Перерасчет пенсий в азербайджане

Рассказываю, сколько получают пенсионеры, в каком возрасте положена пенсия и сколько лет нужно работать, чтобы заработать хотя бы минималку.

По состоянию на 1 января 2020 года в Азербайджане числилось 1270,6 тысяч пенсионеров, что составляет 12,8% населения страны. Для сравнения – у нас пенсионеров почти треть, 46 миллионов.

Если хотите больше достоверной информации о трудовой, социальной и пенсионной системах Азербайджана, рекомендую не гуглить и не читать байки в соцсетях, а посмотреть сайт Министерства труда и социальной защиты населения Sosial.gov.az. Там есть и законодательство, и новости, и фото-отчеты… Например, вот такие квартиры дали бесплатно инвалидам Карабахской войны буквально месяц назад:

Не уверен, есть ли подобная практика в России. В остальном – многие социальные схемы такие же, как и у нас. Есть программа поддержки самозанятости, пособия на детей, звания «Ветеран труда», бесплатные путевки для отдельных категорий граждан…

Но некоторые моменты в корне отличаются от того, что мы видим в нашей стране. Расскажу подробнее о трех ключевых особенностях пенсионной системы, а потом покажу, сколько денег получают пенсионеры в Азербайджане.

Пенсионный возраст поднимают не так, как у нас

В Азербайджане решили пойти по европейскому пути и уравнять время выхода на пенсию для мужчин и женщин – сделать 65 лет для всех. Поднимали шустро, по полгода в год.

Сейчас мужчины могут отправиться на заслуженный отдых в 65 лет. У женщин процесс растянется до 2027 года, с 1 июля 2020 года оформление пенсии доступно в возрасте 62 лет.

Нетипичное для страны с арабским уклоном поведение, правда? В той же Турции, с которой Баку любит пример брать, с прекрасным полом так не поступают.

Но у азербайджанских пенсий еще одна особенность, которая может нивелировать негативное восприятие подъема пенсионной планки для женщин.

Хочешь раньше на пенсию? Рожай детей!

Для женщин, родивших и вырастивших до 8-летнего возраста не менее 5 детей, пенсионный возраст снижается на год за каждого ребенка. 10 детей – на 10 лет раньше пенсия.

Мне кажется, такая практика пригодилась бы и в России. Только начинать не с 5 детей, а с двух-трех. В наше время поднять даже троих детей в семье – это подвиг.

И вот все бы вроде хорошо, сладкая морковка такая висит… Рожай детей, заботься о них, а государство тебе раннюю пенсию даст… Но не так все просто.

В Азербайджане более жесткие требования по трудовому стажу, чем в РФ

Дело в том, что получить трудовую пенсию можно только с полностью выработанным стажем. Минимум – 25 лет. Причем как для мужчин, так и для женщин. Если у дамы есть пятеро детей, но не набралось 25 лет оплачиваемой работы, ранняя трудовая пенсия ей не светит, только пособие по старости.

Если ко времени стандартного выхода на пенсию трудового стажа недостаточно, ее не будет. Вместо трудовой пенсии будет социальная помощь – ее выплачивают мужчинам с 67 лет, а женщинам с 62 лет.

Сколько платят?

Пособие по старости – фиксированное. Иногда его увеличивают отдельным Указом президента. Например, с 1 апреля 2019 года его размер составляет 130 манатов. На наши деньги – 6 тысяч рублей.

Трудовая пенсия – по-разному. Чем больше стаж, чем больше было страховых отчислений – тем больше денег. Если по страховой схеме на пенсионном счете не собралось достаточно средств, государство доплачивает до минимальной пенсии.

Согласно соответствующим поправкам в Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях», минималка стабильно повышается. С 1 октября 2019 года минимальная трудовая пенсия выросла до 200 манатов (это 80% от МРОТ). На наши деньги – 9230 рублей.

Средняя трудовая пенсия недалеко ушла от минимальной – 300 манатов на начало 2020 года (13840 рублей). К концу этого года азербайджанские власти планируют довести ее объем до 350 манатов.

Цены на некоторые продукты я показывал в статье о зарплатах в Азербайджане . Поверьте, на эти деньги там вполне можно жить.

Пенсионный фонд не принимает справки о заработанной плате за советский период. Не включает стаж с 1989 по 1996 годы. Ссылаясь на отсутствие соглашения с .Азербайджаном.


Здравствуйте. Может и мне кто нибудь поможет советом? 29.11.2019 Подал заявление на назначение пенсии по старости. Сразу надо пояснить, что я жил и работал с 1976г. по 1996г в Республике Азербайджан. Это единственная Республика из бывших союзных республик которая, не заключила соглашение с РФ. В страховой стаж учтены следующие периоды: 02.06.1976 по 03.10.1977-работа 25,10.1977 по 23.10.1979-период военной службы. 08.01.1980 по 04.12.1981-работа 16.12.1981 по 22.06.1983-работа 24.10.1983 по 08.04.1987-работа 20.04.1987 по 07.12.1988- работа 26.12.1988 по 06.03.1989-работа 07.03.1989 по 10.06.1996-работа — стаж не учли 01.06.2000 по 31.10.2001-работа -средне месячный заработок 289руб.58коп. Таким образом по расчетам ПФР мой стаж составил 13 лет 5 месяцев 20 дней. ИПК -13.7. Это данные по запросу расчета. 11.02.2020 пришло по почте отказное письмо. В нем указано, что стаж у меня 15лет 5 месяцев 19 дней ИПК равен 14.154, а надо 16.2 Не засчитали стаж с 07.03.1989 по 10.06.1996. Мотивируя это тем, что печать на Азер- байджанском языке и нет нотариального перевода. Хотя у меня были справки нотариально заверенные. которые они отказались принимать. Кстати справки у меня были и по З\П с 1976 по 1983 года. Я их брал еще в 2008 году когда ездил в Азербайджан. Но им нужны свежие справки через МИНЮСТ которые я должен сам запросить, так как нет соглашения. (Которые у меня, видно уже протухли) После того как получил отказное все эти справки о З\П КОТОРЫЕ У МЕНЯ НЕ ПРИНИМАЛИ подал в канцелярию ПФР с заявлением чтобы их приняли и приобщили к ранее поданным документам. Что делать дальше пока не знаю. Или докупать недостающие 2 бала которые стоят 59000 или в суд, а это опять расходы потому что без адвоката я не справлюсь.


Здравствуйте. Может и мне кто нибудь поможет советом? 29.11.2019 Подал заявление на назначение пенсии по старости. Сразу надо пояснить, что я жил и работал с 1976г. по 1996г в Республике Азербайджан. Это единственная Республика из бывших союзных республик которая, не заключила соглашение с РФ. В страховой стаж учтены следующие периоды: 02.06.1976 по 03.10.1977-работа 25,10.1977 по 23.10.1979-период военной службы. 08.01.1980 по 04.12.1981-работа 16.12.1981 по 22.06.1983-работа 24.10.1983 по 08.04.1987-работа 20.04.1987 по 07.12.1988- работа 26.12.1988 по 06.03.1989-работа 07.03.1989 по 10.06.1996-работа — стаж не учли 01.06.2000 по 31.10.2001-работа -средне месячный заработок 289руб.58коп. Таким образом по расчетам ПФР мой стаж составил 13 лет 5 месяцев 20 дней. ИПК -13.7. Это данные по запросу расчета. 11.02.2020 пришло по почте отказное письмо. В нем указано, что стаж у меня 15лет 5 месяцев 19 дней ИПК равен 14.154, а надо 16.2 Не засчитали стаж с 07.03.1989 по 10.06.1996. Мотивируя это тем, что печать на Азер- байджанском языке и нет нотариального перевода. Хотя у меня были справки нотариально заверенные. которые они отказались принимать. Кстати справки у меня были и по З\П с 1976 по 1983 года. Я их брал еще в 2008 году когда ездил в Азербайджан. Но им нужны свежие справки через МИНЮСТ которые я должен сам запросить, так как нет соглашения. (Которые у меня, видно уже протухли) После того как получил отказное все эти справки о З\П КОТОРЫЕ У МЕНЯ НЕ ПРИНИМАЛИ подал в канцелярию ПФР с заявлением чтобы их приняли и приобщили к ранее поданным документам. Что делать дальше пока не знаю. Или докупать недостающие 2 бала которые стоят 59000 или в суд, а это опять расходы потому что без адвоката я не справлюсь.


Вам нужен переводчик (указания пф об отсутствии перевода являются существенными, поскольку без перевода пф придётся нарушать закон о госязыке, чего он, конечно, сделать не может). Вы сообщили, что передали в пф справки о з/п (их переводить надо официально. И — это Ваша забота. Нужны ли переводчику подлинники — это он скажет), но — какова судьба справок о стаже? Их немедленно (также) надо переводить, сдавать в пф, получать отметку об их принятии.

Имейте в виду, что поданное Вами 29.11.2019г. заявление является письменным доказательством, подтверждающим дату первоначального обращения (такое заявление нужно для суда, потому что пф Вам попытается назначить пенсию, если назначит, не с даты первоначального обращения, а с более поздней даты).

Это заявление с отметкой о принятии в пф, либо просто расписку пф о том, что принято заявление с документами, если нет копии, нужно (поэтому) хранить.

Справки (все) не могут «протухнуть» (если они оформлены надлежащим образом, имеют печати и подписи, переведены).

После направления таких надлежащих справок НЕ пишите повторного заявления (на бланке пф) о назначении пенсии, а (направляя их в пф) сошлитесь (непременно), что ранее (29.11.19г.) обращались за назначением пенсии, направили (ранее, указав дату) справки о з/п, и поэтому просите повторно разрешить вопрос о назначении пенсии (в случае отказа в принятии такого Вашего заявления, составленного в произвольной форме - добивайтесь от руководителей пф, немедленно посещая их, принять заявление. Потому что пф обязан в силу Конституции РФ принимать ЛЮБЫЕ заявления граждан. В случае отказа — посетите отдел по работе с обращениями граждан в областном Отделении пф в городе — областном! - где Вы проживаете, там просите того же — чтобы обязали местное, районное, Управление пф принять заявление и поставить о том отметку на Вашем, втором, экземпляре. Все устные переговоры — записывайте на диктофон, запись будет являться доказательством в суде, о том недавно решил Верховный Суд РФ. Не расслабляйтесь с работниками пф. Их цель — не защита Ваших прав, а защита интересов пф — отказать Вам. После выполнения записи — можете сами создавать текст расшифровки, укладывать его в обыкновенный почтовый конверт и направлять от своего имени в свой же адрес себе же, конверт не распечатывая, хранить. Штемпель почты — доказательство того, что расшифровка в день отправки почтой уже была создана. Так — будет легче судье доказать, при необходимости, что Вы добросовестно предприняли всё, от Вас зависящее, чтобы направить документы в пф, а пф — незаконно Вам отказывал. Продумайте это всё — и делайте! Ещё, к примеру, читайте темы сайта. Вот, недавно в теме «Отзыв на кассационную жалобу. » уважаемый tusa4122 сообщал, как делать ссылки на доказательства в документах/заявлениях. Последние тексты ищите в удобном разделе сайта - «Комментарии» https://45-90.ru/comments).

После того, как Вы сдадите надлежащие справки (с переводом) в пф и получите (если) вновь отказ, нужно подать письменную жалобу в областное Отделение пф, указав (кратко) в хронологическом порядке все события, и обязательно написав просьбу: назначить пенсию. Если получите отказ (снова) — идите смело в суд. Имея всю эту переписку, легко напишете (по образцам исков к пф в сети) иск: возложить на пф обязанность назначить пенсию, приложив копии всех документов в хронологическом (же) порядке, кратко описав их. Пошлина — минимальная, потому что такой иск не является материальным, а содержит требование о совершении действия (в свободное время — изучайте ГПК РФ. Даже простое перечитывание заголовков статей позволяет понять, как устроен суд. При этом — как Вам правильно на днях сообщали — можно уплатить небольшую сумму юристу только за написание иска, а платить за посещение адвокатом заседаний суда — не обязательно! Этого — не требуется! Достаточно личного присутствия истца: придёте, поговорите спокойно. Объясните судье — в иске всё написано, добавить нечего, прошу иск удовлетворить! Этого — достаточно! На вопросы суда — ответите так, как было дело! Однако, даже и такого написания иска юристом не потребуется, если Вы прочтёте разов четыре-восемь, пока не «въедете» в тему, ГПК РФ и заучите те разделы, которые относятся к порядку проведения судебного разбирательства в суде первой инстанции. В Вашем случае — это будет ближайший районный суд. Это всё — потому, что граждане вправе самостоятельно защищать в суде свои права и правила в суде должны быть понятны и доступны всем).

Время идёт — Вы должны действовать (о непонятном спрашивайте. Поконкретнее, например: прочитал это и то, не пойму вот это и вот это).


Добрый день. Спасибо большое за отзыв. 29.11.2019. Подал заявление. Приложил документы ( паспорт, военный билет, трудовую книжку) Справки о З\П и справку подтверждающую о работе с 1989 по 1996 г. у меня не приняли ссылаясь на то, что с Азербайджаном нет соглашения и тд. Откровенно говоря я думал. что сотрудники ПФР БУДУТ МНЕ ПОМОГАТЬ, а оказалось они меня в лес заводили и очень глубокий. Под их диктовку я написал. что кроме военного билета, паспорта и трудовой я им ничего не представил, и я все это дело подписал. Сейчас только до меня доходит. что они заранее создавали себе алиби. Рекомендовали. мне лично запросить свежие справки через Минюст, так как они этого делать не будут из-за того что с Азербайджаном нет соглашения. В Минюсте мне объяснили, что ответ придет не раньше чем через 6 месяцев — это в лучшем случае. Обычно ответ приходит на 11-й или 12-й месяцы, а может и вовсе не прийти. 10.02.2020. Мне пришло отказное, в котором указали, на то что я не предоставил справки. 17.02.2020. Написал заявление, приложил имеющие у меня справки нотариально заверенные и отдал в канцелярию ПФР. второй экземпляр с подписью секретаря оставил себе. 28.02.2020. Получил второе отказное, в котором указано решение об отказе от 18.02.2020. Текст идентичен с первым отказным. И вот я не пойму, это второе отказное, ответ на мое заявление со справками или что? Неужели они так быстро за 1 день приняли решение и дали ответ? Я буду очень благодарен, если кто объяснит мне, как они насчитали эти 14.154 балла. В данный момент готовлюсь подавать в суд. Изучаю законы, читаю статьи. Очень благодарен этому сайту, много полезного для людей в нем.


Документы, как письменные доказательства, подлежат рассмотрению в хронологическом порядке. То есть, если Вы имеете заявление, датированное 17.02.20, а ответ пф датирован 18.02.20, это означает, что Ваше заявление от 17.02.20 рассмотрено 18.02.20 и именно предоставлен ответ.

Следовательно, если Вы предоставили 17.02.20 справки, а второй ответ пф (от 18.02.20) идентичен первому — справки Ваши не принимаются пф к сведению.

В таком случае (в досудебном порядке) действия пф Вы должны обжаловать в вышестоящий орган пф (этот орган - Отделение пф по региону). В письменной жалобе (передать её в пф лучше при личном посещении отдела по работе с обращениями граждан Отделения пф. Там же можете устно, с руководителем отдела, обсудить положение — это не повредит Просите прямо помочь Вам разобраться. Вреда — не будет. Однако — анализируйте сказанное там этим руководителем, прежде, чем действовать) укажите, что получили первый отказ (укажите фамилию сотрудника, который не принял в первый раз справки, а также причину этого. Ещё — можете немедленно описать эти сведения в личном письме/пояснительной записке, направленном Вами себе же в свой адрес обыкновенным письмом, для того, чтобы доказать, что, к примеру, 05.03.20 Вы уже описали все события, пусть даже от них пф и откажется в будущем. Это — вреда не принесёт, при этом заставит суд задуматься, когда Вы предъявите такое запечатанное письмо с почтовым штемпелем судье в судебном заседании. Но — предварительно просите, чтобы суд обозрел нераспечатанное письмо перед тем, как Вы его в суде вскроете. О том всём — должно быть указано в протоколе и в аудиозаписи), направили поэтому справки (копия заявления от 17.02.20 прилагается), но получили ответ, из которого не ясна причина отказа, каковы недостатки справок, приняты ли они к учёту, поэтому просите именно разъяснить эти непонятные моменты. При этом всё же необходимо привести справки в надлежащий вид (сделать перевод. Подлинники справок, если того потребуется переводчику, следует истребовать из пф, невзирая на все Ваши направленные в вышестоящий орган пф жалобы, и — делать перевод, имея в виду, что датой, с которой пф стало известно вообще о существовании справок, является 17.02.20. На эту дату именно в таком качестве везде необходимо подчёркнуто ссылаться. Это — для суда, для иска!).

После изготовления перевода — направлять справки заново, приложив их к сопроводительному заявлению, составленному в произвольной форме. Надеюсь, что к этому моменту Вы получите ответ из Отделения, а затем — в случае ещё одного отказа, можно писать иск.

О баллах, кажется, беспокоиться не следует, потому что главное — доказать общий (выработанный до 2002г.) стаж в максимальном объёме (будет стаж — будут баллы). При этом стаж, который выработан Вами до 01.01.1991г. (то есть, в СССР) вообще подлежит учёту без всяких справок о заработке, если он не специальный (по трудовой книжке, если о нём, о стаже, имеются записи на госязыке РФ. Тут, вот, скоро — Конституцию поменяют. Полегче, может, с языком-то сделается). то есть — важен стаж (з/п — по возможности).

Чтобы определить количество баллов, нужно иметь в виду, что баллы до момента назначения пенсии определяются пф по данным персонифицированного учёта стажа, которые пф собирает с 01.01.1998г. , а также по данным о заработке, исключительно которые относятся к 2000-2001г.г. И — это всё делается по формулам, указанным в пунктах 3 и 1 статьи 30 закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (другие, возможно, более выгодные, варианты определения баллов применяются только по особому заявлению гражданина. Это заявление следует подавать при обращении за назначением пенсии. Но — при этом надо примерно определить, какой вариант выгоднее — по п.3 или по п.4 ст.30 закона № 173-ФЗ. То есть — считать самому надо всё). А ещё пф определяет баллы, исходя из уплаченных страховых взносов за все периоды работы с 2002г. То есть, чтобы показать, как пф получает Ваши баллы — не достаточно данных. Эти данные (особенно о заработке 2000-2001г.г. Стаж до 2002г. Вы можете примерно по трудовой книжке установить) должны содержаться в выписке из ИЛС (её надо запросить в пф при личном посещении, чтобы печати были — для суда пригодится). Получив выписку (там же и страховые взносы) - можно примерно сделать расчёт Ваших баллов. Если окажется, что Ваши баллы получаются только из сумм страховых взносов, уплаченных с 2002г., это значит, что баллы пф считает вообще без учёта Вашего общего стажа (который до 2002г.). Собственно порядок расчёта (примерный) можно увидеть здесь (в кратком виде) и тут (в полном, от пф).


На сегодняшний день размер пенсионных выплат представляет собой самый обсуждаемый вопрос среди пожилых людей. Вне зависимости от того, где бы ни проживал пенсионер, это весьма насущный вопрос. Стоит отметить, что в различных странах данные размеры отличаются и это зависит от многих факторов, влияющих на них.


Сегодня мы поговорим о пенсии в такой стране, как Азербайджане. А так как текущий 2019 год является значимым для всех пенсионеров, проживающих в различных странах, то в данной статье мы рассмотрим какие же изменения затронули пенсионную сферу в Азербайджане, а также чего ждать от этих изменений.

Из чего складываются пенсионные выплаты в Азербайджане?

Давайте рассмотрим, что из себя представляют пенсионные выплаты и что нужно знать, чтобы их рассчитать. Для начала следует сказать, что чтобы получать пенсионные выплаты, требуется достичь пенсионного возраста, который равен 63 лет для мужчин, и 60 лет для женщин.

Также размер выплат складывается исходя из нескольких факторов, а именно:

  1. Достичь пенсионного возраста.
  2. Наличие трудового стажа в размере 25 лет как минимум.
  3. Или же наличие капитала, который был отложен самим пенсионером, и на сегодняшний день его сумма позволяет пенсионеру получать минимальный размер пенсии.

А теперь разберем из чего складываются данные выплаты:

  1. Вся общая сумма накоплений до сегодняшнего дня умножается на 80% и полученная сумма разделяется на 144.
  2. Берем 90% от общей суммы накоплений, и также разделяем ее на 144.
  3. Далее к полученной сумме ранее прибавляют 7650 манатов, это та сумма государственных накоплений, которая положена каждому пенсионеру. После чего также делим полученную сумму на 144, и получаем конечные пенсионные выплаты.

С какого возраста в Азербайджане выходят на пенсию?


Как и в любой другой стране, в Азербайджане существует определенный и установленный государством возраст, в котором каждому гражданину положен его законный выход на пенсию. На сегодняшний день он составляет 63 года для мужского пола, и 60 лет для женского пола.

Также существуют определенные условия, когда человек имеет права выходить на пенсию ранее положенного срока.

Размер пенсии в Азербайджане

В стране имеется установленный размер пенсии, который положен практически всем гражданам. Средним числом выплат является 226,8 манат. Однако правительство принято закон о том, чтобы повысить сумму, так как данная сумма не является достаточной для нормального проживания пенсионеров. Итак, теперь в 2019 году размер пенсии будет увеличен в среднем на 240 манат.

Минимальный размер

Также в Азербайджане имеется минимальные выплаты, который положен тем людям, которые не выполнили определенные условия для получения средней. Она составляет 110 манат. Но в текущем 2019 году было решено увеличить данные выплаты 5.7%, и теперь размер минимальной пенсии будет составлять 116 манат.

Средний размер

В Азербайджане проживает большое количество пенсионеров, которые не по каким-либо причинам не смогли выполнить требуемые условия для того, чтобы получать достойную пенсию. Количество пенсионеров достигло больше миллиона людей, что представляет собой весьма большое количество. И главной задачей государства в таком случае обеспечить всех как минимум средними или минимальными выплатами.

Средний размер пенсионных выплат уже повышался ранее в прошлом году на 8.4%, но государство решило на этом не останавливаться и было принято увеличить пенсию в текущем году и теперь сумма среднего размера выплат равна сумме 249,1 манат.

Заключение

Азербайджан не собирается останавливаться и планирует и дальше продолжать своим гражданам помогать обеспечить их пенсиями, чтобы народ ни в чем не нуждался.

Пенсия по старости

Пенсия по старости – это ежемесячные денежные выплаты гражданам для компенсации утраченного дохода. Для получения данной пенсии необходимо наличие взносов в государственную систему обязательного социального страхования. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О трудовых пенсиях», пенсионный возраст будет увеличиваться ежегодно на шесть месяцев для мужчин до 2021 года (с 63 до 65 лет), женщин - до 2027 года (с 60 до 65 лет). Граждане имеют право на трудовую пенсию по возрасту, независимо от страхового стажа, если личный пенсионный капитал обеспечивает пенсию в размере не менее ее минимальной суммы либо при наличии не менее 25-летнего страхового стажа (за исключением лиц, которым трудовая пенсия по возрасту назначена до 1 января 2017 года). Предусматриваются также досрочные пенсии для тех, кто работал в течение длительного времени во вредных или опасных условиях труда, или женщин с пятью детьми. С 2019 года государственное пособие по возрасту составило 130 манатов, а для женщин с 5 детьми - 55 манатов на каждого ребенка.

Трудовая пенсия по возрасту рассчитывается по сложной формуле и состоит из трех элементов: минимальной, страховой, накопительной (индивидуальный пенсионный счет) частей. Каждый компонент имеет свои правила подсчета. С октября 2019 года минимальная сумма трудовой пенсии установлена в размере 200 манатов. Предполагается индексация этой суммы до 230 манатов. Страховая и накопительная части пенсии выплачиваются из средств обязательного государственного социального страхования. Страховая часть рассчитывается на основе страховых взносов в рабочем году в размере 25% заработной платы (22% платится работодателем, 3% – работником).

Источники: Концепция Реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах; Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; ст. 4 и 6 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» от 18.02.1997 №250-IQ; Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об индексации страховой части трудовых пенсий» от 07.02.2019 , Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

Пенсия по Случаю Потери Кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца – ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая из средств государственного фонда социальной защиты в связи со смертью кормильца нетрудоспособным членам семьи, являвшимся его иждивенцами. Данная пенсия назначается в случае, когда умерший кормилец обладал требуемым законодательством трудовым (страховым) стажем либо осуществлял определенный вид деятельности (работа, служба и т.д.) независимо от её продолжительности. Это означает, что кормилец имел трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. При его отсутствии размер пенсии рассчитывается пропорционально фактической продолжительности стажа. Государственное пособие по потере кормильца с 2019 года составляет 80 манатов на каждого иждивенца.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца являются смерть (по причине трудового увечья, профессионального или общего заболевания, несчастного случая) либо пропажа без вести кормильца. По законодательству под «кормильцем» понимается только муж, поэтому в случае смерти матери на детей не назначается пенсия по потере кормильца. Существует законопроект, согласно которому получатель указанной пенсии будет вправе перейти на другие виды пособий при разделе пенсии по потере кормильца между не более чем двумя членами семьи.

Сумма страховой части трудовой пенсии по потере кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи устанавливается путем деления суммы, рассчитанной в соответствии с формулой исчисления страховой части трудовой пенсии по инвалидности, на число нетрудоспособных членов семьи. В случае, если общая сумма трудовой пенсии нетрудоспособных членов семьи по потере кормильца составляет меньше минимальной суммы трудовой пенсии, она выплачивается с доведением до данной суммы.

Источники: ст. 43-46 Закона Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

Пенсия по инвалидности

Право на пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Первая группа инвалидности устанавливается бессрочно. Также в особых случаях бессрочными могут быть вторая и третья группы инвалидности, но обычно они устанавливаются на 5 лет. Если инвалидность второй группы назначалась беспрерывно в течение 10 лет, инвалидность третьей группы – беспрерывно в течение 15 лет, то данная категория лиц имеет возможность получить статус инвалида бессрочно. Пенсионерам по старости инвалидность устанавливается бессрочно вне зависимости от группы инвалидности.

Для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь не менее пяти лет страхового стажа плюс четыре месяца страхового стажа за каждый полный год работы начиная с возраста 15 лет. Пенсия выплачивается в зависимости от группы инвалидности: I группа инвалидности – невозможность выполнения любого вида работы и необходимость постоянного ухода; II группа инвалидности – невозможность выполнения какого-либо вида работы, однако, не требует постоянного ухода; III группа инвалидности – невозможность выполнения обычной работы.

Пенсия по инвалидности рассчитывается для инвалидов I группы при наличии 4-месячного страхового стажа за каждый полный год трудоспособного возрастного периода, если страховой стаж в целом составляет не менее 5 лет. Трудовая пенсия по инвалидности инвалидам II и III групп рассчитывается при наличии указанного страхового стажа с условием, что пенсионный капитал в страховой части личного счета обеспечивает пенсию в размере не менее минимальной суммы трудовой пенсии.

Если лицо, которому назначена пенсия по инвалидности, продолжает работать, то осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии на основании пенсионного капитала, накопленного в период с назначения ему пенсии до даты увольнения и страхового стажа.

Предусмотрены следующие размеры социального пособия по инвалидности:

I группа инвалидности: 150 манатов + 100 манатов (ежемесячная президентская пенсия) + 50 манатов (ежемесячная президентская пенсия для ухаживающих) базовая часть – 65 манатов; надбавка – 6,5 манатов ;

II группа инвалидности : 130 манатов базовая часть – 55 манатов; надбавка – 5,5 манатов ;

  • III группа инвалидности:110 манатов.
  • Другие меры социальной защиты инвалидов устанавливаются Законом Азербайджанской Республики «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».

    Источники: Закон Азербайджанской Республики «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» от 25.08.1992 №284; Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; п. 4.1-4.3 Положения о критериях определения инвалидности и ограниченности возможностей здоровья; Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

    ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

    от 7 февраля 2006 года №54-IIIГ

    О трудовых пенсиях

    (В редакции Законов Азербайджанской Республики от 28.11.2006 г. №184-IIIГД, 06.11.2007 г. №474-IIIГД, 01.04.2008 г. №582-IIIГД, 02.06.2008 г. №621-IIIГД, 13.06.2008 г. №648-IIIГД, 13.06.2008 г. №649-IIIГД, 04.07.2008 г. №669-IIIГД, 14.04.2009 г. №785-IIIГД, 28.04.2009 г. №807-IIIГД, 20.10.2009 г. №895-IIIQD, 27.10.2009 г. №904-IIIQD, 31.05.2010 г. №1017-IIIQD, 18.03.2011 г. №94-IVQD, 17.05.2011 г. №128-IVQD, 10.06.2011 г. №139-IVQD, 15.11.2011 г. №254-IVQD, 01.10.2012 г. №425-IVQD, 01.10.2012 г. №432-IVQD, 22.02.2013 г. №573-IVQD, 30.04.2013 г. №643-IVQD, 24.05.2013 г. №659-IVQD, 31.05.2013 г. №666-IVQD, 03.04.2015 г. №1247-IVQD, 10.03.2017 г. №543-VQD, 13.06.2017 г. №730-VQD, 02.10.2017 г. №799-VQD, 31.10.2017 г. №825-VQD, 24.04.2018 г. №1078-VQD, 30.11.1018 г. №1362-VQD, 01.02.2019 г. №1482-VQD, 19.02.2019 г. №1515-VQD, 23.04.2019 г. №1565-VQD (вступ. в силу 26.05.2019 г.), 23.04.2019 г. №1568-VQD, 12.07.2019 г. №1650-VQD (вступ. в силу 01.10.2019 г.), 12.07.2019 г. №1661-VQD, 22.10.2019 г. №1685-VQD, 29.11.2019 г. №1701-VQD, 19.05.2020 г. №111-VIQD)

    Настоящим Законом устанавливаются основания возникновения прав граждан Азербайджанской Республики на трудовую пенсию, правила реализации этих прав и система обеспечения трудовой пенсией.

    Глава I. Общие положения

    Статья 1. Основные понятия

    1.0. В обеспечении целей данного Закона используются следующие основные понятия:

    1.0.1. трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата гражданам в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, в целях компенсации заработной платы и иных доходов, которые получали застрахованные (далее - застрахованный) по обязательному государственному социальному страхованию до назначения им трудовой пенсии, либо доходов, утраченных в связи со смертью застрахованных членами их семей;

    1.0.2. социальный страховой стаж (далее - страховой стаж)учитываемая при определении права на трудовую пенсию совокупность периодов работы или иной деятельности (при условии уплаты взносов по обязательному государственному социальному страхованию в соответствующий орган исполнительной власти), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж по соответствующему законодательству;

    1.0.3. военнослужащие - лица с воинскими званиями, служащие в Вооруженных силах Азербайджанской Республики и иных государственных органах (структурах, входящих в состав государственных органов);

    1.0.4. лица со специальными званиями - лица со специальными званиями, служащие в соответствующих органах исполнительной власти Азербайджанской Республики;

    1.0.5. денежное довольствие - сумма в размере (учитывая последующие надбавки) получаемых военнослужащими до момента увольнения (при увольнении в запас или выходе в отставку из распоряжения, на день зачисления в распоряжение) с военной службы месячного должностного оклада, оклада за звание, надбавок за выслугу лет, денежной компенсации за продовольственный паек, других исчисляемых из должностного оклада доплат, надбавок (за исключением надбавок, начисленных за счет внебюджетных средств, и других выплат);

    1.0.6. персонифицированный учет - организация в индивидуальном порядке регистрации и учета сведений, необходимых для обеспечения предусмотренных законодательством прав застрахованных на социальную защиту;

    1.0.7. индивидуальный счет - лицевой счет с постоянным (неизменным) номером социального страхования, открытый в учетный период на каждого застрахованного соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим персонифицированный учет в системе государственного социального страхования;

    1.0.8. страховая часть индивидуального счета — субсчет, на котором регистрируются 90 процентов взносов по обязательному государственному социальному страхованию, выплаченных по застрахованным, и средства на специальном счете и который учитывается при исчислении страховой части трудовой пенсии;

    1.0.9. накопительная часть индивидуального счета - субсчет, на котором накапливаются взносы по добровольному социальному страхованию, выплачиваемые по застрахованным и учитываемые для исчисления накопительной части трудовой пенсии, а также доходы, полученные с оборота этих средств;

    1.0.10. пенсионный капитал - сумма средств, зарегистрированных в страховой части индивидуального счета, и средств, накапливаемых в накопительной части индивидуального счета;

    1.0.11. Исключен в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 10.03.2017 г. №543-VQD

    1.0.12. страховая часть трудовой пенсии - представляет собой сумму, исчисляемую путем деления пенсионного капитала, зарегистрированного в страховой части индивидуального счета, на количество месяцев ожидаемого периода пенсионной выплаты;

    1.0.13. накопительная часть трудовой пенсии - представляет собой сумму, исчисляемую путем деления пенсионного капитала, накапливаемого в накопительной части индивидуального счета, на количество месяцев ожидаемого периода пенсионной выплаты;

    1.0.14. ожидаемый период пенсионной выплаты - показатель, устанавливаемый для целей настоящего Закона и используемый для исчисления страховой и накопительной частей трудовой пенсии;

    1.0.15. определение трудовой пенсии - назначение трудовой пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида трудовой пенсии на другой;

    1.0.16. административные расходы — расходы на управление системой обязательного государственного социального страхования, индивидуального учета, трудовых пенсий и других социальных выплат, с верхним лимитом в размере 2,5 процента от уплаченных по застрахованным взносов по обязательному государственному социальному страхованию. Часть этих расходов, превышающая утвержденную сумму, и их неиспользованный остаток относятся к резерву социального страхования;

    1.0.17. резерв социального страхования — средства, которые формируются из суммы, оставшейся после вычета из выплаченных по застрахованным взносов по обязательному государственному социальному страхованию части, направленной на страховую часть индивидуального счета и административные расходы, которые направляются на доведение трудовых пенсий до минимальной суммы трудовой пенсии, установленной настоящим Законом, финансирование расходов на пособия и другие выплаты за счет взносов по обязательному государственному социальному страхованию, порядок использования которых устанавливается соответствующим органом исполнительной власти и не использованный к концу года остаток которых переходит на следующий год;

    1.0.18. специальный счет — счет, на который поступают дополнительные средства, выплачиваемые по застрахованным в порядке и в размере, установленном соответствующим органом исполнительной власти, в целях формирования пенсионного обеспечения в размере минимальной или более высокой суммы трудовой пенсии.

    (В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Азербайджанской Республики от 10.03.2017 г. №543-VQD, 02.10.2017 г. №799-VQD, 30.11.1018 г. №1362-VQD, 23.04.2019 г. №1565-VQD)
    (см. предыдущую редакцию)

    Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики о трудовых пенсиях

    2.1. Законодательство Азербайджанской Республики о трудовых пенсиях состоит из Конституции Азербайджанской Республики, международных договоров, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, настоящего Закона и других нормативно-правовых актов Азербайджанской Республики.

    2.2. Если международными договорами, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международных договоров.

    Статья 3. Право на обеспечение трудовой пенсией

    3.1. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом на обеспечение трудовой пенсией в случаях, указанных в настоящем Законе.

    3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики, имеют право на обеспечение трудовой пенсией наравне с гражданами Азербайджанской Республики на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

    3.3. Положения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, предусмотренных статьей 1.0.3 настоящего Закона, распространяются и на лица, предусмотренные статьей 1.0.4 настоящего Закона.

    3.4. Вопросы пенсионного обеспечения экс-Президента Азербайджанской Республики регулируются Конституционным Законом Азербайджанской Республики "Об обеспечении экс-Президента Азербайджанской Республики и членов его семьи".

    (Пункт 3.4. статьи 3 введен в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 31.05.2013 г. №666-IVQD)

    Статья 4. Виды и состав трудовой пенсии

    4.1. В соответствии с настоящим Законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

    4.1.1. трудовая пенсия по возрасту;

    4.1.2. трудовая пенсия по инвалидности;

    4.1.3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

    4.2. Трудовая пенсия по возрасту состоит из:

    4.2.2. страховой части;

    4.2.3. накопительной части.

    4.3. Трудовая пенсия по инвалидности состоит из:

    4.3.2. страховой части;

    4.3.3. накопительной части.

    4.4. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из страховой части.

    4.4.1. базовой части;

    4.4.2. страховой части.

    (В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 10.03.2017 г. №543-VQD)
    (см. предыдущую редакцию)

    Статья 5. Право выбора пенсии

    5.1. Лицам, имеющим право на различные пенсии по законам Азербайджанской Республики, назначается только одна пенсия по их выбору.

    5.2. Застрахованные помимо трудовой пенсии, назначенной им по законодательству, имеют право на негосударственную пенсию.

    5.3 Порядок назначения, исчисления и перерасчета трудовых пенсий (кроме статьи 26.3 настоящего Закона), перевода с одного вида на другой и уплаты устанавливается соответствующим органом исполнительной власти.

    (В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 30.11.1018 г. №1362-VQD)
    (см. предыдущую редакцию)

    Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

    Читайте также: