Пенсионные выплаты из гцвп в рк

В этой статье мы расскажем о том, что собой представляет выплата разницы пенсионерам по гарантии государства, как её проверить и оформить.

Казахстанская пенсионная система гарантирует сохранность пенсионных накоплений с учетом инфляции. Это прописано в пункте 6-3 статьи 6 Закона «О пенсионном обеспечении», а также в Правилах выполнения данных гарантий государством.

Согласно правилам, казахстанцы могут получить право на выплату разницы между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Эта выплата единовременна и вычисляется согласно специальным формулам.

Кто имеет право на получение выплаты государственной гарантии

Выплата государственной гарантии положена:

  • лицам, достигшим пенсионного возраста;
  • лицам, получившим инвалидность 1 и 2 группы бессрочно;
  • выехавшим на ПМЖ за пределы Республики Казахстан иностранцам и лицам без гражданства, на дату изъятия пенсионных накоплений из ЕНПФ;
  • наследникам лица, имеющего право на получение выплаты, в случае его смерти.

За оформлением документов на получение выплаты может обратиться поверенное лицо (при наличии нотариальной доверенности).

Куда обращаться

Чтобы узнать, положена ли вам выплата гарантии, удобнее будет воспользоваться специальным онлайн-сервисом, который находится в левом блоке главной страницы портала eGov.kz.

В случае положительного ответа, необходимо обратиться в ближайшее отделение НАО ГК «Правительство для граждан» для подачи заявления.

! Если гражданин уже обращался ранее за данной выплатой или право на эту выплату у него отсутствует, то данный сервис сообщит об этом.

Необходимые документы

Пенсионерам по возрасту, уже являющимся получателями пенсионных и иных социальных выплат, разница по выплате государственной гарантии назначается по проактивному принципу без необходимости предоставления заявления и дополнительных документов.

Остальные лица, имеющие право на выплату разницы, предоставляют в НАО ГК «Правительство для граждан» следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • сведения о номере банковского счета получателя.

Иностранцы предоставляют следующие документы:

  • заявление;
  • заграничный паспорт;
  • сведения о номере банковского счета;
  • в случае если от имени иностранца обращается его поверенное лицо, то все копии необходимых документов должны быть нотариально заверены.

Поверенные лица должны предоставить собственный документ, удостоверяющий личность, оригинал доверенности либо её нотариально засвидетельствованную копию.

Согласно пункту 8 гл.2 Правил, в случае смерти лица, имеющего право на выплату разницы, сумма выплаты разницы осуществляется наследнику в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан.

При этом наследником представляются:

  • заявление по форме;
  • документ, удостоверяющий личность наследника (паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, заграничный паспорт);
  • нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о смерти лица, имеющего право на выплату разницы;
  • оригинал или нотариально засвидетельствованная копия свидетельства о праве на наследство либо оригинал или нотариально засвидетельствованная копия соглашения о разделе наследуемого имущества, решение суда, вступившее в законную силу;
  • сведения о номере банковского счета наследника.

Порядок рассмотрения обращений

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение 2 рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает у ЕНПФ сведения о наличии индивидуального пенсионного счета и суммах пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов.

ЕНПФ в течение 2 рабочих дней предоставляет НАО ГК «Правительство для граждан» запрошенные сведения.

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение 1 рабочего дня с момента получения сведений производит сверку сведений о суммах пенсионных накоплений, полученных из ЕНПФ, с суммой обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на соответствующий период.

Формулы, применяемые при расчете суммы выплаты разницы, прописаны в пункте 13 главы 3 Правил.

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение трех рабочих дней после осуществления расчета суммы выплаты разницы формирует и направляет в уполномоченный орган по социальному обеспечению электронный макет дела (ЭМД) получателя.

Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления ЭМД принимает решение о назначении либо отказе в назначении с указанием причин отказа выплаты разницы и направляет его в отделение НАО ГК «Правительство для граждан».

НАО ГК «Правительство для граждан» в течение двух рабочих дней уведомляет заявителя о назначении либо отказе в назначении (с указанием причин отказа) выплаты разницы, посредством передачи SMS-оповещения на мобильный телефон заявителя, указанный в заявлении.

Далее НАО ГК «Правительство для граждан» взаимодействует с уполномоченными органами по части перечисления бюджетных средств.

Получив бюджетные средства, НАО ГК «Правительство для граждан» формирует платежные поручения с кодом назначения платежа 030 в соответствии с графиком выплаты и перечисляет суммы выплаты разницы на банковский счет получателя, открытый в банках второго уровня или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, открытых на территории Республики Казахстан.

Примеры расчета государственной гарантии

Выплата государственной гарантии рассчитывается по формуле:

Сумма выплаты по государственной гарантии = сумма (ОПВ+ИПЦ) - сумма (НПФ), где:

  • ОПВ+ИПЦ – сумма взносов с учетом уровня инфляции;
  • НПФ – сумма пенсионных накоплений в АО ЕНПФ.

В случае если в фонде в результате инвестирования сумма накоплений оказалась больше суммы пенсионных взносов с учетом уровня инфляции, то государственная гарантия не положена.

Аскаров Азамат Арманович, 25.03.1960 г.р.

Момент права на пенсионные выплаты из АО ЕНПФ в связи с достижением пенсионного возраста – 25.09.2018 г.

На момент права – 25.09.2018 г. сумма обязательных пенсионных взносов (ОПВ) – 55 241,70 тенге.

Сумма ОПВ с учетом уровня инфляции (ОПВ+ИПЦ) – 161 714,57 тенге.

Сумма пенсионных накоплений в АО ЕНПФ с учетом инвестиционного дохода (НПФ) – 116 178,62 тенге.

Расчет суммы выплаты по государственной гарантии: сумма ОПВ+ИПЦ минус сумма НПФ - 161 714,57 - 116 178,62 = 45 535,95.

Итого сумма выплаты по государственной гарантии – 45 536 тенге.

Иванова Галина Сергеевна, 15.09.1957 г.р.

Момент права на пенсионные выплаты из АО ЕНПФ в связи с достижением пенсионного возраста – 15.09.2015 г.

На момент права – 15.09.2015 г. сумма обязательных пенсионных взносов (ОПВ) – 489 326,93 тенге.

Сумма ОПВ с учетом уровня инфляции (ОПВ+ИПЦ) – 577 889,53 тенге.

Сумма пенсионных накоплений в АО ЕНПФ с учетом инвестиционного дохода (НПФ) – 579 864,24 тенге.

Расчет суммы выплаты по государственной гарантии: сумма ОПВ+ИПЦ минус сумма НПФ - 577 889,53 - 579 864,24 = - 1 974,71, то есть, сумма выплаты по государственной гарантии не положена и уполномоченным органом выносится отказное решение.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1997 г. N 1701. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 17 октября 2005 года N 1041 (P051041)(вводится в действие со дня его первого официального опубликования)

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Сноска. В названии и тексте дополнены слова - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .


В целях реализации Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. Z970136_ "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке назначения и осуществления пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 1998 года.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 декабря 1997 г. N 1701


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке назначения и осуществления пенсионных
выплат из Государственного центра по выплате пенсий


I. Общие положения


1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и определяет особенности порядка назначения пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий (далее - Центр).
Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
2. Назначение пенсионных выплат из Центра производится областными, (городов Астаны и Алматы) представительствами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий.
Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .


II. Условия назначения пенсионных выплат из Центра


3. Пенсионные выплаты назначаются при достижении установленного возраста и наличии трудового стажа в соответствии с пенсионным законодательством.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" гражданам, вышедшим на досрочную пенсию по возрасту в связи с увольнением по сокращению штатов или численности работников организаций (их реорганизации, ликвидации), а также по окончании полномочий по выборной должности в пределах двух лет до достижения пенсионного возраста и на пенсию при достижении мужчинами 60 лет, женщинами - 55 лет с выплатой 60 процентов полагающейся полной пенсии до 1 января 1998 года, сохраняется пенсионный возраст, действовавший к моменту первичного назначения пенсий.
При этом гарантируется сохранение размера назначенной пенсии или пенсия переназначается по желанию пенсионера в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".
5. Для назначения пенсионных выплат засчитывается трудовой стаж, предусмотренный статьей 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".


III. Исчисление и подтверждение трудового стажа
для назначения пенсионных выплат из Центра


6. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, а также заявлений граждан.
7. Трудовой стаж устанавливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, а также архивными учреждениями.
В подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, письменные трудовые договоры и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
При отсутствии документов трудовой стаж устанавливается на основании заявлений граждан.
8. (Пункт 8 исключен - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ )
9. В подтверждение службы военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов принимаются:
военные билеты;
справки и документы, выдаваемые уполномоченными органами, архивными и военно-лечебными учреждениями.
Военная служба в составе действующей армии в период боевых действий, в том числе при выполнении воинского долга, засчитывается в трудовой стаж в льготном исчислении в соответствии с Законом Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" на основании справок, выдаваемых органами Министерства обороны Республики Казахстан.
10. Время обучения в высших, средних специальных учебных заведениях, в училищах, школах и на курсах по подготовке, повышению квалификации и переквалификации кадров, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в школах и на курсах по подготовке работников, а также в очных высших, средних духовных учебных заведениях подтверждается документами, выдаваемыми соответствующими организациями.
11. Время ухода за инвалидом I группы, одиноким инвалидом II группы и пенсионером по возрасту, нуждающимся в посторонней помощи, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста, за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженных вирусом иммунодефицита либо больных СПИДом устанавливается на основании:
акта обследования об осуществлении ухода;
документов, удостоверяющих инвалидность, и справок уполномоченных лечебных учреждений и организаций.
Акт обследования об осуществлении ухода составляется областными, (городов Астаны и Алматы) представительствами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий.
Сноска. В пункт 11 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
12. Время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности устанавливается свидетельством о рождении.
В случае смерти ребенка до достижения им 3-летнего возраста в стаж засчитывается время фактического ухода за ним.
13. Время содержания под стражей, отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылки граждан засчитывается в трудовой стаж при наличии документов о реабилитации и документов, подтверждающих необоснованность привлечения к уголовной ответственности.


IV. Исчисление пенсионных выплат из Центра


14. Для исчисления пенсионных выплат принимаются все виды оплаты труда и доходы, перечень которых устанавливается Правительством Республики Казахстан, за любые 3 года работы подряд начиная с 1 января 1995 года, независимо от перерывов в работе, которые определяются путем деления общей суммы дохода за 36 полных календарных месяцев работы подряд на 36.
Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсий.
15. Если с 1 января 1995 года по 1 января 2000 года работник проработал в общей сложности менее 3 лет, пенсия исчисляется из среднемесячной заработной платы за все фактически проработанные месяцы, которая определяется путем деления общей суммы заработной платы за указанные месяцы на число месяцев, но не менее чем на 12 месяцев. При этом заработная плата, которую работник получал менее одного полного месяца, за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяц, исчисленных в среднем за год (25,4 дня при шестидневной рабочей неделе и 21,2 - при пятидневной рабочей неделе).
16. При отсутствии заработной платы начиная с 1 января 1995 года пенсия исчисляется из минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
17. Доход для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать пятнадцатикратную величину месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.
Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 мая 2000 г. N 679 P000679_ .
18. В районах, где к заработной плате рабочих и служащих были установлены районные коэффициенты, при назначении пенсионных выплат учитывается фактическая заработная плата, исчисленная с применением районного коэффициента.
Сноска. В пункт 18 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 6 мая 2000 г. N 679 P000679_ .
19. Граждане, проживающие в зонах экологической катастрофы и экологического кризиса и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на пенсию в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье" с применением коэффициента за проживание в экологически неблагополучных условиях по зонам:
экологической катастрофы - 1,5;
экологического кризиса - 1,3.
При этом указанные коэффициенты начисляются к заработной плате, из которой исчисляются пенсионные выплаты.
Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года имеют право в соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" на надбавку к пенсиям по зонам в размере:
чрезвычайного радиационного риска - 2-месячного расчетного показателя;
максимального радиационного риска - 1,75-месячного расчетного показателя.
При этом указанные надбавки начисляются сверх размера пенсионных выплат.


V. Назначение и перерасчет пенсионных выплат


20. Заявление о назначении или перерасчете пенсионных выплат подается в областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий через районные (городские) отделения Центра по месту жительства гражданина с приложением необходимых документов.
Сноска. В пункт 20 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
21. Пенсионные выплаты назначаются в 10-ти дневный срок Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан через областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий и утверждаются начальниками представительств.
Районные (городские) отделения Центра на основании представленных заявлений и документов граждан через областные (городов Астаны и Алматы) отделения Центра в 5-ти дневный срок подготавливают и направляют документы и проекты решений о назначении либо об отказе в назначении пенсионных выплат в областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий.
Областные (городов Астаны и Алматы) представительства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий в 5-ти дневный срок со дня поступления документов и проектов решений от областных (городов Астаны и Алматы) отделений Центра принимают решения о назначении пенсионных выплат либо об отказе в их назначении и передают решения в районные (городские) отделения Центра через областные (городов Астаны и Алматы) отделения Центра.
Сноска. Пункт 21 - в редакции постановления Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
22. Перерасчет назначенных пенсионных выплат при возникновении права на повышение пенсии в связи с предоставлением дополнительных документов производится с первого числа месяца, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии, если соответствующее заявление со всеми необходимыми документами подано им до 15-го числа включительно, и с первого числа следующего месяца, если заявление со всеми необходимыми документами подано им после 15-го числа. При наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа следующего месяца.
23. Финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов на выплату пенсий определяется Министерством финансов Республики Казахстан.
Сноска. Дополнено пунктом 23 - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ .
24. Выплата пенсий производится на основании:
выписок о назначенном размере пенсии, представленных органами социальной защиты населения, до вступления в силу настоящего постановления;
решений о назначении пенсионных выплат областных (городов Астаны и Алматы) представительств Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий;
выписок о назначенном размере пенсий за выслугу лет, представленных соответствующими службами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Республиканской гвардии и Службы охраны Президента Республики Казахстан.
Сноска. Дополнено пунктом 24 - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ ; с дополнениями - постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года N 1755 P011755_ .
25. На основании документов о смерти и исполнительных документов выплата пособия на погребение, удержания из пенсионных выплат и перечисление их истцам производится по извещениям, выданным:
органами социальной защиты населения до вступления в силу настоящего постановления;
областными (городов Астаны и Алматы) представительствами Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по назначению пенсий и пособий;
соответствующими службами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Республиканской гвардии и Службы охраны Президента Республики Казахстан.
Сноска. Дополнено пунктом 25 - постановлением Правительства РК от 12 мая 1999 г. N 567 P990567_ ; с дополнениями - постановлением Правительства РК от 28 декабря 2001 года N 1755 P011755_ .


Пенсионеры Казахстана часто сталкиваются с такой ситуацией, когда при выезде на постоянное место жительства за пределы страны, им перестают выплачивать пенсию. И это несмотря на то, что от гражданства они еще не отказались.

С обжалованием таких действий наших организаций социального обеспечения я сталкивалась в суде, защищая интересы своего клиента, уехавшего в Германию на ПМЖ, но сохраняя при этом гражданство РК. Проживал он за границей имея вид на жительство. В Казахстане с учета снялся, но, повторюсь, гражданство не утратил. Я думаю таких людей очень много, поэтому решила рассмотреть проблему прекращения выплаты пенсии в данной статье.

« Отделение Государственной корпорации на основании решения уполномоченного органа по форме согласно 37 к настоящим Правилам прекращает выплату пенсий или пособий с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления:

сведений о смерти, в том числе из информационных систем;

запроса пенсионного дела/дела получателя пособия от уполномоченного органа страны выезда;

заявления получателя пенсии или пособия о прекращении выплаты пенсии или пособия с предоставлением документа, подтверждающего снятие его с регистрации в органах внутренних дел;

сведений о выявлении факта утраты или выхода из гражданства Республики Казахстан получателей государственного специального пособия, в том числе из информационных систем;

уведомления Верховного суда Республики Казахстан о назначении (возобновлении) ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке.

А так же на п.39 Правил, согласно которым выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан и вернувшимся обратно, в случае неполучения выплат в стране выезда, возобновляется со дня прекращения выплаты при представлении справки о неполучении выплат, выданных уполномоченными органами по выплате пенсий и пособий страны выезда, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Т.е. органы социального обеспечения, узнав о снятии с регистрационного учета гражданина РК, для выезда на ПМЖ прекращают выплату пенсии и возобновляют ее только про приезду обратно. В моем случае клиент не хотел возвращаться в Казахстан, проживая в Германии и получая пенсию на карточку. В связи с чем подал официальный запрос в ГЦВП и Департамент труда, социальной защиты и миграции, естественно, получил отказ на возобновление пенсии, так как у него не было подтверждения того, что он вернулся в Алматы и имеет прописку.

Мы с моим клиентом посчитали данное отказное решение незаконным так как, законодательство о пенсионном обеспечении закрепляет за всеми гражданами Республики Казахстан право пенсионного обеспечения. Основанием для прекращения начислений пенсионных выплат является утрата гражданства или смерть лица.

ГЦВП и Департамент соц.защиты утверждают, что право на получение пенсии имеют только лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан. Однако, законодательством о пенсионном обеспечении такая норма не установлена.

Наши доводы, которыми мы защищали права пенсионера, строились на нормах Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее — Закон) и Конституции Республики Казахстан.

Статьей 10 Закона РК «О пенсионном обеспечении», четко предусмотрено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти включительно, и не содержат никаких изъятий относительно места проживания пенсионера.

Несмотря на то, что конкретно п.п. 36, 49 Правил не говорят о прекращении пенсионных выплат, сопоставив их с другими пунктами Правил и иных нормативных правовых актов, считаем, что в них содержатся ограничения прав граждан в части их пенсионного обеспечения. Вместе с тем, наличие в подзаконном акте положений, фактически ограничивающих выплаты противоречат п. 1 ст. 39 Конституции РК о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Cогласно ст.11 Конституции РК, Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, конституционные права, свободы, гарантии, включая пенсионные, распространяются на граждан РК, вне зависимости от места их проживания.

Как было указано выше, мой клиент гражданства РК лишен не был и в силу п.2 ст.14 Конституции РК, не мо г подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Подводя итог, хочу сказать, что прекращение выплаты пенсии гражданам нашей страны по причине выезда их на ПМЖ в другое государство является нарушением их конституционных прав и возможно только после утраты ими гражданства Казахстана. Для получения пенсии не обязательно проживать на территории Казахстана и иметь в стране прописку.

Защищайте и отстаивайте свои права и не считайте, что суд всегда станет на сторону государства.

А как же вот это:
Статья 12. Период осуществления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту

Государственная базовая пенсионная выплата и пенсионные выплаты по возрасту назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти или выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан включительно.
Получается согласно конституции выезд из Казахстана приравнивается к кончине.

Изменения также затронули правила ежемесячных социальных выплат.


Постановлением Правительства Казахстана от 9 ноября 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые решения правительства Республики, передает zakon.kz.

В частности, изменения затронули в постановление "Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат".

В частности, говорится, что для получения пенсионных выплат из ЕНПФ при наступлении пенсионного возраста получатель обращается с заявлением в госкорпорацию с представлением документа, удостоверяющего личность, а также сведений о банковском счете.

При этом инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно представляет при личном обращении в ЕНПФ:
- заявление о назначении пенсионных выплат по форме, утвержденной внутренним документом ЕНПФ;
- документ, удостоверяющий личность получателя;
- сведения о банковском счете получателя.

При обращении посредством интернет-ресурса ЕНПФ представляет заявление, удостоверенное электронной цифровой подписью получателя.

Порядок обращения посредством интернет-ресурса ЕНПФ утверждается внутренним документом ЕНПФ.

Вместе с тем по заявлениям получателей, обратившимся в госкорпорацию за назначением пенсии она осуществляет взаимодействие с ЕНПФ в порядке и сроки, установленные соответствующим соглашением, заключенным между ЕНПФ и государственной корпорацией, в рамках которого в ЕНПФ передаются сведения о зарегистрированных заявлениях получателей.

В свою очередь ЕНПФ переводит в государственную корпорацию суммы пенсионных выплат получателей согласно установленным госкорпорацией графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат, но не ранее даты возникновения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ.

В случаях представления получателем неполного пакета документов или недействительных документов государственная корпорация отказывает получателю в приеме заявления в день обращения с вручением расписки об отказе в приеме заявления либо в исполнении заявления путем направления уведомления в течение 10 рабочих дней с момента получения документо с указанием причины отказа.

В случае отсутствия у получателя пенсионных накоплений в ЕНПФ либо если он является получателем по установленному графику пенсионных выплат из ЕНПФ, госкорпорация уведомляет получателя о данных фактах в момент приема заявления.

Также указывается, что по лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ и не обратившимся за выплатой пенсионных накоплений, ЕНПФ ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным годом, осуществляет сверку с госкорпорацией на наличие у указанных лиц назначенных пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения, а также на наличие в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения телефонных номеров получателей, зарегистрированных на портале для оказания проактивной услуги на получение пенсионных выплат из ЕНПФ.

При этом по результатам сверки государственная корпорация:
- формирует список лиц, являющихся получателями пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, имеющих телефонные номера, зарегистрированные на портале;
- посредством информационной системы уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения направляет sms-сообщение на телефонный номер получателя с предложением оказания проактивной услуги по назначению пенсионной выплаты из ЕНПФ;
- по лицам, по которым получено согласие на получение пенсионных выплат из ЕНПФ через проактивную услугу формирует в журнале электронных заявок и уведомлений на каждую государственную услугу отдельно заявку, удостоверенную электронной цифровой подписью уполномоченного государственного органа в сфере информатизации;
по зарегистрированным в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронным заявкам направляет в информационную систему ЕНПФ электронные сообщения не позднее одного рабочего дня с даты регистрации в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронных заявок.

ЕНПФ переводит в госкорпорацию суммы пенсионных выплат получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей, ранее представленные получателями при назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты.

Также изменения внесены в постановление от 25 мая 2011 года "Об утверждении Правил осуществления социальной помощи в виде ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства".

Так, в измененном пункте говорится, что при приеме заявления сведения о документе, удостоверяющем личность, о регистрации по постоянному месту жительства специалисты государственной корпорации получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

При отсутствии сведений из информационных систем к заявлению прилагаются следующие документы:
- для жителей города Байконур - справка отдела по учету и регистрации граждан жилищного хозяйства города Байконур;
- сведения о номере банковского счета, открытого в уполномоченной организации по выдаче социальной помощи в виде ежемесячных выплат, или контрольном счете наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
- судебный акт, подтверждающий право на получение капитализированных сумм, содержащий сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда:
- при получении сумм капитализированных платежей от государства - вступившее в законную силу решение (постановление, определение) о возложении ответственности по выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда на государство;
- при получении сумм капитализированных платежей за счет имущества ликвидированного юридического лица - определение (решение) о завершении конкурсного производства с утверждением заключительного отчета конкурсного управляющего, в материалах которого содержится расшифровка по каждому кредитору первой очереди.

Право на получение капитализированных сумм также может подтверждаться архивным документом суда либо государственного архива, содержащим сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда.

В зависимости от статуса пострадавшего лица:
- при возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, - справка о степени утраты профессиональной трудоспособности по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере социальной защиты;
- при возмещении вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти работника, которым вред возмещается на срок инвалидности, - сведения об установлении инвалидности заявителю запрашиваются из централизованной базы данных инвалидов.

При отсутствии сведений из централизованной базы данных инвалидов к заявлению прилагается копия справки об инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности.

В случае наличия сведений об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности или инвалидности в судебном акте либо архивном документе, подтверждающем право на получение капитализированных сумм, представление отдельной справки не требуется.

Для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы подаются их законными представителями.

Заявление для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат третьими лицами подается по доверенности.


Рассказываем вместе с ЕНПФ, как государство защищает пенсионные накопления граждан и как получить выплату по госгарантии сохранности пенсионных накоплений.

Большинство людей, готовящихся выйти на пенсию, представляют процесс подготовки к этому таким образом: необходимо собрать документы, подтверждающие трудовой стаж, и обратиться в государственные органы для того, чтобы там сделали расчёт.

Немногие знают, что, помимо пенсии от государства и выплат из Единого накопительного пенсионного фонда, Законом "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусмотрена компенсация по государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений.

Что это такое и в каких случаях её выплачивают – рассказываем.

Что такое гарантия от государства

Пенсионные накопления в Казахстане защищены законом: это прописано в статье 5 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Конкретно в статье говорится следующее: государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в ЕНПФ в размере фактически внесённых взносов с учётом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты.

Поясним, что это значит.

Пенсионные накопления формируются из двух составляющих: первая – пенсионные взносы (ОПВ, ОППВ, ДПВ), вторая – инвестиционный доход, пеня и иные поступления.

Согласно закону, пенсионными активами управляет Национальный банк совместно с Советом по управлению Национальным фондом, который возглавляет Президент РК. Нацбанк принимает инвестиционные решения в соответствии с инвестиционной декларацией ЕНПФ, совет вырабатывает предложения по повышению эффективности управления пенсионными активами.

Пенсионные активы инвестируются в различные инструменты – диверсифицировано и с учётом баланса риска и доходности.

В структуре портфеля, по данным на 1 ноября этого года:

  • 38,21% – государственные ценные бумаги Республики Казахстан;
  • 15,55% – облигации квазигосударственных организаций Казахстана;
  • 14,53% – государственные ценные бумаги иностранных государств;
  • 11,99% – облигации банков второго уровня;
  • 2,89% – облигации МФО;
  • 2,87% – денежные средства;
  • 2,85% – депозиты в иностранных банках;
  • 2,41% – депозиты БВУ РК;
  • 2,27% – акции и депозитарные расписки эмитентов РК;
  • 2,24% – облигации иностранных эмитентов квазигоссектора;
  • 1,79% – депозиты Нацбанка РК;
  • 0,93% – активы, находящиеся во внешнем управлении у Aviva Investors Global Services Limited;
  • 0,53% – прочие активы;
  • 0,30% – PPN (структурные ноты);
  • 0,26% – акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов.

Стоимость пенсионных активов, находящихся в управлении Национального банка Республики Казахстан на 1 ноября этого года, составляет более 10,56 трлн тенге.

Доходность от инвестирования пенсионных активов может оказаться либо выше, либо ниже инфляции (таковы законы рынка). Поэтому может возникнуть разница между суммой фактически внесённых взносов с учётом инфляции и суммой накоплений в фонде.

Если сумма пенсионных накоплений больше суммы фактически внесённых ОПВ, ОППВ с учётом инфляции или равна ей, то выплата разницы не осуществляется. Если меньше, то государство выплатит вкладчику разницу, рассчитанную по установленной формуле.

Как рассчитывают гарантийное возмещение

Когда участник пенсионной системы получает право на пенсионные выплаты (подробнее смотрите ниже), производится расчёт доходности на его индивидуальном пенсионном счёте с учётом инфляции за весь период нахождения в накопительной пенсионной системе.

Для расчёта суммы по госгарантии специально разработана методика. Расчёт производится в государственной корпорации "Правительство для граждан" индивидуально для каждого вкладчика.

Приведём пример, для простоты округлим цифры.

Допустим, сумма обязательных пенсионных взносов участника пенсионной системы составила 1 500 000 тенге. С учётом инфляции на момент достижения пенсионного возраста это 1 800 000 тенге. Сумма накоплений с учётом инвестиционного дохода – 1 700 000 тенге. Соответственно, такой вкладчик получит гарантийное возмещение в размере 100 000 тенге.

Если же сумма взносов в 1 500 000 тенге с учётом инфляции, набежавшей к моменту выхода вкладчика на пенсию, будет рассчитана как 1 600 000 тенге, а с учётом инвестиционного дохода, заработанного управляющим, составит 1 700 000 тенге, то гарантийное возмещение в этом случае не полагается.

Что нужно сделать, чтобы получить госгарантию

Выплата гарантийного возмещения – это проактивная услуга, то есть она предоставляется автоматически при подаче единого заявления на получение пенсионных выплат в связи с достижением пенсионного возраста.

Сейчас документы и единое заявление на расчет пенсии от государства и выплат из ЕНПФ принимаются разом, по принципу одного окна, в центрах обслуживания населения. Эта композитная услуга внедрена в октябре 2018 года.

После обращения будущего пенсионера в ЦОН "Правительство для граждан" взаимодействует с Межведомственным расчётным центром социальных выплат (бывший ГЦВП), который принимает решение о назначении или отказе в выплате. "Правительство для граждан" информирует об этом заявителя и, в случае положительного решения, формирует платёжное поручение.

Гарантийное возмещение выплачивается единовременно из республиканского бюджета и перечисляется на банковский счёт получателя.

Кто имеет право на гарантию государства

Государственная гарантия выплачивается вкладчикам при наступлении права на пенсионные выплаты, а это:

  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • люди, имеющие инвалидность І и ІІ групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определённые законодательством Республики Казахстан, подтверждающие факт выезда.
  • наследники в случае смерти вкладчика (получателя), имевшего право на выплату по гарантии государства.

Напомним: возраст, при котором наступает право на пенсионные выплаты, для мужчин составляет 63 года, для женщин – увеличивается ежегодно на шесть месяцев.

В 2019 году женщины выходят на заслуженный отдых в 59 лет. Дальнейшее поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию для женщин будет выглядеть так:

  • с 1 января 2020 года – 59,5 года;
  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 года;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

Гарантия распространяется и на обязательные пенсионные взносы, и на обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Гарантии – по закону

В Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" прописаны принципы и условия, с помощью которых обеспечивается гарантия сохранности пенсионных активов.

Их 17, и вот некоторые из них:

  • пенсионные накопления за счёт ОПВ и ОППВ аккумулируются в Едином накопительном пенсионном фонде;
  • инвестиционное управление пенсионными активами осуществляет Нацбанк;
  • установление требований по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат;
  • ведение раздельного учёта собственных средств ЕНПФ и пенсионных активов;
  • установление размера комиссионного вознаграждения.

Государство взяло на себя обязательство гарантировать сохранность пенсионных накоплений в 2003 году, тогда соответствующая норма была прописана в законе. Активно норма заработала в период мирового финансового кризиса 2007-2008 годов: тогда финансовые рынки показывали отрицательную доходность, и это отразилось на пенсионных активах.

Накопительная пенсионная система Казахстана уникальна. Многие другие страны подобной гарантии сохранности накоплений не предоставляют. Даже те, где пенсионная система считается высокоэффективной. Например, в Германии ставка доходности пенсионных фондов – 2,25% к моменту выхода участника системы на пенсию.

В Чили управляющие компании обеспечивают сохранность в зависимости от типа выбранного фонда, но не ниже 2% средневзвешенной реальной доходности за предыдущие 36 месяцев.

В Чехии, Японии и Словакии управляющие компании гарантируют сохранность только номинальной стоимости взносов или нулевую инвестиционную доходность без учёта инфляции.

В некоторых странах гарантия сохранности пенсионных денег не даётся вообще, и в числе таких стран – Австралия, Израиль, Мексика, Норвегия, Швеция, Эстония.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: