Пенсионные накопления году для силовых структур

Введение

В Правительстве Российской Федерации уже давно обсуждают вопрос повышения выслуги лет с показателя 20 до 25 лет для военнослужащих, сотрудников ФСИН и системы МВД. Но если до 2018 года эти вопросы были ничем иным, как предположением, то в июне начались существенные сподвижки. 14 июня 2018 года произошло повышение пенсионного возраста для гражданских лиц Российской Федерации. В свете этого остро встал вопрос о повышении выслуги и для военнослужащих. Законопроект уже подготовлен, разработан, но пока ещё не опубликован и не вступил в законную силу. Чего стоит ждать военнослужащим в будущем?

Последние новости о пенсионной реформе военнослужащих

На 2018 год на различных форумах ведется обсуждение грядущей реформы в военной сфере. Чтобы как-то подготовить граждан к такому повороту событий, Владимир Путин заявил, что в ближайшее время рост военных пенсий вырастет на 6%.

Уже с 1 января 2019 года Правительство Российской Федерации обещает, что приступит к реализации масштабной пенсионной реформы, которая затронет все слои населения и сферы деятельности. Планируется скорректировать условия, при которых возможен выход на пенсию, а также будет повышен пенсионный возраст для получения страховой пенсии по факту достижения определенного возраста.

При этом, под вопросом остается возможность внесения изменений в условия начисления пенсий силовикам. Правительство никак не комментирует будущие поправки. Но есть вероятность, что они будут внесены в скором времени.

Представители Государственной Думы сообщают, что выслуга лет для военных и силовиков будет увеличена, но немного позже, чтобы не создавать путаницу среди граждан.

В виду этого пока что неизвестно, как и каким образом будет проведена корректировка военных пенсий, увеличится ли срок выслуги лет, а главное, насколько. Также, не было представлено никаких официальных документов в публикацию. Но власти не отрицают, что изменения в вопросах пенсионного обеспечения для силовиков всё-таки будут проведены, это лишь вопрос времени.

Планируется увеличить надбавку к окладу на денежное содержание. Она будет существенно отличаться от ранее заявленных показателей.

  • 1 года. Надбавка по действующему закону 0%. В соответствии с законопроектом 5%;
  • 2 лет. Надбавка по действующему закону 0%. По законопроекту 10%;
  • 5 лет. По действующему законопроекту 10%. По новому 25;
  • 10 лет. По действующему закону 15%. Поновому 40%;
  • 15 лет. 20% по действующему закону. 45% по новому;
  • 20 лет. 25 % по действующему закону, 50% по новому;
  • 22 года. 30% по старому закону, 55% по-новому;
  • 25 лет. 30% по старому закону, 65% по новому;
  • 26 лет и старше. 40% по действующему, 70% по новому.

В рамках нового законодательства планируется увеличивать сумму денежного довольствия. Ее величина повысится с 50 до 65%.

Военнослужащему, который имеет выслугу больше 25 лет, будет предлагаться выплачивать надбавку в размере 25% от пенсии, которую он смог бы получать в ситуации, если бы уволился с военной службы. За каждый год величина надбавки увеличивается ровно на 3% . Но выход на пенсию будет означать полный перерасчёт итоговой суммы заработка.

Одновременно, право выхода на военную пенсию по факту выслуги 20 лет за гражданами сохраняется. Однако, возможно только в ряде отдельных случаев.

К сожалению, на данный момент в открытом доступе нет публикации текста законопроекта для ознакомления. Прочитать основные постулаты закона и его тезисы можно только через анализ СМИ в неофициальных источниках. Здесь цитируются отдельные положения закона, также обсуждаются основные идеи нового акта. На данный момент не существует официальной информации по поводу точного содержания законопроекта, который будет принят окончательно.

Депутаты и эксперты о повышении срока выслуги для военнослужащих

Дмитрий Травин, эксперт-экономист:

“Считаю, что повышать пенсионный возраст силовиков нет необходимости. Для того, чтобы перераспределить все средства госбюджета, достаточно просто пересмотреть его приоритеты. Также отмечу, что дождаться необходимо реального повышения продолжительности жизни россиян, а потом уже принимать соответствующие реформы”.

Антон Силуанов, министр финансов:

“Стаж для получения права выхода на пенсию военнослужащими должен быть скорректирован. Такие проработки мы ведем и у нас есть в разработке один из элементов успешного функционирования пенсионной системы на территории России”.

Татьяна Голикова, вице-премьер:

“Если не принимать во внимание увеличение срока выслуги лет для военнослужащих, внутри государства могут разгореться конфликты по этому поводу. Повышение срока выслуги для военнослужащих также положительно скажется на бюджете в виду увеличения продолжительности жизни граждан России. Это необходимая мера, к которой мы готовились уже долгое время. Так, именно сейчас наступил тот момент, когда необходимость повышения пенсионного возраста стоит в приоритете”.

Специфичность нового законопроекта о повышении пенсионного возраста

Чем же будет примечателен данный законопроект?

На сегодняшний день установлено, что если военнослужащий имеет стаж 20 лет, то ему уже назначается пенсионное обеспечение, которое равно 50% от имеющегося денежного довольствия.

Каждый год с момента достижения 20 лет выслуги, ежегодная прибавка составит 3% к уже имеющейся сумме 50% довольствия . Но общая величина пособия не может превысить 85% от изначальной зарплаты военнослужащего.

Законопроект предлагает пересмотреть этот подход. Пенсионное обеспечение начнёт начисляться в момент, когда служебный стаж достигнет отметки 25 лет. Начислено будет не 50, а сразу 65%. Каждый год будет начисляться 3% пенсии, а максимальная сумма не должна превышать 95% от заработной платы военнослужащего.

Законопроект предлагает несколько вариантов увольнений из вооруженных сил по одному из льготных оснований:

  • Достижение установленного законом возраста, после которого невозможно находиться на службе в вооруженных силах.
  • В связи с проведением организационно-штатных мероприятий и последующим сокращением.
  • Заболевание или тяжелое состояние здоровья, которые не предусматривает нахождения в рядах вооруженных сил и подтверждено врачебной комиссией.

В такой ситуации, в соответствии с проектом закона, будет предусмотрено назначение пенсионного обеспечения за выслугу, величина которого будет равна 50% от получаемых финансовых средств при условии, что у военнослужащего будет иметься как минимум 20 лет стажа.

Каждый год ему будет прибавляться 3%, но, сумма получаемого довольствия не может превысить 95%.

Специфичность закона состоит в том, что он был принят с целью устранить несправедливо установленный высокий пенсионный возраст для простых граждан страны, не привлеченных к военной службе. Именно поэтому военным также был увеличен срок до 25 лет.

Сам законопроект разрабатывало Главное управление кадров Вооруженных Сил.

Совсем недавно стало известно, что данный нормативный правовой акт уже был подписан Президентом Российской Федерации и должен вступить в силу в 2019 году.

Принятие закона об увеличении выслуги лет военнослужащим

На сегодняшний день в официальных источниках нет указаний, когда будет принят закон, и когда начнет действовать упоминание о новой выслуге лет. Не определён процесс, который будет подразумевать переходный этап, что должен продлиться до 2023 года.

Граждане, на которых будет распространяться действие нового нормативно-правового акта, могут идти на пенсию даже при наличии служебного стажа, равного 20 годам, но при наличии специальных условий, которые будут действовать до 2023 года.

Многие СМИ утверждают, что согласование проекта было завершено в положительную сторону. Решение по вопросу увеличения выслуги уже принято, а вступление в силу законодательного акта — это лишь вопрос времени.

Принятие проекта было запланировано на сентябрь 2018 года. Но в связи со сложными вопросами проведения пенсионной реформы для гражданских лиц, законопроект для военнослужащих был отложен в долгий ящик.

Социологические опросы показывают, что около 80% опрошенных людей не поддерживают увеличение служебного стажа для силовиков. Поэтому почву нужно хорошо подготовить прежде, чем инициировать подобные изменения.

Принцип расчета военных пенсий

В соответствии с законопроектом, принцип расчета военной пенсии не изменится. Изменятся лишь показатели, которые будут участвовать в вычислении итоговой суммы.

Принцип расчёт очень простой. Нужно взять общее значение ЕДДВ, куда помимо официальной заработной платы входят ещё и все надбавки. При помощи данной величины и характерного пенсионного коэффициента можно узнать примерный размер пенсии, который затем должен быть сопоставлен понижающим коэффициентом.

Примерная сумма и будет выплачена военнослужащему.

При расчёте пенсии учитываются следующие показатели:

  • Оклад за присвоенное звание.
  • Оклад с соответствующей занимаемой должности.
  • Надбавки, в сумме не больше 40% от ЕДДВ.

Формула выглядит следующим образом.

ЕДДВ * (50%+% за выслугу)*понижающий коэффициент = размер пенсии.

Пока смутно понятно, как будет осуществляться расчёт военной пенсии с 2019 года. Ведь далеко не все положения нового законопроекта будут приняты сразу,а значит, система расчёта тоже должна несколько видоизмениться.

Планируется, что первое время военнослужащие смогут рассчитывать примерную пенсию при помощи специальных онлайн-калькуляторов. Уже позже, появится общепринятая формула.

Рассмотрим, как рассчитывается выплата для военнослужащих в 2018 году. Правила вычисления регламентированы Федеральным законом “О пенсионном обеспечении лиц на военной службе” 4469-1.

Пример: Одинцов А. В. был уволен из армии, имея звание капитана. Причиной увольнения стало окончания контракта. Одинцов находится в возрасте 44 года. Его стаж составляет 24 года и 6 месяцев. Это подтверждает срок выслуги. В результате этого начисляться выплата будет следующим образом:

пенсия = 50% денежного довольствия + 3% денежного довольствия * количество полных лет, которые были отработаны свыше 20 = 50% ДД + 12% ДД = 62% от денежного довольствия, которое гражданин Одинцов получал в звании капитана.

Каждый год это довольствие будет соразмерно увеличивается на 3%.

Совсем другой расчёт предполагается в случае, если гражданин находился на военной службе меньше 20 лет.

Пример. Майор полиции Жуков находился на службе 13 лет 10 месяцев. Значит:

пенсия = 50% денежного довольствия * на 1% довольствия * стаж 4 года = гражданин Жуков может рассчитывать на 54% от денежного довольствия.

Отмена понижающего коэффициента для военных пенсионеров

Закон обещает рассмотреть требования по отмене понижающего коэффициента. Не раз вопрос введения понижающего коэффициента проверялся на законность в Конституционном Суде. Однако, нарушений конституционных прав военнослужащих не было выявлено.

На сегодняшний день величина понижающего коэффициента равна 72, 23% денежного довольствия.

Показатель коэффициента не изменился с 2017 года. После вступления законопроекта в законную силу, понижающий коэффициент обещают либо заморозить, либо незначительно увеличить. Однако, также есть вероятность того, что при обсуждении перспективы понижающего коэффициента, будет решено от него отказаться совсем. Однако, до 2023 года говорить об этом нововведении пока не имеет смысла.

Что будет с пенсией военных в 2019 году?

В 2019 году планируется, что заработает реформа, которая коснется и нововведения в вопросах пенсий военнослужащих. Планируется, что изменения будут достаточно противоречивыми, но необходимыми.

Выслуга лет увеличится с 20 до 25 лет . Это нововведение уже утверждено на официальном уровне. Такая реформа позволит избежать неравенства в стране и уравняет гражданских пенсионеров с военнослужащими.

Возможно, будет отменён мораторий, установленный в 2018 году на изменение понижающего коэффициента.

Можно ожидать и проведения индексации. Если верить официальным заявлениям Министерства Обороны, отставники могут рассчитывать на двухэтапное повышение социальных выплат.

  • Первый этап начнется 1 октября в 2019 году.
  • Второй этап ровно через год, в 2020 году.

Но значение понижающего коэффициента должно остаться на прежнем уровне, а также соответствовать актуальным зарплатам военнослужащих.

В целях проведения реформы в государственном бюджете уже был заморожен 41 млрд руб. Благодаря этим средствам Правительство планирует осуществлять поддержку военных пенсионеров, а также сглазить процесс перехода в условиях инфляции.

Закон о повышении минимальной выслуги будет принят, но всё не произойдет в один день. Процесс перехода будет длится ровно 5 лет до 2023 года. За это время будут проведены работы финансово-экономического и социального характера, которые помогут гражданам адаптироваться под новые условия.

Истинной причиной повышения пенсионного возраста для военнослужащих, по мнению многих граждан, считается просто банальная уравниловка. В соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, военные приобретают право на пенсию через 20 лет с момента, как начали прохождение военной службы. То есть, многие граждане уже в 40 лет могут стать полноценными пенсионерами.

С этим не согласны многие граждане Российской Федерации и депутаты. Несмотря на сложные условия осуществления службы, наличие профессиональных деформаций и прочих решений во время службы родине, государство пошло на поводу большинства и решило, что пенсионная реформа коснется не только рядовых граждан Российской Федерации, но и военнослужащих.

В 2020 году стало известно о запланированной масштабной реформе вооруженных сил и силового блока, в частности МВД. С такими планами выступил Минфин России, который уже направил свои предложения в Минобороны, МВД, Совет безопасности РФ и ряд других ведомств. Предложенные изменения заключаются в оптимизации численности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также в корректировке условий их выхода на пенсию и порядка начисления военных пенсий.

Предложения Минфина по пенсионной реформе для военных и МВД

Минфин РФ предложил оптимизировать бюджет страны и сократить расходы на армию и силовые структуры. Часть предложений Министерства финансов касается выхода на пенсию военнослужащих и лиц, относящихся к приравненным категориям, а также порядка начисления пенсионных выплат. Это следующие изменения:

Увеличение выслуги лет до 25. Сейчас право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие и сотрудники силовых ведомств, отслужившие не менее 20 лет. Стоит отметить, что о планах повышения выслуги с 20 до 25 лет Минфин сообщал и ранее. В частности, такое заявление было озвучено в 2018 году, когда обсуждалось повышение пенсионного возраста для «гражданских» пенсионеров.

Исключение из выслуги периода обучения в училище и военном ВУЗе. Сейчас этот период входит в «стаж» военнослужащего. Соответственно, чтобы получить пенсию по выслуге после получения диплома требуется отслужить только 15 лет.

«Заморозка» понижающего коэффициента. По действующему законодательству при начислении военной пенсии учитывается не полная величина денежного довольствия, а только ее часть, ограниченная понижающим коэффициентом. Сейчас он составляет 0,7368, то есть при расчете пенсии учитывается 73,68% величины денежного довольствия. Этот коэффициент должен ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%-ной величины.

Однако Минфин предлагает ограничить максимальное значение понижающего коэффициента — не более 80%.

Отмена индексации военных пенсий на 2% сверх инфляции. Указом Президента № 604 от 07.05.2012 г. предусмотрено ежегодное повышение пенсий военнослужащим в соответствии с индексом, превышающим на 2% фактический уровень инфляции в стране.

Стоит отметить, что обеспечить такую индексацию удавалось далеко не всегда. Например, в 2020 году такого повышения не было, и в плане повышения пенсий на 2021 год такая прибавка не предусмотрена. И теперь Минфин предлагает вовсе исключить такую норму и повышать пенсии для военных только по инфляции.


Какие еще изменения предполагает реформа армии и силового блока

Реформа, предложенная Министерством финансов, содержит еще несколько важных изменений:

  1. Сокращение численности сотрудников органов внутренних дел на 10% за счет перевода части сотрудников на гражданскую службу. Это коснется кадровиков, юристов, финансистов, медработников, преподавателей и т.д.
  2. Передача полномочий по программе переселения соотечественников в Минтруд.
  3. Передача Минздраву контрольно-разрешительных функций в сфере легального оборота наркотиков.
  4. Оптимизация управленческого аппарата за счет установления баланса между количеством начальников и количеством подчиненных им сотрудников.
  5. Создание единого расчетного центра и единой системы материально-технического обеспечения.
  6. Создание единого правоохранительного органа, объединяющего функции ФСИН, ФССП и Государственной фельдъегерской службы (ГФС).
  7. Увеличение сроков носки вещевого имущества или его замена на денежную компенсацию.
  8. Обеспечение питанием контрактников только при полевых выходах или во время боевого дежурства.
  9. Увеличение срока службы, необходимого для открытия военного ипотечного счета. Сейчас его открывают сразу после окончания ВУЗа, а контрактникам — через три года. Минфин предлагает увеличить эти сроки до 5 лет для выпускников ВУЗов и до 8 лет для контрактников.

Стоит пояснить, что это пока только предложения Минфина, которые не оформлены в виде законопроекта и не внесены на рассмотрение в Госдуму. Содержание реформы обсуждается на уровне Министерств и ведомств. В частности, в МФД уже сообщили, что готовят отрицательный отзыв к проекту реформы. В ведомстве считают, что такие изменения приведут к росту коррупции, снижению качества работы и оттоку кадров.

В. Путин о предложениях Минфина

22 октября проходило заседание дискуссионного клуба «Валдай», в ходе которого Президента попросили прокомментировать предложенную Минфином реформу для военных, сотрудников МВД и других ведомств. Владимир Путин сообщил, что по данному вопросу никаких практических решений не планируется, и это лишь дискуссии внутри Правительства РФ.

Президент В. Путин

При этом Президент пояснил, что все изменения должны производиться с учетом реальной ситуации в экономике, реальных доходов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов.

Первая карта для пенсионеров силовых структур


Бесплатное снятие наличных в любом банкомате страны до 50 000 ₽ в месяц

Доход до 5% годовых на остаток

Оплата ЖКХ без комиссии

Возможность получить карту за 1 визит

0 ₽ годовое обслуживание

Мы рекомендуем

Подключите услугу SMS-информирования. Вы всегда будете знать сумму остатка на карте и контролировать ваши операции.

Выгодные ставки по вкладам и накопительным счетам до 5%

Возвращайте деньги за покупки у партнеров кэшбэк-сервиса платежной системы «Мир»

Льготные условия кредитования при зачислении при зачислении пенсии на счет Карты для пенсионеров силовых структур и ветеранов боевых действий

Удобное банковское обслуживание на каждый день

  • ПСБ входит в число банков, выплачивающих пенсии лицам, проходившим службу в силовых структурах.
  • Бесплатное и оперативное обслуживание: получение карты в день обращения, своевременное поступление пенсии на счет.
  • Переводы в другие банки по номеру телефона без комиссии до 100 000 ₽ в месяц
  • Бесплатный выпуск одной дополнительной карты.
  • Возможность бесконтактной оплаты и оплаты товаров и услуг через приложение Mir-pay.
  • Бесплатный и удобный интернет-банк и мобильный банк
  • Денежные средства на счете пенсионной карты застрахованы АСВ.

Как перевести пенсию в ПСБ

Закажите карту в офисе, на сайте или оставьте заявку по телефону 8 800 333-03-03

Получите вашу карту в офисе или с доставкой бесплатно

Подайте заявление о доставке пенсии в военкомате или пенсионном отделе силового ведомства

Пенсионную карту могут получить:

  • граждане, имеющие пенсионное удостоверение соответствующего силового ведомства;
  • граждане, имеющие удостоверение ветерана боевых действий;
  • военнослужащие в возрасте 35 лет и старше, предъявившие в офисе банка действующее удостоверение личности военнослужащего или служебное удостоверение иного силового ведомства.

Тарифы

Выдержка из тарифа и условий начисления «Кэшбэк»

Для получения пенсии на пенсионную карту необходимо: -->

  • Соблюдайте простые правила безопасности при использовании банковской карты:

—Запомните свой PIN-код или запишите его и храните в безопасном месте отдельно от карты. Никому не сообщайте свой PIN-код.

—Запомните свое кодовое слово и никому не сообщайте его. Кодовое слово необходимо называть при обслуживании в контакт-центре.

—Как можно скорее заблокируйте карту в случае потери, кражи или же при возникновении подозрений, что ею может воспользоваться кто-то, кроме вас. Для этого в своем мобильном телефоне запишите номер телефона круглосуточного контакт-центра банка, чтобы он всегда был у вас под рукой – 8 800 333 03 03.

—Следите за средствами на Вашей карте, подключив услугу СМС-информирования (стоимость услуги – 69 руб./мес.). Услугу СМС-информирования можно подключить при обращении в офис, по звонку в контакт-центр, самостоятельно в интернет-банке или банкомате ПСБ. Чтобы подключить услугу в банкомате просто вставьте вашу карту в банкомат, введите PIN-код, затем выберите последовательно пункты меню «SMS-информирование» и «Подключить», наберите номер своего мобильного телефона и нажмите «ОК».

—Если вы сомневаетесь в правомерности списания средств с карты, обратитесь в банк.

Часто задаваемые вопросы

Могу ли я получать пенсию на карту ПСБ?

Как мне узнать реквизиты моей карты?

Памятка с реквизитами выдается при получении пенсионной карты. Кроме того, реквизиты карты можно узнать в мобильном и интернет-банке.

Чтобы узнать реквизиты счета в интернет-банке, необходимо выбрать карту и в открывшемся окне нажать «Реквизиты счета».

Чтобы узнать реквизиты счета в мобильном банке, необходимо выбрать карту, нажать кнопку «Действия» (…), а после — реквизиты счета. Также вы можете запросить памятку в любом офисе ПСБ, предъявив свой паспорт.

Где я могу снять наличные с карты без комиссии?

Как я могу пополнить счет карты?

Как начисляется процент на остаток по карте?

Как мне начать получать кэшбэк по карте?

Как начисляется кэшбэк по карте?

Как мне воспользоваться кэшбэк баллами?

В прессе появилась новость о готовящейся масштабной реформе в 2021 году в вооруженных силах и в рядах МВД. Провокационный проект подготовил Минфин. Ведомство предлагает провести серьезное реформирование силового блока.

Тема нашей статьи последние новости на сегодня о новой пенсионной реформе в России для военнослужащих и МВД в 2021 году, условиях их выхода на пенсию и порядке начисления военных пенсий.

Пенсионная реформа, предложенная Минфином: как решили сэкономить на военных и полицейских

В октябре 2020 года стало известно о запланированной масштабной реформе вооруженных сил и силового блока, в частности МВД. С такими планами выступил Минфин России, который уже направил свои предложения в Минобороны, МВД, Совет безопасности РФ и ряд других ведомств. Предложенные изменения заключаются в оптимизации численности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также в корректировке условий их выхода на пенсию и порядка начисления военных пенсий.

Предложенные меры уже прокомментировали в Минобороны и МВД. Свое мнение озвучил и Президент Владимир Путин.

Предложения Минфина по пенсионной реформе для военных и МВД

Минфин РФ предложил оптимизировать бюджет страны и сократить расходы на армию и силовые структуры. Часть предложений Министерства финансов касается выхода на пенсию военнослужащих и лиц, относящихся к приравненным категориям, а также порядка начисления пенсионных выплат.

Это следующие изменения:

Увеличение выслуги лет до 25. Сейчас право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие и сотрудники силовых ведомств, отслужившие не менее 20 лет. Стоит отметить, что о планах повышения выслуги с 20 до 25 лет Минфин сообщал и ранее. В частности, такое заявление было озвучено в 2018 году, когда обсуждалось повышение пенсионного возраста для «гражданских» пенсионеров.

Исключение из выслуги периода обучения в училище и военном ВУЗе. Сейчас этот период входит в «стаж» военнослужащего. Соответственно, чтобы получить пенсию по выслуге после получения диплома требуется отслужить только 15 лет.

Получается, что из-за реализации двух этих предложений (увеличение выслуги и исключение из нее срока обучения) военнослужащий уйдет на пенсию на 10 лет позже, чем предусматривалось до проведения реформы.

«Заморозка» понижающего коэффициента. По действующему законодательству при начислении военной пенсии учитывается не полная величина денежного довольствия, а только ее часть, ограниченная понижающим коэффициентом. Сейчас он составляет 0,7368, то есть при расчете пенсии учитывается 73,68% величины денежного довольствия. Этот коэффициент должен ежегодно увеличиваться на 2%, пока не достигнет 100%-ной величины.

Однако Минфин предлагает ограничить максимальное значение понижающего коэффициента — не более 80%.

Отмена индексации военных пенсий на 2% сверх инфляции. Указом Президента № 604 от 07.05.2012 г. предусмотрено ежегодное повышение пенсий военнослужащим в соответствии с индексом, превышающим на 2% фактический уровень инфляции в стране.

Стоит отметить, что обеспечить такую индексацию удавалось далеко не всегда. Например, в 2020 году такого повышения не было, и в плане повышения пенсий на 2021 год такая прибавка не предусмотрена. И теперь Минфин предлагает вовсе исключить такую норму и повышать пенсии для военных только по инфляции.

Какие еще изменения предполагает реформа армии и силового блока

Реформа, предложенная Министерством финансов, содержит девять ключевых пунктов:

    1. Сокращение кадровой численности на 10%. Правда, само же министерство финансов оговаривается — сокращаться должны незанятые вакансии, а также нужно переводить на гражданскую службу сотрудников, которые не выполняют непосредственно правоохранительные функции.
    2. Передача части функций гражданским министерствам. Координировать программу переселения соотечественников может Минтруд. А контрольно-разрешительными функциями в сфере легального оборота наркотиков займётся Минздрав.
    3. Оптимизация управленческого аппарата. Соотношение количества начальников и подчинённых должно подчиняться принципу “ёлочки” — чем выше уровень, тем меньше сотрудников.
    4. Создание единого расчётного центра и единой системы материально-технического обеспечения. Тем самым Минфин рассчитывает децентрализовать финансово-хозяйственную деятельность МВД.
    5. Превратить МВД в единый орган охраны правопорядка. В полицию могут включить ФСИН, ГФС, ФССП, одновременно сократив общую численность.
    6. Увеличить сроки носки вещевого имущества.
    7. Ограничить максимальный размер денежного довольствия при назначении ведомственной пенсии. В данный момент коэффициент составляет 0,7368 и должен вырасти до 1,0. Минфин предлагает ограничиться значением 0,8.
    8. Отменить обязательную индексацию пенсий на уровень не меньше 2% сверх инфляции.
    9. Увеличить выслугу лет для выхода на пенсию с 20 до 25 лет. При этом срок учёбы в выслугу включаться не будет.

Стоит пояснить, что это пока только предложения Минфина, которые не оформлены в виде законопроекта и не внесены на рассмотрение в Госдуму. Содержание реформы обсуждается на уровне Министерств и ведомств. В частности, в МФД уже сообщили, что готовят отрицательный отзыв к проекту реформы. В ведомстве считают, что такие изменения приведут к росту коррупции, снижению качества работы и оттоку кадров.

В. Путин о предложениях Минфина

22 октября проходило заседание дискуссионного клуба «Валдай», в ходе которого Президента попросили прокомментировать предложенную Минфином реформу для военных, сотрудников МВД и других ведомств. Владимир Путин сообщил, что по данному вопросу никаких практических решений не планируется, и это лишь дискуссии внутри Правительства РФ.

При этом Президент пояснил, что все изменения должны производиться с учетом реальной ситуации в экономике, реальных доходов военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов.

Заключение

Пока проект реформирования силовых органов (он затрагивает далеко не только МВД, а в части пенсий напрямую касается и военнослужащих) выглядит как чисто бухгалтерский расчёт. Буквально в эти дни Госдума принимает бюджет на 2021 год, который будет дефицитным. Многие статьи расходов серьёзно сокращены, и Минфину очевидно поставлена задача искать новые способы экономии.

Расходы на силовые органы — по традиции один из основных разделов бюджета России. И было бы странно, если бы Минфин совсем не обратил на него внимание.

Разумеется, в эти расчёты не может не включиться политика. Задача финансистов правительства — только найти способы экономии. Дальнейшие решения останутся не за ними, а за высшим руководством страны, включая лично президента.

Владимиру Путину невыгодно настраивать силовиков против себя. Та же Беларусь наглядно демонстрирует — подобные Путину авторитарные руководители государств могут оказаться в ситуации, когда полиция и армия остаётся их единственной опорой.

Уже этих соображений вполне достаточно, чтобы сотрудники МВД пока не переживали ни за выслугу лет, ни за индексацию пенсий в будущем.

Часть предложенного Минфином плана наверняка примут — благо, в нём хватает и вполне рациональных пунктов. Возможно, дойдёт дело даже до издевательского шестого пункта об увеличении сроков носки “вещевого имущества”. Но глобально интересы полицейских и их руководителей вряд ли пострадают.

Начнут ли реформу МВД уже в 2021 году, чуть позже или вообще отправят проект Минфина в архив — пока непонятно. Скорее всего, этого не знают и сами руководители страны. Но утечка проекта в СМИ вполне может быть намеренной — чтобы изучить реакцию всех заинтересованных россиян.

Кое в чём проект Минфина напоминает реформирование армии, которое проводилось при министре Сердюкове. Какие-то из функций МВД планируют передать “гражданским” министерствам, должна появиться единая система материально-технического обеспечения и т.д. Косвенно это может говорить о том, что проект реформы заказан на самом верху.

Возможно, в таком случае перемены начнутся с назначения нового министра внутренних дел, который будет курировать проведение реформы. Если министра в какой-то момент действительно заменят, это может быть сигналом к скорым изменениям в полиции.

Пенсионная реформа в России может коснуться не только гражданского населения, но и военных, и сотрудников силовых структур. Об этом говорят сами военнослужащие, не исключают такой возможности и в Госдуме, и в Общественной палате России. По мнению эксперта, изменения пенсионной системы для этих категорий населения — вполне логичный ход власти, но при этом очень опасный. Сами же военные уверены, что любые изменения в пенсионной системе неминуемо приведут к серьезным волнениям среди офицеров, а также негативно отразятся на качестве работы в ведомствах.

«Вопрос может быть поднят в 2019 году»

Во время первого чтения законопроекта о повышении пенсионного возраста депутат от партии «Справедливая Россия» Николай Рыжак поинтересовался у министра труда Максима Топилина, есть ли у правительства планы по повышению возраста выхода на пенсию для военных и изменению сроков выслуги лет. Топилин ответил, что «в данном законопроекте таких предложений не содержится», многозначительно сделав ударение на слове «данном».

В разговоре с журналистом Znak.com член комитета по безопасности Госдумы, депутат от партии КПРФ Николай Езерский сообщил, что хотя «в настоящем законопроекте вопрос о военных и работниках других спецслужб не стоит», но «по некоторой информации, этот вопрос может быть поднят в 2019 году».

Слухи о том, что минимальный стаж для выхода на пенсию у военных будет увеличен (сейчас он составляет 20 лет. — Прим. Znak) в последнее время стали распространяться и среди самих военнослужащих. Действующий сотрудник одной из силовых структур России рассказал Znak.com, что помимо увеличения самого стажа, позволяющего уйти на пенсию, может измениться и система ее начисления.

«Среди коллег обсуждается, что после того, как силовик решил уйти на заслуженный отдых, он не будет получать пенсию как раньше, ему будет выдаваться денежное пособие, рассчитанное на два следующих года жизни, чтобы он успел найти себе работу на гражданке. И только по достижении общепринятого возраста выхода на пенсию (65 лет для мужчин и 63 года для женщин, согласно новой пенсионной реформе. — Прим. Znak) силовик начнет ее получать», — говорит силовик. По его мнению, «если правительство начнет применять пенсионную систему для военных, то все офицеры, кто может уйти по старым правилам, сделают это одномоментно».

«Мало кто верит, что какие-то изменения делаются во благо людей, везде видится очередной обман, — рассказывает источник. — Если значительная часть офицеров решит, что хочет получать пенсию по старым, очень комфортным для них правилам, то силовые структуры, откуда они уйдут, не смогут нормально функционировать». Он напоминает, что социальное напряжение среди силовиков очень опасно: у этих людей в руках оружие.

«Сокращение привилегий — хороший, но рискованный ход»

В том, что увеличивать обязательный стаж для выхода на пенсию военных и силовиков нельзя, уверена и полковник в отставке Нина Алексеева, которая проработала в милиции (а затем в полиции) без малого 30 лет. «Сотрудники правоохранительных органов и так работают на износ, они живут на работе. Заставить их работать еще большее количество времени — это значит снизить автоматически качество выполняемой работы. Хотелось бы верить, что власть своих защитников в обиду не даст, потому что в органах уже давно наблюдается недобор квалифицированных и компетентных кадров, а любые изменения пенсионной системы еще больше отобьют желание служить», — пояснила Алексеева.

Доцент Института общественных наук РАНХиГС, политолог Екатерина Шульман уверена, что правительство России в ближайшее время вряд ли решится на какие-либо изменения в пенсионной системе для военных и сотрудников правоохранительных органов. «Очень трудно сказать, насколько вообще осуществимы какие-либо изменения в системе начисления пенсий военным и силовикам, потому что это та самая категория граждан страны, чье недовольство власти вообще не нужно. Реакция на увеличение возраста выхода на пенсию не нравится рядовым гражданам, а если реформа не понравится еще военным и силовикам, то может сложиться такая общественная коалиция, которая вполне себе может угрожать стабильности политической системы», — говорит Шульман.

В то же время политолог считает, что «оставлять все так, как есть, тоже вряд ли разумно». «Если учесть, что какой-нибудь сотрудник ФСБ может выходить на пенсию в 35 лет, а от всего остального населения требуется работать до 63 и 65 лет, власти будет трудно объяснить эти чудовищные, ни с чем не сопоставимые льготы. Сокращение этих привилегий — это хороший ход, но при этом очень рискованный, потому что раздражать их (силовиков) хотелось бы меньше всего», — считает Шульман.

«Военные в России очень терпеливые»

Генерал-майор юстиции, экс-сотрудник Главного управления Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе, участник боевых действий в Чечне, член Общественной палаты Всеволод Чернов в разговоре с журналистом Znak.com не исключил, что пенсионная реформа рано или поздно коснется военных и силовиков, однако отметил, что «вряд ли эти изменения могут быть негативными». «Военных надо не просто уважать, их надо лелеять и полностью обеспечивать, потому что только тогда народ сможет рассчитывать на безопасность. [Военные и силовики] это спецсубъекты, поэтому с ними надо быть осторожными», — говорит Чернов.

При этом генерал-майор отметил, что в том случае, если пенсионная реформа коснется военных, то бунты и волнения вряд ли возможны, потому что «военные в России — люди очень терпеливые».

Что тормозит принятие закона о достойной старости

Совет Федерации ожидаемо вслед за Госдумой принял решение продлить «заморозку» пенсионных накоплений россиян до конца 2023 года. При этом до сих пор непонятно, какой механизм пенсионных накоплений правительство предложит работающим гражданам. Разработка закона о гарантированном пенсионном плане серьезно затянулась. Чиновники ломают головы над тем, как бы замотивировать граждан отчислять часть зарплаты в счет будущей пенсии, не нарушив при этом принцип добровольности таких взносов. Почему до сих не получается разработать инструмент для пенсионных накоплений, в чем суть будущей системы и что принятие нового закона даст работающим россиянам, «МК» рассказал первый замглавы социального комитета Совета Федерации Валерий РЯЗАНСКИЙ.


-До конца 2023 года продлевается срок «заморозки» накопительной части пенсии россиян. Многие недовольны тем, что власти лишают их шанса накопить на достойную старость. Разделяете ли вы их позицию?

-Нет, не разделяю. Копить на достойную старость можно по-разному. Для этого абсолютно не обязательно пользоваться только одним инструментарием. И вообще, что значит «заморозка»? С такой формулировкой надо быть очень осторожным. Ввести элемент накопительной пенсии — правильное решение. Изначально это делалось для того, чтобы сделать нашу пенсионную систему более устойчивой с точки зрения экономических и социальных параметров, а также чтобы люди сами могли страховую пенсию дополнить накопительной. Часть накопительной пенсии во многом зависит от самого человека, от того как он сам будет ей распоряжаться и в какие инвестиционные инструменты он будет ее вкладывать. Можно сказать, что это рождение нового для нашей страны принципа привлечения людей к формированию своей будущей пенсионной истории. Задумка очень хорошая, но она, к сожалению, была реализована в неполной мере.

-Что помешало?

-Все из-за некоторых принципов, которые были заложены в накопительной системе. Речь, в частности, о добровольности. В результате, отчисления в пенсионный фонд просто разделили на две части: накопительную и страховую. Против такой фрагментации выступали профсоюзы, да и многие работники: если часть пенсионных взносов переводить в другую форму накоплений, уменьшается страховая пенсия. Чтобы этого не получилось, нужно взять из государственного бюджета компенсацию - то есть, те деньги, которые люди недополучили и отложили в накопление на будущую старость. На текущие расходы пенсионной системы придется брать средства именно из бюджета. В целом идея правильная, но так как в свое время с бюджетом страны были трудности, это добавило сложности в пенсионном обеспечении граждан. Что такое «заморозка»? Речь о том, что мы просто перестали откладывать средства в размере 6% от зарплаты на будущий накопительный компонент. Все 22% стали отчисляться на формирование страховой пенсии. Иначе говоря, средства пошли на текущие пенсионные расходы наших граждан. «Заморозка» означает только одно — дополнительные средства, которые раньше отдавались на накопительный компонент, из текущей платежной пенсионной системы ушли, но сами деньги, которые к тому моменту уже были отложены в пенсионной накопительной системе, они есть, они работают и расписаны по каждому будущему пенсионеру персонально.

- Что это значит для конкретных людей, успевших сделать свои накопления?

- Абсолютно все пенсионные истории адресные. Те граждане, которые на момент действия законодательства, принятому по накопительному компоненту, участвовали в накоплениях, имеют полное право ими воспользоваться. С согласия работника работодатель перечислял средства либо во госкорпорацию ВЭБ, либо в управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды. Таких пенсионных историй очень много, а средств, которые заложены в накопительную компоненту, больше 5 трлн рублей. Все эти деньги работают и находятся под контролем государства. Есть специальный закон, который определил меры по обеспечению сохранности этих средств и по тому инструментарию, каким должны пользоваться негосударственные пенсионные фонды с тем, чтобы эти взносы работали и умножались. У тех работников, которые вышли на пенсию, но накопительный компонент получился маленький, в силу того, что люди были на предельных возрастах, уже начались первые выплаты. Взносы были небольшие, поэтому и накопительная пенсия небольшая. Она является одноразовой и её выплачивают сразу, с момента наступления пенсионного возраста. Если накопленные пенсионные сбережения побольше - их выплачивают на протяжении определенного времени, например, 10 лет. Эти деньги работают и получить их можно ежемесячно, добавляя к страховой пенсии.

-То есть, термин «заморозка» к ситуации с накопительной пенсией не подходит?

-Дело не в терминах. Главное, что необходимо понять — накопления никуда не делись. Они работают и по ним уже сейчас идут выплаты. Никакой заморозки нет. Если гражданин считает, что он должен продолжать накапливать себе на пенсию, да, сейчас таким инструментом он воспользоваться не может. Но существуют другие инструменты накопления: банковские депозиты, управляющие компании, которые сплошь и рядом предлагают разные услуги. Если у человека есть «лишний» заработок и он готов откладывать и накапливать, это реально.

-Сейчас с новой силой звучат предложения в принципе отказаться в России от накопительной пенсии, оставив одну страховую. Каково ваше мнение на этот счет?

-Не надо противопоставлять накопительную и страховую системы. Они должны дополнять друг друга, поскольку каждая имеет свои плюсы. Накопительная система является наиболее справедливой к человеку: как правило, она управляется самим работником. Было бы хорошо, чтобы ему еще помогала компания, в которой он трудится, доплачивая, например, за «обет верности» этому предприятию. Таким социальным ходом фирма сможет, грубо говоря, «привязать» к себе сотрудника и докладывать деньги в его пенсионную историю. Есть еще одна причина, позволяющая назвать накопительную пенсию справедливой — все, что человек накопил, будет его. Эти деньги никто не заберет.

В действующей страховой системе есть свои недостатки и свои преимущества. Плюсы заключаются в том, что по отношению к страховым пенсионным системам ответственность государства прописана более жестко. Также есть гарантии тех инструментов, которые заложены внутри самого пенсионного законодательства, например, льготные категории граждан. Недостатки сводятся к тому, что высокооплачиваемые категории граждан, а также те, у кого большой трудовой стаж, в некотором смысле ущемлены в усреднительных коэффициентах. Поскольку все страховые средства находятся в «общем котле». Эта страховая система в большей степени справедлива к низкооплачиваемым категориям граждан, которые не работали на высоких зарплатах: работникам сельского хозяйства, библиотекарям на селе, нянечкам в детсадах. Поэтому, когда на пенсию уходит, допустим, бывшая медсестра, ей выплачивают пенсию, которая по отношению к зарплате значительно больше, чем те 22%, которые сейчас перечисляют в счет будущей пенсии. В этом сила страховой системы. Она перемешивает все взносы и в большей степени «не обижает» тех, кто получал немного, но работал долго.

-Вернемся к накоплениям. По какой причине до сих пор не получилось внести в Госдуму законопроект о гарантированном пенсионном плане? Что тормозит работу?

-Работа продолжается. Думаю, она закончится успешно и появится новый закон. В новой системе надо ответить на несколько главных вопросов. Во-первых, надо разобраться с принципом добровольности. Дело в том, что те, кто хотел бы работать с этими накоплениями, прекрасно понимают — чем дешевле будет ресурс, тем выгоднее будет с ним работать и государству, и частным инвестиционным компаниям. Действительно, это является хорошим инвестиционным ресурсом для государства. Это недорогие деньги, которые можно использовать для того, чтобы, к примеру, строить платные дороги, которые со временем окупятся, или коммерческое жилье, которое гарантированно продается, или вкладывать их в коммерческие проекты, которые заведомо дадут выгоду и государству, и компаниям. Такова мировая практика. Но, тем не менее, принцип вложения средств в пенсионную систему со стороны гражданина должен быть добровольным. Сложно человека убедить? Да, сложно. Нужна ему мотивация? Конечно, нужна. Поэтому разработать документ с учетом условий, при которых гражданин захочет вложить часть своей зарплаты в накопления, не так просто. Такой закон появится, возможно, в следующем году. 2020-й — очень тяжелый и его надо успешно закончить, а в 2021 можно смело возвращаться к этой работе.

- Проблема только в том, чтобы убедить граждан в выгодности пенсионных накоплений?

- Не только. Надо решить и другие вопросы: каким образом те накопления, которые были в старой пенсионной накопительной системе, будут учтены в новом формате, а также какие будут преимущества, ограничения и гарантии грядущих накоплений. Это сложный инструмент. Здесь нужны обсуждения специалистов и выверенные решения. Но такой закон нужен и я уверен, что он появится. Молодое поколение, те, кто только сейчас вступают в трудовые отношения, должно гарантировано использовать несколько моделей, позволяющих накопить на достойную старость. Документ требует спокойной, вдумчивой и серьезной работы. В следующем году мы ждем появления таких вариантов закона, которые уже можно будет предметно обсуждать в Госдуме и Совфеде.

Читайте также: