Переплата региональной социальной доплаты к пенсии

Я житель Москвы, инвалид 3 группы, получал федеральную пенсию начиная с 2004 года,в феврале 2005 устроился на работу, а с 1 ноября 2006 сменил место работы. Региональную доплату от Департамента социальной защиты г. Москвы начал получать позже чем пенсию, уже не помню работал я на тот момент или нет. Получал пенсию на почте, где летом 2012 года, получил меньшую сумму, чем обычно, сказали, что сняли городскую надбавку всем работающим пенсионерам.

Сегодня получил письмо от Департамента социальной защиты города Москвы, в котором говорится, что в связи с тем, что я своевременно не сообщил о факте поступления на работу с 1 ноября 2006 года, у меня образовалась переплата за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.

Отмечу, что никаких заявлений о назначении мне региональной надбавки с 01.01.2010 я не писал, впрочем как и не помню писал ли я их 2004-2005 годах.

Более того в марте 2010 года я обратился в Департамент соц. защиты за получением пособия по рождению ребенка, где сообщил о том, что я работаю, и какой уровень дохода имею. Я получил только единовременное пособие, а в ежемесячном пособии мне было отказано на основании того, что мой уровень дохода выше прожиточного минимума, и пособие мне не положено (подтверждающих документов нет,т.к. все было в устном виде). Как быть в такой ситуации. Заранее спасибо за ответ.

Ответы юристов ( 10 )


Сегодня получил письмо от Департамента социальной защиты города Москвы, в котором говорится, что в связи с тем, что я своевременно не сообщил о факте поступления на работу с 1 ноября 2006 года, у меня образовалась переплата за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.
Дмитрий

А Вы можете прикрепить данное письмо?

Дмитрий! Сначала необходимо выяснить на каком основании Вам была выплачена данная надбавка, если Вы на нее не подавали? Также следует выяснить работали ли Вы в то время, когда она Вам выплачивалась и если окажется, что Вы сами просили доплату, устроились на работу и не сообщили об этом в 10 дневный срок в Департамент, то Вам придется вернуть эту доплату. Но не все так страшно, пусть они подают в суд, и судебные приставы будут высчитывать у Вас эту сумму с пенсии и (или) с заработной платы в размере не более 50 % ежемесячно.

Кроме того, если они обратятся в суд, обратите внимание суда на пропуск срока исковой давности в три года.

у меня образовалась переплата за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.
Дмитрий

Срок давности по всей сумме истекает 31 августа 2015 года, так что самое большое, это Вы им будете должны вернуть на 1-2 месяца и не более.

В общем в данной ситуации советую Вам написать им в ответ письмо. «В ответ на ваше письмо за №… от (число) с требованием о выплате переплаченной доплаты сообщаю, что с в соответствии со ст. 196 ГПК РФ срок давности составляет 3 года, таким образом считаю, что я Вам ничего не должен, если Вас не устраивает мой ответ можете обращаться в суд и взыскивать с меня в судебном порядке.»


Здравствуйте. Варианта у Вас 2

1. Отправлять в суд Департамент и пусть там доказывают, что они правы.

2. Выплатить что требуется.

В соответствии с п. з ст. 33 ПП Москвы о рег. доплате пенсионер утрачивает право на рег. доплату если поступает на оплачиваемую работу.

по п. 41 Постановления, Вы должны были в 10 дневный срок подать сведения. что устроились на работу.

Иначе либо добровольно уплачиваете переплаченные суммы, либо взыскивают с пенсии, либо в суде.

Так что в данном случае, если работали и получали доплату, то требования правомерны.

получается, что срок истекает 31.08.2015, если даже завтра в суд обратятся, всего 2 месяца «переплаты» остается.
Наумова Анастасия

Вот это поддерживаю, если срок исковой давности не удастся департаменту восстановить, то почти ничего не взыщут, а восстановить они его вряд ли смогут.


Как вариант — отправить Департамент в суд, там заявить о пропуске срока давности в 3 года,

получается, что срок истекает 31.08.2015, если даже завтра в суд обратятся, всего 2 месяца «переплаты» остается.


за период с 01.01.2010 по 31.08.2012 в сумме 253 942,56 руб.
Дмитрий

Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии»
13. Неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится управлением социальной защиты населения района города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 дней) сообщении в управление социальной защиты населения района города Москвы, выплачивающее данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.
41. Гражданин обязан в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения района города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера.
42. В случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 настоящего Порядка, повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, причиненный ущерб возмещается в следующем порядке:
а) управление социальной защиты населения района города Москвы определяет сумму переполученных средств и выносит решение об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) гражданином в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения района города Москвы);
в) на основании судебного решения по иску управления социальной защиты населения района города Москвы о взыскании переполученных сумм.
В таком же порядке подлежат взысканию излишне выплаченные до 1 января 2010 года по вине пенсионера суммы ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
В зависимости от материального положения пенсионера управлением социальной защиты населения района города Москвы может быть принято решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо, в исключительном порядке, о списании переплаты или ее части.
43. При прекращении выплаты региональной социальной доплаты оставшаяся задолженность должна быть возмещена гражданином добровольно, в противном случае она подлежит взысканию в судебном порядке. 44. Переплата региональной социальной доплаты, образовавшаяся по вине органа, выплачивающего ее, удержанию с пенсионера не подлежит.

Отмечу, что никаких заявлений о назначении мне региональной надбавки с 01.01.2010 я не писал, впрочем как и не помню писал ли я их 2004-2005 годах.
Дмитрий

Напишите им ответ и просите предоставить документы о том, что вы просили назначить данную надбавку, если не предоставят, то пусть обращаются в суд и доказывают, что Ваша вина. а не их в том, что они произвели переплату в таком размере.

Более того, срок исковой давности составляет 3 года, согласно ст 196 ГК РФ и ни один суд при заявлении Вами о пропуске исковой давности не присудит взыскать данную сумму, т.е. переплату смогут взыскать за июль и август, т.к. по остальным срокам — срок для взыскания истек. Так же об этом можете указать в письме — ответе

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2016 года Никулинский районный суд г. Москвы в составе судьи Борисова Е.В. при секретаре Аветисяне А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-6954/16 по иску ОСЗН района

Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы к *** о взыскании переполученных средств региональной социальной доплаты к пенсии,

Истец обратился в суд с иском к указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что ** Ю.П. осуществлены действия по незаконному получению РСД, вследствие чего истец просит взыскать с ответчика сумму незаконной переплаты в размере ** руб.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил заявленный иск удовлетворить по основаниям, указанным в нем.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причине своего отсутствия и доказательств уважительности этих причин не представил.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть

Кроме того, с учетом гарантированного п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки, Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления N 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.

Определяя, насколько срок судебного разбирательства является разумным, во внимание принимается сложность дела, поведение заявителя (истца, ответчика).

В целях обеспечения своевременного рассмотрения судами уголовных и гражданских дел Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24 августа 1993 года № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» (с изменениями от 06 февраля 2007 года) указал, что судам при осуществлении правосудия необходимо исходить из того, что несоблюдение установленных законом сроков производства по уголовным и гражданским делам существенно нарушает конституционные права граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в статье 10 Всеобщей Декларации прав человека, в пункте 1 статьи 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в пункте 3 статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах.

При таких обстоятельствах, с учетом разумности сроков судебного разбирательства, неоднократности уведомления ответчика о дате и времени рассмотрения дела по месту регистрации, а так же руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть

дело в отсутствие ответчика,

извещенного о месте и времени судебного заседания, в порядке заочного производства.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц по делу, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

Как установлено судом и следует из материалов дела, ** Ю.П. является получателем пенсии по старости и получал региональную социальную доплату к пенсии.

Начисление и выплата РСД производится в соответствии с Порядком назначения и выплаты неработающим пенсионерам РСД, утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП.

В соответствии с раз

делом VIII п. 40 и п. 41 указанного Порядка,

пенсионер несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах предоставляемых им для назначения РСД, пенсионер обязан известить районное управление социальной защиты населения города Москвы (с 01.07.2015 - Отдел), выплачивающий ему РСД, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера РСД, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица ** Ю.П. работал в ООО «**» с 01.01.2010 - 30.06.2012; 01.01.2013 - 30.06.13. О поступлении на работу ** Ю.П. Отдел не проинформировал.

В результате изложенного образовалась переплата региональной социальной доплаты к пенсии за периоды: с 01.01.2010 - 30.06.2012; 01.02.2013 - 30.06.2013 на общую сумму **.

Переплата излишне выплаченных сумм РСД удерживалась по карточке удержания ежемесячно по 20 процентов от подлежащей к выплате сумме РСД с 01.12.2013. Выплата РСД и карточка удержания закрыты с 01.11.2014 на основании сведений, поученных из территориального учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации о перерасчете (корректировке) размера пенсии ** Ю.П. с 01.08.2014 в без заявительном порядке по страховым взносам, уплаченным работодателем. Остаток невыплаченной суммы составляет ** коп.

15.11.2013 при обращении в Отдел ** Ю.П. поставлен в известность о переплате, возврат указанной суммы не осуществил, вследствие чего суд приходит к выводу о взыскании с ответчика переполученной суммы РСД в размере ** коп.

Кроме того, суд на основании ст. 103 ГПК РФ взыскивает с ответчика в бюджет г. Москвы государственную пошлину в сумме ** руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 167, 193- 199, 233-237 ГПК РФ,

исковые требования ОСЗН района Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы к ** о взыскании переполученных средств региональной социальной доплаты к пенсии – удовлетворить.

Взыскать с ** в пользу ОСЗН района Тропарево-Никулино ЗАО г. Москвы денежные средства в размере ** коп.

Взыскать с ** в бюджет г. Москвы государственную пошлину в сумме ** руб.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца.

Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Никулинский районный суд г. Москвы в течение 7 дней со дня его получения.

Судья: Борисов Е.В.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2016 г. Симоновский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Буториной М.А., при секретаре Алекперове Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

Грудининой Л. В. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г.

Москвы о признании незаконным решения о удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, о признании незаконными действия об удержании начисляемой региональной социальной доплаты к пенсии, переплаченной региональной социальной доплаты к пенсии,

Истец обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ответчика № от 25.09.2015г. об удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010г. по 31.08.2012г. , признании незаконными действия ответчика об удержании с неё 20% начисляемой региональной социальной доплаты к пенсии , переплаченой региональной социальной доплаты к пенсии , в связи с истечением срока исковой давности, мотивируя свои требования тем, что ответчик в нарушение норм действующего законодательства принял соответствующее решение, в т.ч.и в связи с истечением срока исковой давности.

В судебном заседании истец и её представитель настаивали на удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований по доводам письменного отзыва.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования подлежат отклонению.

Положениями ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п.

1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, с 01.01.2010 для неработающих пенсионеров установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание (далее по тексту - пенсия) в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.

Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.

Порядок возмещения ущерба, в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму неосновательно полученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.

Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что 28 января 2009г.

истцу назначена пенсии по старости.

18 мая 2009г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии неработающим пенсионерам, при этом истец указала, что не работает с 09.02.1996г.

Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии Грудининой Л.В. назначена с 28.01.2009г. в соответствии с «Положением о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», принятым постановлением Правительства Москвы от 27.11.2007г. № 1005-ПП.

В связи с изменением законодательных актов, с 01.01.2010г.

заявительнице назначена региональная социальная доплата к пенсии согласно постановления Правительства Москвы от 17.11.2009г. N 1268-ПП « О региональной доплате к пенсии».

09.10.2013г. Грудинина JI.B. обратилась в Отдел социальной защиты населения района Нагатинский Затон для назначения региональной социальной доплаты к пенсии, представив документы об осуществлении трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 10.07.1998г. по 04.10.2013г.

В результате проверки личного дела 25.09.2015г. От

защиты населения района Нагатинский Затон ЮАО города Москвы вынесено решение от 25.09.2015г. № об удержании с Грудининой JI.B.

переполученных средств региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010г. по 31.08.2012г. в сумме 230333 ******в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ей к выплате суммы региональной социальной доплаты, так как перерасход бюджетных средств произошел по вине пенсионера.

Согласно распоряжению Правительства Москвы от 04.12.2009г. № 3107-РП переплата ежемесячной компенсационной выплаты за период с 28.01.2009г. по 31.12.2009г. в сумме ******. с заявительницы не удерживается.

Исходя из изложенного выше, руководствуясь положениями Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", суд приходит к выводу, что основания для принятия ответчиком решения от 25 сентября 2015 года № 1249. имелись, так как истец, являясь получателем ежемесячной выплаты, не исполнила установленную обязанность, являясь индивидуальным предпринимателем с 10.07.1998г. истец сообщила, что с 09.02.1996г. не работает, а при таких обстоятельствах истец не имела право на получение соответствующей выплаты. Данное решение ответчика суд находит законным и обоснованным, в то время как требования истца подлежат безусловному отклонению, так как в удовлетворении данных требований нет правовых оснований.

Доводы истца о том, что пропущен срок исковой давности, суд находит несостоятельными, поскольку в силу ст. 220 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. С учетом данной нормы и того, что о факте трудовой деятельности ответчику стало известно 9 октября 2013г. года, общий размер задолженности также определен решением от 25.09.2015 года, после представления истцом соответствующих документов, полномочиями самостоятельно проверять информацию о трудовой деятельности лиц, являющихся получателями региональной социальной доплаты к пенсии Управление, действующими нормами закона, регулирующими спорные правоотношения, не наделено, в связи с чем Управление не имело возможности установить факт трудовой деятельности истца , следовательно срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ не пропущен.

Довод истца о том, что она , подавая заявление о назначении ежемесячной компенсационной выплаты заблуждалась относительно формы своей занятости, суд не может принять во внимание, поскольку в силу норм действующего законодательства истец не имела право на её получение, поскольку не являлась не работающим пенсионерам.

При таких обстоятельствах дела требования истца подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

В удовлетворении требований Грудининой Л. В. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г. Москвы о признании незаконным решения о удержании переплаты региональной социальной доплаты к пенсии, о признании незаконными действия об удержании начисляемой региональной социальной доплаты к пенсии, переплаченной региональной социальной доплаты к пенсии - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мосгорсуд в течение месяца с момента его изготовления.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СОЦИАЛЬНЫМ СПОРАМ:

Истец обратился в суд с требованиями о взыскании с ответчиков суммы необоснованно полученной пенсии в размере 221 776 руб. 29 коп., расходов на оплату государственной пошлины.В обоснование исковых требований истец указал, что Кокурин Юрий Констант.

Истец Волкова Н.Ф. обратилась в суд с названным иском к ответчику ДГИ г.Москвы. Указала, что в 1990 г. как работнику Строительного управления № ей были предоставлены для проживания комнаты № и № в общежитии по адресу: ******. 06.11.1990г. она была.



Проблема работающих и неработающих пенсионеров продолжает оставаться острой и актуальной, поэтому разъяснения Верховного суда по такой проблеме могут оказаться полезными многим гражданам.

Эта история началась с момента, когда органы соцзащиты назначили неработающему пенсионеру выплаты, положенные ему по закону. Гражданин их некоторое время получал, но потом решил снова поработать. Сама же соцзащита назначенные человеку выплаты не отменила. Пока разобралась, прошло несколько лет. И чиновники отправили в суд иск с требованием - взыскивать с пенсионера "неосновательное обогащение".



Судя по иску, соцзащита потребовала взыскать с гражданина "лишнюю" пенсию. Вот как это вышло.

Гражданину в 2010 году назначили региональную доплату как неработающему пенсионеру. А он в ответ, по существующим нормам, обязался поставить в известность соцзащиту, если снова начнет трудиться.

В конце концов это случилось - пенсионер нашел работу. Про выплаты тогда никто не вспомнил - ни он, ни соцзащита. В итоге работающий пенсионер получал доплату еще в течение двух лет. По подсчетам чиновников, общая сумма переплат ему приблизилась к семидесяти тысячам рублей.

О том, что их подопечный все-таки решил трудиться, в соцзащите узнали еще через три года из информации районного МФЦ. И лишь тогда чиновники стали готовить иск в суд, чтобы взыскать переплаченные деньги. Но в чиновничьих кабинетах время течет по-другому, поэтому на подготовку иска ушло еще два года. Так что реально исковое заявление появилось в суде только в 2017 году. Позже в суде представитель соцзащиты объяснил такой медленный процесс тем, что только в 2016 году они смогли получить трудовую книжку пенсионера.



В свою защиту ответчик говорил, что сроки давности для предъявления ему подобных требований уже прошли. Но в судах пенсионеру не повезло - он проиграл. И районный, и городской суды встали на сторону соцзащиты и сказали, что пенсионер должен вернуть переплаченную сумму. А еще местные суды не согласились с тем, что пропущен срок исковой давности.

По жалобе пенсионера дело дошло до Верховного суда РФ. И там с позицией и решением местных судов не согласились.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда подчеркнула - выплаты ответчику были остановлены в 2012 году. И по закону соцзащита имела право так поступить, пока не выяснит, работает ли пенсионер, получающий выплату. Основание для приостановления выплаты - вот то, что следовало выяснить местным судам.

Суды, рассматривая требования соцзащиты, должны были узнать, связано ли прекращение выплат с трудоустройством пенсионера, получал ли он уведомление по этому поводу и сообщали ли ему, что он должен передать в соцзащиту трудовую книжку. Эти вопросы Верховный суд посчитал главными, но местные суды на них не ответили. Более того, они на них даже не обратили внимание.



По мнению высокой судебной инстанции, чтобы установить, когда начал идти срок исковой давности, надо учитывать не только день, когда чиновник соцзащиты узнал о трудоустройстве пенсионера, но и дату, "когда истец в силу своих компетенций и полномочий должен был об этом узнать", добавил Верховный суд РФ.

Информация о том, что пенсионер начал работать, приходит в городской департамент труда и соцзащиты ежемесячно, заявил суд, но из материалов дела видно, что практически три года соцзащита, имея информацию о нарушениях, ничего не делала.

В итоге Верховный суд РФ отменил все принятые по делу решения и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Там спор должны пересмотреть с учетом разъяснений Верховного суда.

Справка "РГ"

По статье 1109 Гражданского кодекса РФ - "Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату" не надо возвращать зарплату и приравненные к ней платежи - пенсии, пособия и прочее, полученные в большем размере, если приобретатель действовал добросовестно и не было счетной ошибки. Доказать недобросовестность приобретателя или наличие ошибки в расчетах придется истцу. Сам по себе факт того, что гражданин получил больше, чем должен был, не свидетельствует о наличии недобросовестности.



Проблема работающих и неработающих пенсионеров продолжает оставаться острой и актуальной, поэтому разъяснения Верховного суда по такой проблеме могут оказаться полезными многим гражданам.

Эта история началась с момента, когда органы соцзащиты назначили неработающему пенсионеру выплаты, положенные ему по закону. Гражданин их некоторое время получал, но потом решил снова поработать. Сама же соцзащита назначенные человеку выплаты не отменила. Пока разобралась, прошло несколько лет. И чиновники отправили в суд иск с требованием - взыскивать с пенсионера "неосновательное обогащение".



Судя по иску, соцзащита потребовала взыскать с гражданина "лишнюю" пенсию. Вот как это вышло.

Гражданину в 2010 году назначили региональную доплату как неработающему пенсионеру. А он в ответ, по существующим нормам, обязался поставить в известность соцзащиту, если снова начнет трудиться.

В конце концов это случилось - пенсионер нашел работу. Про выплаты тогда никто не вспомнил - ни он, ни соцзащита. В итоге работающий пенсионер получал доплату еще в течение двух лет. По подсчетам чиновников, общая сумма переплат ему приблизилась к семидесяти тысячам рублей.

О том, что их подопечный все-таки решил трудиться, в соцзащите узнали еще через три года из информации районного МФЦ. И лишь тогда чиновники стали готовить иск в суд, чтобы взыскать переплаченные деньги. Но в чиновничьих кабинетах время течет по-другому, поэтому на подготовку иска ушло еще два года. Так что реально исковое заявление появилось в суде только в 2017 году. Позже в суде представитель соцзащиты объяснил такой медленный процесс тем, что только в 2016 году они смогли получить трудовую книжку пенсионера.



В свою защиту ответчик говорил, что сроки давности для предъявления ему подобных требований уже прошли. Но в судах пенсионеру не повезло - он проиграл. И районный, и городской суды встали на сторону соцзащиты и сказали, что пенсионер должен вернуть переплаченную сумму. А еще местные суды не согласились с тем, что пропущен срок исковой давности.

По жалобе пенсионера дело дошло до Верховного суда РФ. И там с позицией и решением местных судов не согласились.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда подчеркнула - выплаты ответчику были остановлены в 2012 году. И по закону соцзащита имела право так поступить, пока не выяснит, работает ли пенсионер, получающий выплату. Основание для приостановления выплаты - вот то, что следовало выяснить местным судам.

Суды, рассматривая требования соцзащиты, должны были узнать, связано ли прекращение выплат с трудоустройством пенсионера, получал ли он уведомление по этому поводу и сообщали ли ему, что он должен передать в соцзащиту трудовую книжку. Эти вопросы Верховный суд посчитал главными, но местные суды на них не ответили. Более того, они на них даже не обратили внимание.



По мнению высокой судебной инстанции, чтобы установить, когда начал идти срок исковой давности, надо учитывать не только день, когда чиновник соцзащиты узнал о трудоустройстве пенсионера, но и дату, "когда истец в силу своих компетенций и полномочий должен был об этом узнать", добавил Верховный суд РФ.

Информация о том, что пенсионер начал работать, приходит в городской департамент труда и соцзащиты ежемесячно, заявил суд, но из материалов дела видно, что практически три года соцзащита, имея информацию о нарушениях, ничего не делала.

В итоге Верховный суд РФ отменил все принятые по делу решения и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Там спор должны пересмотреть с учетом разъяснений Верховного суда.

Справка "РГ"

По статье 1109 Гражданского кодекса РФ - "Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату" не надо возвращать зарплату и приравненные к ней платежи - пенсии, пособия и прочее, полученные в большем размере, если приобретатель действовал добросовестно и не было счетной ошибки. Доказать недобросовестность приобретателя или наличие ошибки в расчетах придется истцу. Сам по себе факт того, что гражданин получил больше, чем должен был, не свидетельствует о наличии недобросовестности.

Региональная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения получателя с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами. Региональная социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане, подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области по месту жительства (пребывания) получателя.

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области.

Для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии представляются следующие документы:

а) заявление на имя руководителя территориального подразделения Министерства о назначении и выплате региональной доплаты к пенсии с указанием способа ее получения (перечисление на лицевой счет, открытый в кредитной организации (филиале, структурном подразделении); перечисление на счет федерального почтового отделения связи);

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания в Московской области, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

г) пенсионное удостоверение;

д) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

е) трудовая книжка;

ж) справка о размере пенсий, в том числе суммы полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий (запрашивается МФЦ);

з) справка о размере дополнительного материального (социального) обеспечения (запрашивается МФЦ);

и) справка о размере ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (запрашивается МФЦ);

к) справка о размере ежемесячных денежных компенсаций по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (запрашивается МФЦ);

л) справка о размере ежемесячных денежных выплат, установленных Законом Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (запрашивается МФЦ);

м) справка о размере ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате услуг местных телефонных соединений (запрашивается МФЦ);

н) справка о размере денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования Московской области, города Москвы, московском метрополитене и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (запрашивается МФЦ);

о) справка, подтверждающая обучение по очной форме в образовательных учреждениях всех типов – для учащихся в возрасте от 18 до 23 лет (предоставляется ежегодно).

Заявление и документы для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии могут быть представлены в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Документы, указанные в подпунктах "а"-"е", "о" пункта 3 настоящего Порядка, представляются заявителем лично либо через представителя. При обращении за назначением региональной доплаты к пенсии представителем дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы (кроме заявления) представляются в копиях с предъявлением подлинников для сверки. В случае отсутствия у получателя копий их изготовление обеспечивается работником территориального подразделения Министерства или работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. По усмотрению получателя заявление может быть подано в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.

Читайте также: