Пенсионные накопления контроль и надзор

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.


Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Что такое пенсионный накопительный счет?

Каждый работающий по найму гражданин РФ младше 1967 года имеет персональный пенсионный накопительный счёт.

Задача накоплений на этом счёте — повышение будущей пенсии за счёт регулярных отчислений работодателя в форме налоговых и страховых взносов (до 2011 г. ЕСН, после 2011 г. страховые взносы).

Это реальный счет, реальные деньги, которые благодаря регулярным отчислениям и инвестированию могут составить значительную прибавку к государственной пенсии по возрасту. Доходность накоплений является одним из решающих факторов размера будущей пенсии.

Какие стратегии размещения пенсионных накоплений существуют?

Инвестирование обеспечивают следующие институты:

  • Государственная управляющая компания УК ВЭБ;
  • Негосударственные УК, отобранные Министерством финансов РФ;
  • Негосударственные пенсионные фонды.

Управляющий Стратегии управления Цель Рекомендации
Государственная управляющая компания УК ВЭБ Консервативные: гос. облигации, депозиты. Обеспечение надёжности, сохранности средств Для граждан возрастом младше 45 лет использовать возможности негосударственных Управляющих компаний в связи с потенциалом более доходного прироста накоплений.

Почему УК БКС?

В 2003 году Управляющая компания БКС стала победителем конкурса на право управления накопительной частью пенсий, проводимого Министерством Финансов Российской Федерации. Управление пенсионными средствами является одной из важнейших социальных задач Управляющей компании БКС.

В своей работе мы руководствуемся принципами разумного и добросовестного инвестирования средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц. Деятельность УК БКС в качестве управляющего накопительной частью пенсии граждан России осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства, нормативными документами и инвестиционными декларациями портфелей, находящихся под управлением компании.

Кем и как контролируется деятельность управляющих компаний?

В реализации пенсионной реформы и контроле за деятельностью управляющих компаний участвуют следующие организации:

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — заключает и расторгает договоры с управляющими компаниями и специализированным депозитарием, которые отобраны по результатам конкурса, а также принимает заявления застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании); передает управляющим компаниям средства пенсионных накоплений в соответствии с договорами доверительного управления; рассматривает отчеты специализированного депозитария и управляющих компаний о финансовых результатах их деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; запрашивает и получает у управляющих компаний средства на выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Центральный Банк РФ — является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Министерство Финансов Российской Федерации (Минфин) — является уполномоченным федеральный органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет деятельность по государственному регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; принимает нормативные правовые акты в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, утверждает типовые договоры субъектов отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Специализированный депозитарий — осуществляет контроль за соответствием деятельности управляющей компании по распоряжению средствами пенсионных накоплений требованиям законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; ведет учет прав на ценные бумаги и хранение сертификатов документарных ценных бумаг, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений.

Что такое страхование ответственности управляющих компаний?

Управляющие компании страхуют риск своей ответственности перед Пенсионным фондом Российской Федерации за нарушения договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо умышленными противоправными действиями (бездействием) иных лиц.

К указанным противоправным действиям (бездействию) относятся преступления в сфере компьютерной информации, преступления, направленные против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления в сфере экономики и другие правонарушения.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности управляющей компании, не может быть менее:

  • 5 процентов суммы средств пенсионных накоплений, переданных в управление этой управляющей компании, если указанная сумма составляет не более 6 миллиардов рублей;
  • 300 миллионов рублей, если сумма средств пенсионных накоплений, переданных в управление этой управляющей компании, превышает 6 миллиардов рублей.

Обязательное страхование ответственности управляющих компаний осуществляют страховые организации, имеющие собственные средства в размере не менее 3 миллиардов рублей либо осуществляющие указанное обязательное страхование в порядке сострахования с другими страховыми организациями, имеющими в совокупности собственные средства в размере не менее 3 миллиардов рублей.

Риск ответственности перед ПФР Управляющей компании БКС застрахован Договором страхования №3815 GL 0260 от 09.10.2015 г. Срок действия договора — с 8.10.2015 по 7.10.2016 г. Страховая компания: Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (АО «СОГАЗ»).

Что такое инвестиционные портфели УК БКС?

Управляющая компания БКС предлагает гражданам России выбрать для инвестирования накопительной части пенсии один из двух портфелей, исходя из индивидуальных предпочтений и инвестиционных целей застрахованного лица.

Инвестиционный портфель «Доходный»
При управлении этим портфелем УК БКС делает ставку на акции российских предприятий, обладающие высоким потенциалом роста, обеспечивая при этом оптимальный уровень диверсификации активов, в том числе за счет инвестирования части пенсионных средств в облигации (Российской Федерации, субъектов РФ, крупнейших российских предприятий).

Инвестиционный портфель «Сбалансированный»
Большая часть средств портфеля инвестируется в облигации, что способствует получению стабильного дохода при минимальном уровне допустимого риска. Возможность включения в портфель доли акций российских предприятий (до 20% от величины портфеля) обеспечивает дополнительный прирост капитала.

Как перевести пенсионные накопления?

Для передачи своего счёта под управление УК БКС необходимо оформить Заявление о выборе УК.

УК БКС предлагает две стратегии управления — инвестиционные портфели «Доходный» и «Сбалансированный».

Распечатанное поручение (2 экземпляра) передаётся в местное отделение Пенсионного фонда России. С собой надо иметь паспорт и пластиковую карту пенсионного страхования.

Заполните заявку
для получения консультации

© 2002–2020 АО УК «БКС». Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.

АО УК «БКС». Лицензия ФКЦБ России № 21-000-1-00071 от 25.06.2002 на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, без ограничения срока действия.

Лицензия ФСФР России № 050-12750-001000 от 10.12.2009г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, без ограничения срока действия.

Подробную информацию об осуществлении деятельности по управлению паевыми инвестиционными фондами и услугами по доверительному управлению, оказываемыми АО УК «БКС», а также об агентах, в том числе о полном, сокращенном фирменном названии, местонахождении, лицензии агентов, Вы можете найти в информационном бюллетене «Приложение к Вестнику ФСФР», на сайте bcs.ru/am, в ленте ЗАО «Интерфакс», в АО УК «БКС» по адресу: Российская Федерация, 630099, Новосибирск, ул. Советская, 37, тел.: (383) 210-50-20.

Стоимость инвестиционных паёв может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют и не гарантируют доходы в будущем. Все сведения о доходности (приросте стоимости пая) ПИФ под управлением АО УК «БКС» приводятся без учета надбавок/скидок и налогообложения. Взимание надбавок (скидок) уменьшит доходность инвестиций в инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда. АО УК «БКС», государство не гарантируют доходность инвестиций в инвестиционные фонды. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым фондом. Результаты деятельности управляющего по управлению ценными бумагами в прошлом не определяют и не являются гарантией доходности учредителя управления в будущем. Управляющий не гарантирует достижения ожидаемой доходности, определенной в инвестиционном профиле и (или) в стандартном инвестиционном профиле учредителя управления.

Указание примера ожиданий инвестора, его инвестиционных целей, целей фондов, инвестиционного профиля драйверов роста является предположительным и не является обещанием гарантий уровня риска, доходности, эффективности управления активами, размера и стабильности издержек, доходов, безопасности инвестиций.

Полные наименования паевых инвестиционных фондов под управлением АО УК «БКС»:

  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Основа», регистрационный номер правил фонда: 0140-58233625, дата регистрации 8.10.2003, ФКЦБ;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Империя», регистрационный номер правил фонда: 2135-94173117, дата регистрации 26.05.2011, ФСФР России;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Перспектива», регистрационный номер правил фонда: 0039-18547710, дата регистрации 20.03.2000, ФКЦБ;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «XXII век», регистрационный номер правил фонда: 0133-58232502, дата регистрации 10.09.2003, ФКЦБ;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Драгоценные металлы», регистрационный номер правил фонда: 2515, дата регистрации 27.12.2012, ФСФР России;
  • Открытый паевой инвестиционный Фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Российские Акции», регистрационный номер правил фонда: 0278-58233720, дата регистрации 17.11.2004, ФСФР;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Международные Облигации», регистрационный номер правил фонда: 3664, дата регистрации 19.02.2019, Банк России;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Российские Еврооблигации», регистрационный номер правил фонда: 3665, дата регистрации 19.02.2019, Банк России;
  • Открытый паевой инвестиционный фонд рыночных финансовых инструментов «БКС Фундаментальный Выбор», регистрационный номер правил фонда: 3666, дата регистрации 19.02.2019, Банк России.
  • Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Недвижимость пенсионного фонда», регистрационный номер правил фонда: 1084-58229782, дата регистрации 20.11.2007, ФСФР РФ.

Предоставленные на сайте материалы и указанная в них информация не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в них, могут не подходить Инвестору, не соответствовать его инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей Инвестора. АО УК «БКС» не несет ответственности за возможные убытки Инвестора в случае совершения упомянутых операций, либо инвестирования в упомянутые финансовые инструменты.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски.

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
  • по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
  • по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

  • Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
  • Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
  • Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

  • страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

Система индивидуального (персонифицированного) учета

Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

  • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
  • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

Читайте также: