Пенсии будут получать не все рева

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом





Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%


Пенсионная реформа в Украине, запланированная на 2017 год, должна предусматривать норму о том, что украинцы, вышедших на пенсию, должны быть лишены права работать, передает Коррупция.Инфо.


Министр социальной политики Андрей Рева заявил: «Во всем мире действует правило — или пенсия, или зарплата. После проведения пенсионной реформы, когда пенсия станет достаточным, нужно установить правило — или ты работаешь, получаешь зарплату и выходишь на пенсию чуть позже, но пенсия у тебя будет больше. Или ты идешь сразу и получаешь пенсию, но не работаешь ».

При этом отвечая на вопрос о том, что из-за этого работодатели не будут официально оформлять работающих пенсионеров, Рева подчеркнул: «320 тыс. Грн штрафа. Пожалуста. Можно не оформлять ».


В погоне за стажем

Правительственная реформа предусматривает повышение необходимого страхового стажа для выхода на пенсию. Критики такого подхода называют это скрытым повышением пенсионного возраста, с которого неоднократно открещивался правительство.

Если реформу примут без изменений, уже с 2018 года отправиться на заслуженный отдых в 60 лет смогут только украинцы со страховым стажем в 25 лет. А до 2028 года — только с 35-летним стажем. Альтернативный вариант — докупить до двух лет стажа, заплатив ЕСВ за каждый месяц. Украинцы, которые не смогут заработать минимальный стаж, останутся без пенсий и будут получать социальную помощь.

Проблема в том, что соотношение работающих граждан к пенсионеров почти сравнялось. Несмотря на положительную тенденцию по сборам ЕСВ, "дыра" в Пенсионном фонде, по словам господина Гройсмана, все еще катастрофическая — 140 млрд грн, что составляет 40% от его потребностей. Несмотря на это Международный валютный фонд требовал повышения пенсионного возраста, но на такой непопулярный шаг Кабмин не решился, выбрав более мягкий вариант.


Повышение пенсий, но оговорками

Чтобы разбавить деготь медом, правительство делает усиленный медийный акцент на осовременивание пенсий. Для этого ранее назначенные пенсии пересчитают на основе единых правил с учетом средней зарплаты за последние три года — 3764 грн. По расчетам Кабмина, благодаря этому пяти миллионам украинский увеличат пенсии на сумму от 200 грн до 1 тыс грн.

Второй механизм повышения пенсий, прописан в законопроекте, — индексация, которую предлагают сделать ежегодной. Но не все так просто. Во-первых, правительство хочет ввести автоматическую индексацию только с 2021, очевидно надеясь на то время уменьшить дефицит ПФ. Кстати, Всемирный банк уже выразил обеспокоенность по этому поводу, призвав запустить ежегодной индексации с 2018-го. "Это важно для прозрачности и стабильности пенсионных выплат и во избежание уменьшения размеров пенсий", — отметила во время круглого стола в Киеве директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кахконен.

Во-вторых, правительство хочет снизить величину оценки одного года страхового стажа с 1,35 до 1%, что также скажется на размере пенсии. При расчетах каждый месяц страхового стажа умножается на данный коэффициент. То есть украинцы, которые выйдут на пенсию после 2018 года, будут получать несколько меньше, чем могли бы при сохранении текущего показателя.

Именно этот пункт вызвал чуть ли не самые жаркие споры в профильном комитете. Позиция Министерства соцполитики: при таком дефиците Пенсионного фонда без снижения коэффициента не обойтись. В результате комитет сдался, сославшись на "убедительные расчеты" правительства.


Нет — Спецпенсии и налогам

Правительство заложило в пенсионную реформу отмены налогообложения пенсий для работающих пенсионеров. Парламент ввел 15-процентный налог с подачи правительства Арсения Яценюка в 2015 году. Владимир Гройсман говорит, что это был вынужденный шаг, и больше в нем нет необходимости. Если законопроект примут, около полумиллиона Украинский уже осенью получат более высокую пенсию. Это один из немногих пунктов реформы, по которому в парламенте есть впечатляющая единодушие.

В то же время в рамках борьбы за "пенсионную справедливость" Кабмин хочет ликвидировать спецпенсии для госслужащих, прокуроров, судей и ученых. Единственное исключение — военнослужащие.

Также планируется лишить работников здравоохранения, образования и других категорий права на назначение пенсии за выслугу лет. Как и повышение минимального страхового стажа, это способ уменьшить количество пенсионеров и соответственно — дефицит ПФ.

Накопительная система: скоро или не очень?

Сначала правительственный законопроект не предусматривал введение накопительной системы. В Минсоцполитики ссылались на "объективную оценку экономической ситуации" и осторожно обещали подумать об этом позже, в 2021 году. Но битву за накопительную систему выиграли нардепы — комитет одобрил поправку о запуске второго уровня пенсионной системы с 2019 года. Правительство было вынуждено отступить, потому что рисковал потерять поддержку части нардепов, в том числе с БПП. Правда, переживет поправка испытания сессионным залом — еще вопрос.


Пасьянс по голосам

Премьер-министр Владимир Гройсман надеется, что Верховная Рада примет законопроект во втором чтении уже 19-21 сентября, а в целом — 3-5 октября. В Блоке Петра Порошенко в беседе с "Обозреватель" делали более осторожные прогнозы, но в целом во фракции также считают, что запуск пенсионной реформы состоится в следующем месяце.

В начале сентября профильный комитет проработал все 2144 поправки к законопроекту и вышел на согласованный вариант. По крайней мере, так говорят в правительстве. А вот некоторые нардепы уже заявили о желании поставить на обсуждение в парламенте десятки своих поправок.


Предварительно пенсионная реформа может рассчитывать на поддержку БПП, "Народного фронта", "Воля народа", возможно, "Возрождение", а также около 20 внефракционных нардепов. С другими фракциями сложнее: "Оппозиционный блок" голосовать не будет точно, Радикальная партия, скорее всего, тоже. "Батькивщина" и "Самопомощь" жестко критикуют законопроект, хотя в первом чтении дали голоса в поддержку. Но с точки зрения политической логики, этим фракциям невыгодно способствовать успеху правительства.

По-прежнему поступают вопросы и претензии со стороны пенсионеров. Ведь несмотря на то что с 1 января 2019 года произошла индексация пенсий неработающим пенсионерам на 7,05 процента, оказывается, многие граждане ее не увидели. Размер их пенсии никак не увеличился, остался прежним.

Такие жалобы поступают и в Пенсионный фонд. Ситуация усугубляется тем, что официально власти завуалировали индексацию в своих выступлениях, говоря именно о прибавке к пенсии в 1000 рублей и лишь расплывчато поясняя, что тысяча рублей – это средний показатель индексации.

Рассмотрим подробнее, почему в январе 2019 года многие пенсионеры не заметили разницы в сумме своей пенсии.

Индексация пенсий с 2019 года

Как мы уже слышали, с 1 января 2019 года неработающие пенсионеры должны были получить повышенную пенсию, благодаря индексации в 7,05 процента. Речь идет о страховой пенсии. Данное повышение власти связывали с реализацией пенсионной реформы, говоря о том, что повышение пенсионного возраста позволит в будущем увеличить размер пенсии.

Все слышали по телевизору информацию о повышении пенсии на 1000 рублей, но что означает эта тысяча, нам особо не рассказывали.

Однако, 1000 рублей оказалась весьма условной. Это средний показатель, и далеко не все получат именно эту тысячу. По расчетам, чтобы реально получить прибавку в 1000 рублей, нужно получать пенсию не менее 14 000 рублей , для регионов такая пенсия является большой редкостью. В среднем «доплата» составляет 500-600 рублей, но многие не увидели даже такого увеличения.

Почему многие пенсионеры остались без прибавки?

А теперь к сути: почему так получилось, что многие пенсионеры не получили никакой прибавки к пенсии в 2019 году.

Дело в том, что, если пенсия очень мала и ее размер ниже прожиточного минимума, то из бюджета полагается социальная доплата до установленного в регионе размера прожиточного минимума.

При увеличении размера пенсии стоит учесть, что индексируется сама страховая пенсия, но никак не социальная доплата до уровня прожиточного минимума. Таким образом, пенсия становится действительно выше, однако, если она в случае индексации по-прежнему не дотягивает до уровня прожиточного минимума, то пенсионеру, как и раньше, полагается социальная доплата, размер который уменьшится. В результате этого пенсия становится снова равной размеру прожиточного минимума.

Например, размер пенсии составляет 7500 рублей, а прожиточный минимум 8800 рублей. В данном случае пенсионеру полагается социальная доплата в размере 1300 рублей, чтобы пенсия достигла уровня прожиточного минимума.

Теперь рассчитаем индексацию:
7500 х 7,05% = 529 рублей.

Таким образом, доплата в результате индексации составляет 529 рублей. Теперь размер страховой пенсии будет составлять: 7500+529= 8029 рублей . Такой пенсия стала после индексации. Т.е. пенсия увеличилась, однако этот размер опять же оказался ниже размера прожиточного минимума, в связи с чем гражданину полагается социальная доплата.

Однако размер социальной доплаты будет теперь ниже: 8800 — 8029 = 771 рубль . Т.е. вместо 1300 рублей, социальная доплата уменьшилась до 771 рубля.

Как видно из расчетов, в обоих случаях пенсия осталась на одном уровне – уровне прожиточного минимума, т.е. 8800 рублей. Для пенсионера индексация никакой роли не сыграла, поскольку фактический размер его пенсии не изменился.

Резюме

Такая ситуация больше похожа на обман. Ведь пенсионеров, получающих пенсию ниже прожиточного минимума, достаточно много. А информация о том, что в таких случаях роста пенсии по факту не будет, нигде не фигурировала, в СМИ об этом не было ни слова. Поэтому, не увидев изменений в размере своей пенсии, многие пенсионеры были неприятно удивлены. А таких пенсионеров, которые получают низкие пенсии из-за непродуманных пенсионных реформ в 2000-х годах, – более 6 миллионов в нашей стране.

Делитесь своим мнением в комментариях, оценивайте публикацию, подписывайтесь на канал и берегите себя.


Киев, 20 октября.

Карты раскрыты: с трибуны Верховной Рады министр социальной политики Андрей Рева рассказал, чего ожидать украинцам от пенсионной реформы. Сегодня во время часа вопросов к правительству в парламенте Андрей Рева раскрыл все нюансы пенсионной реформы, принятой во втором чтении и в целом Верховной Радой.

В октябре на пенсии дополнительно выделили более 6 млрд гривен

По словам Ревы, в октябре на повышение пенсий было направлено 6 млрд 400 млн гривен дополнительных расходов.

"Дополнительные расходы в октябре были направлены на повышение пенсий в размере 6 млрд 400 млн гривен. Выплата повышенных пенсий проводится с 11 октября. То есть с 11 октября каждый пенсионер получит новый размер пенсии", – сказал он.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы ВКонтакте и Facebook.

По словам министра, повышение пенсий украинцам не имеет инфляционного характера, так как средства на это поступили из экономики.

"Повышение пенсий, которое мы совершили, не имеет инфляционного характера. Мы не печатали средства, не брали ссуды у международных финансовых институтов, не увеличивали дотацию из государственного бюджета. Эти средства поступили из экономики. Они не имеют инфляционный характер и, значит, не должны привести к всплескам инфляции и повышению цен", - подчеркнул Рева.

Как будут получать пенсии "теневики" и трудовые мигранты

Пенсионная реформа предусматривает возможность людям, занятым в теневом секторе, и тем, кто работает за рубежом, принять участие в пенсионной системе и выплачивать страховые взносы.


"Если человек не работал или работал на себя и не уплачивал страховые взносы, он не будет получать пенсию за счет других и выйдет на пенсию позже. Мы сохранили право на пенсию при наличии минимального страхового стажа для всех на уровне 15 лет после достижения 65 лет. Это вводится для создания условий, при которых лицам, которые работают в теневом секторе, неформальной занятости, работающих за рубежом, предусмотрены все возможности для добровольного участия в пенсионной системе и выплате страховых взносов. Предусматривается также возможность единовременной уплаты всех взносов. Данная норма о возмещении уже сейчас предусмотрена в законе. Поскольку он вступает в силу с 1 января, коэффициент 2 будет применяться только с 1 января 2018 года. Те, кто хочет компенсировать стаж сейчас, могут это сделать с коэффициентом 1. У вас еще есть 2,5 месяца, чтобы компенсировать тот стаж, которого у вас нет", - сказал он.

Правительство готовит перерасчет пенсий военным и силовикам

Как отметил министр, военным и силовикам пересчитают пенсии после того, как Верховная Рада примет соответствующий правительственный законопроект.

"Сейчас готовится и скоро будет подан в Раду законопроект о пересчете пенсий военным и работникам силовых структур – для них отдельный закон. Мы должны его принять (законопроект). Таких людей у нас 554 тысячи, и им тоже с 2012 года не пересматривались пенсии, поэтому существует огромный разрыв в пенсионном обеспечении", - сказал Рева.

В свою очередь нельзя не отметить, что по мнению многих экспертов, пенсионная реформа просто добьет украинцев, ведь суть ее состоит в одной фразе: "Хочешь помочь государству – умри до пенсии".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы ВКонтакте и Facebook.


Фото: Александр Чекменёв

Андрей Рева рассказал о необходимости увеличения страхового стажа, шансах принятия пенсионной реформы и о том, почему он не будет извиняться за своё заявление, что украинцы много едят

Должность министра социальной политики Андрею Реве досталась в апреле прошлого года. Региональный чиновник сразу пересел в кресло министра самого богатого ведомства страны. До этого он больше 10 лет проработал заместителем мэра по вопросам медицины и социальной сферы в Виннице — президентской и премьерской вотчине. В интервью Фокусу приоритетным направлением своей деятельности министр называет пенсионную реформу, обещая с 2018 года значительно улучшить уровень жизни пенсионеров. Однако широкую огласку его имя получило не в контексте повышения пенсий или минимальных зарплат, а после его заявления одному из телеканалов о том, что украинцы много едят. "Учитывая, что цены в Германии и Украине на еду примерно одинаковые, немцы едят меньше, потому что у них культура. Поэтому, конечно, на питание они тратят меньше, в отличие от наших людей", — сказал Рева в интервью. Медиа и соцсети резко раскритиковали министра и высмеяли его за это высказывание. Сам он извиняться за свои слова не хочет, потому что не видит в них ничего обидного. Мол, за него всё скажут успешные результаты его деятельности.

КТО ОН

Министр социальной политики Украины

ПОЧЕМУ ОН

Возглавляет самое богатое министерство, ответственен за реализацию пенсионной и трудовой реформы

Недавно разгорелся скандал по поводу вашего заявления о том, что украинцы много едят. Прокомментируйте.

— Я бы посоветовал всем не комментировать моё якобы заявление, а просто посмотреть видео. Мне кажется, что люди, которые его обсуждают, не совсем объективно освещают событие.

Почему вы как министр никак не отреагировали на реакцию людей?

— Меня учили никогда и ничего не объяснять из того, что сказал. Умные всё сразу поняли, глупые всё равно ничего не поймут. Когда ко мне обращаются за комментарием по этому поводу, я советую посмотреть видео, а потом сравнить с тем, что говорят. Тогда вы поймёте, кто порядочный человек, а кто пытается исказить и переписать мои слова.

Для ваших зарубежных коллег объяснять свои заявления и приносить извинения — нормальная практика. Почему вы так не делаете?

— Они приносят извинения только тогда, когда сказали что-то не то. Если вы на видео увидите, что я кого-то в чём-то упрекаю или что-то советую, я готов извиниться. Мы живём в эпоху гибридной войны, которая ведётся не только оружием, но и словом. Вспомните фейки российской пропаганды про распятого мальчика, хунту, бандеровцев, поедание снегирей. Кто распространил фейк про меня? Это сделал человек, который находится за поребриком. Это не единственная подобная провокация. Как только в Белом доме начинают обсуждать возможность предоставления нашей стране оружия, в New York Times появляется статья, что Украина, оказывается, может быть причастна к продаже на чёрном рынке ракетных двигателей Северной Корее. Поставьте себя на место американского конгрессмена: захотите ли вы давать этой стране деньги? Идёт кампания по дискредитации Украины, правительства, отдельных его членов.

Возможно, это ещё один повод активней общаться с людьми и объя­снять им свою позицию. У народа вы ассоциируетесь с министром, который говорит, что украинцы много едят. Вас это устраивает?

— Я тоже вижу всю ситуацию, читаю разные комментарии. Очень рад, что в нашей стране много умных людей. Есть те, которые, несмотря на провокации, сохраняют объективность и пишут правду. С каким заявлением мне выйти? Считаю, что недостойно оправдываться за то, чего ты не делал.



Жить станет лучше

В проекте пенсионной реформы, который депутаты приняли в первом чтении, пенсионный возраст, как и обещали, поднимать не будут, однако увеличится страховой стаж. Фактически это и есть повышение пенсионного возраста. Почему вы поддерживаете данную инициативу?

— Потому что сегодня вы должны платить единый социальный взнос (ЕСВ) на протяжении 15 лет для того, чтобы в будущем получать пенсию. Скажите, если у человека есть вариант платить 15 лет, чтобы получать пенсию в 60 лет, какова его заинтересованность в том, чтобы платить ЕСВ 35 лет? Мы предлагаем тем, у кого полный страховой стаж 35 лет, выходить на пенсию в 60 лет. А те, кто платил по минимуму 15 лет, пусть идут в 65. Мы просто уменьшаем сроки выплаты их пенсий. Это не то же самое, что поднятие пенсионного возраста. Давайте сравним: вы работаете 35 лет, я — 15. Нам с вами говорят: идёте на пенсию в 65 лет. Кто от этого пострадал? Но если вы с 35-летним стажем пойдёте в 60 лет, а я со своими 15 годами — в 65, тогда всё будет по справедливости. И самое главное — те, кто захотят выйти на пенсию в 60 лет, будут стремиться к тому, чтобы их страховой стаж был как можно больше.

Если только человек не работает в теневом секторе экономики.

— А вы поставьте себя на место того, кто работает в теневом секторе. Не он же платит ЕСВ, а работодатель. Последний говорит своему работнику: "Иван, у тебя уже 15 лет страхового стажа есть? Дальше я буду тебе платить 10 тыс. грн в конверте. Пенсия же у тебя всё равно будет". В таком треугольнике пенсионеры лишние. А теперь, когда для выхода на пенсию нужно будет 35 лет страхового стажа, работник начнёт понимать, что, получая 10 тыс. грн в конверте, ему придётся работать дополнительные 5 лет, чтобы выйти на пенсию. При таком раскладе он говорит: "Пётр Иванович, 10 тыс. на руки — это, конечно, хорошо, но лучше продолжайте платить за меня 704 грн ЕСВ". А если Пётр Иванович откажется, то Иван запросто напишет жалобу в государственную службу труда. На предприятие придут наши инспекторы и выяснят ещё, что Иван, оказывается, не официально трудоустроен. И тогда Пётр Иванович заплатит штраф в 96 тыс. грн. Согласитесь, что любому работодателю спокойней просто платить 704 грн, чем влипнуть на 96 тыс. грн. Так возникает заинтересованность у тех, кто работает в тени, выйти оттуда.

Как людям, работающим за границей, заработать страховой стаж?

141 млрд грн тратят из госбюджета для выплаты пенсий украинцам

— Те, кто официально работают за границей, застрахованы и зарабатывают на пенсию там. Возможности получать в будущем пенсию в Украине эти люди не лишены. Если они хотят зарабатывать страховой стаж в Украине, для них существует принцип добровольного страхования: они могут платить ежемесячно 704 грн и зарабатывать страховой стаж у нас.

Пока в проекте реформы ничего не говорится о внедрении накопительного уровня пенсионной системы. Почему?

— Это уже совсем другое. Сегодня в стране 12 млн пенсионеров. Наш приоритет — решить проблемы этих людей, потому что иначе мы не сможем стимулировать молодёжь работать.

Почему нельзя одновременно менять уровень жизни нынешних пенсионеров и закладывать фундамент в создание новой пенсионной системы?

— Мы полгода активно работаем над тем, чтобы депутаты приняли закон о солидарной системе. Посмотрите, сколько у нас с этим проблем и сколько шума. К этому добавьте дискуссию по накопительной системе. В итоге у нас не будет вообще никакого результата. Не нужно усложнять задачу, мы предлагаем всё решить поэтапно. Кстати, у нас есть договорённость с депутатским корпусом о том, что сейчас проведём эту реформу. Второй шаг — пенсионное обеспечение военнослужащих. Это нужно принять до конца года. Следующий этап — рассмотрение законопроектов о накопительной системе.

Когда проект пенсионной реформы принимали в первом чтении, многие депутаты сказали, что во втором чтении не поддержат законопроект, если он будет в том виде, в каком был. Как вы оцениваете шансы принятия реформы этой осенью?

— Как показывает практика, депутаты умеют консолидироваться во время принятия важных решений и даже изменять Конституцию, когда это нужно. Очень верю, что парламентарии настроены на пенсионную реформу и мы найдём консенсус. Будем вести отдельные разговоры со всеми фракциями, даже с теми, кто не голосовал за реформу в первом чтении. Есть базовые элементы реформы, которые ни при каких условиях пересматривать не станем. Это, конечно же, повышение страхового стажа с 1 января 2018 года, снижение коэффициента страхового стажа и отмена возможности для досрочного выхода на пенсию. Это три базовых кита, без них реформа теряет смысл. Сейчас в парламентском профильном комитете работают более чем над 2 тыс. поправок. Есть много интересных предложений от депутатов.



Андрей Рева: "Меня учили никогда и ничего не объяснять из того, что сказал. Умные всё сразу поняли, глупые всё равно ничего не поймут"

Выйти из тени

Объясните, как Украине наполнять Пенсионный фонд в условиях старения населения?

— Мы должны понимать разницу между той же Германией и Украиной. В Германии низкая рождаемость, но хорошая медицина — это способствует тому, что люди живут долго. Из-за того что продолжительность жизни больше, количество пенсионеров увеличивается, а из-за низкой рождаемости работающих людей становится меньше. Выхода из этой ситуации два: или поднять платежи тем, кто работает, или сократить выплаты для пенсионеров. Немцы пошли по второму пути: увеличили пенсионный возраст.

Сегодня в Украине 12 млн пенсионеров, средний размер пенсий чуть больше 1800 грн в месяц. Есть 10,5 млн человек, которые сами платят взносы в пенсионную систему, ещё за 1,5 млн взносы платит государство. Получается, что 12 млн людей, которые платят ЕСВ, содержат 12 млн пенсионеров. Это притом, что у нас 26 млн граждан работоспособного возраста. Работающие люди платят в Пенсионный фонд дважды: сначала ЕСВ, зарабатывая пенсионный стаж, а потом из налогов, которые взимаются с их зарплаты. В идеале эти деньги должны идти на оборону, ремонт дорог, школ и больниц. А мы просто забираем 141 млрд грн из бюджета, чтобы заплатить людям пожилого возраста мизерную пенсию. Благо возможность увеличить количество тех, кто платит ЕСВ, у нас, в отличие от немцев, есть. Если мы сейчас вытащим из тени хотя бы половину работающих, будет совершенно другая картинка пенсионной системы.

Какой процент зарплат всё ещё остаётся в тени?

— В прошлом году, по данным нашего Института демографии, примерно 40% украинцев работали в тени. С начала года, после того как мы начали проводить детенизацию, уровень теневой экономики уменьшился на 5%. Получается, 35% экономики всё ещё остаётся в тени.

Согласитесь, не очень существенная разница.

— Давайте посчитаем. В прошлом году у нас весь фонд оплаты труда был 584 мрлд грн. Мы планировали, что в 2017-м этот фонд будет составлять 666 млрд — на 82 млрд больше прошлогоднего показателя. Сейчас у нас в конце года — 796 млрд грн, плюс 130 млрд грн. Это не абстрактные цифры, а те, которые попадут в бюджет. И таков результат только от 5% выведения из тени. Представьте, какие колоссальные суммы будут, если вывести всю экономику из тени.



Ещё чуть-чуть подождать

Трудовой кодекс в первом чтении приняли в марте. Ко второму чтению обновлённый проект не дошёл. Что тормозит реформу трудового законодательства?

— Этим занимается профильный парламентский комитет. Там есть много замечаний от Международной организации труда. Людмила Денисова готовит его ко второму чтению, если всё будет хорошо, надеюсь, к концу года мы его примем.

МВФ был против уменьшения ЕСВ до 26%, однако депутаты всё равно его снизили до 22%. Как снижение ЕСВ повлияло на Пенсионный фонд?

— Плохо повлияло, потому что на 40% уменьшились поступления в ПФ. Представьте себе, вы работаете, за вас ваш работодатель платит условно 1000 грн, а с 1 января он будет перечислять только 600 грн. Получается, Пенсионный фонд только с одного сотрудника недополучил 400 грн. Если у нас до 1 января 2016 года был дефицит 80 млрд грн, то в 2016-м он составил 145 млрд грн. Мы надеялись, что эти деньги отдадут работодателям, чтобы они подняли людям зарплату. К сожалению, этого не произошло. Поэтому мы сами подняли минимальную зарплату. Как результат, средняя зарплата в стране за первое полугодие 2017 года выросла на 37%, а накопления в ПФ перевыполнили план на 12 млрд. Сейчас мы уже видим динамику роста поступлений в Пенсионный фонд.

По вашим словам, вы сейчас делаете всё, чтобы улучшить жизнь пенсионеров, а на деле она только ухудшается.

— Дело в том, что инфляция в первом полугодии была 8,5%, с 1 мая на 5% возросли социальные стандарты для пенсионеров. С 1 декабря они должны вырасти ещё на 5%. Даже если не проводить пенсионную реформу, инфляция и доходы будут примерно одинаковые. Но наша задача в том, чтобы значительно улучшить уровень жизни пенсионеров, значит, нам нужны более радикальные действия.

О самых уязвимых

На оккупированных территориях есть люди, которые уже более трёх лет не получают пенсий и соц­выплат. Эти пенсионеры подают иски в суды. После возвращения Украиной своих территории готов ли Пенсионный фонд расплатиться с этими людьми?

12 млн пенсионеров насчитывается в Украине

— Государство выполнит все обязательства в отношении этих граждан в полном объёме. Сейчас на оккупированных территориях государство не может гарантировать право на жизнь, потому что там не работают наши правоохранители. Естественно, социальные права граждан нарушаются. Единственное, что мы можем предложить им, это переехать на контролируемую Украиной территорию.

Не у всех есть возможность это сделать.

— Но платить на тех территориях нет возможности у нас. Если они хотят получать пенсии в Украине, им нужно переехать на контролируемые территории, получить статус внутренне перемещённых лиц и получать выплаты по упрощённой системе.

По данным ЮНИСЕФ, в Украине около 600 тыс. детей пострадали в результате военных действий. Треть из них нуждается в психологической поддержке. Сколько детей уже получили специальный статус и психологическую помощь?

— Есть постановление Кабмина, которое регламентирует статус ребёнка, пострадавшего от разных видов насилия. Общественные организации критиковали постановление, потому что оно гласит: есть только один путь установления факта насилия — уголовный. Но согласитесь, что любое насилие над ребёнком — это преступление.

Общественные организации просят нас пересмотреть решение, чтобы насилие устанавливалось не только в контексте уголовного права. Мы работаем над новым постановлением, в котором предусмотрим разные способы определения факта насилия.

Читайте также: