Перерасчет пенсий в июле в казахстане

КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 134 706 СЛУЧАЕВ, 118 643 ВЫЛЕЧИЛИСЬ, 2 063 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 42 680 СЛУЧАЕВ, 448 УМЕРЛИ

Главные темы

Последние новости

25.07.2018 • 65756 просмотров

Обещанное увеличение базовой пенсии с 1 июля для части пожилых людей обернулось разочарованием. Стаж им пересчитали по перечислениям в пенсионные фонды. В конце 90-х взносы делали с опозданием. До декабря пенсионеры могут доказать свой стаж в суде. В ЦОНах полагают, суды завалят исками о пенсиях.


На фото: Ажар Давлетова: «Мне не посчитали почти 3 года стажа. Обратилась в суд, теперь собираю бумаги. Говорят, не вовремя перечисляла взносы в пенсионный фонд. Но у меня все документы есть. На мои взносы каждый год даже доходы начисляли». || Фото автора

Обещанное увеличение базовой пенсии с 1 июля для части пожилых людей обернулось разочарованием. Стаж им пересчитали по перечислениям в пенсионные фонды. В конце 90-х взносы делали с опозданием. До декабря пенсионеры могут доказать свой стаж в суде. В ЦОНах полагают, суды завалят исками о пенсиях.

Больше года пожилые люди ждали повышения базовой выплаты. Наконец-то справедливость должна была восторжествовать: кто больше отработал, тому обещали больше и базовую пенсию. До 1 июля она была у всех одинаковой – 15 274 тенге. У пенсионеров, отработавших 33 года и больше, эта сумма должна была вырасти до 28 284 тенге. Что на самом деле?

Годы стажа. потерялись

Ажар Давлетова отработала 32 года и 7 месяцев и с 1 января 2017 года вышла на пенсию. После перерасчета базовой части выплаты она недосчиталась своих денег.

– Я сама много лет работала главным бухгалтером. Мне не засчитали 2 года и 8 месяцев стажа. Говорят, из-за несвоевременных перечислений пенсионных взносов. Но у меня все документы есть, задержек не было. В 2007 году ИП разрешили перечислять взносы по­квартально. Так мы и делали, теперь сократили стаж. Я позвонила в «Правительство для граждан», мне ответили, что таких, как я, много. Кому-то в 90-х, когда задерживали зар­плату, не перечисляли взносы. Они тоже недополучили свои деньги. Я обратилась в суд. Там просят ответа из «Правительства для граждан». Пишу заявление, потом снова пойду в суд. Я знаю свои права. А сколько людей не в состоянии ходить по канцеляриям и судам? Государство на них сэкономит?

Обещали больше – получили меньше

Сотни актюбинских пенсионеров после перерасчета недосчитались своих денег. Почему?


Вот как объясняет ситуацию замдиректора госкорпорации «Правительство для граждан» Избасар Орынбасаров [на фото]:

– При перерасчете базовой пенсии трудовой стаж до 1998 года учитывался по трудовой книжке, с 1998 года – по участию в накопительной пенсионной системе, т.е. перечислениям взносов в пенсионные фонды. Такова методика, утвержденная министерством. Если человек до выхода на пенсию проработал при накопительной системе, т.е. с 1998 года, 10 лет, то все эти 10 лет ежемесячно от него должны были поступать пенсионные взносы. Поступали взносы 12 раз в году – пенсионеру засчитывается 1 год стажа. Нет – стаж сокращается. Вопросы сейчас возникают из-за этого. Моя мама, к примеру, 35 лет проработала в Уилском районе учителем. 10 лет из них после 1998 года. Из них при перерасчете учли только 7 лет, потому что в 98-м пенсионные взносы ей не перечисляли вообще, в 99-м – перечислили всего за 2 месяца, в 2000-м году – за 3 месяца, во время каникул в школе взносы не перечисляли 3 месяца, в результате этот период не засчитали в стаж. Примерно такая ситуация и у других, поэтому люди возмущены.

Методику спустили сверху

Возмущения пенсионеров вполне понятны. Взносы в пенсионные фонды делают не сами работники, их перечисляют предприятия. Своевременное перечисление обязаны контролировать налоговые органы. Где они были? И потом. В 90-х годах не то чтобы вовремя перечислить взносы, людям месяцами зарплату не платили. Или платили мешком сахара, тушенкой да китайской лапшой. Но они работали. Многие, особенно в сельской местности, где развалились колхозы и совхозы, трудились бесплатно, годами не получая зарплату, лишь бы заработать стаж и выйти на пенсию. И этот стаж тогда считали. С 1 июля 2018 года, когда государство пообещало пересчитать базовую часть пенсии по стажу, эти годы сократили. Как так?

– Есть закон, мы исполнители, – говорит Избасар Орынбасаров. – Стаж при перерасчете уменьшился у работников бюджетной сферы, учителей и других. Обращается много людей. Но решить вопрос можно только через суд. Суды требуют от истцов ответы госкорпорации «Правительство для граждан». Это для нас дополнительная работа, но мы будем этим заниматься, другого выхода нет. В суды надо будет предоставить трудовые книжки, данные о перечислении взносов из ЕНПФ. Такая ситуация во всех областях.

– Сколько пенсионеров пострадали?

– Мы такой анализ не делали. У кого-то не учли 1 год стажа, у кого-то 3 года. Даже если 1 год не учли, и у пенсионера стаж менее 33 лет, он теряет ежемесячно 566 тенге. Люди приходят, мы смотрим данные о перечислениях пенсионных взносов в базе, объясняем, почему повышение базовой пенсии не такое, как они ожидали. Еще до 1 июля мы предлагали в министерстве для учета стажа брать справки с места работы, но нам разъяснили, что все вопросы надо решать через суд.

Пенсии – через суд

– Если кому-то удастся доказать, что он отпахал сполна и заслужил свои 566 тенге в месяц, новую базовую часть ему назначат с момента обращения после решения суда, а не с 1 июля? – поинтересовались мы в «Правительстве для граждан».

– Если даже решение суда выйдет в декабре, перерасчет пенсионеру сделают с 1 июля. Для повторного перерасчета министерство дало нам время с 1 июля до 31 декабря. До конца года у пенсионеров есть время, – говорит Избасар Орынбасаров.


По данным госкорпорации «Правительство для граждан», с 1 июля базовые выплаты выросли у 97% актюбинских пенсионеров. Правда, не у всех, как они ожидали. Такая ситуация как в Актобе, так и в районах.

Повезло больше тем, кто вышел на пенсию до 1998 года. Стаж их учитывали только по трудовой книжке. Отработали 33 года и больше – получают максимум базовой – 28 284 тенге, то есть ежемесячно на 13 010 тенге больше, чем до 1 июля. Прежней базовая пенсия осталась у 3% пенсионеров, которые не работали вообще или трудились менее 10 лет. Хотя, может, кто-то еще в суде докажет, что работал больше.



© Фото с сайта Shopomania.kz

С 1 июля 2018 году произуйдут большие изменения в методике расчета пенсии в Казахстане.

Насколько существенным будет повышение пенсии и как будет начисляться пенсия в 2018 году в Казахстане? Повышение пенсии с (надбавка пенсии) с 1 июля 2018 года. Кого коснутся эти изменения? Повышение пенсии в 2018 году для тех, кто уже на пенсии. Какой будет минимальная и средняя по РК пенсия? Сколько будут получать пенсионеры в 2018 году? Как будет повышаться базовая пенсия? Как изменится базовая пенсия при стаже работы 10, 15, 20, 30 лет?

В общем, что будет с пенсией с 1 июля 2018 года в Казахстане, разъясняет портал Shopomania.kz.

Здесь вы можете посмотреть в таблице примерный расчет пенсии, как изменится базовая пенсия с 1 июля 2018 года при стаже работы от 0 до 33 лет и более.

В общем, все по теме "Пенсионная реформа в Казахстане. Последние новости", методика расчета пенсии в РК, индексация пенсии в 2018 году, начисление пенсии в Казахстане в 2018 году, добавка пенсии и перерасчет. Давайте разбираться в изменениях в пенсионном законодательстве.

Пенсия 2018 в Казахстане: последние новости.

Информация о повышении пенсий в Казахстане в 2018 году появилась на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты населения РК.

Согласно этому, пенсия в Казахстане будет в 2018 году повышаться дважды.

1 раз– с 1 января 2018 года: солидарная пенсия или как называют сами пенсионеры трудовая пенсия повышается на 8%, а базовая пенсия в Казахстане увеличивается на 6%.

Таким образом, минимальный размер пенсии с учетом базовой пенсии составит в 2018 году 49 019 тенге, а средний размер пенсии 71 333 тенге. Это повышение касается всех пенсионеров.

2 раз – повышение пенсии произойдет 1 июля 2018 года: Будет повышаться только базовая пенсия.

Так как с 1 июля 2018 года базовая пенсия в Казахстане будет начисляться по-новому – в расчет будет браться стаж участия граждан в пенсионной системе. Тот, у кого трудовой стаж больше – получит больше. При этом будет учитываться не только период поступлений пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года, но и трудовой стаж до 1998 года.

Если с порядком повышения пенсии с 1 января 2018 все понятно, процент повышения трудовой и базовой пенсии будет у всех одинаков, остановимся подробнее на изменении пенсии с 1 июля 2018 года.

Как будет начисляться базовая пенсия в Казахстане с 1 июля 2018 года? Пенсионная реформа.

Для сведения: в Казахстане действует смешанная пенсионная система, которая состоит из солидарной (трудовой), накопительной системы и базовой пенсий. 18.06.2014 года за №841 подписан Указ Президента Республики Казахстан «О Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года».

Если сейчас размер базовой пенсии у всех единый и не зависит от трудового стажа, то с 1 июля 2018 года повышение пенсии будет происходить за счет добавления процентов к базовой пенсии. Так как изменится сама система начисления базовой пенсии.

Если сейчас базовая пенсия составляет 50% от прожиточного минимума. А после повышения с июля 2018 года будет составлять от 54% до 100% прожиточного минимума.

По новой методике начисления пенсий учитываться будет трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года, и период поступлений пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года.

Если трудовой стаж 10 лет или меньше или трудового стажа нет вообще, базовая пенсия будет составлять 54% от прожиточного минимума.

За каждый год свыше 10 лет стажа будет добавляться по 2%.

Если же стаж 33 года и более – размер базовой пенсии будет равен прожиточному минимуму (28 284 тенге в 2018 г.).

Например, размер базовой пенсии в 2017 году был 14 466 тенге.
С 1 января 2018 (после повышения базовой пенсии у всех на 6%) – составит примерно 15 274.
с 1.07.2018 она вырастет до 28 274 тенге (максимально при стаже работы 33 и более лет).

Перерасчет базовой пенсии будет произведен единовременно для всех пенсионеров.

Как заявила вице-министр труда и социальной защиты населения С. Жакупова, это нововведение позволит восстановить справедливость по отношению к тем пенсионерам, которые проработав 40 лет, имеют сегодня маленькую пенсию. Так, для тех, у кого трудовой стаж больше 33 лет, базовая пенсия в 2018 году увеличится в 2 раза: в 2017 году эта выплата составляло 14 466 тенге, а с 1.07.2018 она вырастет до 28 274 тенге.

Таким образом, в 2018 г. для почти 2,2 миллионов пенсионеров пенсии увеличатся в 1,8 раза: 44,7% лиц будут получать свыше 74% (т. е. больше 20 930 тенге.), а 45,2% - 100% прожиточного минимума (28 274 тенге).

Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане (с 1.07.2018). Новый расчет по стажу на пенсию.

Приведем пример. Допустим ваш стаж на 1 января 1998 года составил 15 лет. С 1.01.1998 года вы регулярно перечисляли пенсионные взносы в накопительную пенсионную систему на протяжении 17 лет.

Для начисления базовой пенсии принимается в расчет совокупный трудовой стаж: 15+17=32 года.

Так как в 2018 году размер прожиточного минимума составляет 28 284 тенге, исходя из этого, можно посчитать примерно размер повышения базовой пенсии. Кому сколько добавится в зависимости от трудового стажа.


Смотрим по таблице выплате пенсии: если стаж составляет 32 года, то размер базовой пенсионной выплаты будет составлять 98% от прожиточного минимума, то есть ваша базовая пенсия с 1 июля 2018 года будет составлять 27 718 тенге.

Минимальная и средняя пенсия в 2018 году в РК.

Повышение солидарной пенсии в Казахстане в 2018 году и изменения в расчете базовой пенсионной выплаты повлечет за собой рост минимальной и средней пенсии в стране.

По словам министра финансов Б. Султанова, средняя солидарная пенсия в РК, если сравнивать с 2017 годом, вырастет на 3 849 тенге и будет составлять 56 059 тенге. А средняя базовая пенсия увеличится на 11 000 тенге и составит около 25 500 тенге.

Минимальная пенсия в Казахстане в 2018 году, как сообщила министр труда и соцзащиты населения Т. Дуйсенова, составит 49 019 тенге (с учетом базовой пенсии), а средняя пенсия - 71 333 тенге.

Как заявил руководитель департамента труда, социальной защиты и миграции А. Нарматов, изменения в пенсионной системе коснуться всех пенсионеров.

Пересчет базовой пенсии для тех, кто уже находится на заслуженном отдыхе, будет произведен автоматически. Никаких дополнительных документов предоставлять не нужно. Все данные о перечислениях в пенсионную накопительную систему имеются в единой информационной системе.

Сведения о трудовом стаже до 1.01.1998 г. необходимо будет представить только тем гражданам, которые выходят на пенсию после 1 июля 2018 г.

Полезная информация! Калькулятор расчета пенсии в Казахстане.

Посчитать хотя бы приблизительно совокупный размер вашей пенсии можно на сайте enpf.kz в разделе «Электронные сервисы», где есть «Пенсионный калькулятор».

Самые интересные новости в нашем
Telegram-канале


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Чем дольше человек работает, тем больше будет его пенсия.


С 1 июля 2018 года пересчитают государственную базовую пенсионную выплату , передает корреспондент МИА «Казинформ». Подробнее об этом рассказала вице-министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова.

- Светлана Кабыкеновна, прежде всего, сколько у нас пенсионеров по стране и каковы базовые параметры пенсий?

- По состоянию на 1 мая 2018 года численность получателей пенсионных выплат по возрасту составила 2 141 548 человек, минимальный размер пенсии (с учетом базовой пенсии) - 49 019 тенге, средний размер (с учетом базовой пенсии) - 70 756 тенге, максимальный размер (с учетом базовой пенсии) - 98 247 тенге.

- Что послужило толчком для перерасчета?

- Глава государства в своем Послании к народу Казахстана отметил, что с 1 июля 2018 года базовая пенсия увеличится в среднем в 1,8 раза в зависимости от трудового стажа.

- Какие изменения ожидаются в связи с этим?

- Размер базовой пенсии, выплачиваемой государством из бюджета всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, будет привязан к трудовому стажу и длительности участия в пенсионной системе. Данное изменение коснётся всех пенсионеров. При этом, всем состоявшимся пенсионерам, численность которых на сегодняшний день более 2-х млн. человек, автоматический перерасчет базовой пенсии будет произведен единовременно. Лицам, впервые выходящим на пенсию, размер базовой пенсии будет устанавливаться по новой методике.

- Перерасчет проводится, несмотря на происходящие изменения экономических условий. Насколько осуществима столь нелегкая задача?

- Государство неизменно и в полном объеме выполняет обязательства, принятые на себя по повышению и поддержанию уровня жизни населения. В рамках проводимой по поручению Главы Государства модернизации пенсионной системы была принята Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, которая призвана обеспечить адекватность пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте. Концепцией предусмотрено ежегодное повышение размеров пенсионных выплат с опережением уровня инфляции на два процента. Так, с 1 января 2018 года размеры пенсионных выплат по возрасту (солидарных пенсий) повышены на 8% с учетом прогнозируемой инфляции на уровне 6%. Размер базовой пенсии повышен до 6% и составил 15 274 тенге. В целях предупреждения бедности пенсионеров и стимулирования экономической активности граждан в трудоспособном, в продолжение дальнейшей реализации Концепции, предусмотрен переход к назначению базовой пенсии лишь при достижении гражданами пенсионного возраста, а также в зависимости от стажа участия граждан в пенсионной системе.

- С какого времени ожидается перерасчет?

- Уже с июля этого года меняется порядок назначения базовой пенсии, всем пожилым гражданам вне зависимости от наличия или отсутствия трудового стажа будут обеспечен демогрант. Размер базовой пенсии, выплачиваемой государством из бюджета всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, будет привязан к трудовому стажу и длительности участия в пенсионной системе. Если сегодня все пенсионеры получают одинаковую базовую пенсию в размере 54% от величины прожиточного уровня (далее - ПМ), т.е. 15 274 тенге, то с 1 июля текущего года ее размер будет увеличиваться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.

- Каким будет минимальный уровень базовой пенсии?

- Минимальный уровень базовой пенсии в размере 54% от ПМ будет устанавливаться гражданам, имеющим стаж менее 10 лет или вовсе не имеющим его. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2%. Базовую пенсию в максимальном размере 100% ПМ или 28 284 тенге будут получать граждане, имеющие трудовой стаж 33 и более лет.

- Что будет учтено в стаже участия в пенсионной системе?

- Трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года и учтенный при назначении солидарной пенсии. Трудовой стаж с 1998 года, на основе периодов уплаты обязательных пенсионных взносов (далее - ОПВ) в накопительную пенсионную систему. При исчислении периодов участия в накопительной пенсионной системе будут учитываться особенности в сроках и размерах уплаты ОПВ индивидуальными предпринимателями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и других хозяйствующих субъектов, применявших специальный налоговый режим в соответствии с налоговым законодательством; Будут включены и иные социально-значимые периоды, к примеру: - периоды ухода за ребенком до 3 лет (в общей сложности 12 лет) и инвалидом с детства до 16 лет; - периоды проживания супругов сотрудников силовых структур в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства; - период проживания за границей супругов дипломатических служб РК, международных организаций, - время ухода за инвалидом 1-ой группы, одиноким инвалидом 2-ой группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста. Это новшество будет распространяться как на будущих, так и на состоявшихся пенсионеров.

- Какие документы необходимо будет представить пенсионерам?

- Перерасчет будет произведен без истребования дополнительных документов, так как сведения о трудовом стаже имеются в пенсионных делах, а период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы, имеется в базе данных о перечислении обязательных пенсионных взносов. В рамках подготовительной работы к предстоящему перерасчету базовой пенсии проведена инвентаризация всех пенсионных дел на предмет правильности исчисления стажа участия в пенсионной системе, по каждому получателю индивидуально.

- Каким будет средний размер базовой пенсии?

- В результате ожидается, что средний размер базовой пенсии составит порядка 25 456 тенге. При этом порядка 44% или 947 тыс. пенсионеров будут получать базовую пенсию в максимальном размере, и еще 956 тыс. человек (44,5%) будут получать в размере от 20 930 до 28 284 тенге (от 74% до 100% от ПМ). Для граждан, которые будут обращаться по вопросу пересчитанной базовой пенсии, предусмотрена отдельная форма справки, содержащая подробные сведения о стаже участия в пенсионной системе, учтенного при расчете базовой пенсии.

- Сколько будет выделено средств на эти цели?

- В республиканском бюджете предусмотрены средства в сумме - 128 млрд. тенге. Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только позволит улучшить материальное положение пенсионеров, но и послужит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. Таким образом, чем дольше человек работает - тем больше будет его пенсия.



Согласно новому закону «О республиканском бюджете на 2020 - 2022 годы», предполагаемые размеры пенсионных начислений изменятся: базовая выплата должна подрасти на пять процентов, а солидарная часть пенсии — на семь, передает корреспондент YK-news.kz.

Напомним, что сегодня пенсия складывается из трех компонентов: базовой выплаты (начисляется с учетом общего стажа), солидарной выплаты (от начала стажа до 1 января 1998 года) и накопительной выплаты (зависит от суммы, накопленной на пенсионном счете).

Базовая (президентская) выплата

C 1 июля 2018 года она исчисляется с учетом совокупного трудового стажа — это солидарный стаж работы до 1 января 1998 года и стаж участия в накопительной пенсионной системе с 1 января 1998 года. За каждый дополнительный год стажа свыше 10 лет к базовой пенсии будет начисляться дополнительно два процента, однако максимальный размер базовой выплаты не может превышать размера прожиточного минимума.

Стаж 10 лет и менее предполагает, что размер базовой выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума, то есть от 31 183 тенге. Следовательно, базовый компонент пенсии с 1 января будет насчитывать 16 839 тенге, что на 802 тенге больше, чем в текущем году. Таким образом, эта часть пенсии увеличится на пять процентов.

Размеры базовой выплаты в зависимости от стажа:

  • 10 лет и менее — 54%, или 16 839 тенге;
  • 11 лет — 56%, или 17 463 тенге;
  • 12 лет — 58%, или 18 087 тенге;
  • 13 лет — 60%, или 18 710 тенге;
  • 14 лет — 62%, или 19 334 тенге;
  • 15 лет — 64%, или 19 958 тенге;
  • 16 лет — 66%, или 20 581 тенге;
  • 17 лет — 68%, или 21 205 тенге;
  • 18 лет — 70%, или 21 829 тенге;
  • 19 лет — 72%, или 22 452 тенге;
  • 20 лет — 74%, или 23 076 тенге;
  • 21 год — 76%, или 23 700 тенге;
  • 22 года — 78%, или 24 323 тенге;
  • 23 года — 80%, или 24 947 тенге;
  • 24 года — 82%, или 25 571 тенге;
  • 25 лет — 84%, или 26 194 тенге;
  • 26 лет — 86%, или 26 818 тенге;
  • 27 лет — 88%, или 27 442 тенге;
  • 28 лет — 90%, или 28 065 тенге;
  • 29 лет — 92%, или 28 689 тенге;
  • 30 лет — 94%, или 29 313 тенге;
  • 31 год — 96%, или 29 936 тенге;
  • 32 года — 98%, или 30 560 тенге;
  • 33 и более лет — 100%, или 31 183 тенге.

Солидарный компонент

Эта часть пенсии вырастет в 2020-м на семь процентов. Надбавка планируется в 2528 тенге. То есть минимальный размер солидарной пенсии составит 38636 тенге против 36108 тенге в текущем году. Чтобы рассчитать солидарный компонент вашей пенсии, нужно, как и в прошлом году, его размер умножить на коэффициент 1,07.

К примеру, если ваша солидарная пенсия насчитывала 53500 тенге, то с начала следующего года ее размер возрастет до 57245 тенге.

Чтобы высчитать минимальную пенсию для тех, кто ушел на заслуженный отдых до внедрения обязательных пенсионных начислений, нужно сложить размеры базовой выплаты (16839) и солидарного компонента (38636). Таким образом, она составит 55475 тенге.

Накопительная пенсия

Третий компонент пенсионных начислений — это накопительная выплата. Ее размер строго индивидуален для каждого, потому что зависит от той суммы, которая скопилась на вашем личном пенсионном счете, а также от возрастного коэффициента. Начисляются эти средства ежемесячно через ЕНПФ. Кстати, те, кто еще не вышел на заслуженный отдых, для расчета своей будущей пенсии могут воспользоваться пенсионным калькулятором, который располагается в «личном кабинете» на сайте ЕНПФ, либо обратиться за помощью непосредственно к консультантам фонда. Минимальный же размер ежемесячной выплаты составит 54 процента от прожиточного минимума, то есть 16839 тенге.

Подводя итог, следует отметить, что размер минимальной пенсии с 1 января 2020 года составит 72314 тенге. Эта сумма складывается из минимальной базовой выплаты (16839), минимальной накопительной выплаты (16839) и минимального солидарного компонента (38636).

Пенсионер с общим стажем работы 20 лет, который получал средний размер пенсии вместе с базовой 72972 тенге, с нового года с повышением на семь процентов будет получать: солидарный компонент (50995 х 1,07 )=54565 тенге плюс базовая выплата с учетом коэффициента совокупного трудового стажа 23076 тенге (54565+23076)=77641 тенге. То есть размер пенсии станет больше на 4669 тенге.

Если же стаж составил 33 года и выше, то размер пенсии с 1 января 2020 года с учетом повышения на семь процентов будет составлять: солидарный компонент (71024 х 1,07 )=75996 тенге плюс базовая выплата 31183 тенге (75996+31183)=107179 тенге или на 6457 тенге больше.

В Минтруда и соцзащиты населения РК сообщили, что в середине лета грядет очередное после январского увеличение пенсионных выплат. Повышение пенсии с 1 июля 2019 года в Казахстане касается только базовых выплат, так называемых «назарбаевских надбавок», которые поступают напрямую из государственного бюджета. Уточняется, что надбавки увеличатся на 46% и к началу июля достигнут уровня прожиточного минимума. Он утверждается законом о бюджете Республики Казахстан ежегодно и в июле 2019 года будет равен 28284 тенге.

Какими будут пенсии?

С 15 июля 2019 через информационные ресурсы электронного правительства пенсионеры смогут получить сведения о том, на сколько увеличилась их пенсия. Автоматический перерасчет пенсий по новой методике начисления уже сделан единовременно. По сведениям С. Жакуловой, замминистра ведомства по труду и соцзащите населения, 44,5% пенсионеров будут иметь базовую пенсию в размере 100% от прожиточного минимума, примерно столько же могут рассчитывать на выплаты от 74% до 90%. Надбавка у 120 тыс. граждан, которые уже стали пенсионерами, но не имеют стажа свыше 10 лет, составит 54% прожиточного минимума.

Таким образом, базовая пенсия вырастет до:

  • минимальная — 15274 тенге;
  • максимальная — 28284 тенге;
  • средняя — 25400 тенге.


Новая реформа в пенсионном обеспечении

В рамках реформы в РК впервые применят на практике более объективную систему учета трудового участия граждан, планирующих выйти или уже отправленных на заслуженный отдых. Например, до июля 2019 года базовая пенсия в Казахстане составляет 54% прожиточного минимума независимо от трудового стажа. В будущем чем больше времени человек отдал трудовой деятельности, тем выше будут выплаты в процентном отношении от прожиточного минимума. В результате, если рассматривать только плоскость базовых выплат, канет в лету уравниловка пенсионеров. В данный момент все они имеют одинаковую базовую выплату, но при этом разные трудовые стажи.

Кому и на сколько повысят пенсионные выплаты с 1 июля?

Перерасчет пенсий будет осуществляться в соответствии со строгим математическим подсчетом. Если пенсионер вообще не располагает трудовым стажем, или он не превышает 10 лет, будет выплачиваться минимальная базовая пенсия, то есть 54% от прожиточного минимума. За каждое десятилетие стажа сверх установленного минимума размер базовой пенсии вырастет еще на 2% в год. Граждане, отработавшие до выхода на пенсию не менее 33 лет, получат 100% прожиточного минимума ежемесячно.

Как происходит начисление пенсии в Казахстане?

Мужчины в праве рассчитывать на пенсии в 2019 году при достижении 63 лет, женщины — 58 лет. Постепенно пенсионный возраст женской части населения в 2018-2027 годах будет увеличиваться на полгода ежегодно, пока не достигнет, как и у мужчин, 63 лет. Необходимость многоступенчатого увеличения женского пенсионного возраста объясняется следующими обстоятельствами:

  • демографическая ситуация отмечается ростом продолжительности жизни в целом по РК;
  • более 2/3 нынешних пенсионеров — женщины.

Предусмотрено, что отдельные категории граждан имеют право на льготы в виде снижения пенсионного возраста до:

  • 53 лет женщинам, которые являются родителями (усыновителями) более 4 детей и воспитывали их до достижения каждым 8 лет;
  • 50 лет мужчинам (45 — женщинам), имеющим трудовой стаж до 1998 г. не менее 25 лет (20 — для женской части населения), проживавшим в период с 29.08.1949 до 05.07.1963 на территории зон с высоким экологически рискомот 5 лет и более и пострадавшим из-за испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне.

Тенденция изменений размера пенсий в Казахстане за последние 5 лет

Пенсии в Казахстане планомерно увеличиваются год от года с того момента, как забота о социально незащищенной категории граждан стала важной частью государственной внутренней политики. В начале каждого отчетного периода Правительством готовится соответствующее постановление, которое вступает в силу с начала следующего года. В 2013 пенсионеры получали как минимум 19066 тенге, а размер базовых пенсий составлял 9330 тенге. Через год минимальный уровень пенсионного обеспечения вырос на 900 тенге и в итоге был равен 19966 тенге. Согласно данным Минтруда и соцзащиты населения на 1 августа 2018 года, разные виды пенсионных выплат составляли:

  • выплачиваемые за счет бюджета — 81093 тенге;
  • базовые — 25664 тенге;
  • солидарные в среднем — 55429 тенге.

Увеличение пенсий планируется и дальше за счет поступления в бюджет целевых средств в виде взносов на пенсионное страхование от работодателей и собственных отчислений работающих. Так, с 2018 года работодатели платят на пенсионное страхование 1,5% от начисленной зарплаты, а в 2020 и 2022 будут платить 2% и 3% соответственно. Наемные работники также будут участвовать в обеспечении собственной старости. С 2019 г. они вносят 1%, а с 2020 г. будут вносить 2%. Социально уязвимые слои населения по-прежнему останутся на попечении государства.

Читайте также: