвенных ограничениях и ряде законодательных актов, обязывающих фонды соблюдать правила, установленные государством. В числе таких мер контрольного характера, которые напрямую касаются финансовой деятельности, можно выделить:

  • исчерпывающий перечень разрешенных активов, в которые НПФ может вкладывать пенсионные средства;
  • ежегодный аудиторский контроль бухгалтерской отчетности;
  • ежегодная актуарная оценка деятельности фонда по сумме показателей;
  • ежемесячная (ежеквартальная) оперативная отчетность в Федеральную службу по финансовым рынкам;
  • ежегодное опубликование в СМИ результатов деятельности фонда за истекший финансовый год.

В соответствии с законодательством, деятельность НПФ контролируют: Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство юстиции, специализированный депозитарий и так далее.

Несмотря на все это, наши российские граждане не питают особого доверия к НПФ. В определенной степени такие опасения справедливы, так как по долгам того же Пенсионного фонда государство несет субсидиарную ответственность - это прямо прописано в законе. Что же касается НПФ, то до текущего года это были по статусу некоммерческие организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Включение НПФ в систему страхования вкладов

Однако, в конце 2013 года был принят пакет законов, резко меняющих ситуацию в сфере деятельности НПФ. Создается система гарантирования сохранности пенсионных накоплений (№422-ФЗ от 28.12.2013 г), включающая в себя:

  • создание в каждом фонде резерва по обязательному пенсионному страхованию;
  • создание федерального фонда гарантирования пенсионных накоплений (ФГПН).

Для того чтобы вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений, негосударственный пенсионный фонд обязан поменять организационно-правовую форму: стать акционерным обществом (АО).

Все НПФ, ставшие участниками системы гарантирования вкладов, будут обязаны вносить определенные гарантийные взносы в ФГПН. Регулятором этого фонда назначена государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов (АСВ). При наступлении страхового случая – невозможности отвечать по своим обязательствам (отзыва лицензии, банкротства), недостающие средства будут восполняться из гарантийного фонда.

Участником системы гарантирования становится и Пенсионный фонд. При аннулировании деятельности НПФ-участника системы, пенсионные средства застрахованных лиц будут переведены из гарантийного фонда на счет застрахованного лица в ПФР.

Важно: законом №422-ФЗ устанавливаются гарантии только по обязательному пенсионному страхованию (по негосударственному пенсионному обеспечению планируется отдельный правовой акт)!

Изменение условий для вкладчиков-участников НПФ

Закон ввел существенные ограничения, касающиеся правил перевода средств из одного фонда в другой, и в отношении застрахованных лиц.

Так, полные гарантии сохранности пенсионных накоплений и полученного дохода будут только у тех, кто меняет фонд не реже 1 раза в пять лет. В случае, если участник осуществляет переход до истечения пятилетнего периода — средства пенсионных накоплений будут переведены по номиналу поступления (без дохода за истекший в фонде период) и без возмещения, в случае отрицательной доходности.

Таким образом, всем кто будет хранить свои пенсионные накопления в НПФ — гарантируют при назначении пенсии сохранность пенсионных средств в размере, не меньше вложенного номинала(!).

Все вступившие в систему гарантирования фонды будут зарегистрированы в реестре АСВ, в противном случае на деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию будет наложен запрет Банка России.


У кого и на каких счетах формировались пенсионные накопления? Когда стало возможным забрать накопления, а так же в какой форме они могут быть выплачены – читайте здесь


ССГПС и СНИЛС – в чем отличия? Для чего нужно страховое пенсионное свидетельство, а также какие данные хранятся на индивидуальных лицевых счетах граждан?



Базовая, страховая и накопительная части пенсии – в чем основные отличия между ними? Как формируются пенсионные накопления, а также как и когда можно будет их получить - смотрите подробности здесь

Читайте также: