Период ожидаемой выплаты пенсии 228 месяцев

Современное российское законодательство предусматривает несколько видов пенсионного обеспечения для граждан, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность. Среди них особо следует отметить так называемую накопительную пенсию – особый вид денежного довольствия граждан, которые выбрали подобный способ формирования пенсионных накоплений. При этом для ее расчета используются специальные методики и параметры, об одном из которых и пойдет речь далее в статье.

Понятие ожидаемые периоды выплаты пенсии

Бесплатно по России

Те граждане, которые решили, что наравне со страховой пенсией они будут формировать еще и накопительную, по достижению возраста выхода на заслуженный отдых вправе рассчитывать сразу на две выплаты.

Расчет страховой пенсии производится государственным пенсионным фондом на основании имеющихся к моменту достижения нужного количества лет соответствующего количества баллов, составлявших ИПК. Соответственно, чем выше будет данный показатель, тем на большее количество получаемых денег может рассчитывать пожилой гражданин.

Накопительная рассчитывается по некоторым иным принципам. Перечисленные в счет нее денежные средства не конвертируются в какие-либо условные единицы, а аккумулируются в своем непосредственном выражении. Кроме этого, при подсчете накопительной пенсии учитывается доход, полученный гражданином от инвестиций. Также это могут быть и иные поступления, к примеру, средства материнского капитала.

Таким образом, важнейшим параметром при определении размера накопительной пенсии является общая сумма накопленных денежных средств гражданином с учетом инвестиционного дохода и иных источников.

Далее следует рассмотреть то, каким образом осуществляются выплаты накопительной части пенсии гражданину. Законодательно выделяется три таких формы:

  1. Единовременная.Предполагает выплату всех имеющихся денежных средств сразу после наступления права на их получение. Однако следует учитывать, что такое возможно лишь в исключительных случаях и никак не зависит от воли самого гражданина. Единовременно полностью получить всю сумму можно только в тех случаях, которые прямо определены законом. К примеру, такой возможностью могут воспользоваться инвалиды или получатели соцпособий. Кроме этого, вся сумма может быть выплачена, если накопленная сумма не очень велика.
  2. Срочная.Денежные средства выплачиваются в течение определенного самим пенсионером срока, однако не менее, чем 10 лет.
  3. Бессрочная. В данном случае пенсионер может получать деньги пожизненно или до исчерпания накопленных им финансовых ресурсов. При этом размер ежемесячного обеспечения рассчитывается исходя из такого важного параметра, как «ожидаемый период выплаты».

Под ним следует понимать продолжительность жизни гражданина после выхода на пенсию.

Естественно, этот параметр является усредненным. Он рассчитывается исходя из тех данных, что предоставляются официальными статистическими органами, и в этой связи не вполне корректно отражает реальное положение дел. Однако именно этот параметр является обязательным при подсчетах, что устанавливается соответствующими нормативными актами.


Изменение времени дожития за последние пять лет

Длительное время рассматриваемый в настоящей статье параметр не подлежал каким-либо существенным изменениям. Так, до 2015 года он был равен 19 годам или 228 месяцам. Однако на протяжении последующих периодов данный показатель увеличивался. Для оценки соответствующей динамики ниже представлена таблица, в которой содержится информация относительно установленных сроков дожития применительно к конкретным календарным годам:

ГодСрок дожития в месяцах
2014228
2015228
2016234
2017240
2018246

Несмотря на условность обоснований ежегодного увеличения периода дожития, оно не лишено оснований, поскольку действительно средняя продолжительность жизни в нашем государстве растет, хотя и в таких темпах, которые были заявлены.

Срок дожития в 2019 году

В 2019 году тенденция увеличения показателя рассматриваемого параметра была продолжена. Так, в этом году время дожития составляет 252 месяца или 21 год. Увеличение по сравнению с предыдущим годом составило полгода.

Оснований полагать, что период дожития сохранится на уровне 2019 года в дальнейшем, нет оснований. Уже сейчас известно, что в 2020 году он составит 21,5 года или 258 месяцев.

На что влияет ожидаемый период

Рассматриваемый в статье период используется, в первую очередь, при расчете накопительного типа пенсии, которая выплачивается бессрочно. Так, срок дожития применяется для определения размера ежемесячного денежного обеспечения. Соответственно, чем выше становится данный показатель, тем на меньший размер пенсионного обеспечения может рассчитывать гражданин в будущем.

Однако изначально это должно было быть не совсем так. Дело в том, что практически одновременно с параметром ожидаемого периода в стране увеличивается и возраст выхода на пенсионное обеспечение. Соответственно, перечислений в счет накопительной пенсии, по замыслу законодателей, должно было быть больше.

Расчет пенсии с учетом ожидаемого периода на примере

Чтобы понять, каким непосредственно образом период дожития влияет на размер обеспечения, следует привести обстоятельный пример.

Соответственно, размер его пенсии рассчитывается по следующей формуле:

РП – размер пенсии.

СН – сумма накоплений

ПД – период дожития.

В 2019 году рассматриваемый период составляет 252 месяца, поэтому:

300000/252 = 1190,47 рубля.

Соответственно, размер накопительной пенсии Смирнова составит 1190 рублей 47 копеек.

Как сокращается время дожития

Время дожития может быть сокращено в том случае, если гражданин преклонного возраста обратится за накопительной пенсией позже, чем у него возникает такое право. При этом из общего времени дожития высчитываются периоды в календарных месяцах.

Разберем на примере:

Какие действия предпринять, чтобы сумма не уменьшалась

Чтобы размер накопительной пенсии из-за увеличения периода дожития не уменьшался, гражданин должен в самостоятельном порядке обеспечить поступление дополнительных денежных средств на накопительный счет. Кроме этого, обращение за накопительной пенсией позже установленного срока также сократит период дожития, что приведет к увеличению выплаты.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии для досрочников

Ряд категорий граждан имеет право выйти на пенсию досрочно. Как правило, это связано с особой спецификой деятельности работников, которая приводит к ранней утрате способности трудиться.

Период дожития в данном случае рассчитывается с учетом срока, на который был сокращен период трудовой деятельности благодаря предоставленной льготе.

В соответствии с законом граждане, наравне с пенсией страховой, имеют право на формирование и накопительной части своего материального обеспечения в старости. При его назначении используется такой параметр как период дожития, от которого непосредственно зависит размер ежемесячных выплат. При этом сроки дожития имеют тенденцию к постоянному увеличению. Так, в 2019 году соответствующий период составляет 252 месяца или 21 календарный год.

Полезное видео

Об изменениях в 2019 году смотрите в видео:

7.2.5. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т)

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии – это показатель, который рассчитывается на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используется для определения страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Закон о трудовых пенсиях устанавливает два показателя ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости: общий (19 лет, или 228 месяцев, который будет действовать, только начиная с 2014 г.) и сокращенный (14 лет, или 168 месяцев). Для его применения законодателем установлен переходный период с 2002 г., который будет длиться до 2013 г.

Ожидаемый период выплаты пенсии по старости (Т) – количество месяцев выплаты пенсии по старости после достижения пенсионного возраста. От величины данного показателя напрямую зависят размеры страховой и накопительной частей пенсии, поскольку они определяются путем деления суммы уплаченных страховых взносов на Т.

С 1 января 2002 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) определен продолжительностью в 12 лет (144 месяца), который ежегодно будет повышаться, пока не достигнет 19 лет. Предполагается, что женщины в среднем будут находиться на пенсии до 67 лет (55 лет +12 лет), мужчины – до 72 лет (60 лет + 12 лет):

Ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) может быть сокращен, если пенсия по старости или хотя бы ее страховая часть назначается в более позднем возрасте. При назначении страховой части пенсии мужчинам после достижения 60, женщинам – после достижения 55 лет ожидаемый период выплаты пенсии (показатель Т) сокращается на один год за каждый календарный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не менее чем до 14 лет (168 месяцев).

Следовательно, при Т = 19 лет для мужчин, достигших 61 года, и женщин, достигших 56 лет, показатель Т составит 18 лет и т. д. По достижении соответственно 65 и 60 лет он уменьшится до 14 лет и далее сокращаться не будет. Очевидно, что такое правило установлено в целях стимулирования более позднего обращения за страховой частью пенсии. Это дает основание предположить, что при обращении за пенсией граждане могут заявлять о назначении им не всей пенсии, а лишь ее части. Данная норма может применяться и в тех случаях, когда по каким-либо причинам (в том числе и из-за отсутствия требуемого страхового стажа) обращение за пенсией последовало спустя год и более после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Ожидаемый период выплат (показатель Т) снижается, если производится перерасчет пенсии, который производится один раз в год работающим пенсионерам. Перерасчет производится также при полном или частичном отказе пенсионера от получения начисленной ему страховой части пенсии. Не полученные пенсионером суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет, увеличивая тем самым его пенсионный капитал.

Для каждого конкретного случая расчет трудовой пенсии по старости производится согласно Закону «О трудовых пенсиях» по определенной методике, но с учетом персональных данных каждого пенсионера. Как видно из предыдущих формул, при первичном назначении трудовой пенсии по старости учитываются все пенсионные права, как по общему трудовому стажу по состоянию на 1 января 2002 г., так и с учетом уплаченных страховых взносов.

Кроме того, в зависимости от роста цен размер страховой части трудовой пенсии по старости с 2002 г. постоянно индексируется на показатель, определенный Постановлением Правительства РФ, и эта индексация также учитывается при окончательном определении расчетного пенсионного капитала как за счет общего стажа, так и за счет уплаченных страховых взносов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.5. Дополнительные страховые взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии

2.5. Дополнительные страховые взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 3. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 1. Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 5. Дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии 1. Размер уплачиваемого дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии определяется застрахованным лицом самостоятельно.2. Застрахованное лицо, желающее

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии

Статья 6. Порядок самостоятельной уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии 1. Уплата дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии осуществляется застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем

Статья 7. Порядок исчисления и удержания дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии работодателем 1. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии ежемесячно исчисляются работодателем отдельно в отношении каждого

Глава 2 Виды и условия назначения трудовой пенсии

Глава 2 Виды и условия назначения трудовой пенсии 2.1. Виды трудовых пенсий и их структура2.2. Лица, имеющие право на трудовую пенсию2.3. Условия назначения трудовой пенсии2.4. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии2.5.

2.3. Условия назначения трудовой пенсии

2.3. Условия назначения трудовой пенсии Для разных категорий граждан трудовая пенсия начисляется по разным основаниям.Трудовая пенсия по старости назначается при достижении пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет). Население старше пенсионного возраста

4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости

4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости Трудовая пенсия по старости определяется с учетом пенсионных прав граждан и суммы страховых взносов, перечисленных в ПФ. Право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 55

4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости

4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости Расчет ежемесячной трудовой пенсии по старости для основной категории пенсионеров определяется путем суммирования всех ее частей: страховой и накопительной, который можно представить по следующей

4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р

4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р Примечание: с 1 января 2010 г. базовая часть пенсии (БЧ) входит в состав страховой части трудовой пенсии и получила название – фиксированный базовый размер страховой части (Б). Накопительная часть отсутствует,

5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным инвалидами вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или общего заболевания. Порядок установления инвалидности

5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности

5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности Размер трудовой пенсии по инвалидности сейчас зависит от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности, как это было до 01.01.2010 г. Причина перехода на группу инвалидности

6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца Потеря, т. е. смерть, кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан. В силу этого основания государство берет на себя обязанности по содержанию нетрудоспособных членов

6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца

6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле в зависимости от категории получателя указанной пенсии. В состав пенсии входит фиксированный базовый размер, который с 1

8.1. Сроки назначения трудовой пенсии

8.1. Сроки назначения трудовой пенсии Подавать заявление о назначении пенсии лучше заблаговременно и желательно со всеми необходимыми документами, которые заранее должны быть подготовлены. Для того чтобы трудовая пенсия по возрасту или выбранная пенсионером часть этой

9.4.3 Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии

9.4.3 Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии В соответствии со статьей 12 средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на формирование накопительной части трудовой пенсии.По

Начиная с 2004 года судебные инстанции рассматривают поступающие в массовом порядке исковые заявления застрахованных лиц о пересчете досрочно назначаемой пенсии с применением части 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». До недавнего времени суды в большинстве случаев принимали положительные решения, обязывая органы ПФР пересчитать расчетный пенсионный капитал с увеличением ожидаемого периода выплаты пенсии (Т) на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: Статья 14 Закона содержит формулу исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости: СЧ = ПК/Т, при этом указано, что Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Статья 30, являющаяся одной из самых сложных и наиболее запутанных по своему логическому изложению, раскрывает значение термина «конвертация», обозначающего оценку пенсионных прав застрахованного лица, приобретенных на дату вступления в силу Закона (то есть на 1 января 2002 года), превращение их в расчетный пенсионный капитал, который является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Она производится по формуле (п. 1 ст. 30): ПК = (РП-БЧ) х Т, где Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32).

Статья 32 Закона содержит переходные положения о постепенном увеличении ожидаемого периода выплаты вплоть до 228 месяцев. А лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до общеустановленного пенсионного возраста (55/ 60 лет для женщин/мужчин).

П. 5 ст. 30 предлагает альтернативный вариант подсчета расчетного пенсионного капитала лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в соответствии с п.1 ст. 27 и пп. 7-13 пункта 1 статьи 28), который может осуществляться с применением вместо общего трудового стажа стажа на соответствующих видах работ.

Часть 3 п. 5 ст. 30 установлено, что при этом ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста (55/60 лет для женщин/мужчин).

Позиция Минздравсоцразвития России и Пенсионного фонда состоит в том, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ должны рассматриваться во взаимосвязи и взаимодействии «особенно те из них, которые являются отсылочными и (либо) на переходный период содержат иное правовое регулирование. И это означает, что названная юридическая норма должна рассматриваться в совокупности с п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 14 и п. п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ».

То есть ожидаемый период выплаты (Т) при исчислении пенсионного капитала на 01.01.2002 не является величиной самостоятельной и зависит от аналогичной величины (Т), принимаемой при исчислении трудовой пенсии по старости и при расчете пенсии с применением общего и при расчете пенсии с применением специального стажа. И, соответственно, предусмотренное частью 3 п. 5 ст. 30 его увеличение может применяться только одновременно с увеличением Т, указанного в ст. 14 (то есть, как предусмотрено п.2 ст. 32, только начиная с 2013 года).

Однако, если пунктом 1 ст. 30 определено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (п. 5 ст. 14 и п. 1 ст. 32 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), то подобной ссылки в части 3 п. 5 ст. 30 законодатель не предусмотрел.

Суды, удовлетворявшие иски, указывали, что «понятия «ожидаемый период выплаты пенсии» для расчета страховой части пенсии и для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав являются различными как по своей сущности так и по времени действия» и поэтому ожидаемый период выплаты пенсии для определения расчетного пенсионного капитала при конвертации пенсионных прав (ПК = (РП - БЧ) х Т) должен увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до общеустановленного пенсионного возраста, в момент назначения пенсии, а ожидаемый период выплаты пенсии для расчета страховой части пенсии (СЧ = ПК / Т) подлежит такому увеличению только начиная с 1 января 2013 года.

Вместе с тем, различное толкование правоприменителями нормы ч. 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и неоднозначность судебной практики свидетельствует о продолжающейся законодательной неурегулированности этого вопроса (что также подтверждено прокуратурой Московской области в сентябре 2006 года).

В связи с этим ФНПР обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с просьбой дать официальные разъяснения порядка осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. № 30). Однако, Министерство считает данную ситуацию урегулированной и не требующей дополнительных разъяснений (ответ Минздравсоцразвития России на обращение ФНПР прилагается).

Считаем, что в настоящее время этот вопрос следует решать в судебном порядке.

14 февраля 2007 года Государственная Дума в первом чтении приняла проект федерального закона № 375503-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который помимо прочего предусматривает признание утратившим силу части 3 пункта 5 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ФНПР и членские организации направили Председателю Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А.К. Исаеву свои замечания на данный законопроект с просьбой учесть их при рассмотрении его во втором чтении.

Помимо этого, лидеры 14 общероссийский профсоюзов обратились к председателю Государственной Думы Б. В. Грызлову с просьбой отклонить при рассмотрении во втором чтении законопроекта № 375503-4 эту поправку, считая, что это ухудшит положение застрахованных лиц, у которых пенсии исчислены с применением стажа на соответствующих видах работ (так как в настоящий момент часть 3 п. 5 ст. 30 представляет «досрочникам» дополнительную - наряду со снижением возраста выхода на пенсию – пенсионную льготу в виде увеличения пенсии за особый характер работы).

Подписи под обращением поставили: председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Н. К. Соловьев, председатель Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения А. А. Фефелов, председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности И. А. Фомичев, председатель Горно-металлургического профсоюза М. В. Тарасенко, председатель профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Л. А. Миронов, председатель Профсоюза работников лесных отраслей В. Н. Очекуров, председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности А. И. Чекменев, председатель Профсоюза работников общего машиностроения Ю. С. Спиченок, председатель профсоюза работников природноресурсного комплекса Н. К. Попков, председатель Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Б. А. Сошенко, председатель Российского профсоюза работников судостроения В. Е. Макавчик, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности И. И. Мохначук, председатель Российского профсоюза работников химических отраслей промышленности А. В. Ситнов, председатель Всероссийского Электропрофсоюза В. Н. Вахрушкин.

Департамент социального развития Аппарата ФНПР

Ответ Министерства здравоохранения и социального развития РФ на обращение ФНПР от 22.02.2007 г. № 58н:

Сообщаем, что данный вопрос исчерпывающим образом решен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», целью которого является единообразное применение судебной практики.

Таким образом, по мнению Департамента, не может быть неоднозначной судебной практики по применению нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г., поскольку указанным постановлением Пленум дал руководящие разъяснения судам общей юрисдикции, которые обязательны для них, в связи с чем суды должны руководствоваться ими при вынесении решений по данному вопросу.

Вместе с тем, после издания вышеназванного постановления Минздравсоцразвития России не располагает случаями иного толкования судами разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г.

В этой связи Министерству нет необходимости давать официальные разъяснения по затронутому Вами вопросу.

Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Ю.В.Воронин.

Краткое содержание:


Как будут платить пенсию за январь 2021 года, рассказали получателям в Пенсионном фонде страны. Как отметили специалисты, все россияне получат выплаты в полном объеме, однако некоторым из них денежные средства будут зачислены раньше сроков. Преждевременные выплаты связаны с приближающимися новогодними и рождественскими праздниками.

Кому выплатят пенсии за январь 2021 года преждевременно


В России одним из ключевых вопросов среди получателей пенсий и пособий остается их срок зачислений. Речь идет о графиках, которые традиционно в канун новогодних и рождественских праздников пересматриваются и смещаются. Как сообщили в Пенсионном фонде РФ, этот год не станет исключением, поэтому некоторые граждане получат полученные им средства преждевременно.

Известно, что раньше зачислят средства тем пенсионерам, которые традиционно получают пенсию в первых числах каждого месяца. Таким образом, если учитывать производственный календарь, согласно которому с 1 по 10 января у россиян будут выходные дни, то получат выплаты досрочно те, кто попадает в этот временной отрезок.

Следует также учитывать, что «Почта России» обозначила также индивидуальный график работы. Ее отделения приступят к обслуживанию клиентов только с 4 января. Поэтому тем лицам, которые получают деньги посредством почтовых отделений, следует заблаговременно поинтересоваться графиком их работы в конкретном городе, поселке или селе.

Граждане, которым выплаты назначаются после 10 числа каждого месяца, будут получать январские пенсии в штатном режиме. Другими словами, их смещение графиков никак не коснется.

Как начисляли пенсии в декабре 2020 года раньше срока


Сообщается, что ранее Пенсионный фонд осуществлял выплату пенсий за январь некоторым категориям граждан в период с 25 по 31 декабря. Вероятнее всего, и этот год не станет исключением.

«Пенсия за декабрь выплачивается по стандартному графику, сроки предпраздничной выплаты за январь станут известны немного позже, в прошлом году они были объявлены 20 декабря», — сообщают в ПФ РФ.

Пока в ПФ РФ нет четких данных, можно предположить, что зачисления будут произведены в последнюю рабочую неделю года. Таким образом, россиянам предстоит дождаться официальных заявлений. Также специалисты должны будут сформировать конкретный список получателей, которые смогут получить пенсионные выплаты заранее.

Какие еще нововведения ожидают получателей пенсий за январь 2021 года


Помимо сроков и смещения графиков выплат пенсий и пособий, российским пенсионерам не стоит забывать о некоторых других нововведениях, которые ожидают их уже в первый день наступающего года. Речь идет об использовании для социальных выплат отечественной платежной системы «Мир».

Как сообщалось ранее, она менее подвержена внешним факторам и более защищена благодаря внедрению инновационных технологий отечественными разработчиками. Именно поэтому, на государственном уровне принималось решение о приоритете данной платежной системы. Пока только при начислении выплат и пособий со стороны государства.

Кроме того отмечается, что те граждане, которые получат выплаты за январь 2021 года преждевременно, могут рассчитывать на суммы уже с учетом запланированной индексации. Известно, что страховые пенсии по старости увеличатся на 6,3%. Этот показатель превышает прогнозируемый уровень инфляции по стране.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, или коэф­фициент дожития (Т), зависящий от года назначения пенсии, который применяется для расчета ее страховой части, использу­ется при полном расчете трудовой пенсии по старости. К 2013 г. законодательством установлен коэффициент дожития 19 лет (228 месяцев), после чего он сохранится на все последующие годы. При этом в переходный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере — 14 лет (168 месяца).

Эта величина не означает, что пенсионеру будет выплачи­ваться пенсия только в течение 19 лет, она применяется исклю­чительно для расчета. Если пенсионер превысит ожидавшийся период получения пенсии, взятый за основу при определении размера пенсии (проживет дольше среднестатистического по­казателя продолжительности жизни на пенсии), то выплата установленной ему пенсии не будет прекращена, а будет про­должена пожизненно, несмотря на полное исчерпание его пен­сионного капитала.

Это возможно только благодаря тому, что в случаях более ранней смерти пенсионера неиспользованный пенсионный капитал не передается его наследникам, а перераспределяется между всеми пенсионерами для обеспечения продолжения вы­платы пенсии тем, кто в силу преклонного возраста исчерпал свой пенсионный капитал. Данный солидарный механизм и со­ставляет суть распределительной пенсионной системы, которая существует в подавляющем большинстве стран мира, в том чис­ле и в Российской Федерации.

Законом установлено: чем дольше будет работать гражданин после достижения общеустановленного пенсионного возраста, тем меньше будет срок дожития, а значит, больше будет размер пенсии.

Ожидаемый период выплаты пенсии (Т)

Пенсионный капитал

Пенсионный капитал (ПК) и пенсионные накопления — это и есть новые формы учета обязательств государства по выпла­те пенсии. Теперь ее размер напрямую зависит от учтенных на лицевом счете сумм пенсионного капитала и от пенсионных на­коплений, сформированных за всю трудовую деятельность буду­щего пенсионера.

Величина расчетного пенсионного капитала застрахованно­го лица рассчитывается с помощью расчетного размера пенсии (РП), который определяется следующим образом: из расчетного размера пенсии (РП) вычитается базовая часть (БЧ) в сумме 450 руб., полученная сумма умножается на время дожития (Т):

ПК- (РП – 450 руб.) х Т,

где РП — расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка.

Заработок для лиц, зарегистрированных в системе государственного пенсионного страхования, берется за периоды 2000—2001 гг. по сведениям индивиду­ального (персонифицированного) учета, С момента регистрации в системе государственного пенсионно­го страхования (выдачи пластиковой карточки «Стра ховое свидетельство государственного пенсионного страхования») во внимание принимаются только све­дения персонифицированного учета за эти периоды, а не справки;

450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации на 01.01.2002;

Т — ожидаемый период выплаты пенсии (в месяцах) за­висит от года назначения пенсии. Установлен продолжительностью 19 лет (228 месяцев), но в переход­ный период до 2013 г. этот показатель применяется в уменьшенном размере (по состоянию на 01.01.2002 составляет 144 месяца). При стаже меньше установ­ленного законом минимального (менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин) размер пенсионного капитала будет понижаться пропорционально отработанному стажу.

Значение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости влияет на размер ее страховой части только при учете пенсионных прав, приобретенных в условиях новой пенсион­ной системы, то есть расчетного пенсионного капитала, сформированного после 01.01.2002.

При учете пенсионных прав, приобретенных застрахованны­ми лицами до указанной даты, размер устанавливаемой страховой части трудовой пенсии по старости не зависит от величины ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Если оценка пенсионных прав застрахованных лиц произ­водится одновременно с назначением им трудовой пенсии но инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на соответствующее отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида на день, с которого назначается трудовая пенсия (п. 2 ст. 15 Зако­на о трудовых пенсиях), к 180 месяцам. Указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости умножается на отношение нормативной продолжительности страхового стажа в случае смерти застрахованного лица и назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Для лиц, имеющих неполный трудовой стаж, величина пен­сионного капитала определяется исходя из величины расчетно­го пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного трудового стажа и умножает­ся на число месяцев фактического трудового стажа, по следую­щей формуле:

ПК= ПКполн. х СТ / СТполн.,

где ПКполн. — пенсионный капитал при полном стаже;

СТ — фактически имеющийся трудовой стаж в месяцах на 01.01 2002;

СТполн. — полный трудовой стаж в месяцах, установленный за­коном (для женщин — 240 месяцев, для мужчин — 300 месяцев).

Полученная сумма и есть начальный пенсионный капитал, который в рублях вносится на индивидуальный лицевой счет каждого гражданина и в дальнейшем подлежит ежегодной индек­сации в зависимости от роста цен за соответствующий период.

Проиндексированный начальный пенсионный капитал в сумме со страховыми взносами, отчисляемыми в дальнейшем работодателем за работника, начиная с 01.01.2002 по день уста­новления ему пенсии составит накопленный пенсионный капитал.

Далее для расчета страховой части необходимо определить величину расчетного пенсионного капитала, т.е. капитала на день назначения пенсии. Он определяется путем умножения величины расчетного пенсионного капитала на индексы увеличения в соответствии с постановлениями Правительства РФ об индексации. К полученному произведению прибавляется сум­ма страховых взносов, уплаченных работодателем за работника с 01.01.2002 по день назначения ему пенсии.

Сумма страховых взносов, уплаченных работодателем в бюджет Шр ПФР с 01.01,2002 по 31.12.2009, составляет 29 642,86 руб.

ПК ,т.е. пенсионные права, на 01.01.2002 — 143 488 руб.

Определим размер трудовой пенсии по старости в 2010 г. Сначала проиндексируем начальный пенсионный капитал, имеющийся у пенсионера на 01.01.2002 на коэффициент индексации, который составляет 3,678. С учетом всех индексации начальный рас- : четный пенсионный капитал пенсионера составил: 143 488 х 3,678 = : = 527 748,86 руб.

К проиндексированному начальному пенсионному капиталу приба- : вим сумму страховых взносов, уплаченных работодателем за работни- : ка в бюджет ПФР с 01.01.2002 по 31.12.2009: РПК = 527 748,86 руб. + I + 29 642,86 руб. = 557 391,72 руб.

Определим размер страховой части трудовой пенсии, исчисленной из полученной суммы расчетного пенсионного капитала на 31.12.2009: СЧ = 31.12.2009 ПК / Т = 557391,72 руб. / 186 мес. = 2996,73 руб.

Фиксированный базовый размер пенсии на 31.12.2009 —2460 руб.

Размер пенсии составил: 2460 руб. + 2996,73 руб. = 5456,73 руб.

Поскольку с 01 01.2010 проведена переоценка пенсионных прав граждан, полученный размер начального расчетного пенсионного ка- : питала (527 748,86 руб.) подлежит также валоризации, т.е. перерасчету за советский период (см. главу 6 «Переоценка пенсионных прав (валоризация)».

Предположим, что гражданин родился в 1940 г. и в советский период до 01.01.1991 проработал 37 лет. Его расчетный пенсионный : капитал с учетом валоризации составит: 527 748,86 руб. х 0,47= 248 041,96 руб., где 0,47 — 47% прибавки к расчетному пенсионному капиталу (37% за 37 лет работы и 10% за факт работы в СССР), Страховая часть пенсии с учетом суммы валоризации на 01.01.2010 : составила: СЧ = ПК / Т = 248 041,96 руб. / 186 мес. = 1333,56 руб.

Прибавка к пенсии составит: 2996,73 руб. – 1333,56 руб. =1663,17 руб.

Размер пенсии с учетом суммы валоризации в 2010 г. составил:

П = СЧ + Б + В = 2460 руб. + 2996,73 руб. + 1663,17 руб. =7119,90 руб.

Увеличение возраста дожития приведет к тому, что причитающуюся сумму получат единицы




Правительству РФ, видимо, мало ему одной пенсионной реформы, оно внесло в Госдуму новый законопроект об увеличении ожидаемого периода выплаты (ОПВ) накопительной пенсии или, как его еще называют, срока дожития с 252 до 258 месяцев (21,5 года) в 2020 году. Свое решение власти обосновывают тем, что средняя продолжительность жизни в стране, а с ней и «срок дожития» растет, поэтому нужно пересматривать этот параметр. На деле же, этот шаг приведет только к тому, что ежемесячные выплаты по накопительной пенсии будут уменьшены. Для чего и затевалась пенсионная реформа.

До 2016 года ОВП составлял 228 месяцев или 19 лет. Однако затем правительственные эксперты посчитали, что это слишком мало, и началось его планомерное повышение на шесть месяцев. Или, как это называют в Минтруде, «доведение используемого для исчисления накопительной пенсии ожидаемого периода до величины, соответствующей реальной продолжительности жизни».

Дальше больше, в ведомстве посчитали, что нынешний подход к расчету периода дожития, основанный на данных о смертности за предшествующий год, приводит к его занижению — и, как следствие, к завышению размера накопительной пенсии. Поэтому ведомство вместо данных за прошлый год хочет использовать прогнозы продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте соответственно 60 и 55 лет. Тех, для кого и проводилась пенсионная реформа с отъемом пенсий.

По данным Росстата, численность женщин в возрасте 55 лет составила 1,107 млн человек, мужчин в возрасте 60 лет — почти 0,916 млн человек. Ожидаемая продолжительность их предстоящей жизни — 16,56 года для мужчин и 26,28 года для женщин соответственно. Поэтому в среднем ОПВ должен составить 263 месяца. Но, так уж и быть, чтобы скачок не был слишком резким, в 2020 его повысят только на полгода, а затем уже до отметки в 264, то есть ровно 22 года.

Что это значит на практике? Как уже было сказано, продление срока на полгода приведет к снижению на 2,4% ежемесячных выплат по накопительным пенсиям. Всего за четыре года назначаемая накопительная пенсия уже сократилась на 10%.

Но самое интересное, что пенсионная реформа и повышение пенсионного возраста накопительную часть выплат как бы не затронуло — она по-прежнему начинает начисляться (но не выплачиваться) с 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно. И именно с этого возраста, а не с 65 и 60, то есть нового срока выхода на пенсию, считается «срок дожития».

Выходит, что теперь, чтобы получить все причитающиеся накопленные выплаты мужчинам нужно будет прожить до 87 лет. С учетом средней продолжительности жизни россиян в 71,59 лет это, мягко говоря, проблематично.

Массовые выплаты по накопительным пенсиям начнутся с 2023 года. У граждан, формирующих пенсионные накопления в ПФР («молчуны» и клиенты частных управляющих компаний), средний счет на 2018 год составлял около 45 тыс. руб., у граждан, копящих на пенсию в НПФ, — около 70 тыс. руб. Заморозка накопительной части пенсии с 2014 года привела к сокращению этих сумм примерно на тысячу рублей.

В повышении ОПВ есть только один относительный плюс — снижение ежемесячных выплат повышает вероятность единовременной выплаты всей суммы. Сейчас выходящие на пенсию граждане получают накопительную часть единовременно, если она по состоянию на день назначения меньше 5% от суммы общей пенсии (страховая пенсия, единовременная выплата к ней и накопительная пенсия). Чтобы были назначены ежемесячные выплаты, необходимо иметь около 177 000 рублей пенсионных накоплений.

Как это работает на практике? Пенсионный фонд для расчета накопительной пенсии все накопленные средства гражданина делит на период дожития. По данным Росстата, средний размер назначенных пенсий в России в январе-июне составил 14 135 рублей (5% от этой суммы — всего 700 рублей в месяц).

Однако и в сентябре в ПФР предложили повысить планку с 5% до 20% от федерального прожиточного минимума пенсионера. На 2019 год он составляет 8846 рублей (20% от этой величины — 1770 рублей). Получается, что для получения накопительной пенсии каждый месяц нужно будет иметь на счету порядка 500 000 рублей. Такие суммы, особенно с учетом заморозки, есть буквально у считанных пенсионеров.

Зачем же все эти манипуляции с накопительной частью пенсий? Директор компании «пенсионный партнер» Сергей Околеснов рассказал «СП», что увеличение «срока дожития» неизбежно ведет к сокращению выплат по накопительной части пенсий. Что касается единовременной выплаты, зачастую фондам проще сразу выплатить всю сумму, чем заниматься обслуживанием мизерного счета.

— Шестимесячное повышение ожидаемого периода выплаты на первый взгляд кажется несущественным. Это меньше 2,5% от общей цифры. Люди в большинстве своем относятся к этому спокойно, тем более что непонятно, кода еще будет эта пенсия. Но важно то, что эти изменения происходят каждый год. То есть они системные. Правительство постепенно уменьшает ежемесячные выплаты по накопительным пенсиям.

«СП»: — Для чего нужно повышать «возраст дожития»?

— С одной стороны, у нас действительно есть позитивный тренд по увеличению продолжительности жизни. Поэтому Минтруд и ПФР подтягивают актуарные расчеты к фактической реальности. Цифра в 228 месяцев довольно долго не менялась, и теперь ее начали увеличивать.

Но с другой, это ведет к изменениям в пенсионной системе, пенсионной реформе. Правительство поняло, что люди живут дольше, денег на пенсии не хватает, и для того, чтобы справиться со своими обязательствами, оно всеми способами пытается сэкономить. Поднимают пенсионный возраст, проводит пенсионную реформу, постепенно увеличивают «срок дожития». Это звенья одной цепи.

Эти маленькие шажки вроде бы незначительные, но если посмотреть на то, что было сделано с 2016 года, фактически мы будем получать пенсию на три года дольше, но суммы выплат станут меньше. Три года — это уже более солидная цифра, чем шесть месяцев.

Важно отметить, что увеличение «срока дожития» — это не какое-то новшество, которое ввели только сейчас. Процесс запущен давно, но о нем мало говорят. Если пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста вызвало бурную реакцию со стороны общества, то здесь вам постепенно и незаметно растягивают вашу выплату на три года. А граждане после выхода на пенсию живут по-разному. Для многих это только 10−30% от того, что они планировали прожить.

«СП»: — Что происходит с невыплаченными деньгами, если человек умирает раньше, чем истекает его «срок дожития»?

— Эти деньги остаются в системе. Нужно понимать, что система у нас не случайно называется «Обязательно пенсионное страхование». Принцип страхования заключается в том, что люди скидываются в общий котел — кто-то больше, кто-то меньше. Возьмем для примера ОСАГО: все заплатили по 4−6 тысяч рублей, но у кого-то выплаты большие, у кого-то маленькие, а у кого-то их вообще нет. Значит, люди воспользовались страховыми деньгами не в равной степени.

То же самое и с пенсионной системой. Люди скидываются своими накоплениями на пенсию. Если до момента наступления страхового случая, то есть выхода на пенсию, состоялась смерть застрахованного лица, все накопленные деньги получает его правопреемник, то есть наследник.

Но если прошла хоть одна выплата из этих 258, то система страхования заработала, и в этом случае все, что человек не успел получить, останется в ней для других пользователей. Кто-то проживет один месяц, кто-то положенные 258, а кто-то — 500. И те, кто уйдет из жизни раньше, будут обеспечивать выплату пенсий тем, кто проживет дольше.

«СП»: — Почему, в таком случае, Минтруд хочет повысить порог единовременной выплаты, вместо того, чтобы платить эти мизерные суммы каждый месяц?

— С учетом того, что суммы накопления пока очень маленькие, то ежемесячная выплата в 700 рублей человеку для НПФ стоит больше, чем он сможет на этом заработать.

Пенсионный фонд зарабатывает путем того, что берет себе 0,75% от суммы на счете плюс 15% инвестиционного дохода. Грубо говоря, если инвестиционный доход составил 7% годовых, НПФ зарабатывает 1,8% в год от суммы, которой он управляет. Если человек получает пенсию в 700 рублей в месяц, в год она составляет 8400 рублей. Значит, с этой суммы НПФ заработает 150 рублей в год.

Это достаточно скромная цифра, ведь фонд обязан делать рассылки, вести счета клиента, отчитываться перед регулятором, производить транзакции по выплате. Поэтому хотя на первый взгляд кажется, что чем раньше фонд выплатит всю пенсию, тем хуже ему, на практике существует порог эффективности. Очень маленькие пенсии выплачивать просто невыгодно. И людям это смешно, и ПФР сложно вести эти счета, и для НПФ это тоже лишняя нагрузка. Поэтому им выгодней дружно заплатить человеку один раз и избавиться от лишних расходов.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего

Читайте также: